Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книга пророка Иеремии (Jeremiah, book of) Первый вариант пророчеств Иеремии был сожжен царем Иоакимом ( Иер.36:1–26 ). Этим, возможно, объясняются трудности, связанные с пониманием общей структуры книги. Различия между Септуагинтой (греческим переводом Ветхого Завета) и традиционным еврейским текстом, касающиеся размеров и построения книги, свидетельствуют о ряде внесенных в нее изменений. Композиция книги в общих чертах историческая, хотя некоторые материалы расположены в тематическом порядке, возможно, переписчиком Иеремии Варухом ( Иер.36:27–32; 45:1–5 ). Книгу, пожалуй, лучше всего охарактеризовать как историческую антологию. Помимо пророчеств и исторических рассказов, книга в окончательном варианте содержит краткий рассказ об отступничестве ( Иер.2:1–3:5 ), проповедь (знаменитая «проповедь в храме», Иер.7:1–15; 26:1–6 ), письмо из дома ( Иер.29:1–23 ) и несколько монологов (горестных «исповеданий» Иеремии, Иер.15:10–18; 17:9–18; 18:18–23; 20:7–18 ). Общая направленность пророчества Иеремии достаточно ясна. Она проявляется уже в рассказе о призвании пророка, где смысл данного ему поручения характеризуется метафорическим языком как донесение послания о суде и спасении до Иудеи и народов. Призвание Иеремии произошло в 627 г. до P. X., но само его служение связано с отчаянной ситуацией, сложившейся накануне, во время и сразу же после падения Иудеи и Иерусалима в 587–586 г. до P. X. В призвании Иеремии используются выражения, изображающие народы как дома или растения, которые надо создать/насадить или разрушить/искоренить: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» ( Иер.1:10 ; см. РАЗРУШЕНИЕ ; СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО ). Такая по преимуществу негативная символика повторяется как рефрен на протяжении всей книги при описании суда над Иудеей и другими народами, а также конечного восстановления Иудеи ( Иер.12:14–17; 18:7–10; 24:6; 31:28; 42:10; 45:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

прот. Александр Мень Иеремии пророка Книга Иеремии пророка Книга , каноническая книга Ветхого Завета, входящая в состав сборника пророков. Содержит 52 главы. Включает циклы речений и псалмов пророка, а также фрагменты его биографии. Греческий перевод Иеремии пророка Книга короче еврейского текста; в частности, в нем отсутствуют повторы, которые свойственны еврейскому тексту. Однако греческая версия не есть простое сокращение: она ориентирована на одну из древних рукописных традиций, которая засвидетельствована Кумранским фрагментом книги. Жизненный путь пророка. О личности и служении Иеремии известно больше, чем о ком-либо из пророков-писателей, поскольку он сам многое сообщил о себе, а собиратель его речений (возможно, Варух) присоединил к ним биографические разделы. Иеремия (евр. , ирмейаху), сын Хелкии, родился около 645 до н.э. под Иерусалимом в небольшом левитском городке Анафофе (евр. , анатот). Он принадлежал к наследственному роду священников, но вместо служения алтарю был призван на служение Слову Божьему. Детство его пришлось на годы царя Манассии, когда пророки подвергались преследованиям ( 4Цар.21:16 ; Иер.2:30 ), а в юности он стал свидетелем успехов благочестивого царя Иосии, который воспользовался упадком Ассирии и вернул под свою власть северные области страны. Около 625 Господь призвал Иеремию на проповедь, хотя сам он всячески этому противился. «О, Господи Боже! – молился он, – я не умею говорить, ибо я еще молод». Но судьба его была предначертана: «Прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов (здесь и далее выделение наше. – А.М.) поставил тебя». Таким образом, миссия Иеремии не должна была ограничиваться ветхозаветной Церковью: он посылался глашатаем воли Божьей ко всем народам. Иеремия должен был «искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» ( Иер.1:5–10 ). Разрушать ему предстояло заблуждения и иллюзии, а насаждать – семена истинного богопочитания. На всей жизни Иеремии лежит печать трагичности. Заступник народа, болевший за него душой, он вынужден был говорить ему горькую правду, беспощадно ломать укоренившиеся взгляды, предсказывать катастрофы, быть их свидетелем и участником.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В Библии говорится об общении и совместной деятельности В. и прор. Иеремии в 4 и 5-м годах правления иудейского царя Иоакима (Иер 36. 1, 9; 45. 1), т. е. в 605-604 гг. до Р. Х. (или 601 до Р. Х., по Иер 36. 9, в LXX), далее - перед самым разрушением Иерусалима, в 10-й год правления Седекии (Иер 32. 1, 12 и др.), т. е. в 586 г., а также вскоре после этого (Иер 43. 3, 6), но вполне вероятно, что их отношения были более продолжительными, ибо несмотря на упоминания мн. подробностей жизни Иеремии книга не является биографией в совр. смысле слова ( Duhm. 1901). В. сыграл важную роль в сохранении пророчеств Иеремии. Под диктовку заключенного в темницу прор. Иеремии он записал первый свиток с его пророчеством о предстоящем поражении от вавилонян (Иер 36. 4), и в следующем 604 г., в день, когда «объявили пост пред лицом Господа всему народу», В. прочитал этот свиток перед собравшимися в храме, а затем перед царскими вельможами (Иер 36. 11-18). После того как свиток был прочитан Иоакиму, царь сжег его собственноручно. В. и Иеремии удалось скрыться от гнева царя; исполняя волю Божию, Иеремия повелел В. записать в новый свиток пророчество о грядущей гибели Иудейского царства (Иер 36. 32). После написания первого свитка Иеремия пророчески предсказал В., что он будет спасен во время войны, тогда как народ Иудеи обречен (Иер 45). Во время осады Иерусалима В. выступал в качестве свидетеля при покупке пророком, находящимся под арестом, части наследственной земли,- символическом действии, имевшем целью показать буд. возрождение страны (Иер 32, особенно ст. 15). В. пережил падение Иерусалима и, подобно Иеремии, видимо, был освобожден вавилонянами, к-рые позволили ему остаться на родине. Общение В. и Иеремии продолжалось и после падения Иерусалима, это следует из рассказа об обвинении В. в том, что именно он убедил Иеремию отговорить иудеев от бегства в Египет после убийства Годолии, назначенного вавилонянами правителем Иудеи. Иеремия и В. ушли в Египет и поселились вместе с др. бежавшими в Тафнисе (Иер 43. 1-7).

http://pravenc.ru/text/154383.html

Комментарии Женевской Библии на Плач Иеремии Введение Автор Плач Иеремии традиционно приписывается пророку Иеремии. Традиция эта восходит ко времени греческого перевода Ветхого Завета (Септуагинты) ок. 250 г. до Р.Х., в котором авторство констатируется заголовком. То, что автором является Иеремия, подтверждается во 2Пар. 35,25 , где упомянуто, что пророк составлял плачи по царю Иосии. В самой же книге прямых указаний на авторство Иеремии не содержится. Поскольку книга состоит из пяти поэм, несколько отличающихся друг от друга по стилю, возможно, что авторами их были различные люди. Время и обстоятельства написания Связь между Плачем и Книгой пророка Иеремии очевидна: это не только сходство языковых средств, но и общая тема повествования. Речь, несомненно, идет об Иудее, и в частности об Иерусалиме, в период после падения Иудейского царства под натиском войска вавилонян в 586 г. до Р.Х. и до возвращения народа Божьего из плена в 538 г. до Р.Х. Непосредственным указанием на повод Плача служит упоминание об утрате Иудеей царя (2,2.9). Соотнесение Плача с периодом вавилонского пленения делает его прямым продолжением Книги пророка Иеремии. В последней содержится пророчество о падении Иерусалима. Плач же выражает скорбь непосредственно по поводу самого события. Характерные особенности и темы Текст книги разделен на пять глав. Они написаны в форме плача, встречающейся и в других книгах Ветхого Завета, главным образом в Псалтири. Эта форма имеет определенные характерные признаки: 1) жалоба по поводу напастей либо допущенных, либо непосредственно ниспосланных Господом; 2) исповедание веры; 3) мольба об избавлении, ожидаемом от Господа по милости Его и во исполнение завета; 4) выражение уверенности в том, что мольба будет услышана. Здесь же обычно высказывается убеждение, что врагов и преследователей, в свою очередь, поразит гнев Божий (ср. Пс. 73 ). Назначение Плача заключено непосредственно в его произнесении, открывающем путь примирения с разрушением Сиона. Смысловой центр тяжести здесь гнев Божий, направленный на Его народ. В жалобах Плача этот гнев воспринимается как справедливый, ведь царство Иудейское действительно оказалось в грехе. Пророки давно предупреждали народ: задолго до Иеремии Амос говорил о «дне Господнем», который может постигнуть Его народ ( Ам. 5,18 ). При этом пророки всегда опирались на богатство богословия завета, наиболее ярко выраженного во Второзаконии, где подчеркивается связь между верностью народа Господу и его правом пользования землей. В отличие от Книги Иова, Плач не выражает полной растерянности и недоумения. Прежде всего он обосновывает Божие наказание Иудеи, а также подтверждает слова пророков, задолго до того предсказавших наступление суда. Однако наряду с приятием Божиего гнева в нем содержится и эмоциональный протест против него. Не было ли Божие наказание народа чрезмерно жестоким (2,20–22)? Справедливо ли поступать с собственным народом, как с врагом (2,4.5)?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Иеремии I. АВТОР Иеремия (евр. «возвышенный Господом») – второй из четырех великих пророков ВЗ – был сыном священника Хелкии из Анафофа. Еще совсем молодым он был призван Богом на пророч. служение; это произошло в 13-й год правления царя Иосии (627 г. до Р.Х.) ( Иер. 1:1–10 ). Его пророч. служение продолжалась при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, правление которых отмечено многими смутами и войнами. Все это время (вплоть до своей смерти ок. 580 г. до Р.Х.) Иеремия неустанно призывал народ к покаянию. Свою первую речь он произнес в Иерусалиме, куда его направил Господь ( Иер. 2:2 ). Он проповедовал везде, где находил слушателей: в храме ( Иер. 7:2 ), у гор. ворот ( Иер. 17:19 ), в долине сыновей Енномовых ( Иер. 19:2 ); не молчал он, даже будучи заключенным «во дворе стражи» ( Иер. 32:2 ). Горячо желая добиться спасения народа через обращение его к Богу, Иеремия прибегал не только к публичным выступлениям, но также к письм. посланиям ( Иер. 29:1 ; Иер. 36:2 ) и к наглядным символич. действиям ( Иер. 7:29 ). Его отличало необыкновенное упорство, которое не могли поколебать ни неудачи, ни греховное упорство народа, за спасение которого он боролся. Полвека призывал он иудеев к покаянию и пророчествовал о грядущих наказаниях. Но хотя пророчества Иеремии исполнялись, народ следовал не за ним, а за лжепророками. Бог не сразу обрушил на народ всю тяжесть Своей кары, а предостерег его посредством двух переселений в Вавилон (605 и 597 гг. до Р.Х.; ⇒ Плен , (III,3); однако народ продолжал идти путем нечестия. Окончат. суд свершился, когда Седекия, пренебрегши предостережениями Иеремии и положившись на помощь египтян, отважился на очередное восстание против Навуходоносора ( 4Цар. 24:20 ; 2Пар. 36:13 ; Иез. 17:15 ). После длительной осады Иерусалим был разрушен, а народ угнан в плен (587 г. до Р.Х. ⇒ Год ). Иеремии был предоставлен выбор: остаться в Иудее либо вместе с пленниками следовать в Вавилон. Он остался на родной земле вместе с немногими обездоленными соплеменниками. Но и после этого спокойствие не наступило: был убит назначенный вавилонянами наместник Иудеи; из страха перед местью халдеев остававшиеся в стране евреи, вопреки предостережению Иеремии, бежали в Египет, вынудив пророка последовать за ними ( Иер 40–43 ). Но Иеремия и там продолжал проповедовать против идолопоклонства; там же он предрек египтянам Божью кару.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Скачать epub pdf Глава пятая «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» ( Откр. 5, 1 ). В правой руке у Бога Отца находится книга, написанная и запечатанная семью печатями. Обычная по форме книга впервые начинает употребляться для религиозного чтения только во времена Нового Завета, а во дни Ветхого Завета все книги писались на свитках. Книга имеет семь печатей. Каждый раз, когда снимается печать, раскрывается содержание некоторого текста. 47 Это книга, в которой описывается будущее (хотя для Бога нет прошлого и будущего, есть только настоящее), книга судеб Божиих, книга замысла обо всей вселенной. Ведь Бог не просто наблюдает за миром, Он властно управляет мировой историей, совершая то, что Ему угодно. В этой книге содержится план Бога о будущем всей вселенной – начиная со времен Христа. В ней – большое количество записей, потому что замысел Творца чрезвычайно богат; он настолько велик, что никто не может объять его разумом. Эта книга запечатана, потому что тайна Бога скрыта в Его собственном уме, и Он никому и никогда до конца Своей воли не открывает. В каждую историческую эпоху происходят неожиданные вещи, которые никак не выводятся из предыдущего течения мировой истории. История движима волей Отца Небесного, ведущего вселенную к Своей цели. Как Господь говорит о еврейском народе в Книге пророка Иеремии: «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» ( Иер. 29, 11 ). Господь в Ветхом Завете говорит евреям через двух пророков, Иеремию и Иезекииля, об одном и том же: что последствия грехов обрушиваются на людей, но не сам грех. 48 «В те дни уже не будут говорить: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» ( Иер. 31, 29–30 );«Зачем выупотребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?» ( Иез. 18, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

М.Д. Благовещенский Введение Книга, которая служит предметом нашего исследования, в еврейских рукописях и печатных изданиях еврейской библии носит название . Название это заимствовано от первого слова книги. 1 А так как еврейская частица составляет необходимую принадлежность еврейской элегической поэзии вообще 2 , то название это служит указанием на грустный, элегический характер книги Плач. В Талмуде книге Плач усвояется название , «плачевные песни». 3 Это же название употребляется иногда и в послеталмудической литературе. 4 Но господствующим здесь названием является или «Megillat echah». В переводе LXX исследуемая нами книга называется θρνοι или же в большинстве рукописей Θρνοι ερεμου. Древний Латинский перевод (Versio Itala) и Вульгата надписывают книгу Плач так: Threni id est Lamentationes Jeremiae prophetae. В патристической литературе наиболее часто встречаются названия θρνοι, Θρνος, Threni, Lamenta, Lamentationes. Но иногда в патристической литература книге Плач усвояется также название Kinoth. 5 Что касается наименования, какое усвояется ей в славянской библии: «Плач Иеремиев», то оно представляет не точный перевод греческого Θρνοι ερεμου. Правильнее было бы сказать: «Плачи Иеремии». Как видно из самого названия, книга Плач принадлежит к тому роду литературных произведений, который развился у евреев из обычая торжественного оплакивания умерших. Этот обычай восходит к глубокой древности. Уже в речи о смерти Иакова он упоминается, как явление вполне установившееся и общеизвестное ( Быт.50:3, 4 ). Нет ничего удивительного, поэтому, если во времена Давида обычай оплакивания умерших распространился так широко, что плачевные песни иногда слышались даже из уст самого царя. Библия сохранила нам две плачевные песни Давида: одну – на смерть Саула и Ионафана ( 2Цар.1:19–27 ) и другую – на смерть Авенира ( 2Цар.3:33–34 ). Кроме этих песней Давида, библия упоминает также о плачевной песни, составленной пророком Иеремией на смерть иудейского царя Иосии ( 2Пар.35:25 ). Все упомянутые плачевные песни составлены на смерть отдельных лиц. Но с течением времени поводом к составлению плачевных песней стали служить также и общенародный бедствия. Примеры подобных плачевных песней в библии нередки. Сюда нужно отнести псалмы: 52; 74; 77; 88; 94; 102:14–20; 120; 123; 137; 140; 142, а также следующие места из пророческих книг: Ам.5:1 и д.; Иер.7:29; 9:10, 17 и д.; Иез.19:1 и д.; 26:17; 27:2 и д. и некоторые другие. К этому же последнему роду произведений принадлежит и книга Плач.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Комментарии Женевской Библии на первую книгу Паралипоменон Введение Автор В еврейской традиции авторство обеих книг Паралипоменон, а также книг Ездры и Неемии обычно приписывалось Ездре. Существуют, по крайней мере, два обстоятельства, которые подтверждают эту версию: 1) эти книги был написаны в период после вавилонского пленения, приблизительно в то время, на которое выпало служение Ездры (см. ниже: Время и обстоятельства написания); 2) в них уделяется значительное внимание вопросам, являвшимися важнейшими для Ездры в его священническом служен (см. ниже: Характерные особенности и темы). В то же время целый ряд обстоятельств заставляет усомниться в безошибочности такой точки зрения, а именно: 1) время создания книг Паралипоменон полностью не укладывается в период жизни Ездры (см. Время и обстоятельства написания); 2) принципиально важная в контексте этих книг тема царской власти (см. Характерные особенности и темы) Ездрой-учителем совсем не затрагивалась; 3) озабоченность Ездры проблемой браков с иноплеменницами, рассматривавшихся им в качестве тяжкого отступления от закона, присутствует в Паралипоменоне лишь на втором плане (см. ком. к 2Пар. 1,1 9,31). Таким образом, точка зрения, характерная для еврейской традиции, является лишь одной из возможных. Без всякого сомнения, учение, излагавшееся Ездрой, и то, что содержится в данных книгах, находятся в полном согласии одно с другим. Есть все основания полагать, что Ездра в той или иной степени участвовал в их написании. Но при этом ни историческая наука, ни текст Писания не дают бесспорных свидетельств его единоличного авторства. Исходя из этих обстоятельств, современные исследователи, как правило, называют автора книг Паралипоменон просто летописцем. В своем труде летописец опирался на большое количество письменных источников. Очевидна его зависимость от многих библейских текстов. Он обильно заимствовал из книг царств и зачастую буквально следовал местам из Пятикнижия Моисеева, Книги судей, Книги Руфи, Псалтири, книг Исаии, Иеремии, Захарии. Он упоминает множество источников, о которых нам ничего не известно. В их числе: «Летопись царя Давида» (27,24), «Книга царей» ( 2Пар. 24,27 ), «Книга царей израильских» (9,1; 2Пар. 20,34 ), «Книга царей иудейских и израильских» ( 2Пар. 16,11; 25,26; 28,26; 32,32 ) и «Книга царей израильских иудейских» ( 2Пар. 27,7; 35,27; 36,8 ). Как явствует из самого текста, летописец использовал в работе целый ряд записей, принадлежащих пророкам, таким, как Самуил (29,29), Нафан (29,29; 2Пар. 9,29 ), Гад (29,29), Ахия ( 2Пар. 9,29 ), Адда ( 2Пар. 12,15; 13,22 ), Самей ( 2Пар. 12,15 ), Исаия ( 2Пар. 26,22 ), а также просто записи «видевших это» ( 2Пар. 33,19 ; в русском переводе в данном месте упоминается некто Хозай). И, наконец, стилевые смысловые особенности отдельных фрагментов позволяют предположить, что автор книг Паралипоменон, помимо названных, пользовался неизвестными источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Пророк, пророчица (Prophet, prophetess) Пророк – видная фигура в Ветхом Завете. Между личностями и служениями конкретных пророков существуют значительные различия: неистовый и несколько замкнутый Илия ( 3Цар.17–19 ), по-пастырски чувствительный Елисей ( 4Цар.4 ), Амос с развитым чувством социальной справедливости, мудрая правительница Девора ( Суд.4–5 ), известная пророчица-богослов Олдама ( 4Цар.22 ), выдающийся придворный Исаия, печальный провидец Иеремия, уведенный в плен священник Иезекииль – это имена лишь некоторых из них. Но несмотря на все различия, этих людей объединяет четкое осознание роли пророка. Такие пророки как Илия и Елисей предстают смелыми личностями в посвященных им рассказах. Безликими не выглядят даже пророки, оставившие «классическое» литературное наследие, и хотя нам почти не известны подробности их жизни, их индивидуальность так или иначе проявляется. Любопытно отметить, что, хотя среди пророков намного больше мужчин, чем женщин, вопрос о половой принадлежности никогда не поднимается. К статусу пророчицы не относятся как к чему-то неприемлемому или низшему по положению, наоборот, присутствие женщин рассматривается как само собой разумеющееся, как и их способность внимать Богу и говорить от Его имени. Пророк – это человек, близкий к Богу. От него ожидается, что он способен различать мысли Бога о конкретной ситуации, Его отношение к поведению людей в прошлом, Его требования к ним в настоящем и Его действия в будущем. Пророк – это живой пример проницательности, посвящения, святости и преданности ( Втор.18:15–22 ; 4Цар.4:9 ). Пророк – это человек, обладающий особым призванием видеть или слышать, что говорит Бог, переживать это и провозглашать окружающим его людям. Пророк отделяется, призывается и посылается Самим Богом ( Иер.1:5; 7:25 ; Евр.1:1 ). Пророков можно охарактеризовать как помазанных, и в их посланиях часто присутствует элемент крайней настоятельности; они настолько остро воспринимают свое послание или свою миссию, что не могут сдерживать себя. Поэтому пророк служит напоминанием, что у Бога есть определенные намерения в отношении людей, что Бог предъявляет людям определенные требования, что Бога заботят их дела и главное, пожалуй, что Бог действительно хочет общаться с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

17. Беседа со старообрядцем-беглопоповцем о ветхозаветном кивоте Старообрядец: Я читал выше возражение на доводы австрийцев о ветхозаветном огне, что будто бы им образовано восстановление их иерархии. Вы основательно доказали им, что огнь, которым сожигались ветхозаветные жертвы, не прекращался во время плена Вавилонского, а потому и прообразованием временного прекращения священной хиротонии в новой благодати быть не мог. Но мы, называемые вами беглопоповцами, имеем в Ветхом Завете прообразование имеющего быть в Новом Завете прекращения священной хиротонии навсегда, без восстановления, однако без прекращения бескровной жертвы, и именно вот какое. В Ветхом Завете Моисеем сотворен был ковчег Завета, пред которым совершалось и самое жертвоприношение; но он во время плена Вавилонского был сокрыт пророком Иеремией, как о том пишется во второй главе второй Маккавейской книги: «Бе же в писании, яко скинии и кивоту повеле пророк (Иеремия) по божественному ответу бывшему ему последствовати, дóндеже взыде на гору, на нюже Моисей возшед виде Божие наследие. И пришед Иеремия, обрете пещеру и жилище, и скинию, и кивот и олтарь фимиама внесе тамо, и двери загради. И приступиша нецыи от последствующих, да на знаменуют себе путь, и не могоша обрести» ( 2Мак.2:4–6 ). Итак, в Ветхом Завете, у израильтян, по возвращении из Вавилонского плена хотя и существовали священство и жертва, но главной святыни, кивота Завета, уже не было. По сему преобразованию и у нас, хотя имеются приходящие священники и приношение жертв, но главной святыни, чрез которую все таинства совершаются, – хиротонии, не имеется. Я сказал: Что кивот Завета сокрыт Иеремией пророком в пещере во время Вавилонского плена, об этом книга Маккавейская повествует; а о том, чтобы евреи, по возвращении из Вавилонского плена, не имели кивота, ни Маккавейские, ни другие ветхозаветные книги не говорят. Поповец: О сокрытии оной святыни книги Маккавейские повествуют; о возвращении же ее в новосозданный храм ни Маккавейские, ни другие ветхозаветные книги не повествуют, и этим молчанием доказывается, что новосозданный храм оной святыни не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010