Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Христос раждается…». По 3-й песни – кондак («Любовию Христовою...») и икос святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои праотцев, глас 2-й. По 6-й песни – кондак («Рукописаннаго образа...») и икос праотцев, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен праотцев: «Адама восхвалим...». «Слава» – светилен святителя: «Тя от безсловесныя паствы...», «И ныне» – Богородичен Минеи: «Солнце великое…» (см. в службе праотцев). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и праотцев, глас 2-й – 4 (с припевами: «Благословен еси, Господи…», «Яко праведен еси о всех…»; первая стихира – дважды). «Слава» – праотцев, глас 7-й: «Приидите вси, верно торжествуим…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я. На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праотцев: «Верою праотцы оправдал еси...». Кондак праотцев: «Рукописаннаго образа...». На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя . Кондак святителя: «Любовию Христовою...» . На Литургии блаженны гласа – 4, праотцев, песнь 3-я – 4, и святителя, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...», тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праотцев, глас 6-й: «Рукописаннаго образа...». Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благословен еси, Господи Боже отец наших…», стих: «Яко праведен еси о всех...»; и прокимен святителя, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум». Аллилуиарий – праотцев, глас 4-й: «Моисей и Аарон во иереех Его...»; и святителя, глас 2-й: «Уста праведнаго поучатся премудрости...». Апостол и Евангелие – Недели праотцев (Кол., 257 зач.; Лк., 76 зач.) и святителя (Евр., 335 зач.; Лк., 24 зач.).

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-25/

Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – ипакои праотцев, глас 2-й (единожды). По 6-й песни – кондак и икос праотцев, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен праотцев: «Адама восхвалим...», «И ныне» – Богородичен Минеи: «Солнце великое...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и праотцев, глас 2-й – 4 (с припевами: «Благословен еси, Господи...», «Яко праведен еси о всех...»; первая стихира – дважды). «Слава» – праотцев, глас 7-й: «Приидите вси, верно торжествуим...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 7-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праотцев: «Верою праотцы оправдал еси...». Кондак только праотцев . На Литургии блаженны гласа – 6 и праотцев, песнь 3-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь праотцев. «Слава, и ныне» – кондак праотцев. Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благословен еси, Господи Боже отец наших...», стих: «Яко праведен еси о всех...». Аллилуиарий – праотцев, глас 4-й: «Моисей и Аарон во иереех Его...», стих: «Призываху Господа...». Апостол и Евангелие – Недели праотцев (Кол., 257 зач.; Лк., 76 зач.). Примечание. В Неделю святых праотец, согласно Уставу, читается Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.) и Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.). См. также примечание 4 декабря. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...»; и праотцев: «Радуйтеся, праведнии...». Примечание. «Егда убо бывает Неделя святых праотец, оставляется последование прилучившагося святаго в ту Неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (Типикон, 11 декабря, Маркова глава). 1 См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 1. С. 406–421. 2 «Егда убо бывает Неделя святых праотец, оставляется последование прилучившагося святаго в ту Неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (Типикон, 11 декабря, Маркова глава).

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-24/

