уез.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1871 г., I, Отд. 1, 41 (Очерки униат. церкви); “Русская истор. Библиот.”, IV, 7 (Вилен. собор 1509 г.; архим. Арсений). 1710 . Лагозовичский, мужской, ныне село Лагозовичи, Псковской губ. и уезда, в 12 вер. к зап. от Пскова, при рч. Каменке. Основан в 1651 г. Кня­зев, “Указат. достопам. Пскова”, 41. 1711 . Лазаревский, мужской, упразд­ненный, в гор. Пскове. Существовал в XVII ст.; строителями в нем были: 1630 г. Леонид, 1669 г. Боголеп и 1677 г. Лаврентий; в 1695 г. приписан к архиер. дому. Строев, “Спис. иер. и наст.”, 410; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1870 г., I, смесь, 4, (Следств. дело 1631 г. о кн. Дм. Мих. Пожар­ском); Василев, “Ист.-стат. указатель г. Пскова”, 57, 47. 1712 . Лазаревский, мужской, ныне приходская церковь во имя Лазарева Во­скресения (основ. в 1809 г.), в гор. Ро­стове, Ярославской губ. Здесь жил в XVI ст. преп. Иринарх, мощи которого покоятся в церкви Борисоглебского на Устье мон. В дозорной книге г. Ростова 1619 г. упоминается «Лазаревского м-ря от убогих домов поп Тихон». Ратшин, 557; Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 41, 201; “Матер. для ист. г. Ростова XVI и XVII ст.”, 4 (дозорн. кн. 1619...). 1713 . Лазарев, женский, давно уни­чтоженный, в гор. Киеве. Архиеп. Мака­рий полагает, что он основан в XI ст. в княжение Вел. кн. Ярослава, ссылаясь на известие летописи, где сказано: «В се же лето (1114 г.) преставися игуменья Лазорева монастыря, свята житьем, ме­сяца сентебря в 4 на десятъ день, живши лет 60 в чернечестве, а от рожденья 90 лет и 2». Затем имя ее более ни разу не упоминается. “Полн. собр. лет.”, 4, 290; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 93. 1714 . Лахневская – Богородице – Дубровская, мужская пустынь, со­всем уничтоженная, Тверской губ., Бе­жецкого у., недалеко от пог. Белого и дер. Лахневой, верстах в 40 к сев. от Бежецка. Церковь пустыни построена в 1716 г. подпоруч. Авраамом Андрее­вичем Масловым во имя Богородицы Одигитрии на пустоте Дубровки, у ручья Горюнца, и предназначена для образова­ния прихода с белым духовенством, но вместо него явились самовольно монахи и образовали пустынь. Приписана сна­чала к Антониеву Краснохолм. м-рю, а в 1723 г. упразднена, при чем церковь продана в село Черемис за 20 руб., а монахи переведены в Антониев м-рь. Игум. Анатолий, “Истор. опис. Краснохолм. Антониева м-ря”, 1883 г., 94.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1916. 10-22. 340.       История одной книги//Украинская жизнь: Сборник. 1917. 1. 341.       Черниговский Спасо-Преображенский собор и его архитектурные особенности//ТКДА. 1917. 1. 342.       Ученые труды по исследованиям новооткрытых в Киеве Зверинецких пещер Эртеля и Каманина//ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 343.       Опыт реставрации плана Киева в " Тератургиме " А. Кальнофой-ского 1638 года//   ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 344.       Воспоминания старого археолога// та держава. Видання у 1918. 5, 7, 10, 11. 345.       О положении архивного дела на Украине// та держава. Видання у 1918. 17, 18. 346.       Об охране памятников киевской старины//Слово. Киев, 1918. 5, 6. 347.       Украинская академия. По поводу годичного акта в Киевской духовной академии 26 сентября (9 октября) 1918 г.//Слово. Киев, 1918. 8. 348.       Киевские храмы в честь иконы Пресвятой Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 349.       Новое объяснение происхождения праздника покрова Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 350.       Украинский писатель И. Котляревский//Слово. Киев, 1918. 17. 351.       Святой князь Никола Святоша и Троицкая церковь над св. вратами Лавры//Слово. Киев, 1918. 27. 352.       46-я годовщина Церковно-археологического общества и музея//Слово. Киев, 1918. 26. 353.       Украинская старина. Киевская икона Пресвятыя Богородицы Пирогощая//Слово. Киев, 1918. 32. 354.       Г. С. Сковорода//Слово. Киев, 1918. 35. 355.       старовина. Преподобний й церкви//Слово. Киев, 1918. 35. 356.       старовина. Святой Димитрий Ростовский как духовный и украинский писатель //Слово. Киев, 1918. 35. 357.       Украинская старина. Холмская икона пресв. Богородицы как свидетель единения Холмской Руси с Украиной//Слово. Киев, 1918. 39. 358.       Храмовый праздник киевского Златоверхо-Михайловского монастыря//Слово. Киев, 1918. 42. 359.       К вопросу о реставрации Софийского собора//Слово. Киев, 1918. 45. 360.       Киево-Подольская Введенская церковь и древнейшая гавань Киева//Слово. Киев, 1918. 53.

http://bogoslov.ru/person/401224

После Февральской революции 1917 г. мн. Е. в. прекратили существование, другие выходили нерегулярно, иногда в газетном формате. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» (март-авг. 1917, в сент.-дек. выходил под названием «Свободная Церковь»), «Церковная правда: Свободный голос клира и мирян о церковных делах» (апр.-нояб. 1917, с приложением «Известий по Симбирской епархии» - по июль 1918), «Оренбургский церковно-общественный вестник» (апр. 1917 - дек. 1918), «Известия Екатеринбургской Церкви» (апр. 1917-1919), «Голос свободной Церкви» (Рязанская епархия, май 1917 - июль 1918), «Православная Волынь» (май 1917-1918), «Вестник церковного единения» (Воронежская епархия, июнь 1917 - июль 1918), «Костромской церковно-общественный вестник: Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии» (июль 1917 - март 1918), «Донская христианская мысль» (июль 1917 - нояб. 1919), «Бессарабский церковный голос» и «Голос Бессарабской Церкви» (1917), «Петроградский церковно-епархиальный вестник» (1918), «Киевский епархиальный вестник» (1918), «Курский епархиальный вестник: Издание духовенства и мирян Курской епархии» (1918), «Официальные известия по Омской епархии» (1918), «Голос духовенства и мирян Черниговской епархии» (1918), «Голос Подольской Церкви» (1918), «Томский церковно-общественный вестник» (1918, в 1919 возобновилось изд. «Томских епархиальных ведомостей» ), «Уфимский церковно-народный голос» (1918-1919), «Голос Якутской Церкви» (1918-1919). В 1917 г. офиц. издания выходили в 61 епархии, в 1918 г.- в 46, в 1919 г.- в 15 епархиях, из них лишь 3 - в губерниях, занятых большевиками («Владимирские ЕВ», «Новгородские ЕВ» и «Вестник Орловского епархиального совета»). В 1920-1922 гг. выходили «Архангельские ЕВ» (янв.-февр. 1920), «Распоряжения Высшей церковной власти» (Вятка, 1920), «Голос свободной Церкви» (Владивосток, 1920), «Известия епархиального совета» (Владивосток, 1921-1922), «Забайкальский церковно-общественный вестник» (Чита, сент. 1921 - окт. 1922).

http://pravenc.ru/text/190001.html

Центральный архив (ЦА) ФСБ России, д. Р–33149, л. 71–71 об., 72. Капчинский О. Госбезопасность изнутри. Национальный и социальный состав. М., 2005. С. 60–61, 135 и др. Сборник приказов и распоряжений ВЧК–ОГПУ–НКВД Союза ССР. Т. 2. Ч. 1: 1920 (ГА РФ, ф. 9401, оп. 2, д. 512, л. 217–219). Иван Николаевич Полукаров (1895–1920 гг.), заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией ВЧК с 18 марта по 19 мая 1918 г. По некоторым сведениям, с 16 июля 1918 г. и по август 1918 г. и.о. заведующего Отделом была В. Н. Яковлева (до 16 июля помощник заведующего Отделом, в августе–сентябре 1918 г. заместитель заведующего Отделом). Николай Алексеевич Скрыпник (1872–1933 гг.), с 11 ноября 1918 г. по март 1919 г. член ВЧК; с июля (или августа) 1918 г. по 9 декабря 1918 г. заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией ВЧК; с 9 декабря и до конца 1918 г. (или до начала января 1919 г.) заведующий Секретно-оперативным отделом ВЧК. Капчинский О. Указ. соч. С. 60–61, 135. ЦА ФСБ России, ф. 1, оп. 2, д. 6, л. 35. Александр Максимович Трепалов (1887 или 1888 г.– 1937 г.), в органах ВЧК с декабря 1917 г.; в 1918 г. заведующий секретным (политическим) отделением Отдела борьбы (по борьбе) с контрреволюцией ВЧК; с октября 1918 г. заместитель заведующегоОтдела контроля складов при ВЧК; с начала декабря 1919 г. член коллегии отдела (ЦА ФСБ России, ф. 1, оп. 2, д. 6, л. 35; РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 405; Архив Управления ФСБ России по Омской области, д. 305808; Капчинский О. Указ. соч. С. 60–61, 135). Положение о Секретно-оперативном отделе ВЧК было принято на заседании ВЧК от 22 ноября 1918 г. (ЦА ФСБ России, ф. 1ос, оп. 2, д. 1, л. 121). ГА РФ, ф. Р–1235, оп. 93, д. 201, л. 2; ЦА ФСБ России, ф. 1ос, оп. 2, д. 1, л. 122. По другим сведениям, обязанности заведующего Отделом по борьбе с контрреволюцией на последнем этапе его существования (с ноября по 8 декабря 1918 г.) исполнял М. Я. Лацис. Российский государственный архив социально-политической истории (далее – РГАСПИ), ф. 2, оп. 2, д. 133, л. 11. Иван (Иоанн) ИвановичВосторгов (1864–1918 гг.), с 25 января 1906 г. проповедник-миссионер, один из виднейших деятелей монархического движения; с 1907 г. председатель «Русской монархической партии» («Русский монархический союз»), возглавлял также «Русское монархическое собрание». C 9 сентября 1909 г. настоятель Князе-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме, один из инициаторов проведения V Всероссийского съезда русских людей в Москве. С 31 мая 1913 г. настоятель Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного). Издавал газеты «Церковность», «Русская земля», журнала «Верность». В 1917 г. секретарь Миссионерского совета при Святейшем Синоде. Участвовал в работе Поместного собора 1917–1918 гг. 30 или 31 мая 1918 г. арестован за призывы москвичам во время Крестного хода 9 (22) мая защищать веру православную.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

21 февраля 1918 г. Внесение редакционной поправки 26 февраля 1918 г. 1. Отказ от выступления с комментариями 2. Первое уточнение о соборе средств в пользу духовных учебных заведений 3. Второе уточнение о соборе средств в пользу духовных учебных заведений 7 марта 1918 г. О средствах духовных учебных заведений 9 марта 1918 г. 1. О внешкольном образовании 2. О преподавании Закона Божия 27 марта 1918 г. 1. Высказал мнение: «Православный миссионер должен быть в священном сане» 2. Комментарий по теме «Миссионеры и сектанты» 3. Комментарий о повестке дня 2 апреля 1918 г. 1. Доклад «О типе духовных учебных заведений» 2. Ответ на замечания по докладу 3 апреля 1918 г. 1. Первый ответ на замечания по докладу 2. Второй ответ на замечания по докладу 5 апреля 1918 г. Высказано мнение: «Насильственное пастырство есть зло» 6 апреля 1918 г. 1. Мнение по вопросу о расторжении церковного брака 2. Первое критическое замечание о мнении архим. Вениамина (Федченкова) 3. Второе критическое замечание о мнении архим. Вениамина (Федченкова) 4. О преобразовании духовно-учебных женских заведений 19 июня 1918 г. 1. Первое высказывание о национализации семинарии и Епархиального дома 2. Второе высказывание о национализации семинарии и Епархиального дома 11 июля 1918 г. Об участии женщин в жизни Церкви 13 июля 1918 г. 1. Первое предложение фиксировать в протоколе неявку соборян 2. Предложение о назначении представителей Собора в Госкомиссии по духовным учебным заведениям 31 июля 1918 г. 1. Высказано мнение «Обучение прихожан – не частое дело священника» 2. Выступление при обсуждении господдержки духовных учебных заведений 3. Мнение о состоянии Варшавской епархии 10 августа 1918 г. 1. Доклад «О Церковном страховании» 2. Мнение о средствах страхования 3. Ответ на замечания по докладу 4. Ответ на замечания по докладу 5. Доклад «О Церковном кооперативе» 6. Ответ на полемику по докладу 7. Высказывание о гонениях на Церковь 1 Православная энциклопедия/Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000. Т. 1. С. 247.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1918.14  (27) февраля – по решению Поместного Собора возглавил комиссию по расследованию обстоятельств мученической кончины митрополита Киевского Владимира 1918,1 апреля (н. ст.) – назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским 1918,22 марта (4 апреля) 1918 – избран в комиссию по борьбе с большевизмом в Церкви 1918.19  мая – июль – находился в Баку; направил три письма, патриарху Тихону от 24 мая, 5 и 20 июня 1918,4  июня – председательствовал на собрании представителей всех приходов г. Баку, в отсутствии возможности созвать епархиальное собрание; избраны члены Временного Бакинского епархиального совета 1918,4  июля – избран митрополитом Нижегородским на Нижегородском епархиальном съезде духовенства и мирян, получив более 2/3 голосов 1918,  4 июня – постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода об утверждении вместо митрополита Кирилла на Тамбовскую кафедру избранного свободным голосованием клира и мирян Тамбовской епархии епископа Козловского Зиновия (Дроздова) 1918.12  июля – прибыв в Астрахань, получил телеграмму патриарха Тихона, что «благо Церкви требует ныне пребывания его на Кавказе», а не на Нижегородской кафедре; направился в Тифлис, но по обстоятельствам военного времени добраться до Тифлиса не смог 1918, август – прибыл в Москву на третью сессию Поместного Собора 1918.20  августа – избран заместителем члена соборного Совета 1918.13  сентября – по предложению соборного Совета возглавил делегацию для передачи Совету народных комиссаров постановления Собора от 24 августа (6 сентября) о необходимости отмены инструкции Народного комиссариата юстиции от 17 (30) августа 1918 г. «по проведению в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства» 1918,18–19 сентября – на 168–169 заседаниях Поместного Собора обсуждался доклад митрополита Кирилла «О церковных округах», сделанный от Отдела о высшем церковном управлении; на 169-м заседании митрополит Кирилл сделал доклад «Об управлении духовно-учебными заведениями, церковно-приходскими школами и законоучительством в светских учебных заведениях» (результат совместной работы соборных отделов «О духовно-учебных заведениях», «О церковно-приходских школах», «О преподавании Закона Божия» и издательского отдела)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковные Ведомости. 1918. 185. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о бытии архиепископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу [Смирнову] митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским Святейший Патриарх и Священный Синод 19 марта (1 апреля) 1918 г. за 185 постановили: Преосвященному Кириллу, архиепископу Тамбовскому и Шацкому, быть митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Церковные Ведомости. 1918. 13/14 (01.04).1918. 204. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об утверждении в должности преподавателя Старицкого духовного училища Николая Пиловского Святейшим Патриархом и Священным Синодом 19 марта (1 апреля) 1918 г. за 204 постановлено: избранного Педагогическим Собранием Правления Старицкого духовного училища на должность преподавателя греческого языка и истории при классном воспитательстве в том же училище протоиерея Николая Пиловского утвердить в означенной должности. Церковные Ведомости. 1918. (01.04).1918. 205. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об увольнении иеромонаха Игнатия [Садковского] от должности помощника библиотекаря Московской Духовной Академии Святейшим Патриархом и Священным Синодом, 19 марта (1 апреля) 1918 года за 205 постановлено: иеромонаха Игнатия уволить, согласно прошению, от должности помощника библиотекаря Московской Духовной Академии с 1(14) января 1918 года. Церковные Ведомости. 1918, 206. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о возведении монахини Дорофеи в сан игумении Моздокского женского монастыря Святейшим Патриархом и Священным Синодом 19 марта (1 апреля) 1918 года за 206 постановлено: избранную сёстрами Св. Георгиевского Моздокского женского монастыря на должность настоятельницы сего монастыря казначею того же монастыря монахиню Дорофею утвердить в означенной должности с возведением её в сан игумении. Церковные Ведомости. 1918. 22.03(04.04).1918. Первая телеграмма-вызов Святейшего Патриарха архиепископу Пензенскому и Саранскому Владимиру [Путяте] в связи с преданием его суду совещания епископов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2-4, 6-21, 23, 24; 1877. 2, 3, 5, 9-18, 21), «К столетию 1-го Орловского духовного училища» (1918. 1, 2, 5/6-12) Д. Д. Готовицкого. В целом в номерах журнала за 1917-1918 гг. представлена хроника революционных потрясений в Орловской губ. и по всей России, а также реакция на них церковных людей, прежде всего клириков. Еп. Макарий (Гневушев) напомнил о долге правосл. людей «перед Родиной, ныне находящейся в тяжелом, опасном и переходном состоянии» в «Архипастырском послании» (1917. 12/13/14. С. 215-227), а в обращении «К православному духовенству Орловской епархии» (1917. 22. С. 333-346) констатировал, что «захватывают в свои руки власть люди, жаждущие только разорения государственного» (в том же номере опубл. указ Синода об увольнении еп. Макария на покой). Революционный разгул и анархия, последовательные гонения на Церковь после Октябрьского переворота описаны в статье «Темный лик России» В. Азбукина (1917. 27/28. С. 83-87), в анонимных публикациях «Дни ожесточения» (1917. 44/45. С. 393-395), «Расстрел священника [сщмч. Иоанна Кочурова]» (1917. 46/47. С. 447-448), «Церковный Собор в дни междоусобной брани в Москве» (1917. 48/49. С. 469-476), «Страждущая Церковь» (1918. 2. С. 39-41), «Гонение на Церковь» (1918. 3/4. С. 60-61), «Церковь в наши дни» (Там же. С. 63-65), «Убийство митр. Владимира [Богоявленского]» (1918. 3/4. С. 77; 5/6. С. 118-120), «Убийство священника [сщмч. Иоанна Панкова] и его семьи» (1918. 11. С. 285-286), «Арест еп. Амвросия [Смирнова] и роспуск епархиального собрания» (1918. 15. С. 390-392), в ст. «Из дневника сельского священника» свящ. М. П. (1918. 16. С. 410-412). В журнале сообщалось об антицерковных декретах новой власти, публиковались ответные постановления и воззвания Собора, послания патриарха Тихона, а также был помещен ряд статей, в которых сделана попытка осмыслить исторические изменения церковно-гос. отношений и собственно церковной жизни в новых условиях, напр. «Церковь и государство» (1917. 20/21. С. 309-318) и «Положение Церкви в различных государствах Европы» (1917. 23/24. С. 351-367) Полунина, «Значение изучения церковной истории для современного пастыря» А. Л. Ключёва (1918. 9. С. 177-182), «К вопросу о реформе церковной жизни» П. Н. Мочульского (1918. 15. С. 380-383; 16. С. 407-410). Исторический интерес представляют яркие публицистические статьи В. Д. Ковригина (впосл. протоиерей) «Тайна Церкви» (1918. 5/6. С. 103-106), «О лекциях бывшего православного миссионера Г. В. Щелчкова» (1918. 17. С. 441-445) и др., а также факт перепечатки из центральных газет статей выпускника Орловской ДС проф. С. Н. Булгакова «О даре свободы» (1917. 36/37. С. 279-282) и «Смысл патриаршества в России» (1917. 48/49. С. 463-469).

