митрополит Климент (Капалин) Аннотация. В ноябре 1842 года иеромонах Феофан (Говоров) был назначен на должность инспектора Новгородской семинарии. Новгородская семинария была одним из старейших учебных заведений Русской Церкви, начало которой было положено в 1706 году. Она имела богатейший библиотечный фонд, что способствовало приобретению студентами навыков работы с книгами. Являясь инспектором, святитель Феофан осуществлял наблюдение за учебно-воспитательным процессом семинарии. Главным его принципом было раскрытие перед студентами глубины православного учения и добродетельной жизни на основе учений отцов Церкви. Не только во время лекций, но и вне занятий он учил юношей постоянному памятованию о Боге, умеренности в отношении к материальным потребностям и труду. В 1843 году в журнале «Маяк» была опубликована первая статья святителя Феофана, и с этого времени начались многолетние отношения с издателем журнала С.О. Бурачек. После окончания Киевской духовной академии иеромонах Феофан (Говоров) был назначен на должность руководителя и учителя Киево-Софийских духовных училищ 114–124]. Пребывание иеромонаха Феофана в Киеве и духовное укрепление у его древних святынь было непродолжительным. Менее чем через полтора года он был переведен в Новгородскую духовную семинарию. На заседании святейшего синода 13 ноября 1842 года обер-прокурор граф Н.А. Протасов назвал имена двух кандидатов на вакантную должность инспектора Новгородской семинарии, представленных митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Амфитеатровым) из числа наставников духовных школ, подведомственных Киевской духовной академии. Помимо смотрителя Киево-Софийских училищ иеромонаха Феофана предлагался также профессор Полтавской семинарии иеромонах Феодосий (Шаповаленко 1 1–2 об.]. Из этих двух кандидатов 27 ноября того же года инспектором Новгородской семинарии был утвержден иеромонах Феофан 3–3 об.], а 7 декабря состоялось его назначение, причем вместе с инспекторской должностью он получил место профессора психологии и логики 12–14; 31, 3; 23, 423].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация. В статье рассматривается интертекстуальность в произведениях святителя Феофана, Затворника Вышенского . Приводятся этапы знакомства святого со святоотеческой письменностью, делается анализ формирования его богословских и аскетических взглядов, влияние на них святых отцов Церкви, приемы его отсылок и пересказов Священного Писания . Разбираются методы интерпретации текстов святителем, особенно выделяется, что в его произведениях интерес представляют две концепции интертекстуальности: художественно-эстетическая и научно-познавательная. Дается характеристика интертекстуальных приемов в его проповедях, полемических произведениях и письмах. Термин «интертекстуальность» был введен сравнительно недавно: в 1967 г. француженкой болгарского происхождения Юлией Стояновой Кристевой, развившей идеи русского философа, литературоведа и теоретика культуры Михаила Михайловича Бахтина. Он первым исследовал явление прямой или скрытой переклички авторских слов с другими текстами, существовавшими ранее или бытующими параллельно с их созданием. С этого началось установление принципов и механизмов более полного понимания смысла текста – «разгерметизации» его путем изучения его связей с другими текстами и социокультурным контекстом его написания. Этим занимаются искусствоведы, лингвостилистики, семиотики и другие специалисты. Представляя последнюю область науки, Ю. Кристеваи ее последователи рассматривают вообще каждый текст как интертекст. В этом состоит широкий подход к понятию интертекстуальности, в свете которого все наследие святителя Феофана можно рассматривать как выражение православного мировоззрения и святоотеческого учения по различным вопросам духовной жизни, а также актуальным для его времени проблемам в церковной, общественной, политической и других сферах. Однако, признавая широкий подход недостаточно точными продуктивным для научного анализа, Валерия Евгеньевна Чернявская и ряд других отечественных исследователей понимают под интертекстуальностью диалогическую соотнесенность не всех вообще, а лишь определенных текстов или их типов В этом узком смысле интертекстуальность трудов святителя Феофана проявляется:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация. В статье рассматриваются отношения святителя Феофана со Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне. Духовная жизнь и аскетическое наследие Святой Горы привлекали святителя Феофана со времени его служения в Иерусалиме. В то время у него было желание посетить Афон и изучить имеющиеся там древние рукописи и познакомиться с аскетической практикой. Но, несмотря на наличие желания, Святую Гору он