Многие годы я не могла примириться с внезапным исчезновением тети Киры, двоюродной сестры моей мамы. Казалось, не может такой человек пропасть бесследно.Отец тети Киры, Иван Дмитриевич, принадлежал к родовитой, но обедневшей семье князей Оболенских. Сам военный, он и сыновей хотел видеть только военными. Они пошли в военные корпуса, не в «белоподкладочные», в более скромные, но и там требовались средства на содержание и обмундирование. А в семье две дочери и пять сыновей. Как же радовался Иван Дмитриевич, когда пятнадцатилетняя Кира начала преподавать в Школе рабочей молодежи и прибавила небольшой заработок к бюджету семьи!Грянула Мировая война, затем Гражданская. На фронтах один за другим погибали братья. Отец сильно сдал и скончался. Кира стала опорой остатков семьи.С этого времени я и помню ее. В праздники и по будням, когда только могла, приходила в нашу квартиру на Сергиевской любимая тетя Кира. Она была теплый, добрый, милый, ласковый и «уютный» человек. Одевалась скромно, голос у нее был мягкий, негромкий. Болезни и беды в нашей семье были и ее бедами.Имея родную сестру, Варю, она более близка была с моей мамой. Они часто уединялись и беседовали друг с другом, а я, совсем маленькая, засыпала под их неторопливую беседу.Тетя Кира рассматривала наши детские рисунки, приносила открытки с изображением картин известных художников и книги. Помню, брату подарила книгу о семье дрессировщиков Дуровых. Я долго берегла эту прекрасную книгу с ее милой надписью.Помню, как однажды мы с тетей Кирой сидели на балконе. Начинался вечерний благовест: колокольный звон Сергиевского собора, церкви Всех Скорбящих, собора Космы и Дамиана, двух Домовых церквей (на Фурштатской и на Воскресенском), Спасо-Преображенского собора... Сколько было церквей вокруг! Мы молча слушали, и потом тетя Кира сказала: «В такой тихий вечер как приятно слушать их голоса». Может быть, с тех пор и потому я очень люблю сумерки, вечер.Потом тетя Кира исчезла, перестала приходить. Я скучала, спрашивала, где она. Когда мне исполнилось 14 лет, мама сказала, что тетя Кира «ушла в монастырь». Шел 1937 год. Тогда можно было только молча молиться за нее.Было страшное время. Требовалось уничтожить даже память о родных! Помню, когда я пошла в школу, бабушка сказала: «Пожалуйста, не говори никому, что у нас есть письма графа Толстого». И эти письма, и фотографии Оболенских, где стоят мальчики в мундирах, выстроенные по росту, и сам Иван Дмитриевич во главе,— все было уничтожено.Но моя мама назвала детей именами Оболенских: сына Вадимом, а меня в честь Киры. И я рада носить это Константиновна Литовченко

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/12/8...

Андреевна Арская (1.04.1875, С.-Петербург - 17.12.1937, Новгород), мц. (пам. 4 дек., в Соборе С.-Петербургских святых и Соборе новомучеников и исповедников Российских). Из купеческой семьи. Отец Андрей Павлович Уртьев был ктитором ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в С.-Петербурге. Окончила С.-Петербургский Александровский жен. ин-т. В 1899 г. вышла замуж за офицера-артиллериста Петра Николаевича Арского, который в 1912 г. после выхода в отставку стал ктитором Воскресенского Смольного собора. Е. посвятила себя семье, занималась воспитанием 5 детей. В 1914 г. муж Е. вступил в ополченческую дружину и отправился на фронт, в февр. 1915 г. получил ранение и был переведен в Петроград. В 1918-1920 гг. Е. лишилась мужа и всех детей, умерших во время эпидемий. Работала переплетчицей, санитаркой, швеей. В нач. 30-х гг. Е. вошла в приходской совет Феодоровского храма Ленинграда, являвшегося центром Александро-Невского братства, которое возглавлял архим. сщмч. Лев (Егоров) . Е. стала его духовной дочерью. 18 февр. 1932 г. была арестована. Проходила по делу Александро-Невского братства в группе из 92 обвиняемых, в их числе был архиеп. Гавриил (Воеводин) . Обвинялась в том, что «вела контрреволюционную пропаганду, направленную на организацию антисоветских элементов для борьбы с советской властью». Отрицала свою вину, отказалась давать показания против др. обвиняемых. 22 марта 1932 г. Коллегией ОГПУ приговорена к 3 годам ИТЛ. Отбывала срок в Карлаге (Казахстан). После досрочного освобождения не имела права вернуться в Ленинград, проживала в г. Боровичи, где поселились многие из ленинградских священнослужителей и мирян, вынужденных покинуть свой город. Работала в артели по изготовлению одеял. 20 окт. 1937 г. вновь арестована по обвинению в причастности к «контрреволюционной церковной организации», якобы возглавлявшейся проживавшим в Боровичах архиеп. Гавриилом (Воеводиным). Содержалась в новгородской тюрьме. Отказалась признать себя виновной в «антисоветской деятельности», несмотря на угрозы и пытки. 10 дек. Особой тройкой при УНКВД Ленинградской области приговорена к расстрелу вместе с большой группой священнослужителей и мирян, в т. ч. кнг. мц. Кирой Оболенской . Имя Е. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 7 мая 2003 г.

http://pravenc.ru/text/189607.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 15 декабря на месте расстрела новомученицы Екатерины Арской на берегу реки Мста в Боровическом районе Новгородской области благочинным Кировского округа, протоиереем Вячеславом Хариновым  в сослужении  настоятеля Свято-Духова монастыря (г. Боровичи) была отслужена панихида. Екатерина Андреевна Арская (1875 - 1937) - дочь потомственного почетного гражданина, купца II гильдии Андрея Петровича Уртьева, ктитора храма иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Шпалерной. Она была приговорена к смерти по приговору особой тройки УНКВД 10 декабря 1937 года. И расстреляна 17 декабря вместе с княжной Кирой Оболенской и еще пятьюдесятью осужденными. " Стоя на этом святом месте, пропитанной кровью мучеников, мы невольно задаем себе вопрос - почему эти две женщины не сломались?, - сказал нынешний настоятель храма иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов, - Где тот стержень, то внутреннее ощущение правильности, нужности своей позиции, а значит благости? " ». «Механизм зла очень прост, - отметил отец Вячеслав, - Пока не воцарится в мире вечная правда, будут существовать и проповедоваться в человеческом обществе капища и кумиры. Но всегда вместе с этим будет существовать и малое стадо, которое не послушается вопросников века сего, сохранит веру отцов, традиции, предания. И смерть для них станет великим благом " . 

http://old.aquaviva.ru/news/2007-12-19/3...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. В память о новомученице Екатерине Арской на месте ее расстрела на берегу реки Мсты в поселке Егла Боровичского района Новгородской области 20 декабря отслужена панихида. Ее совершили настоятель храма во имя сошествия Святого Духа Боровического монастыря протоиерей Валерий Дьячков и благочинный Кировского округа Санкт-Петербургской епархии протоиерей Вячеслав Харинов. " Допросы, пытки, которым подвергались арестованные, в том числе священники,   проходившие по делу " единой контрреволюционной организации " вынуждали их давать показания против себя и своих товарищей. Но чекисты не смогли сломить Екатерину Арскую и Киру Оболенскую, они не подписали предложенным им документы. Если Господь готовит кого-то для великих свершений, великих наград, великих небесных радостей, то Он готовит и великие испытания " , - отметил настоятель Скорбященского храма отец Вячеслав Харинов. К месту убиения жертв репрессий на берегу реки Мста паломники храма иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " во главе с отцом Вячеславом принесли храмовую икону новомученицы Екатерины Арской. Посещение этих мест является традиционным для прихожан храма на Шпалерной. Екатерина Арская (1875-1937) - дочь потомственного купца Андрея Уртьева, ктитора храма иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Шпалерной улице в Санкт-Петербурге. Она была приговорена к расстрелу по приговору особой тройки Управления НКВД 10 декабря 1937 года и приняла мученическую кончину 17 декабря вместе с княжной Кирой Оболенской и пятьюдесятью осужденными.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-12-22/1...

В концлагере на Соловках он провел в общей сложности два трехлетних срока (1923–26 и 1926–29). «На повторный курс остался», — как шутил сам владыка… Даже в заключении он продолжал радоваться, шутить и благодарить Господа. В 1929 году во время очередного следования по этапу он заболел тифом и скончался. Ему было 43 года. Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка Память 17 декабря (4 декабря ст.ст.). Кира Ивановна Оболенская была потомственной дворянкой, принадлежала к древней фамилии Оболенских, которая вела свою родословную от легендарного князя Рюрика. Она училась в Смольном институте благородных девиц, работала учительницей в школе для бедных. При советской власти как представительница «классово чуждых элементов» была переведена на должность библиотекаря. Принимала активное участие в жизни Александро-Невского братства в Петрограде. В 1930–34 годах была в заключении в концлагерях за контрреволюционные взгляды (Белбалтлаг, Свирьлаг). По выходе из заключения проживала на 101-м километре от Ленинграла, в г. Боровичи. В 1937 году была арестована вместе с духовенством Боровичей и расстреляна по ложному обвинению в создании «контрреволюционной организации». На момент расстрела мученице Кире было 48 лет. Мученица Екатерина Арская, мирянка Память 17 декабря (4 декабря ст.ст.). Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва (Егорова). В 1932 году, вместе с другими членами братства (всего 90 человек), Екатерина тоже была арестована. Она получила три года концлагерей за участие в деятельности «контрреволюционной организации». По возвращении из ссылки, как и мученица Кира Оболенская поселилась в г. Боровичи. В 1937 года была арестована по делу боровичского духовенства. Свою вину в «контрреволюционной деятельности» отказалась признать даже под пытками. Была расстреляна в один день с мученицей Кирой Оболенской.

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-i...

«Одеться и уйти, – мелькнула мысль, – и больше никогда не видеть Киру, не встречаться». Но она – жена, о. Арсений благословил нас, я соединен с ней таинством брака; бросить, оставить одну с ребенком? Где же моя вера? Этому учил о. Арсений? Да! Кира совершила ошибку, предала меня, нарушила законы веры, заповедь. Я угнетен, раздавлен, но имею ли право судить, наказывать, накладывать трудности на жизнь ранее любимого человека? – И ответил сам себе: «Нет, не имею, я и сейчас люблю свою жену Киру». Опустил Катю на пол, подошел к жене, сказав: «Давай помолимся Богу и Пресвятой Богородице». Горько заплакав, она сказала: «Прости меня, я виновата перед тобой, Господом, о. Арсением. Знаю – совершила смертный грех. Все тебе расскажу. Скажи: что нам троим сейчас делать? Скажи!» Взяв ее за локоть, повел к иконам; молитвы читал я, Кира все время плакала. Всю ночь просидел в кресле, молился и думал, думал. Кира уложила Катю, не раздеваясь легла на кровать, под утро тревожно уснула. Кто из людей не совершает ошибок? И мне ли, человеку, судить мою Киру? Мысленно представил, что решил бы о. Арсений, если бы мне пришлось спросить его, и ответил сам себе: остаться с Кирой, Катей, заботиться о них, никогда не оставлять, возродить отношения духовного единения, общность молитвы, никогда, никогда не расспрашивать о случившемся, ни единым словом, и никогда не попрекнуть происшедшим, сделать так, словно этого и не было, и вместе воспитывать Катю. Но полностью отстранить любую физическую близость с Кирой, жить вместе братом и сестрой и воспитывать Катю. Потом понял, что это решение унизило жену, – через много лет сказал мне об этом о. Арсений. Не стал говорить о своем решении Кире, остался, и стали мы жить так, как будто ничего не произошло. Было странно одно: мои родители и сестра Надежда никогда не сказали ни одного плохого слова о Кире и не осудили, по-прежнему относились хорошо и любили ее и Катю. Мать Киры – Елизавета Андреевна – осудила дочь, но я промолчал. Конечно, пришлось уехать из комнаты на Большой Молчановке в другой район; обмен был трудный: с доплатами, переплатами, но в результате мы получили две комнаты в трехкомнатной квартире. В третьей комнате жила молодая учительница Александра Викторовна Шилова с сыном Сережей, на один год старше нашей Кати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Отец Арсений был для меня и Киры не только духовным отцом, это был друг, вместе с которым мы создавали общину, шли к одной общей цели, шли по заветам святых отцов Церкви. Много раз исповедовался я у о. Арсения, и каждая исповедь была ступенью к новому очищению души и познанию духовного, но сейчас это была исповедь совершенно особая. Восемнадцать лет мы не виделись с батюшкой, восемнадцать лет отделяло нас от той давней исповеди, что происходила в деревне Архангельской области, но внутренне ощущение оставалось таким, что не было долгой разлуки и всегда и постоянно о. Арсений был с нами. Да он всегда и был с нами и в лагере молился о нас, его духовных детях, этим спасая и поддерживая нас. В одном из разговоров о. Арсений однажды сказал мне: “Твое принятие Киры было закономерным, ты знал ее внутреннюю жизненную сущность, характер, чрезвычайную ранимость и духовное мировоззрение, глубину веры и понимал, что ее падение станет для нее постоянным молением о прощении, стремлением к Богу через раскаяние и вечное сокрушение, и знал ее любовь к тебе и свою – к ней. Вероятно, тебя удивят мои слова, но совершив тягчайший грех, сознавая это, мерой своего покаяния, постоянного сознания греховности Кира еще более укрепила свою веру и стала внутренне более совершенной. Это, Юрий, удивительно, но так бывает у людей сильного характера и глубокой веры. Пути Господни неисповедимы. Господь показал ей, что есть люди, готовые в самые тяжелые часы жизни, отбросив все условности, помочь терпящему бедствие человеку. Этим они открывают духовную красоту души своей и ярким светом показывают величие Промысла Божия. Это дало Кире духовные силы”. После выхода о. Арсения из лагеря в 1958 г. было множество моих встреч и бесед с ним. Временами он жил неделю–две у нас в Москве, летом мы приезжали с Кирой в Ростов, снимали комнату и жили весь отпускной месяц, брали с собой Сергея и Катю. Дни эти всегда были днями радости; а встречи заполнялись воспоминаниями о. Арсения или приезжающих, разговорами и интереснейшими беседами на духовные темы.

