Русь как страна и земля — свята, но ходят по ней и борются друг с другом Правда и Кривда, как повествует об этом «Голубиная книга». Мало того, в конце времен Правда будет взята Богом на небо, а Кривда восторжествует и пойдет творить беззаконие «по всёй земли, по всёй вселенныя, по тем крестьянам (христианам — В.Л.) православныим»; естественно, Кривда пойдет и по Святой Руси. Это предсказание навеяно Откровением св. Иоанна Богослова, в котором повествуется о временной победе зла и недолгом его царствовании на земле перед Страшным Судом. Отметим также, что в своем историко-географическом бытии Святая Русь русского духовного стиха — это страна, в которой утвердилась святая христианская вера. Поэтому крещению Руси придается исключительное значение. По былинам и духовным стихам свята уже Киевская Русь. Русь не постепенно накапливала святость, а сразу с принятием Христианства — во святом крещении — стала светлой и святой. Она как бы наложилась на ту райскую Святую Русь, о которой поется в некоторых стихах. Как уже можно было обратить внимание, в приведенных отрывках определение «святой» очень часто стоит рядом со словом «светлый», иногда происходит их контаминация; это может относиться и к героям, и к стране. «Святой» и «свет» этимологически происходят, как говорилось, от разных корней, но в народном сознании, судя по фольклору, они чаще всего употребляются как синонимы. В словаре Даля они также соседствуют: «Светорусье — русский мир, земля; белый вольный свет на Руси; говорится и святорусье» (Даль 1882: 4,159). Здесь мы имеем дело со своеобразной народной этимологией. Мы бы предложили такую цепочку в замене «светлого» «святым»: сначала земля светлая, потом светлорусская, затем светорусская, позже святорусская и, наконец, — Святая Русь. Такую же последовательность можно выявить и при именовании святыми и светлыми некоторых героев былин и духовных стихов. В. В. Колесов дает следующий комментарий к приведенной выше словарной статье Даля: «Слово светорусье по составу морфем — народное образование, а похожее по произношению святорусье явно вторично; это выдает и суффикс: церковнославянская форма была бы святорусие» (Колесов 1986: 224).

http://pravoslavie.ru/330.html

Далее на материале произведения XVII века (разные редакции Повести об азовском осадном сидении) он показывает, что русские казаки-богатыри становятся из светорусских святорусскими только в поздних редакциях, т.е. относит эту замену или подмену к концу XVII века, тому же периоду он отдает приоритет в утверждении и закреплении понятия Святая Русь (Колесов 1986: 224). В своем исследовании русского духовного стиха Г. П. Федотов обратил внимание на то, что в нем отсутствует Церковь: «…Духовные стихи не знают имени Церкви в богословском смысле слова…Есть у певца слово, которое удовлетворяет признакам понятия Церкви… Это слово Русь, «святая Русь». Национальное имя народа сливается для певца с пределами христианского мира и, следовательно, с пределами Церкви» (Федотов 1991: 95-96). К сожалению, он не приводит ни одного примера в подтверждение этого наблюдения, те же цитаты, которые лишь косвенно подтверждают такой вывод, могут быть поняты и истолкованы по-другому. Скорее в духовных стихах наблюдается отождествление церкви и Церкви, т.е. храма и церковного организма. Мы напомним только одну приводившуюся выше цитату, но их легко умножить: Свято-Русь-земля всем землям мати. Почему же Свято-Русь-земля всем землям мати? На ней стоят церквы апостольския, Богомольныя, преосвященныя. Совершенно очевидно, что автор стиха имеет в виду храмы, которые украшают страну и называет их «апостольскими», но определение апостольская относится не к храму, а к церковному организму, как это и читается в «Символе веры»: «Верую… во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Такой вывод подтверждают и другие стихи, в которых церковь (храм) называется и соборной (в значении «вселенская», а не «кафедральная»). Мы полагаем, что в народном сознании по причине омонимичности слова «церковь» произошла контаминация не понятий «Святая Русь» и «Церковь», а понятий «церковь-храм-собор» и «Церковь». А отсюда уже проистекает и понимание Святой Руси как пространства густо покрытого святыми храмами, которые, в совокупности составляют Тело Христово, церковный организм — Церковь. Святая Русь в произведениях периода ига. Особое и самобытное звучание приобретает тема Святой Руси в небольшом песенном шедевре «Туры златорогие». Сюжет ее таков: в ответ на вопрос, заданный неизвестным голосом, туры рассказывают, что они ходили на Святую Русь, там они видели, как из башни выходила красна девица и закапывала в землю Евангелие; голос же раскрывает им истинный смысл виденного — то была не башня, а церковь соборная, не красна девица, а «запрестольная Богородица», не Евангелие, а сама вера христианская; Богородица оплакивала веру:

http://pravoslavie.ru/330.html

Тут, товарищ Эйхманс, надо среди попов и монахов щупать. Только в их среде где-нибудь и можно найти хвостик тайны. Да вот так мы и делаем. Новиков этим теперь и занят. Он раскинул сеть своих сексотов и следит. Кажется, кое-что и наклевывается. Вот и я говорю, товарищ начальник. Я полагаю, что около этого монаха, который перекинулся, что-то очень сильно кладом пахнет... В дверь постучали. Да? В кабинет вошел секретарь. Митрополита привели, товарищ начальник. Ага... Это дело. Может быть, от него какие-нибудь новости узнаем. Давай его сюда. В рамке раскрытой двери показалась высокая фигура митрополита. Он вошел в кабинет начальника лагеря не как обреченный мученик, заключенный, преступник или приниженный человек. Его полная достоинства фигура выражала уверенность, словно он и здесь чувствовал себя пастырем и свободным. Эйхманс привстал и кивнул вошедшему головой. В ответ на это неожиданное приветствие митрополит чуть поклонился со спокойным вежливым видом. Садитесь, пожалуйста, товарищ Колесов. Будьте добры, гражданин Эйхманс, – холодно ответил митрополит, называть меня иначе. – В противном случае я не буду вам отвечать. А как же прикажете вас называть? Как это надлежит по моему сану: владыка. Но ведь вы для нас – не митрополит и не владыка. Вы для нас – контрреволюционер, один из наших заключенных. Тогда называйте – «господин Колесов». Латыш насмешливо усмехнулся. Ну, ладно. Сойдемся на «гражданин Колесов». Садитесь, гражданин Колесов. Митрополит, не спеша, сел. Я вызвал вас вот по какому делу, – подчеркивая свои слова, начал начальник лагеря. – Недавно закончился ваш второй срок. Всего, значит, вы провели у нас в гостях уже шесть лет. Я получил из Москвы вчера новый проект относительно вас. Теперь от вас самих зависит ваша свобода. Какой же это проект? – спокойно спросил митрополит. В прошлый раз, вы, вероятно, помните, мы требовали от вас, чтобы вы признали советскую власть и работали с нами под общим управлением митрополита Сергия. Вошли бы в гм... гм... нашу «советскую церковь »... Ведь так сказать: «несь власти, аще не от Бога»... Так, Рубинчик, кажется, говорится? А?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

97. Блажен, кто расточает худые вещи, которые собрал, и чистым предстает чистому Судии. 160. Выслушайте суть всего слова: не нерадите в самих себе, потому что не знаете, когда приходит смерть. 98. А главное в слове: не неради о душе, потому что скоро станешь пред весами на Страшном Судилище Христа, Бога нашего. Источники Колесов 1981 – Пчела/Подготовка текста, пер. и ком. В. В. Колесова//Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 486–519. [Pchela (Bee)/Podgotovka teksta, perevod i kommentarii V. V. Semenova//Pamiatniki literatury Drevnei Rusi: XIII vek (Literature of Ancient Rus: XIII century). Moscow, 1981. P. 486–519.] Колесов 1989 – Мудрое слово Древней Руси (XI–XVII вв.)/Сост., вступ. ст., пер. и ком. В. В. Колесова. М., 1989 (Сокровища древнерусской литературы). [Mudroe slovo Drevnei Rusi (XI–XVII vekov) (Wise word of Ancient Russia (XI–XVII centuries))/Sostavitel’, vstupitel’naia stat’a, pererevod i kommentarii V. V. Kolesova. Moscow, 1989 (Sokrovishcha drevnerusskoi literatury).] Колесов 1999 – Из Изборника 1076 года/Подготовка текста, пер. и ком. В. В. Колесова//Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1999. Т. 2. С. 406–479. [Iz Izbornika 1076 goda (From a Collection of 1076)/Podgotovka teksta, perevod i kommentarii V. V. Kolesova//Biblioteka literatury Drevnei Rusi (Library of Ancient Russian literature). Saint Petersburg, 1999. Tom 2. P. 406–479.] Молдован 2008 – Пчела. Древнерусский перевод/Под ред. А. М. Молдована. М., 2008. Т. 1–2 (Памятники славяно-русской письменности). [Pchela. Drevnerusskii perevod (Bee. Ancient Russian translation)/Pod redaktsiei A. M. Moldovana. Moscow, 2008. Tom 1–2 (Pamiatniki slaviano-russkoi pis’mennosti).] Молдован 2009 – Изборник 1076 г./Под ред. А. М. Молдована. М., 2009. Т. 1–2 (Памятники славяно-русской письменности). [Izbornik 1076 goda (Collection of 1076)/Pod redaktsiei A. M. Moldovana. Moscow, 2009. Tom 1–2 (Pamiatniki slaviano-russkoi pis’mennosti).] Нил Синайский , прп. 1858 – Нил Синайский , прп. Разные главы, или мысли//Нил Синайский, прп. Творения. М. 1858 (ТСО 32, 2. Кн. 4). С. 233–245. [Nil Sinaiskii, prepodobnyi. Raznye glavy, ili mysli (Various chapters, or meditations)//Nil Sinaiskii, prepodobnyi. Tvoreniia (Works). Moscow, 1858 (TSO 32, 2. Kniga 4). P. 233–245.]

