Ибо Адам некогда не избежал рук Божиих, к которым Отец говорил: «Сотворим человека по образу и подобию нашему» ( ). Посему и в конце руки Его ни от хотения плоти, ни от хотения мужеского, но по воле Отца сделали человека живым, чтобы Адам стал по образуй подобию Божию. Климент Александрийский (А. И. Иваненко, В. Р. Рокитянский, А. М. Шуфрин) Первым значительным представителем византийской богословской традиции, который во многом наметил основные черты и средневекового дискурса, был Климент Александрийский (150–215 гг.). О жизни Климента известно немного. Родился он, по-видимому, в Афинах, которые к тому времени превратились в провинциальный город Римской империи. Судя по его полному имени, Климент родился в семье римских граждан. Климент путешествует по Средиземноморью, изучая и испытывая различные духовные традиции. Его творчество демонстрирует глубокое погружение в философию гнозиса. По сообщению Евсевия, в Александрии Климент становится слушателем лекций христианского «дидаскала» 52 Пантена. Кризис Римской империи приводит к кризису в жизни Климента. Слабеющее государство пытается укрепиться посредством решительной и бескомпромиссной борьбы с неофициальными культами, в которых оно усматривает угрозу своей целостности и авторитету. Император Септимий Север в 202 г. начинает гонения на христиан. Климент оказывается вынужден оставить Александрию и перебраться в провинциальную Кесарию Каппадокийскую (ныне территория центральной Турции). Там он нашел свою кончину. В своих трудах Климент обосновывает необходимость философии для Церкви; он пишет, что Сам Бог даровал философию эллинам как инструмент богопознания. Климент подвергает решительной критике взгляды тех, кто полагает, будто философия – это мирское мудрствование, от которого происходят одни ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

2. Центральное место в сочинениях Климента занимает Слово, Божественный Логос, Сын Божий, как Просветитель, Учитель, Усовершитель и Спаситель рода человеческого. Климент доказывает, что в Христианстве через Сына Божия мы избавляемся от греха и спасаемся. 3. В своем учении о Боге, Климент говорит, что Бог непостижим, что Он «по ту сторону мыслимого». Климент считает, что идея Бога есть самое общее первичное понятие и поэтому не может быть выведено из другого, а потому не подлежит доказательству. 4. То, чего не может человек достигнуть своими средствами, подает ему Бог, открывая Себя чрез Слово. В характеристике Слова у Климента есть одна черта, которую он вводит, пытаясь объяснить, почему Оно может быть предметом познания, тогда как Бог не познаваем: в Слове нет той безусловной простоты, какою характеризуется Отец. Климент колеблется: вполне ли Логос Бог . Он склоняется к тому, чтобы понять Его, как низшего Бога, хотя с Отцом и единого. Как в учении о Боге, так и в учении о Логосе, Климент, к сожалению, находится под влиянием философии Филона. 5. В учении о творении мира, Климент отрицает предсуществование материи и душ, но Библейское повествование о шестидневном творении он считает аллегорией. Мир создан в одно мгновение. Повествование о грехопадении Климент истолковывает аллегорически: змей – чувственность; грехопадение прародителей – преждевременное удовлетворение чувственного инстинкта. 6. В учении о Боговоплощении Клименту присущ тонкий докетизм. Христос, по его мнению, чужд был всех человеческих страстей и тело Его не нуждалось в пище и питии. 7. В эсхатологии Климент отрицает хилиазм. Термин «апокатастасис» Климент употребляет, но не в том смысле, как до него некоторые александрийские гностики, а после него Ориген . Последний понимал под апокатастасисом возвращение к совершенству, которое якобы имели духи (души) до падения в материальные тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