В XXVIII неделю читается притча Христова о вечери велией, внушающая, что Господь призывает всех в Царство Божие, и что главные препятствия войти в него заключаются в чрезмерной привязанности нашей к земным выгодам и плотским приятностям ( Лк.14:16–24 . Зач.76). Чтением Апостольским в XXVIII неделю согласно с Евангелием Церковь благодарит Бога и Отца, призвавшего нас в причастие наследия святых во свете: Иже избави нас от власти темныя, и престави в Царство Сына любве Своея, аже есть образ Бога невидимаго перворожден всея твари, Творец и Вседержитель всего видимаго, Глава Церкви ( Кол.1:12–18 . Зач.250). Двадцать девятая В XXIX неделю читается Евангелие о чудесном исцелении 10 прокаженных мужей, по всесильному слову Спасителя, научающая нас благодарить Бога за благодеяния ( Лк.17:12–19 . Зач.85). Слова Апостола в XXIX неделю читаются о будущем славном явлении Иисуса Христа и о прославлении с Ним святых, которые на земле умерщвляют в себе страсти – блуд, лихоимание, гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие, ложь и облекаются в новаго человека, обновляемаго в разум, по образу создавшего его ( Кол.3:4–11 . Зач.257). Неделя св. Праотец Приближаясь к воспоминанию великого и спасительного события Рождества Христова, Церковь с благоговением воспоминает предков Спасителя по плоти, от которых Он произошел, как Богочеловек. За две недели пред сим праздником Церковь совершает память св. Праотец и день памяти их называет неделею св. Праотец ( Деян.3:25 ). Празднование св. Праотцам бывает в разные числа от 11 до 17 дня декабря, и часто бывает в XXVIII неделю по Пятидесятнице 674 . В неделю св. Праотец Церковь воспоминает всех ветхозаветных св. патриархов, т. е. родоначальников народа Божия, живших до закона данного на Синае, и под законом, – от Адама до Иосифа, обрученника Пресвятой Девы, воспоминает также пророков и всех ветхозаветных святых, оправдавшихся верою в грядущего Мессию. Прославляя св. Праотец, Церковь говорит: «приидите, да восхвалим собор праотцев: Адама праотца, Еноха. Ноя, Милхиседека, Авраама, Исаака и Иакова: по законе – Моисея и Аарона, Иисуса Навина, Самуила и Давида: с ними же – Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила и дванадесять пророков, вкупе – Илию, Елисея, Захарию и Крестителя и прочих, провидевших и проповедавших, что Христос есть жизнь и воскресение рода нашего» 675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Следуйте за Ним, убеленные старцы, уже из опыта своего знающие, что в мире нет иного, лучшего пути, как только путь со Христом, с Богом и с Его благодатной помощью, ибо Он – опора нам, сила наша, утешение и радость наша. И никто никогда из вас да не скажет Господу: «Имей мя отречена! Я не пойду на Твой зов. Я предпочту мир и его суету». Напротив, будем всею душой стремиться к Богу, чтобы всем нам – благодатию Христовой – стать не только званными, но и избранными, пришедшими и принятыми в Его Небесное Царство. И на этом нелегком нашем пути будем всегда помнить слова Господни: Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием ( Лк 14,15 )! Аминь. Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице ( Кол 3,4–11 ,зач.257) (1948) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем апостольском чтении из Послания святого апостола Павла к Колоссянам есть такие слова: Когда же явится Христос, жизнь ваша (Кол з, 4)... Здесь говорит он о том времени, когда во Втором Своем страшном Пришествии на землю явится Господь наш Иисус Христе – наша Жизнь. Для каждого христианина именно Христос и есть вся его жизнь. Каждый подлинный христианин живет для Христа, живет Христом, о Нем помышляет, Ему молится, у Него просит помощи и защиты. От Него чает все получить, с Ним чает жить вечно. Когда придет Христос, говорит апостол, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол з, 4), – если будете жить соответственно Его заветам. Потому и говорит апостол колоссянам, а в их лице и всем христианам: умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол 3,5 ). Хотя и нелегко человеку умертвить в себе свои страсти, что ясно уже из той великой борьбы, которую переживали, ведя с ними, да и с бесами, даже святые люди, – каждый христианин, однако, призван быть воином Христовым, каждый должен бороться за христианскую жизнь в себе – добрую, праведную, чистую. Потому-то и Церковь , способствуя именно такому устроению нашей жизни, молится о даровании нам «прощения и оставления грехов и прегрешений наших», о «добрых и полезных душам нашим» и о том, чтобы «прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати»; потому-то и просит у Господа сподобиться нам истинно «христианския кончины живота нашего безболезненны, мирны и непостыдны».