14/27 февраля – день памяти равноапостольного Кирилла († 869), просветителя славян. От времени жизни святого Кирилла нас отделяет больше 1100 лет. Сквозь слой веков, как сквозь толстое мутное стекло, трудно, кажется, что-то разглядеть. О многих знаменитых людях той эпохи мы подчас не знаем ничего, кроме имени. Создатель славянской азбуки в этом отношении оказался в положении исключительном. Можно сказать, что нам повезло. Уже вскоре после кончины Кирилла и Мефодия были созданы их жизнеописания. Причем созданы их ближайшими учениками и «по горячим следам», когда обстоятельства жизни славянских первоучителей не успели забыться. В написании жития святого Кирилла , вероятно, принимал непосредственное участие Мефодий, передавший подробные сведения о детских годах своего брата. Когда листаешь «Пространные жития» Кирилла и Мефодия, этот замечательный исторический источник, одно из первых произведений славянской литературы, перед глазами разворачивается увлекательная история, в которой соседствуют описания спокойных лет учебы и полных приключений миссионерских путешествий в отдаленные страны Востока, свидетельство о напряженной научной работе и картины жизни столичного царского двора, рассказ о монашеском уединении и полное драматизма повествование о просветительских трудах Кирилла и Мефодия у славян. Отдельное внимание привлекает рассказ о детстве святого Кирилла, в котором замечательны два эпизода – повествование об унесенном ветром ястребе и о чудесном сне, увиденном однажды Кириллом. Представьте себе подростка по имени Константин (так звали святого Кирилла до монашеского пострига), который воспитывается пусть в не очень богатой, но и в совсем не бедной семье. Его отец занимает немаловажную государственную должность в Фессалониках – втором по величине городе Византийской империи . Любимое развлечение этого мальчика, как, впрочем, и других молодых людей его круга, – ястребиная охота. Отец подарил ему обученного ястреба – довольно дорогой, как известно, подарок. Однажды Константин отправился с друзьями на охоту. И вот, когда его птица взмыла в небо, чтобы обнаружить добычу, поднялся внезапный порыв ветра, подхватил ястреба и унес. Сказать, что Константин расстроился, – значит не сказать ничего. Горю его не было предела. Два дня от огорчения он не ел хлеба. «Реакция ребенка, потерявшего игрушку», – скажете вы. Но выводы из этого случая Константин сделал совсем не детские. «Подумав в душе о суетности жизни этой, – рассказывает его жизнеописатель, – покаялся, говоря: “Такова ли есть эта жизнь, где на место радости приходит печаль? С этого дня вступлю на другой путь, что этого лучше, и в волнении жизни этой своих дней не растрачу”». Таким путем для Константина стало учение.

http://pravoslavie.ru/59783.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИРИЛЛ V КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Кирилл V (Каракалла), патриарх Константинопольский Кирилл V (Каракалла) (Каракала; греч. Κριλλος Ε Καρκαλλος; кон. XVII в. - не ранее 1775), патриарх  б.  Константинопольский Родился в конце XVII века в Димицане ( Пелопоннес ), происходил из знатного греческого рода. После захвата Пелопоннеса в 1715 году турками был вывезен в Константинополь , бежал на Афон , затем на остров Патмос , где обучался в Патмосской школе (Патмиаде) у дидаскала Макария Патмосского (Калогеры) и принял монашеский постриг . Не завершив обучения, Кирилл переехал в Константинополь , где жили его брат и сестра. В 1737 году рукоположен во митрополита г. Меленико (ныне Мелник , Болгария ). С 22 января 1745 по сентября 1748 году занимал митрополичью кафедру Никомидии . Предшественник Кирилла на Никомидийской кафедре Гавриил при поддержке одной из партий при дворе султана на протяжении трёх лет пытался оспорить назначение Кирилла и в итоге добился своего восстановления.  28 или 29 сентября 1748 года Кирилл был поставлен патриархом   Константинопольским  вместо Паисия II , занимавшего патриарший престол в 1744-1748 годах в третий раз. Противники Кирилла утверждали, что его поставление связано со взятками и интригами высокопоставленных родственников, однако архивные документы свидетельствуют, что Паисий оставил патриарший престол добровольно, а Кирилл был избран общим решением Поместного Собора .  В июне 1751 года был низложен и удален на остров Халки , это было связано с его позицией о необходимости перекрещивания  католиков  при переходе в Православие. 7 сентября 1752 года был возвращён на патриаршую кафедру.  Ему активно противодействовали митрополит Каллиник  и удаленные из Константинополя архиереи, находившиеся в оппозиции к Кириллу V. 15 или 16 января 1757 года Кирилл V был вновь низложен. " Низложение "  собственноручно подписал Каллиник , избранный на патриарший престол. Документ резкой полемической направленности содержит многочисленные выпады и оскорбления в адрес Кирилла.

