2 . К братствам поставившим себе сходную задачу следует отнести: а) Иоанно-Богословское при Донской духовной семинарии; б) Кирилло-Мефодиевское при Екатеринославской духовной семинарии; в) Кишиневское, Трех Святителей; г) Киевское Богоявленское; д) Курское, Феодосия Печерского ; е) Кирилло-Мефодиевское при Минской духовной семинарии; ж) преподобного Сергия при Московской духовной академии; з) Александро-Невское при Феодоровском Городецком монастыре; и) Иоанно – Богословское при Подольской духовной семинарии; и) Саратовское, Кирилло-Мефодиевское; к) Смоленское преподобн. Авраамия; л) Ставропольское Свято-Андреевское; м) Тифлисское Андреевское 89 . Перечислять все виды братской благотворительности в нашем кратком очерке нет надобности; достаточно сказать, что братское зоркое око усматривает истинно нуждающихся и по мере своих средств спешит оказать им посильную помощь. Наши братства благотворят чем могут: деньгами, насущным хлебом, платьем, даровыми или дешевыми квартирами, даровым лечением, пособием на погребение, снабжением бедных девушек приданым, устройством разговения для бедных на праздник Пасху… перечислить всего нельзя. Мы здесь только укажем на особо практичный способ благотворения бедным, избранный одним сельским братством Костромской епархии. Братство в селе Дароватове раздает из имеющихся у него в распоряжении 176 десятин удобной земли бедным семействам небольшие участки земли для безмездного пользования. Для того-же, чтобы судить в общем о том благотворении, которое проявляется братствами, мы приведем две таблицы; в первой из них мы поместим количество бедных, получивших материальную помощь от братства, а также и сумму, израсходованную на них, а во второй мы поместим те разного рода благотворительные учреждения, которые основаны и содержатся братствами. Братства, оказавшее материальную помощь бедным (за 1890 – 91 год). Местонахождение Наименование Число бедных Сумма пособий (в рублях). 1) Волынская Кирилло-Мефодиевское Богоявлен. Св. Николаев 3) Екатеринославская

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Отец Макарий (в миру Матвей) родился в Рузе в 1750 году в купеческой семье Кузьмы и Евдокии Брюшковых. Мальчиком его отправили учиться торговле в Москву, однако Матвей не полюбил коммерческого дела, а стал искать возможности уйти в монастырь. В 1767 году юноша приехал в Санаксарскую обитель под духовное руководство к старцу Феодору (Ушакову) – родственнику знаменитого адмирала. В этой обители Матвей познакомился с будущим архимандритом Феофаном Новоезерским. Вместе они пережили несправедливую ссылку своего духовника старца Феодора на Соловки и захват города бандами Пугачева. В 1776 году Матвей Брюшков перешел в Островскую Введенскую пустынь во Владимирской губернии. Настоятель этого монастыря старец Клеопа постриг послушника Матвея в иноческий чин с новым именем Макарий. В 1781 году епископ Феофилакт Переяславский обратил внимание на пришедшую в почти полное запустение Николо-Пешношскую обитель. Иерарх вызвал из Введенской островной пустыни двенадцать монахов, чтобы они возродили здесь иноческую жизнь. Казначеем восстанавливаемого монастыря был назначен о. Макарий Брюшков – к тому времени уже иеромонах. Увидев руины некогда славного монастыря на Пешноше, Макарий пришел в уныние, хотел уйти подвизаться в другое место, но колебавшемуся иноку во сне явились преподобные Сергий Радонежский и Мефодий Пешношский, укрепляя его такими словами: «Не отходи отсюда; и здесь будет во всем изобилие». Предсказание это сбылось – остаток жизни архимандрит Макарий посвятил возрождению Пешношской обители, которая благодаря его трудам из руин стала центром иночества и «училищем благочестия». Калайдович писал: «Он решился жить только на Пешноше и только для Пешноши». В этой обители старец скончался в 1811 году. В 1848 году на средства местной помещицы Елизаветы Петровны Арсеньевой Дмитрие-Солунский храм на кладбище был расширен. Были возведены два придела: в честь Нерукотворного образа Спасителя и иконы Божией Матери Утоли моя печали. Другим чтимым в Рузе образом Богоматери до революции была «Скоропослушница». Упоминание об этом встречается в книге о. Олега Пэнэжко: «30 декабря 1894 года в Рузе открыто отделение епархиального Кирилло-Мефодиевского братства во имя чтимой в городе иконы Божией Матери Скоропослушница». Председателем отделения братства стал священник кладбищенской церкви Димитрия Солунского С.Сокольский. Кирилло-Мефодиевское братство – это общественная организация, созданная в 1884 году и действовавшая на территории Московской губернии. В ее задачи входило народное просвещение и строительство церковно-приходских школ. В частности, при поддержке Кирилло-Мефодиевского братства в Рузском уезде были построены школы в Шилово, Спасском, Козлово.

