Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА [англ. Cluniac Reform; нем. Cluniazensische Reform; франц. réforme clunisienne], движение обновления западноевроп. монашества в X-XII вв., связанное с мон-рем Клюни Было направлено на восстановление дисциплины уставной жизни, углубление внутренней религиозности, активизацию литургической практики и укрепление экономического положения мон-рей; для этого движения было характерно многообразие форм. К. р. нельзя рассматривать в отрыве от др. современных ей монашеских движений (в Лотарингии, во Фландрии), но при относительной общности целей К. р. имела особый путь распространения - в мон-рях, объединенных в Клюнийскую конгрегацию ; этот союз был скреплен не только религ. идеалами, но и правовыми (юрисдикционными) связями. Предпосылки К. р. В кон. IX - нач. X в. раздел Каролингской империи и последующий упадок гос-в, образовавшихся на ее территории, сопровождались ослаблением королевской власти, раздробленностью и усобицами. Норманны, сарацины, венгры во время набегов грабили и разрушали города и селения, церкви и мон-ри; из-за частых голодных лет и эпидемий население сократилось. Мн. монашеские обители опустели, монастырские владения оказались в руках светских магнатов. В некоторых странах, напр. в Англии, монашеские общины при согласии епископов заменялись капитулами каноников ( Leclercq. 1993. S. 149, 151). В исторических и агиографических сочинениях X-XIII вв., происходивших из круга реформированных аббатств, говорилось о внутреннем кризисе монашества (падение монашеской дисциплины, несоблюдение устава, растрата монастырского имущества), к-рый и стал причиной К. р. Мн. мон-ри из независимых общин единомышленников, живущих «вне мира» и сосредоточенных на духовной жизни и аскезе, постепенно превратились в инструмент власти и обогащения их собственников (см. Частной церкви право ). Истоки этого процесса относятся к эпохе Меровингов, когда возникла практика, при которой мон-рями стали управлять аббаты-миряне, и к эпохе Каролингов, когда сформировалась имперская Церковь и прелаты, в т. ч. и аббаты, были поставлены в квазивассальное положение по отношению к королю: подобно мирским вассалам, они приносили правителю клятву верности и были обязаны нести помимо церковного еще и светское служение.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Г. р. была подготовлена рядом преобразований, проводившихся и внутри католич. Церкви ( клюнийская реформа , движение за «Божий мир» ), и светскими властями. Так, римско-герм. имп. Генрих III, к-рого современники называли «правителем монахов», направил свои реформаторские устремления на укрепление системы имперской Церкви , претендуя на роль защитника Церкви и истинного благочестия. Эти соображения побудили Генриха III и его окружение выступить с идеей церковной реформы, первым актом к-рой стала ликвидация влияния рим. аристократии на выборы папы. Дальнейшей целью реформы было прекращение практики симонии и браков клириков. Светские правители считали реформу католич. Церкви своей обязанностью, не пренебрегая возможностью вмешиваться во внутрицерковную жизнь. Начало эпохи реформ связано с папой Григорием VI , избранию к-рого предшествовала покупка Папского престола и выплата огромной суммы сторонникам папы Бенедикта IX (ведшего недостойный образ жизни) за его отречение. В эпоху т. н. «немецких пап» - Климента II , его преемников Дамаса II , Льва IX и Виктора II - по инициативе римско-герм. императоров был проведен ряд церковных реформ, в целом соответствовавших духу и целям буд. Г. р. Папа Лев IX объединил вокруг себя реформаторов, среди к-рых были еп. Сильва-Кандидский, кард. Гумберт , один из идеологов реформы, аскет и писатель Петр Дамиани , Гуго Ремирмонский, канцлер Удо, брат герцога Лотарингского льежский архидиак. Фридрих (впосл. папа Стефан IX ), Лионский архиеп. Галинард, Безансонский архиеп. Гуго и Гильдебранд (впосл. папа Григорий VII). За годы понтификата Лев IX провел ок. 12 Соборов, в ходе к-рых были разработаны меры против симонии и браков клириков. Политику Льва IX продолжил его преемник папа Виктор II, родственник Генриха III, со смертью к-рого 28 июля 1057 г. прервалась линия «немецких пап» и закончилось сотрудничество папского и имп. дворов. Новый папа Стефан IX оказывал покровительство своим друзьям-реформаторам: Петр Дамиани стал кардиналом-епископом Остии, Гумберт - папским канцлером.

