Мученик Киприан (Анников). 1875-3.11.1937. На фото: мученик Киприан. Бутырская тюрьма, 1932; Здание Бутырской тюрьмы. 1930-е//Фома. - — ноябрь 2023. – С.34-37. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Мученик Киприан родился в 1875 году в селе Зеленое Козловского уезда Тамбовской губернии в семье благочестивого крестьянина Григория Анникова. С восьми лет Киприан стал петь на клиросе и не пропускал ни одного воскресного и праздничного богослужения. С 1929 года он стал служить в храме псаломщиком, и это ему было поставлено в вину гонителями Церкви. У него отобрали имущество и лишили гражданских прав. Киприан Григорьевич подал заявление властям и опротестовал незаконное решение — ему вернули имущество и восстановили в правах. Но он понимал: это ненадолго, государство, начав уничтожать христиан и крестьянство, доведет запланированное до конца. И в августе 1930 года он уехал в Москву и устроился сторожем на склад фибролитового завода при трудовой коммуне 2 ОГПУ, располагавшейся неподалеку от города в зданиях уже закрытого к этому времени Николо-Угрешского монастыря, пригласив и сына Андрея переехать к нему. Приехав, тот устроился землекопом туда же, где работал отец. Предчувствие грядущих бед не обмануло Киприана Григорьевича — в 1931 году оставшиеся жить в селе члены его семьи были лишены гражданских прав и сосланы в Казахстан. В использовавшихся не по назначению монастырских зданиях не раз случались пожары. В 1930 году в Спасо-Преображенском соборе, переоборудованном под клуб, случился пожар, во время которого сгорело почти всё клубное имущество. В следующий раз, 19 октября 1932 года, около трех часов ночи во время дежурства Киприана Григорьевича загорелся склад фибролитового завода, в котором хранилось дорогостоящее импортное оборудование. Были допрошены свидетели, четверо из них были задержаны как подозреваемые и заключены в Бутырскую тюрьму: Киприан Анников с сыном Андреем, Матфей Анохин и прораб Василий Глотов. Следствие не выяснило, был ли это поджог или чья-то халатность, и остановилось в своих подозрениях на отце и сыне Анниковых.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1768-79 гг. по желанию и на средства помещика И. Н. Тютчева вместо старой деревянной церкви. Новое здание сооружалось с двумя алтарями: главный - во имя Рождества Пресвятой Богородицы и тёплым придельным - во имя Ильи Пророка. Построенная заказчиком действительным статским советником и почётным опекуном Московского воспитательного дома Иваном Никифоровичем Тютчевым, церковь отражала вкус этого человека. Кстати, его портрет (кисти знаменитого художника-портретиста Фёдора Рокотова) находится в Третьяковской галерее. Картина написана в 1768 году, когда и было положено начало строительству церкви. В Кабаличах родились дети и внуки основателя церкви. Самым знаменитым из них стал декабрист Алексей Иванович Тютчев. 21 июля 1862 года выгорело всё село Кабаличи, пострадал от пожара и сельский храм. В конце XIX - начале ХХ столетия он был капитально отремонтирован и заново освящён 27 мая 1901 года. В 1929 году храм закрыли для службы по инспирированной " просьбе населения " . В дальнейшем использовался для хозяйственных нужд. Над алтарём умудрились водрузить водонапорный бак, а в 1960-х, в пяти метрах от храма построили клубное здание, как будто не нашли другого места. Качество современного строительства уж очень наглядно дисгармонировало с архитектурой храма, не в пользу аляповатого клуба. Высказывались мнения о сносе старинного храма, но церковное здание всё же уцелело. В 1994 году воссоздан приход. Возрождение храма началось с июня 2002 года. Первое богослужение было совершено 26 декабря 2004 года в помещении Дома культуры, в котором администрация Глинищевского сельсовета выделила комнату для совершения богослужений. В 2010 году началась реставрация церкви. Первая Божественная литургия была совершена в день престольного праздника - Рождества Пресвятой Богородицы. В 2013 году при храме начала работать воскресная школа. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы прослеживается традиционная классическая схема " кораблём " .

