Павлин Медиоланский Предисловие переводчика Житие свт. Амвросия, епископа Медиоланского, написанное его секретарем диаконом Павлином, относится к самым известным памятникам латинской агиографической литературы V в., несомненно, благодаря той исключительной роли, которую сам святитель сыграл как в формировании богословия Западной Церкви, так и в выстраивании отношений между Церковью и государством не только на западе, но и на востоке империи. Уже из «Церковной истории» Руфина Аквилейского (403 г.) подробный рассказ о том, как свт. Амвросий отлучил императора Феодосия от Церкви за резню в Фессалонике, попал в весьма популярную в Византии хронику Георгия Монаха (Амартола), а оттуда – в декабрьский том Четьих Миней (под 7-м числом), который был переведен на церковнославянский язык и получил широкое хождение на Руси 1 . Публикуемое здесь в русском переводе Житие было переведено на греческий язык (Bibliotheca Hagiographica Graeca 67) 2 , вероятно, не позже X в. Произведение было создано в Северной Африке, по всей видимости ок. 422 г. Несомненный terminus ante quem – смерть епископа Флорентийского Зиновия ок. 429 г. (см. гл. 50). Точная датировка зависит от хронологии префекта претория Италии Иоанна (гл. 31), упомянутого в Кодексе Феодосия. Если указанная там дата, 11 июля 422 г., верна, то написание Жития следует приурочить именно к этому году, но если принять предлагавшееся исправление на 412 г., то более вероятной будет датировка 411 г. 3 Павлин был нотарием (стенографом) и секретарем свт. Амвросия в последние три года его жизни (394–397) и был рукоположен им в диаконы, а через несколько лет отправился в Северную Африку по делам расположенных там земельных владений Медиоланской Церкви. Там он принял активное участие в борьбе против пелагианской ереси и на этой почве сблизился с блж. Августином, по инициативе которого он и взялся описать жизнь свт. Амвросия (сам Августин был крещен свт. Амвросием в Милане в 387 г.). Именно к антипелагианской деятельности Павлина относится единственное его известное сочинение помимо Жития – краткий доклад папе Зосиме с оправданием своего поведения по отношению к некому Целестину , которого Павлин обвинял в пелагианстве. 4 Совершенно очевидно, что писательство не было призванием нашего автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Е.С. Марей Глава IV. Влияние концепций Исидора на соборное законодательство Толедского королевства Идеалы закона, справедливости, правосудия, сформулированные Исидором, заложили в Толедском королевстве основы правовой теории. Но епископ Севильи был не только замечательным мыслителем; кроме писательской и просветительской деятельности, он участвовал в работе церковных соборов, носивших как провинциальный, так и общегосударственный статус. Старший брат Исидора, епископ Леандр, председательствовал на III Толедском соборе 589 г., на котором готы во главе с королем Реккаредом приняли Никейский символ веры . С этого собора принято отсчитывать начало т.н. «вестготской симфонии» Церкви и королевской власти. Окончательно же она оформилась руками Исидора на соборе 633 г. Однако прежде чем на правах старшего епископа председательствовать на историческом IV соборе, Исидор провел два провинциальных синода в Севилье. 1. Исидор на II Севильском соборе (619 г.) В ноябрьские иды (13 ноября) 619 г. в Севилье в Иерусалимской базилике был созван собор провинции Бетика под председательством Исидора. Под его канонами стоит подпись девяти епископов, включая его самого, однако помимо клириков на соборе присутствовало два должностных лица: Сисискл, управляющий государственными имуществами, и Сванила, управляющий имуществами фиска (надо полагать, полномочия обоих распространялись на территорию провинции Бетика). Об их участии в работе собора нельзя сказать ничего конкретного. 846 1.1. Разрешение конфликтов между епископами Первым делом участники собора принялись рассматривать жалобы епископов друг на друга и их споры. Епископ Малаги Теодульф (о котором нет больше никаких упоминаний в других источниках) заявил, что некий приход, издревле принадлежавший его епархии, во время боевых действий был занят византийцами, а после их поражения и ухода незаконно перешел другим епархиям. 847 Примечательно, что для решения этого конфликта участники собора попытались сравнить его с аналогичным казусом, известным из римского права. В данном случае в параллель было поставлено право восстановления в правах после возвращения из плена (ius postliminii). 