О святых мощах угодников Божиих § I. После всенародной беседы со мной о почитании Святых угодников штундисты устроили свое особое собрание. На этом собрании они усердно старались перетолковать «по-своему» Евр. 12, 22–24 ст. Правда, однако, оставалась непоколебимой. Штундисты должны были сознаться, что они видимо не приступили к собору святых праведников, достигших совершенства, – не составляют с ним одного тела во Христе. Иначе чем объяснить, что у сектантов нет песнопений в честь святых угодников, нет и молитв к ним?.. Ввиду такого положения дела, Козьма Трифонович, штундистский пресвитер, запретил братьям беседовать со мной о прославлении и молитвенном призывании усопших святых. Решили на собрании спросить меня о мощах угодников: откуда их достала Церковь Православная? Добрые люди вечером же дали мне знать о решении штундистов. Я спокойно стал ждать предстоящей беседы с сектантами. Эту беседу мы устроили на другой день, в волостном правлении. Слушателей собралось множество. Видно было, что люди жаждали религиозных назиданий и обличений штунды. Козьма Трифонович пришел с толпой своих братьев. Он был невесел и находился в унынии. Пропели молитву. Я повторил доказательства в защиту православного учения о почитании Святых. Козьма Трифонович не дал мне договорить до конца. Он возбужденно сказал: – Что вы уперлись на словах Апостола к Евр.12:22 . Приступили. Да приступили!.. Как разглядеть, – вы уж слишком приступили к святым угодникам. Навыдумали мощей их... Разве это не обман?.. Я попросил Козьму Трифоновича успокоиться и связно, от Писания, изложить мне то, о чём он хочет беседовать. Тогда Козьма Трифонович сказал: – Мы хотим допросить вас, откуда в Православной Церкви взялись мощи угодников? В Писании Сам Бог объявил человеку: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3, 19 ). А у вас нетленные тела святых завелись. Это мы почитаем обманом, противным Слову Божию... Я еще раз попросил Козьму Трифоновича успокоиться и быть более сдержанным в речах, а потом ответил: – Дорогой друг! Напрасно вы говорите, что мы «навыдумали мощей». Это клевета... Если бы Господь не явил их для славы Имени своего, – их бы никто не выдумал. Поэтому вы не грешите языком своим, а лучше объясните нам: как вы понимаете слово «мощи»?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Надгробные памятники богомилов Предыдущие фрагменты: В религиозной жизни Болгарии в правление царя Петра наблюдались болезненные процессы, связанные с появлением и распространением богомильской ереси. Своим названием она обязана одному из ересиархов – священнику Богомилу. Возможно, что это не настоящее его имя, а перевод с греческого имени Феофил. Ересь распространилась среди сельского духовенства, странствующих монахов и крестьян, – иными словами, в низовых слоях болгарского народа. Одним из народных наименований еретиков было кудугеры – искаженное произношение слова «калугер», заимствованного из греческого языка со значением «монах» или «старец». В Сербии, куда проникла эта ересь, ее приверженцев называли богумилами, а также «бабунами» по горе Бабуну, на склонах которой замечено было присутствие богомилов. Первое письменное упоминание ереси содержится в Послании патриарха Константинопольского Феофилакта царю Болгарии Петру. Самые подробные сведения о ее зарождении и ее доктрине содержатся в обличительной «Беседе на новоявльшуюся ересь Богумилову», написанной Козьмой Пресвитером во второй половине X века. О ересиархе Богумиле Козьма пишет саркастически, что тот «поистинне рещи – Богу не мил» , саму же ересь клеймит характеристикой «богомерзкая». Еще одним источником, проливающим свет на учение и практику богомилов, служит византийский трактат «Против богомилов» Евфимия Зигабена. Ересь питалась неприятием существующего устройства общества, которое воспринималось как чудовищно несправедливое Ересь возникла под очевидным влиянием павликианства. Имперские власти переселяли заподозренных в приверженности павликианству сирийцев и еще чаще армян из азиатских провинций и фем в Европу, на Балканы: в Македонию и Фракию. Славянизированные тайные павликиане, общаясь на новой родине со своими соседями и вступая с ними в разговоры на религиозные темы, смогли увлечь и соблазнить немалое их число своими верованиями, суть которых сопряжена была с тотальным отрицанием присутствия в мире Божией правды. Иными словами, ересь питалась неприятием существующего устройства общества, которое воспринималось как чудовищно несправедливое, и потому, наверное, ересь распространилась и укоренилась в основном на нижних этажах социальной пирамиды.