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кол. 257 зач. (3, 4–11) Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. О совлечении с себя ветхой одежды греха Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы слышали апостольское чтение из Послания апостола Павла к колоссянам. Святой апостол пишет им: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (ст. 4). Конечно, речь идет о явлении Христа в будущей жизни. Почему? Потому что в нынешней жизни и для нас, верующих, Он — невидим, скрыт от наших телесных чувств, хотя своим духовным чувством мы Его осязаем и, если ревностно подвизаемся, ощущаем Его внутри самих себя. В зависимости от нашего преуспеяния, от того, как мы углубились в созерцание Его вездеприсутствия, мы ощущаем Его действия в Таинствах, а иногда даже и вне себя, вокруг себя. В то же время Он и для духовных чувств не вполне открыт и не вполне явен, но только отчасти показывает нам Свою славу, ради того чтобы поддержать нас в бранях, утешить в скорбях. Итак, апостол Павел имеет в виду будущее явление Христа, хотя Он и сейчас, если мы живем ради Него, становится нашей жизнью. В ином месте апостол Павел говорит о себе: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ), а здесь он относит это ко всем христианам: Христос есть «жизнь наша». Мы только должны жить право, ревностно, и тогда будем ощущать это всегда. Чем больше мы общаемся со Христом, чем больше ощущаем Его как «жизнь нашу», тем больше стремимся к тому, чтобы в полной мере увидеть Его Божественную славу, Его величие, равно как и телесными глазами узреть Его как человека.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Потом из того же Великого Катехизиса из той же 72-й главы, л. 358 об. и 359: «Вопрос: Кто устави и предаде сия тайны? Ответ: Крещение сам Господь наш Иисус Христос, внегда крестися и апостолом своим повеле крестити (Матф. зач. 116; Марк зач. 6). Святое миро такожде сам Господь предаст, внегда помазася елеом радости паче причастник своих, сиречь Духом Святым в видении голубине. Апостоли же святии по повелению Господню возложением рук видимым помазанием мира невидимую благодать Духа Святаго подаяху (Деян. зач. 18 и 42. и ко Евр. зач. 312). Едина и таяжде есть тайна миропомазание и возложение рук. Священничество же и божественную литургию, или божественное причащение сам Господь устави на тайней вечери, сый священник во веки по чину Мелхиседекову (Лук. зач. 108; Евр. зач. 318). Святии же апостоли и епископи поставляху священники по местам (к Титу, зач. 300). Брак от Бога поставлен бысть (Матф. зач. 78). От Христа же утвержден (Матф. зач. 31) и почтен (Иоан., зач. 6). Есть тайна велия (Ефес. зач. 231). Покаяние Сам Господь уставил есть, внегда повелевает покаятися (Матф. зач. 8). И тайну покаяния, глаголяй: имже отпустите грехи, отпустятся им, и проч. (Иоан. зач. 65; Матф. зач. 76). Исповедание грехов преже (читай: пред) апостолы (Деян. зач. 42). Исповедание пред священниками (Посл. Иаков. зач. 57; первое Иоан. зач. 69). Последнее елеосвященне помазание, егоже Сам Господь устави, святый апостол Иаков брат Господень повелевает употребляти, еже бы не дерзал кроме Господня завещания» (Посл. Иак. зач. 57). Там же. ниже, л. 360 об.: «Веждь убо без всякаго сумнения, яко в Церкви Божией не две точию суть тайне, но всесовершенно седмь». В той же главе, л. 356: «ихже (седмь Таин) Святая Соборная и Апостольская Восточная Церковь всегда употребляет, имиже особне освящаемся и оправдаемся, и всыновление божественное приемлем». В главе 80 той же книги, л. 394 об.: «Вопрос: Чесо ради Господь Бог сия святыя тайны Церкви своей святей предал есть? Ответ: Удобнейшаго ради спасения нашего, получения же ради и восприятия онаго крайняго блаженства, в иеже созданн быхом. (Ниже:) Сих же Таин аще кто по чину Святыя Соборныя и Апостольския Церкви Восточныя не употребляет, но пренебрегает я, той без них, яко без известных посредств, онаго крайняго блаженства сподобитися не может».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопрос. Кто устави и предаде сия Тайны? Ответ. Крещение Сам Господь наш Иисус Христос, внегда крестися, и апостолом своим повеле крестити 193 . Святое Миро такожде Сам Господь предаде, внегда помазася елеем радости паче причастник Своих, сиречь Духом Святым в видении голубине. Апостоли святии по повелению Господню возложением рук, видимым помазанием мира невидимую благодать Святаго Духа подаяху ( Деян.19:6 зач. 42, зач. 18; Евр.6:2 зач. 312). Едина и таяжде есть Тайна Миропомазание и возложение рук. Священничество же и Божественную Литургию или Божественное Причащение Сам Господь устави на Тайней Вечери, сый Священник во веки по чину Мелхиседекову. Лк.22:19 ; Зач.108. И