католикоса Кириона I с арм. духовными и светскими владыками, относящаяся к 604-609 гг. (сохр. в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса), где сообщается, что Г. П. насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях» (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132 (на арм. яз.)); Вртанес Кертог пишет о нем как о Просветителе Армении и Грузии (Там же. С. 136, 138); груз. католикос также подтверждает учреждение христ. веры Г. П. (Там же. С. 169); его оппонент арм. католикос Авраам I Албатанеци указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четв. IX в. груз. католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения Г. П.: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» ( Мурадян. 1982. С. 18). В сир. тексте Жития Г. П. представлен продолжателем дела ап. Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии. Переработка Жития Г. П. в арм. версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами ( Абегян. История. С. 102-103), окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Г. П. в христианство соседних народов и его проповедь ограничивается 15 областями Вел. Армении. В Житии Г. П. предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с Самим Единородным Сыном Божиим - Христом. Свт. Григорий Просветитель. Роспись ц. Богоматери Одигитрии в Мистре. 1-я четв. XIV в. Свт. Григорий Просветитель. Роспись ц. Богоматери Одигитрии в Мистре. 1-я четв. XIV в. Ок. 314 г. Г. П. был рукоположен во епископа на Соборе в Кесарии Каппадокийской еп. Леонтием ( Ananian. 1961; Мурадян.

http://pravenc.ru/text/168061.html

«Многострадальный пастырь», «Армении хвала», священномученик Григорий «возделал неплодную ниву», засеял «словесная семена» благочестия в сердца всех армян, разогнал «тьму безбожия идольского», за что и получил название «Просветителя Армении». Основные сведения о жизни святого собраны в т.н. цикле Жития Григория Просветителя. Армянский текст сохранился в составе «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Тиридата III Великого (287–330) Агафангел. В этой книге рассказывается о путешествии царя Тиридата и Григория Просветителя в Рим к императору Константину, о Никейском Соборе. Именно они и были теми «двумя делегатами из Армении» на первом Вселенском соборе. Помимо жития, в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, поэтому эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»). «История Армении» Агафангела была переведена на греческий язык. Согласно последним исследованиям, перевод греческой, сирийской и арабской версий Жития Григория Просветителя восходит к VI – началу VII в. В V в. культ святого еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским, но уже в VI в. он объявляется общекавкавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей – Армянской, Грузинской и Албанской – представлена в греческой и арабской версиях Жития св. Григория, и святитель именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими Владыками, относящаяся к 604–609 гг., сохранившаяся в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сообщается, что святой Георгий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». Вртанес Кертог также пишет о нем как о просветителе Армении и Грузии. Учреждение христианской веры Григорием Просветителем подтверждает также и грузинский каталикос (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132, 136, 138, 169). Его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци , указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения святителя Григория: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982.С.18). В сирийском тексте Жития Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

