Климента Смолятича

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020
Текстология славянской Библии, Глава 2 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... рукописные источники, цитаты являются единственным и незаменимым свидетелем. Наличие цитат из библейской книги, история которой приведена в известность, еще не решает вопроса о происхождении и истории текста, в котором цитаты присутствуют. Но в любом случае этот факт служит сигналом исследователю и позволяет строить текстологические гипотезы. В составе толкового перевода Песни процитирован Лев. 11вижь Ѵ45; бо ха. овогда яко серна, овогда же яко Ѵ25; лень Ѵ45; добь, оба же пазногъть имата роскеплена и отригающи ечю РГБ, ОИДР 171, л. 57 об. Отрывок из этой цитаты есть и в Послании Климента Смолятича: в леѴ45; гытьскых книгах о отрыгании ечь ( Никольский 1892, с. 121 ) . Во всех других славянских текстах книги Левит в этом стихе вместо ечя стоит жьваниѴ25;; именно так, например, в известном Изборнике XIII в. ( РНБ, Q. n. 1. 18, л. 138 об. ) : якоже бо жюющие пищю Ѵ21; тригають; между тем этот сборник находится в тесной связи с Посланием Климента ( Понырко 1992, с. 98 и ел. ) . При том что слово ечя не отмечено в других текстах славянской письменности, это совпадение двух произведений в библейской цитате может служить важным указанием на их близость по ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Палея толковая, Палея толковая - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... С точки зрения установки на рациональную познаваемость мироздания, в древнерусской литературе присутствует целый пласт родственных Палее произведений. Сюда можно отнести «Изборник Святослава 1073 года», «Изборник 1076 года», «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств», «Успенский сборник XII–XIII вв. », а также распространённый на Руси общеславянский памятник «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского (Баранкова и др. –1997. С. 34) . Те же тенденции к интеллектуализму в рамках православия преобладали в подходе к проблемам познания у митрополита Илариона, Климента Смолятича и автора «Моления Даниила Заточника». Эти представители утверждали решающую роль разума, который, опираясь на чувственный опыт, в состоянии постичь истину (Горский–1988. С. 96) . Палея представляет такой тип мировоззрения, которому чуждо неприятие тварного мира. 104 Ср. : «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов» ( Быт. 1: 14 ) . 105 В объяснение ущербности лунных фаз воспроизводится мнение Василия Великого ( ср. : Василий Великий–1900. С. 89 ) . 106 Ср. с ... далее ...
О специфике развития русской литературы XI – ...Искать в ИсточникеИсточник
... како ли луна, како ли звезды, и там и свет, и земля на водах положена, Господи, твоим промыслом! Зверье разноличнии, и птица и рыбы украшено твоим промыслом, Господи! » [120] В этом отрывке из «Поучения» древнерусского князя Владимира Мономаха передан восторг православного человека перед сотворенным Богом мирозданием. Только мысленно и можно объять эту картину – от неба и до земли, от светил и птиц до человека, – но не передать («исповедати») разумом всех чудес творения – видимый вокруг мир. Но это не значит, что разум в этот период бездействует. Наоборот, с его помощью нужно, по словам Климента Смолятича, писателя XII в., «рассматряти… и разумети, яко вся состоатся и съдержатся и поспеваются силою Божиею…» [121] А «разумети» приходится многое, поскольку природа представляет собой загадку. Ее явления, особенно бедствия (засуха, наводнение, землетрясение и т. д.) – воспринимались как проявление воли Творца, наказание за грехи: «Бог наводитъ по грехомъ на куюжду землю гладомъ, или моромъ, ли ведромъ, ли иною казнью, а человекъ не весть ничтоже» [122]. Бедствиям часто предшествовали знамения «въ небеси, или звездах, ли солнци, ли птицами, ли етеромъ чимъ» [123], на которые ... далее ...