http://sobory.ru/article/?object=00985

На Дону имелся опыт проведения епархиальных съездов законоучителей: первый такой съезд состоялся в 1913 г., второй — в 1916 г. 4 . В 1917 г. был проведён третий Епархиальный законоучительский съезд, который готовился активом законоучительского братства. В работе съезда приняли участие “члены братства о.о. законоучители школ всех типов низших, средних и высших начальных училищ и все ревнующие о религиозно-нравственном воспитании молодого поколения из мирян”. Открывшись 22 августа 1917 г., съезд прорабатывал программу: “1) Заслушание отчёта о деятельности Кирилло-Мефодиевского Законоучительского Брат­ства за первый год его существования. 2) Обсуждение докладов делегатов Братства на Всероссийский Законоучительский съезд в июле сего года. 3) Суждение о положении Закона Божия в реформируемой светской школе. 4) Обсуждение новой программы преподавания Закона Божия, выработанной Всероссийским съездом. 5) Вопросы, относящиеся к организации дальнейшей деятельности Братства” 5 . В подготовительных материалах к этому съезду, опубликованных в епархиальной печати, протоиерей Тихон Донецкий писал: “На втором Законоучительском Съезде, в июне прошлого года, выражено было участниками пожелание, чтобы подобные съезды собирались по возможности ежегодно. Исполняя это пожелание оо. законоучителей, Кирилло-Мефодиевское братство созывает 22 августа третий Епархиальный Законоучительский Съезд и приглашает собраться на него всех, кому дороги интересы Церкви и успехи религиозно-нравственного воспитания наших детей. Никогда вопрос о преподавании Закона Божия в русской школе не стоял так остро, как в настоящий момент, к началу наступающего учебного года, и от нас, Законоучителей, в значительной степени зависит то или другое решение его в Министерстве Народного Просвещения и утверждение в Учредительном Собрании. Ни для кого не тайна, что во влиятельных кругах социалистических партий Церковь трактуется отделённой от государства и школа — освобождённой от влияния Церкви в смысле образования детей в Законе Божием и воспитания их в заветах Православия. Голос Всероссийского Московского съезда представителей духовенства и мирян, единодушно высказавшийся за неотделение Церкви от государства и за сохранение Закона Божия и богословия в школах всех ведомств от низшей до высшей, прозвучал как звук пустой для социалистически настроенных руководителей учебной реформы, но в сердцах искренне верующих и преданных Церкви её детей этот голос представителей всероссийского церковного сознания нашёл себе отзвук в форме многочисленных резолюций и петиций, ныне направляемых в Министерство народного просвещения в целях морального воздействия на вершителей судеб русского просвещения, пытающихся свои партийные взгляды навязать явочным порядком не спрошенному населению православной России.

