Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) КОЛУМБА (521-597), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 9 июня), основатель мон-ря Иона и других монашеских обителей в Ирландии и Шотландии; почитается как один из св. покровителей Ирландии и просветитель Шотландии КОНСТАНТИН Константин Васильевич Аксёнов (1888 - 22.10.1937), свящ., сщмч. (пам. 9 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИН Николаевич Алексеев (3.11.1873 - 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых) КОНСТАНТИН Константин Васильевич Бажанов (3.06.1879 - 23.12.1937), прот., сщмч. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) КОНСТАНТИН Александрович Богословский (1871 - 1937), прот., сщмч. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИН Стефанович Богоявленский (1896 - 27.07.1918), свящ., сщмч. (пам. 14 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборе Екатеринбургских святых) КОНСТАНТИН Алексеевич Голубев (1852 - 1918), прот., сщмч. (пам. 19 сент., 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых) КОНСТАНТИН (Дьяков Константин Григорьевич; 21.05.1871 - 10.11.1937), митр. Киевский и экзарх Украины, сщмч. (пам. 28 окт., в Соборе Киевских святых и Соборе святых Слободского края) КОНСТАНТИН Дмитриевич Жданов (22.03.1875 - 29.04. 1919) свящ., сщмч. (пам. 16 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИН Иванович Зверев (1881 - 11.02.1920), диак., сщмч. (пам. 29 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИН Константин Алексеевич Колпецкий (15.05.1885 - 23.09. 1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_30.html

1883 6 июля введен я был в Святейший Синод и приведен к присяге 1 , в присутствии Первенствующего Члена Св. Синода, Высокопреосвященного Митрополита Новгородского и С-Петербургского Исидора 2 и Членов архиепископа Холмско-Варшавского Леонтия 3 и Духовника Их Величеств, Протопресвитера Василия Борисовича Бажанова 4 , а также г. Обер-Прокурора, Действ. Тайного Советника Константина Петровича Победоносцева , его товарища Тайного Сов. Николая Павловича Смирнова 5 и чиновников Синодальной Канцелярии. Затем, открыто было обычное заседание Св. Синода. Обер-секретари и секретари Синодской Канцелярии поочередно докладывали дела, каждый по своей части. На первый раз мне пришлось слушать, между прочим, дело по представлению Настоятеля Иерусалимской миссии, архимандрита Антонина 6 , о построении во граде Иудове (в Горней) домовой церкви, под названием: «Встретение Божией Матери праведной Елизаветой». Определено наименовать церковь : «Благовещение» и дозволено в 30-й день марта совершать службу Благовещения 7 . Вечером в тот же день был у меня Ключарь Казанского собора, протоиерей Павел Константинович Цветков, мой земляк, сын учителя моего по Шуйскому духовному училищу – Константина Николаевича Цветкова 8 . О. Цветков прежде состоял на службе в Финляндии; был предстоятелем тамошнего духовного Правления. Он рассказывал мне о положении православного духовенства в Финляндии и об отношениях к пастве. Содержание причтов в каждом приходе строго определено точными актами, утвержденными высшей властью. Были попытки и у нас в России обеспечивать материальное положение причтов мирскими приговорами; но эти приговоры, большей частью, не были прочны и ненадолго сохраняли обязательную силу. 8-го числа был у меня другой почтенный земляк, настоятель Владимирской церкви, протоиерей Александр Николаевич Соколов 9 . Родина его – село Кохма, Шуйского уезда, в 20-ти верстах от моей родины, села Гориц. Мы вместе с ними учились в Шуйском училище и во Владимирской семинарии, но он шел курсом впереди меня. Много лет не видевшись, мы взаимно обрадовались теперь друг другу. Беседа между нами на этот раз была самая искренняя и откровенная. Вспомнили мы , между прочим, об общем земляке, старшем нас, недавно скончавшемся придворном протоиерее и Члене Св. Синода, Иоанне Васильевиче Рождественском 10 . А. Н-ч говорил о нем, как о ревностном защитнике в Синоде интересов белого духовенства; сообщал, что он строго преследовал злоупотребления синодских чиновников и даже раскрыл какой-то подлог покойного Товарища Обер-Прокурора Ю. В. Толстого 11 ; и что не пользовался расположением митрополита. Но последнее, кажется не совсем верно. По крайней мере, владыка Исидор, во время пребывания своего в Москве на коронации, мне лично выражал свое сожаление о кончине Иоанна Васильевича и с благодарностью вспоминал о его прилежном и тщательном занятии делами синодскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