История Русской ЦерквиИскать в ИсточникеИсточник
... монастыря. И если первое событие было весьма важно по своему внутреннему смыслу, то последнее еще более важно по своему обширному влиянию на судьбу нашей Церкви, особенно в рассматриваемый нами период. В эти первые сто лет своего существования Киево-Печерская обитель постоянно занимала самое главное место в ряду всех прочих чередовавшихся событий русской церковной истории и находилась в самом цветущем состоянии: почти все великие подвижники, которых жития составляют Киево-Печерский Патерик, жили и действовали именно в то достопамятное время. В истории Киево-Печерского монастыря до избрания Климента Смолятича на престол митрополии русской можно различать три частнейшие отдела: первый, когда монастырь основан, — время до игуменства преподобного Феодосия (1057) ; второй, когда монастырь сделан общежительным и получил внутреннее благоустройство, — время игуменства преподобного Феодосия (1057—1074) ; третий, когда монастырь благоукрасился и достиг внешнего процветания, — время после игуменства преподобного Феодосия (1074—1145) [ 78 ]. IНачало Киево-Печерскому монастырю положил преподобный Антоний. Он родился в городе Любече (местечке нынешней Черниговской губернии) и в ... далее ...
Иерархия смыслов в "Вопрошании" Кирика Новгородца ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Указ. соч. С. 110–111. Прим. 3 (. Климент Смолятич слыл среди современников «античником». Он «творил) т. е. считал (себя философом». Также называли его и современники. Летописец, отражая общее мнение, писал, что это был «книжник и философ») Полное собрание русских летописей. Т. 2. М., 1962. Стб. 340 (. Употреблявшееся по отношению к Клименту Смолятичу звание «философ» связывается некоторыми исследователями с возможным получением им систематического образования в Византии, где он мог познакомится с подлинными произведения античных мыслителей) Гранстрем Е. Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли «философом» Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 25. Л., 1970. С. 20–28 (. Клименту Смолятиу принадлежит «Послание», которое сохранилось в списке XV века. Из «Послания» мы узнаем, что Климент делал заимствования «от Омира) Гомера (и от Аристотеля и от Платона, иже во Елиньскых нырех) т. е. умнейших людях античности (славне беша», то есть излагал в своих писаниях мысли Аристотеля, Платона и Гомера) Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892. С. 104 (. Это вызвало нарекания некоего Фомы. Оппонент митрополита ... далее ...
Святые Древней РусиИскать в ИсточникеИсточник
... считать за манихейство суровый мироотрешенный аскетизм (его мы видим нередко в Сирии) . Если Авраамий читал богумильские книги, то по добросовестному заблуждению, как и большинство православных русских их читателей. В преданности его Церкви не может быть сомнений. Но, может быть, св. Ефрем прав в оценке гонителей своего духовного отца, и перед нами первая в русской истории картина столкновения свободной богословской мысли с обскурантизмом невежественной, хотя и облеченной саном толпы. Конечно, богословская культура Авраамия находит свое объяснение в культурном расцвете Смоленска в эпоху Климента Смолятича и князя Романа Ростиславича (1161 – 1180) . Но направление его интересов было иное. И в этом направлении он предуказывает одно из основных религиозных призваний Руси. Незадачливая в богословии, скоро позабывшая греческую выучку, Древняя Русь из всех богословских тем облюбовала себе одну: эсхатологическую, хотя ее развивала больше в произведениях народной, чем книжной литературы. Как патрон духовного просвещения, Авраамий не стоит обособленным среди русских святых. Рядом с ним всегда вспоминаются имена св. Стефана Пермского Нила Сорского, Дионисия Троицкого, ... далее ...
ИОАНН IV • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... (Михаил) Мстиславич «отрядил» в К-поль посольство во главе с боярином Гюрятой (Георгием) Семковичем, имевшее целью добиться утверждения на митрополичьей кафедре русина Климента Смолятича, избранного в митрополиты Собором рус. епископов еще в 1147 г., но не получившего признания в К-поле. У Олешья в низовьях Днепра Гюрята встретился с И., к-рый в сопровождении посла имп. Вероятно, цель визант. посольства на Русь состояла не только в поставлении на Киевскую кафедру митрополита-грека, но и в заключении политического союза с киевским князем (об обмене посольствами между Киевом и К-полем сообщает под 1165 визант. историк Иоанн Киннам; см. : Бибиков М. В.) Визант. историк Иоанн Киннам о Руси и народах Вост. Европы. М., [1997]. С. 66-67 (. Император прислал «дары многы Ростиславу: оксамиты, и паволокы, и вся узорочь разноличная». Первоначально князь «не хоте… прияти» И. Летописный рассказ обрывается на речи «царева посла» Ростиславу: «Молвить ти цесарь: аще примеши с любовью, благословение от Святыя Софья…») ПСРЛ. Т. 2. Стб. 522 (. Уникальное известие содержится в «Истории российской» В. Н.) Татищева: Ростислав будто бы согласился принять И. лишь с тем условием, что ... далее ...