http://sobory.ru/article/?object=05019

Почему так успешны «свидетели Иеговы» или другие сектанты? да потому, что они жертвенно служат своему сумасшествию. Они жертвенно, а мы – нет. Мы – только в «охотку», как клубное дело, что-то христианское делаем, и потому мы так неуспешны. Любого человека можно захватить и поджечь только жертвенностью. Только жертвенность привлекает внимание. Если Церковь не хочет идти на лишения, а хочет создать себе комфорт, то тогда будет как везде – внешнее спокойствие, но не будет главного, потому что Церковь началась с жертвы, с Креста на Голгофе и может жить только жертвой. Обычно когда человек поворачивается лицом к Богу, его окрыляет Божья благодать, но, тем не менее, внутри себя он часто хочет от Бога каких-то благ. И вот как раз катехизация должна ему показать, что на самом деле он пришел на Голгофу. Я убежден, что в нашей катехизаторской системе мы должны приобщать людей к жертвенной христианской жизни, а не только к внешней традиционной совершенной и прекрасной форме. Надо серьезно задуматься над системой научения вере. Большинству людей в принципе непонятно и не может быть понятно, наше богословие. Вот «свидетели Иеговы» – им объяснили четыре-пять тезисов, и они пошли проповедовать, готовы ехать в Сибирь, на Камчатку, в Анадырь – куда угодно. Попробуй русского священника пошли на Камчатку. Я уж не говорю из Москвы, из Подмосковья. Нет. Не найдешь. Любой епископ Дальнего Востока вам это скажет. Необходимо в катехизации приобщение к реальному опыту благодати. Конечно, первый призыв – почему человек пришел, захотел что-то узнать – это тайна, это Господь призывает. Но существуют четыре источника благодати: Священное Писание, молитва, Таинства церковные и добрые дела. По словам преподобного Серафима, молитва всегда под рукой – это самое простое. Поэтому человек катехизируемый должен начинать молиться. Необходимо его научить молитве церковной и домашней, и у нас должна быть готовность ему помочь в этом. Необходимо помочь человеку приобщиться к Священному Писанию. Не только к опыту толкований, но и к языку Библии. Основные символические и структурные вещи этого языка в результате катехизации человек должен понимать. Тогда у него не будет проблем ни с Ветхим Заветом, ни с Новым. И он не будет, читая Библию, седеть от ужаса и т.д. Это очень важно.

http://azbyka.ru/katehizacija/nekotorye-...

Поименованные лица требовали содействия в деле изъятия храма из пользования общиной. В обращении указывались следующие обстоятельства: «на территории села имеется школа с общей численностью учащихся 425 человек, которая располагает только небольшими 2мя зданиями, что резко отражается на воспитании и успеваемости учащихся. Занимаемый в настоящее время церковной общиной клуб под церковь, расположен между двумя зданиями школы на расстоянии 30-50 метров, что коренным образом мешает проведению нормальных занятий в школе во время проведения богослужения в церкви. … Кинофикацией село не обслуживается, поскольку помещение занято под церковь. Вокруг с. Линово на расстоянии от 2х до 6 километров располагается большое количество хуторов и сел, поэтому вся религиозная пропаганда проводится в отсталом с. Линово, т. к. клуб занят под церковь. Своими влиятельными поведениями среди населения церковная община способствует не укреплению, а разложению трудовой дисциплины на производстве, особенно это сказывается среди колхозников и учащихся. … На основании вышеизложенного правление колхоза «Парижская Коммуна», исполком Линовского сельского совета депутатов трудящихся, колхозники и общественность села просят исполком Путивльского райсовета возбудить ходатайство о возвращении колхозного клуба по принадлежности» 36]. Механизм был запущен. Бумажная волокита длилась около года. В рапорте от 9 июля 1954 г на имя Евстратия, епископа Сумского и Ахтырского, благочинный церквей Путивльского района, о. Димитрий (Совенко) писал: «…Николаевская церковь с. Линово на основании Постановления Совета по делам РПЦ при Совете Министров от 12 мая с.г. за 9 закрыта как клубное здание и что культовое имущество временно перенесено в квартиру церковного сторожа Скрягина И.В.» 56]. Ввиду сеноуборочных работ общине было разрешено совершить еще несколько богослужений в храме, в частности в день Святой Троицы. Закрытие храма вызвало бурю негодования среди жителей с. Линово. Кое-кто попытался обвинить настоятеля и благочинного в том, что они по своей воле закрывают храм.