II, VI, 52. Кроме того, в Paed. II, XI, 117 мы находим указание на Str. V, VIII, 55. Древняя манера цитации оставляет вне всякого сомнения, что Климент ал. во всех данных случаях ссылается не на самостоятельное произведение но на части Прошедшее время в первых двух местах и будущее в третьем указывает, что Климент ал. часть написал раньше (Wendland и Heussi)]. [Это подозрение еще более укрепляется, благодаря некоторым другим данным. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что и упоминаются только в позднейших частях (Ср. Str. VII, IV, 22; VI, I, 1). Пытаются в выражениях, которыми начинаются найти указание на две первые части трилогии и возможно, что в утраченной части первой главы первой книги этого сочинения стояло что-либо подобное, но гораздо вероятнее предположить, что Климент ал. ограничился там общими замечаниями относительно значения литературных произведены для возвещения истины, и только с 4 перешел к речи о цели своего труда. Но в 4, где уместнее всего было бы упоминание о и мы не находим ни одного слова, посвященная этим двум произведениям александрийского катехета. Климент ал. характеризует здесь цель своего произведения такими словами: Если мы прочтем эти слова в их связи, то увидим, что задача по отношению к читателям, влиять на которых они предназначены, это – возбудить и т. е., другими словами, выполнить основную цель и Так как Климент ал. ни одним словом ни обмолвился, что составляет задачу и то естественно возникает подозрение, что Климент ал., когда приступал к не только не писал еще и но не имел их еще и в плане. по первоначальному замыслу александрийского катехета, должны были не только ввести читателя в гносис, но возбудить в нем и и В действительности Климент ал. говорит о необходимости, важности строгой нравственности, которая в равной степени необходима и для читателя и для писателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

XIII. Климент Александрийский 1 . Климент происходил от языческих родителей. Его родиной были Афины. В своей юности он много путешествовал с образовательными целями. Своих учителей и наставников в вере он называет пресвитерами, но не в церковно-иерархическом смысле этого слова. Это были просто старцы, представители предшествующих поколений. Из них наибольшее влияние на Климента оказал Пантен. Как хранитель предания Климент стоит ниже святого Иринея, во-первых, потому что он был моложе Иринея, во-вторых, потому что Клименту был совершенно чужд интерес к истории и фактам, которые он всегда стремился разрешить в идеи путем аллегорического истолкования. В Александрию Климент пришел около 180 года. Сначала он был учеником Пантена, потом его сотрудником в деятельности катехета. В 202 году занятия в катехизической школе были прекращены гонением Септимия Севера. Климент бежал из Александрии. В 211 году он находился у своего ученика Александра, епископа Иерусалимского, но с этого времени все следы пребывания Климента на востоке исчезают. В письмах епископа Александра, составленных после 216 года, о Клименте упоминается как уже об умершем. 2 . Сочинения Климента. Первое место между сочинениями Климента занимают «Протрептик», «Педагог» и «Строматы» – сочинения, стоящие в связи между собой. Особенность этих сочинений состоит в том, что Климент говорит в них не от своего лица, а от Лица Логоса. A. В «Протрептике» 27 Климент обращается от Лица Логоса к язычникам. Задача сочинения чисто миссионерская: оно имеет в виду обнаружить перед язычником всю неосновательность его религиозных верований и, доказав ему преимущества христианства, приобрести его для Церкви. Соответственно этой цели Климент подвергает критике оракулы, мистерии, мифологию, жертвы, религиозные доктрины философов и поэтов. В заключение он говорит о преимуществах пророков перед философами. Предполагается, что читатель, убежденный доводами, изложенными в «Протрептике», оставил свои языческие заблуждения и крестился. Но язычник, обращаясь в христианство, не сразу освобождается от своих прежних пороков и страстей: познав истину, он должен еще очистить себя от пороков и страстей под воспитательным водительством Логоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

1954). Лучшие французские переводы представлены в SC. Превосходный по глубине понимания авторского текста полный перевод «Увещевания к язычникам», «Педагога», «Стромат» (без 8-й кн.) и соч. «Кто из богатых спасется?» на нем. язык был сделал Штелином; этот перевод полезен и при работе с критическим изданием Штелина, т. к. позволяет точнее понять, какой смысл Штелин вкладывал в те или иные вводимые им эмендации ( Des Clemens von Alexandreia Schriften. 1934-1938). Переводы сочинений К. А. на рус. язык стали появляться в сер. XIX в. Так, в 1836 г. в ж. «Христианское чтение» был опубликован рассказ об ап. Иоанне Богослове и юноше из соч. «Кто из богатых спасется?» ( Климента пресвитера Александрийского Предание о юноше, который, сделавшись разбойником, обращен был апостолом Иоанном//ХЧ. 1836. Т. 3(60). С. 275-281); в 1846 г. в том же журнале был издан полный перевод этого сочинения ( Климента, пресвитера Александрийского, О том, какой богач спасется?