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

История 1908 — История русской литературы. Под ред Е. В. Аничкова и др., т.1-2. М., 1908. Казин 1998 — Александр Казин. Последнее царство (русская православная цивилизация). С-Пб., 1998. Карташев 1953 — А. В. Карташев. Православие и Россия.//Православие в жизни. Нью-Йорк, 1953. Карташев 1956 — А. В. Карташев. Воссоздание Св. Руси. Париж, 1956. Клычков 1985 — Сергей Клычков. Избранная поэзия. Париж, 1985. Клюев 1969 — Николай Клюев. Сочинения, т.1-2. Мюнхен, 1969. Ключевский 1969 — В. О. Ключевский. Церковь и Россия. Париж, 1969. Ключевский 1989 — В. О. Ключевский. Собрание сочинений в 9-ти томах, т.4. М., 1989. Колесов 1986 — В. В. Колесов. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986. Концевич 1993 — И. М. Концевич. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993. Лепахин 1999 — Валерий Лепахин. Новый Иерусалим и Третий Рим (Топографическая иконичность. Иконотопос Москвы. Иконичное зодчество патриарха Никона).//К проблеме образования Московского государства. Материалы междисциплинарного семинара 29 января 1999 г. Сомбатхей, 1999. Лепахин 2000 — Валерий Лепахин. Икона и иконичность. Сегед, 2000. Лермонтов 1981 — М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в четырех томах. Л., 1981. Лихачев 1994 — Д. С. Лихачев. От Илариона и до Аввакума.//Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга третья. М., 1994. Малахов 1997 — В. Малахов. «Свята Русь»: спроба фehoмehoлoriчhoro ahaлiзy.//Духовна спадщина Kuibckoi Pyci. Вип. 1. Одеса, 1997. Некрасов 1978 — Н. А. Некрасов. Сочинения в трех томах. М., 1978. Памятники 1986 — Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. Песни 1986 — Исторические песни. Баллады. М., 1986. Пушкин 1979 — А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1977-1979. Русь 1995 — Русь Святая. Краткая иллюстрированная история Православия на Руси. М., 1995. Северянин 1988 — Игорь Северянин. Стихотворения. М., 1988. Серафим 1992 — Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. С-Пб., 1992. Собрание 1986 — Собрание народных песен П.