VI. Учреждение особого присутствия для дел православного духовенства Дружное желание нашего общества внести необходимые улучшения в быте и строе православного духовенства, а также оживление в церковно-приходскую деятельность, побудило высшее правительство обратить серьезное внимание на эти важные общественные задачи. В 1861 году министр внутренних дел И. А. Валуев, представляя Государю в Ливадии выписки из конфиденциального отношения киевского генерал-губернатора о положении православного духовенства и русской народности в юго-западном крае и полагая, что состояние всего православного духовенства в империи требует преобразований и улучшений, предложил ряд мер к возвышению духовного сословия 107 . Эти меры должны были состоять: в наделении сельского духовенства землею, в предоставлении некоторых прав и преимуществ детям духовенства, окончившим курс в семинариях и академиях, и в ведении епископов в государственный совет. По воле Государя проект этот дозволено было сообщить только небольшому кружку лиц, а именно: обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому, митрополитам Исидору и Филарету и протопресвитеру Бажанову, а затем рассмотреть в особом комитет под председательством великого князя Константина Николаевича. Обер-прокурор Св. Синода граф А. П. Толстой находил неудачным проект о допущении епископов в государственный совет: предполагая, что этот совет, пользуясь присутствием епископов, будет решать дела подлежащие ведению Синода, и таким образом светское управление еще более прострет свою власть над церковью. Митрополит Филарет отнесся также отрицательно к предположению о введении епископов в государственный совет, в видах могущего произойти вследствие сего уменьшения значения Св. Синода и отвлечения епископов из их епархий. При этом митрополит Филарет указал, что еще на основании петровских законов в экстренных случаях возможны совместные конференции Синода и государственного совета, без нарушения независимости и целости каждого их них 108 . В заключении своего мнения митрополит Филарет высказал следующее суждение: «может быть не столько нужно то, чтобы епископ заседал в правительственном собрании вельмож, сколько то, чтоб вельможи и благородные мужи чаще и усерднее, вместе с епископом, окружали алтарь Господень, украшая тем церковь и ее праздники, утешая своим общением и поощряя епископа, и подавали назидательный пример народу, который довольно прилежно окружает епископа в праздники церковные» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

«Протопресвитер Василий Борисович Бажанов , сын дьякона, родился в 1800 году, в Тульской губернии, в Алексинском уезде. Первоначальное образование получил в Тульской духовной семинарии, а окончательное в Санкт-Петербургской духовной академии. По окончании курса наук со степенью магистра в 1823 году, определен был бакалавром в оной академии. В 1826 году рукоположен в священника в церкви 2-го кадетского корпуса и определен законоучителем в корпусе и в дворянском полку. С 1827 года по 1836 год состоял законоучителем в Императорском С-петербургском университете, в университетском благородном институте и в высшем училище. С 1829 года по 1836 по 1845 год состоял профессором богословия в Главном педагогическом институте. С 1835 года Высочайше определен законоучителем и духовником Государя Наследника Цесаревича, ныне благополучно царствующего Государя Императора Александра Николаевича и всех августейших детей Государя Императора Николая Павловича. В 1836 году избран действительным членом Императорской российской академии, в 1837 году возведен на степень доктора богословия. В 1840 году Высочайше назначен законоучителем высоконареченной невесты Государя Наследника Цесаревича Принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, ныне Государыни Императрицы Марии Александровны; в 1847 году законоучителем высоконареченной невесты Государя великого князя Константина Николаевича, принцессы Александры Саксен-Альтенбургской; в августе 1848 года Высочайше назначен управляющим придворным духовенством, а с 6 декабря того же года Всемилостивейшее пожалован духовником Их Величеств: 12 декабря того же года определен протопресвитером придворных соборов: Зимнего дворца и московского Благовещенского. В 1849 году 5 августа назначен членом Святейшего Правительствующего Синода и обер-священником главного штаба Его Императорского Величества и гвардейских корпусов; в 1850 году законоучителем Государя великого князя Владимира Александровича. В том же 1854 году избран почетным членом конференции С.-Петербургской и Казанской духовных академий; а в 1856 году почетным членом Императорской академии наук и Императорского С-петербургского университета».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

