Ложный ориентир в книге Брюса Мецгера – «Текстология Нового Завета» Скачать epub pdf Текстология Нового Завета Брюс М. Мецгер «Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?» ( Иер. 8:9 ) С древних времен сатана, действуя через различных людей, искажал Божьи слова. Начиная с Эдемского сада, он заменяет Божью правду своей ложью, и часто бывает, что правда смешивается с ложью, для большей убедительности. Период XIX – XX веков стал особенным в борьбе против Библии, так как появилась альтернативная Библия , на первый взгляд похожая на общепринятые Библии, но по-сути, имеющая другое содержание. Основой для такой альтернативной Библии стали критические тексты Нового Завета на греческом языке, и Септуагинта – текст Ветхого Завета на греческом языке. Первым популярным критическим текстом является издание Весткотта-Хорта (Westcott-Hort) 1881 года, где в основе лежат Александрийские тексты. Это издание дало толчок к появлению новых переводов Библии, и отказу от традиционных переводов. Позже, уже в середине XX века на первый план выходит критический текст Нестле-Аланда (Nestle-Aland), который становится базовым переводом для большого количества переводов Библии на английский язык, и впоследствии, основным текстом для современных переводов на русский и украинский языки. Данный критический текст являет собой модернизированную версию текста Весткотта-Хорта. Целью критических текстов является уход от традиционных переводов Библии, и от греческого текста Нового Завета – Textus Receptus, представляющий собой Византийский (Сирийский) тип текста. Критические тексты, в среде многих богословов, возымели негативное отношение, так как они значительно отличаются от общепринятого текста – Textus Receptus, который был основным со времен начала Реформации. Такое отличие особенно заметно в отношении Божественности Иисуса Христа, где критические тексты, следуя за Александрийскими текстами, убирают указания на Христа, как на Бога. Для поддержки критических текстов была написана книга – «Текстология Нового Завета: рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала», автором которой являлся известный текстолог – Брюс Мецгер. Эта книга призвана показать, что критические тексты, поддерживаемые Ватиканом, являются продуктом современной текстологии, а общепринятый текст – Textus Receptus являлся результатом компиляции позднего Византийского текста. Данная книга получила огромную популярность, и стала учебным пособием в семинариях многих христианских конфессий, в том числе и в протестантских. Таким образом, был создан эффективный тандем критического текста Нестле-Аланд и «Текстологии Нового Завета», где Брюс Мецгер одновременно был одним из редакторов текста Нестле-Аланд, и являлся автором книги – Текстология Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lozhnyj...

протоиерей Николай Попов О книгах Священного Писания Ветхого Завета Первые книги Священного Писания Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие – написаны пророком Моисеем. Книга Бытия названа так потому, что описывает начало бытия видимого мира. Она содержит в себе историю сотворения мира и человека, историю первых людей и ветхозаветных патриархов до смерти Иосифа. Полагают, что Моисей написал ее до исхода евреев из Египта, в земле Мадиамской. Исход содержит историю выхода евреев из Египта с обстоятельствами, предшествовавшими сему событию и последовавшими за ним до построения скинии. Левит содержит в себе законы об обрядах, которые поручено было совершать левитам, и историю израильтян в первый месяц второго года по исходе из Египта. Книга Чисел названа от двух народосчислений, описанных в ней. Содержит историю странствования евреев в пустыне Аравийской. Книга Второзакония названа от повторения Моисеем закона. Описывает события последних двух месяцев сорокового года странствования евреев в пустыне. После Моисея продолжал историю народа Божия преемник его, Иисус Навин. Книга Иисуса Навина содержит в себе историю завоевания и разделения земли обетованной. За книгой Иисуса Навина в Библии следуют: Книга Судей. Книгу эту приписывают пророку Самуилу. В ней описана история народа Божия от смерти Иисуса Навина до смерти Самсона. Руфь. Приписывается Самуилу. Содержит историю Руфи, бедной моавитянки, прабабки Давида. Первая и вторая книга Царств. Написаны Самуилом (24 главы), Нафаном и Гадом. Первая содержит историю народа Божия от рождения Самуила до смерти Саула, вторая – продолжает историю евреев в царствование Давида. Третья книга Царств. Содержит историю евреев от помазания Соломона на царство до смерти царя Иудейского Иосафата. Написана Ездрою. Четвертая книга Царств. Продолжает историю евреев до плена вавилонского и оканчивается выведением Иехонии из темницы. Написана Ездрою. Первая книга Паралипоменон (о том, что