http://pravoslavie.ru/333.html

Keywords: patrology, the Saint Nilus of Sinai (Saint Nilus Hermit), Syrian Christian literature, Christian monastic literature, Syrian sayings of the Saint Nilus of Sinai, Greek sayings of the Saint Nilus of Sinai. 1 Автор выражает глубокую признательность Г. М. Кесселю (Австрийская академия наук (Österreichische Akademie der Wissenschaften)), иерею Сергею Киму (МДА) и Е. В. Ткачеву (МДА), чьи ценные советы и замечания помогли качественно улучшить настоящую статью. 17 7 Nilus Abbas. Sententiae abducentes hominem a corruptibilibus et incorruptibilibus unientes//PG 79, 1240B–1249B. 26 Применительно к вопросу об авторстве апофтегм следует отметить, что среди изданных в «Патрологии» Ж. П. Миня изречений под именем прп. Нила Синайского , а именно среди “Nili monachi capita paraenetica”, изречения 1–24 (PG 79, 1251C–1252B), составленные в порядке букв греческого алфавита, считаются принадлежащими Евагрию Понтийскому (CPG 2443). См. также: Дунаев, Фокин 2007. Заслуживает упоминания и тот факт, что эти «алфавитные» сентенции не имеют никаких параллелей с изданными П. Беттиоло сирийскими изречениями. В целом, некоторые патрологи полагают, что большинство апофтегм из обоих греческих сборников в PG 79 принадлежат авве Евагрию. См.: Guérard 1981. P. 352. 27 Между тем издатели «Изборника 1076», в состав которого вошли эти апофтегмы (в числе 103-х), указывают на авторство прп. Исихия Иерусалимского , поскольку греческий прототип «Изборника 1076» содержит именно такую атрибуцию, равно как и древнейшие греческие списки, грузинские источники и Библиотека патр. Фотия». См.: Молдован 2009. Т. 2. С. 12. 30 Колесов 1999. Примеч. 4. Новейшее издание (без русского перевода), на которое мы уже ссылались: Молдован 2009. 31 Семенов 1893a. Следует отметить, что это издание с корректировками было републиковано в: Молдован 2008. Основное издание, на которое мы ссылаемся, когда речь идет о древней русской «Пчеле»: Колесов 1989. 35 В сирийской традиции слово, которое употребляется, как правило, перед именем того или иного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

священник Александр Колесов Скачать epub pdf Воскресный день 22 июня 1941 г., день нападения фашистской Германии на Советский Союз, совпал с празднованием памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Казалось бы, начавшаяся война должна была обострить противоречия между Церковью и государством, уже более двадцати лет гнавшим ее. Однако этого не произошло. Дух любви, присущий Церкви, оказался сильнее обид и предубеждений. В лице Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) Церковь дала точную, взвешенную оценку разворачивавшихся событий, определила свое отношение к ним. В момент всеобщей растерянности, смуты и отчаяния голос Церкви прозвучал особенно отчетливо. Узнав о нападении на СССР, митрополит Сергий вернулся в свою скромную резиденцию из Богоявленского собора, где он служил Литургию, сразу же ушел к себе в кабинет, написал и собственноручно напечатал на машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». «Невзирая на свои физические недостатки – глухоту и малоподвижность, – вспоминал позднее архиепископ Ярославский Димитрий (Градусов), – митрополит Сергий оказался на редкость чутким и энергичным: свое послание он не только сумел написать, но и разослать по всем уголкам необъятной Родины». Послание гласило: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг...». В грозный час вражеского нашествия мудрый первоиерарх увидел за расстановкой политических сил на международной арене, за столкновением держав, интересов и идеологий главную опасность, грозившую уничтожением тысячелетней России. Выбор митрополита Сергия, как и каждого верующего в те дни, не был простым и однозначным. В годы гонений он вместе со всей Церковью пил из одной чаши страданий и мученичества. И теперь всем своим архипастырским и исповедническим авторитетом убеждал священников не оставаться молчаливыми свидетелями и тем более не предаваться размышлениям о возможных выгодах по другую сторону фронта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ключевский 1969 — В. О. Ключевский. Церковь и Россия. Париж, 1969. Ключевский 1989 — В. О. Ключевский. Собрание сочинений в 9-ти томах, т.4. М., 1989. Колесов 1986 — В. В. Колесов. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986. Концевич 1993 — И. М. Концевич. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993. Лепахин 1999 — Валерий Лепахин. Новый Иерусалим и Третий Рим (Топографическая иконичность. Иконотопос Москвы. Иконичное зодчество патриарха Никона).//К проблеме образования Московского государства. Материалы междисциплинарного семинара 29 января 1999 г. Сомбатхей, 1999. Лепахин 2000 — Валерий Лепахин. Икона и иконичность. Сегед, 2000. Лермонтов 1981 — М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в четырех томах. Л., 1981. Лихачев 1994 — Д. С. Лихачев. От Илариона и до Аввакума.//Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга третья. М., 1994. Малахов 1997 — В. Малахов. «Свята Русь»: спроба фehoмehoлoriчhoro ahaлiзy.//Духовна спадщина Kuibckoi Pyci. Вип. 1. Одеса, 1997. Некрасов 1978 — Н. А. Некрасов. Сочинения в трех томах. М., 1978. Памятники 1986 — Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. Песни 1986 — Исторические песни. Баллады. М., 1986. Пушкин 1979 — А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1977-1979. Русь 1995 — Русь Святая. Краткая иллюстрированная история Православия на Руси. М., 1995. Северянин 1988 — Игорь Северянин. Стихотворения. М., 1988. Серафим 1992 — Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. С-Пб., 1992. Собрание 1986 — Собрание народных песен П. В. Киреевского. Тула, 1986. Соловьев 1967 — Владимир Соловьев. О христианском единстве. Брюссель, 1967. Стихи 1991 — Стихи духовные. М., 1991. Тальберг 1992 — Н. Д. Тальберг. Святая Русь. СПб., 1992. Толстой 1964 — А. К. Толстой. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1963-1964. Топоров 1995 — В. Н. Топоров. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. I. Первый век Христианства на Руси. М., 1995. Тютчев 1966 — Ф. И. Тютчев. Лирика, т.1-2. М., 1966. Утопии 1995 — Русские утопии. СПб., 1995.