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

Далее, в лице Высокопреосвященнейшего Иоанникия, Русская Церковь чествует ныне архипастыря-благотворителя и благодетеля, в полном смысле этих слов: благотворения и благодеяния его простираются на всех людей, как светских, так особенно духовных. Эта черта точно также проходит чрез всю его жизнь и ясно выделяется из ряда многих других. «Пятидесятилетнее служение Высокопреосвященнейшего Иоанникия разделено», как известно, «между пятью епархиями: Саратовской, Нижегородской, экзархатом Грузии, митрополиями Московской и Киевской; но в каждой из них, Высокопреосвященнейшим Иоанникием основано столько учреждений, что как-будто именно ей одной принадлежало все пятидесятилетнее его служение» 1 . Назовем здесь главнейшие из его учреждений: 1) Православное Церковное Братство св. Креста в Саратове; 2) Духовно-просветительный союз, там же; 3) Православное Кирилло-Мефодиевское Братство в Москве; 4) Епархиальные женские училища в Саратове, Нижнем Новгороде, Тифлисе, Москве и Киеве; 5) Общежития для учеников духовных семинарий и училищ, сначала в Нижнем Новгороде, a затем и в других местах его служения; 6) Детские епархиальные приюты, приют для престарелых священно и церковнослужителей, и бесплатные столовые для бедных. «Все эти просветительные и благотворительные учреждения, основанные Высокопреосвященнейшим Иоанникием во всех епархиях, в которых последовательно проходило его святительское служение», представляют «не что-либо случайное, а прямое выражение его заветных стремлений» 2 , которые глубоко хранились у него в душе. Как все это громко говорит о его горячем сочувствии нуждам духовенства и готовности облегчить эти нужды. Для духовенства он был, можно сказать, великим и редким отцом-благодетелем, покровителем и заступником его в бедах, и скорбях. Все, что относилось ко благу его, как материальному, так и духовному, он близко принимал к своему сердцу. Сам изведавший нужду и горе собственным опытом в жизни, он охотно разделял их с ним в то время, когда особенно нужно было придти к нему на помощь. «Высокопреосвященнейший Иоанникий всегда памятовал о бедности, из которой вышел и именно этим памятованием и объясняются многочисленные благотворительные учреждения, которые им основаны во всех местах его служения». Особенно значительные пожертвования на духовные и материальные нужды Киевской паствы сделаны Высокопреосвященнейшим Иоанникием в память и ко дню своего юбилея.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Трудно сказать точно, сколько связано с этим зданием людей, причисленных впоследствии к лику святых. С инициативой создания Московского епархиального дома выступил митрополит Владимир (Богоявленский) , будущий первый священномученик-архиерей. Он же благословил постройку. В 1917 году митрополит Владимир был почетным председателем проходившего здесь Поместного Собора , на котором было восстановлено патриаршество в России . На Патриарший престол был избран московский митрополит Тихон (Белавин), будущий святитель . Около 50 участников того же Собора причислены Церковью к лику новомучеников и исповедников Российских . Первым настоятелем Князь-Владимирского храма был иеромонах Петр (Зверев), будущий архиепископ Воронежский и священномученик. Настоятелем и организатором всей просветительской, миссионерской и противосектантской деятельности при Епархиальном доме с 1909 года был еще один будущий священномученик – протоиерей Иоанн Восторгов . Дом просвещения В Российской империи Московский епархиальный дом считался крупнейшим просветительским и церковно-культурным центром. Здесь было сосредоточено все – богослужения, миссионерская работа, богословское образование для мирян (в том числе и для женщин), программы народного просвещения, издательства православных журналов, социальные и благотворительные проекты. Здесь располагались знаменитое Миссионерское общество , Кирилло-Мефодиевское просветительское братство и братство во имя святителя Петра , редакции журналов «Московские церковные ведомости» и «Воскресные беседы», огромная библиотека с общедоступной читальней, церковно-археологический музей с уникальными собраниями и отдел распространения духовно-нравственных книг.  Дом-сирота Когда советская власть отняла Епархиальный дом у Церкви, все церковные структуры отсюда изгнали. Музейные коллекции и библиотеки были разграблены, храмовое убранство уничтожено. В разное время в бывшем Епархиальном доме квартировали: Главполитпросвет, Академия коммунистического воспитания им. Крупской, кинотеатр «Артес», Химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева, Центральная студия документальных фильмов.

http://pravmir.ru/sem-obrazov-moskovskog...