пропущено в книгах Царств). Содержит родословие еврейского народа от Адама, сказание о смерти Саула и об учреждениях Давида, относящихся к Богослужению; оканчивается смертью Давида. Написана Ездрою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Священное Писание Ветхого Завета, 1 Первая часть книги священника Геннадия Егорова «Священное Писание Ветхого Завета», посвященная Пятикнижию Моисея и историческим книгам Ветхого Завета. Книга о. Геннадия представляет собой общее введение в Священное Писание Ветхого Завета. Основной акцент сделан на их мессианском содержании и прочтении с точки зрения Нового Завета. В тексте использовано большое количество святоотеческих толкований и богослужебных текстов. «Священное Писание Ветхого Завета» — это отредактированный курс лекций, прочитанный отцом Геннадием Егоровым в ПСТГУ. Курс читался для студентов «небогословских» специальностей, поэтому его можно с уверенностью посоветовать как труд, с которого можно начать первое знакомство со Священным Писанием Ветхого Завета.   Предисловие     Данное учебное пособие представляет собой отредактированный курс лекций по Священному Писанию Ветхого Завета, предназначенный для студентов и слушателей Православного Свято–Тихоновского гуманитарного университета, и является введением в изучение Священного Писания. Главная цель курса – подготовить студентов к самостоятельному изучению Библии и по возможности привить вкус к этому занятию. Помимо общего обзора содержания ветхозаветных книг на лекциях рассматриваются данные исагогики и экзегезы, приводятся примеры святоотеческих толкований, а также выясняется сотериологическое и мессианское значение священной истории. Ограниченность объема лекционного курса не позволяет подробно рассматривать содержание библейских книг и события ветхозаветной истории. Поскольку учащиеся, изучающие данный курс, уже имеют общее представление о ветхозаветной истории, здесь уделяется внимание принципиальным вопросам, понимание которых необходимо для достижения поставленной цели. При этом для облегчения восприятия учебного материала в текст конспекта внесены достаточно объемные цитаты из Священного Писания. В процессе изложения материала на лекциях автор по мере возможности старался обращать внимание слушателей на три неразрывно связанных между собой смысловых пласта Писания. В первую очередь это богословский смысл – откровение о Боге и Его домостроительстве. Затем назидательный смысл – правила взаимоотношений между людьми, нравственный закон. И, наконец, мистический смысл, затрагивающий внутреннюю жизнь души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Часть 2. Исторические источники Жанр источников Практически все свидетельства о жизни и учении Иисуса из Назарета относятся к письменным источникам. Наиболее важные свидетельства содержатся в книгах Нового Завета. Подавляющее большинство ученых согласны, что почти все книги Нового Завета были написаны на протяжении первых 110 лет христианской эры, т.е. не позднее (а многие – и ранее), чем через 85 лет после событий, ставших главным предметом их освещения – последних трех лет жизни Иисуса, и того, что за этим последовало. Сохранилось несколько других христианских текстов, которые относятся, по всей видимости, к концу рассматриваемого периода. Из них Первое послание Климента обычно датируют 96 годом н.э., а Послания Игнатия Антиохийского – примерно 106 годом н.э. «Евангелие от Фомы», представляющее собой собрание притчей и коротких рассказов об Иисусе (не вполне уместно названное «Евангелие»), должно было появиться где-то между 60 и 140 годами н.э. В иудейской и языческой литературе интересующей нас эпохи также встречается несколько кратких, но порой весьма значимых ссылок на христианство 39 . Но факт остается фактом: самые важные для нас свидетельства содержатся в книгах Нового Завета. Итак, очень многое будет зависеть от того, что мы отнесем к условностям жанра, как оценим достоверность авторов и что назовем источниками этих книг. Под «условностями жанра» я подразумеваю то, насколько авторы книг при создании отдельных частей своих произведений, повествующих о том или ином событии, стремились представить эти части как точный подробный рассказ о неком историческом событии. Для сравнения отметим, что, согласно мнению многих ученых, у авторов некоторых книг Ветхого Завета не было подобных намерений. Так, например, по общему убеждению Книга пророка Ионы и Книга пророка Даниила суть не исторические повествования как таковые, но художественные произведения, цель которых воодушевить читателя. Книга Даниила содержит рассказы о героизме взятых пленниками в Вавилон иудеев, которые, несмотря на попытки царя Навуходоносора силой принудить их совершать жертвоприношения его богам, сохранили приверженность своей религии. Эти повествования были созданы спустя 300 лет после вавилонского плена и призваны поднять дух иудеев, подвергающихся аналогичным преследованиям со стороны сирийского царя Антиоха Эпифана. Книга пророка Ионы представляет собой рассказ о пророке, сначала попытавшемся уклониться от возложенной на него Богом миссии проповедовать среди язычников, но затем исполнившем свое предназначение. Цель ее – побудить иудеев к прозелитизму. Исследователи Нового Завета задаются вопросом, сколь сильно подобный элемент представлен в повествовательных частях Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