не посещал. Активные отношения с монахами Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне начались у святителя Феофана после его ухода на покой. Он вел переписку с монахами монастыря по издательской деятельности, обсуждал вопросы духовной жизни, указывал им на допускаемые ошибки. Из монастыря присылали ему рукописи аскетических трудов для перевода и издания. Итогом сложившихся доверительных отношений можно считать передачу Святителем Свято-Пантелеимонову монастырю прав назидание его произведений. Когда говорят о месте полуострова Афон в жизни святителя Феофана, почти всегда подразумевают Афонский Русский Пантелеимонов монастырь. Эта обитель и Вышенский подвижник многие годы тесно сотрудничали и активно общались, так что степень их влияния на жизнь друг друга трудно переоценить. Святитель Феофан способствовал укреплению связей монастыря с Россией, содействовал развитию его книгопечатания, был основным автором издаваемой монастырем литературы на протяжении долгих лет. Со своей стороны монастырская братия доставляла епископу-аскету редкие рукописи для его писательской деятельности, осуществляла подготовку его книг к печати и издавала их, молитвенно поддерживала святителя в его скорбях и болезнях и – что немаловажно для современных исследователей – до наших дней сохранила в стенах своей обители его рукописный архив. Данное сотрудничество могло начаться еще в начале 1850-х, когда святитель Феофан находился на Ближнем Востоке в составе первой Русской духовной миссии в Иерусалиме. Путешествуя по монастырям Палестины, Египта и Синая, он занимался поиском рукописей древних подвижников для их изучения и перевода. Уже тогда он задумал посетить Святую Гору: «Намереваюсь попроситься на Афон, – делился он своими планами, – и собрать все, что есть там аскетического. Тем кончатся мои занятия, а после того я совершенно бесполезен на Востоке, ибо к другому чему не лежит душа моя».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация . Пятый том «Летописи» освещает десятилетний период (1879–1888) из почти двадцати восьми лет, проведенных святителем Феофаном в Вышенской пустыни, а с 1873 –в полном затворе. Как и предыдущий IV том, сюда включены главным образом материалы частной переписки, дополненные мемуарами и другими документами, содержащими сведения о жизни святителя, а также представлена полная библиография его литературно-духовных творений за указанные годы. Основными источниками настоящего тома послужили периодические издания, публиковавшие письма святителя Феофана и воспоминания о нем и его окружении. Вошли в него и новые, впервые публикуемые материалы, выявленные в отечественных и зарубежных архивах, например, обширная переписка с издателями из архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (АРПМА), а также массив корреспонденции, адресованной семейству Бурачок из отдела рукописей института Мировой литературы Российской академии наук (РО ИРЛИ РАН). Метод летописного изложения материала позволяет уточнить представление о значимых для святителя событиях и общем течении его жизни, атрибутировать его корреспондентов этого периода. Внутренний подвиг святителя остается сокровенным, однако читателю пятого тома «Летописи» открывается немало сведений о распорядке его жизни и деятельности и состоянии его здоровья. Для более полного представления об окружении святителя и обстоятельствах, в которых он пребывал, в «Летописи» помещены, например, архивные «Ведомости о настоятеле и монашествующих Шацкой Успенской Вышенской общежительной мужской пустыни Тамбовской епархии за 1888 год». Особую ценность этого документу придают известия о насельниках обители и о состоянии архитектурного ее ансамбля, относящиеся ко времени жизни святителя. На страницах пятого тома «Летописи» с новыми подробностями представлены литературно-издательская, миссионерская и душепопечительская деятельность святителя Феофана. Публикуемая впервые переписка с издательством Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря позволяет воссоздать творческую историю и путь к читателям русского перевода «Добротолюбия», толкований посланий апостола Павла и 118 псалма, написание «Евангельской истории», полемических и многих других его произведений. Также читатель может узнать о его богословских предпочтениях 1 и методах толкования 2 . Как и в предшествующих томах, в конце каждого года помещена полная библиография опубликованных произведений святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Митрополит Калужский и Боровский Климент: " Православные издатели должны быть более критичны к выбору выпускаемых книг " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_97745.html 06 ноября 2012 Пелагея Тюренкова Митрополит Калужский и Боровский Климент: " Православные