Между 1495 и 1505 гг. З. был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Мнение А. Г. Боброва о 2-кратном (в кон. 70-х - 80-х гг. XV в. и после 1495) настоятельстве З. на Хутыни ( Бобров. 1996. С. IX-X; Он же. 2003. С. 148-152) представляется необоснованным (исследователь исходит из маловероятного тезиса о письменной фиксации Пахомием Логофетом преданий, восходящих к отцу З. игум. Сергию). Продолжительность игуменства З. в Хутынском мон-ре надежно не определяется. Последнее упоминание о нем как о настоятеле датируется не позднее весны 1509 г. Оно содержится в одной из редакций «Видения хутынского пономаря Тарасия (Прохора)», где сказано, что З. услышал рассказ непосредственно от визионера и сообщил о нем архиеп. Серапиону ( Охотина-Линд. Рукописное наследие. С. 465; Она же. Сказание. С. 142), к-рый по приказу вел. кн. Василия III Иоанновича был «поиман» и отправлен из Новгорода в Москву в мае 1509 г. (см.: Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972. С. 109-110). «Видение...» датировано в тексте 1505 г., однако описанные в нем бедствия (мор и пожар) происходили в Новгороде в 1506-1508 гг. Свидетельства за предположение или против предположения о том, что уход З. из игуменов Хутынского мон-ря связан с низведением с Новгородской кафедры архиеп. Серапиона, отсутствуют. В бытность настоятелем на Хутыни (вероятно, ближе к началу своего игуменства) З. выдал недатированную грамоту игумену и братии Корнилиева Палеостровского монастыря о разрешении рыбной ловли на р. Челможе ( Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV в. из архива Палеостровского мон-ря//АЕ за 1957. М., 1958. С. 459; Янин. 1991. С. 265; Охотина-Линд. Рукописное наследие. С. 466-467; Она же. Сказание. С. 143-144). Этим, несомненно, объясняется включение имени З. в синодик обители (ИРЛИ. Отд. пост. Оп. 23. 53. Л. 59). Ко времени настоятельства З. (1505-1507) относится еще одна его рукопись - Евангелие-апракос (РГБ. Музейное собр. 8619). В 1523 г., на склоне лет, З. жил в Коневецком в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , где переписал еще одно Евангелие-апракос (РНБ. НСРК. F. 299).

http://pravenc.ru/text/182529.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Давыдов Василий; 1767, Москва - 26.12.1848, Оптина пуст. (совр. Калужская обл.)), игум. Из купеческой семьи. В 1795 г. поступил в Валаамский мон-рь, в 1796 г. определен в послушники, 22 апр. 1798 г. игум. Назарием (Кондратьевым) пострижен в монашество. В 1798-1801 гг. нес послушания в хлебне, в поварне, в трапезной, пек просфоры. 18 авг. 1801 г. рукоположен во иеродиакона, 8 сент. 1805 г.- во иеромонаха. Служил в скиту Всех святых, когда в нем подвизались преподобные Леонид (Наголкин) и Феодор Нямецкий . В 1830 г., после кончины настоятеля Ионафана, братия избрала В. настоятелем Валаамского мон-ря, 30 марта В. был возведен в сан игумена. 9 авг. 1833 г. уволен на покой, жил в скиту Всех святых и исправлял чреду священнослужения. Переведенный из Коневецкого мон-ря на Валаам новый настоятель игум. Вениамин (Мануилов) внес нек-рые изменения в чинопоследование богослужения и устав обители, что вызвало недовольство насельников, в 1838 г. В. и монах Иосия подали рапорт в Святейший Синод с обвинением игум. Вениамина в нарушении монастырского устава. Для расследования конфликта на Валаам был направлен благочинный С.-Петербургской епархии архим. св. Игнатий (Брянчанинов) . В докладной записке С.-Петербургскому митрополиту свт. Игнатий рекомендовал перевести В. из Валаамского мон-ря в Оптину пуст. и поручить духовному руководству жившего там прп. Леонида (Наголкина). В февр. 1839 г. В. был переведен в Оптину пуст., где прославился своей подвижнической и нестяжательной жизнью. Жил на пасеке, своей кельи никогда не закрывал и о ней не заботился, она была устлана стружками, дощечками, к-рые старец собирал в лесу для топки печи и рукоделия. Несмотря на внешнюю суровость, В. был «прост и добр как дитя», при виде страданий не только людей, но и животных проливал слезы. Всегда спешил на помощь смущенному чем-либо ближнему, новоначальным инокам советовал «чаще проверять свои мысли, свое сердце». До самой кончины В. отправлял чреду священнослужения в скиту и соборно в мон-ре. В 1848 г., в Рождество Христово, В. простудился и на др. день скончался. По поводу кончины В. и неск. пожилых оптинских монахов прп. Макарий (Иванов) писал: «Жаль старичков, особенно отца Варлаама. Без них как будто пусто. Молодые хороши при старичках».