http://bogoslov.ru/article/2041545

Чин этот имеет назначение — чисто учебное и ученое, вроде восточных монахов-студитов и западных монахов францисканского ордена. Эти вартабиеды при католикосе Моисее (551—594 гг.) составили новую систему летосчисления и учредили употребляемый до сих пор армянами месяцеслов. 129. На этом месте ныне большой каменный собор в честь Успения Божией Матери, именуемый Сионом, заложенный правителем Грузии Гурамом Багратидом (f 603 г.) и оконченный при греческом императоре Ираклии и правителе Грузии Адарнасии (f 639 г.), при содействии одной богатой вдовы, не названной в истории. 130. См. это послание ниже. 131. См.: Страдания святой славной мученицы царицы Ранской Шушаники. С. 151. Кроме русского перевода грузинскую рукопись, где прямо повествуется об этом факте. 132. См.: Книга писем. Тифлис, 1901. 133. Бдешх (начальник) Ранской области — титул, который носили первые сановники в древней Армении и Южной Грузии. 134. Еп. Моисей говорит про грузин. 135. Т. е. императору и вообще грекам. 136. То место, вероятно, означает что вероопределение изложено правильно и объяснено яснейшим образом. 137. Снова ложь. Цуртагская область никогда не оглашалась проповедями св. Григория. См. события времен царствования грузинского царя Бакара I, сына св. царя Мириана, крестившего правителя этой страны, зятя своего Фероза. 138. См.: Иосиф Флавий. Иудейская война. Ч. I, § 36 и далее; грузинскую рукопись об осаде Иерусалима, писанную неизвестно кем. 139. Слово о всеобщей жизни, как мне помнится, на Востоке означает Евангелие, а часто и Христа Спасителя. 140. Учение Православной Церкви глубоко пустило корни в среде простодушных цуртагцев, которых Моисей хотел возмутить и попрать святые чувства бывшей своей паствы введением в них мерзкого учения монофизитов. 141. Т. е. Кирион. 142. Имеются в виду православные. 143. Кто этот еп. Петр, достоверно неизвестно, скорее всего архиепископ Самтаврский, приближенный к католикосу и имевший большое влияние на ход дела. 144. Имеются в виду грузины. 145. Т. е. к монофизитству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Иосселиан Платон. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866. Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии. Сочинено в Александре–Невской Академии. СПб., 1802. Каллистов Н. Приезд на Кавказ высокопреосвященного Экзарха Грузии Павла и первые шаги служения его в Грузии. Тифлис, 1882. Капанадзе X. К 70–летию Святейшего и Блаженнейшего Католикоса–Патриарха всея Грузии Ефрема И//ЖМП. 1967. 1. Карбелов П., свящ. Иерархия Грузинской Церкви. Тифлис, 1904. Карбелов П., свящ. Католикосы и архиепископы Церкви Грузинской. Тифлис, 1900. Квирила М. Преподобный отец наш Шио–Мгвимский и его монастырь. 1902. Кекелидзе К., прот. К вопросу о иерусалимском происхождении Грузинской Церкви//Сообщ. Имп. Правосл. Палест. Общ. Пг., 1914. Т. XXV, вып. 3–4. Кекелидзе К. Литургическая справка об автокефалии Грузинской Церк–ви//«Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. 9. Кекелизде К. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах. Тифлис, 1908. Кекелидзе К. С. Памятники древне–грузинской агиографической литературы. (Груз, текст перевел, снабдил исследованиями и примечаниями академик АН Груз. ССР проф. К. С. Кекелидзе). Тбилиси: Изд–во АН Груз. ССР, 1956. К. Е. Давид Гареджели и его лавра. Тифлис, 1901. К. Е. Двенадуативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом. Тифлис, 1889. К. Е. Жизнь и подвиги преп. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского. Тифлис, 1899. К. Е. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901. К. Е. Повествование о чудодейственном благодатном камне Давиде–Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899. Кирион, епископ. Жития различных грузинских святых. Тифлис, 1899. Кирион, еп. Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной Церкви и общества. Тифлис, 1899. Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. Кирион, еп. св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1889. Кондаков. Древняя архитектура Грузии. М., 1876. Кондаков. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

