8) Пока дух привязывается к слову, он еще не достиг божества. Высшая ступень упражнений иоги есть самадхи – поглощение, погружение субъекта в объект. Здесь исчезает различие между мыслящим, мыслью и мыслимым. Как кусок соли растворяется в океане, так человеческий дух растворяется в Браме – атмане. Это есть истинное и полное блаженство. При суждении о характере этого блаженства нужно иметь в виду, что мысль о Божестве не имеет никакого содержания, ибо Божество, как абсолютное, не может быть характеризуемо никакими свойствами и признаками. В состоянии самадхи нет места никаким видениям, которые предполагают, когда говорят о религиозном зкстазе: самадхи есть блаженное, но не дающее сознанию никакого содержания состояние духа. Иогин характеризуется двумя чертами: 1) он блажен и 2) он обладает даром чудотворений. Чудом является уже его эмансипация от внешнего мира, невосприимчивость к внешним воздействиям. Иогин, всецело устремивший свои глаза на кончик своего носа, не слышит никаких запахов земных предметов, он обоняет лишь благовоние божества и носит в себе силы божества. Сказания о чудесах иогинов очень многочисленны. Если из Азии перейти на Запад, то здесь много аналогий с иогой дает неоплатонизм. Экстаз Плотина, это – самадхи Патанджали. Суфизм, родственный тому и другому, может быть, возник в передней Азии под перекрестным влиянием Индии и Александрии. Но вообще мистицизм везде шел родственными путями. Отсюда: хорошо выясненный и изученный мистицизм в одной религии может существенно помочь нам истолковать мистические движения в другой, и мистицизм иоги, который во многих пунктах хорошо истолкован (напр., в выяснении того, как из простых и практических правил о средоточении внимания возникли тяжелые и патологические упражнения), может много помочь в деле изучения явлений патологического мистицизма в христианстве. С. С. Глаголев Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., л. ил., портр., план.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Если справедливо мнение, что кн. Иудифь описывает какой-либо из походов Антиоха III-ro в Палестину, то и составление книги должно относить к эпохе маккавейской. О личности писателя и обстоятельствах происхождения книги не сохранилось никаких сведений. Содержание книги дает основание полагать, что она явилась в фарисейских кругах, так как религиозные идеи книги имеют фарисейскую окраску ( Иудифь.4:2,3,11–15 , Иудифь.8:21,24 , Иудифь.9:8–13 ; ср. Иудифь.5:19 , Иудифь.9:1 ). В некоторых местах книги, напр. в таких, где проводится мысль о необходимости подчиняться всем постановлениям закона ( Иудифь.11:13 , Иудифь.10:5 , Иудифь.12:2,19 ), где подчеркивается промыслительное отношение Бога к людям и ответственность их пред своим Творцом ( Иудифь.5:17–21 , Иудифь.7:25–28 , Иудифь.8:15–20 и др.) можно видеть даже прямую полемику со стороны автора против саддукеев, отстаивавших свободу и отрицавших божественное мздовоздаяние. Древнейшим, сохранившимися до нас текстом кн. Иудифь, является греческий, известный в нескольких редакциях. Но, несомненно, книга была написана первоначально на языке еврейском или арамейском. Это видно из множества гебраизмов, имеющихся в греческом тексте (таковы: употребление σφδρα Иудифь.4:2 , Иудифь.5:9,18 . Иудифь.10:7 ), соответственно евр. , выражение μνα μερν Иудифь.3:10 ср. Быт.29:14 ,. 4Цар.15:13 ; οκος вместо νας Иудифь.4:3 . ср. Быт.15:18 , 1Ездр.10:3 ; γνοιτο Иудифь.13:20 ср. Втор.27:15–16 и др.), и из некоторых ошибок, легче объяснимых смешением евр. слов (2, 2 συνετλεσε; Иудифь.2:11 ν πασ γ σου; 3, 9 το προνος). Существование еврейского или арамейского оригинала кн. Иудифь подтверждает и бл. Иероним (Praefam. in Judith: Migne lat. XXIX, col. 37–40). Впрочем, подлинный текст книги был утрачен уже ко времени Оригена (Epist. ad African.: Migne gr. XI, col. 80), а тот «халдейский» текст, с которого переводил бл. Иероним, несомненно, был уже не оригиналом, а переводом с греческого. В. Рыбинский Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., л. ил., портр., план.