//Там же. 1846. T. 3(99). C. 15-66; без ранее опубликованного рассказа). Отрывки из 2-й и 3-й книг соч. «Педагог» публиковались в киевском ж. «Воскресное чтение» (Педагог, творение Климента Александрийского/Пер.: Н. А. Фаворов//ВЧ. 1850-1851. 14); перевод начальных глав 1-й книги ( Clem. Alex. Paed. I 1. 1 - I V 24. 4) этого сочинения был издан во «Владимирских епархиальных ведомостях» (Педагог Климента Александрийского//Владимирские ЕВ. Неофиц. ч. 1868. 2, 4, 6, 15, 20-22). Переводами сочинений К. А. в 60-х гг. XIX в. занимался игум. Арсений (Иващенко) , опубликовавший в Прибавлениях к «Воронежским епархиальным ведомостям» целиком 1-ю кн. «Стромат» и отрывки из «Увещевания к язычникам» (Отрывок из Увещания к язычникам//Воронежские ЕВ. Приб.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

The Stromata, Chapter 13. Valentinian s Vagaries About the Abolition of Death Refuted - пресвитер Климент Александрийский Гид Главная Гид по порталу С чего начать Древо портала TG бот Viber бот Библиотеки Библия «Отечник» Энциклопедия 5 ступеней веры Церковное право Художественная литература Календарь Календарь Расширение Chrome Молитва Молитвослов Читаем Псалтирь Молимся по часам Богослужение сегодня Азбука певческая Переводы Богослужений Азбука паломника Медиа Трансляция из храма Аудио Видео Фоторассказы Литургия Радио Азбука новостей TG-kahaлы Viber-kahaлы Тематическое Мой путь к Богу Катехизация Вопросы и ответы Опросы Пособия Проповеди Цитаты Св. отцов Суеверие.нет Азбука бессмертия Апокалипсис Форум Азбука искусства Проверь себя Обучающие тесты Фотовикторины Кроссворды Квизы Семья и здоровье Азбука верности Азбука супружества Азбука воспитания Азбука здоровья Азбука садовода Азбука рецептов Азбука веры Православная библиотека пресвитер Климент Александрийский The Stromata Пожертвовать Вход пресвитер Климент Александрийский The Stromata Источник Скачать epub pdf BOOK IV Chapter 1. Order of Contents It will follow, I think, that I should treat of martyrdom, and of who the perfect man is. With these points shall be included what follows in accordance with the demands of the points to be spoken about, and how both bond and free must equally philosophize, whether male or female in sex. And in the sequel, after finishing what is to be said on faith and inquiry, we shall set forth the department of symbols; so that, on cursorily concluding the discourse on ethics, we shall exhibit the advantage which has accrued to the Greeks from the barbarian philosophy. After which sketch, the brief explanation of the Scriptures both against the Greeks and against the Jews will be presented, and whatever points we were unable to embrace in the previous Miscellanies (through having respect necessarily to the multitude of matters), in accordance with the commencement of the poem, purposing to finish them in one commentary. In addition to these points, afterwards on completing the sketch, as far as we can in accordance with what we propose, we must give an account of the physical doctrines of the Greeks and of the barbarians, respecting elementary principles, as far as their opinions have reached us, and argue against the principal views excogitated by the philosophers.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

The Stromata, Chapter 11. Description of the Gnostic s Life - пресвитер Климент Александрийский Гид Главная Гид по порталу С чего начать Древо портала TG бот Viber бот Библиотеки Библия «Отечник» Энциклопедия 5 ступеней веры Церковное право Художественная литература Календарь Календарь Расширение Chrome Молитва Молитвослов Читаем Псалтирь Молимся по часам Богослужение сегодня Азбука певческая Переводы Богослужений Азбука паломника Медиа Трансляция из храма Аудио Видео Фоторассказы Литургия Радио Азбука новостей TG-kahaлы Viber-kahaлы Тематическое Мой путь к Богу Катехизация Вопросы и ответы Опросы Пособия Проповеди Цитаты Св. отцов Суеверие.