http://pravmir.ru/yurij-i-kira-kak-prosh...

Потом она провела меня в кабинет Николая Антоныча и сняла со стены портрет капитана – прекрасный портрет моряка с широким лбом, сжатыми челюстями и светлыми живыми глазами. – Не хочу оставлять ему, – сказала она твердо, и я унес портрет в столовую и бережно упаковал его в тюк с подушками и одеялом. Это была единственная вещь, принадлежавшая Николаю Антонычу, которую Катя увозила с собой. Если бы она могла, она увезла бы самую память о капитане из этого подлого дома. Не знаю, кому принадлежал маленький морской компас, который когда-то так поразил меня, – тайком от Кати я сунул и его в чемодан. Во всяком случае, он принадлежал капитану. Вот и все. Вероятно, это было самое пустынное место на свете, когда, уложив вещи и взяв в руки пальто, мы прощались с Ниной Капитоновной в передней. Она оставалась, но ненадолго – пока Катя не переедет в комнату, которую ей предлагал институт. – Ненадолго, – торжественно сказала старушка, заплакала и поцеловала Катю. Кира споткнулась на лестнице, села на чемодан, чтобы не скатиться, и захохотала. Катя сердито сказала ей: «Кирка, дура!» А я шел за ними, и мне казалось, что я вижу, как Николай Антоныч поднимается по этой лестнице, звонит и молча слушает, что говорит ему старушка. Дрожащей рукой он проводит по лысой голове и идет в свой кабинет, механически переставляя ноги, как будто боится упасть. Один в пустом доме. И он догадывается, что Катя не вернется никогда. Глава 10. На Сивцевом-Вражке До сих пор это был самый обыкновенный кривой московский переулок, вроде Собачьей Площадки, на которой когда-то жил Петька. Но вот Катя переехала на Сивцев-Вражек – и с тех пор он удивительно переменился. Он стал именно тем переулком, в котором жила Катя и который поэтому был ничуть не похож на все другие московские переулки. И самое название, которое всегда казалось мне смешным, теперь стало значительным и каким-то «Катиным», как все, что было связано с нею… Каждый день я приходил на Сивцев-Вражек. Кати с Кирой еще не было дома, и меня встречала и занимала разговорами Кирина мама. Это была чудная мама, артистка-декламаторша, выступавшая в московских клубах с чтением классических произведений, маленькая, седеющая и романтическая – не то, что Кира. Обо всем она говорила как-то восторженно, и сразу было видно, что она обожает литературу. Это тоже было не очень похоже на Киру, особенно если вспомнить, с каким трудом она когда-то одолела «Дубровского» и как была убеждена, что в конце концов «Маша за него вышла».

http://azbyka.ru/fiction/dva-kapitana-ka...