яз.); Гуджары земель Мцхетского Католикосата 1447-1448 гг., пожалованные Георгием IX. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); Завещание Давида Строителя Шиомгвимскому мон-рю. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); Три грамоты мон-ря Шиомгвиме. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); Законы Католикосов и время их составления. Тифлис, 1913 (на груз. яз.); Иесе, сын Осе. Приключения Иесе, сына Осе. Тифлис, 1913 (на груз. яз.); Порядок коронования царя, составленный в начале XIII в. Тифлис, 1913 (на груз. яз); Приходо-расходная опись кафедрального собора Хони 1600 г. Тифлис, 1913 (на груз. яз.); Приходо-расходная опись Цаиши. Тифлис, 1913 (на груз. яз.); Большая опись крестьян Абхазского Католикосата. Тифлис, 1914 (на груз. яз.); Письма и материалы по истории Грузии. Тифлис, 1914. Т. 1 (на груз. яз.); Приходо-расходная опись Цагери. Тифлис, 1914 (на груз. яз.); Царевич Вахтанг: Ист. описание, сочиненное сыном царя Грузии Ираклия, Вахтангом, пересказанное С. Какабадзе. Тифлис, 1914 (на груз. яз.); Церковные док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. 2 т. (на груз. яз.); О кровных грамотах: В связи с недавно найденными кровными грамотами//Саисторио моамбе. Тифлис, 1924. Вып. 2. С. 1-107 (на груз. яз.); О так называемом праве Баграта Куропалата//Там же. С. 241-247 (на груз. яз.); Решение о крови крепостных горца Георгия//Там же. С. 247-254 (на груз. яз.); Художественные рукописи «Витязя в тигровой шкуре» 1600 г.//Там же. С. 152-158 (на груз. яз.); Большой иадгари Абхазского Католикосата//Там же. 1925. Вып. 2. С. 177-192 на груз. яз.); Данные о крепостных Илори в Хони и Кухи//Там же. Вып. 1. С. 161-175 (на груз. яз.); Древняя часть журнала церкви в Кутаиси//Там же. С. 244-247 (на груз. яз.); Исторические документы//Там же. Вып. 2. С. 134-141 (на груз. яз.); Материалы о государственном положении Имерети в XVII в.//Там же. Вып. 1. С. 182-218 (на груз. яз.); Недавно найденная грамота Арсения Чкондидели ближе к 1240 г.//Там же. Вып. 2. С. 123-133 (на груз. яз.); Парсадан Гиоргиджанидзе. История//Там же. С. 198-319 (на груз.

http://pravenc.ru/text/1319905.html

Эсадзе С. Очерк сношений России с единоверной Грузией и прибытие русских в Иверию. Тифлис, 1899. Примечание: Материалы к изучению истории Грузинской Православной Церкви имеются в Институте рукописей имени К. С. Кекелидзе Академии наук Грузии и в Центральном Государственном Историческом Архиве Грузии. На грузинском языке Агмашенебели Давид. Андердзи Давид Агмашенебелиса. Тифлис, 1912. (Завещание Давида Строителя Шио-Мгвимскому монастырю). Анаки (Церетели). Тамар Мэпэ. 1903. (Царица Тамара). Антон II Католикосы. Андердзи Антонис И. Тифлис, 1890. (Завещание Антония II). Антонис Ивериис монастырис 1074 ц. хэлтнацери агапебит. Тифлис, 1901. (Рукоталси А»!фонското Иверското монастыря ОТА т. об •усоташет.У Бакродзе Димитри. Мириан мэта да ивида Нино. Тифлис, S80. (Uapb Мириан и св. Нина). Бакродзе Димитри. Сакартвело Андриа моцикулис дрос. Тифлис, 1884. (Грузия во времена апостола Андрея). Гамбашидзе Давид. Гелатис монастери да цховребис агцерилоба мефис Давид Агмашенебелиса. Кутаис, 1893. (Гелатский монастырь и описание жития царя Давида Возобновителя). Джавахишвили Иване. Синае мтис картул хелнацерта агцерил оба. Тбилиси, 1947. (Опись Синайских грузинских рукописей). Джанашвили Мосе. Историа Мартлмадидебел Эклесииса. Тифлис, 1889. (История Православной Церкви). Джанашвили Мосе. Сакартвелос саэклесио историа. Тифлис, 1886. (Церковная история Грузии). Жорданиа Тедо. Картил-Кахетис монастребис да эклесиэтис историули сабу-теби. Поти, 1903. (Исторические документы Карталино- Кахетинских монастырей и храмов). Иоселиани Георги. Картвели Цминданеби. Тифлис, 1901. (Грузинские святые). Иховреба гирсиса мамиса гвениса да Гмертшемосилиса Гиорги Мтацминдели-са. Кутаис, 1895. (Житие св. препод. и богоносного отца нашего Георгия Святогорца). Какабадзе Саргис. Мецамэтэ Саукунис пирвел нахэврис сакартвелос Катали-козэби. Тифлис, 1913. (Католикосы Грузии первой половины XIII в.). Карабелашвили П. Иерархиа Сакартвелос эклесииса. Тифлис, 1900. (Иерархия Грузинской Церкви). Картлис цховреба досабамидган мецхрамете саукунемдис. T.I. ЦИГНИ I. Тифлис, 1897. Т. I. ЦИГНИ II. Тифлис, 1897. (Жизнь Грузии (Картлиа) с древнего времени до XIX в.).