848 Вероятно, участники собора опирались на титул De postliminio, содержащийся в Кодексе Феодосия (C.Th. 5.7) и в Бревиарии Алариха (Brev. 5.5). Власть Теодульфа в приходе, о котором шел спор, была восстановлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Грамота о предоставлении индульгенции. 1399 г. (ГИМ) [лат. indulgentia - снисхождение, милость, освобождение от долга; англ., франц. indulgence; итал. indulgenza; испан. indulgencia; нем. Ablass, Ablassbrief, römische Gnade], в Римско-католической Церкви освобождение от временного наказания за отпущенные в таинстве Покаяния грехи, а после смерти - от страданий в чистилище , очищающих от неискупленной вины за прощенные грехи. До кон. XVI в. И. также называли соответствующую грамоту, извещавшую о таком освобождении (littera remissionis, littera indulgentialis, littera indulgentiae). Становление практики И. Появление термина «indulgentia» в покаянной практике Зап. Церкви во многом было обусловлено его использованием в раннее средневековье в светском праве, в т. ч. в Кодексе Феодосия , где им обозначался имп. эдикт, объявлявший амнистию нек-рым преступникам, напр., в день Пасхи (De indulgentiis criminum//CTh. IX 38). Длительное время в покаянной практике термин «indulgentia», обозначавший милость и милосердие к грешнику, употреблялся наряду с терминами «pax», «donatio», «condonatio», «remissio». В XI-XIII вв. освобождение от временного наказания за грехи (понимавшегося и как епитимия, и как наказание, налагаемое Богом в загробной жизни) обозначалось, как правило, терминами «remissio» и «venia» (напр., в постановлениях Соборов католич. Церкви XI-XIII вв., в «Sententiarum Libri Quattuor» Петра Ломбардского , «Summa de paenitentia» Раймунда Пеньяфортского и др.), однако к XIV в. они были окончательно вытеснены термином «indulgentia». И. стала одним из проявлений длительного процесса смягчения покаянной практики. В VI-X вв. под влиянием обычаев ирл. и англосакс. Церкви в Европе сформировалась практика частного покаяния, важным элементом к-рой стала замена публичного покаяния, бывшего в древней Церкви, длительными сроками епитимий, к-рые исполнялись после таинства Покаяния.

http://pravenc.ru/text/389591.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VIII. Законодательная и административная деятельность Юстиниана. Церковная политика Ф. И. Успенский. История Византийской империи Юстиниан может считаться первым европейским государем, проведшим до крайних пределов централизацию в своей обширной империи. Теория единой империи, как она преподносилась Юстиниану, требовала для своего осуществления одинакового применения законов и одинаковости судебной практики. Эта сторона деятельности Юстиниана имеет большое культурное значение для всего европейского человечества. По сравнению с блестящими по внешности, но по сущеетъу эфемерными внешними делами, законодательная деятельность представляет собой памятник необыкновенной прочности и живучести и высоко ставит имя Юстиниана между всеми законодателями. Заслуга Юстиниана состоит, впрочем, не в творчестве, не в составлении новых законов, а в кодификации дошедшего до него римского права. При нем и при его содействии памятники римского права были собраны, проверены и сопоставлены между собой, и результаты юридической работы времени Юстиниана составили уже сами по себе драгоценный и незаменимый источник, из которого полной рукой черпали и средневековые ученые, и новейшие юристы. Римское право в кодексе Юстиниана стало универсальным правом всех культурных европейских народов,— в этом историческое и культурное значение вопроса о законодательной деятельности Юстиниана. Хотя занятия древним римским правом были обычны, и уже со времени Адриана существовала специальная консистория, задача коей заключалась, между прочим, в истолковании законов, но при Юстиниане деятельность этого учреждения получила новое и более широкое направление. С первых же лет своего правления вместе с громадными внешними предприятиями Юстиниан обратил свое внимание на законодательство. В 528 г. им организована была комиссия из десяти правоведов, выбранных из лучших и ученейших людей того времени, во главе которой поставлены знаменитый Трибониан и Феофил. Комиссии предстояло собрать и распределить по содержанию и хронологии императорские указы (leges, constitutiones) со времени эпохи Адриана, как в свое время внесенные в кодексы Григорианский, Гермогенианский и Феодосиевский , так и те, кои изданы были поздней. Предстояла большая и сложная работа, т. к. тогдашние архивы или библиотеки не имели тех удобств, какие имеются в наших библиотеках в виде каталогов и указателей, и т. к., с другой стороны, приходилось изучать неупорядоченный рукописный материал.