http://pravenc.ru/text/154183.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Кононов Дамиан; 22 окт. 1795, дер. Репенки (Репинка) Старицкого у. Тверской губ.- 23 янв. 1881 г., Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь), игум. Валаамского мон-ря. В 1817 г. паломничал, в т. ч. в Соловецкий монастырь , Андрусовскую пустынь и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . В июле 1819 г. поступил в Валаамский мон-рь, 10 сент. 1820 г. определен в послушники: был конюхом, пекарем, с 1822 г. нарядчиком рабочих, охранником монастырского имущества острова. С 1820 г. наставником Д. Кононова был старец Евфимий (Ушаков [Уштовский]). На Рождество Христово 1823 г. игум. Иннокентием (Моруевым) был пострижен в рясофор, 12 дек. 1825 г. казначеем иером. Арсением - в монашество. С 1826 г. Д. жил в скиту Всех святых, с 1 июля 1827 г.- в уединенной пустыни (впосл. скит в честь Коневской иконы Божией Матери), нек-рое время с ним подвизался иером. Амфилохий (Брелихов). Ежедневно повар оставлял у двери кельи Д. кусок булки, к-рую пустынник съедал, запивая водой. Носил вериги, занимался рукоделием, вырезал деревянные ложки, переписывал книги. Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) 30 апр. 1833 г. Д. был назначен начальником скита во имя Всех святых. В нояб. 1838 г. благочинным мон-рей С.-Петербургской епархии архим. св. Игнатием (Брянчаниновым) он был вызван в столицу, 4 дек. 1838 г. Ревельским еп. Венедиктом (Григоровичем) рукоположен в сан диакона, 7 дек. того же года стал иеромонахом. 30 янв. 1839 г. по представлению архим. Игнатия (Брянчанинова) в Петропавловском соборе С.-Петербурга Д. был возведен в сан игумена с награждением набедренником и палицей; 14 февр. (по др. сведениям, 11 февр.) того же года утвержден в должности настоятеля Валаамского мон-ря. С 22 марта 1879 г. благочинный Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря .

http://pravenc.ru/text/168712.html

С. 37-39, 41, 45; Неволин. С. 134-139). К 1653 г. в этих вотчинах за Д. м. числилось 167 крестьянских дворов, с которых взимались налоги, к 1686 г.- 194 двора. Мон-рю принадлежало 2 подворья в Новгороде - в Детинце и на Буяне ул. Последнее упоминается в сер. XVI в. как принадлежавшее Коневецкому мон-рю. Во 2-й пол. XVII в. налоги с Д. м. увеличились: деньги собирались на жалованье «ратным людям», на реконструкцию городских укреплений, на строительство мостов и дорог, на судовой подъем по р. Мсте, когда перевозились оружейные припасы. Взимались также «ямские подможные», даточные конные, «становые» (содержание земского дьячка, целовальника, тюремного сторожа, палача, покупка бумаги) деньги. Царь Алексей Михайлович ввел гос. соляную пошлину. Кроме того, Д. м. обязывался поставлять из крестьянского населения «ратных людей» в полном вооружении. Так, в 1677 г. со 165 дворов должен был предоставить на государеву службу 6 чел. В 1712 г. кн. А. Д. Меншиков, захватив у мон-ря с. Грузино, отдал взамен Лопский погост с деревнями в Старорусском у., отчего обитель «пришла в оскудание». Но в 1727 г. указом Петра I Грузинскую вотчину вернули мон-рю. В 1744 г. во владениях Д. м. числилось 1 444 крестьянина. Архитектура Согласно описи 1583 г., приведенной архим. Амвросием (Орнатским), в Д. м. находились каменные Воскресенский и Успенский храмы, а также деревянная ц. свт. Николая Чудотворца с трапезной. В челобитной насельников 1610 г. названо 3 храма: Воскресенский, Успенский и «великого чюдотворца Николы» (см.: Кадыкин. С. 20). Во время швед. оккупации Новгорода в 1611-1617 гг. Д. м. был «разорен до основания» (Там же). Согласно описи 1617 г., храмы стояли без кровель, церковное имущество разграблено, кельи и ограда сожжены. После 1617 г. Успенская ц., вероятно, не возобновлялась. Были восстановлены Воскресенский храм (к 1620), деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной палатой, началось строительство келий. В 1663 г. Никольская ц. сгорела, но в 1672 г. была возобновлена.

http://pravenc.ru/text/171729.html

м. по указу царя Иоанна IV Васильевича Грозного была переведена братия Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . В 1582 г. царь Иоанн пожаловал объединенной обители несудимую грамоту (подтверждена в 1628 царем Михаилом Феодоровичем, в 1646 - царем Алексеем Михайловичем). После возобновления в 1597 г. Коневецкого мон-ря его насельники вернулись из Новгорода. В 1610 г., во время швед. нашествия, коневецкие иноки вновь переселились в Д. м., привезя с собой Коневскую икону Божией Матери (до 1799 находилась в Воскресенском соборе Д. м.). Настоятелем объединенной обители стал коневецкий игум. Леонтий. В период оккупации Новгорода шведами (1611-1617) братия обеих обителей укрывалась в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . В 1672 г. указом Новгородского митр. Иоакима (Савёлова) Д. м. был отнесен к числу «степенных». В 1700 г., при Новгородском митр. Иове , в Д. м. была учреждена архимандрития. В 1764 г. Д. м. был причислен к 3-му классу с игуменским правлением. Л. А. Секретарь Выпускницы духовного училища и насельницы Деревяницкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Определением Святейшего Синода от 1 нояб. 1874 г. (утверждено императором 25 янв. 1875) Д. м. был обращен в женский с открытием в нем жен. уч-ща для сирот духовенства Новгородской епархии. Немногочисленную братию распределили по др. мон-рям. Так, последний настоятель иером. Иринарх был перемещен по прошению в Варлаамиев Хутынский мон-рь на должность казначея. 17 июля 1875 г. управляющей Д. м. была назначена рясофорная послушница новгородского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря М. А. Ивановская (1841-1903). В 1879 г. она приняла постриг с именем Валентина, была возведена в сан игумении, 13 янв. 1888 г. переведена настоятельницей в с.-петербургский Новодевичий мон-рь . Открытие уч-ща «для сирот беднейших» состоялось 28 сент. 1875 г. Наблюдение за учебно-воспитательной работой осуществляла игум. Валентина (Ивановская). Духовенство епархии приглашалось к ежегодным пожертвованиям на уч-ще, пример подал митр.