http://pravoslavie.ru/153456.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Косма Пражский. Миниатюра из Чешской хроники. XIV в. [Козьма Пражский; лат. Cosmas Pragensis; чеш. Kosmas] (ок. 1045 - 21.10.1125, Прага), чеш. хронист, автор «Чешской хроники» (Chronica Boemorum; ок. 1119-1125). О жизни К. П. известно только из его хроники. Начальное образование получил в школе при кафедральном соборе св. Вита в Праге. Ок. 1075-1082 гг. учился в Льеже (ныне Бельгия), где постигал, по его словам, «грамматику и диалектику» у магистра Франка ( Cosmae Pragensis Chronica Boemorum. III 59). Ок. 1082 г. вернулся в Чехию, женился, у него род. сын Генрих (Ibid. III 51), к-рого традиционно отождествляют с Индржихом (Генрихом) Здиком, еп. Оломоуца (1126-1150) ( Richter. 1950), хотя нек-рые исследователи оспаривали эту гипотезу ( Bretholz. 1923. S. XV). Первая страница Чешской хроники. XIII в. (Национальная б-ка Швеции, Стокгольм) Первая страница Чешской хроники. XIII в. (Национальная б-ка Швеции, Стокгольм) К. П. неоднократно сопровождал Пражских епископов в поездках за пределы страны. Пользовался особым покровительством сына чеш. кн. Бржетислава I (1034-1055), еп. Гебхарда (Яромира) (1068-1090), вместе с к-рым в 1085 или 1086 г. участвовал в работе имперского съезда в Майнце (Chronica Boemorum. II 37). В 1099 г. К. П., находившийся в свите Пражского еп. Германа во время встречи чешского кн. Бржетислава II (1092-1100) с венг. кор. Коломаном (Кальманом) (1095/96-1116), был рукоположен в сан пресвитера (Ibid. III 9). Несмотря на то что в результате григорианской реформы обязательный целибат католического духовенства стал последовательно утверждаться в Зап. Церкви, в Чехии в кон. XI в., по-видимому, он еще не являлся общепринятой нормой. После 1117 г., когда умерла жена К. П. (Ibid. III 43), он стал каноником, а затем деканом капитула пражского собора св. Вита; члены капитула часто составляли грамоты для королевской канцелярии. Ок. 1119 г. К. П., будучи уже в преклонном возрасте, приступил к составлению «Чешской хроники» и работал над ней до самой смерти (об этом свидетельствует запись на последнем листе одного из ее списков). Хроника написана на лат. языке. В тексте имеются стихотворные вставки, иногда автор использует рифмованную прозу. Работая над хроникой, К. П. опирался на более ранние погодные записи, житийную литературу, которая составлялась при пражском капитуле, грамоты, предания, а также на собственные наблюдения.