http://drevo-info.ru/articles/13680652.h...

Житие Константина-Кирилла Подготовка текста и перевод Л. В. Мошковой и А. А. Турилова, комментарии Б. Н. Флори У истоков славянских литератур лежит сочинение, посвященное человеку, чей талант, труд и подвиг сделали возможным само их существование, – обширный текст высоких литературных достоинств и ценнейший исторический источник – Пространное житие Константина (в монашестве Кирилла) Философа. Относительно авторства памятника существуют разноречивые суждения, но среда, в которой он возник (ближайшее окружение первоучителя), и время создания (вскоре после смерти Константина в Риме) не вызывают сомнений. Жизнеописание создателя славянской письменности в полной мере разделило ее исторические судьбы: гонение в Великой Моравии после смерти архиепископа Мефодия, когда само существование славянской грамоты и славянского богослужения находились под вопросом, триумф в Болгарском государстве Бориса и Симеона и упадок под византийским владычеством, новый бурный расцвет уже на иной территории – в Киевской Руси. Вплоть до Нового времени тема равноправия славянского языка как языка, которым достойно славить Бога, и ортодоксальности славянского православия оставалась актуальной. Первые следы использования Жития Константина в других литературных памятниках прослеживаются с начала XII в. (Повесть временных лет под 996 г.). Символично, что уже на рубеже Нового времени в России к нему проявляют интерес писатели противоположных литературных направлений: высокоученейший воспитанник Киево-Могилянской академии св. Димитрий, митрополит ростовский, создавший к 1700 г. новую редакцию Жития, и основатели знаменитой Выговской пустыни старообрядцы братья Андрей и Симеон Денисовы, включившие традиционный текст памятника в круг обязательного чтения общины (Минеи Четьи 1711 г.). Внимание и уважение к истокам сближало противоположности. Живое отношение последующих эпох к Житию Константина как к памятнику, вновь и вновь обретающему актуальность, отразилось и в его рукописной традиции. Сохранилось не менее 60 полных списков памятника начала XV–XVIII вв., а число выписок (старшие из которых относятся к XIII в.) просто не поддается учету. Сопутствующие памятнику в рукописях тексты ясно свидетельствуют, что Житие (и выписки из него) воспринимались и использовались многопланово: и как собственно агиографический памятник, и как полемический трактат, источник сведений по истории, философии и грамматике. Большинство сохранившихся списков (свыше 80 %) – восточнославянского происхождения. Однако значение древнерусской традиции Жития не только в их числе: как недавно установил итальянский славист Дж. Дзиффер, вседошедшие списки памятника восходят к восточнославянскому протографу домонгольского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