http://pravenc.ru/text/171729.html

Стефан (Говорухин), брат иером. Иувеналия, мон. Герман ( см. Герман Аляскинский ) и мон. Иоасаф. 6 миссионеров были из Валаамского мон-ря, двое - из Коневецкого . Сразу же по прибытии миссионеры столкнулись с большими трудностями. Аляска и Алеутские о-ва занимали обширнейшую территорию, на к-рой жили алеуты, эскимосы, тлинкиты и др. народы, пребывавшие в нищете и духовном невежестве. Нек-рые из них были уже крещены проживавшими в этих местах рус. поселенцами, но, как и некрещеные соплеменники, продолжали верить в добрых и злых духов и приносить им жертвы. Через 2 месяца после прибытия миссии на о-ве Кадьяк была заложена деревянная ц. Воскресения Христова. Первым священником этого храма стал иером. Афанасий. Миссионеры крестили множество алеутов, эскимосов и др. жителей п-ова Аляска. На о-ве Кадьяк была открыта школа для детей. Иером. Макарий трудился на Алеутских о-вах, иером. Ювеналий - в глубине континента, где принял мученическую кончину 29 сент. 1796 г. на оз. Илиамна. Еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Вениамин (Багрянский) , к-рому поступали доклады миссии, сообщал в С.-Петербург о ее успешной деятельности и обращении в Православие более 6 тыс. коренных жителей. В целях укрепления миссии Святейший Синод учредил 19 июля 1796 г. Кадьякское вик-ство в составе Иркутской епархии и постановил рукоположить на Аляску епископа. 10 апр. 1799 г. в Иркутске глава миссии архим. Иоасаф (Болотов) был хиротонисан во еп. Кадьякского. На обратном пути в Америку судно «Феникс» с миссионерами попало в шторм и затонуло у берегов Аляски. Вместе с еп. Иоасафом погибли иером. Макарий и иерод. Стефан. На протяжении последующих 40 лет епископа на Аляску не назначали. В 1803-1807 гг. А. м. возглавлял корабельный свящ. иером. Гедеон, к-рому было поручено уладить конфликт между Российско-Американской компанией в лице первого главного правителя рус. поселений в Америке А. А. Баранова и миссионерами, обвинявшими руководство компании в эксплуатации местных жителей и их спаивании. Иером. Нектарий (рукоположенный в 1806 во священника) из-за болезни вернулся в Россию, в 1823 г.

http://pravenc.ru/text/114212.html

Артемиев Веркольский мон-рь Артемиев Веркольский мон-рь В 1764 г. А. В. м. был отнесен к заштатным. В 1836 г. обитель владела 26 дес. 735 кв. саженями пахотной, 15 дес. сенокосной земли и 229 дес. 1733 саженями леса; мон-рь имел 8 лошадей, 11 коров и 20 овец. Продажа скота и масла давала мон-рю ок. 70 % дохода, ежегодно А. В. м. получал из Пинежской духовной канцелярии 300 р. на ремонт зданий. Расцвет А. В. м. связан с деятельностью опытного духовника и умелого хозяйственника игум. Ионы (1859-1861), при к-ром в мон-рь стали поступать обильные пожертвования. При архимандритах Феодосии (1861-1885) и Виталии (1888-1900) были реконструированы находившиеся в запустении после пожаров корпуса обители, построены новые. В 1865 г. в А. В. м. был введен общежительный устав Коневецкого мон-ря , в 1867 г. обитель была переименована в общежительную Артемиеву Веркольскую пуст. 13 марта 1890 г. А. В. м. был отнесен к первоклассным общежительным мон-рям с архимандричьим управлением, а 3 июля 1910 г. настоятель А. В. м. архим. Варсонофий (Вихвелин) был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии с оставлением должности настоятеля. В нач. XX в. в А. В. м. проживало ок. 60 монахов и 100 послушников, в мон-ре действовали иконописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские, все хозяйственные работы выполнялись насельниками. Весной 1904 г. мон-рь участвовал в первой Всероссийской выставке монастырских работ и получил похвальный отзыв за экспонаты (икону св. Артемия, резные костяной и деревянный кресты, др. изделия). Частым гостем и щедрым благотворителем обители был св. прав. Иоанн Кронштадтский , автор акафиста св. прав. Артемию. Ежегодно, во время поездок на свою родину в с. Сура, он останавливался в мон-ре, служил молебны. В 1897 г. Кронштадтский пастырь участвовал в освящении построенного на его средства в обители Успенского собора. К 1910 г. в А. В. м. существовали следующие храмы: каменный, холодный во имя св. прав. Артемия (1785-1806) с теплыми приделами: во имя свт. Николая Чудотворца и во имя св. вмч. Артемия; каменный, теплый, трапезный в честь Казанской иконы Божией Матери (1910); каменный, с колокольней над святыми вратами, в честь Иверской иконы Божией Матери (1877); каменный двухэтажный собор (1897) с верхним храмом в честь Успения Божией Матери и нижним - в честь Рождества Христова. К мон-рю были приписаны бывш. приходские деревянные храмы во имя св. вмч. Георгия и во имя прор. Илии. В 1880 г. настоятель архим. Феодосий приобрел находившееся в 60 км от мон-ря Святое оз., на берегу к-рого 31 окт. 1885 г. был основан Святоезерский Николаевский скит.

