Климент Александрийский



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Введение в святоотеческое богословие, Глава 6 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Египта Александрия, основанная Александром Македонским в 331 году до н. э., центр блестящей интеллектуальной жизни еще до возникновения христианства, была колыбелью эллинизма – любопытного культурного явления, явившегося результатом огромных завоеваний Александра. Смешение восточной, египетской и греческой культур в Александрии дало начало новой цивилизации, впитавшей в себя самые разнородные элементы. Местный элемент в Александрии был силен, и простой народ говорил на коптском языке, но интеллектуалы пользовались греческим, который сделался международным языком империи. При Птоломеях в Александрии была основана знаменитая школа-университет, названная «Музеем» (от греческого Мус`ион, храм муз – покровительниц искусства и наук) . В эллинистический период Музей прославился как научный центр, где преподавание обнимало все известные тогда науки, включая также и элементы языческой религии. Иудаизм также издавна процветал на александрийской почве. Впервые евреи пришли в Египет во времена Иосифа (см. книгу «Исход») , и ряд ученых считает, что еврейские общины не прекращали своего существования в Александрии с тех самых времен, хотя, конечно, евреи продолжали селиться в Египте и в ... далее ...
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... других, которые провозглашали науку, как имеющую происхождение в язычестве, произведением дьявола, Климент учит, что нет веры без знания, как и знания без веры; гармония веры и знания (γνωστική πίστις) есть высшая ступень духовного развития, совершеннейшая философия. Вера есть начаток знания (даже философы языческие начинали верой в свои теоремы, которые потом развивали в полные системы) ; в своем начале она не основывается на доказательствах, но должна превратиться в разумное знание. На вере, как на основании, должно воздвигнуться здание ведения, которое имеет несколько степеней, но содержание которого - одно и то же у простого верующего и у ученого. Средства к достижению полной гармонии веры и знания заключаются в изучении всего круга наук, преподававшихся и в язычестве - грамматики, риторики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки и особенно диалектики, которая есть ограда и для самих догматов веры (мысль буквально повторяющаяся и у) Лучшая часть в сочинениях Климента Александрийского - его полемика и апологетика. Его опровержение иудейства и особенно язычества настолько сильно и основательно, что последующим учителям Церкви в этом отношении приходилось лишь варьировать ... далее ...
Патрология. Конспект лекций, Глава 2 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... – столица Египта, основана в 331 году до Р. Х. Александром Македонским, центр блестящей интеллектуальной жизни ещё задолго до возникновения христианства. Александрия представляла собой некий плавильный котел, где были сосредоточены восточная культура, египетская, греческая. В Александрии как бы зародилась некая новая цивилизация, которая впитала в себя эти разнородные элементы. Простые египтяне – это копты. Те, кто сегодня являются якобы коренным населением Египта – это арабы-завоеватели. Говорили на коптском языке, люди образованные пользовались греческим языком, который стал для многих языком межнационального общения в империи. В эпоху Птоломеев в Александрии была создана знаменитая школа, которую иногда называли университетом. Она называлась «музэум» и прославилась как научный центр, где преподавались известные тогда науки и элементы языческой религии. В Александрии было громадное поселение иудеев рассеяния, и на Александрийской почве процветал реформированный (не талмудический) иудаизм. Греческая мысль оказывала очень сильное влияние на иудейский образ мышления, особенно через язык. Иудеи всегда сопротивлялись быть вовлеченными в культурный оборот окружающих ... далее ...
Интервью с А.М. Шуфриным: можно ли православному ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Аркадий Матвеевич, Великанов Павел, протоиерей Интервью протоиерея Павла Великанова с доктором богословия (PhD) Аркадием Матвеевичем Шуфриным в связи с изданием на русском языке его книги, посвященной Клименту Александрийскому " Гнозис, Богоявление, Обожение: Климент Александрийский и его источники " . Фрагменты из книги были ранее опубликованы на нашем портале. Расскажите, как появилась идея вашей книги. Почему Климент Александрийский? Это личное или особо актуальное? Прежде всего личное. Первым христианским текстом, который мне довелось прочесть ( в конце 1970-х ) , было Евангелие от Фомы, и с тех пор моей путеводной нитью остаются слова Христа, которыми оно открывается: «Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем». Такая установка встречала отталкивание в церковной среде и мешала мне с ней отождествиться. Мне говорили, что искать хорошо и правильно, пока поиск не увенчался приходом в Церковь, а в Церкви надо уже не искать, а подвизаться в смирении и послушании. В какой-то момент я уже начал думать, что православие не для меня. ... далее ...
Призвание пророка Моисея. Часть 1. Купина ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... огня. А «терновый куст», с одной стороны, указывает на материал, наиболее податливый огню, с другой же стороны, указывает на самое малозаметное дерево местной флоры, неудобное и корявое. Именно так и воспринимаются дети Божии в этом мире. Сказано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1 Кор. 1: 26 –28 ) . Климент Александрийский христоцентрично воспринял видение Неопалимой Купины, покрытой колючками терния: Как Логос явился в терновом кусте, так и потом, в терновом венке, показал: это – дела того же Божественного всемогущества «Когда всемогущий Господь вселенной предпринял через посредство Логоса издание Закона и восхотел явить перед Моисеем Свое могущество, является тому Божественное видение в форме света в горящем терновом кусте. Терновый куст есть растение колючее; и когда Логос закончил законодательство и жизнь среди людей, таинственным образом Он опять увенчивается терновым венцом. ... далее ...