В 1627 году Морозов отдает Александрово в качестве приданого своей дочери Марии, вышедшей замуж за Андрея Васильевича Голицина. В 1646 году селом стал владеть сын Голицыных – Иван. В 1677 году село вновь переходит к Морозовым. В 1754 году Александровым владеют Иван Кондратьевич и Владимир Михайлович Грушевские. Сын последнего, Василий Владимирович, на месте деревянной церкви строит каменную, которая была освящена 14 августа 1779 года. Из старой церкви перенесли сосуды, книги, иконы. В куполе нового храма были написаны изображения апостолов и чудеса Господа нашего Иисуса Христа, означенные в Евангелии. Иконостас был выкрашен и позолочен; храмовая икона Успения – из старой церкви Морозовых. Интересно, что церковь была возведена в стиле классицизма, хотя и с четырехскатной шлемообразной купольной частью – формой, позаимствованной у бывшей деревянной церкви. Вокруг нее была ограда в виде вытянутого восьмиугольника, с южной стороны были устроены ворота. Во время Отечественной войны 1812 года неподалеку от Александрова – в селе Ознобишино проходили бои – Мюрат стягивал туда силы французов. У села Александрово расположился корпус А.И.Остермана-Толстого. Перед началом боев французы совершили набег на Александрово и «ободрали» два серебряных оклада с древних книг Евангелия. Так проявили себя на русской земле «просвещенные европейцы», оказавшиеся самыми обычными мародерами и безбожниками. В апреле 1815 года Александрово было продано бригадиру Ивану Степановичу Арсеньеву. Свидетелем купчей был дядя А.С.Пушкина, Василий Львович Пушкин. Вскоре село было отдано в приданое дочери Арсеньева, троюродной сестрой которого была Мария Михайловна Арсеньева – мать поэта М.Ю.Лермонтова. Впоследствии именно Евдокия Арсеньева пристроит к церкви Успения Пресвятой Богородицы придел святого мученика Иоанна Воина.В марте 1889 года помещичья усадьба был куплена московским фабрикантом Ильей Васильевичем Щаповым (1846-1896). За 40 лет, прошедших после смерти А.И.Арсеньевой, церковь обветшала. И.В.Щапов великолепно ее отреставрировал. Он построил для причта два деревянных дома на каменных фундаментах. В 1892 году Московским Кирилло-Мефодиевским братством в селе Александрово была открыта церковно-приходская школа, каменное здание для которой построил Щапов (сейчас в этом здании приходской дом). В школе обучалось до 200 детей.

http://sobory.ru/article/?object=10085

12 марта 1895 г. епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил его во священники. Через месяц о. Константин был назначен противораскольническим миссионером в г. Богородске и его уезде и определен благочинным на два благочиния — градское Богородское и Павлопосадское. Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. Усилиями пастыря, проводившего публичные беседы как в самом городе, так и в селах и деревнях Богородского уезда, возвратились в лоно Церкви многие старообрядцы и сектанты. Отец Константин принимал активное участие в благотворительной деятельности на пользу заключенных, был включен в число обязательных Директоров уездного Отделения попечительного о тюрьмах Комитета и совершал богослужения в тюремном храме до определения к нему штатного священника. Высокопреосвященнейшим Сергием будущий мученик был назначен председателем Богородского Богоявленского Отделения Кирилло-Мефодиевского Братства, с 1897 г. он заведывал Истомкинской церковноприходской школой при фабрике Шибаевых и с 1901 г. состоял в ней законоучителем. Большое внимание о. Константин уделял проблемам религиозного образования и просвещения женщин. Какими будут женщины в стране, говорил он, какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России. Также много внимания уделял он борьбе с пьянством, был членом Богородского комитета народной трезвости. При всех своих обширных начинаниях о. Константин находил время и для своей большой, дружной семьи. Дети — а их было семеро — воспитывались строго в православном духе. При наступивших после 1917 г. гонениях на Церковь Христову о. Константин был арестован. Его арест, возможно, вызвало событие, знаменательное для всего православного населения края и ненавистное для власти того времени. Вот что писали «Московские церковные ведомости» 11, 1918 г.): “12–13 мая в Богородске происходило церковное торжество, устроенное по инициативе приходского совета Богоявленского собора православным населением города и 85 окрестных сел. Вечером, 12 числа из Москвы прибыли в Богородск: Святейший Патриарх Тихон, митрополит Владимирский Сергий, архиепископы Кишиневский Анастасий, Коломенский и Можайский Иоасаф, Американский Евдоким, епископы Уральский Тихон, Серпуховский Арсений и Верейский Сильвестр с многочисленным столичным духовенством.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