Отец Арсений был для меня и Киры не только духовным отцом, это был друг, вместе с которым мы создавали общину, шли к одной общей цели, шли по заветам святых отцов Церкви. Много раз исповедовался я у о. Арсения, и каждая исповедь была ступенью к новому очищению души и познанию духовного, но сейчас это была исповедь совершенно особая. Восемнадцать лет мы не виделись с батюшкой, восемнадцать лет отделяло нас от той давней исповеди, что происходила в деревне Архангельской области, но внутренне ощущение оставалось таким, что не было долгой разлуки и всегда и постоянно о. Арсений был с нами. Да он всегда и был с нами и в лагере молился о нас, его духовных детях, этим спасая и поддерживая нас. В одном из разговоров о. Арсений однажды сказал мне: «Твое принятие Киры было закономерным, ты знал ее внутреннюю жизненную сущность, характер, чрезвычайную ранимость и духовное мировоззрение, глубину веры и понимал, что ее падение станет для нее постоянным молением о прощении, стремлением к Богу через раскаяние и вечное сокрушение, и знал ее любовь к тебе и свою – к ней. Вероятно, тебя удивят мои слова, но совершив тягчайший грех, сознавая это, мерой своего покаяния, постоянного сознания греховности Кира еще более укрепила свою веру и стала внутренне более совершенной. Это, Юрий, удивительно, но так бывает у людей сильного характера и глубокой веры. Пути Господни неисповедимы. Господь показал ей, что есть люди, готовые в самые тяжелые часы жизни, отбросив все условности, помочь терпящему бедствие человеку. Этим они открывают духовную красоту души своей и ярким светом показывают величие Промысла Божия. Это дало Кире духовные силы». После выхода о. Арсения из лагеря в 1958 г. было множество моих встреч и бесед с ним. Временами он жил неделю–две у нас в Москве, летом мы приезжали с Кирой в Ростов, снимали комнату и жили весь отпускной месяц, брали с собой Сергея и Катю. Дни эти всегда были днями радости; а встречи заполнялись воспоминаниями о. Арсения или приезжающих, разговорами и интереснейшими беседами на духовные темы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

С уважением,раба Божья Лидия. 2014/05/01, 22:13:24 Прошу Ваших Святых молитв о здравии душевном и телесном Алексия, Ирины, отр.Родиона со сродниками, о спасении души, прощении грехов,избавления от злобы и вражды, об избавлении от враг видимых и невидимых, от козней вражьих, от злых и лукавых человек . Спаси Господи! Аминь. 2014/05/01, 14:20:42 Христос Воскрес! Знаю что грехи мои стоят плотным заслоном между моей душой и Господом, что недостоинсво моё не пробить той недостаточной молитвой с которой я обращаюсь к Господу. Святые отцы Афона молите Бога о недостойном и грешном рабе божием сергие. раб божий сергий 2014/05/01, 13:38:56 Отцы и Братия Святой горы Афон, умолите Господа, усердно прошу, смилостивиться над доченькой Кирой, исцелить и укрепить в Вере. Прошу о создании благочестивой семьи с Кириллом. Пресвятая Богородица защити нас, все Святии и ангелы Господни молите Бога о нас: Кире, Кирилле, Владимире, Евдокии, Анне 2014/05/01, 12:40:30 Христос Воскресе! Дорогие Отцы и братия,порошу ваших молитв о нас р.б.: протоирее Георгие,матушке Марины,Анатолия,Людмилы,детей наших Владимире,Наталии,Екатерины,болящих: Екатерины,Николае,Анне. Прошу прощения у вас братия,что я до сего времени не смогла исполнить вашу просьбу по пошиву подрясников,т.к. я не работала ещё,но хотелось сделать что то доброе для вас,но я о вашей просьбе помню и изыскиваю средства для исполнения.Напишите примерно какие размеры вам нужно,потому как мне обьяснили,что подрясники шьются в основном по индивидуальным размерам.А там уж как Господь сподобит,Может для зимы какие тёплые веши нужны? я подключу людей может кто сможет помочь.Я сейчас открыла свою не большую пошивочную,думаю,что с Божьей помощью и вашими молитвами смогу всё исполнить.Молите Бога о мне р.б.Людмиле.Спаси Вас Господи! Людмила 2014/05/01, 11:30:55 Спаси вас Господи! Светлана 2014/05/01, 11:27:58 Христос Воскресе! Афонские братья, прошу вас помолиться о рабе Божием Димитрии. Он тяжело болеет. Большое спасибо вам за молитвы. Спаси всех Господь! +

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=300

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010