http://pravenc.ru/text/166501.html

А.М. Величко LIII. Императрицы Зоя (1042–1050) и Феодора (1042–1056), император Константин IX Мономах (1042–1055) Глава 1. Три императора Открывшаяся после свержения Михаила V Калафата историческая эпоха была богата грандиозными, вселенскими событиями, а также весьма оригинальными формами самодержавной власти, с которыми нам предстоит познакомиться. Итак, 21 апреля 1042 г. в Византийской империи возникла беспрецедентная ситуация – царский трон оказался занятым двумя женщинами. Конечно, и раньше императрицы при некоторых обстоятельствах получали самодержавную власть в Римском государстве, но, как правило, в качестве опекунш собственных царственных сыновей (и только до периода их взросления), либо для того, чтобы в скором времени передать ее мужчинам. Единственное исключение составила императрица св. Ирина, ненадолго ставшая самодержавной императрицей. Теперь же императриц стало сразу две, и никаких сыновей у них не было. Не было и мужей, которые могли разделить с ними ответственность за судьбу Римской империи. Первоначально всем казалось, что царствие двух порфирородных цариц гораздо полезнее государству, чем владычество мужчин, не имеющих прямого отношения к императорской династии, – слишком уж свеж был в памяти у всех Михаил Калафат. Поэтому никто даже не делал попыток предложить царский венец какому-нибудь достойному представителю знатных аристократических родов, которыми была богата Византия. Правда, опасались отчуждения, давно уже поселившегося в сердцах сестер по отношению друг к другу. Однако упорство представителей обеих партий, чувство патриотизма и здоровое монархическое чувство византийцев смогли преодолеть субъективную неприязнь двух женщин, в буквальном смысле слова заставив тех примириться. Сестры сошлись и стали править совместно. Чтобы устранить размолвки между императрицами, старый церемониал постарались подстроить под обеих. Зоя и Феодора восседали вдвоем на царском троне в одну линию, слегка отклонявшуюся в сторону младшей сестры, рядом стояли равдухи (воины, исполнявшие «полицейские» функции при василевсах), позади – самые близкие к сестрам придворные. Еще дальше находилась вторая стража гвардейцев и потом уже синклит, в состав которого по должности входили новеллисим, протоспафарии, спафарокандидаты, спафарии и наиболее знатные патрикии. Все государственные дела сестры решали сообща в присутствии сановников 788 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ VII (ок. 1020, Тоскана - 25.05.1085, Салерно; до избрания папой - Гильдебранд), папа Римский (с 22 апр. 1073). По свидетельствам хронистов, род. в бедной семье плотника или крестьянина; позднее появилась легенда о происхождении Гильдебранда из знатного ломбардского рода Альдобрандини. Совсем юным был отдан в качестве облата в рим. клюнийский мон-рь св. Марии на Авентине, аббатом к-рого был Лаврентий, брат его матери. Там Гильдебранд получил образование и впервые познакомился с идеями клюнийского движения (см. ст. Клюнийская реформа ), представители к-рого осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, добивались освобождения мон-рей от власти сеньоров и епископов. После вступления на престол духовного наставника Гильдебранда папы Григория VI (1045) был папским секретарем и сопровождал его во время ссылки в Германию. После смерти папы (в нояб. 1047 или в 1048) удалился в аббатство Клюни , где прожил ок. года. В янв. 1049 г. встретил в Безансоне направлявшегося в Рим еп. Бруно, назначенного имп. Генрихом III на Папский престол (папа Лев IX ), к-рый пригласил Гильдебранда в Рим, что явилось началом его церковной и политической карьеры. Ок. 1050 г. стал препозитом рим. мон-ря при соборе св. Павла. Будучи одним из советников папы Льва IX, ок. 1055 г. был рукоположен в субдиакона и назначен проканцлером Римской Церкви. В это же время Гильдебранд вошел в группу объединенных папой Львом IX сторонников реформ Зап. Церкви, среди к-рых были еп. Сильва-Кандидский кард. Гумберт , льежский архидиак. Фридрих (впосл. папа Римский Стефан IX ), Петр Дамиани , Лионский архиеп. Галинард, Безансонский архиеп. Гуго, канцлер Удо и Гуго Ремирмонский. Весной 1054 г. в качестве легата Гильдебранд был направлен во Францию, где на Соборе в Туре участвовал в споре относительно учения о Евхаристии между Ланфранком , приором мон-ря Бек (впосл. архиепископ Кентерберийский), и Беренгаром Турским , пытаясь убедить последнего отказаться от заблуждений.