http://pravenc.ru/text/76368.html

Фотография. Нач. ХХ в. Рака с мощами прп. Арсения Коневского в Коневском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. К иконографии древнего надгробного образа, вероятно, восходят поясные прямоличные изображения А. К., получившие распространение в XVIII-XIX вв.: местные иконы 1-й четв. XIX в. из иконостасов храмов Коневецкого мон-ря (образ А. К. с Коневской иконой Божией Матери в руках, в серебряной позолоченной ризе (пожертвован в 1839), из Сретенского собора), пядничные иконы (см. Пядница ), паломнические образки, писавшиеся в мон-ре в нач. XX в. (частное собрание, С.-Петербург). На иконе кон. XVIII в., в ризе московской работы 1800 г. (Музей правосл. искусства г. Куопио), преподобный представлен по пояс, с развернутым свитком в левой руке, у него окладистая курчавая борода, разделенная надвое; в верхних углах средника - иконы Божией Матери Казанская и Рождества Богородицы (икона храмового праздника мон-ря). В кон. XIX - нач. XX в. появились иконы с поясным образом А. К. в схиме, вполоборота влево, с развернутым свитком в правой руке и прижатой к груди левой, что связано с распространением литографированных изображений святого, изданных архим. Израилем (напр., литография 1877 г.; икона кон. XIX в. (Музей правосл. искусства г. Куопио)). Др. тип изображения А. К. сложился в кон. XVIII - нач. XIX в., одновременно с появлением новой редакции жития А. К.: преподобный представлен на фоне вновь отстроенного каменного мон-ря в молении Коневской иконе Божией Матери, в рост, в монашеских одеждах, правой рукой он указывает на мон-рь, в левой держит развернутый свиток, обычно с текстом: «Братие возлюбим Бога и друг друга якоже заповедано нам», напр., на серебряном окладе книги Апостольских посланий (изд. 1759), изготовленном в 1834 г. мастерами М. Карпинским и Верховцевым (Музей правосл. искусства г. Куопио). Мон-рь представлен либо со стороны гавани (икона А. К., написанная после 1812 (ГРМ),- с изображением каменной колокольни (1812)), либо сверху (2 иконы ок. 1814 (Музей правосл. искусства г.