http://sedmitza.ru/lib/text/442793/

Афон (θως). Монастырь Эсфигмен. Μον Εσφιγμνου /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Согласно древнему преданию, Эсфигмен был основан в V веке императрицей Пульхерией. Рукопись, хранящаяся в монастырской библиотеке, называет нам и точную дату этого события – 418 год. Другое предание гласит, что основали монастырь император Феодосий и его супруга Евдокия. В пользу раннего основания Эсфигмена свидетельствует и столь близкое соседство этого монастыря с морем – ведь в те времена ещё не было угрозы пиратских набегов. Первое достоверное упоминание об обители встречается в кодексе 1016 года, подписанного игуменом обители Феоктистом. Некоторые учёные полагают, что Эсфигмен был основан другой Пульхерией – сестрой императора Романа III, царствовавшего с 1028 по 1034 год. Обитель много пострадала от набегов сарацин, латинян и пиратов. Особенный урон ей нанесло вторжение 1534 года: многие здания были сожжены, а монахи уведены в плен. В непростой период турецкого владычества Эсфигмену много помогали молдавские игемоны и русские цари. В сохранившейся грамоте Алексея Михайловича указывается на то, что иноки Эсфигмена могли каждые пять лет приезжать в Россию за экономической поддержкой. Возобновившаяся монашеская жизнь к 1634 году замерла опять, а в 1705 году обитель начала возрождаться. К сожалению, из-за больших долгов монастырь снова пришёл в упадок и был преобразован в особножительный. Ключевую роль в возрождении обители сыграл бывший салоникский митрополит Даниил, прибывший в Эсфигмен по настоятельной просьбе братии. Он был выпускником Афонской академии, несколько лет подвизался на Святой Горе и хорошо знал жизнь Афона. Первым шагом нового игумена стало возвращение общежительного устава. Благодаря помощи Кассандрского архиепископа Игнатия в 1805 году началось строительство соборного храма Вознесения Господня. Освятил его патриарх Григорий V, вскоре после этого принявший мученическую кончину и прославленный в лике Святых. Деревянный позолоченный иконостас кафоликона (1813) считается одним из самых красивых на Афоне. В нём сохранились две иконы (великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского) из иконостаса старого собора. На образах Спасителя, Богородицы, Вознесения, Иоанна Крестителя серебряные оклады русской работы 1850 года. На двух мраморных колонах, поддерживающих купол в западной части собора, помещены иконы Христа и Богородицы (1673). Литийный притвор кафоликона в отличие от других афонских храмов отделён от главной части собора не стеной, а рядом колон. Главный вход на праздник Вознесения Господня завешивается куском ткани из палатки Наполеона, подаренного Эсфигмену патриархом-новомучеником Григорием V. Этот гобелен работы XVII века до Бонапарта принадлежал целому ряду французских императоров.