нет Азбука бессмертия Апокалипсис Форум Азбука искусства Проверь себя Обучающие тесты Фотовикторины Кроссворды Квизы Семья и здоровье Азбука верности Азбука супружества Азбука воспитания Азбука здоровья Азбука садовода Азбука рецептов Азбука веры Православная библиотека пресвитер Климент Александрийский The Stromata Пожертвовать Вход пресвитер Климент Александрийский The Stromata Источник Скачать epub pdf BOOK VII Chapter 1. The Gnostic a True Worshipper of God, and Unjustly Calumniated by Unbelievers as an Atheist It is now time to show the Greeks that the Gnostic alone is truly pious; so that the philosophers, learning of what description the true Christian is, may condemn their own stupidity in rashly and inconsiderately persecuting the [Christian] name, and without reason calling those impious who know the true God. And clearer arguments must be employed, I reckon, with the philosophers, so that they may be able, from the exercise they have already had through their own training, to understand, although they have not yet shown themselves worthy to partake of the power of believing. The prophetic sayings we shall not at present advert to, as we are to avail ourselves of the Scriptures subsequently at the proper places. But we shall point out summarily the points indicated by them, in our delineation of Christianity, so that by taking the Scriptures at once (especially as they do not yet comprehend their utterances), we may not interrupt the continuity of the discourse. But after pointing out the things indicated, proofs shall be shown in abundance to those who have believed.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Пустословие, а также острословие есть дверь к осуждению и клевете, разносительница ложных вестей, сеятельница разногласий, вражды и раздоров. «Вздорные болтуны, – пишет св. Климент Александрийский , – все портят и губят; один язык остается у них цел для нанесения вреда и погибели» (Св. Климент Александрийский . «Педагог», кн. 2-я, гл. 7-я, – См. сборник «Учение отцов правосл. Церкви о христианской вере и жизни», ч. 2, изд. 4-е. М., 1904, стр. 286). «Я видел многих, – говорит св. Амвросий Медиоланский , -впадавших в согрешение чрез свои слова, но почти никого чрез молчание». «От молчания никто никогда но раскаивался», – не раз говорил в своих наставлениях преп. Серафим Саровский . Язык, как только начинает говорить в свое удовольствие, то бежит в речи, как разнузданный конь, и выбалтывает не только хорошее и подобающее, но и нехорошее и зловредное. Почему и Апостол Иаков называет его «неудержимым злом, исполненным яда смертоносного» ( ). Согласно с ним и Соломон еще в древности сказал: «От многословия не избежишь греха» ( ). «Послабляющий узду языка показывает, что он далек от добродетели» (преп. авва Исаия ). Обращая на это внимание, Апостол предупреждает христиан: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает языка своего, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( ). Уменье удерживать язык свой в должных границах (воздержание в слово) есть признак человека волевого, владеющего собою, и, по Апостолу, есть достояние людей мудрых и совершенных: «Кто не согрешит в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» ( ). Христианину надо всячески воздерживаться от сквернословия и избегать слушать гнусные и соблазнительные беседы, чтобы любодейное слово не повело к повреждению и падению души. «Сквернословие, – говорит св. Климент Александрийский , – обнаруживает в говорящем человеке пошлого, грубого, необразованного и наглого, но отнюдь не показывает человека скромного, честного и целомудренного». Христианину не должно говорить ничего неприличного и пошлого. Христианство «осуждает вольность языка, как самое дело, желая уничтожить вторгающееся чрез безнаказанные слова распутство, ибо, дозволяя себе распущенность сладострастного слова, мы тем самым приближаемся к сладострастному бесчестному делу, а быть скромным и воздержным в словах значит сдерживать себя от сладострастия и показывать себя твердым в целомудрии» (св. Климент Александрийский . Педагог. Кн. 2, гл. 10 (О сквернословии) – см. тот же сборник, стр. 287–289).