http://sobory.ru/article/?object=16287

Там будут вашими наставниками нередко люди, проникнутые не христианским духом, книги нередко антирелигиозного содержания, уничтожающие основные понятия религиозные и нравственные. Кладенцы клятвенные ископали для себя православные христиане, и оставили Тебя, Боже, воду животворную, благодатную! – Вот, если бы вместо вредных книг мещане стали бы читать священные книги, да приглашали бы по временам к себе пастыря своего, чтобы он объяснил им библию, святое Евангелие, да святые догматы и правила христианской жизни – это было бы святое дело. Но с той целью, с какой ныне учреждено это заведение – туда опасно и показываться священнику; ибо иное дело служение духу и иное служение плоти; иное работать Христу и иное служить Велиару; иное церковь и иное грешный мир. Увидим, какие колосья станут пожинать там наши мещане; но уж верно не райские, но адские: не в рай поведет это клубное просвещение, но в ад. – Что ж? Спешите охотники развлечений! Там уже, говорят, учреждается бал на 600 человек. Где же прочие поместятся? Да туда, видите, станут ходить только те, которые деньги имеют. – Идите учитесь там, просвещайтесь прогрессом, модой и мудрой цивилизацией; только смотрите, чтобы с вами не случилось то, что с жителями Содома и Гоморра. Господи, вразуми наших мещан! Аминь. 41. В 24-ю неделю по Пятидесятнице Из нынешнего Евангелия усматриваем, что Господь совершил в один день два чуда: исцелил кровоточивую женщину и воскресил дочь Иаира. Дарование исцелений передано святым Апостолам, а чрез них и всем угодникам Божиим. И ныне весьма много совершается исцелений от болезней, но воскрешения мертвецов из гробов ныне не видим, зато воскресение душ, умирающих от грехов, и теперь совершается. А что опаснее: умереть ли телом, или душой? Последнее далеко опаснее, потому, что умерший телом, воскреснет тогда, когда все люди воскреснут из гробов, по гласу Архангела; но умерший душой, хотя и воскреснет телом, но уже не для блаженства вечнаго, а для мучения. Все умирают телом даже и те умерли, которые на время было воскресли: Лазарь четверодневный, дочь Иаира, сын Наинской вдовы и другие: но душой умирают только нераскаянные грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Тяжело и больно наблюдать искажение святой тайны брака тем, что угождение плоти и (мираж) наслаждения ставятся целью брака. В результате этого получается жалкая картина жизни: громадный процент разводов, до драк доходящие недоразумения в семьях, духовно пустая жизнь Семьи, душевно уродливые дети и страдания Родителей. Часто приходится слышать жалобы на тяжесть жизни. Кто же в этом виноват, не сам ли человек? Отсутствие продуманности, легкомыслие и отсутствие чувства долга, чести и ответственности – это обычные спутники как Родителей, так и “плода их сеяния” – детей. Да будут дети и внуки наши радостью и оправданием нашей жизни. Помоги в этом всем нам Христос, Истинный Свет, просвещающий всякого человека, к Нему приходящего. Дорогие мои и во Христе родные, мир Вам! Приветствую всех Вас со светлыми днями Рождества-Богоявления, всем желая и в Новом Году стойко и бодро совершать путь жизни в Вере и Благочестии, в Христовой Правде, любви и Милосердии, приношу Вам, дорогие прихожане и друзья, глубокую благодарность за любезное поздравление и внимание к моим скромным трудам приходского священника, за те часы радости, которые вы мне оказали и в этом году, в торжественной обстановке, за семейно-приходской обильной “чашкой чая” в память моего Небесного Покровителя св. Митрофана Воронежского . Не забываю наставления Спасителя нашего: “Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоющие, потому что сделали лишь то, что должны были сделать” (Лк. гл. 17). С моей стороны не вижу заслуг, ибо живу и движим тем, что получил от Бога чрез моих дорогих Родителей. Вы знаете, что в евангельской притче одобрены и призваны принять награду НЕ за ТО, что получили много талантов, а ЗА ТО, ЧТО они УДВОИЛИ их, удвоили своими усилиями, трудами во славу Божию. Кто может сказать, что он удвоил Богом данные ему таланты? Оглядываясь на уходящий год, могу говорить лишь о немощах моих и считаю ваше ко мне внимание незаслуженным. Для укрепления и духовного роста прихода требуются заботы и труды не одного настоятеля, а общие совместные усилия настоятеля и всех прихожан, как братьев и сестер во Христе. Ибо приход не клубное объединение, не собрание случайно сошедшихся людей; приход это – союз, живой организм, часть Тела Христова, Христовой Апостольской, Соборной Церкви. И если мы дерзаем говорить о некотором моральном и материальном успехе нашего св. Серафимовского прихода, то этот успех достигнут благодаря единодушному отклику и участию всех в жизни нашей приходской семьи. Это единодушие вытекает, – верю я, – из чувства долга и ответственности каждого, члена приходской семьи за Божие Дело на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Отметим некоторые принципиально важные моменты. Каббала исторически связывается с традициями религиозной веры евреев, иудаизмом. Но вот мнение одного из авторитетнейших в современном мире раввинов – Адина Штейнзальца, основателя Израильского института талмудических публикаций, автора большого числа книг, переведенных на многие языки мира: «Не путайте иудейское учение каббалы с модным поветрием “каббалистических кружков”». Предупреждая об этом живущих в России иудеев, видный ученый подчеркнул, что увлечение каббалой началось «на Западе - в рамках общего кризиса рационализма, в России — в контексте всеобщего духовного кризиса, последовавшего за падением советского режима». Интерес в России к этому синкретическому нью-эйджевскому религиозному движению он объяснил еще одной важной причиной - «религиозным невежеством». Организаторы оккультно-мистического нашествия на Тверь пытаются рекламировать свой эрзац каббалы как некое древнее тайное знание, как науку управления судьбой и обещают своим будущим адептам развить в них «орган духовного ощущения». Эксперименты по погружению человека в пучину мистического опыта порой заканчиваются трагически. Доктор медицинских наук, руководитель отделения острых психосоматических расстройств НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского В. Остроглазов в своей статье «Священный дар жизни и проблема самоубийств» приводит в качестве одних из типичных мотивов самоубийств — «мистические оккультные мотивы». Среди многих ужасающих примеров, приведенных ученым-медиком, и случай, когда покончила с собой пятнадцатилетняя девушка, «которая увлекалась магией, каббалой». В целях камуфляжа истинного характера своих религиозно-мистических изощрений вокруг каббалы организаторы десанта на Тверь подчеркивают ее познавательные, якобы родственные науке аспекты. Известно, что в свое время они пытались презентовать свои паранаучные и псевдорелигиозные идеи кругу представителей российской науки, проведя в марте 2004 г. «круглый стол» в Московском доме ученых (не путать с Академией наук, — Дом ученых это некое клубное образование, типа Дома культуры ученых), на который прибыл из Израиля М. Лайтман. Наблюдавшая тогда это мероприятие корреспондент «Независимой газеты» Наталия Лескова пришла к выводу: «Наукообразная абракадабра претендует на полное и окончательное описание физической реальности». Журналистка отмечает, что Лайтман «предложил свою версию каббалы, где мистика тесно переплетена с научными терминами. Хотя от одного этого наукой она не становится». Полностью солидарен с этим мнением доктор физико-математических наук, профессор МГУ Вадим Сперанский: «Каббалу никак нельзя назвать наукой, как бы этого ни хотелось ее апологетам… Используемые в каббале обозначения — это не научные термины, которые всегда имеют абсолютно четкий, рациональный смысл. Это заклинания, несущие некую мистическую информацию».