http://pravenc.ru/text/166757.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Аббатство Клюни. Фотография. Нач. XXI в. [лат. Cluniacum; франц. Cluny], католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. (см. Клюнийская реформа ). Основан в 909 или 910 г. на земле, принадлежавшей Гийому (Вильгельму) I Благочестивому (ок. 875-918), гр. Буржа, Оверни, Лиможа, Лиона, Макона и герц. Аквитании. В 825 г. Маконский еп. Хильдебальд передал усадьбу (villa) К. гр. Варину и его супруге в обмен на др. земельные владения. Впосл. усадьба и др. земли в графстве Макон перешли в распоряжение Бернарда († 886), гр. Оверни и Тулузы. В 893 г. дочь Бернарда Ава завещала эту усадьбу и земли своему брату Гийому Благочестивому. Дата основания мон-ря остается дискуссионной. Грамота об учреждении аббатства, составленная диак. Одоном в Бурже в присутствии Гийома Благочестивого, его жены Ингельберги и 41 свидетеля, датирована 11 сент. 11-го года правления кор. Карла, 13-го индикта. Индикт указывает на 910 г.; 11-м годом правления Карла III Простоватого был 908-й (при отсчете от года, в который он стал единоличным правителем зап. франков (898)), но в грамотах Карла Простоватого годы его правления определялись по-разному, в т. ч. от даты коронации (28 янв. 893). Высказывалось мнение, что основание К. следует датировать по индикту ( Bruel A. Études sur la chronologie des rois de France et de Bourgogne d " après les diplômes et les chartes de l " abbaye de Cluny aux IXe et Xe siècles. P., 1880. P. 13-19); эта датировка подтверждается «Хронологией клюнийских аббатов» (кон. XI в.- Paris. Nouv. acq. lat. 1497. Fol. 2v). Согласно Г. де Валу, датировка 910 г. основана на неверном подсчете индикта; правильная дата - 909 г. (DHGE. T. 13. Col. 40). Мн. совр. исследователи датируют основание К. 909-910 гг. (напр.: Wollasch J. Cluny - «Licht der Welt»: Aufstieg und Niedergang der klösterlichen Gemeinschaft. Zürich etc., 1996. S. 19).