http://pravoslavie.ru/330.html

Священник села Палех Иоанн Степанович Рождественский родился в 1872 году в селе Пармос Судогодского уезда Владимирской губернии. Был женат, но детей у них с матушкой не было, и все силы и время он отдавал прихожанам и храму. Двадцать пять лет ревностно служил о. Иоанн в Крестовоздвиженском храме, и прихожане любили его. В воскресенье 19 марта о. Иоанн огласил послание Патриарха Тихона — по прямой обязанности и долгу. Отслужив после литургии молебен, о. Иоанн сказал: — Вы слышали послание Патриарха. Знаете о декрете центральной власти об изъятии церковных ценностей. Я призываю вас, своих прихожан, не препятствовать отбору в случае прихода правительственной комиссии. Сам я как священник по канонам не могу отдать священные предметы. А присутствовать, когда их будут изымать другие, не хочу и не буду. Услышав воззвание Патриарха Тихона, некий Колесов потребовал, чтобы все вещи были изъяты немедленно. — Но в церкви есть исторические и археологические предметы, — мягко возразил священник. — Исторические предметы останутся в церкви, а подлежат выдаче только материальные ценности. Присутствовавший при этом преподаватель художественной школы Вениамин Васильевич Рыжков подтвердил, что Колесов прав. Отец Иоанн предложил Рыжкову как члену Археологического института произвести научную экспертизу археологических ценностей церкви. По прошествии воскресенья в Шуйское ГПУ поступило донесение, что священник Иоанн Рождественский»в виде проповеди огласил воззвание Патриарха Тихона». 24 марта у о. Иоанна был произведен обыск и изъято послание Патриарха; на другой день он был арестован и обвинен в чтении послания. Вызывались для допроса свидетели прихожане, иконописцы, бывшие в тот день на службе, — все говорили, что о. Иоанн увещевал не препятствовать изъятию ценностей. 2 апреля 1922 года прихожане Крестовоздвиженского храма подали прошение властям об освобождении о. Иоанна, так как его арест — недоразумение:«политических тем священник Рождественский не касался за всю свою двадцатипятилетнюю деятельность»и последний раз призывал к спокойствию.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Алексеева, Н.В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 6: XIV – середина XV века. Электронная библиотека ИРЛИ РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 09.09.2014). 8. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические.Слово 34. О тех, которые живут в приближении к Богу и проводят дни свои в жизни ведения./Православная энциклопедия «Азбука Веры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 26.08.2014). 9. Колесов В.В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.319 – 336. 10. Сергий Радонежский, преп. Завещание. Цит. по: «Страннолюбия не оставляйте…»/Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 04.09.2014). 11. Устав преподобного Венедикта.//Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. – М., Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892 (репринт). – С.587 – 653. Гераклит Эфесский./Афоризмы. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://si-sv.com/board/15-1-0-14 (дата обращения: 26.08.2014). Колесов В.В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.324. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.22. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.41. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук. – М., издательство «Паломник», 2000. – С.358. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.29.

http://bogoslov.ru/article/5108957

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010