http://pravenc.ru/text/2458839.html

1 ноября. Успение святых бессребреников Козьмы и Дамиана, сыновей святой Феодотьи . Козьма и Дамиан, святые бессребреники, были одной христианки по имени Феодотья, от которой научились правой вере и Священным книгам, а от Святого Духа – лечению и умению; лечили не только людей, но и животных лечили, и ничего ни у кого не брали . Вылечили они одну женщину по имени Палладия, которая, придя к святому Дамиану, принесла ему три яйца и упросила его именем Божьим взять их. Услышав это, святой Козьма запретил класть мощи Дамиана рядом со своими после смерти. Первым умер святой Козьма, а потом умер святой Дамиан; и люди раздумывали, где похоронить его. Внезапно явился верблюд, истерзанный дьяволом и исцеленный святыми, проговорил он человеческим языком, чтобы положили мощи рядом со святым Козьмою, потому что не ради мзды взял он яйца, а ради имени Божьего. Так и положены были они. 11 ноября. Память преподобного отца нашего Феодора, игумена Студийского . В правление Константина он родился в Константине-граде, изучив суть всякого учения. В царствование блаженной благочестивой Ирины, 22-х лет от роду, ушел в монастырь Саккудион, с помощью своего дяди постригся в монахи, и Тарасием патриархом был поставлен в пресвитеры. Потом в 30 лет стал игуменом того же монастыря. Изгнан был в Солунь, поскольку не одобрил любодеяния императора, но был возвращен снова императрицей Ириной и из-за нашествия сарацинов вернулся в Царьград. И снова был изгнан императором Никифором, убитым в Болгарии, по той же причине. Потом был изгнан из-за святых икон при Льве Иконоборце. Перенеся много страданий, за благочестие подвизался и, написав песнопение с Божьей помощью, в глубокой старости к Господу отошел. 12 ноября. Память преподобного отца нашего патриарха Александрийского Иоанна Милостивого . Родом с Кипра, он был сыном Епифания, в то время правителя того острова. По желанию отца женился, имел детей, но поскольку жена и дети оставили жизнь, он все свои желания обратил к добродетельной и богоугодной жизни. За чистоту его жизни император Ираклий по просьбе народа александрийского поставил его патриархом Александрии. Законное приняв поставление, он был святителем много лет и бесчисленные сотворил чудеса, нуждающимся щедро подавая необходимое. И из-за многого милосердия назван был Милостивым, и со всеми был ласков, как о нем много и говорится в книгах, и многих неверных обратил к Господу. В глубокой старости оставил землю, на небеса восшел, радуясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сборник был готов к публикации ок. 1639 г., однако отдан в печать лишь в 1643 г. Он увидел свет 21 апр. 1644 г. и сразу оказался в центре полемики. «К. к.» привлекалась в ходе богословского диспута в янв. 1644 - авг. 1645 г. между пастором, прибывшим с гр. Вальдемаром, и рус. богословами. Большое количество цитат из «К. к.» включено во 2-е послание патриарха Иосифа к гр. Вальдемару. В 1644 г. 5 экз. издания было отправлено Киевскому митр. свт. Петру (Могиле) . «К. к.» постоянно использовалась рус. стороной в полемике с греками. В 1649 г. экземпляр «К. к.» был сожжен на Афоне. Раздел «К. к.», восходящий к «Сказанию об отпадении латин», был переведен на латынь и отправлен в Ватикан Ю. Г. Крижаничем . «К. к.» стала предметом споров в русско-швед. и русско-польск. переговорах. Впосл. она приобрела авторитет у старообрядцев благодаря подборке статей в защиту двоеперстия, а также эсхатологическим рассуждениям Стефана Зизания (защищавшего мысль о папе Римском как об антихристе). «К. к.» была переиздана старообрядцами в Гродно (1786, 1791) и в Московской единоверческой типографии (1900). «К. к.» - памятник рус. допетровской библиографии. В ней впервые был опубликован индекс истинных книг. Он включает ряд названий и имен, к-рые никогда ранее не перечислялись в древнерус. рукописных индексах истинных книг, в т. ч. книги укр. и белорус. происхождения. Среди впервые указанных в «К. к.» авторов - свт. Григорий Чудотворец , еп. Неокесарийский, блж. Августин , еп. Гиппонский, преподобные Макарий Великий , Иларион Великий и Исидор Пелусиот, митрополиты Григорий Цамблак и Феодор Авукар Карийский, а также Козьма Пресвитер, Георгий Писида. По мнению И. М. Грицевской, индекс, помещенный в «К. к.», был составлен в нач. XVII в. на базе ряда источников. Основные из них - оглавление Острожской Библии 1584 г. и индексы в редакциях XVI - нач. XVII в. Лит.: Лилов А. И. О так называемой Кирилловой книге. Каз., 1858; Виноградов И. Г., свящ. О Феодоритове слове. М., 1866; Цветаев Д. В. Из истории брачных дел в царской семье московского периода.