издатели должны быть более критичны к выбору выпускаемых книг " Источник:  http://www.taday.ru/text/1892484.html Татьянин день Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) рассказал " Татьянину Дню " об актуальных проблемах православного книгоиздания и практической деятельности возглавляемой им церковной структуры. Мне нравится 16 октября состоялось итоговое заседание членов нынешнего состава Издательского Совета Русской Церкви. Что сделано за 3 года, в течение которых существует Издатсовет? История Издательского Совета уходит корнями в середину сороковых годов XX века, когда был создан Издательский отдел Московского Патриархата. В этом синодальном учреждении трудились Святейший Патриарх Сергий, митрополит Николай (Ярошевич), митрополит Никодим (Ротов), митрополит Питирим (Нечаев) и другие видные церковные деятели. Главной задачей в то время был поиск возможностей что-то напечатать. В Советском Союзе религиозная литература была запрещенной, даже Церковь не могла напечатать то, что ей было нужно. За сорок с лишним лет два раза печатали Библию, Новый Завет, молитвословы, издано было ряд наименований богослужебной литературы и настольная книга, 12 раз в год выходил Журнал Московской Патриархии, ежегодно издавали церковные календари и Богословские труды. И все. Больше ничего не издавалось, а все перечисленное было отпечатано ограниченным тиражом. Людям духовной и богослужебной литературы не хватало, была острая нужда в молитвословах, акафистах, которые являются особо любимой формой молитвы у нашего народа. Тогда был распространен способ размножения всего этого на печатной машинке под копирку. За раз печатали по 6-7 листов, так что последнюю копию трудно было читать. Кроме того, когда печатали на машинке, то допускали не только опечатки, но порой механически меняли слова или даже их пропускали. В 90-е года, когда появилась возможность издавать духовную литературу, и этим стали заниматься частные издательства, то много стало выходить книг, набранных с машинописного текста, особенно это касается акафистов и разных молитвословий, и при издании в них были перенесены все ошибки, которые имелись в машинописном варианте. Видя эту проблему, Архиерейский собор еще в 1994 г. преобразовал Издательский отдел в Издательский Совет и определил вектор задач.

http://religare.ru/2_97745_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Пелагея Тюренкова, Михаил Тюренков Митрополит Климент о святых, в земле Калужской просиявших " Подлинный старец любит каждого, независимо кто передним стоит, и желает одного, привести его к Христу " Источник:  Татьянин день В интервью " Татьянину Дню " митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) рассказал о святынях Калужской епархии, подлинном и мнимом старчестве, подвиге новомучеников и преподал архипастырские наставления паломникам. Об этом и многом другом – рассказ владыки. – Владыка, древняя Калужская земля широко известна просиявшими в ней святыми. Однако понятие " Собор калужских святых " практически не встречается, нет и такого отдельного праздника. Почему? – Сейчас на епархиальном уровне рассматривается вопрос об установлении памяти " Собора калужских святых " в один из воскресных дней после Пятидесятницы. В данном случае мы не стремимся установить формальную память для календаря. Необходимо, чтобы праздник появился из народного почитания святых, просиявших на Калужской земле. Примером для такого подхода к установлению праздника является народное почитание старцев Оптиной пустыни, в результате которого был установлен собор Оптинских старцев (11/24 октября). В наши дни все больше людей узнаёт о подвигах и жизни преподобных Пафнутия Боровского, Тихона Калужского, старцев Оптинских, святых блаженных Христа ради юродивых Лаврентия Калужского и Андрея Мещовского, Калужских новомучеников и исповедников. Люди приходят на богослужения в дни их памяти, отправляются в паломничества к местуам их подвигов, обращаются к ним в молитвах, нарекают в честь них своих детей. Мы должны не забывать, что значимость и сила праздника в молитве. Почитание святых угодников Божиих это почитание их аскетического молитвенного подвига, подвига веры. Дни памяти святых – не формальное памятование о каких-то героях, живших когда-то и прославленных Церковью. Это мистическое сопереживание их духовного подвига. Наше празднование должно быть в первую очередь молитвенное, ибо почитаем мы тех, кто ныне предстоит Престолу Всевышнего. Это наши небесные друзья, ходатайствующие о наших нуждах, и в первую очередь, о нашем спасении. Святые находятся в ближайшей связи с каждым, кто к ним обращается. Поэтому память Собора калужских святых должна войти в жизнь народа действенно, а не формально стать строчкой в календаре.