Летописное сказание о святом апостоле Андрее в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... явно апокрифического рассказа о новгородских банях следует интерпретировать как попытку возвысить Киев над Новгородом. Малышевский полагал, что предание сформировалось на Руси в годы правления киевского князя Всеволода Ярославича ( 1078-1095 ) . Оно косвенно засвидетельствовано в письме императора Михаила VII Дуки, на него указывает и появление именно в это время на Руси первых храмов в честь святого Андрея (в 1086 году в Киеве и в 1089 году в Переславле) . Однако, по мнению Малышевского, литературное оформление это предание получило лишь в XII веке в годы правления митрополита Климента Смолятича ( 1147-1155 ) при великом князе Изяславе Мстиславиче, когда мысль об апостольском предызбрании Киева служила обоснованием прав Киевской митрополии на независимое от Константинополя бытие. При этом Малышевский специально подчеркивает, что предание не могло быть внесено в летопись позднее середины XII века, так как оно сохранилось практически во всех изводах начальной летописи (кроме Новгородского) . Вполне очевидно, что сказание попало в отечественные хроники еще тогда, когда «продолжалась Киевская летопись как общая летопись всей Руси, когда летописание наше еще не ... далее ...
Удельный период. Роль Русской Церкви / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... епископата. (В старину такой принцип действовал не только среди иерархов, но и на приходах – приходские священники избирались, епископ только утверждал волю мирян, прихожан) . Опираясь на этот принцип, в 1147 году делается попытка избрать своего епископа независимо от Константинополя. Если при Ярославе Мудром все 8 епископов были едины, никто не возражал против предложения великого князя избрать митрополитом Илариона, его бывшего духовника и основателя Печерской лавры (слишком высок был авторитет Ярослава) , то в данном случае единодушия не было. Князь Изяслав предложил избрать епископом Климента Смолятича, именитого иерарха из Смоленска, известного богослова, довольно авторитетного проповедника среди русского духовенства. 6 епископов поддержали князя, а трое – епископ Черниговский Никифор (тоже авторитетный богослов) , епископы Полоцкий и Смоленский не согласились с его предложением. Несмотря на их возражения, Климент Смолятич был избран. Чтобы глубже осмыслить значение этого раскола в епископате, нужно вспомнить об умершем в 1147 году митрополите Михаиле. Грек по национальности, он долго жил в России, был связан с Русской Церковью, несколько раз сыграл выдающуюся роль ... далее ...
Россия — Украина — Белоруссия: единое духовное ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... в орбиту ее влияния. «При начале всякого народа, всякой национальности — писал Ф. М. Достоевский — идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и созидала ее» ². Для народов Святой Руси такой идеей стало Православие. В течение веков Русская Церковь прошла через многие испытания, сохранив свое единство. Во времена княжеских междоусобиц Церковь примиряла враждующие стороны. Самым сложным временем этого периода для церковного единства стала, пожалуй, середина XII столетия, когда великий князь Изяслав Мстиславович организовал в Киеве поставление митрополита Климента Смолятича без согласования с Константинопольским Патриархом, что фактически означало провозглашение Русью церковной независимости и самовольное отделение ее от Церкви-матери. Сепаратистские настроения Киевского князя повлияли и на князя Северо-Восточной Руси Андрея Боголюбского, который высказал Константинопольскому Патриарху просьбу предоставить для него отдельного митрополита. Однако именно Константинопольская Церковь отстояла единство Русской митрополии в XII веке. Патриарх Лука Хрисоверг в старый титул Киевских митрополитов добавил слово «всея» — τῆς πάσης Ῥωσίας — «всея ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Климента Смолятича
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера