Знакомство со скитом вызвало у Зедергольма ощущение, что в этом месте он будет жить до смерти. Тем не менее он провел еще немало лет в миру, оставаясь под духовным руководством старца Макария, периодически приезжая к нему и поддерживая переписку. Был домашним учителем у детей Е. Е. Жуковской, вдовы В. А. Жуковского , с 1853 г.- у Киреевских, давал уроки рус. и нем. языков, истории, географии, арифметики. В 1858 г. Зедергольм был причислен к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, с 1860 г. служил чиновником особых поручений при обер-прокуроре гр. А. П. Толстом , ставшем его другом и покровителем. Получил чин коллежского асессора. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. по поручению Толстого подготовил ряд докладных записок, текст к-рых согласовывал со старцем Макарием, а иногда и с митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) : о необходимости противодействовать старообрядцам, против расширения их прав; о том, что желательно не спешить с переводом Свящ. Писания на рус. язык и запросить мнение вост. патриархов по этому вопросу; о важности ради церковного единства поддерживать К-польскую Церковь в условиях давления на нее со стороны османского правительства и болгар; о необходимости добиваться примирения сторон греко-болг. церковного спора, против резкого осуждения греч. духовенства болгарами. Принял участие в разработке устава Русско-греческого об-ва, призванного популяризировать греч. духовную и светскую лит-ру в России, а русскую - в Греции (об-во так и не было создано). Участвовал в публицистической полемике. Составил критический ответ М. Н. Каткову на его записку в защиту болгар, «возражение» А. И. Герцену на его письмо имп. Марии Александровне, где тот критиковал систему воспитания наследников престола. Подготовил записку «Об опасностях, угрожающих Православной Церкви в России», в к-рой сравнивал ситуацию в царствование Николая I и Александра II. Делал вывод не в пользу совр. царствования, т. к. это время отличалось менее твердой политикой по отношению к неправославным, в печати царило вольномыслие, распространялось равнодушие к вере. Для автора записки было характерно представлять Николая I образцом строгого монарха.

http://pravenc.ru/text/1841359.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ [греч. Δωρθεος τς Γζης; Дорофей Палестинский; авва Дорофей] († кон. VI в.), прп. (пам. 5 июня), подвижник, аскетический писатель, основатель и игумен мон-ря, располагавшегося недалеко от г. Газы , одного из важнейших монашеских центров в Палестине. Хотя издревле Д. Г. был известен как преподобный (σιος), в древних греч. Минеях и Синаксарях, так же как и в лат. мартирологах, его литургическое почитание не было зафиксировано. А. И. Пападопуло-Керамевс в соч. «Иерусалимская библиотека» упоминает греч. службу Дорофею, к-рая сохранилась в рукописи XIX в., написанной в Саввы Освященного лавре ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1891. Σ. 363). Жизнь Непосредственными источниками сведений о жизни Д. Г. служат его сочинения, Житие прп. Досифея, ученика Д. Г., окончательный вариант к-рого был создан не ранее кон. VI в., а также «Ответы» его духовных наставников прп. Варсонофия и Иоанна (см. ст. Варсонофий Великий ). Адресация большей части «Ответов», обращенных к Д. Г. (Отв. 249-335/Ep. 252-338; таблицу соответствия разных изданий «Ответов» см.: ИАБ. С. 230-232), устанавливается согласно примечанию, сохранившемуся в рукописи Ath. Iver. 1307: «Знак, что блаженный авва Дорофей начал вопрошать», а для 5 предшествующих (Отв. 244-248/Ep. 247-251) - на основании того, что в нек-рых рукописях они, как и следующие за ними, были адресованы тому же лицу. Неизвестный собиратель сочинений Д. Г., живший в VII в., не составил его пространное Житие, по-видимому, из-за того, что не располагал достаточными данными (ср.: Послание к брату. С. 16-17/Ep. ad fratrem. 4). Сведения из Acta Sanctorum (ActaSS. Iun. T. 1. P. 591-613) вторичны по отношению к этим источникам. Долгое время исследователи излагали различные гипотезы о времени жизни Д. Г., предлагая датировки от V до VII в. Иером. Климент (Зедергольм) в краткой заметке, предваряющей рус. перевод сочинений Д. Г., исходя из неправильной датировки затвора прп. Варсонофия Великого (см.: ПЭ. Т. 6. C. 686), предположил, «что преподобный Дорофей жил в конце VI и начале VII в.» (Душеполезные поучения. М., 2001. С. 5). Архиеп. Филарет (Гумилевский) относил время кончины Д. Г. к 620 г. ( Филарет (Гумилевский). Учение. Т. 3. С. 157). Однако в нач. XX в. франц. патролог С. Веле, сравнив данные, содержащиеся в творениях Д. Г., со свидетельствами Евагрия Схоластика ( Evagr. Schol. Hist. eccl. 17. 22//PG. 147. Col. 273), блж. Иоанна Мосха ( Ioan. Moschus. Prat. spirit. 166//PG. 87. Col. 3033) и одной из редакций лат. Жития прп. Варсонофия, установил наиболее вероятную хронологию, согласно к-рой Д. Г. родился в нач. VI в., основал мон-рь после 540 г. и умер между 560 и 580 гг. Предлагались также и более ранние датировки кончины святого (550-560; см.: Scouteris. 2000. P. 33).