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРЦЕ Горце [нем. Gorze], бенедиктинское аббатство близ г. Мец (совр. деп. Мозель, Франция), посвященное св. ап. Петру , первомч. Стефану и мч. Горгонию Никомидийскому (см. ст. Горгоний и Дорофей ), центр монашеских реформ в X-XI вв. Аббатство было основано в 749 г. Мецским еп. Хродегангом ( Paulus Diaconus. Gesta episcoporum Mettensium//MGH SS. Bd. 2. S. 268), стремившимся утвердить единообразие франк. монашества на основе Устава прп. Венедикта Нурсийского . В 765 г. еп. Хродеганг поместил в Г. частицы мощей мч. Горгония, привезенные им из Рима. В дальнейшем аббатство сохраняло тесную связь с епископами Меца, к-рые часто являлись его титулярными настоятелями, хотя при Каролингах Г. периодически переходило в управление родственников королей, благодаря чему оно получило обширные владения в Лотарингии и в др. землях Каролингской империи. В нач. Х в. аббатство было передано группе клириков, желавших организовать монашескую общину на основе унифицированных норм бенедиктинского устава, разработанных св. Бенедиктом Анианским . В числе основателей этой общины, с к-рой началась «реформа Горце» (в 933), были архидиак. Эгинольд из Туля (первый аббат реформированного Г.), диак. Бернакр из Меца, Иоанн из Горце , Салехон из Сен-Мартена и др. В 30-х гг. реформированный устав Г. стал распространяться в соседних лотарингских аббатствах благодаря Мецскому еп. Адальберону I, переводившему монахов из Г. в др. мон-ри своего еп-ства (Сен-Мартен в Меце, Ставло). Монахи из Г. были аббатами в мон-рях Сен-Набор, Гландье, Сенон, Мармутье. Движение за реформу шло в Х в. во мн. областях Зап. Европы, в т. ч. и в Лотарингии. Совр. исследователи считают, что Г. стал самостоятельным центром монашеской реформы в Германии, независимым от аббатства Клюни , с к-рым связывают понятие клюнийской реформы в Зап. Церкви X-XI вв. По мнению И. Воллаша, такая независимость объясняется не к.-л. особым, противоположным Клюни взглядом на монашескую реформу, но самим положением монашества в системе имперской Церкви в Германии, где «реформа Горце» охватила большую часть монашества. Суть реформы состояла в строгом следовании Уставу прп. Венедикта в повседневной жизни, что способствовало подъему монашеской духовности в эпоху постоянных неурядиц, связанных с гос. раздробленностью и слабостью как церковной, так и светской центральной власти. Вокруг Г. сформировались неск. реформированных групп монашеских общин - в Трире (с центром в мон-ре св. Максимина), Регенсбурге, мон-ре Нидеральтайх, Лорше, Фульде, Майнце. К кругу Г. относились также лотарингские смешанные обсерванты Ришара Сен-Ванского. В XI в. многие из реформированных в духе Г. мон-рей оказывались в сфере влияния Клюни, что приводило к острым столкновениям, вызванным приверженностью «реформы Горце» к системе имперской Церкви и неприятием унифицирующей централизации клюнийской реформы.

http://pravenc.ru/text/166279.html

Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» выпустил 36-ой алфавитный том 15 января, 2015. Новостная служба Интересные статьи найдут любители истории философии, библеистики, византологии и канонического права. 15 января. ПРАВМИР. К началу нового 2015 года и празднованию Рождества Христова Церковно-научным центром «Православная Энциклопедия» подготовлен и выпущен в свет новый 36-й алфавитный том энциклопедии. 36-й том продолжает публикацию энциклопедических статей на букву «К» по таким дисциплинам, как богословие, история Церкви, библеистика, библейская археология, патрология, философия, искусствоведение страноведение, и т.д., — сообщает Седмица.Ru В 36-м томе «Православной Энциклопедии» содержится большое число статей, посвященных различным персоналиям, среди которых следует особо выделить наиболее объемную статью нового тома, посвященную св. равноапостольному императору Константину Великому. Также интересные статьи найдут любители истории философии, библеистики, византологии и канонического права. Интересующимся историей Западной Церкви стоит обратить внимание на блок статей, которые объединяет такая общая тема, как знаменитый бенедиктинский монастырь св. апостолов Петра и Павла в Клюни. Помимо статьи, посвященной непосредственно истории и культурному наследию самой обители, обращаем внимание на такие публикации, как «Клюнийская конгрегация» и «Клюнийская реформа». В новом, 36-м томе «Православной Энциклопедии» можно ознакомиться с объемной публикацией, посвященной жизни и наследию св. Колумба, основателя монашеских обителей в Ирландии и Шотландии, который наряду со св. Патриком считается небесным покровителем Ирландии. Материалы 36-го тома «Православной Энциклопедии» сопровождаются уникальными цветными фотографиями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/tserkovno-nauchnyiy-ts...