http://religare.ru/2_96420.html

И новый Синод впереди РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_63592.html 27 марта 2009 Виктор Милитарев И новый Синод впереди Всех проблем он не решит, но всё же.. Источник:  http://www.apn.ru/column/article21477.htm АПН По вполне достоверным, хотя и официально неподтвержденным слухам из хорошо информированных источников, первое после избрания Патриарха Кирилла заседание Священного Синода Русской Православной Церкви состоится 31 марта. Как сформулировало одно, естественно, пожелавшее остаться неизвестным, влиятельное лицо из окружения Патриарха, " всех проблем он, конечно, не решит, но все же ... " . Лично я не собираюсь гадать о повестке дня Синода, пока она не будет объявлена официально. Однако считаю разумным предположение о том, что на Синоде будут обсуждаться не только принципиальные, но и кадровые вопросы. Не собираюсь я, впрочем, гадать и о возможных назначениях и отставках. Как я уже писал в колонке " Русская Церковь при Патриархе Кирилле " , особо сенсационных отставок ожидать, видимо, не стоит. Стиль управления нашего Патриарха, как я полагаю, подразумевает минимум отставок и максимальное использование наличного кадрового потенциала. Полагаю также, что Святейший по мере возможностей постарается загасить и примирить существующие в церковном руководстве и в церковном обществе конфликты, прибегая к мерам кадрового воздействия только в тех случаях, когда конфликты погасить не удастся. Как я писал, – " Я уверен, что никаких репрессий и отправлений " за Можай " архиереев и статусных священников, близких к почившему Патриарху Алексию, как это у нас, к сожалению, происходило ранее чуть ли ни при каждой новой интронизации, не воспоследует. Как говорится, не дождетесь. Святейший, как я уже говорил, совсем не мстителен, и предпочитает оценивать сотрудников и подчиненных по их профессиональным достоинствам, а не по личному отношению к себе. Хотя, в том, что я говорил, возможно и одно важное исключение. Это – высокопреосвященнейший Климент (Капалин) митрополит Калужский и Боровский. И дело здесь вовсе не в том, что владыка Климент всерьез соперничал с владыкой Кириллом в борьбе за Патриаршье звание. Святейший не мстителен. Дело здесь даже и не в том, что нельзя доверить управление такой " серьезной конторой " как Управление делами Патриарха человеку, которому не вполне доверяешь. Этот вопрос, как я уже говорил выше, вполне решаем.

http://religare.ru/2_63592_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОАРХАНГЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Камчатской епархии (см. Петропавловская и Камчатская епархия ), существовало в 1858-1870 гг. Названо по г. Новоархангельску (с 1867 Ситка, США). Ко времени образования Н. в. под рук. еп. Камчатского, Курильского и Алеутского свт. Иннокентия (Вениаминова; с 1850 архиепископ, с 1868 митрополит), кафедра к-рого располагалась в Новоархангельске, на Аляске были основаны Нушагакская (1842), Квихпакская (1844) и Кенайская (1841, начала действовать в 1845) духовные миссии. От уже существовавших приходов их отличало то, что они охватывали территории, населенные коренными народами, с незначительным числом русского и креольского населения. В 1841 г. открыто Новоархангельское ДУ, в 1845 г. оно было преобразовано в семинарию. Императорским указом от 26 июля 1852 г. к Камчатской епархии была присоединена Якутская обл. (2 ПСЗ. Т. 27. Отд. 1. С. 491-492. 26485). В кон. того же года Синод постановил перевести архиерейскую кафедру и семинарию из Новоархангельска в Якутск. Свт. Иннокентий прибыл к новому месту служения в сент. 1853 г. Перевод Новоархангельской ДС задержала Крымская война 1853-1856 гг.: на тихоокеанском побережье России велись боевые действия. Ректор семинарии архим. Петр (Екатериновский), преподаватели и студенты прибыли в Якутск лишь 12 сент. 1858 г., учебный процесс возобновился 17 сент. В связи с переносом кафедры из Америки в Азию свт. Иннокентий поставил вопрос об открытии вик-ства на Аляске. 2 окт. 1856 г. он писал исполняющему должность обер-прокурора Синода А. И. Карасевскому : «Необходимо быть викарию в Новоархангельске… Если Св. Синоду угодно, чтобы дело обращения тамошних туземцев имело успех, то там необходимо пребывание архиерея, и который бы непременно, как можно чаще, посещал миссии. Это я говорю по опыту. Для учреждения же здесь викариатства не представляется никаких препятствий и затруднений - все готово». В том же письме Камчатский архиерей отмечал, что «кто бы ни был туда послан, он не будет в затруднении касательно управления тамошними церквами и миссиями; я передам ему все журналы миссионеров и священников, которые скоро познакомят его с ходом дел» (цит. по: Климент (Капалин), митр. 2009. С. 165). Последний раз для посещения приходов Аляски свт. Иннокентий отбыл в Америку в 1-й пол. 1857 г.