http://pravenc.ru/text/1840465.html

12) «К вопросу о тайной исповеди» Суворова, стр. 96, изд. 2: Козьма, пресвитер Болгарский (X-XI в.), в поучении на богомильскую ересь говорит: «Еретики, слышаще Иакова, брата Господня, глаголюща; исповедуйте друг другу грехи и молите друг за друга, яко да изцелеете, не разумеют, яко иереом то есть речено. Аще бо болит, рече, кто в вас, да призовет попы церковныя, и да молитву творят над ним, помазавше и маслом во имя Господне и т. д. Еретики же сами в себе исповедь творят и решат, сами суще связани диаволими узами». 13) Никон Черногорец, сл. 50, л. 402: «Яко не подобает кроме иерея приимати неким исповеди». 14) Там же. сл, 51, л. 410 об.: «Аще прегрешением прегрешит человек в грех впад, изнурит же плоти тела своего, и истает кости мозгов своих в посте и плачи, ничтоже успеет. Аще же изречет человеку священнику грехи своя на срам себе, ради сего оправдится, ибо враг весть, яко велми оставляет Бог согрешения Иже с теплою верою Ему приходящему, и прощает еже со слезами Ему исповедающаяся, той бо есть враг поспешая человеку на все злое, и сего ради возбраняет им не исповедовати». 15) Там же, сл. 55, л. 455: «Иже от человек содеянная согрешения к пресвитером достоит исповедоватися подражающим человеколюбца Бога. Святаго Василия. Согрешения несть исповедовати к простому человеку, разве к иерею, понеже иерей земный ангел и небесный человек глаголется... Святаго Афанасия Александрийскаго . Якоже человек от человека священника крещаем просвещается Св. Духа благодатию, тако исповедаяся в покаяние, ради иерея приемлет оставление благодатию Христовою». 16) Его же, Тактикон, сл. 14, л. 72: «А яко презвитером священнодействующим подобает исповедем бывати, а не ко инем все божественное писание глаголет... л. 72 об.: «божественная писания учат нас, се ныне и от сего навыкнуем, яко к презвитером священнодействующим лепо есть бывати исповедем». 17) Иоанн Дамаскин – «Три защитительных слова» стр. 40–41: «Идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. Не царям Христос дал власть связывать и разрешать, но Апостолам и их преемникам, и пастырям, и учителям».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

1. Опыт Русской Зарубежной Церкви и Сурожской епархии митрополита Антония (Блюма) полностью подтверждает слова епископа Мефодия. В этих образованиях священники работают на гражданской работе. Сам покойный митрополит Антоний, помимо службы, работал на гражданке в Лондоне, в Англии, так как надо было на что-то питаться и содержать Успенский Собор епархии в Лондоне. Митрополит Антоний Сурожский жил почти в крайней бедности, ходил в заплатанном подряснике, в одной панагии, сам себе готовил, сам чистил свою сторожку при соборе, где жил, и сам мыл этот Собор, который он вместе с паствой выкупили у властей Лондона, чтобы его не смогли продать китайскому ресторану ?! В настоящее время также многие священники РПЦЗ МП в США, работают еще на гражданских работах, чтобы был дополнительный заработок на жизнь, семью и на содержание прихода. Хотя по Ап.Правилам священник, пресвитер, диакон и архиерей не должны, кроме как у Алтаря Господня, нигде служить и работать в миру, но реальность которую попустил Сам Господь такова, что очень и очень многие пастыри и диаконы в РПЦ МП и РПЦЗ МП работают на гражданских работах, и имеют дополнительный заработок, в том числе от издания книг, статей, от чтения лекций, от преподавания в гражданских вузах, в медицинских учреждениях. В Псково-Печерском и иных монастырях работают платные кафе, платные гостиницы и странноприимные дома, и так далее и тому подобное. Словом, дополнительные заработки и деньги крайне нужны, особенно сельскому и провинциальному духовенству. Поэтому, если брать за основу благую, трудовую, не стяжательную, не хапающую , не алчную составляющую дополнительного труда духовенства на гражданке, то она должна только приветствоваться. И святой опыт великого врача-святителя Луки (Войно-Ясенецкого) должен везде распространяться, при чем часто Святитель поступал как святые бессеребренники Козьма и Дамиан. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/video/2021/04/23/svya...