16 окт. 1880 г. утвержден еп. Тихоном в должности саратовского епархиального противораскольнического и противосектантского миссионера. Регулярно совершал поездки по селениям Саратовской епархии, где жили старообрядцы и сектанты, особенно если там не было правосл. пастырей или они не имели достаточной подготовки для миссионерской работы. К. безбоязненно шел на прямой диалог и побеждал в публичных диспутах влиятельных деятелей старообрядческих и сектантских общин, что вызвало массовый переход их членов в правосл. Церковь. К. заслужил любовь духовенства и мирян, а также признание и уважение со стороны старообрядческих сообществ. Его деятельность не ограничивалась только Саратовской епархией. С благословения Саратовского еп. Николая (Налимова ; впосл. ахиепископ) и Воронежского еп. Анастасия (Добрадина ; впосл. ахиепископ) по просьбе местного духовенства К. ездил в Воронежскую епархию и в селах Новохопёрского у. проводил беседы с сектантами. Всего с 1876 по 1895 г. К. обратил в Православие ок. 500 чел. из старообрядцев и сект. После продолжительного служения в Поволжье К. был переведен в Московскую епархию и направлен для продолжения миссионерской работы в Богородский у., где было широко распространено старообрядчество. Здесь находились текстильные фабрики, чьи владельцы (напр., представители семейства Морозовых) принадлежали к старообрядчеству и оказывали щедрую материальную помощь общинам своих единоверцев. 4 марта 1895 г. Московский и Коломенский митр. Сергий (Ляпидевский) назначил по рукоположению в иерейский сан К. священником к Богоявленскому собору в Богородске Московской губ. 12 марта 1895 г. Можайский еп. сщмч. Тихон (Никаноров ; впосл. ахиепископ) рукоположил К. во иерея. 13 апр. К. был назначен противораскольническим миссионером в Богородске и Богородском у., а 15 апр. определен благочинным на градское Богородское и Павлово-Посадское благочиния (всего 16 приходов). 13 сент. 1895 г. назначен председателем Богородско-Богоявленского отд-ния Кирилло-Мефодиевского братства, в том же году вошел в число директоров Богородского отд-ния попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности. С 1897 г. К. заведовал Истомкинской церковноприходской школой при фабрике Шибаевых, где преподавал с 1901 г. Закон Божий. В 1900 г. открыл при богородском Богоявленском храме жен. церковноприходскую школу, в к-рой также стал заведующим и законоучителем. Организовывал публичные беседы в г. Богородске и селах и деревнях Богородского у. 22 нояб. 1903 г. был возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/1841996.html

