Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ (Терлецкий Кирилл Семенович; † 21.05.1607, Луцк, (совр. Украина)), правосл., затем униат. еп. Луцкий и Острожский, один из инициаторов и лидеров Брестской унии 1596 г. Время и место рождения К. неизвестны. Терлецкие были мелким шляхетским родом герба Сас в Перемышльском воеводстве, происходили из с. Терло над р. Стрвяж (ныне Старосамборский р-н Львовской обл.). В с. Терло имелся принадлежавший Терлецким правосл. мон-рь. В кон. XVI - нач. XVII в. Терлецкие владели на Пинщине и Берестейщине неск. имениями: дер. Особовичи, селами Гривковичи и Дубое, городами Мотоль и Речица, селами Корсунь, Тевковичи, Пирковичи (Перковичи). Древнейшее свидетельство о священнослужителях из этой семьи в Перемышльской правосл. епархии датируется 1-й пол. XVI в.: в 1528-1549 гг. Перемышльскую кафедру занимал Лаврентий (Терлецкий). Известен Феодосий (Терлецкий), игум. Уневского мон-ря в 1590-1597 гг., в 1596 г. в актах Холмщины отмечен войский Феодор с Терли Терлецкий, отец Холмского еп. Мефодия (Терлецкого; 1630-1649). Еп. Кирилл (Терлецкий). Гравюра. XVII в. Еп. Кирилл (Терлецкий). Гравюра. XVII в. В 1576 г. Кирилл Терлецкий являлся священником замковой ц. св. Димитрия в Пинске, протопопом Пинска. Ц. св. Димитрия была кафедральным храмом Пинско-Туровской епархии, считалась главной городской святыней (в Пинске в XVI в. имелось 16 правосл. храмов). Протопоп Кирилл был женат, имел дочь Анну, к-рая вышла замуж за шляхтича из Пинска И. Ф. Велятицкого, пинского земского писаря. Кроме близких родственников (брата Яроша и его жены Марии Туровны (Марины Богухваловны), их сына Ивана и 5 дочерей) в Луцке протопопа Кирилла окружали выходцы из Перемышльской земли и Пинска. После смерти нареченного на Пинскую кафедру Андрея Русина († 1576) «паны-рады» избрали Пинско-Туровским епископом протопопа Кирилла Терлецкого (по-видимому, это произошло в период «бескоролевья», после бегства во Францию в июне 1574 польск.

http://pravenc.ru/text/1840347.html

Прошло три года, как четыре православных епископа в Литве решились принять унию на известных условиях и заявить о том своему королю, и около двух лет, как король дал епископам торжественное обещание выполнить предложенные ими условия, насколько будет зависеть от него, и с тех пор дело как будто остановилось, и мы не видим никаких следов его. Знаем только, что в 1592 г. многие и из мирян в Галиции при виде плачевного состояния своей Церкви желали согласиться на унию, и папа принимал там некоторые меры для привлечения русских; знаем еще, что в 1593 г. на Владимирскую кафедру возведен был известный ревнитель унии Потей и сам князь Острожский писал к нему послание об унии,— и больше ничего. А между тем дело, начатое четырьмя епископами и королем, отнюдь не прекращалось: оно велось тайно и, хотя медленно, подвигалось вперед при участии, с одной стороны, епископов Кирилла Терлецкого и Ипатия Потея, а с другой — короля и его сенаторов, как духовных, т. е. латинских прелатов, так и светских. В 21-й день мая 1594 г. в гродский владимирский уряд явился со своими крылошанами владыка Луцкий Кирилл и просил внести в актовые книги лист, начинавшийся следующими словами: «Я, Кирилл Терлецкий, милостию Божиею экзарх, епископ Луцкий и Острожский, и мы, капитула, или крылошане, луцкой соборной церкви св. Иоанна Богослова, объявляем всем и каждому, что, по воле и промышлению Бога, в Троице славимого, и при усердном старании и содействии его королевской милости, пана нашего милостивого Сигизмунда III, и панов рад, духовных и светских, наступило давно желанное примирение и соединение, восстановилась братская любовь между двумя столько времени разрозненными по вере Церквами, Восточною и Западною, с признанием святейшего папы Римского верховным пастырем и наместником апостольским. А чтобы точнее утвердить это соединение и засвидетельствовать покорность святейшему отцу папе, его королевская милость определил послать в Рим двух особ, в Бозе велебного отца Ипатия Потея, прототрона, епископа Владимирского и Брестского, и меня, епископа Луцкого, и на разные дорожные потребности позволил мне своею грамотою заложить одно из церковных имений». Далее говорилось в листе, что Кирилл действительно заложил церковное имение Водирари на сорок лет гродскому владимирскому писарю Станиславу Кандыбе, заняв у него 2000 польских злотых . Вот до чего уже доведено было дело об унии! И однако ж, в нем недоставало еще самого главного и самого существенного. Король с своими сенаторами дал согласие на соединение Русской Церкви, находившейся в его владениях, с Римскою, но необходимо еще было согласие самих иерархов Западнорусской Церкви и во главе их митрополита: от их только лица и можно было вести речь об унии с Римским первосвященником. Король назначил послать в Рим двух депутатов из среды русских же святителей, но необходимо было, чтобы этим депутатам дали от себя уполномоченность все остальные их собратия. Верно, надеялись легко и скоро

http://sedmitza.ru/lib/text/436068/

Житомирская область (укр. Житомирська область) — область на северо-западе Украины. Содержание Православие в Житомирской области [ править править код ] Со времени Крещения Руси Житомирский край, расположенный на востоке Волыни, преимущественно входил в пределы Киевской епархии. В гражданском отношении с 1199 года Волынь оформилась в Галицко-Волынское княжество, управлявшееся православными князьями. Находясь как и прочие русские земли под омофором Константинопольской Православной Церкви, в XIV веке Волынь периодически входила в ведение как Галицкой митрополии так и Киево-Литовской митрополии. После пресечения рода Галицко-Волынских князей в 1336-1337 годах Волынь перешла под власть князей литовских. Первый литовский князь правивший Волынью, Любарт, был православным, но его наследники со временем приняли римо-католицизм, вошли с тесный союз с Польшей, и начали утеснять православных, способствовали распространению среди них римо-католической проповеди. После изобретения Ватиканом новой формы пропаганды - т.н. униатства - давление на православных усилиось. В 1596 году епископы Луцкий Кирилл (Терлецкий) и Владимиро-Волынский Ипатий (Потей) подписали Брестскую унию, временно лишив оставшуюся верной Православию паству иерархической организации и той меры государственного признания которой она еще пользовалась. Однако, Луцкая кафедра продолжила свое существование на землях Речи Посполитой в нелегких условиях - многие православные дворяне учреждали монастыри, школы, типографии, где издавалась церковно-полемическая литература. Притеснения и насилие со стороны униатов привели к ряду казацких войн. Луцкие православные архипастыри продолжали свое служение в Польше вплоть до 1712 года, когда Кирилл (Шумлянский) был изгнан униатами. Только после второго раздела Польши в 1793 году, под покровительством Российской Империи, епархиальная организация Волыни стала возрождаться. Для Западной Украины и Белоруси была учреждена Минская епархия, в которой в 1795 году было образовано Житомирское викариатство, обращенное в 1799 году в самостоятельную Волынскую епархию. В ее составе Житомирский край встретил и начало революционной смуты в 1917 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Житомирская_об...

Дебальцево. Церковь Александра Невского. Александро-Невский храм Карта и ближайшие объекты Согласно свидетельствам Дебальцевского государственного исторического архива, в 1897 году за счёт мирских подаяний вблизи железнодорожной станции г. Дебальцево был построен храм, освящённый в честь святого благоверного князя Александра Невского. «Станция Дебальцево. Церковь построена в 1897 году тщанием служащих станции Дебальцево при особо усердном старании начальника депо Иосифа Ивановича Пиетте, каменная, престол один — во имя святого благоверного князя Александра Невского. Расстояние от Екатеринослава в 326 верст. Расстояние от благочинного — 25 верст. Количество дворов в приходе 323 и ¼. Общее количество прихожан мужеского пола 1293 человека, женского 1236 человек. Национальность и вероисповедание прихожан: малоросы, православные». (Источник: «Исторический обзор Православной христианской Церкви в пределах нынешней Екатеринославской епархии ко времени формального открытия ея, с 1876 года», составитель — начальник архива Феодосий Макаринский, сведения за 1898 год, с. 377.//Дебальцевский государственный исторический архив). При церкви жили: «Сын умершего псаломщика Николай Уманский, 25 лет, дочь умершего диакона Анна Демидова, 60 лет, дочь умершего диакона Стефана Терлецкая, 40 лет, вдова диакона Попова, 62 лета, просфорница — жена диакона Евдокия Герцик, получала 60 рублей в год. Священник Григорий Сугаренко, 45 лет, окончил Екатеринославскую духовную семинарию, в сане с 1883 года, жена и сын 19 лет. Диакон Кирилл Стефанович Ефремов, 44 лета, окончил курс Новобугской учительской семинарии, в семействе у него жена 42 лет и дети 18 и 14, 12, 10, 8 и 6 лет. Псаломщик Прокопий Иванов Домовский, из среднего отдела Екатеринославского духовного училища — 67 лет.ю в семействе жена 65 лет. Вдова — псаломщица Мария Коробчанская, 64 лета, она же и просфорница, в семействе дети 3 лета и 21 лето» (Там же). В 1930-е годы с приходом советской власти храм был закрыт, в нём устроили клуб. Затем церковь была разрушена до основания. В 1943 году, когда город Дебальцево был освобождён от немецко-фашистких захватчиков, власти разрешили общине разрушенного храма совершать богослужения в приспособленном здании бывшей сапожной мастерской, которое было переоборудовано под храм. Власти даже позволили устроить при храме звонницу с колоколами. В приспособленном помещении службы совершались до 1995 года.

http://sobory.ru/article/?object=31581

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКУДИЙ [лат. Arcudius, Arcudi, греч. Αρκοδης] Петр (ок. 1563, о-в Корфу - 1633, Рим), униат, богослов, участник унийного Брестского Собора 1596 г. (см. Брестские Соборы ). В 1578 г. поступил в греч. коллегию св. Афанасия в Риме, основанную годом раньше, во время учебы был рукоположен во священника, в 1591 г. первым из выпускников коллегии получил ученую степень д-ра. В том же году папа Григорий XIV по просьбе католич. Луцкого еп. Бернарда Мацеёвского , одного из главных организаторов Брестской унии , направил А. в Луцк, где тот совершал богослужения по визант. обряду, для того чтобы убедить православных, что соединение Церквей не нанесет ущерба их вере. Тогда же состоялась встреча А. с правосл. епископами Луцким Кириллом (Терлецким) и Владимиро-Волынским Ипатием (Потеем) . Весной 1594 г. А. вернулся в Рим, собираясь затем проповедовать унию на греч. островах, но остался в Риме, в 1593-1596 гг. был священником коллегии св. Афанасия. В 1595 г. Кирилл (Терлецкий) и Ипатий (Потей) привезли в Рим послание западнорус. епископов папе Клименту VIII , подписанное кроме них Киевским митр. Михаилом (Рогозой) и др. епископами, в к-ром содержалось согласие на заключение унии между Западнорусской митрополией и католич. Церковью. После издания 21 янв. 1596 г. постановления папы о присоединении Западнорусской митрополии к Римско-католической Церкви А. вместе с Ипатием (Потеем) и Кириллом (Терлецким) вернулся в Речь Посполиту. Там А. преподавал в школе в Бресте, к-рая стала первым униатским уч-щем в Зап. Руси, участвовал в деятельности по распространению унии среди духовенства и паствы Владимиро-Волынской епархии, а также в подготовке и проведении унийного Брестского Собора. События 1596 г. были подробно описаны А. в донесениях генералу ордена иезуитов К. Аквавиве . В 1597 г. А. был переводчиком на процессе экзарха К-польского Патриарха Никифора . С помощью Ипатия (Потея) А. основал в 1601 г. семинарию в Вильне, издавал книги в защиту унии, в частности помогал Потею в написании кн. «Антиррисис» (Αντρρησις), изд. в 1589-1600 гг. на лат., рус. и польск. языках.

http://pravenc.ru/text/76086.html

50.74731; 25.325412 Украина, Волынская область, Луцк Луцк, Волынская область Украина Крестовоздвиженский храм Луцк — город на территории Украины, административный центр Волынской области . Один из древнейших городов Западной Украины. Первое письменное упоминание датируется 1085 годом. Содержание Православие в Луцке [ править править код ] Со времени Крещения Руси земля нынешней Луцкой епархии входила в пределы Владимиро-Волынской епархии до 1288 года, когда в Луцке была устроена самостоятельная кафедра. В гражданском отношении епархия находилась в пределах Галицко-Волынского княжества. При трёхкратном учреждении Галицкой митрополии в XIV веке Владимиро-Волынская епархия каждый раз входила в неё. Также, она состояла в Киево-Литовской митрополии в 1356-1362 и 1415-1419 годах. После пресечения рода Галицко-Волынских князей в 1336-1337 годах Волынь перешла под власть князей литовских. Православный литовский князь Любарт своей грамотой закрепил древние права Луцких владык, построил в Луцке замок и кафедральный собор в честь апостола Иоанна Богослова. Его наследники, вначале склонявшиеся к Православию, со временем приняли римо-католицизм, вошли с тесный союз с Польшей, и начали утеснять православных, способствовали распространению среди них римо-католической проповеди. После изобретения Ватиканом новой формы пропаганды - т.н. униатства - давление на православных усилиось. В 1596 году епископ Луцкий Кирилл (Терлецкий) подписал Брестскую унию, временно лишив оставшуюся верной Православию паству иерархической организации и той меры государственного признания которой она еще пользовалась. Однако, епархия продолжила свое существование в нелегких условиях - в 1625 году в нее вошли земли Владимиро-Волынской епархии, многие православные дворяне учреждали монастыри, школы, типографии, где издавалась церковно-полемическая литература. Притеснения и насилие со стороны униатов привели к ряду казацких войн. Луцкие православные архипастыри продолжали свое служение в Польше вплоть до 1712 года, когда Кирилл (Шумлянский) был изгнан униатами.

http://azbyka.ru/palomnik/Луцк

За Кириллом то же исповедание прочел от его имени по-латыни каноник Лука Докторей, и Кирилл снова клялся, положа руки на Евангелие. Это исповедание веры не было какое-либо новое, составленное самими послами, а написано было по готовой форме, установленной папою для всех вообще греков, т. е. православных, желавших соединения с Римскою Церковию. Но в начале и конце исповедания сделаны были применения, соответствовавшие особому положению послов. Представим это исповедание вполне, по важности его в истории унии. Потей и Терлецкий один за другим произносили: «Святейший и блаженнейший отец! Я, смиренный Ипатий Потей (Кирилл Терлецкий), Божиею милостию прототрон, епископ Владимирский и Брестский (экзарх, епископ Луцкий и Острожский), родом русский, один из послов достопочтенных во Христе отцов прелатов той же нации, именно: Михаила Рагозы, архиепископа, митрополита Киевского, и Галицкого, и всея Руси, Григория, нареченного архиепископа Полоцкого и Витебского, Ионы Гоголя, избранного во епископа Пинского и Туровского, Михаила Копыстенского, епископа Перемышльского и Самборского, Гедеона Балабана, епископа Львовского, и Дионисия Збируйского, епископа Холмского, нарочито избранный ими и посланный вместе с достопочтенным во Христе отцом Кириллом Терлецким, экзархом, епископом Луцким и Острожским (Ипатием Потеем, прототроном, епископом Владимирским и Брестским), той же нации, другим послом тех же господ прелатов и товарищем моим, с тою целию, чтобы заключить и принять унию с Вашим святейшеством и св. Церковию Римскою и от имени всех их, всего их духовенства и всех вверенных им овец принести должное повиновение св. престолу блаженного Петра и Вашему святейшеству как верховному пастырю Вселенской Церкви, находясь у ног Вашего святейшества и намереваясь произнесть нижеписанное исповедание св. православной веры по форме, предписанной для греков, возвращающихся к единству Римской Церкви, как от имени названных выше господ архиепископа и епископов русских, так и от моего собственного вместе с товарищем моим обещаю и ручаюсь, что сами господа архиепископ и епископы с удовольствием одобрят это исповедание, и примут его, и утвердят, и вновь изложат по означенной форме, от слова до слова, и, подписав своими руками, с приложением своих печатей, пришлют к Вашему святейшеству в следующем виде:

http://sedmitza.ru/lib/text/436071/

Кирилл (Терлецкий). Осенью 1592 г. Львовское братство обратилось к Патриарху с просьбой созвать в 1593 г. Собор с участием Патриаршего экзарха, на к-ром состоялся бы суд над недостойными епископами. О Соборе, состоявшемся в Бресте в 1593 г., известно только то, что вызванный на него Гедеон (Балабан), ранее отстраненный митрополитом от управления епархией и не пожелавший подчиниться этому решению, не пожелал туда явиться и был на Соборе отлучен от Церкви. Впосл. противоречия достигли такой остроты, что на Собор, созванный митр. Михаилом (Рогозой) в 1594 г., большая часть епископов не явилась, и это позволило в дальнейшем говорить о незаконности его решений. К Собору обратились Виленское братство и правосл. дворянство Великого княжества Литовского с важными предложениями, направленными против епископов, к-рых воспринимали как препятствие на пути к улучшению положения Церкви. По мнению авторов обращения, в Речи Посполитой требовалось постоянное присутствие Патриаршего экзарха, чьей задачей, очевидно, являлся контроль за выполнением епископами соборных решений. Доходы епископских кафедр должны использоваться на содержание школ, строительство храмов и больниц, епископам надлежало вернуть монахов в разоренные мон-ри. Требовали установить суровые санкции против архиереев, которые в нарушение решений Собора обратились в светский суд. Вместе с тем предлагалось в судебном порядке преследовать противников братств, признать монополию братств на создание школ и типографий, учредить братства и братские школы в центре каждого повета, подчинить священников братских храмов непосредственно митрополиту. Архиереи, присутствовавшие на Соборе, во главе с митр. Михаилом и Владимиро-Волынским еп. Ипатием (Потеем) не одобрили эти предложения. Никаких решений, в чем-либо ущемлявших епископов, Собор не принял за единственным исключением - Гедеон (Балабан) был отстранен от управления епархией, однако это решение не могло быть исполнено из-за противодействия светской власти. Деятельность братств была одобрена, но Собор постановил, что братские священники должны подчиняться власти епархиальных архиереев, с разрешения к-рых должна осуществляться издательская деятельность братств.

http://pravenc.ru/text/153421.html

Светлана Петренко , предприниматель Игумен Алексий (Просвирин) Геннадий Пономарев , поэт, композитор Протоиерей Сергий Разумцов Виктор Саулкин , иконописец-реставратор, писатель Юрий Самусенко , издатель, общественный деятель Владимир Семенко , писатель, журналист, главный редактор портала «Аминь. SU» Инна Симонова , кандидат исторических наук, член Союза писателей России, публицист Игорь Смыков , президент РОО «Православная миссия по возрождению духовных ценностей Русского народа» Андрей Сошенко , секретарь Центрального Совета Международной общественной организации «Русское Собрание» и руководитель Калужского отделения «РС» Анатолий Степанов, председатель Центрального Совета Международной общественной организации «Русское Собрание», учредитель и главный редактор православной информационно-аналитической службы «Русская народная линия», писатель, историк Михаил Тишков , преподаватель, директор гимназии «Радонеж» Протоиерей Всеволод Чаплин , член Общественной палаты Союзного государства России и Белоруссии Андрей Фефелов, главный редактор канала «День ТВ» и газеты «Завтра», член Московского Союза Художников Игорь Фроянов , доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Университета, писатель, публицист Татьяна Шишова , детский педагог, член Союза писателей России Валерий Шамбаров , кандидат технических наук, писатель Надежда Юдина , журналист, главный редактор сайта Национального медиасоюза Игумен Кирилл (Сахаров) Сергей Астахов, директор издательства " Царское Дело " Александр Гулин , доктор филологических наук Иерей Павел Буров Олег Платонов, доктор экономических наук, главный редактор газеты «Русский Вестник», генеральный директор Института Русской Цивилизации Александр Терлецкий, кандидат филологических наук, доцент КФУ, г. Симферополь Борис Петров, инженер Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть 5. Re: Удар по общественной и экономической жизни России

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/08/ud...

Село было заселено в 1530-31 годах. Приход впервые упоминается в 1764 году. Храм построен в 1824 году и полностью обновленс с 1955 по 1958 года. Приходской дом построен в начале 19-го века и был разрушен во время Второй мировой войны; новый был куплен в 1958 году. В 1830 году в селе проживало 316 человек, все греко-католики, на 2001 год осталось только 23 жителя. Также имеется приписная часовня св.Илии в селе Драшчи Верх. Ныне приход охватывает 16 сел и насчитывает около 50 прихожан. Настоятели о.Янко Гвозданович (уп.1815-1830 ); о.Любомир Кирилл Рамач (уп.1955-1958 ); о.Никола Кекич (декабрь 1972 - 1977); ныне о. Ненад Краячич. Церковь во имя Благовестия Пресвятой Богородицы (Приблич, Хорватия) Храм был построен в 1911 году в честь 300-летния марчанской унии. Ныне является приписным к приходу Грабар. Настоятель о.Петр Овад (1971-1976) Приход во имя Воскресения Господня (Радатовичи, Хорватия) Приход упомянут в 1623 году (считается, что основан в 1620). В 1830 году в селе проживало 149 человек, все греко-католики, в 2001 уже только 26 человек. Храм был построен в 1870 году, в 1958 и 1967 он был реставрирован. Приход охватывает 28 сел и насчитывает около трехсот верующих. Также к приходу приписаны часовни св.Иоанна Крестителя (Лиешце), Пресвятой Богородицы (Драгошевцы) и св.Михаила Архангела (Шилийки). Настоятели о.Мефодий Терлецкий ЧСВВ, (уп.1629); о.Рафаэль Левакович (уп.1641); ныне о. Милан Стипич. Приход во имя свв.Петра и Павла (Сошице, Хорватия) Община впервые упомянута в 1746 году. Храм был построен в 1750-55 годах, в 1775 году был создан отдельный приход. В 1830 году в селе проживало 216 греко-католиков (60% населения села). На 2001 год в селе жило 99 человек. Приход охватывает 23 села и насчитывает около 200 верующих. Также в Сошице действует часовня св.Антония и женская василианская община Пресвятого Сердца Иисуса (основанная в 1938 году). Приписными к приходу являются часовни св.Иоанна Крестителя (Височ), Вознесения Пресвятой Богородицы (Сопот), свв.Кирилла и Мефодия (Стары Град) и св.Илии Пропрока (Езерницы). Настоятели о.Софроний Попович (уп.1774); о.Миле Голубич (уп.1941), о.Желько Пайич (-2010?). Приход во имя св.Георгия (Стойдрага, Хорватия)

http://hierarchy.religare.ru/h-uniate-kr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010