Козьма Пражский «Чешская хроника» (около 1119–1125 гг.) 32. «Генеалогия Вельфов» И «История Вельфов» (около 1125/6 и около 1170 г.) 33.«Перенесение св. Годехарда хильдесхаймского» (вскоре после 1132 г.) 34. Теофил Пресвитер «О различных искусствах» (1111/40 г.) 35. Жеффрей Гаймар «История англов» (1135/8 г.) 36. Перенесение руки св. Стефана Первомученика (добавление к «Цвифальтенской хронике» Ортлиба) (1141 г.) 37. Вышеградское продолжение «Чешской хроники» Козьмы Пражского (около 1141 г.) 38. Матфей, епископ краковский. Послание к Бернарду Клервоскому (около 1148 г.) 39. «Анналы монастыря св. Дисибода» («Дисибоденбергские анналы») (около 1147 г.) 40. Альберт Ахенский «Иерусалимская история» (первая половина XII в.) 41. «Анналы монастыря Святого Креста» («Свентокшиский рочник») (первая половина XII в.) 42. Генрих «Суммарий» (не позднее середины XII в.) 43. «Пегауские анналы» (середина XII в.) 44. «Хроника императоров» (около 1150 г.) 45. «Саксонский анналист» (около 1150 г.) 46. Оттон Фрайзингенский «Хроника» («История о двух градах») и «Деяния императора Фридриха», продолженные Рахевином (1146/57 и 1158–1160 гг.) 47. Херборд «Беседа о житии Оттона Бамбергского» (1159 г.) 48. Грамота Кёльнского архиепископа Райнальда городу Медебаху (1165 г.) 49. Винцентий Пражский «Анналы» (около 1170 г.) 50. Хельмольд из Бозау «Славянская хроника» (до 1177 г.) 51. Вкладная книга монастыря св. Эммерама в Регенсбурге (запись 1179 г.) 52. «Магдебургские анналы» (1170–1180-е гг.) 53. Грамота германского императора Фридриха I Барбароссы городу Любеку (1188/1226 г.) 54. «Житие св. Мариана Ирландца» (1180-е гг.) 55. Грамота Штирийского герцога Оттокара IV о таможенных порядках в городе Энсе (1191/2 г.) 56. Грамота Австрийского и Штирийского герцога Леопольда V регенсбургскому купечеству (1192 г.) 57. Магистр Винцентий (Кадлубек) «Польская хроника» (конец XII – первая четверть XIII в.) 58. «Саксонская всемирная хроника» (около 1229 г.) 59. Торговый и таможенный устав австрийского и штирийского герцога Леопольда VI (1198/1230 г.) 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Болгарии сложилось два центра христианского просвещения: один в Плиске и другой – в Охриде О святителе Константине Преславском известно, что он был участником Моравской миссии. Изгнанный из Моравии, он бежал в Константинополь, откуда затем переехал в Болгарию, где был поставлен на кафедру викарного епископа в Преслав. Он автор Учительного Евангелия – сборника проповедей на евангельские темы, который предваряется стихотворной «Азбучной молитвой». Самым загадочным из христианских писателей Болгарии «Золотого века» был Иоанн Экзарх, принадлежащий Преславской книжной школе. Сохранились его сочинения, но обстоятельства его жизни известны крайне скудно, и само наименование его Экзархом подлежит самым разным интерпретациям: по одной версии, он возглавлял Болгарскую Церковь, состоявшую из подчиненных ему митрополий, по другой – был представителем Константинопольской Патриархии в Болгарии, вроде папских легатов, и, наконец, что представляется наиболее вероятным, был наделенным (неизвестно точно, какими именно) административными и/или судебными полномочиями помощником главы Болгарской Церкви в пресвитерском, а не епископском сане – в составленном им «Слове на Вознесение» Иоанн назван «экзархом пресвитером». «В Беседе против богомилов” болгарский писатель Козьма Пресвитер… помимо святителей Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста, призывает подражать и новому пресвитеру Иоанну, который был пастырем и экзархом в болгарской земле”» . «Шестоднев» Иоанна Экзарха. Фото: ru.wikipedia.org В исторических источниках