http://sobory.ru/article/?object=30430

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР [апа Виктор; Виктор стратилат; копт. biktwr ] (III - нач. IV в.), егип. мч. (пам. копт. 27 пармуте (22 апр.)). Судя по копт. и копто-араб. источникам, В. был весьма почитаем в Египте в визант. и раннеараб. время. Сохранилось неск. копт. рукописей (саидский диалект) с описанием его мучений. Рукопись (Or. 7022 Брит. б-ки), изданная Э. А. Т. Уоллисом Баджем , содержит 4 версии, рукопись из ГПБ, опубликованная А. И. Еланской,- 1, совпадающую по сюжету с рукописью из опубликованных Баджем. Неск. фрагментов мартирия В. хранятся во Французской национальной б-ке (Париж); фрагменты перевода этого сочинения на бохайрский диалект копт. языка издал Ф. Росси. Существуют также панегирики в честь В., атрибутированные Целестину, еп. Римскому (Lond. Brit. Or. 7022), Феодосию Иерусалимскому, свт. Иоанну Златоусту (2 последних - в кодексе У. Буриана) и Феопемпту Антиохийскому (ркп. из коллекции Пьерпонта Моргана). Неск. фрагментов, хранящихся в С.-Петербурге и, вероятно, содержащих часть панегирика, приписываемого свт. Иоанну Златоусту, опубликованы О. Э. фон Леммом. Неск. листов из Венской рукописи, возможно относящихся к панегирику Целестина, изданы В. Тилем. Копто-араб. «досье» В. не менее обширно, чем коптское, однако мало исследовано и не издано. Имеется 2 типа текстов: описание его мученичества (это различные панегирики на 27 пармуте) и сборники его чудес под 27 хатора (дата освящения церкви в честь В.). Панегирики атрибутированы Кириаку, еп. Эль-Бахнасы (Оксиринха) (сохр. в 6 ркп. XVI, XVII и XIX вв.), Димитрию Антиохийскому (в 2 ркп. XV и XVIII вв.), Целестину, еп. Римскому (2 ркп.- Graf 470, Paris Arab. 4782) и Табунтусу (Феопемпту?) Антиохийскому (1 ркп.- Graf. Geschichte. I. P. 540). По всей видимости, 2 последних панегирика являются переводами с копт. оригиналов. Краткое описание мученичества В. содержится в копто-араб. синаксаре под 27 пармуте. Описание его чудес находится в рассказе копто-араб. синаксаря под 27 хатора о строительстве 2 церквей в его честь, а также в тексте гомилии Димитрия Антиохийского. Часть текстов копто-араб. рукописной традиции, посвященной В., еще не полностью идентифицирована. Существует эфиоп. версия его мартирия (Lond. Brit. Or. 729).

http://pravenc.ru/text/158512.html

Правление В. отличалось веротерпимостью, о чем свидетельствует Аммиан Марцеллин (Ibid. XXX 9. 5). Свт. Амвросий Медиоланский хвалит императора за то, что он предоставил свободу Церкви (Epist. 21. 2-5), и представляет его как врага язычества (Epist. 17. 16). Эдикт В. в Кодексе Феодосия показывает, что политика веротерпимости распространялась на языческие культы и иудаизм (Cod. Theod. XVI 2. 18), но в 372 г. последовал запрет манихейских собраний, а в 373 г. была запрещена практика перекрещиваний в христ. Церкви (Ibid. 6. 1). Это решение гл. обр. коснулось донатистов , перекрещивавших всех своих приверженцев. Покровительство христианству выразилось в том, что В. восстановил привилегии клириков, дарованные имп. Константином Великим , но отмененные в правление Юлиана. При этом было ограничено освобождение клириков от куриальной ответственности, а также запрещено наследование священнослужителями имений вдов и сирот (Ibid. 6. 18-21). Склонный принимать никейское вероисповедание, В. не насаждал его как обязательное для всей Церкви, воздерживался от вмешательства в догматические споры и не оказывал поддержки ни одной из богословских партий ( Socr. Hist. eccl. IV 4; Sozom. Hist. eccl. VI 7). Так, попытка епископов Илария Пиктавийского и Евсевия Верцелльского сместить с Медиоланской кафедры арианствующего еп. Авксентия I оказалась безрезультатной благодаря его прошению к В. о заступничестве. Также безрезультатным оказалось осуждение епископов Валента и Урсакия на Римском Соборе 368 г.: оба они остались на своих кафедрах. После смерти Урсакия император не препятствовал избранию на кафедру Сингидунума арианина Секундиана. С др. стороны, он одобрил избрание в Медиолане по смерти Авксентия никейца Амвросия (374). Следствием политики невмешательства в дела Церкви стало почти повсеместное восстановление никейского Православия на западе Римской империи, т. к. арианство, насаждавшееся здесь при имп. Констанции II , не имело под собой почвы. Ариане сумели удержать за собой только неск. епископских кафедр в Иллирике, в т. ч. Сирмий и Сингидунум. Несмотря на то, что 2-я жена В. Юстина была арианкой, она не имела возможности открыто поддерживать арианство при жизни своего мужа и не оказывала никакого влияния на его религ. политику.