С. Успенский Двенадцатый член Символа веры Чаю (ожидаю) воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь Будущая жизнь Много горя и кручины, Много тягостных тревог Посылает смертным Бог С колыбели до кончины. Есть за гробом жизнь другая: Без лишений и скорбей. Мы должны стремиться к ней, Все земное забывая... Посылай мне, Боже мой, В этой жизни все лишения. Лишь введи в Твои селенья, Где блаженство и покой. В. Бажанов Сон святого Андрея (Видение рая) Однажды в течение двух недель в Константинополе стоял лютый мороз, сопровождавшийся снежной бурей. Весь город был в снегу, и от холода замерзали на лету птицы. Люди обезумели от ужаса. Был вечер. По городской улице с нечеловеческим трудом сугробами пробирался святой Андрей, никогда не имевший определенного пристанища и постоянного крова. Остановившись от усталости вблизи полузанесенного городского дома, преподобный неожиданно увидел собаку и тотчас же улегся около нее, надеясь хоть немного согреться. Но испуганная собака шарахнулась от него. «Как грешен я! – подумал преподобный. – Не только люди, но и псы гнушаются мной». Оставшись один, Андрей уже не мог двинуться дальше и стал быстро замерзать, молясь, чтобы Господь принял его душу с миром. Скоро приятная теплота разлилась по всем его членам, и святой увидел себя в дивном раю. Там было много садов. Высокие деревья наклоняли свои вершины и радовали взор праведника. От многочисленных райских цветов струилось благоухание. Кругом порхали невиданной красоты птицы. Порой они садились на ветки райских деревьев и пели дивные песни, вызывая в душе святого неописуемый восторг. Посредине рая протекала светлая, точно хрустальная, река. По берегам ее зрел виноград, от тяжести ягод опускавший свои лозы к земле. На большом возвышении, посреди самого рая, стоял крест, который окружали певцы. Они пели неземные гимны и славили Воскресшего Господа. За крестом висела завеса, которую сейчас же отдернула чья-то невидимая рука, и преподобный Андрей увидел Господа Саваофа, сидящего на престоле и окруженного Ангелами. Он был облечен в багряную ризу. Лицо Его светилось, как солнце, а очи с любовью взирали на праведника.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Санкт-Петербург. Церковь Мирония при лейб-гвардии Егерском полку. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Хотя официально полковой храм был посвящен апостолу Павлу, обычно его называли церковью Мирона, или просто Мироновской. Священномученик Мирон Кизический был святым покровителем лейб-гвардии Егерского полка. Сформированный в ноябре 1796 года Павлом I лейб-гвардии Егерский батальон через десять лет стал полком. Он особенно отличился в битве с французами при Кульме 17 августа 1813 года, в день священномученика Мирона Кизического, за что был награжден серебряными георгиевскими трубами. Первая полковая церковь во имя равноапостольных Константина и Елены с 1806 года находилась в старых казармах на Звенигородской улице и имела походный иконостас. 20 мая 1817 года на втором этаже северного крыла новых казарм на Рузовской улице, построенных Ф. Демерцовым и А. Штаубертом, была освящена церковь во имя священномученика Мирона. Желая, чтобы у каждого гвардейского полка был собственный отдельный храм, Николай I утвердил 15 марта 1849 года для егерей проект К.А. Тона, который своим видом, за исключением высокой 70-метровой колокольни, напоминал Благовещенскую церковь лейб-гвардии Конного полка. Закладку храма произвел 29 июня 1850 года митрополит Никанор (Клементьевский) в присутствии Государя. Строительство велось под руководством Г.Х. Штегемана на средства Кабинета Его Величества. 17 августа 1855 года новая трехпридельная церковь была освящена протопресвитером Василием Бажановым в присутствии Императора Александра II. Главный придел был посвящен апостолу Павлу, в память основателя батальона, правый - благоверному князю Александру Невскому, в память основателя полка, левый - священномученику Мирону, святому покровителю полка. Особенно много для украшения церкви постарался ее ктитор в 1855 - 1896 годах полковник С.И. Кутепов. При нем под главным алтарем, в подвале, 21 ноября 1889 года была освящена Никольская часовня в память о спасении Императорской семьи в Борках.