Евр. гл.8; Зач.318, 319. Святии же апостоли и епископи поставляху священники на местах. Тит.1:5 зач. 300. Брак 194 от Бога поставлен бысть ( Мф.19:4 ; Зач.78): от Христа же утвержден ( Мф.9:15 ; Зач.31) и почтен ( Ин.2:1 ; Зач.6): Есть тайна велия ( Еф.5:22 ; Зач.230 и 231). Покаяние Сам Господь уставил есть, егда повелевает покаятися. Мф.4:17 ; Зач.8, и Тайну покаяния глаголя, имже отпустите грехи, отпустятся им, и проч. Ин.20:22 ; Зач.65; Мф.18:18 ; Зач.76. Исповедание грехов – Апостоли. Деян.19:4 ; Зач.42. Исповедание пред священниками. Иак.5:16 ; Зач.57. И 1Ин.1:9 ; Зач.69. Последнее Елеосвященно-помазание, Сам Господь устави. егоже святый апостол Иаков, брат Господень, повелевает употребляти, еже бы не дерзал кроме Господня завещания. Иак.5:14 ; Зач.57. 195 Вся седмь Тайны имут слово и видимое знамение, и вся имут обетование благодати и благословение Божие. А яко не вси человецы по завещанию должни суть женитися и священствовати, здравии же последним маслом священным помазоватися, сие не разоряет сия Тайны. Аще бо и не всяк должен есть священствовати, но убо потребовать священничества всяк должен есть: без него бо спастися не может. Такожде, аще и не всяк оженится, то убо должен есть во изряднем девстве Ангельским житием жительствовати или непорочно вдовствовати. Аще ли же сквернавый прелюбодейно поживет, то убо казнь приимет за презрение и попрание брака 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Совершенно несправедливо утверждаете вы, будто вечность церкви Христовой основывается только на учении, или даже на мнении св. отцов. Напротив, св. отцы потому излагают учение о вечности церкви, что оно ясно выражено в слове Божьем, и следственно в слове Божьем имеет свое первое и твердое основание. Предречения, предзнаменания, обетования о вечном продолжении церкви Христовой возвещены еще в ветхом завете пророками, которые, по слову Апостола Петра, не им (иудеям, якоже вы мните) служаху, но нам ( 1Пет.1:12 ). Потом, дабы нам восприять проповеданное пророками всыновление, сам Сын Божий, единосущный Отцу, с небес на землю сниде, и наш рабий зрак восприим быв под законом, да подзаконные искупит (Гал. зач. 209), себе предаде за ню, сиречь церковь (Еф. зач. 231), самолично обещася создати ю: созижду, рече, церковь Мою (Мф. зач. 67), и созда, самолично и самодейственно предав ей завет свой: Прием Иисус хлеб, и благословив преломи, и даяше учеником и рече: приимите, ядите, сие есть тело Мое. И прием чашу, и хвалу воздав, даде им глаголя: пийте от нея вси, сия бо есть кровь Моя нового завета (Мф. зач. 108; Мк. зач. 64; Лк. зач. 108). И завет сей о своей крови во веки положи, якоже Апостол Павел глаголет: кровью завета вечнаго (Евр. зач. 335). И паки: елижды аще хлеб сей ясте, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже убо приидет (1Кор. зач. 149). И вечно с церковью своей быти обещася: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. зач. 116; Кн. о вере, гл. 7, л. 59 на об.); и ключи неба предаде ей: и дам ти ключи царства небеснаго (Мф. зач. 67). Приимите Дух свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им (Ин. зач. 65; Кн. о вере, сл. 8, л. 66); и Себя самого в пищу ей дарова: хлеб, егоже Аз дам вам, плоть моя есть (Ин. зач. 23); и Духа Святого послал ей, да будет с нею вовек (Ин. зач. 48; Лук. зач. 114; Деян. зач. 3). Всех сих и множайших самоличных Божьих действий и обетований, утверждающих вечность и неодоленность Христом основанной церкви, вы, почтенный вопроситель, акибы совсем не ведаете, и нового завета священных книг как будто никогда не читывали: ибо, к великому удивлению, вечность христианского церковного чиноположения признаете только основанной «на мнении св. отцов». Напротив, же многочисленными свидетельствами ветхозаветных писаний тщитесь вы доказать, якобы законной сени, теперь уже прешедшей, также обещано было вечное бытие, и сие с той целью указывает, чтобы и непреложные обетования Божьи о вечности церкви Христовой представить столь же недействительными, как те обетования якобы о вечном бытии подзаконной сени. Учреждениям сеновным и сами Иудеи вечного бытия не усвояли: ибо и они, по свидетельству Апостола Павла, жили на уповании, надеющеся доити обетования, еже во Христе (Деян. зач. 49). А что в приведенных вами свидетельствах не усвояется сени и учреждениям сеновным вечное бытие, о том говорил я довольно подробно в беседе с Семеном Семеновым 45 , к которой и прошу вас паки обратиться для прочтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