http://pravenc.ru/text/2581555.html

     Выписка из Постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковным Советом о мероприятиях к сохранению духовно-учебных заведений в ведении Церкви, 07(20).02.1918 г.//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России … С. 91–93.      Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти, 28 февраля 1918 г.//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство... С. 32; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России … С. 97.      Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на православную Церковь, 5 (18) апреля 1918 г.//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство... С. 19–20.      О православном приходе (Приходский Устав), 7 (20) апреля 1918 г.// Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 3-й. [Репринт. изд. 1918 г., вып. 1–4]. – М., 1994.  С. 13–41; Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Управления (ВЦУ) Православной Российской Церкви 17 (30) мая 1918 г. о пастырских училищах//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1918. 23–24 (1 (14) июля). С. 167–168; Положение о пастырских училищах//Там же. С. 168–174.      См.: Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О духовных семинариях и училищах и о пастырских училищах», 7 (20) апреля 1918 г.// Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 3-й. Приложение к «Деяниям» второе [Репринт. изд. 1918 г., вып. 3]. – М., 1994. С. 53; Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О женских училищах епархиальных и духовного ведомства», 7 (20) апреля 1918 г.//Там же. С. 54      Протокол 7 заседания XV-ro Отдела Св. Собора от 21 сентября 1917 г.//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 398. Л. 9-а.      Там же. Л. 9-а, 9-б.

http://bogoslov.ru/article/1241299

В сер. дек. 1918 г., после ареста архиеп. Евлогия, еп. Дионисий принял на себя временное управление приходами Холмской губ. Украинской народной республики (УНР), получив соответствующее подтверждение со стороны укр. властей. Холмская губ. УНР, образованная в 1918 г., должна была охватывать территорию Холмской губ. Российской империи, признанную по Брестскому миру в составе Украинского гос-ва, но из-за отказа австр. властей пропустить туда чиновников УНР центр Холмской губ. временно разместился в Брест-Литовске, а власть укр. губернатора Холмщины распространялась на Брестский, Кобринский, Пружанский уезды и на часть Бельского у. бывш. Гродненской губ. Церквами этих уездов де-факто управлял переизбранный в нояб. 1918 г. Холмский временный епархиальный совет, реэвакуированный в кон. 1918 г. в Киев и оттуда переехавший в нач. 1919 г. в Брест-Литовск, т. к. в Холм его представителей ни австр. власти, ни образованное в нояб. 1918 г. правительство Польши не допускали. В рапорте от 31 дек. 1918 г. Холмская духовная коллегия признавала управляющим Холмской епархией еп. Дионисия, жившего тогда в Киеве, и рассчитывала на его помощь в реэвакуации епархиальных учреждений (консистории и семинарии) на Холмщину (Там же. Д. 543. Л. 4-6). В 1918-1919 гг. еп. Дионисий осуществлял временное руководство приходами Украинского Полесья - в Пинском, Речицком и Мозырском уездах бывш. Минской губ., в Гомельском у. бывш. Могилёвской губ., к-рые 14 авг. 1918 г. образовали Полесскую губ. УНР с центром в Мозыре. Еп. Дионисий получил эти полномочия 23 авг. 1918 г. по решению патриарха Тихона и Высшего церковного совета ; фактически эти приходы были присоединены к Киевской епархии , что вызвало негодование белорус. националистических кругов. 11 нояб. 1918 г. патриарх приостановил полномочия еп. Дионисия по управлению Полесьем из-за протестов Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского) . Однако это решение не было выполнено, из-за того что назначение на Полесье Дионисия поддерживали и власти УНР, и Киевский митр. Антоний (Храповицкий). 22 нояб. 1918 г. Всеукраинский Собор учредил Полесское духовное управление на территории Полесской губ. УНР, 3 дек. главой управления с полномочиями правящего архиерея утвердили еп. Дионисия (был разработан проект самостоятельной Полесско-Мозырской епархии), его викарием был назначен Гомельский еп. Варлаам (Ряшенцев) , живший с окт. 1918 г. в Киеве. В письме от 17 янв. 1919 г. Минский архиеп. Георгий просил власти УНР и Киевскую митрополию вернуть в его юрисдикцию Полесскую губ., убеждая их в своей лояльности к Украине, тем не менее какое-то время еп. Дионисий продолжал руководить приходами Полесья. Управляя приходами Холмской и Полесской губерний, Дионисий имел титул «епископ Кременецкий».

http://pravenc.ru/text/2459003.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010