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Бакродзе Димитри. Мириан мэта да ивида Нино. Тифлис, S80. (Uapb Мириан и св. Нина). Бакродзе Димитри. Сакартвело Андриа моцикулис дрос. Тифлис, 1884. (Грузия во времена апостола Андрея). Гамбашидзе Давид. Гелатис монастери да цховребис агцерилоба мефис Давид Агмашенебелиса. Кутаис, 1893. (Гелатский монастырь и описание жития царя Давида Возобновителя). Джавахишвили Иване. Синае мтис картул хелнацерта агцерил оба. Тбилиси, 1947. (Опись Синайских грузинских рукописей). Джанашвили Мосе. Историа Мартлмадидебел Эклесииса. Тифлис, 1889. (История Православной Церкви). Джанашвили Мосе. Сакартвелос саэклесио историа. Тифлис, 1886. (Церковная история Грузии). Жорданиа Тедо. Картил–Кахетис монастребис да эклесиэтис историули сабу–теби. Поти, 1903. (Исторические документы Карталино–Кахетинских монастырей и храмов). Иоселиани Георги. Картвели Цминданеби. Тифлис, 1901. (Грузинские святые). Иховреба гирсиса мамиса гвениса да Гмертшемосилиса Гиорги Мтацминдели–са. Кутаис, 1895. (Житие св. препод. и богоносного отца нашего Георгия Святогорца). Какабадзе Саргис. Мецамэтэ Саукунис пирвел нахэврис сакартвелос Катали–козэби. Тифлис, 1913. (Католикосы Грузии первой половины XIII в.). Карабелашвили П. Иерархиа Сакартвелос эклесииса. Тифлис, 1900. (Иерархия Грузинской Церкви). Картлис цховреба досабамидган мецхрамете саукунемдис. T.I. ЦИГНИ I. Тифлис, 1897. Т. I. ЦИГНИ II. Тифлис, 1897. (Жизнь Грузии (Картлиа) с древнего времени до XIX в.). Каугчишвили Симон. Хронографи Гиорги монозонисаи. Тифлис, 1920. (Хронограф иеромонаха Георгия). Кекелидзе К. Картвелта мокцевис мтавари историул — хронологиури сакит–хэби. Тифлис, 1926. (Главные историко–хронологические вопросы обращения грузин). Николадзе Эв. Сакартвелос Эклесиис историа. Кутаис, 1918. (Историд Грузинской Церкви). Пото В. Сакартвело да миси историули царсули дро. Тифлис, 1894. (Грузия и ее историческое прошлое). Сабинини Гоброн (Михаил). Павлес–дзе. Сакартвелос самотхэ. Петербург, 1882. (Грузинский рай (святые)). Такайшвили Мих. […]. Тифлис, 1902. (История католицизма среди грузин с XIII до XX века).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