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Не принадлежит к числу отличительных особенностей этих сектантов и начитанность в источниках религиозного учения, так как на беседе не редкость услышать очень странные суждения, не согласуюшиеся с основами их доктрины. Относительно рода занятий иудействующие, по этим отзывам, также представляют мало симпатичного, усвоив себе известные отрицательные качества семитической расы. Наконец, их религиозно-бытовая обособленность от коренного русского населения, переходящая в обособленность и политическую, – вместе с большой склонностью и способностью к прозелитизму как среди православных, так и между последователями некоторых рационалистических сект (напр., молоканами и штундистами), – дополняют характеристику секты с отрицательной стороны. В виду этого 2-й миссионерский съезд (1891 г.), «приняв во внимание, что она отторгает сынов православной церкви в нехристианское исповедание, воспитывает русских коренных людей в противонациональном, вредном не только для церкви, но и для государства, духе еврейства, полагал, что эту секту следовало бы отнести по закону к разряду наиболее вредных», с признанием совершаемого ее последователями обрезания детей преступным членовредительством и с распространением на сектантов различных ограничений, какие приняты в отношении природных евреев в Империи. Заключение это не получило, однако, законодательного утверждения, и правовое положение секты иудействующих в настоящее время должно определяться общей нормой, данною законом 3 мая 1883 г. И. Громогласов 12 [В газетах («Волгарь» и отсюда «Новое Время» за 7 марта, «Биржевые Ведомости» вечерний за 7 марта) еще в начале 1905 г. сообщалось, что недавно в скопинском уезде появилась новая секта под названием «Новый Израиль» Последователи ее не признают икон, таинства крещения, брак также отвергают, а таинство причащения хотя и выполняют, но только «для вида», как они сами заявляют. О своей принадлежности к новой секте некоторые из крестьян заявили публично. Так, в селе Павельце трое крестьян явились во время литургии в церковь , принесли с собой иконы из дому и, заявивши священнику, что они не считают их святыми, оставили иконы и ушли. В тот же день в с. Мшанки в церковь явились представители от четырех крестьянских дворов с иконами и также публично заявили священнику, что они не признают икон, так как принадлежат к секте «Нового Израиля».] Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., л. ил., портр., план.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

по истории восточного монашества – о Макарии Египетском . Митр. Филарет, которому был представлен этот труд, написал несколько резких замечаний и потом не раз еще, под давлением Филарета, П. С-чу приходилось стеснять себя. Так, напр., Филарет запретил ему продолжать статьи о «Летописце», вызвавшие в свое время полемику и сразу давшие автору известность в ученом мире. По гражданской истории П. С. написал только учебник для семинарий (ч. 1, Спб. 1863 г.). Филарет заставил К. переделать его и уже только после этого рекомендовал в качестве учебника одну первую часть. Своим читателям П. С. старался доказать, что история – это «развитие человечества по вечному плану Божию, для восстановления образа Божия чрез Иисуса Христа». Но П. С. не оставался только в роли повествователя или назидателя в других работах. Его литературные исторические труды, по отзывам, напр., Евг. Ев. Голубинского, отличаются полнотою изучения предмета и самостоятельностью исследования. Даже люди, не любившие П. С-ча, признавали за ним полноту исторических сочинений, научный метод исследования. Конечно, далеко не со всеми выводами К-го можно соглашаться теперь, – его работы уже достаточно устарели, однако не утратили совершенно своего значения и в настоящее время. Это нужно сказать о его книге касательно монашества, которая и до сих пор не заменена на русском языке более современной, научной и обстоятельной. Кроме вышеупомянутых статей, можно указать еще несколько наиболее ценных его работ: «История православного русского монашества», М. 1855; «Житие св.» Тихона, еп. воронежского», Спб. 1861 (2-е изд. 1862); «Жизнь св. Саввы сербского » (в Приб. к Тв. св. Отц. ч. VIII); «Св. Петр архиепископ александрийский» (там же, ч. XV); «Св. Нил подвижник синайский и его сочинения» (там же, ч. XVI); «Св. Исидор Пелусиот » (там же, ч. XIV); «Исследование о древней русской монетной системе в XI-XIII веках» (в «Записках Император. Археолог. Общ»., т. III); «О русской гривне в XI и XII веках» (там же, т. III); «Заметка о древнем обряде бить в блюдо на обедне» (там же, т. III); «Дополнение к исследованию о древней русской монетной системе» (там же, т. VI); «Кто были виновники Соловецкого возмущения от 1666 по 1676 год?» (в «Чтен. в моск. общ. истор. и древн.» 1864, кн. IV) и др. [напр. и в особенности, Исследование о личности первого Лжедимитрия в «Русском Вестнике» 1877 г., август – октябрь]. С. Смирнов Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., л. ил., портр., план.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Трогательные мольбы горожан удержали на время эту трусливую выходку того, который прежде и более всех должен был быть готов до последней капли крови отстаивать вверенное ему дело, – тем более, что такую отчаянно-геройскую решимость изъявили, за исключением почти его одного, решительно все. 10 С отчаянным мужеством иудеи долго еще защищали крепость, истощая последние запасы сил и средств для борьбы с врагом, столь же отчаянно лезшим на крепостные стены, повреждаемые таранами и осыпаемые стрелами. Страшные машины и атаки римлян сильно страдали и парализовались изумительно-находчивой изобретательностью иудеев. Так, ужасную силу ударов тарана они ослабляли мешками с сеном, спуская их на веревке под места ударов; быстрыми и ловкими вылазками поджигали римские машины и наносили им повреждения, лили кипящее масло по лезшим на стены, разбрасывали вареную чечевицу под ноги наступавших, от чего те скользили, падали и массами гибли от стрел, камней и кипящего масла иудеев. Сам Веспасиан был ранен в ногу. И неизвестно, сколь долгое время и еще стойкая крепость отражала бы все штурмы римлян, причиняя им страшный урон, если бы в конце концов дело не решила предательская низкая измена одного из перебежчиков. Указав наиболее удобный момент и место для нового ночного штурма (когда стража и все защитники крепости от сильного переутомления недостаточно были бдительны), изменник решил судьбу крепости лучше всякого прославленного искусства и мужества римлян. Крепость пала, защитники ее без пощады были избиты, укрепления и здания все разорены и сожжены. Архим. Иосиф (Петровых) 10 Но, удержавшись от задуманного бегства, Иосиф уже не мог расстаться с мыслью об избежании участи, грозившей защитникам крепости, и в конце концов действительно не только оставил умиравшую крепость, но и сам предался римлянам, предпочтя «почетный» позор плена геройской гибели «за други своя». Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., л. ил., портр., план.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

По приказанию Иоанна произведен был по городам строгий обыск; церковный собор 1504 г. по расследовании дела предал еретиков проклятию и большинством голосов настоял на необходимости казнить главных пропагандистов ереси; менее виновные были отправлены в заточение. Относительно последних возник вопрос, следует ли принимать их раскаяние; вопрос решался в утвердительном смысле препод. Нилом и его сторонниками и отрицательно – препод. Иосифом и его партией. Пред смертью Иоанн отдал приказание принимать раскаяние еретиков и освобождать их от заключения. Важно выяснить отношение великого князя Uoahha III к еретикам в виду того, что он сам как бы признавал себя виновным в попустительстве им и просил в этом прощения у владык и препод. Иосифа; по словам последнего, Иоанн даже говорил, что он знал о существовании ереси жидовствующих. Но как согласить это с несомненной религиозной ревностью великого князя? По объяснению академика Е. Е. Голубинского , Федор Курицын мог представить Иоанну себя и своих единомышленников, как людей, усвоивших только одну сторону жидовства, а именно – знание астрологии. Основание к такой догадке заключается в словах препод. Иосифа: «дерзновение имеяху к державному протопоп Алексей и Федор Курицын..., звездознанию бо прилежаху» (Просвет., стр. 52). Собор против жидовствующих 1504 г. был продолжением собора 1503 г., определившего не брать епископам платы за постановление на церковную степень и запретившего служение в миру вдовым священникам и диаконам. За нарушение первого соборного определения новгородский архиеп. Геннадий вскоре был лишен сана и заточен в Чудов монастырь. Собор 1503 г. обсуждал еще одно важное дело об отобрании вотчин у монастырей и архиерейских кафедр, возбужденное препод. Нилом Сорским и угодное Иоанну с точки зрения государственных и его личных интересов. Известно, что по договору с новгородцами в 1478 г. великий князь взял 10 волостей от новгородского владыки и половину земли у 6 наиболее богатых монастырей; дополнительное обобрание новгородских церковных земель было произведено Иоанном в 1500 г. Но напрасно Иоанн целые три раза заставлял членов собора давать ему ответ по этому вопросу: в споре иосифлян с заволжанами на стороне первых были все симпатии высшей духовной иерархии. Не получив желанного ответа, великий князь издал 2 узаконения, по которым: наследниками признавалось право выкупа завещанной в монастырь земли, и 2) в новоприобретенных областях запрещалось отдавать и продавать в монастыри вотчины без доклада государю. Это было одно из последних дел великого государствования Uoahha III . А. В. Попов Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., л. ил., портр., план.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

ibid.); но ветхозаветное учение о жертве было отвергнуто (Епифан. 19, 3). В связи с сейчас названным пунктом стоит отрицание елкезаитами некоторых частей ветхозаветного канона (Епифан. 18, 1); равным образом не признавалось ими, по свидетельству Оригена , и многое из новозаветных писаний, между прочим – все послания Ап. Павла (Евсев. Ц. И. 6, 38). Христология еретиков носила на себе отпечаток гностического дуализма: признавая в историческом Христе временное соединение божественной силы со свойствами обыкновенного человека, они допускали возможность многократных воплощений (Philos. 10, 29: τν Χριστν νθρωπον κοινς πσι γεγοvναι. τοτον δ ο vv πρτως κ παρδνου γεγεννσθαι, λλ κα πρτερον κα αθις πολλκις γεννθντα κα γεννμενον). Мораль елкезаитов характеризуется отрицательным отношением к телесным удовольствиям (Епифан. 19, 3), при высоком уважении к брачной жизни ( ibid. 19, 1), и признанием вынужденного отречения от веры, – в случае гонений, – за дело нравственно-безразличное (Евсев. Ц. И. 6, 38). Дальнейшую ступень в развитии начал гностического иудео-христианства представляет та система, памятником которой являются так наз. «Климентины» [см. в VIII томе]. – Внешняя история древне-христианской ереси иудействующих, с ее различными фракциями, известна очень мало. Можно думать, что заблуждения этого рода не принадлежали к числу наиболее распространенных в период, когда христианство стало господствующей религией в римской империи. Во времена Епифания († 403 г.) немногочисленные представители обоих основных направлений ереси встречались в пограничных странах Палестины; позднее известия о них прекращаются. Но отголоски еретической доктрины в IV и V в. дают себя чувствовать в некоторых сектах и ересях, волновавших тогда церковь . Позднее влияние синкретически-гностического иудео-христианства может быть подмечено в возникновении ислама . И. Громогласов Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., л. ил., портр., план.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

библ. 456) на шестопсалмии, а по Уставу императрицы Ирины – в то время, когда поют заупокойное трисвятое о царях, – в начале утрени пред 19 и 20 псалм. (Мансветов, ibid., стр. 198 сл. 208 – 9). Кроме утрени, каждение полагается далее на литургии, в самом начале ее по окончании проскомидии, притом всего храма, начиная с алтаря (литургия Иоанна Златоуста и ап. Петра по рук. XII в.: Brightmann, Liturgies Eastern and Western, стр. 542–3; XIV в.: Илитарий Есфигменской библ. 1306 г. см. А. А. Дмитриевский , Описание литур. рукоп. II, стр. 265. Устав патриарха Филофея см. Н. Ф. Красносельцев , Сведения о некоторых литур. рукоп., стр. 178), то одного этого последнего (Илитарий Патмосской библ. в. 719: А. А. Дмитриевский , ibid., стр. 173); во время чтения апостола пред евангелием (Илитарий Патмосской библ. XIII в. 719: А. А. Дмитриевский ibid., стр. 173. Устав Филофея: Н. Ф. Красносельцев ibid., стр. 182) и, наконец, при пении херувимской песни (Красносельцев ibid., стр. 184). Что касается русской церкви, то каждение совершалось в ней на тех же, что и в греческой, вседневных службах. Но в порядке его произошла перемена, внесенная Уставом 1682 г. До этого времени по Уставу 1641 г. каждение совершалось следующим образом. Сначала священник кадит алтарь и, – выйдя из него северными дверями, – царские двери, затем иконы на южной стороне, игумена и правый лик, потом, возвратившись к святым дверям, кадит иконы, находящиеся на северной стороне, левый лик и стоящих здесь должностных лиц. Вслед за этим следует каждение притвора, после чего священник входит в церковь , делает кадилом знак креста пред великими дверьми церковными, кадит игумена, царские врата, икону храмового святого и входит в алтарь северными дверями. В Уставе 1682 г. статья о каждении получила такой вид. Выйдя из алтаря, священник кадит иконы с правой и левой стороны царских дверей, игумена, оба лика и всю братию, стоящую в церкви; затем входит в притвор и, возвратившись отсюда, кадит царские врата и икону Спасителя на правой стороне и Богоматери на левой. По действующему в настоящее время на Руси Уставу различаются каждения всего храма, одного алтаря, престола и притвора (Типик. гл. 2, 9, 15, 22). Как литургическое действие, оно входит в состав крещения, малого и великого водоосвящения, елеосвящения и отпевания умершего. Свящ. А. Петровский Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., л. ил., портр., план.