Под 161 (1653) годом в указанных книгах о состоянии прихода при церкви сообщается «у Николаевской церкви 2 дв. поповых, дв. пономарев, бобыльских 5 дв., да в приходе помещиковых 8 дв., крестьянских 160 дв., всего 185 дв., пашни церковныя пахатныя середния земли 11 чети, да перелогом и лесом поросло 5 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по реке по Тальше и промеж поль 100 копен». «164 (1656) г. а по новому дозору положено дани 4 рубли 2 денги заезда гривна»; под 1710 годом в тех же книгах о причте сказано: «Боголюбскаго стана при церкви Николая Чуд. села Стараго погоста, вотчины Покровскаго монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов». К 1678 г. у Никольской церкви уже стояли «четыре избенки, а в них живут нищие, кормятся Христовым именем». Под 1710 г. в окладных книгах указано о причте погоста: «Боголюбского стана при церкви Николая Чудотворца села Старого погоста, вотчины Покровского монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев, у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов». По данным книг I ревизской переписи 1719 г., значились «села Старого Погосту церкви Николая Чудотворца попы Алексей Степанов, Петр Андреев, Иван Степанов, Борис Степанов, дьякон Иван Михайлов, дьячек Василий Алексеев». В 1764 г. приходские монастырские селения перешли в ведение Государственной Коллегии Экономии и с тех пор находились в казенном ведомстве. В 1791 г. вместо деревянной церкви, усердием, прихожан построена каменная теплая церковь, небольшая и об одной главе, вместе с шатровой каменной же колокольней. Освящена в прежнее наименование — в честь Святителя и Чудотворца Николая. В 1894-1895 гг. теплая церковь погоста была расширена, при ней выстроили теплый же придел во имя Пророка Божия Илии. Инициатором этого строительства стал священник И. П. Чижев. Он на свои средства устроил иконостас в новом приделе, всего пожертвовав более 650 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=02516

Послание в Псков о соблюдении православной веры во всей чистоте и о верности вел. князю// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 90. Послание одному из Литовских епископов похвальное за охранение Православия в Литве// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 89. Грамота, адресованная: 1) Смоленскому епископу Мисаилу и 2) Черниговскому епископу Евфимию – о непризнании митрополитом ученика Исидорова Григория// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1. 88. Послание литовским епископам о незаконном Киевском митрополите Григории// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 87. Послание к Новгородскому архиепископу Ионе об охранении паствы от наветов Киевского митрополита Григория// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 86. Послание литовским князьям и панам о непоколебимом пребывании в православной вере и о непризнании митрополитом Исидорова ученика Григория// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 85. Послание в Боголюбов монастырь о послушании братии игумену и о соблюдении иноческих обетов// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 75. Послание 1) Вятским воеводам и всем вятчанам, с убеждением их покориться в. князю, прекратить грабежи и разбои и возвратить полон; 2) Вятскому духовенству с предписанием наставлять мирян в христианских обязанностях// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 73. Послание к польскому королю Казимиру// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 68. Послания в Новгород: 1) архиепископу Евфимию и 2) гражданам – о прекращении междоусобиц. Послание нареченного на митрополию епископа Ионы в Нижегородский Печерский монастырь о соблюдении иноческих обетов и с известием о поставлении иером. Павла в архимандриты// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

библиографические указатели   1. Энциклопедии Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь/Под ред. А. П. Лопухина . Т. I-II. Пг., 1900–1910. Энциклопедический словарь/Изд. Павленкова Ф.Ф. СПб., 1899. Энциклопедический словарь/Изд. Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. Т. 1–82; 4 доп. т. СПБ., 1890–1907. 2. Справочники и справочная литература Адрес-календарь духовного ведомства: (Первый полный сборник справочных именных указаний всех должностных лиц духовной администрации). СПб., 1878. Зайончковский П.А. Справочники по истории дореволюционной России. 2-е изд. М., 1978. Сборник справочных сведений о благотворительности в Москве. М., 1901. 132 с. Справочники по истории дореволюционной России: Библиогр. указ. 2-е изд., пересмотр. и доп./Науч. рук., ред. и вступит. ст. проф. П. А. Зайончковского. М.: Книга, 1978. 639 с. 3. Словари Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей русской земли. СПб., 1847. Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам/Труд И. И. Срезневского . СПб., 1903. Опыт исторического словаря всем монастырям, находящимся в России. [Б. М. и б. г.]. 399 с. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., [Б. г.]. Т. I. 1120 с.; Т. II. 2464 с. Полный церковно-славянский словарь/Сост. свящ. магистр Григорий Дьяченко . М., 1900. Словарь географический Российского государства, собранный А. Щекетовым. Т. 1. М., 1801; Ч. 2. М., 1804. Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. В 5-ти т. М., 1988. Словарь Академии Российской по азбучному признаку расположенный. СПб., 1822. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1862. Словарь церковно-славянского языка, составленный акад. А. Х. Востковым. СПб., 1858. 4. Библиографические указатели Алфавитно-предметный и хронологический указатель к постановлениям и приказам Курского Губернского Исполнительного Комитета, опубликованным в сборнике постановлений и приказов за 1922–1925 гг. Курск: Изд-во ГИК, 1925. 28 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Они не тело Господне предают на смерть, но раздирают и разсекают верующих которые суть Его члены, и чрез то предают их вечной смерти, паче же себя самих, подобно тому недостойному ученику. Но мы думаем, что и святыне твоей, разсудительной и мудрой, не безызвестно, что нелегко нам склонить к такому же образу мыслей прочих наших епископов, потому что не скоро можно сделать перемену в предмете, особенно касающемся до божества, хотя обычай возник в недавнее время и не утвердился многими годами. Посему полагаем, что можно дозволить читать символ с прибавкою, чтобы не принуждать насилием к оставлению оной, и лучше действовать с кротостию и осторожностию, внушая мало-помалу оставить сию хулу. Пасите еже в вас стадо Божие не нуждею, но волею, ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду, рек верховный апостол Петр. Итак обвиняющие нас в том, будто и мы разделяем сие мнение, говорят неправду; но те не лгут, которые, не сомневаясь о моем образе мыслей, утверждают, что есть еще у нас люди, дерзающие так произносить символ. Итак, твоему братству подобает и не соблазняться о нас, и не отделять нас от прочего церкви нашей тела, но паче с кротостию и осторожностию содействовать нам в обращение к истине уклонившихся от нее, да с нами купно получить награду». Иоанн. VIII Послан. к Фотию: духовн. бесед, т. 7, стр. 2–4. Спб. 1859 г. 167 Некоторые полагают, что символ с словами «и (от) Сына» принят был в Риме или в девятом веке при папе Николае I, или же в десятом, при папе Христофоре I или Ceprue III (Каве Истор. пвсател. церк. т. 1, стр. 464. Базель, 1741 г. Кле Ручн. книг. истор. догмат. христ. т. 1, стр. 253, примеч. 4. Литтих, 1850 г.); но неверность сего предположения можно видеть из двух предыдущих примечаний. Не принимают его и некоторые из латинских же писателей. Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 422. Брюссель, 1848 г. 173 Либерман. Урок. богословск. т. 3, стр. 265. Маинц, 1836 г. Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 428. Брюссель, 1848 г. 174 «Следуя сим святым и блаженным пяти соборам, я признаю одно и единственное определение Веры, и знаю одно учение и символ, – тот самый, который премудрым и блаженным, исполненным божественного вдохновения, никейским собором трех сот осьмнадцати богоносных отцев, по внушению Духа Божия, изречен, и константинопольским собором ста пятидесяти богодухновенных отцев утвержден, и первым ефесским собором двух сот богопросвещенных отцев подтвержден, равно принят и подтвержден собором халкидонским, состоявшим из шести сот тридцати святейших отцев, на котором ясно повелено хранить сей символ неизменно, непреложно и ненарушимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

43. Бонифат. Постановлен. прав. 3. 378 Впрочем, большая часть защитников латинских заблуждений согласны с тем, что Миропомазание надлежит совершать прежде семилетнего возраста (Аркуд. О согласии восточн. церкви с западною в совершен. седми таинств, стр. 42. 43. Париж, 1672 г.). В римском архиерейском чиновнике также есть замечание, что в случае нужды миропомазание можно совершать над всяким младенцем. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301. 379 Постан. апостол. кн. 7, гл 22: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 371. Амстердам, 1724 г. Тертуллиан. О Крещен. гл. 7. 8: твор. ч. 2, стр. 12–13. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Януарию и проч. нумид. епископам: твор. стр. 269. Венеция, 1728 г. Собор. лаодик. прав. 48: книг. правил, стр. 159. Спб. 1843 г. Св. Кирилл. иерусалимск. Тайновод. Слов. 3, чл. 1: твор. стр 364. Москва, 1855 г. Св. Амврос. медиол. О таинств, гл. 1: твор. ч 1, л. 234, изд. 1516 г. 380 Св. Златоуст. Бесед. 12 на 1 посл. к коринфянам: ч. 1, стр. 222. Спб. 1858 г. Иннокент. Письм. к Децентию, гл. 3: твор. св. Льва велик. т. 2, стр. 51. Лион, 1700 г. Геннад. массилийск. О церковн. догмат, гл. 22: прибавлен, к 8 т. твор. бл. Августина стр. 74. Антверпен, 1700 г. 381 Мальдонат. О миропомазан. вопрос. 2, стр. 115. Лион, 1614 г. Беллармин. Прен. прот. соврем. еретик, т. 3, стр. 187. Прага, 1721 г. Шардон. Истор. таинств: Ламин. Полн. курс. богослов. т. 2, стр. 175–177. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301, Брюссель, 1848 г. 383 Либерман. Урок. богослов, т. 4, стр. 220. Маинц, 1836 г. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301. 389 «Законоположительные послания пап и постановления св. отцев говорят, что после Крещения не должно отлагать совершения сего таинства (Миропомазания), дабы лукавый оный хитрец не нашел нас безоружными. А намащенные мастию двоякой росы, одною (Крещением) исцеленные, а другою (Миропомазанием) укрепленные, мы безопаснее выступим на подвиг». Петр. Дамиан. Слов. 1 на освящ. церкви. 391 Помазанное миром чело в одних местах обвязывается у латин чистым полотенцем, а в других таким же полотенцем или хлопчатою бумагою отирает его сопровождающий епископа священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Иоанн Лествичник. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. М., 2007. С. 74. Григорий Нисский, св. О надписании псалмов. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998 С. 8–9. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Изд. 5-е. СПб.: Издание автора, 1899 (Снимок: М., 1991). С. 404. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Киев, 1991 (первое издание: Париж, 1937); Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI – первой трети XVIII века: Теория литературных формаций. М.: Издательство Литературного института имени А.М. Горького, 2008. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. С. 563–564; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 1986 – 1987. Т. 2. С. 635; Флоренский П.А. Оправдание космоса. СПб., 1994. С. 45–48. Об особенностях бытования этого понятия на индийской почве см., в частности: Аникеев Н. Майя//Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1960 – 1970. Т. 3. С. 278; Майя//Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 333; Чаттопадхья Д. Живое и мертвое в индийской философии. М.: Прогресс, 1981/Перев. с англ. Е.Н. Аникеевой и др. С. 52, 88–90, 132–133 и др. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 2. С. 359; Дьяченко Григорий, священник, магистр. Полный церковно-славянский словарь. С. 797. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 569; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т./Перев. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. М.: Прогресс, 1986 – 1987. Т. 4. С. 282. [Исаак Сирин]. Святого отца нашего Исаака Сирина слова духовно-подвижнические. М., 1854. С. 30. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 1. С. 358; Словарь русского языка XI – XVII веков. Вып. 6. С. 266. Арнаудов М. Психология литературного творчества/Перевод с болгарского Д.Д. Николаева. М.: Прогресс, 1970. С. 11–14; Древнегреческая литературная критика. М.: Наука, 1975. С. 13–16; Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978. С. 24–64.

http://bogoslov.ru/article/5405844

В заключение мне бы хотелось сказать вот что: жизнь в Православной Церкви сделала нас по-настоящему счастливыми. Мы продолжаем служить ей, то и дело пакуем чемоданы, садимся в автобус или поезд, чтобы навестить приход или формирующуюся общину. Дай Бог, удастся собрать хор, такой же, каким обладает московский Сретенский монастырь. Многие прихожане побывали на выступлении этого коллектива в ходе Дней России в Чили в ноябре 2008 года и были потрясены до глубины души. Но главная наша мечта – воздвигнуть храм Русской Православной Церкви во славу Господа и во имя будущих поколений. Рейтинг: 10 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Фотографии: Михаил Родионов/Православие.Ru скрыть способы оплаты Комментарии Анатолий Алексеевич Стефанов 29 мая 2012, 18:58 Хочу немного просвятить Марию, написавшую стихотворение " Я -русский. Значит - православный. Правильное название Рось и россичи, а не Русь и русские, тюркские племена принесли на Рось свои названия урес, урус, Русь и т. д. К сожалению исковеркованное название нашей любимой Родины прижилось и вошло в обиходный разговор, также, как кочевые не промытые племена принесли мат на Рось, чтобы оскорбить Матушку Богородицу, вспоминали и т. д. Я по образованию историк , закончил истфак МГУ, и имел доступ к закрытым архивным документам, поэтому подтверждаю истину, всё, то, что я написал, сущая правда. Стефанов Анатолий Алексеевич Анатолий Алексеевич Стефанов 29 мая 2012, 18:42 Дорогой батюшка Алексий примите мои искренние поздравления, в вашем правильном духовном выборе " Православной Веры " ! И примите в виде подарка моё стихотворение посвящённое нашему Господу Иисусу Христу. С глубоким уважением к Вам, с пожеланиями : " Многие лета " . Стефанов Анатолий Алексеевич. Спаситель Он вынес неземные муки С венцом терновым на челе. Перенеся печаль, разлуки За грешных нас на всей земле. Не дал согласья к отреченью От Веры истинной, Отца. Смиренно, с чувством сожаленья Закрыл печальные глаза. Толпа ревела и бесилась, Но не могла она понять, Как в Нём неведомая сила

http://pravoslavie.ru/30323.html

показан в числе умерших: был ревнитель благочестия и чистоты нравов прихода; 12) Михаил Андреев, переведенный в 1744 г., к Сергиевской церкви; 13) Николай Григорьев, учившийся в невской семинарии; в 1752 г., «за известную его преосвященству вину», лишен сана и сослан в монастырь на 2 года; 14) Иоанн Стефанов, из Московских купцов, сюда переведен из диаконов Спасобочаринской церкви в 1748 г.; 15) Иоанн Григорьев умер 1752; 16) Иосиф Иосифов умер в 1762 г.; 17) Иоанн Васильев и пр. Из позднейших протоиереев и священников достойны упоминания: Михаил Дмитриев, был судим за буйство и за какой то «секретный» поступок, и в 1761 г. переведен на большую Охту. Иоанн Стефанов Арктофилактов – строитель теплой Тихфинской церкви; был в лагере, в 1765 г., под Красным Селом. Георгий Федоров, из сержантов заграничной службы, куда определен из дьячков Ростовской епархии, служил при Ямской церкви священником 47 лет; вышедши за штат, жил еще 5 л. и пользовался диаконской кружкой; умер в 1814 г. Андрей Никитин, сперва служил священником при Сергиевской пустыни; сюда определен в 1764 г. и прослужил 40 лет. По выходе за штат, в 1804 г., он продолжал служить и исповедывать духовных детей, но последнее было ему воспрещено; служить разрешено «для спасения души до 4-х раз в год». Александр Андреев Чулков, слушал богословие, священником поступил в 1804 г., перестроил колокольню и много сделал для благолепия церкви и обеспечения причта; умер в 1827 году. Андрей Стефанов Славинский, из Кирилловского уезда, сначала был студентом богословия и, поступив диаконом Ямской церкви, продолжал учиться. В 1809 году, был определен во священника: во время пребывания здесь преподавал закон Божий в разных школах. Александр Тимофеев Камчатов – ныне при Андреевском соборе настоятелем; Иоанн Константинов Яхонтов, из законоучителей Смольного монастыря, известный духовный писатель, красноречивый проповедник, издатель Духовной беседы, ныне протоиерей Морского собора. Из прежних диаконов достойны упоминания: Степан Архипов, из келейников св. Димитрия Ростовского , был буйного нрава, лишен сана, и умер в доме сына своего, диакона Ямской церкви; Петр Стефанов, служивший 43 года; Михаил Добронравов, из Парголова, слушал богословие и, в тоже время, служил в сане диакона, дав подписку «продолжать ходить в академию». Потом перешел на Александровскую мануфактуру законоучителем у питомцев воспитательного дома; умер в 1831 г., в сане протоиерея Андреевского собора. Феодор Петров Осторожнов, из Пулкова, окончивший курс семинарии и после перешедший к Андреевскому собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Вечером 20 февраля 2017 года преставился ко Господу архимандрит Кирилл (Павлов)   Вечером 20 февраля 2017 года преставился ко Господу  архимандрит Кирилл (Павлов)     Вечером 20 февраля 2017 года в Переделкино, на 98-м году жизни, после продолжительной болезни преставился ко Господу многолетний духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архим. Кирилл (Павлов) .   Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 октября 1919 года в Рязанской губернии. Старец рассказывал, что он жил в благочестивой семье крестьян, но «с 12 лет жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность». В молодые годы работал технологом на металлургическом комбинате, в армию был призван в конце 1930-х годов. Служил в пехоте.   Во время Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом) и оборонял известный дом Павлова, где испытал второе рождение: в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие, с которым уже не расставался. Старец дошел до Берлина и закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году. По окончании войны герой лейтенант Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, которая тогда располагалась в Новодевичьем монастыре в Москве. За это ему пришлось отречься от звания героя Советского Союза и дать обещание огранам хранить свой подвиг втайне. Воследствии он окончил и Московскую духовную академию. С этого времени его жизнь была связана с Троице-Сергиевой лаврой: герой лейтенант Иван Павлов исчез и появился монах Кирилл. 25 августа 1954 года он был пострижен в монашество. В том же году окончил Московскую духовную академию и был рукоположен 8 октября во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Там он был пономарем, потом казначеем обители. С 1965 года духовник братии Лавры. Был возведен в сан архимандрита. Уже в 70-е годы архим. Кирилл (Павлов) духовно окормляется у Глинских старцев. Он не раз посещает архим. Виталия в Абхазии. Бывает у архиеп. Зиновия (Мажуга). Так старцу Кириллу была передана глинская традиция и духовное преемство.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

— Сюда вас Бог донес с одним рублем, — сказал он ей. — Ну вот вам другой на обратный путь. — Спасибо! Я пойду помолюсь за вас, — просто сказала девочка и быстро поднялась в церковь. Вслед за ней пошел и Павлов и долго смотрел, как юная молитвенница за него старательно клала земные поклоны перед образом Божьей Матери. На другой день утром Павлов отправился к уважаемому здесь старцу. Ему много говорили в Москве о его прозорливости и полезных советах, которыми он наделял приходящих к нему с разных концов России. Старца он застал на дворе, окруженного толпой богомольцев. Вероятно, они уже побывали у него, и теперь он провожает их, приговаривая: — Идите с Богом, детушки, в церковь, и я сейчас приду туда. Павлов подошел под благословение к старцу и подал ему рекомендательное письмо от своего приятеля. — От вашего почитателя, батюшка. — Ну, зайди, сыночек, в келью. Павлов прошел в небольшой деревянный дом, где была квартира старца, состоящая из двух маленьких комнат. Седой старец, но еще довольно бодрый, ласково обратился к Павлову и заглянул ему в глаза: — Ну, что скажешь, сыночек? Павлов смутился. Он хотел было спросить совета относительно женитьбы, да сразу сказать об этом показалось ему как-то неловко. — Пришел за благословением к вам, батюшка. — Один, сыночек, приехал? — Один, батюшка. — Разве ты не женат? — Нет, холостой. — Так что же ты не женишься? — Я за этим и пришел к вам. — Женись, женись! Время пришло! Вот тебе мое благословение. Старец взял из другой комнаты икону Иверской Божьей Матери и осенил Павлова. — Ищи невесту. Павлов подивился прозорливости старца и поклонился ему до земли. — Женись, женись! — благословляя его, повторил много раз старец. — Вечером приходи ко мне исповедоваться. Радостно сжимая на груди подаренный образок, Павлов спустился в пещерную церковь и горячо благодарил Божью Матерь. Весь день до исповеди он провел или в церкви за службами, или в обозрении пещер и скитских храмов. На другой день, после принятия Святых Тайн, Павлов опять посетил старца, чтобы поблагодарить его и проститься с ним.

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010