В тот же день был допрошен один из колхозников, Иван Крылов. Сотрудники НКВД вызвали его к себе, угостили водкой, дали денег на выпивку, и он подписал все, что те требовали от него: показания, аналогичные показаниям председателя сельсовета. 27 ноября сотрудники НКВД арестовали протоиерея Георгия Колоколова и псаломщика Петра Царапкина, а на следующий день – протоиерея Назария Грибкова. Все они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. Священномученик Георгий родился 22 октября 1876 года в городе Москве в семье диакона Иосифа Колоколова. Окончил в 1898 году Московскую Духовную семинарию. В 1899 году он был рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви села Спасское-Тушино Московского уезда. В 1904 году диакон Георгий был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Аксиньино Звенигородского уезда и назначен законоучителем Аксиньинского народного училища и уездной церковноприходской школы, в этой должности он состоял до 1918 года. С 1908 года он нес послушание учителя Закона Божия Липкинского училища, находившегося в том же уезде. С 1909 по 1918 год отец Георгий состоял членом Совета Звенигородско-Саввинского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства. В 1924 году за ревностное и усердное служение отец Георгий был награжден наперсным крестом, в 1927 году возведен в сан протоиерея, а в 1930 году награжден палицей. В 1931 году власти арестовали его и приговорили к пяти годам заключения. Год он пробыл на каторжных работах на строительстве Беломорско-Балтийского канала, а с марта 1932 года по июнь 1933 года работал счетоводом в одном из отделений Соловецких исправительно-трудовых лагерей на лагерном пункте Сеннуха. По возвращении протоиерея Георгия в 1933 году из заключения епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии Иоанн (Широков) назначил его настоятелем храма великомученицы Параскевы в селе Туголес. В 1934 году протоиерей Георгий был награжден наперсным крестом с украшениями, а в 1935 году – митрой. 27 ноября 1937 года власти арестовали его. Следователь спросил священника:

http://fond.ru/kalendar/1369/georgiy/

На следующий год Епископ Астраханский и Енотаевский Георгий благославил построить храм на воде. Специальная комиссия, которую сформировал совет Кирилло-Мефодиевского братства Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни под руководством протоиерея Петра Горохова (отца будущего царицынского мученика священника Иакова Горохова) на заседании 10 апреля 1909 года приняла решение приобрести уже готовый пароход и переделать его под плавучий храм. Осмотрев более 30 судов, привлеченные для работы специалисты остановили свой выбор на буксирно-пассажирском пароходе " Пират " , принадлежавшему астраханскому мещанину П.М. Минину. Судно было куплено в январе 1910 года, о чем не преминули сообщить " Астраханские епархиальные ведомости " . Купленное судно было построено в 1858 году в Англии для судоходного общества " По Волге " и в разобранном виде перевезли в Россию. Собрали его в 1860 году на Волге, в Криушинском затоне, что недалеко от Симбирска. Корпус парохода был железный с деревянной надстройкой. Длина судна составляла 44,5 м, ширина чуть более 7 м (с обносами 13 м), высота борта 2,2 м, осадка с грузом около 1 м при грузоподъемности 32 т. Гребные колеса приводились в движение паровой машиной системы Пена, мощностью в 60 л.с. Скорость судна достигала 20 верст в час. Обслуживал пароход экипаж из 18 речников. Вскоре был составлен проект переоборудования судна, потребовавший кардинальных изменений внешнего облика и внутреннего устройства бывшего буксира. Всего за два месяца пароход был полностью перестроен: заменили большинство деталей машины, на несколько метров удлинили корпус судна, возвели звонницу, совместив её с рулевой рубкой. Со стороны эта конструкция выглядела как часовня. На звоннице развесили шесть колоколов весом от семи пудов до 12 фунтов. Позади звонницы установили колокол-благовест весом в 15 пудов и 20 фунтов. В носовой части парохода построили храм. Многие верующие жертвовали средства на благое дело. Так, местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило на постройку храма 6 тыс. рублей, а местное врачебное отделение прислало для церковной больницы аптеку с лекарствами и медицинскими инструментами. Священники, купцы, чиновники и простой люд вносили на обустройство плавучей церкви кто сколько мог. В общей сложности стоимость затрат на покупку и переоборудование парохода составила 28 тыс. рублей. По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил красивый орнаментированный иконостас. В нём установили ценные старые иконы, выполненные в одной из знаменитых московских иконописных школ. Стены храма были богато украшены декоративными элементами и иконами старого письма, а венчали церковь позолоченные луковичные главы с крестами.

http://sobory.ru/article/?object=56966

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010