http://patriarchia.ru/db/text/117567.htm...

Андрей Золотов: Я очень кратко скажу в продолжение того, что сказал Константин, потому что он начал ставить провозглашенные только что замечательные тезисы в реальный контекст. И мне кажется, что есть безусловный императив сейчас для деятельности и Церкви и активных христиан в общественной жизни, который заключается в модерировании существующих идей и политических движений. Что я сейчас имею в виду? Мы все знаем на примере нашей собственной общинной христианской жизни, как в христианской общине попадающие туда люди крайне правых взглядов, националистических, со временем перестают таковыми быть. То же самое происходит и с людьми крайне либеральных взглядов. Мне кажется, что существующая проблема чрезмерной поляризации российского общественно-политического пространства ставит перед нами задачу такую, чтобы христиане могли бы умерять националистов, потому что для огромного количества людей православие в общественном пространстве ассоциируется прежде всего с националистическим или имперским дискурсом. А также мы знаем, что самые последовательные националисты, начиная в христианстве, безусловно, уходят в язычество. Этот христианский фермент, с одной стороны, гипотетически, может послужить делу создания, условно говоря, цивилизованной националистической партии в России, на которую, безусловно, есть запрос и трудно представить себе в идеальной ситуации демократически избранный российский парламент, в котором бы не было националистической партии. Так вот, если вспомнить все страхи русского фашизма, которые я считаю преувеличенными, но, тем не менее, имеющими место в общественных дискуссиях, конечно же, христианский фермент может модерировать эту силу. С другой стороны, то же самое, безусловно, может происходить и с либеральным дискурсом, потому что, к сожалению величайшему, невозможно сегодня представить себе дискуссию о достоинстве личности или о правах человека, которая с неизбежностью не скатится в обсуждение прав меньшинств. В общем, на этом разговор о правах человека и закончится тогда. Так что мне кажется, что вопрос о степени участия церковной организации, который поставил Константин, – этот вопрос важный. И также вопрос о том, насколько это клубное движение, которое, я совершенно согласен, должно стать продуктом развития мирянских организаций, которых у нас тоже практически нет, за исключением некоторых приходов в больших городах. И мне кажется, что в этом направлении может идти развитие.