отв. ред. Д. С. Лихачев Житие Константина-Кирилла Философа Житие Константина (Кирилла) Философа (Пространное) – памятник болгарской агиографии, широко распространенный в древнерусской книжности. Ж. содержит ценные сведения о жизни и деятельности Константина Философа, создателя славянской письменности, выдающегося миссионера, полемиста и писателя. Принято считать, что это Ж. было создано в Великоморавии между 869 и 882 гг. Мнение о том, что Ж. было написано в Болгарии в период Второго Болгарского царства (В. Григорович, В. Киселков) и что местом его написания была Паннония, ныне отвергнуто. Древнейшими из 48 полных сохранившихся списков Ж. являются списки болгарского писателя XV в. Владислава Грамматика, сделанные им в 1469 и 1479 гг. Ныне обнаружен утраченный список нач. XV в. (ГИМ, собр. Барсова, 619). Их тексты не содержат существенных смысловых разночтений. В основу изданий обычно кладут списки Владислава Грамматика как старейшие, а также и список ГБЛ (собр. МДА, 19) как в некоторых отношениях более исправный. В рукописной традиции бытует много извлечений из текста Ж., существует и несколько переделок. Ж. анонимно, и поэтому атрибуция – один из самых запутанных вопросов его изучения. Большинство славистов считают, что автором Ж. был Климент Охридский, один из самых известных учеников миссионера, выдающийся писатель и педагог, основоположник так называемой Охридской литературной школы. В доказательство обычно приводят стилистические параллели между Ж. и произведениями Климента, которому к тому же принадлежит и Похвала Константину (Кириллу). По другому мнению, Ж. было написано учениками Константина во главе с Мефодием; некоторые полагают, что автором был сам Мефодий. Высокий уровень литературного мастерства, заинтересованность в создании культа брата в связи с дальнейшим укоренением славянской письменности и богослужения, знакомство с детскими и отроческими годами персонажа, с его миссиями среди арабов и хазар – все это приводится в пользу авторства Мефодия. Между тем единственное указание авторства в Ж., которое читается в конце гл. X, сообщает, что Мефодий перевел «книги» своего брата, разделив их на 8 слов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ V КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 20-27 мая 2004 г. мая 2004 Межвузовская Ассоциация духовно-нравственного просвещения " Покров " Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария Санкт-Петербургский государственный Университет культуры и искусств Российский государственный педагогический Университет им. А. И. Герцена Санкт-Петербургская Академия последипломного педагогического образования Епархиальный Отдел религиозного образования и духовного просвещения Межвузовская Ассоциация духовно-нравственного просвещения " Покров " Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария Санкт-Петербургский государственный Университет культуры и искусств Российский государственный педагогический Университет им. А. И. Герцена Санкт-Петербургская Академия последипломного педагогического образования Епархиальный Отдел религиозного образования и духовного просвещения ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ V КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 20-27 мая 2004 г. Со-Председатель оргкомитета Кирилло-Мефодиевских чтений - архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, президент Межвузовской ассоциации " Покров " Со-Председатель оргкомитета Кирилло-Мефодиевских чтений - ректор Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств П.А. Подболотов. Заместитель Со-Председателей оргкомитета протоиерей Александр Зелененко, председатель Епархиального Отдела религиозного образования и духовного просвещения. Заместитель Со-Председателей оргкомитета В.А. Щученко, доктор философских наук, профессор, декан факультета Истории русской культуры Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры и искусств. Состав оргкомитета: В.В. Головин, доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств. А. А. Корольков, академик РАО, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, Председатель Научно-методического совета Межвузовской ассоциации " Покров " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=187...

А.В. Журавский Глава 1. Пастырская и архипастырская деятельность митрополита Кирилла до первой мировой войны Начало жизненного пути и пастырского служения Митрополит Кирилл (в миру – Константин Иларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 года в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии в семье псаломщика. И едва ли будет ошибкой сказать, что с самого детства жизненный путь будущего иерарха Русской Православной Церкви был предопределен. Предопределен рождением в церковной семье, воспитанием в духе трепетной любви к Церкви, которую привили ему верующие родители, и той благочестивой средой, в которой с юных лет находился Константин. Достигнув определенного возраста, Константин поступает в Духовную семинарию. Об этих годах нам известно, к сожалению, мало. Сохранились лишь собственные, незначительные по объему воспоминания самого будущего священномученика: «Умственным взором моим я, как и сейчас, вижу ряды волнующихся голов, в среде которых жил когда-то. Передо мною восстает прошедшая жизнь семинарская, с ее интересами, волнениями, спорами и бурями. Несерьезные эти волнения, но воспоминания о них особенно приятны сердцу. Занимали нас те вопросы, от которых волновались тогда мы: кого спросят на уроке и тому подобные по нашей жизни, нашему сердцу близкие, дорогие» 3 . После завершения семинарского курса Константин Смирнов поступает в 1883 году в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Как гласило журнальное постановление Совета академии: «Из подвергавшихся проверочным испытаниям и выдержавших оные удовлетворительно – оказавшихся лучшими – принять на казенное содержание в числе 49 4 . При этом двадцать шестым по списку значился Константин Смирнов, который избрал изучение предметов церковно-практического отделения 5 , а из предлагаемых новых языков выразил желание изучать немецкий 6 . В Духовной академии, как и многие студенты тех лет, Константин Смирнов оказался под сильным влиянием незаурядной личности архимандрита Антония (Вадковского) , тогдашнего инспектора (с 1885 года), а в 1887 году – ректора академии, будущего Петербургского митрополита. Архимандрит Антоний очень скоро отметил прямодушного молодого студента, горящего жаждой самоотверженного пастырского служения, юношу с глубоко православным сознанием и ясными представлениями о высоте и достоинстве духовного служения русского пастыря. А это по тем временам было редкостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

VII Кирилло-Мефодиевские чтения мая 2007 Международная конференция «Этническое своеобразие культурных традиций православно-христианского мира». Международная конференция " Этническое своеобразие культурных традиций православно-христианского мира " . ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО 24-25 мая 2006 года Санкт-Петербургский Государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ) при содействии научных, административных, религиозных организаций проводит вышеназванный форум. Конференция состоится в главном корпусе СПбГУКИ, по адресу: Дворцовая набережная, дом 2. К участию в международной конференции приглашаются ученые, религиозные и политические деятели, представители общественности, иностранные гости. Православие определило духовное единство, общность ценностных систем и культурных традиций стран Центральной и Восточной Европы, особенно в эпоху формирования основ национальных культур и становления государственности. В наше время сложных процессов интеграции и дифференциации народов, распространения стандартов массовой культуры и потребительских стереотипов обращение к духовному наследию и опыту православия является особенно актуальным. Этническое своеобразие социально-исторического опыта, культурных традиций, менталитета христианских стран зиждется на едином духовном основании, что создает благоприятные предпосылки для взаимопонимания, диалога. Теоретическое осмысление этого своеобразия и единства в сфере религиозных, философских, политических традиций, книжности и искусства является залогом укрепления дружбы и сотрудничества, является одним из факторов политической стабильности в Европе. Предполагается работа по трём направлениям: 1. Православие и культурное развитие стран славянского мира. 2. Православная Традиция и ментальное своеобразие славянских народов. 3. Духовное наследие славянства в условиях глобализации. Со-Председатель оргкомитета Кирилло-Мефодиевских чтений - ректор Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств П.А. Подболотов. Со-Председатель оргкомитета Кирилло-Мефодиевских чтений - архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, президент Межвузовской ассоциации " Покров "

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=181...

В ФМС не видят препятствий для принятия патриархом Кириллом гражданства Украины. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва 24 марта 2024 года Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В ФМС не видят препятствий для принятия патриархом Кириллом гражданства Украины 07.08.2009 11:11 Версия для печати Москва, 7 августа. В Федеральной миграционной службе считают возможным, исходя из российских законов, получение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом украинского паспорта при сохранении гражданства РФ, сообщает " Интерфакс-Религия " . " Так как Патриарх не является государственным служащим, то я не вижу никаких проблем с получением им украинского гражданства " , - заявил руководитель пресс-центра ФМС Константин Полторанин, слова которого приводит в пятницу газета " Комсомольская правда " . По его словам, хотя в России двойное гражданство не предусмотрено ни с одним из государств, однако любой гражданин РФ " может иметь и два, и три паспорта разных стран, и это никоим образом не карается " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Путь Кирилла Лаврова к родному храму К 95-летию со дня рождения великого артиста! 07.09.2020 1945 Время на чтение 10 минут Народный артист СССР Кирилл Юрьевич Лавров – признанный корифей русского и советского искусства. Всем хорошо известны и любимы его роли. Героям Лаврова веришь безоговорочно. Кирилл Лавров не играл роли, он проживал жизнь своего персонажа. В советское время не было человека, который не знал бы этого актера. К сожалению, в настоящее время молодое поколение забывает о нем. Мне кажется, что такие имена должны оставаться в памяти поколений, потому что они несут большой потенциал нравственности и патриотизма. Они являются связующим звеном разных эпох нашей истории. В этом году исполняется 95 лет со дня рождения Кирилла Юрьевича Лаврова и это хороший повод напомнить о нём и его наследии. В жизни Лаврова, как часто бывает с личностями такого масштаба, отразилась вся сложная и трагическая эпоха революционных и социальных потрясений в истории России ХХ и XXI веков. По его жизни можно писать учебник истории. Кирилл Лавров родился через год после смерти Ленин в 1925 году городе Ленинграде при Иосифе Сталине, а умер в один год и даже месяц с Борисом Ельциным (с разницей в три дня) в 2007 году в городе Санкт-Петербурге при Владимире Путине . Катаклизмы и исторические потрясения прошли через семью и жизнь Лаврова. Дед актера, Сергей Васильевич Лавров, эмигрировал из революционной России в Сербию, где в Белграде до сих пор сохраняется его могила (знаменательно, что на этом же кладбище погребен племянник игумении Таисии, Аполлинарий Константинович Солопов). А бабушка с его матерью осталась в Ленинграде. В годы войны 17-летний Кирилл Лавров добровольцем ушёл на фронт, потом окончил Астраханскую военную авиационную школу, служил на Курилах - в бомбардировочном полку на известном ныне всей стране острове Итуруп. Творческую жизнь актера, которая для него была наследственной, он начал на сцене Киевского театра русской драмы им. Леси Украинк и, а затем был приглашен в знаменитый Большой драматический театр в Ленинграде.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/02/pu...

Мефодий и Кирилл В церковном отношении эта область подчинялась Риму, и именно от римского папы Адриана свв. Кирилл и Мефодий получили благословение на свою деятельность. Св. Кирилл скончался в Риме, а св. Мефодия папа Адриан поставил архиепископом «всем землям славянским» (как сказано в житии Мефодия). Но у их дела было много противников, Мефодия преследовали, его учеников изгнали из Моравии. К тому времени Моравия не была единственным славянским христианским государством. В 864 г. при царе Борисе христианство приняла Болгария, в церковном отношении подчинявшаяся Константинополю, и ученики Мефодия перенесли свою деятельность в эту страну. В Болгарии при царях Борисе (852–888) и Симеоне (888–927) церковнославянская книжность переживает свой первый расцвет. В дополнение к библейским и богослужебным книгам, переведённым Мефодием и его учениками в Моравии, переводится с греческого множество книг и появляются разнообразные оригинальные произведения. Славянская книжность занимает своё место в ряду мировых литературных традиций. Те новые славянские государства, которые возникают в это время и принимают христианство , естественно, продолжают это развитие. Так случилось в Сербии в XI–XII вв. То же самое происходило и в Киевской Руси. После официального принятия христианства при св. Владимире в 988 г. на Руси утверждается и славянское богослужение, и славянская книжность. Не совсем исчезает церковнославянская литературная традиция и у тех славян, которые находились в церковном подчинении у Рима. Церковнославянским продолжают пользоваться в Чехии (до конца XI в.) и в Хорватии. Все эти области находились в общении друг с другом (разделение Церквей – на православную и католическую – происходит только в 1054 г.), взаимодействие имело место и в сфере литературы, и в сфере языка. 2 То, о чём мы сейчас говорили, – это внешние трудности становления церковнославянского языка. Не менее существенными были трудности внутренние. Когда говорят, что церковнославянский язык создали свв. Кирилл и Мефодий, имеют в виду именно преодоление этих трудностей. Конечно, они не выдумали этот язык, а приспособили славянскую речь к выражению тех понятий и представлений, которые диктовало христианское учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010