Языческий мир в ожидании Спасителя / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... в рассеянии по всему Средиземноморью, оказали активное религиозное влияние на язычников, среди которых жили. Они знакомили их с библейскими пророчествами. Когда святые апостолы вышли на проповедь, многие язычники обратились ко Христу. Святые отцы писали об особом значении философии для приготовления язычников к будущему принятию христианства. Лучшие представители эллинской философии учили любви к мудрости и истине. Мученик Иустин, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие святые отмечали у представителей греческой мысли глубокие предчувствия и прозрения об истинном Боге. Климент Александрийский писал: «Философия нужна была грекам ради праведности, до прихода Господа... Ибо Бог — Источник всякого добра: либо непосредственно, как в Ветхом и Новом Заветах, либо косвенно, как в случае философии. Но возможно даже, что философия была дана грекам непосредственно, ибо она была “детоводителем” ( см. : Гал 3, 24 ) эллинизма ко Христу — тем же, чем и Закон был для евреев» ( Строматы. 1, 5 ) . К принятию христианства Промысл Божий вел языческие народы также через важнейшие исторические события в их жизни. К концу I века до Р. Х. Рим подчинил себе многие народы, ... далее ...
Пророк Божий Елисей / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... На это чудо указывает Спаситель: много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина (Лк 4, 27) . Как Елисей предпочел оказать благодеяние Нееману и не захотел врачевать прокаженных в Израиле, хотя и много их там было, так и Христос, встретив непонимание своих соотечественников, оказывал благодеяния иноплеменникам. По принятому исчислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 году. Взятие святого пророка Илии на небо было, очевидно, в 904 году, вскоре после смерти царя Охозии, в самом начале правления Иорама. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения его обнимает шестьдесят четыре года. Это согласуется с хронологией иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось шестьдесят лет. О смерти пророка священный писатель говорит так: Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его! (4 Цар 13, 14) . Через год после смерти Елисея несли хоронить в город одного умершего. В это время на город напали моавитяне. Люди, несшие покойника, испугались и бросили его в ... далее ...
Митрополит Волоколамский Иларион посетил ведущий ...Искать в Источникеmospat.ru
... понятие «педагогика» занимает весомое место в библейских текстах и сочинениях христианских писателей: «У ветхозаветных пророков были ученики и даже целые школы. Однако пророческий дар, личную харизму нельзя было передать простым обучением или путем передачи информации, то есть тем, что сейчас называют «оказанием образовательных услуг». Между великими пророками существовала духовная преемственность, и ни один пророк не мог передать другому свои дарования автоматически, как бы по наследству: передача пророческого дара от учителя к ученику была актом воли Божией… Христианский автор II-III вв. Климент Александрийский указывает на то, что многие учителя пытаются учить разным умениям и знаниям, но к «усмотрению Истины» приводит лишь педагогика, которая согласна с волей Божией. Поэтому, говоря о педагоге, Климент имеет в виду не просто абстрактного учителя. Перед его глазами стоит яркий образ Иисуса Христа — Педагога с заглавной буквы. Я не сомневаюсь, что многие из вас читали Евангелия. Для кого-то, несомненно, это настольная книга, руководство к действию. Для других, может быть, просто интересный литературных памятник. Но мне бы хотелось сегодня выразить пожелание, чтобы каждый из ... далее ...
Об Афоне: Язычники на фрескахИскать в Источникеazbyka.ru
... Слова насаждено во всем роде человеческом». До явления Слова во плоти философы открывали и говорили в меру нахождения ими и созерцания Слова, но, так как они не знали всех свойств Слова, Которое есть Христос, то они часто сами себе противоречили. «Все писатели, – говорит св. Иустин, – посредством врожденного им семени Слова, могли видеть истину, но темно... я не потому всеми силами стараюсь быть и на самом деле есть христианин, что учение Платона совершенно различно от Христова, но потому, что не во всем с ним сходно, равно как и учение стоиков, поэтов и историков» ( Апол. 2, 13 ) . Климент Александрийский. Приведу только одну цитату, хотя их можно было бы подобрать немало: «Виновником всякого добра, является Бог, но в одних случаях Он руководит непосредственно, как, например, в Ветхом Завете, а в иных случаях — опосредствованно, как, например, в философии... Она была для эллинов таким же руководителем, каким был Закон для евреев, и приводила их, как детей, ко Христу» (Строматы, I, 5) . Василий Великий. В своей беседе с парадоксальным названием «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений» свт. Василий приводит множество примеров античной мудрости, ... далее ...
Священномученик Алекса?ндр Иерусалимский, епископИскать в Источникеazbyka.ru
... Иерусалимский, епископ Дни памяти: 29 мая 25 декабря Житие Святой священномученик Александр, доблестно подвизавшийся и пострадавший за веру Христову, принадлежал к многочисленным ученикам, которых знаменитейший учитель Церкви III века Климент Александрийский [1] собирал около себя в Александрии, и находился в тесной дружбе с Оригеном [2]. В начале III века святой Александр был сделан епископом во Флавии, в Каппадокии [3]. В гонение Септимия Севера [4] за ревность к вере Христовой он претерпевал заключение в темнице, в которой томился несколько лет. По освобождении из заключения святой возымел желание поклониться святым местам в Иерусалиме [5], где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии, и по ясному небесному откровению избран соправителем престарелого патриарха Иерусалимского Наркисса [6]. В течение целого поколения, 38 лет святой Александр мудро управлял Иерусалимскою церковью [7]. Он был известен своею любовью к просвещению. развернуть Святой священномученик Александр, доблестно подвизавшийся и пострадавший за веру Христову, принадлежал к многочисленным ученикам, которых знаменитейший учитель Церкви III века Климент Александрийский [1] ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Климент Александрийский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"