http://pravenc.ru/text/2577801.html

Мониторинг СМИ Война учебников Споры вокруг преподавания «Основ православной культуры» не утихают 04.10.2006 11:20 В ходе своего визита в Санкт-Петербург Патриарх Московский и всея Руси Алексий II однозначно определил позицию Русской Православной Церкви относительно преподавания «Основ православной культуры» (ОПК) в школах. Выступая 25 сентября перед преподавателями и студентами духовных школ города, Патриарх сказал: «История религий» не даст нравственного стержня человеку. Сейчас, когда попраны нравственные основы жизни, человеку нужно дать ориентиры, дать возможность изучать основы своей культуры». Алексий II подчеркнул, что «Основы православной культуры» – это «культурологический предмет» и что каждый образованный человек должен знать историю культуры своей страны. Такую позицию Патриарх озвучивал и раньше. Тем не менее в преддверии заседания Общественной палаты РФ, посвященного проблемам преподавания основ религии в школах, поддержка Русской Православной Церковью курса ОПК выглядит все более определенно и рельефно. Впрочем, этот рельеф все же подвержен некоторым изменениям. Выступая в целом за ОПК, Церковь корректирует свою позицию в зависимости от интенсивности общественной дискуссии. Если в феврале митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) призывал министра образования Андрея Фурсенко «не бояться того, что в школу придет священник», то теперь Патриарх заявил, что «мы не ставим вопрос о том, чтобы священники шли в школы». К полемике вокруг «Основ православной культуры» активно подключились и другие религиозные и общественные организации. В числе критиков введения курса как обязательного Совет муфтиев России (СМР). 26 сентября его позицию озвучил ректор Московского исламского университета (МИУ) Марат Муртазин. «Мы не против «Основ православной культуры» как факультатива, на добровольной основе, с согласия родителей. Мы тоже готовим учебник по основам исламской культуры. Но мы выступаем против введения этого предмета в государственной муниципальной школе в качестве обязательного. Это приведет прежде всего к ущемлению прав детей-мусульман», – заявил Муртазин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Образование с крестом РПЦ добилась отступления от принципа отделения ее от школы 19.02.2008 11:29 Принцип светского образования, записанный в Конституции России, под угрозой. На очередных Рождественских чтениях управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) потребовал изменения закона об образовании, принятого Государственной думой осенью прошлого года. По его мнению, новая редакция закона фактически упраздняет региональные компоненты образования, в рамках которых мог бы преподаваться курс " Основы православной культуры " . " В настоящее время Министерство образования и науки работает над новым поколением образовательных стандартов, - напомнил он. - И мы просим принять все меры, чтобы группа разработчиков стандартов предусмотрела включение нового предмета " Православная культура " в обязательную школьную программу, чтобы дети из православных семей могли изучать православную и духовно-нравственную культуру " . Обратим внимание на казалось бы незначительное, но весьма важное изменение названия предмета. Клир требует, чтобы в школе преподавались не " Основы православной культуры " , а " Православная культура " . А это другой объем материала, большее число часов. Соответственно, период обучения теперь должен составлять 11 лет. Как говорится, от звонка до звонка. Одновременно высокопоставленный представитель церкви выступил против введения в школьную программу курса " История религий " и соответствующего учебника под редакцией академика Александра Чубарьяна. " Такой учебник не решает задачи духовно-нравственного воспитания школьников " , ибо может привести к " нравственному релятивизму и религиозной индифферентности " нового поколения, пояснил митрополит. Ползучий клерикализм Наступление на светский характер образования ведется в России давно и по многим направлениям: от требований признания ученых степеней по богословским предметам до атак на теорию эволюции. На первый взгляд, нападки на эволюционную теорию в начале XXI века выглядят анекдотичными. Но на самом деле под маской креацинизма скрывается хорошо продуманная акция по дискредитации научного знания и замены его верой. При этом биология и ее разделы - это только первый этап клерикального наступления. На очереди астрономия и другие естественные науки. Такие попытки были неоднократно в прошлом, и сценарий их проведения хорошо известен.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010