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Аллегорически трактуя Священное Писание, святой Климент Александрийский считает все музыкальные инструменты, с помощью которых псалмопевец призывает хвалить Господа, не более чем метафорой (в основном органов человеческого тела, где кимвал и арфа символизируют язык, цитра – уста и т. п.). Сами же музыкальные инструменты представляются ему «орудиями войны», «воспламенителями желаний», «разнуздыванием страстей и чувственных вожделений». На этом основании он призывает к «изгнанию этих инструментов», которые «приличны более скотам, нежели людям» 593 . Христианам «в качестве инструмента для прославления Бога» он предлагает только «мирное слово» и псалмопение. Но это не означает пение в собственном смысле, так как «искусство, выражающееся в переливах голоса по разным коленам, есть лживое искусство; влияет оно на развитие склонности к жизни бездеятельной и беспорядочной» 594 . Не стоит и говорить, что лирические песни не допускаются. «Нашими песнями должны быть гимны, обращенные к Богу… Мелодии же должны мы выбирать проникнутые бесстрастностью», – считает святой Климент Александрийский 595 . Что касается изобразительного искусства, то оно допускается святым Климентом при определенных ограничениях. А именно в тех случаях, когда оно не связано с «роскошью», в которой святой Климент видит «матерь всякого зла». Было бы лучше и вовсе запретить всякие предметы роскоши, если бы это было возможно. Поэтому святой Климент «хвалит» Платона за проект закона, по которому запрещались «художественные работы из золота и серебра и вообще художественно сработанная домашняя утварь» 596 . Таким образом, святой Климент Александрийский , который часто воспринимается своего рода «либералом», приветствующим все дерзновения человеческого ума и творческих порывов, предстает далеко не столь однозначной фигурой. Его стремление «ограничить» или попросту «запретить» некоторые виды искусства, регламентировать жизнь христиан, включая их питание, одежду и т. д., не может не смущать. Тем более озадачивает апелляция к Платону, причем в тех именно случаях, где великий философ рассуждает с тоталитарных позиций о должном устройстве общества. И, тем не менее, за этим стоит, прежде всего, забота об определенной иерархии ценностей, желание уберечь христианское сообщество от искушений чувственности, привить ему навык самоограничения, аскетическое видение культуры и мира. Отношение к цивилизационному развитию и техническому овладению миром

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В.Я. Саврей Раздел IV. Климент Александрийский: преобразование Александрийской школы в центр философско-богословской науки Лекция 8. Труды Климента Александрийского как ученого и философа Климент Александрийский является одним из немногих авторов раннего, доникейского христианства, привлекавших к себе внимание во все последующие эпохи. В отличие от большинства апологетов, он стремился охватить своими трудами практически все проблемы, актуальные для Церкви в его время, а вместо традиционных до него апологий написал «Увещание к эллинам». В историко-богословских сочинениях Климент определяется как первый церковный ученый, произведения которого «не имеют параллели среди древнехристианской литературы», так как «он первый вполне сознательно поставил перед собой задачу раскрыть и обосновать христианское учение с помощью науки» 44 . Тит Флавий Климент родился в Аттике между 150 и 160 гг. по Р. Х., получил превосходное образование в Афинах и еще юношей примкнул к стоической школе. По всей вероятности, он был посвящен в Элевсинские мистерии, о чем свидетельствуют некоторые коннотации в его текстах. В зрелом возрасте, как он сам пишет о себе, Климент «оставил идолопоклонство» и принял крещение (Педагог, II. 8). Церковный историк Евсевий Кесарийский уточняет, что до этого он изучил все направления греческой философии (Приготовление к Евангелию, II. 2). Сам Климент в своем главном произведении Строматы» Miscellania) рассказывает о том, что изучал философию последовательно под руководством пяти учителей, пока не нашел Пантена, «подобного сицилийской пчеле», который находился в Египте. Вслед за Пантеном Климент формирует образ дидаскала в Александрийской школе – учителя, который наставляет собственным примером не менее, чем словом, и кругозор которого не знает «заповедных» тем. Об уровне образования Климента можно судить уже по тому, что список имен всех цитированных им авторов занимал в издании Фабриция 14 страниц. Однако такое описание было бы неполным: необходимо добавить, что для него в высокой степени характерно соотнесение любого своего высказывания с традицией и, еще более того, стремление сделать традицию основой учебного материала. Энциклопедический кругозор Климента проявлялся не только в обильном цитировании античных авторов, но и в собирании речений – часто анонимных – христианских наставников, которые и составляют его главное произведение под названием «Лоскутный ковер»

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010