прот. Аркадий Иванов Учительные книги Священного Писания Ветхого Завета Скачать epub pdf От издателей В связи с недостатком учебной литературы по Учительным книгам Ветхого Завета осуществляется издание настоящего конспекта лекций по Учительным книгам Священного Писания Ветхого Завета, который предназначен для студентов IV курса Саратовской Духовной Семинарии, как дневного отделения, так и Сектора Заочного обучения. Автор конспекта – профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Аркадий Иванов, авторитетный современный специалист в области Священного Писания Ветхого Завета. Конспект издан рабочей группой Библейской кафедры Саратовской Духовной Семинарии на основании машинописного варианта, который имелся в распоряжении издателей. Авторский текст воспроизводится без изменений, разве что исправлены некоторые знаки пунктуации. Кроме того, ссылки на книги Священного Писания оформлены в соответствии с современными стандартами. Учительные книги Ветхого Завета Названия их и место в каноне. В состав учительных книг Ветхого Завета входят пять канонических и две неканонические книги. Канонические книги: Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст и Песнь Песней. Неканонические книги: книга Премудрости Соломона и книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В переводе 70-ти, славяно-русской Библии и в Вульгате учительные книги располагаются после исторических книг, перед пророческими книгами. В еврейской Библии они помещаются в третьем отделе канона (Кетувим – Писания), кроме неканонических книг, вообще отсутствующих в еврейской Библии. Формы библейского стихосложения. В оригинальном, т.е. древнееврейском тексте учительные книги написаны в поэтической форме, которая в значительной мере утрачена в переводах Главной особенностью древнееврейского стихосложения является параллелизм членов, т.е. развитие суждений в двух или более стихах. Различают три вида древнееврейского параллелизма: 1 . Синонимический : оба члена выражают одну и ту же идею, например: «Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня» Пс. 6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

I. История происхождения Торы А. Наименование и разделение Первая часть свящ. канона, обнимающая пять книг Моисеевых, у евреев именуется «закон» – ; 66 в книгах Нового Завета – νμος (во многих местах), или «закон Моисеев» – νμος Μωσεως ( Лк.24:44 ; Деян.13:39 ; 1Кор.9:9 ; Евр.10:28 ). Иногда в Новом Завете для обозначения всего закона, данного Моисеем, просто употребляется одно имя законодателя, так в Деян.15:21 читаем: «Моисей» от родов древних по всем градом проповедающые его имать в сонмищах, по вся субботы чтомый (приводим славянский перевод потому, что здесь он точнее передает греческий подлинник); во 2Кор.3:15 : когда они читают «Моисея», покрывало лежит на сердце их; или у Лк.16:29 : у них есть «Моисей» и пророки: пусть слушают их. И в книгах Ветхого Завета нередко можно встретить наименования: «закон», «книга закона», «книга закона Иеговы», «книга закона Елогим», «книга закона Моисеева», «закон Моисея», «книга Моисея». В них, обыкновенно, видят общие обозначения для всех книги Моисеевых, но внимательный разбор всех мест, где встречаются указанные наименования, не дает права, во всех случаях, рассматривать их как названия для всего Пятикнижия. Иудейское название заимствовано от тех отделов Пятикнижия, которые содержат в себе законодательство Моисея, и приурочено ко всему содержанию пяти книг лишь приблизительно, ad majorem partem. В строгом и точном смысле, наименование «закон» не приложимо в книге Бытия и некоторым историческим частям других книг. Впрочем, современные евреи (напр., Bloch) стараются доказать, что значит не «закон», νμος (как в переводе LXX и у писателей новозаветных), а «учение», «наука» 67 . В таком значении, действительно, слово нередко употребляется в Свящ. Писании Ветхого Завета, но в тех местах, где оно входит в состав выражения: («книга Торы Моисеевой») 68 и ему подобных, оно несомненно может означать только «закон», а не что другое. Весь «закон», во всех сохранившихся до нашего времени манускриптах подлинника и во всех переводах, разделяется на пять книг; и согласно этому пятичастному делению, у александрийских иудеев получил название πενττευχος, т. е. ββλος, а у раввинов: , , , т.е. 5/5 закона, или пять пятых 69 или просто – пятые: почти то же, что пятокнижие. Древнейшее упоминание о разделении на пять книг встречается у Филона: τν ερν νμων ν πντε ββλοις ναγραφντων πρτη καλεται κα πιγρφεται γνεσις (de Abrah.) и Иосифа Флавия: κα τοτων πντε μν στι τ Μωσως (с. Apion. I, 8) 70 ; а термин «пятокнижие» употребляют уже Ориген и Тертуллиан (с. Marc. I, 10) 71 . В. О названии пяти книг Моисеевых