18 и 42, и ко Евреем, зач. 312). Едина и таяжде есть тайна: миропомазание и возложение рук. Священничество же, и божественную Литургию, и божественное Причащение сам Господь устави на тайней вечери, сый священник во веки по чину Мелхиседекову (Лука, зач. 108; Евреем, зач. 318). Святии же апостоли и епископи поставляху священники по местах (к Титу, зач. 300). Брак от Бога уставлен бысть (Матфей, зач. 78), от Христа же утвержден (Матф. зач. 31) и почтен (Иоан. зач. 6): есть Тайна велия (Ефесеом зач. 231). Покаяние сам Господь уставил есть, внегда повелевает покаятися (Матф. зач. 8), и тайну Покаяния глаголяй: имже отпустите грехи, отпустятся им, и проч. (Иоан. зач. 65: Матф. зач. 76). Исповедание грехов прежде 122 апостолы (Деян. зач. 42), исповедание пред священниками (Послан. Иаковле, зач. 57: Первое Иоанново. зач. 69). Посдеднее елеосвященнопомазание сам Господь устави, егоже святый апостол Иаков, брат Господень, повелевает употребляти, еже бы не дерзать кроме; Господня завещания (Послан. Иаковле, зач. 57)». Там же далее еще: «веждь убо без всякого сомнения, яко в Церкви Божией не две точию Тайны, но все совершенно седмь». В заключение я сказал наставникам: Видите, как ясно Писание свидетельствует, что Церковь Христова от начала своего создана с тремя чинами священства и с седмию Таинствами, и по неложному гласу Господню такова, с теми же седмию Таинствами, пребудет до скончания века. Наставники изъявили согласие, что Церковь , какою создана от Христа, такою должна и пребывать до скончания века; но при этом заметили, что будто бы я несправедливо под Церковью разумею одни освященные храмы: Церковь , – говорили они, – не стены и покров, но собрание верных. Я ответил: Слова Христовы: созижду церковь мою, и я разумею сказанными не о храмах, созданных человеками, каменных или деревянных, но также о собрании верных, имеющем от Христа устроенную иерархию, то есть от Христа установленное священство в трех чинах, которому дарована благодать совершать все Таинства, и вручены от Господа ключи Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопрос. Откуду имать имя свое Церкви? Ответ. Мы убо Русь от Царя именуем Церковь , зане есть жилище Царя небеснаго, акибы глаголюще Царственница. Грецы же ю нарицают своим их языком Екклисиа. Екклисиа, сиречь созвание или собрание. От сих двух речений: екклео; екклео, сиречь, созываю. От другаго же екклисиазо. Екклисиазо, сиречь, собираю. Ляхи же от кости нарицают костиол, акибы рекущи, Костница. – Вопрос. Коими имены святых писание Церковь Божию, сиречь, верных Божиих, нарицает? Ответ. Различными имены. Первое убо, телом Христовым. Якоже Павел к Римляном пишет: зачало 109. И первое к Коринфяном зач. 152. И ко Ефесеом зачало 224. Второе, невестою, юже Соломон в Песнех Песней нарече и Иоанн Богослов во Апокалипсисе, гл. 21-ой. Третие, девою; 2Кор; Зач.191. Четвертое, пажитию или стадом; Ин. зач. 36. Пятое нарицает виноградом: Ин. зач. 50. Шестое, Иерусалимом: Ис.62 ; Пс.121 ; Откр.21 . Седьмое, нарицает Домом Божиим: 1Тим; Зач.284; 1Пет. зач. 58; в том же зачале святый апостол Петр многими честными имены нарицает Церковь Божию. Такожде и прочее Божественное писание. Вопрос. Кия же паки вещи нарицаются тем именем, Церковию Божиею? Ответ. Первое убо, Скиния, сиречь, сень. О сем Павел пишет ко Евреом, зач. 320. Аще и образ есть, но Церковь же преднаписует. Также, Святое или Святилище, того же зачала. Такожде храм, сиречь, дом молитвы Церковь Божия нарицается. И коегождо храма Парохия или прихождение. И весь дом коего-либо христианина нарицается церковь . О сем чти 1Кор. зач. 164, 166. По сих нарицается Церковь тело Христово, якоже Сам рече о Себе: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин. зач. 7). И всяк православный христианин: 1Кор. зач. 128. Еще же и вси вернии во всем мире, иже ныне суть, бяху, и будут. Сии суть Святою, Соборною Церковию, домом же Божиим, иже есть столп и утверждение истины, 1Тим. зач. 284. Особно же Наставницы церковнии и строители нарицаются Церковь , якоже рече Господь: Аще же преслушает церковь , буди ти яко язычник и мытарь (Мф. зач. 75). Вконец же, вси Святии, иже в раи и на небеси суть, право истинно Церковию Божиею нарицаются (Рим. зач. 120).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010