его имя не упоминается, составить представление о вехах в его биографии можно лишь по сведениям, содержащимся в его собственных трудах. В своем «Прологе» к «Богословию», переводу с греческого на славянский язык «Точного изложения православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, он написал, что за перевод этой книги он взялся по совету монаха Докса, брата святого Бориса. В собор святых Седмочисленников Иоанн Экзарх не включен, но даже если «он и не был прямым учеником равноапостольных братьев, то непременно являлся их ближайшим последователем» . Свободное владение греческим и знание еврейского языка, а также основательное богословское и классическое образование Иоанн мог получить в Магнаврской школе в Константинополе, где он учился, вероятно, одновременно с Симеоном Великим, что предполагает его принадлежность к знатному роду и близость к правящей династии. Около 885 г., приблизительно в 30 лет, он вернулся на родину и вскоре после этого был рукоположен в пресвитера, вероятно, в Преславе. Иоанн Экзарх преставился в первой трети X века, вероятно, в конце правления Симеона Великого. В Средневековье он почитался в лике святых, но в современных календарях его памяти нет, возможно, из-за отсутствия достаточных сведений о его жизни.

http://pravoslavie.ru/152907.html

Намерение Иисуса Христа – показать ученикам своим горнюю божественную славу свою, оправдалось совершенно. Небесная слава Богочеловека столько восхитила их, что они желали всегда созерцать ее, пребывая на горе. Наставниче, говорил ап. Петр Господу, добро есть нам зде быти: и сотворим сени три, едину Тебе, и едину Моисеови, и едину Илии. При сих словах светлый облак осенил их и был слышан глас Бога Отца: сей ест Сыт Мой возлюбленный: того послушайте. Во время гласа устрашенные ученики, не могши взирать на сияние лица Господа, как сильнейшее человеческого зрения, пали на землю. Иисус Христос , приступив, прикоснулся к ним и сказал: возстаните, и не бойтеся. Возведши очи свои, они никого не видели, кроме Господа ( Мф.16:1–9 . Лк.9:18–36 ). В память славного преображения Господа на Фаворе установлен Церковию праздник Преображения Господня. Начало этого праздника скрывается в древних временах христианства. В ΙV веке св. Елена на горе Фавор соорудила храм в честь Преображения Господня, разрушенный Саладином в XIII веке. В IV веке между сочинениями отцов Церкви встречаются многие поучения на день Преображения Господня, как-то: у св. Ефрема Сирина , св. Иоанна Златоустог о; в V веке у св. Прокла епископа цареградского, св. Льва Великого , и проч. В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII св. Иоанн Дамаскин и Козьма Маиумский сочинили на праздник Преображения многие песнопения, коими прав. Церковь ныне прославляет преображение Господа. Впрочем в XII веке праздник Преображения не был еще всеобщим па Западе. Пофон, пресвитер тревирский или трирский, живший в этом веке, говорил об нем, как о нововведении в некоторых западных монастырях. В XV веке (в 1457 году) папа Каллист III учредил праздник Преображения Господня повсюдным в западной Церкви и установил в этот праздник самый чин Богослужения, который доселе там отправляется, – установил по следующему обстоятельству. Султан Магомет II, по взятии Константинополя, устремился для осады Белграда. Гуниад – военачальник Ладислава V, короля Венгерского, укрепился в этом городе. Молитвы благочестивых воодушевляли осажденных. Совершенное поражение неверных и победа одержанная христианами при весьма слабых силах 6 августа 1456 года, в день Преображения, была всеми призвана за чудесную помощь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010