http://religare.ru/2_92428_1_21.html

Зато из неудачнейших лиц — это старый князь. Он тут же сидит и толкует о Восточном вопросе. Неудачный и во всем романе, а не то что в одном Восточном вопросе. Это одно из положительных лиц романа, предназначенных выразить собою положительную красоту, — ну, разумеется, не греша против реализма: он и с слабостями, и чуть ли не с смешными сторонами, но зато почтенный, почтенный. Он и добросерд романа, он и здравомысл, но не фонвизинский какой-нибудь здравомысл, который как уже заладит, так точно осел ученый: одно здравомыслие и ничего более. Нет, тут и юмор и вообще человеческие стороны. Забавное же в том, что этот старый человек предназначен выражать собою остроумие. Пройдя школу жизни, отец многочисленных, хотя уже и пристроенных детей, он, старость, взирает на всё кругом него с тихою улыбкой мудреца, но с улыбкою, далеко, однако, не столь кроткою и безобидною. Он даст совет, но берегитесь игры ума его: отбреет. И вот вдруг тут случилось одно несчастье: предназначенный к остроумию здравомысл, бог знает отчего, вышел вовсе неостроумен, а, напротив, даже и пошловат. Правда, он всё порывается, равно как и во весь роман, сказать что-нибудь остроумное, но так и остается при одном желании, ровнешенько ничего не выходит. Читатель из деликатности готов наконец зачесть ему эти попытки и, так сказать, потуги остроумия за самое остроумие, но гораздо хуже то, что это же самое лицо, в восьмой, отдельно вышедшей части романа, предназначено выразить вещи, положим, опять-таки не остроумные (в этом старый князь твердо выдерживает свой характер), но зато вещи цинические и хульные на часть нашего общества и на народ наш. Вместо добросерда является какой-то клубный отрицатель как русского народа, так и всего, что в нем есть хорошего. Слышится клубное раздражение, стариковская желчь. Впрочем, политическая теория старого князя нисколько не нова. Это стотысячное повторение того что мы и без него поминутно слышим: — Вот и я, — сказал князь. — Я жил за границей, читал газеты и, признаюсь, еще до болгарских ужасов никак не понимал, почему все русские так вдруг полюбили братьев славян, а я никакой к ним любви не чувствую? Я очень огорчался, думал, что я урод (это, видите ли, он острит: вообразить только, что он думает про себя, что он урод!), или что так Карлсбад на меня действует (сугубая острота). Но, приехав сюда, я успокоился (еще бы!), я вижу, что и кроме меня есть люди, интересующиеся только Россией, а не братьями славянами…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Вспомним, как описана в “Войне и мире” история Пьера Безухова. Пьер постепенно и незаметно погружался в отвратительнейшую тину пошлости. Нелепые и дикие кутежи с Курагиным и Долоховым, потом еще более нелепая женитьба, постылая жизнь с совершенно чуждой ему во всех отношениях женой, безделье и клубное времяпрепровождение, дуэль, масонство и т. д. Пьер, еще молодой человек, до такой степени запутался, что, казалось, для него нет и не может быть спасения. И вот спасение пришло, пришло именно оттуда, откуда его можно было всего менее ожидать и в такой момент, когда, казалось, судьба занесла над Пьером свою руку не затем, чтобы спасти его, а чтобы добить. Момент просветления, очищения Пьер испытал в вечер того дня, когда французы на его глазах расстреляли пять человек русских пленных (заподозренных в поджогах), когда сам он был на очереди к расстрелу и избежал казни лишь благодаря какой-то таинственной, почти чудесной случайности. Вот в каких словах описывает Толстой душевное состояние Пьера: “С той минуты, когда Пьер увидал это страшное убийство (казнь русских), совершенное людьми, не хотевшими это делать, в душе его была как будто бы вдруг выдернута та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и свою душу, и в Бога. Это состояние было испытываемо Пьером и прежде, но никогда с такой силой, как теперь. Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины. Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти”. Я, конечно, мог сделать небольшую сравнительно выдержку из тех мест “Войны и мира”, которые относятся к жизни Пьера во время нашествия Наполеона на Москву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010