http://pravenc.ru/text/180299.html

Между такими посетителями немало было по своему уму, образованию и положению в свете особ очень важных. Так, нередко посещал старца Макария благочестивый граф Александр Петрович Толстой, бывший обер-прокурор Св. Синода, и служивший при нем чиновником особых поручений Константин Карлович Зедергольм (впоследствии иеромонах Оптинского скита о. Климент); сенатор Петр Иванович Соломон с семейством; известный писатель-философ Иван Васильевич Киреевский , который направил к старцу Макарию другого известного писателя, Николая Васильевича Гоголя. В первый свой приезд в Оптину Пустынь, в летнее время, Гоголь, по рассказу оптинского старожила, бывшего настоятеля Оптиной обители архимандрита Досифея 108 , прожил на монастырской гостинице недели три. Во все это время он ежедневно посещал старца и подолгу с ним беседовал. Со своей стороны, и старец, посещая почти ежедневно в послеобеденное время гостиницы, заходил в номер, в котором помещался Гоголь. Также достоверно известно, что батюшка о. Макарий с христианской точки зрения не одобрял его светскую литературную деятельность и советовал ему оставить писательство в этом роде и начать новую жизнь во Христе, по заповедям евангельским. И Гоголь во всем согласился, приняв близко к сердцу наставления старца Макария. Во время пребывания сего почтенного гостя в Оптиной Пустыни предложено было ему, между прочим, конечно, с благословения старца Макария, прочитать книгу св. Иоанна Лествичника . Прочитавши оную, Гоголь высказал о ней так: «Какая глубокая психология!» Слышно было, что по возвращении его из Оптиной в Москву душевное его настроение совершенно изменилось. Он уже не только перестал писать в смехотворном тоне, но и сожалел о том, что прежде им было написано, и даже выражал желание, если бы можно было, уничтожить все свои светские литературные произведения. Но за такой поворот Гоголя в его воззрении на жизнь умные миролюбцы провозгласили его тронувшимся в уме. А так как привлек его к старцу Макарию Иван Васильевич Киреевский, то и к Киреевскому те же умные люди отнеслись неблагосклонно. После того Гоголь еще раза два приезжал в Оптину к батюшке о. Макарию и во время своего пребывания на монастырской гостинице усердно посещал церковные службы в скиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Разделы портала «Азбука веры» Вступление Задача настоящего труда «Если хотите узнать основательно дух христианства, — говорил И. В. Киреевский, — то необходимо познакомиться с монашеством; а в этом случае лучше Оптиной пустыни (где введено старчество) трудно найти» ( Леонтьев К. Н. , О. Климент Зедергольм , Москва, 1882, стр. 4). Это замечание светского писателя о сущности христианского подвижничества, обстоятельно развитое, художественно и правдиво выраженное Ф. М. Достоевским (в романе «Братья Карамазовы»), вполне справедливо. Монашество есть лучший цвет христианства, «идеализм христианства», отображение Евангельской жизни. «Свет монахам, — говорит преподобный Иоанн Лествичник , — Ангелы, а свет для мирских — монашеское житие» (26 сл. и 31). Но цвет самого цвета христианства, лучшее выражение монашества — это старчество. Что такое старчество, в чем его сущность — эти вопросы возобновились в нашей духовной литературе лишь в последнее время. Всероссийское значение и молва об оптинских старцах: Леониде, Макарии и Амвросии — способствовали ознакомлению русского общества с этим особым устроением монашеской жизни. Жаждущий духовного совета русский народ издалека, в большом количестве, самого разнообразного общественного положения и умственного развития, начиная с мужика, мещанина и кончая столичным чиновником, сановником, устремлялись к старцам в Козельскую Оптину пустынь. Письма с духовными запросами и с ответными словами одобрения, совета и утешения во множестве приносились и разносились оттуда. У старцев в Оптиной пустыни побывали и известные наши писатели; Я. В. Гоголь, И. В. Киреевский (там и похоронен в 1856 г.), Ф. М. Достоевский, под впечатлением продолжительных бесед со старцем Амвросием в 1877 году и написавший свой роман «Братья Карамазовы», К. Леонтьев и ныне здравствующие Л. Н. Толстой и Вл. С. Соловьев (Душеполезное чтение, 1898 г., кн. 1 и др.). Зная хорошо свой народ и его духовные потребности, один из этих писателей, Ф. М. Достоевский писал между прочим следующее: «Для смиренной души русского простолюдина, измученной трудом и горем, а главное всегдашней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему». Народу без этой веры было бы тяжело жить.