http://sobory.ru/article/?object=34467

Скачать epub pdf Публикуемая статья представляет собой историко-канонический очерк русского писателя и богослова Владимира Александровича Керенского , который выходил ранее в газете «Известия по Казанской епархии» за 1918 год и в журнале «Вече. Альманах русской философии и культуры» в 2003 году. Публикация В.А. Бажанова. Печатается с сокращениями. Миланский эдикт Императора Константина Великого 313 г. довольно существенно изменил правовое положение христианской церкви... она сделалась церковью, благоприятствуемою со стороны гражданских властей и представители ее получили многие права и преимущества... прежде всего свободу от несения общественных обязанностей... и имущественных повинностей. Не менее существенные привилегии при Константине Великом  и его ближайших преемниках получили члены христианского клира и в судебном отношении... Утверждая таким образом за представителями церковного клира, особенно высшего, очень большие привилегии не только церковного, но и гражданского характера, первые христианские императоры однако же настаивали на том, чтобы представители клира не слишком вторгались в гражданскую сферу. Шестое правило святых апостолов гласит: «епископ или пресвитер или диакон да не приемлет на себя мирских попечений иначе да будет извержен из священного чина», что подтверждает и 10-е правило VII Вселенского собора: «клирикам не надлежит принимати на себя мирских и житейских попечений»... под коими разумелись не дела, вызываемые христианскою любовию, например, дела попечительства над детьми, но дела «корыстныя»... С наступлением средних веков – периода особенного расцвета папской системы – правовое положение римско-католического духовенства на западе не только не ухудшается, а напротив улучшается. Общий принцип, легший в этот период в основу папской системы, в рассматриваемом отношении гласит: «духовныя лица не могут быть никем принуждаемы к тому, что несовместимо с званием их, как духовных лиц, и государство, которое не придерживалось бы подобных воззрений, было бы явным последователем духовенств».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Список литературы 1 . Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста , архиеписко­па Константинопольского и его пастырская деятельность. Изд. 2-е. СПб., 1874. 2 . Бажанов М., прот. Св. Иоанн Златоуст  и его пастырская деятельность в Антиохии. Казань, 1907. 3 . Библейская энциклопедия. М., 1990. 4 . Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 1–4: М., 1994. 5 . Брендле Р. Иоанн Златоуст . Проповедник, епископ, муче­ник. М., 2006. 6 . Диалог Палладия, епископа Еленопольского с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епис­копа Константинопольского, Златоуста/Вступительная статья, пе­ревод с древнегреческого, комментарии А.С. Балаховской. М., 2002. 7 . Гидулянов П. В. Восточные патриархи в период первых все­ленских соборов. Ярославль, 1898. 8 . Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Новый Афон. 2005. 9 . Древний патерик, изложенный по главам. М., 1991 (Реп­ринт. воспроизведение изд. 3-го. М., 1899). 10 . Доброклонский А. Сочинение Факунда, еп. Гермионского в защиту трех глав. М., 1880. 11 . Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в древ­ней Церкви III–VIII вв./Ученые записки Православного универ­ситета ап. Иоанна Богослова. М., 1998. 12 . Евсевий Памфил . Церковная история. М., 1993. 13 . Зарин С. Аскетизм. М., 1996. 14 . История Византии. В трех томах. М., 1967. Т. 1. 15 . Казанский П. С. История православного монашества на Во­стоке. Ч. 1–2. М. 2000. 16 . Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994. 17 . Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1992. 18 . Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. Париж, 1947. 19 . Св. Климент Александрийский . Педагог. Ярославль, 1890. 20 . Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. СТСЛ, 1992. 21 . Кременечский А., свящ. Место блаженной кончины и по­гребения св. Иоанна Златоуста  и Василиско-Златоустовский обще­жительный женский монастырь в Абхазии. Воронеж, 1908. 22 . Лебедев В. Подробное описание жизни и пастырской дея­тельности св. отца нашего Иоанна, архиепископа Константинополь­ского. М., 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Церковь Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит: вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к ходатаю нового завета Иисусу ( Ebp. XII, 22–24 ). Сие соединение Церкви небесной с земной указывает на нее, как на предмет веры. Веровать в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. В благодати Божией, всегда пребывающей в истинной Церкви Христовой, мы убеждаемся, во-первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины ( Uh. I, 14 ) и исполняющий благодати и истины тело Свое, то есть Церковь ( Uh. I, 17 ). Во-вторых тем, что Он умолил Отца небесного послать ученикам Своим другого Утешителя, который да пребудет с ними во век ( Uh. XIV, 16 ). Утешитель же, Дух Святый, поставляет пастырей пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян. ХХ, 28 ). Имея главой и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Mф. XVI, 18 ); или – Я с вами во все дни до скончания века, говорит Иисус Христос ( Mф. XXVIII, 20 ). В исповедании веры мы признаем Церковь «единой». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех ( Eф. IV, 4–6 ). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа ( I Kop. III, 10–11 ). Хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, но все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Видимо сие единство выражается одинаковым исповедыванием веры, общением в молитвах и таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Илия Бажанов с семьей. Фотография. 20-е гг. XX в. Васильевич Бажанов (24.07. 1877, с. Селище (ныне Селищи) Касимовского у. Рязанской губ.- 16.09. 1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 3 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых), свящ. Из семьи псаломщика. Старший брат прот. сщмч. Константина Бажанова . В 1895 г. поступил в Рязанскую ДС, к-рую окончил в 1899 г. С 9 сент. 1900 г. преподавал в церковноприходской школе дер. Кочемары Касимовского у. Рязанской губ. 21 мая 1901 г. Рязанским и Зарайским еп. Полиевктом (Пясковским) определен на место диакона к Казанской ц. с. Малахова Касимовского у., рукоположен во диакона 8 июля 1901 г. Преподавал в церковноприходской школе с. Малахова. 13 нояб. 1904 г. переведен в Покровскую ц. с. Никиткина Егорьевского у. Рязанской губ., 23 июня 1914 г.- на штатное священническое место к Николаевской ц. дер. Ксенофонтово Егорьевского у. Рязанской губ. 19 июля Михайловским еп. Амвросием (Смирновым) рукоположен во иерея. После 1917 г. служил в ц. в честь Обновления храма Воскресения Христова с. Карамышева Касимовского у. Рязанской губ. Возведен в сан протоиерея. В 1928 г. был осужден на 6 месяцев принудительных работ за неуплату повышенного сельхозналога. Все имущество, в т. ч. дом, было конфисковано. 20 авг. 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной работе», заключен в тюрьму г. Касимова. 15 сент. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 12 марта 2002 г. Арх.: Архив Историко-архивного отдела Рязанской епархии. Дело «Прот. Бажанов Илия Васильевич»; Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 12017; Архив УФСБ РФ по Моск. обл. Д. 17412; Архив управления ЗАГС администрации Рязанской обл. Оп. Касимовская. Кн. 101; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 58; ГАРО. Ф. 1033. Оп. 1. Д. 228; Ф. Р-6775. Оп. 1. Д. 75.

http://pravenc.ru/text/389313.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010