В 948 г. М. стал коадъютором и преемником больного и ослепшего настоятеля Аймарда, к-рый сохранял титул аббата до 954 г. и скончался, вероятно, в 963 г. (грамота об избрании М.: Recueil. 1880. T. 2. N 883). За то время, что М. был аббатом Клюни, в мон-рь было принято 150 новых монахов ( Neiske. 1991; в момент его избрания там было 130 насельников: Recueil. 1880. T. 2. N 883). По его указанию в обители впервые были проведены масштабные строительные работы, в частности, началось строительство монастырской церкви, т. н. Клюни II (освящена в 981, но впоследствии подвергалась перестройкам). В 60-х гг. X в. в Клюни возник крупный скрипторий ( Garand. 1978). Ко времени кончины М. в Клюнийскую конгрегацию входило 37 монастырей; многие другие бенедиктинские обители либо приняли обычаи Клюни, либо испытали влияние клюнийской традиции. Деятельность М. сыграла ключевую роль в укреплении клюнийского влияния на западное монашество. Авторитет Клюни признали многие крупные мон-ри на франц. и итал. землях, а также в Каталонии. По просьбе церковных иерархов и светских правителей аббат реформировал монашеские общины: восстанавливал дисциплину и вводил строгое соблюдение Устава св. Бенедикта (подробнее см. статьи Клюнийская конгрегация, Клюнийская реформа ). Однако политика М., который ставил насельников Клюни во главе реформированных монастырей и пытался ограничить самостоятельность этих обителей, нередко вызывала сопротивление как их насельников, так и местных сеньоров, претендовавших на контроль над мон-рями. М. часто путешествовал, в частности 6 раз посещал Италию, где основывал и реформировал монастыри. Во время 1-го посещения Рима он получил от папы Агапита II привилегию для Клюни (март 954). В 958 или 959 г. Конрад I, кор. Бургундии, передал клюнийцам монастырь Сент-Аман в Клансе (совр. деп. Дром), ставший клюнийским приоратом (Recueil. 1880. T. 2. N. 1052; права клюнийцев были подтверждены франц. кор. Лотарем - Ibid. N 1067). В 50-х гг. X в. клюнийцы основали монастырь в Сувиньи (Сев. Овернь), который после смерти М. стал одним из важнейших приоратов Клюни ( Larroque. 1970). В 962 г. с помощью Берты Швабской, кор. Бургундии, клюнийцы получили монастырь Пайерн (Петерлинген), который впосл. одаривали и наделяли привилегиями имп. Оттон I, имп. Адельгейда и имп. Оттон II.

http://pravenc.ru/text/2561244.html

Преемники папы Григория VII продолжили его политику. Папа Урбан II подтвердил постановления, направленные против симонии и объявлявшие неканоничными любые связанные с ней акты (Пьяченца, март 1095). В нояб. 1095 г. Собор в Клермоне подверг осуждению практику светского владения церквами, запрещалась не только светская инвеститура, но и принесение вассальной присяги епископами и священниками. Урбану II удалось укрепить позиции реформаторов в Риме, а также на Сицилии, в Дании и в Англии. При папе Пасхалии II (1099-1118) основной акцент в проведении реформы был сделан на борьбе со светской инвеститурой, что привело к нек-рому ослаблению борьбы с симонией и конкубинатом клириков. В Англии и Франции было достигнуто соглашение, по к-рому короли отказывались от церковной инвеституры, сохранив за собой право инвеституры светской, наделяя епископов землей и соответствующими полномочиями. В Германии многолетнее противостояние пап и императоров, получившее в историографии название «борьбы за инвеституру», было ознаменовано заключением Вормсского конкордата (23 сент. 1122). Созванный в 1123 г. Латеранский I Собор выработал ряд правил, к-рые на уровне «вселенского» Собора католич. Церкви запрещали симонию, утверждали обязательность целибата клириков и подтверждали достигнутый Вормсским конкордатом компромисс в отношении права инвеституры. Г. р. изменила взаимоотношения светской и духовной властей, обеспечила неотчуждаемость церковного имущества и способствовало росту экономического могущества католич. Церкви, укреплению папства и светской власти пап. В.М. Прозоров Целибат. Одной из главных задач Г. р. было повсеместное установление безбрачия для всех степеней клира и принятие действенных мер по борьбе с моральным упадком духовенства, в т. ч. с часто встречавшимися случаями конкубината. В отличие от Вост. Церкви на христ. Западе уже с IV в. возникает представление об обязательном безбрачии клириков, нашедшее законодательное закрепление в правилах Аравсионского (441), Турского (461), Толедских (653, 659) и др. Соборов. С нач. VIII в. под влиянием миссионерской деятельности ирл. и англосаксон. монахов широкое распространение получает идея несовместимости брачной жизни со священным саном и совершением Евхаристии. Важную роль в укоренении целибата сыграла клюнийская реформа зап. монашества, а также ряд запретительных мер, установленных в отношении женатого духовенства в Англии (требование развода, выдвинутое в сер. X в. Кентерберийским архиеп. Дунстаном ), Ломбардии (Собор 1022 г. в Павии запретил брак и конкубинат всем клирикам, предписав отдавать детей от таких союзов в крепостное состояние) и ряде др. мест. Тем не менее до сер. XI в. женатое духовенство продолжало окормлять паству; напр., ок. 1040 г. Бременский архиеп. Адальберт призывал женатых священнослужителей соблюдать узы брака, а безбрачных клириков увещевал жить «если не в чистоте, то по крайней мере умеренно» (si non caste, tamen caute).

http://pravenc.ru/text/166501.html

Pref. 1). Но если и в мон-рях «всякий порядок уставной жизни (ordo religionis) и христианства обратился в дурное», некому стало бороться против «чудовища зла [мира]» ( Idem. Collat. II 38). К теме духовного разложения (corruptio) монашества в X в. обращались и др. клюнийские авторы. По свидетельству Иоанна Салернского, биографа Одона Клюнийского, в юности тот искал образец для подражания благочестивой жизни, однако пришел к выводу, что не осталось нигде в Галлии истинных монахов (Vita S. Odonis. I 22//PL. 133. Col. 53); то же писал и Одон о св. Геральде Аврилакском, к-рый, не найдя обители, отвечавшей его устремлениям, основал мон-рь св. Петра и, подобно герц. Гийому Аквитанскому, даровал ему «привилегию свободы» ( Odo. Vita S. Geraldi. II 6-9). Аналогичные высказывания содержались и в Житии св. Иоанна из Горце (BHL, N 4396), составленном сторонниками лотарингской монашеской реформы. Целью К. р. было восстановление «истинного порядка» в монастырях, что, по мысли Одона, приведет к восстановлению порядка в жизни как мирян, так и служителей Церкви. Ощутимым следствием К. р. стало институциональное обновление бенедиктинского монашества в форме сообщества реформированных мон-рей (Клюнийской конгрегации), в деятельности к-рых выражалось специфическое «клюнийское» самосознание, особенно отчетливо наблюдаемое в монастырских обычаях (consuetudines), осознание собственного отличия и особой миссии - спасения христиан от «зла мира». Однако никаких принципиально новых идей клюнийцы не предлагали. Все теоретические построения Одона Клюнийского представляют собой переосмысление творений отцов Церкви - прп. Иоанна Кассиана Римлянина , прп. Венедикта Нурсийского , свт. Григория I Великого , папы (еп.) Римского. Не случайно главный трактат Одона «Collationes», где автор размышлял о том, что значит быть монахом (propositum monachi) и христианином, носит то же название, что и сочинение прп. Иоанна Кассиана, одного из основателей зап. монашества, повлиявшего на идеологию бенедиктинцев в целом.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010