http://azbyka.ru/starchestvo

Судьбы России Раб Божий огородник Авраамий По образу древних. Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни Пролог 1. «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи…» 2. Азбука монашеской жизни 3. Дом Иоанна Предтечи 4. По образу древних 5. «Иже Крестом ограждаеми» 6. Подвиг старчества 7. «Блажени чистии сердцем» 8. «Монашества непоколебимии столпи» 9. Отец Климент (Зедергольм) 10. Тихие подвижники 11. Подвижник смиренного духа 12. «Блажен, кто крест здесь понесет в терпении» 13. Иеромонах Даниил 14. Схиигумен Феодосий 15. «Ищите во всем великого смысла» Эпилог Монастырский пасечник Дар Пречистой Девы Приутружденный старец Вассиан Подвижник на покое Архимандрит Мелхиседек За дверью гроба Отец Карп слеп, но видит свет Строгий инок Иеросхимонах Флавиан, оптинский казначей Оптинские подвижницы Кажущаяся малость Ревнитель иноческих добродетелей Архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий (Половцев) Взыскатель спасительной истины Иеросхимонах Иоанн (Малиновский) Варлаам – сын Божий Супруги Киреевские в их отношении к Оптиной Пустыни «Поеду домой» Чистое зеркало молитвы В душевную пользу всей братии Ключарёвская история Благословение блаженного Лаврентия Кошки и соловьи Послушник Царицы Небесной Преподобный оптинский старец Иосиф (Литовкин) 1. Тихий и светлый 2. «Иди в Оптину к старцам!» 3. Как начиналась жизнь старца Крестьянин Иов К. Р. в Оптиной Пустыни в 1887 году Милые Прыски 1. Отец святых мучеников 2. Мечта о русской деревне 3. Летняя жизнь. Святые обители 4. Матушка Евфросиния. Дела благотворения 5. Осень Остатки рая Непоколебимый столп монашества Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий Добрый, светлый и веселый… «Скончався вмале…» Кот старца Нектария На святом порожке Владыка-пустынник Епископ Трифон (Туркестанов) в Скиту Оптиной Пустыни Тайна монаха Климента Писатель и философ Константин Николаевич Леонтьев в Оптиной Пустыни Владыка оптинского духа Оптинские связи епископа Михея (Алексеева) (1851–1931) Жизнь и труды иеромонаха Алексия Оптинский исповедник диакон Кирилл (Зленко) Схиигумен Павел (Драчёв) Матушка Житие схимонахини Сепфоры Клыковской (память 30 апреля/13 мая) «Течение скончах, веру соблюдох…». Оптинские новомученики. Иеромонах Василий Инок Ферапонт Инок Трофим Чудеса Примечания Полный текст Раб Божий огородник Авраамий