http://pravenc.ru/text/153939.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНДУЛЬТ [лат. indultum - разрешение, дозволение], привилегия в Римско-католической Церкви, предоставляемая Папским престолом или иной высшей церковной властью отдельному лицу (группе лиц) на осуществление действий, не разрешенных общим церковным правом, а также освобождение от к.-л. канонических требований и обязательств. В отличие от диспенсации И. даруется на определенный период времени. Одно из первых употреблений термина «И.» в значении освобождения от нормы общего права или изъятия из сферы его действия встречается в Кодексе Феодосия (CTh. III 10. 1; IV 15. 1), где говорится об И., дарованном имп. властью. Однако в зап. каноническом праве понятие «И.» не получило дальнейшего развития и обычно употреблялось наравне со смежными понятиями канонического права (привилегия, льгота, разрешение). В Кодексах канонического права 1917 и 1983 гг. особое определение И., к.-л. нормы его предоставления и использования также не установлены, что связано с пониманием И. как отмены положений общего права, разрешенной по причине к.-л. особых условий и обстоятельств. Являясь видом привилегии, И. регламентируется Кодексом канонического права 1983 г. в канонах об отдельных адм. актах (CIC. 35-47), декретах и предписаниях (CIC. 48-58), рескриптах (CIC. 59-75) и привилегиях (CIC. 76-84). В качестве конкретных примеров в Кодексе упоминаются И. на секуляризацию и эксклаустрацию, т. е. разрешение на проживание монашествующего в миру или на его выход из монашеского ордена или конгрегации (CIC. 684-693, 727-728, 743-745), а также И. на совершение епископом лат. обряда рукоположения диакона или пресвитера, принадлежащих к вост. обрядам католич. Церкви (CIC. 1015 § 2). В наст. время наиболее частыми примерами И. в Римско-католической Церкви являются разрешения пресвитерам служить более 3 месс в день и совершать таинство конфирмации , разрешения на освящение храмов во имя беатифицированных или на их переосвящение во имя др. святых и т. д. До издания папой Римским Бенедиктом XVI motu proprio «Summorum Pontificum» (2007), к-рым была установлена т. н. экстраординарная форма рим. обряда, частым примером И. являлось особое разрешение на служение мессы по Римскому Миссалу 1962 г., употреблявшемуся до литургической реформы Ватиканского II Собора . Лит.: Godefroy L. Indults//DTC. T. 7. Col. 1636-1638; New Commentary on the Code of Canon Law/Ed. J. P. Beal, J. A. Coriden, Th. J. Green. N. Y., 2000. В. В. Тюшагин Рубрики: Ключевые слова: БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором

http://pravenc.ru/text/389593.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРАВАЛАНЫ Члены христ. братства в Александрии, занимавшиеся делами милосердия. Происхождение термина «параваланы» остается предметом дискуссий, поскольку в греч. источниках встречаются 2 его формы: παραβαλανες (банщики) и παραβολνοι (подвергающие себя опасности); к указанным словам соответственно восходят латинские parabalani и parabolani ( Schubart. 1954. Р. 100; Gregory. 1991). По всей видимости, 2-е именование лишь впосл. было усвоено П. как лицам, к-рые ухаживали за больными, совершали погребение умерших от болезней и т. о. рисковали жизнью (παραβλλεσθαι τν ζων). В источниках упоминаются лишь александрийские П., однако, возможно, подобные братства несли служение и в др. городах империи, в т. ч. в К-поле. П. происходили, как правило, из низших слоев населения. В лит-ре высказывалось предположение, согласно к-рому братство П. было организовано свт. Дионисием Великим , еп. Александрийским († 264/5), во время эпидемии чумы; впрочем, точные подтверждения этого предположения отсутствуют. Несмотря на то что П. не имели посвящения и не приносили монашеских обетов, они обладали церковными привилегиями. Кроме того, им было запрещено