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Документы Нового Завета: достоверны ли они? Научно обоснованная защита достоверности Нового Завета. «»Достоверен — в каком смысле?» — спросил внимательный критик первого издания этой маленькой книжки, имея ввиду ее название. Насколько я понимаю, он считал, что нас должна занимать более достоверность Нового Завета, как свидетельства самооткровения Бога во Христе, нежели его достоверность, как исторического документа. Верно, но оба эти вопроса тесно связаны. В самом деле, поскольку христианство претендует быть откровением, развернутым в истории, вполне уместно присмотреться к лежащим в его основании документам с точки зрения исторической критики.» — пишет Фредерик Брюс в предисловии к своей книге «Документы Нового Завета: достоверны ли они?» В 1943 г., когда вышло в свет первое издание этой книги, я преподавал классическую филологию, и давно привык рассматривать Новый Завет в его классическом контексте. К тому времени я прочел не одну лекцию на тему о достоверности Нового Завета в общем и Евангелий в частности и показал моим слушателям, что доводы в пользу принятия Нового Завета как достоверного документа отнюдь не проигрывают в сравнении с теми основаниями, на которых филологи-классики признали подлинность и достоверность многих документов античности. Из этих лекций и выросла моя книга. Как мне сообщали, она сослужила свою службу читателям, для которых предназначалась, и не только в англоязычных странах, но и в немецком и испанском переводах. Разумеется, возможности исторического, как и филологического подходов ограничены. Они не способны подтвердить убеждение христиан, что Новый Завет довершает боговдохновенное Писание. Но, как я знаю по опыту, нетеологи, для которых написана книга, готовы разделить это убеждение скорее в отношении исторически надежного документа, нежели работы, не обладающей таким достоинством. И я думаю, что они правы. Трудно, в самом деле, свести обсуждение Новозаветного Писания к чисто теологическому аспекту. История настоятельно стучится в дверь. Но так это и должно быть. История и теология неразрывно переплетены в вести о спасении нашем, которая вечной и универсальной ценностью своей обязана определенным событиям, совершившимся в Палестине в то время, когда во главе Римской империи стоял Тиберий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Апостольские постановления Апостольские постановления ( Διαταγα τν γων Αποστλων, Constitutiones Sanctorum Apostolorum). Под именем ап. пост. или, как в русск. перев. (Казань, 1864 г.) «Пост. св. апостолов чрез Климента епископа и гражданина римского», известен сборник, в котором, от лица апостолов, излагается вероучение и древнейшая практика Церкви. Сборник делится на 8 книг, а книги на главы. Первая книга – περι λαικν – о мирянах делится на 10 глав и содержит в себе нравственное учение о воздержании от любостяжания и неправды вообще, об обязанностях мужа и жены, и об усердном чтении Свящ. Писания и Ветх. Завета в особенности. Вторая книга в 63 главах говорит о свойствах и обязанностях епископа, пресвитера и диакона; из них особенно подробно говорится об епископах и диаконах, причем 45–53 гл. посвящены полному изображению епископского судилища; по размещению материала книга отличается большой беспорядочностью. Третья книга – περ χηρν – о вдовах – в 14 главах говорит о вдовах; но в остальных 6 главах трактует о крещении, поведении крещаемого и о порядке поставления во епископа и диакона, с указанием обязанностей того и другого. Четвертая книга – περ ποβανν – о сиротах и бедных (гл. 1–5), о дарах и приношениях в их пользу (гл. 5–10), об отношениях родителей и детей, господ и рабов (гл. 11–12), об обязанностях к верховной власти (гл. 13) и о девах (гл. 15); по предположению ученых, конец книги утрачен. Пятая книга – περ μαρτρων – о мучениках – посвящена им лишь до 13-й глав.; гл. 13–20 говорят о постах и праздниках церковных с указанием времени празднования Пасхи. Шестая книга – περ σχισμτων – об ересях – в 30 главах говорит об еретиках, останавливаясь с особою подробностью на положениях гностиков (гл. 10), о браке клириков и о законе Моисеевом в отношении христианства. Седьмая книга из 49 глав, по содержанию своему книга нравоучительная и сборник молитв, среди которых, между прочим, помещена и «Отче наш». Гл. 1–22 содержит общее нравственное учение с обстоятельно раскрытым учением о двух путях – жизни и смерти, из коих 1-й есть путь добродетели и света, а 2-й – путь порока.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Завет (Covenant) Образ завета, или договора, в Библии используется, в первую очередь, для выражения отношений между Богом и Его народом и (в меньшей степени) родом человеческим в целом. В договорных категориях показаны и многие горизонтальные, межчеловеческие связи (в том числе заключение браков и разного рода соглашений между друзьями или врагами), однако в центре этого библейского образа стоит завет между Богом и человечеством. Заветы в Книге Бытие . Первые намеки на тему завета мы видим в Быт.2 , где Бог заключил с Адамом и Евой то, что иногда называют «деловым соглашением». Это был договор, определяющий обязанности творения по отношению к Богу и показывающий последствия неповиновения. Бог, со Своей стороны, брал на Себя обязательство поместить Адама и Еву в совершенном мире, где все их потребности будут удовлетворяться божественным попечением. В знак благодарности Адам и Ева должны были повиноваться Божьей заповеди не есть плодов с запретного дерева под страхом Смерти ( Быт.2:16–17 ). Тема заповеди, или повеления, будет играть важную роль в связанной с заветом символике на всем протяжении Библии. Второй завет Бог заключил с Ноем сразу после потопа. Здесь мы видим уже гораздо более договорную терминологию: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами... что не будет более... потопа на опустошение земли» ( Быт.9:9–10 ). Это завет со всем творением, как с людьми, так и с природой – «завет между Мною и между всякою плотию, которая на земле» ( Быт.9:17 ). Знамением этого завета стала радуга, «знамение завета между Мною и между землею» ( Быт.9:13 ). Это заветы в полном смысле слова, однако завет искупления и благодати, проходящий красной нитью через всю Библию, впервые был заключен с Авраамом, и именно в нем получили выражение основные образы, связанные с заветом. В истории призвания Авраама с самого начала наиболее яркой риторической фигурой были слова повеления и обетования: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение» ( Быт.12:1–2 ). В повелении подразумевалось обязательство послушания со стороны человека. Обетование, по сути своей, заключалось в благословении, распространяющемся на самые разные сферы, в том числе на землю, потомков, присутствие Бога и Его защиту. Авраам проявил послушание, и тем самым к повелению и обетованию добавился третий мотив – награда. Эта тема впервые появляется в Быт.12:7 , где Бог вознаградил Авраама за послушание возобновлением и расширением завета. С тех пор развитие событий в Книге Бытие определяется обновлением завета со связанными с ним повелениями, обетованиями и предусмотренными наградами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf Глава пятая «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» ( Откр. 5, 1 ). В правой руке у Бога Отца находится книга, написанная и запечатанная семью печатями. Обычная по форме книга впервые начинает употребляться для религиозного чтения только во времена Нового Завета, а во дни Ветхого Завета все книги писались на свитках. Книга имеет семь печатей. Каждый раз, когда снимается печать, раскрывается содержание некоторого текста. 47 Это книга, в которой описывается будущее (хотя для Бога нет прошлого и будущего, есть только настоящее), книга судеб Божиих, книга замысла обо всей вселенной. Ведь Бог не просто наблюдает за миром, Он властно управляет мировой историей, совершая то, что Ему угодно. В этой книге содержится план Бога о будущем всей вселенной – начиная со времен Христа. В ней – большое количество записей, потому что замысел Творца чрезвычайно богат; он настолько велик, что никто не может объять его разумом. Эта книга запечатана, потому что тайна Бога скрыта в Его собственном уме, и Он никому и никогда до конца Своей воли не открывает. В каждую историческую эпоху происходят неожиданные вещи, которые никак не выводятся из предыдущего течения мировой истории. История движима волей Отца Небесного, ведущего вселенную к Своей цели. Как Господь говорит о еврейском народе в Книге пророка Иеремии: «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» ( Иер. 29, 11 ). Господь в Ветхом Завете говорит евреям через двух пророков, Иеремию и Иезекииля, об одном и том же: что последствия грехов обрушиваются на людей, но не сам грех. 48 «В те дни уже не будут говорить: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» ( Иер. 31, 29–30 );«Зачем выупотребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?» ( Иез. 18, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010