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

До недавнего времени русскому читателю было доступно только одно сравнительно информативное и достоверное описание жизни и трудов преподобного Никодима Святогорца : Климент (Зедергольм) , иером. О жизни и трудах Никодима Святогорца. СПб., 1998. Позднее была переведена на русский язык пространная биография, написанная известным писателем-афонитом: Феоклит Дионисиатский, мон. Преподобный Никодим Святогорец . Житие и труды/Пер. с греч. и примеч. О.А. Родионова. М., 2005. К сожалению, в этом труде содержатся многочисленные неточности (их был призван частично компенсировать аппарат примечаний, отличающий русское издание), а кроме того, большое место занимают рассуждения автора – подчас в ущерб информативности. Тем не менее это наиболее широко распространенное в греческом мире жизнеописание святого, откуда на протяжении десятилетий черпают сведения о нем другие исследователи его творчества. Информацию о жизни и издательской деятельности святого Никодима русский читатель может также почерпнуть из книги: Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке: Косма Этолийский и Никодим Святогорец . М., 2008 (см., особенно, с. 16–24, 96–118). Житие преподобного Никодима, составленное его собратом – иеромонахом Евфимием Ставрудасом, доселе не издано в русском переводе (греч. издание текста этого Жития, а также Краткого жития, написанного сподвижником преподобного Никодима монахом Онуфрием Ивиритом: Νικοδημο πιλαλη (εκδ.). О πоωτοτνπο Вιο τον Αγοειτον (1749–1809). O ποωτοτνποι Bιoι τον Aγιου, ητοι Ενθνμον «Στανονδα» και οναχον Oνουφιον Ιβηιτου/Кιτικο κεμενo, εισαγωγη, σχολια, σημειωσει. Αγιον Оос – Αθηνα, 2007). Из других значимых описаний жизни и творений преподобного Никодима заслуживают упоминания следующие: Citterio Е. Nicodemo Agiorita//La theologie byzantine et sa tradition (XIII–XIXs.). Turnhout, 2002. P. 907–978; Georges Marnellos, archipretre. Saint Nicodeme l’Hagiorite (1749–1809) maitre et pedagogue de la Nation Grecque et de l " Eglise Orthodoxe. Θεσαλονικη, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество ИОАСАФ (Медведев Иоанн (?); 1680-1765), иером., строитель Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря, основатель брянского пустынножительства ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре КЛИМЕНТ (Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия - Константин Карлович; 1830-1878), иером., переводчик, писатель ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Сушкин Михаил Иванович; 1820-1889), схиархим., игум. (1875-1889) Русского великомученика Пантелеимона монастыря МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121800_4.html

Основным занятием А. в скиту стал лит. труд. Еще при жизни старца Амвросия и по его благословению А. составил житие Троекуровского затворника Илариона , признанное лучшим и самым полным. В 1879 г. А. вместе с одним монахом переписал для прп. Амвросия «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» , присланные старцу казначеей Спасо-Влахернского мон-ря Леонидой (Фризель). Высказано предположение, что А. был автором основной части 6-го («дополнительного») рассказа (Пентковский А. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника»//Символ. П., 1992. 27. Июль. С. 137-166 и прим. на с. 156). А. пробовал силы и в духовной поэзии. Ровно через год после приезда в скит им было написано стихотворение «Злоумный разбойник» (РГБ. Ф. 213. Карт. 53. 14) о разбойнике, распятом ошую (с левой стороны) Спасителя. Вскоре после того как А. поселился на покое в скиту, ему было поручено составление жизнеописания старца Амвросия, к-рое он закончил в 1900 г. Под руководством А. иером. Никон (Беляев) и др. оптинские монахи составляли краткие жизнеописания всех похороненных на скитском кладбище (Неизвестная Оптина. СПб., 1998). В нач. XX в. А. трудился и над др. изданиями. В 1906 г. вышло его переложение на рус. язык первой аскетической книги, изданной в 1847 г. Оптиной пуст.,- «Житие Молдавского старца Паисия Величковского». А. также существенно переработал и дополнил составленное в 1876 г. иером. Климентом (Зедергольмом) «Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (изд. Шамординской обителью в 1917, в 1994 репринтно переизд. Оптиной пуст. без указания авторства). В марте 1904 г. Калужская консистория обратилась к настоятелю Оптиной пуст. игум. Ксенофонту с предписанием получить ответ от А., «позволят ли его физические силы и есть ли желание быть назначенным для несения пастырского служения в лазаретах и госпиталях на театре военных действий». Но для этой миссии А. был слишком слаб. После неск. лет жизни в скиту он перешел на жительство в монастырскую больницу. В 1914 г. вместе с иером. Анатолием (Потаповым) был приглашен в Москву для келейного увещания афонских монахов- имяславцев , но из-за болезни не поехал. Ранее, в мае 1913 г., вместе со всей братией обители согласился с решением Святейшего Синода, резко осудившим имяславие.