1845. 3. С. 18-20; Описание Шиомгвимской пустыни в Грузии//Там же. 12-14, 16; Празднование новолетия у древних грузин//Там же. 1. С. 8-9; Св. Нина, просветительница Грузии христианскою верою//Там же. 1; Дербентские железные врата в Имеретии//Там же. 1846. 6; Различные наименования грузинов//ЖМВД. 1844. Ч. 6. С. 115-143; То же, переизд.: Тифлис, 1846; Описание Марткопского мон-ря//ЖМВД. 1845. Ч. 9; То же//Закавказский вестн. 1845. 3-4; То же, переизд.: Тифлис, 1847. Тбилиси, 2009 (на груз. яз.); Акт бывшей в Грузии Руставской епархии//Закавказский вестн. 1848. 26; Жизнь великого моурава кн. Георгия Саакадзе, родоначальника князей Тархан-Моуравовых, с приложением описания Эртацминдского храма и Кватахевского мон-ря//Закавказский вестн. 1848. 32-37; То же, переизд.: Тбилиси, 1973 (на груз. яз.); Исторический взгляд на состояние Грузин под властью царей-магометан//Закавказский вестн. 1849. 1, 3, 5, 7; Города, существовавшие и существующие в Грузии. Тифлис, 1850; Жизнеописания святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью, составленные на основании древних и современных сведений с историческими, географическими, хронологическими и филологическими замечаниями. Тифлис, 1850; Путевые записки от Тифлиса до Ахталы//Закавказский вестн. 1850. 16-18; Гелатский монастырь [Генатский мон-рь]//Кавказский календарь на 1853 г. Тифлис, 1852. С. 401-408; Гора святого Давида в Тифлисе//Кавказский календарь на 1856 г. Тифлис, 1855; То же, переизд.: Тифлис, 1858; Описание города Душета Тифлисской губернии. Тифлис, 1860; Путевые записки по Дагестану в 1861 г. Тифлис, 1862; Икортский мон-рь в Карталинии//ДВГЭ. 1865. 11. С. 67-93; Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866; Послание Иерусалимского патриарха Досифея в Грузию//Цискари. Тифлис, 1852. 3. С. 70-73; То же//ДВГЭ. 1866. 4. С. 161-173; 5. С. 177-190; переизд.: Тифлис, 1866 (на груз. яз.); Род князей Чолокаевых и мученик св. Бидзина Чолокаев//Цискари. 1866. 3. С. 60-73 (на груз. яз.); Жизнь царя Георгия XIII. Тифлис, 1867, 1936, 1978 (на груз.

http://pravenc.ru/text/578390.html

Муз. изд.: Карталино-кахетинское пение «Карбеловского распева»/Перелож. на ноты, ред.: свящ. Василий Карбелашвили. Тифлис, 1897. Ч. 1: Вечерня; 1898. Ч. 2: Утреня (на груз. и рус. языках); Грузинское пение: Карталино-кахетинский распев: Литургия св. Иоанна Златоуста/Перелож. на ноты: М. М. Ипполитов-Иванов; ред.: священники Полиевкт и Василий Карбелашвили и др. Тифлис, 1899 (на груз. яз.); Песнопения праздника Рождества: Тетрадь А/Ред.: священники Полиевкт Карбелашвили и Александр Молодинашвили. Тифлис, 1899 (на груз. яз.); Одноголосное груз. церк. пение: Вечерня/Перелож. на ноты: свящ. Филимон Карбелашвили; ред.: свящ. Полиевкт Карбелашвили. Тифлис, 1907 (на груз. яз.); Грузинское пение: Вост. школа (карталино-кахетинский распев)/Переданы братьями Карбелашвили и свящ. Александром Молодинашвили; сост. и подгот.: М. Эркванидзе. Тбилиси, 2005. Т. 3: Вечерня, утреня, литургия (на груз. яз.); Песнопения из Архива нотных рукописей/Передано братьями Карбелашвили, по рукописям М. Ипполитова-Иванова и Г. Чхиквадзе; сост.: Д. Шуглиашвили, З. Церетели. Тбилиси, 2012. Т. 1: Школа Светицховели: Простой напев (на груз. яз.). Соч.: Карбелашвили Василий, свящ. Райский цветок. Тифлис, 1895 (на груз. яз.); он же. Сборник груз. церк. песнопений Микаеля (Михаила) Модрекили//Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. С. 53-55; Карбелашвили Филимон, свящ. Положение груз. сельского духовенства в материальном отношении//Сакартвелос сасулиеро махаребели (Духовный вестник Грузии). Тифлис, 1866/1867. 5/6. С. 97-113 (на груз. яз.); Карбелашвили Полиевкт, свящ. Алавердское пергаментное Четвероевангелие XI в.//ДВГЭ. 1897. 9/10. С. 15-22; он же. Кахсубанский древний мон-рь Пресв. Богородицы//Там же. 11. С. 5-10; он же. Груз. народные и духовные напевы: Ист. обзор. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); (То же/Сост., коммент.: Н. Арвеладзе. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.)); он же. Древний Анчисхатский собор в г. Тифлисе. Тифлис, 1899; он же. Иерархия Грузинской Церкви: Католикосы и архиереи. Тифлис, 1900 (на груз. яз.); (То же/Сост., коммент.: Б. Арвеладзе. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.)); он же. Молебен Нерукотворному Анчийскому образу. Тифлис, 1902 (на груз. яз.); он же. Сокровищницы кафедральных храмов Грузинской Церкви и их судьба в нач. XIX в.//Сакартвело (Грузия). Тифлис, 1907. 99. С. 357 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1681013.html