http://pravenc.ru/text/76296.html

В 1904 г. Д. м. последним из муж. обителей Екатеринбургской епархии был переведен на общежительный устав. Помощь в этом оказал верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь , из к-рого были переведены 10 насельников для укрепления братии Д. м. В мон-ре был принят устав Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . После введения общежития численность братии Д. м. увеличилась. Накануне преобразования, в 1903 г., в мон-ре было 33 насельника, в 1907 г.- 97, в 1908 г.- 115, в 1913 г.- 74, в 1914 г.- 70 насельников. Среди братии штатного периода большинство составляли представители духовного сословия, среди братии общежительного монастыря - крестьяне. В 1917 г. в Д. м. проживал 61 чел., в 1918 г.- 39, в 1921 г.- 27 насельников. После 1918 г. по решению советских властей Шадринского у. Д. м. предполагалось закрыть. В кон. 1920 г. директор Шадринского научного хранилища В. П. Бирюков перевез архив мон-ря в Шадринск, а в сент. 1922 г. добился создания (с согласия Екатеринбургского епархиального управления) в Д. м. музея-мон-ря, существовавшего на основах хозрасчета, к-рому был передан весь комплекс построек. В 1923 г. при Скорбященском храме была зарегистрирована приходская община, впосл. принявшая обновленчество . В 1928 г. Скорбященский храм был закрыт под предлогом отказа общины от производства в нем ремонта. В 1930 г. был закрыт музей-мон-рь, с храмов снесены купола. Насельники в основном в 1923 г. ушли в др. селения и обители, в т. ч. в Малоактайский скит верхотурского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, унеся с собой чудотворную икону Успения Пресв. Богородицы, по преданию, принадлежавшую старцу Далмату. В 1933 г. в Скорбященской ц. разместился колхозно-совхозный театр. В 1941 г. на территории мон-ря был образован сборный пункт для новобранцев, в годы Великой Отечественной войны действовали госпиталь, пекарня, Дом культуры, курсы усовершенствования комсостава. В 1945 г. на территории Д. м. был организован завод молочного машиностроения «Старт», в усыпальнице основателя Д. м. размещалось гальваническое производство, затем прачечная. При возведении заводских построек были уничтожены мн. здания. Активное разрушение комплекса Д. м. было остановлено благодаря деятельности ген.-майора Д. А. Терехова, добившегося в 1952 г. постановления Совета Министров РСФСР об охране монастырского комплекса. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 дек. 1974 г. комплекс Д. м. признан памятником истории и культуры республиканского значения, а постановлением от 21 янв. 1980 г. внесен в перечень памятников культуры, подлежащих первоочередной реставрации. В 1980 г. при Далматовском краеведческом музее был создан Комитет общественного спасения мон-ря. 27 сент. 1989 г. при Скорбященской ц. была зарегистрирована приходская община, в том же году началась реставрация храма, он был заново освящен.

http://pravenc.ru/text/168668.html

7 сент. 1945 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Свящ. Синода с оставлением временного управления Псковской и Олонецкой епархиями. Особое внимание Г. уделял вопросам ремонта и восстановления пострадавших во время войны храмов, для чего при Ленинградском епархиальном управлении им был создан специальный строительный комитет. Уже к 1946 г. было восстановлено 4 приходских, 2 приписных церкви и 1 домовая. К дек. 1948 г. закончен ремонт зданий Псково-Печерского мон-ря, в 1949 г. восстановлен разрушенный фашистами Павловский собор Гатчины. В кон. 40-х гг. при Ленинградском епархиальном управлении были открыты свечная и просфорная мастерские, лесозаготовительный отдел по снабжению храмов стройматериалами и дровами для отопления, создан церковнопевч. комитет по подготовке певчих и регентов. Благодаря настойчивым ходатайствам Г. Церкви были переданы мн. отнятые в 20-х гг. святыни, в т. ч. мощи свт. Никиты , еп. Новгородского, блгв. кнг. Анны Новгородской, св. прав. отроков Иоанна и Иакова Менюжских; в 1946 г. в Чернигов возвращены находившиеся в хранилище Исаакиевского собора мощи свт. Феодосия , архиеп. Черниговского. В 1949 г. властями было удовлетворено ходатайство митрополита о выделении епархии Свято-Духовского корпуса Александро-Невской лавры для размещения в нем Ленинградского епархиального управления и архиерейского дома (до этого Г. проживал в небольшой комнатке на хорах Никольского собора). В окт. 1945 г. совершил поездку в Финляндию для переговоров с архиепископом Карельским и всей Финляндии Германом (Аавом) о восстановлении канонических связей между Московским Патриархатом и Финляндской Православной Церковью , а также для воссоединения с РПЦ братии Спасо-Преображенского Валаамского муж. мон-ря , Коневецкого (Коневского) Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря и находившихся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) 2 рус. общин Хельсинки. 27 февр. 1946 г. Г. было поручено управление Эстонской епархией и присоединившимися правосл. рус. приходами и мон-рями Финляндии.

http://pravenc.ru/text/166689.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010