http://pravenc.ru/text/63136.html

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Письма Старцу Письма Старца Письмо управляющего канцелярией Св. Синода П. И. Соломона к о. Илариону:Преподобнейшему и достоуважаемому в иеромонахах и духовных отцах Господину Илариону грузину, на Святую Гору Афонскую, в скит Малой Святой Анны.Честнейший и любезнейший мне Господине Иларионе! Достоуважаемый архимандрит священного монастыря Костамонита, господин Симеон, доставил мне вожделенное письмо Вашего преподобия, и я с великою радостью поцеловал подпись десницы Вашей и весьма обрадовался, что здравствуете. От всего сердца благодарю Ваше Преподобие, что не забыли меня, недостойного Вашего воспоминания. Да будет известно Вам, что всякое слово Ваше есть приказание мне, и я с удовольствием сделаю все, чем могу помочь господину Симеону. Пользуюсь этим обстоятельством, дабы уведомить любовь Вашу, что в 1860 году, Вашими святыми молитвами, я поклонился Святому Гробу, и в различных обстоятельствах удивительно преуспевал, заступлением и милостию Божиею, и счастливо возвратился в Россию. Здесь же поразила меня безмерная и невыразимая печаль: в мое отсутствие скончался знаменитый духов ник и старец мой - преподобный Макарий (Оптинский). Но не оставил нас Господь до конца: почивший оставил достойного наследника духовнических дарований своих - отца Амвросия, который есть духовный руководитель меня грешного. Должен признать, святый отче, слабость свою, что хотя я и не забываю мудрых советов и наставлений Вашего преподобия, однако, по лености моей, часто их преступаю. Прошу Ваше Преподобие простить меня и помолиться за меня и за супругу мою, которая нездорова, и своею болезнью причиняет мне великую печаль и беспокойство. Еще прошу Вашего Преподобия не прерывать молитв Ваших за Государя нашего и за Россию. По несчастию, в наше отечество проникают идеи Запада и протестантов, которые покоряют некоторую часть - не знаю насколь великую - православных соотечественников моих. Какие же будут плоды сих идей для Церкви и государства, не ведает ни один христианин. Спутник мой, Константин (будущий Оптинский иеромонах Климент Зедергольм), вошел в прекрасную пристань: за шесть месяцев до сего удалился в монастырь, и теперь проводит жизнь свою у ног отца Амвросия.

http://isihazm.ru/?id=1434

Состоялась презентация книги «Летопись скита Оптиной пустыни» 2 ноября 2022 г. 15:29 30 октября 2022 года во  Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь прошла презентация книги, подготовленной издательством обители, — «Летопись скита Оптиной пустыни». Встречу открыл наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф , отметивший, что новое издание представляет собой тщательно выверенный, прошедший многократную сверку с рукописными текстами источник, уникальное документальное свидетельство о жизни скитского братства. Эта книга, по словам владыки Иосифа, может послужить проводником в сокровенный мир монашеской традиции, в духовную сокровищницу, хранительницей которой является Православная Церковь. Встречу продолжил иеродиакон Нектарий, возглавляющий издательский отдел Оптиной пустыни. По его словам, одной из важнейших проблем современного русского общественного самосознания является разрыв с тысячелетней православной традицией, основой и корневой системой русской духовности. Русский человек не может всецело наполнить свою жизнь идеалами обогащения и потребления, являющимися приоритетными в западной цивилизации, он нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении своей истории и культуры, ее места в мировой истории с точки зрения православных ценностей. Вот почему в настоящее время особое значение приобретает прикосновение к монашеской культуре, драгоценному культурному пласту, и монастырские летописи — это те самые истоки, обращение к которым просто необходимо. Именно летопись, от лица одного из его членов описывающая внутреннюю жизнь братства день за днем, позволяет наиболее полно ощутить биение пульса этой жизни. Отец Нектарий передал слово научному редактору издательства Оптиной пустыни Н.А. Шибзуховой, которая рассказала присутствующим о Летописи скита и о работе над этим изданием. Н.А. Шибзухова назвала всех летописцев, в частности, самых известных, в числе которых старец Макарий (Иванов), архимандрит Леонид (Кавелин), иеромонах Климент (Зедергольм), старец Варсонофий (Плиханков). Были зачитаны цитаты из Летописи.

http://patriarchia.ru/db/text/5973272.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010