1895. 12. С. 15-23; 13. С. 44-21 (отд. отт.: Тифлис, 1899); Обозрение Карталинских церквей Высокопреосвященнейшим Владимиром, экзархом Грузии, с ист.-археол. замечаниями//Там же. 1897. 12. С. 12-19; 13. С. 18-26; 15. С. 8-12; 16. С. 23-26; 17. С. 14-22; 18. С. 14-23; Святой Або, мученик Тифлисский. Тифлис, 1899, 1998 (на рус. и груз. языках); Жизнь и подвиги св. Антония Столпника, чудотворца Марткопского. Тифлис, 1899, 1998 (на рус. и груз. языках); Св. Давид III Возобновитель, царь Грузии (1089-1125). Тифлис, 1899, 1998 (на рус. и груз. языках); Повествование о чудодейственном благодатном камне Давидо-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899; Назревший вопрос: Ко дню 100-летия присоединения Грузии к России, 1801-1901 гг. Тифлис, 1900; Давид Гараджели и его лавра. Тифлис, 1901; Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Церковно-полит. сношения Грузии с единоверной Россией//ДВГЭ. 1901. 17/18. С. 11-26; Ананурская Athechga//Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. Ч. 2. Отд. 2. С. 62-64; Колонизация армян в юго-зап. России. Каменец-Подольск, 1903; Народные обычаи и их значение: По поводу вопроса о деканозах//Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. Ч. 2. Отд. 3. С. 38-50; Новый вариант творения А. С. Грибоедова//Там же. С. 5-7; Состояние христианства в Абхазии в первой четверти XIX столетия и попытка организации в ней миссионерского дела в 1831-1834 гг.//Там же. Отд. 2. С. 58-61; Харистикарная система и ее влияние на церковно-поземельные отношения в древней Грузии//Там же. Отд. 6. С. 7-15; Замечательная Карловацкая плащаница 1756 г.//Херсонские ЕВ. 1904. 10. Приб. С. 277-282; Армяно-татарское столкновение перед судом истории. СПб., 1905; Иверийцы как пилигримы и основатели обителей в святых местах Востока. Тифлис, 1905 (То же//История Грузинской Церкви XX-XXI вв. Тбилиси, 2008. Т. 2. С. 249-254); Казбегский миссионер, иером. кн. Виссарион Павленишвили. СПб., 1905; О паломничестве грузин в святые места//Кавк. край. 1905. 12; Церк.-ист. очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность: По поводу его 50-летия, 1853-1903 гг.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010