посещение театральных представлений и проч. публичных мероприятий. В дополнение к основным обязанностям П. служили епископам, в т. ч. в качестве телохранителей. Братство П. пополнялось новыми членами по решению епископов и архиепископов Александрийских, под фактическим контролем к-рых всегда находилось. Нередко П. становились активными участниками конфликтов, в них они неизменно поддерживали предстоятелей своей Церкви. Возможно, П. участвовали в убийстве философа Ипатии в 415 г. (см.: Socr. Schol. Hist. eccl. VII 15). Тот факт, что действия П. приводили к нарушениям общественного порядка, в т. ч. столкновениям, побудил имп. Феодосия II (408-450) издать 29 сент. 416 г. эдикт, в соответствии с к-рым П. должны были подчиняться августальному префекту Египта, а их число не могло превышать 500 чел. (CTh. XVI 2. 42). Впрочем, эдикт от 3 февр. 418 г. увеличил численность П. до 600 чел. (Ibid. 43). В 431 г. П. сопровождали свт. Кирилла , архиеп. Александрийского († 444), прибывшего в Эфес на Вселенский III Собор . В городе они совместно с александрийскими моряками участвовали в стычках с к-польскими сторонниками Нестория . Последнее упоминание о П. содержится в Кодексе Юстиниана , в состав которого вошел эдикт Феодосия от 418 г. (CJ. I 3. 18). Лит.: Philipsborn A. La compagnie d " ambulanciers «parabalani» d " Alexandrie//Byz. 1950. Vol. 20. P. 185-190; Schubart B. Parabalani//JEA. 1954. Vol. 40. P. 97-101; Gregory T. E. Parabalani//ODB. 1991. Vol. 3. P. 1582; Hahn J. Parabalani//RAC. 2015. Bd. 26. Sp. 924-932. Е. А. Заболотный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578961.html

1) в издании особенных законодательных постановлений относительно церкви и 2) санкционирование правил, изданных или издаваемых церковью. Так как древнему миру чуждо было различие церкви и государства, как двух особых организмов, то церковные законы христианских императоров были в тоже время и государственными законами. Государственные узаконения относительно церкви издавались обыкновенно в виде эдиктов, конституций, впоследствии новелл. Узаконения, изданные со времени Константина Великого до Феодосия В., были сведены вместе в Codex Theodasianos (438 г.); первый закон этого кодекса предписывает всем народам, подвластным римскому императору, содержать ту веру, которой апостол Перт научил римлян. Особенное значение в истории источников церковного права имеют памятники Юстиниановской законодательной деятельности: Pandectae, Codex и Novellae; в совокупности, носящие название Corpus juris civilis. В Пандектах нет узаконений, прямо касающихся церковного права, но многие положения их, относящиеся до ius sacrum, имеют немаловажное значение и для правовой жизни церкви, применяясь к соответственным предметам христианской религии и усвояя лишь некоторое нравственное содержание. В кодексе Юстиниана (Codex repetitae praelectionis, 534 г.) первые 13 титулов первой книги посвящены уже исключительно законодательству о церкви, а именно: первый титул заключает в себе изложение христианских догматов, возведенное в закон; три следующие обширные титула заключают в себе массу законов относительно церквей, их имуществ и привилегий, относительно епископов, прочего духовенства и круга ведомства церковного суда. Законодательство Юстиниана обняло церковную дисциплину со всех сторон, почему и до сих пор не потеряло своего значения при выяснении разных сторон и институтов церкви. После издания кодекса, стали выходить новые законоположения Novellae, о таких предметах, о которых говорится и в кодексе Юстиниана; в них Церковное право изменялось или развивалось. Новеллы заключались в сборники, известнейший из коих состоит из 168 новелл; он входит в III т. Corpus juris civilis. Из этих 168 новелл 30 посвящены исключительно церковным вопросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010