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Всех книг в патриаршество Иосафа было издано 23, из них некоторые выдержали несколько изданий, некоторые перепечатывались с ранее изданных – одни без изменений, другие, напр., Требник 1639 г., с существенными изменениями. Впервые при патриархе Иоасафе были изданы следующие семь книг: азбука, анфологион, трефолой, трефологий со службами собственно русским святым, потребник иноческий, святцы и житие св. Николая Чудотворца со службой ему. Вскоре после смерти патриарха, но, вероятно, еще по его раннейшему предложению в первый раз были напечатаны Пролог за первую половину церковного года и книга Маргарит. По своему государственному значению патриарх Иоасаф, конечно, и не может быть сравниваем с его предшественником. Патриарх Филарет сознавал исключительность своего положения, как ближайшего сподвижника царя по управлению государством, и полагал, что притязания его преемника (если бы таковые были) на прежние светские правительственные полномочия московского святителя могли бы внести в жизнь нежелательные осложнения. Поэтому-то выбор патриарха Филарета и остановился на кротком и смиренном архиепископе псковском, который уже по складу своего характера не мог с решительностью высказываться за удержание за московским патриархом некоторых функций светского правительства. И, действительно, патриарх Иоасаф был «к царю не дерзновенен», не имел титула «великого государя» и вообще не вмешивался в дела московского светского правительства, если последнее само не просило святительского совета по тому или другому вопросу, как это случилось, напр., во время обострившихся отношений царя Михаила Феодоровича к крымскому хану. Резюмируя же значение деятельности патриарха Иоасафа, можно сказать, что эта деятельность не оставила серьезного следа в жизни Руси того времени. Святитель Иоасаф скончался 28 ноября 1641 г. и погребен в московском Успенском соборе. Общие очерки о жизни и деятельности патриарха Иоасафа I-ro см. в Истории русской церкви м. Максирия т. XI, стр. 75 – 94, и в Руководстве по истории русской церкви проф. А. П. Доброклонского III (Москва 1889), стр. 86–87. Свящ. Н. Писарев Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., л. ил., портр., план.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

к Твор. св. Отцов» (ч. XXXII) П. И-в печатает произнесенную им на академическом акте речь: «Можно ли признать высшим принципом воспитания правило: воспитывай человека сообразно с его природой?» В «Богослов. Вестнике» (1892 г. май и июнь) П. Ив. печатает «Обозрение статей богословского и исторического содержания, помещенных в епархиальных ведомостях за 1891 г.», за 1894 г. кн. 1 критико-библиографическую статью о книге Виндельбанда «История древней философии» (перевод слушательниц высших женских курсов под редакцией проф. А. И. Введенского ). «Книга для детей русского народа» по поводу кн. свящ. Григория Дьяченко «Доброе Слово» библиограф. заметка в ж. «Православное Обозрение» 1889 г., – речь в память проф. моск. Д. Академии Е. В. Амфитеатрова («Приб. к Твор. св. Отцов» 1888 г. ч. XLII), и Ал. П. Смирнова (1889 г. ч. XLIV), некролог последнего (там же 1889 г. ч. XLIV) и много мелких статей и заметок. Кроме того, П. И-ч много лет подряд нес труд перевода святоотеческих творений (академическое издание), труд нелегкий, но не видный для людей сторонних академии, так как перевод не подписывается именем переводчика. Между тем труд этот важен не для науки только и духовенства, но и для всей русской церкви и духовного просвещения в нашем отечестве. П. И – ч принимал значительное участие в переводе с греческого языка на русский творений Григория нисского и в особенности Кирилла александрийского . Толкования последнего отца церкви на книги пророков Исаии, Осии, Иоиля, Амоса (томы 55, 56, 57 и 58) переведены при значительном участии П. И – ча (по крайней мере, наполовину), а перевод толкований того же отца на пророков Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софонию и Захарию (т. 59 и 60) принадлежит исключительно Петру Ивановичу. – П. И-ч в 1892 г. удостоен звания заслуженного профессора академии. Свою службу в академии П. И-ч оставил по прошению в 1897 г. 6 ноября. Московской академией он избран ее почетным членом. В. Я-ский Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., л. ил., портр., план.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010