Страшевичи. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Афанасия и Кирилла известна с начала XVII в., каменная церковь построена в 1736 г., перестроена в 1812 г. на средства майора М.П. Бахтина. Современное здание построено в 1901-1905 гг. на деньги прихожан брянскими и почепскими мастерами. Закрыта в советское время, сильно обветшала. В начале XXI в. начата реставрация. Церковь Афанасия и Кирилла (Патриархов Александрийских) поставлена на холме у дороги, в центре древнего села. Деревянная церковь Петра и Павла известна здесь с начала XVII века; в 1736 году она заменена церковью Афанасия и Кирилла, которая была полностью перестроена в 1812 году на средства генерал-майора Михаила Петровича Бахтина. Главной святыней церкви была икона Боголюбовской Божьей Матери. Дошедший до нас каменный храм во имя святых Афанасия и Кирилла построен по выполненному и утвержденному строительным комитетом проекту на средства прихожан, под наблюдением комитета попечителей из крестьян, местными брянскими и почепскими мастерами в 1901-1905 году. Архитектор Лебедев Николай Андреевич. Церковь Афанасия и Кирилла была закрыта в советское время и сильно обветшала. В начале XXI века начата реставрация. http://m.fotki.yandex.ru/ Первое упоминание о храме в Страшевичах в честь святых апостолов Петра и Павла с приделом Афанасия и Кирилла Александрийских относится к 1626 г. В 1731 г. здесь был построен деревянный храм в честь святителей Афанасия и Кирилла. Просуществовал этот храм до 1812 г., потом был перестроен на средства генерал-майора М.П. Бахтина. В 1831 г. помещик А.С. Бахтин на свои средства пристроил деревянный придел в честь Боголюбской иконы Божией матери. Он же построил деревянную колокольню. В 1901 г. Строительным комитетом был утверждён план современного храма (предположительно, архитектор - Н.А. Лебедев), который был реализован на средства прихожан, под наблюдением комитета попечителей из крестьян, местными брянскими и почепскими мастерами к 1905 г. Храм был двухпрестольным: главный престол во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, придельный - во имя святых апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=00684

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский , выдающийся борец за Православие и великий учитель Церкви, происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385-412) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди. По смерти Патриарха Феофила святой Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви и возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью Новациана, который учил, что христиане, отпавшие во время гонений от Церкви, не могут быть вновь приняты ею. Святитель Кирилл, видя безрезультатность увещания еретиков, добился их изгнания из Александрии. Более опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно производившие возмущения, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан. Святителю пришлось долго бороться с этим. Чтобы покончить и с остатками язычества, святитель изгнал бесов из древнего языческого капища и устроил на том месте храм. В него были перенесены мощи святых бессребреников Кира и Иоанна. Еще более трудная борьба предстояла святителю с возникшей несторианской ересью. Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на Константинопольскую кафедру и получил возможность широко распространять свое еретическое учение, направленное против догмата о неслитном соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа. Несторий называл Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей, подразумевая, что она родила не Бога, а человека Христа. Святой Патриарх Кирилл неоднократно писал Несторию и разъяснял его заблуждения, но тот продолжал упорствовать. Тогда святитель направил клиру Константинопольской Церкви послания против несторианства, а святому благоверному царю Феодосию Младшему (408-450) - два трактата с обличением ереси. Писал святитель Кирилл и другим Церквам - Папе Целестину и другим Патриархам, а также инокам некоторых монастырей, предупреждая о возникновении опасной ереси.

http://patriarchia.ru/db/text/910767.htm...

священник Максим Никулин Экзегетический метод святителя Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источник Священник Максим Сергеевич Никулин – магистр богословия, магистр гуманитарных и социальных наук (École Pratique des Hautes Études), аспирант Санкт-Петербургской духовной академии (maximvzzz@gmail.com). Проведено исследование экзегетического метода свт. Кирилла Александрийского на примере одного из его произведений – «Толкования на Послание к евреям». Автор статьи опирается на монографию М.-О. Бульнуа, посвященную триадологии святителя, но содержащую также обширные сведения о герменевтических основаниях тринитарных споров. В конкретном произведении свт. Кирилла автором статьи отмечены характерные экзегетические принципы, используемые святителем во многих своих произведениях, а именно: определение «скопоса» библейского отрывка; различение «времени», «лица» и «обстоятельств» фрагмента; двойной христологический язык Священного Писания ; полемический аспект библейской экзегезы; особый порядок истолкования стихов; толкование Писания Писанием; рассмотрение Ветхого Завета в свете Нового; использование библейских флорилегиев; разные типы экзегезы одного и того же стиха. В статье прослеживается способ опровержения свт. Кириллом в «Толковании на Послание к евреям» христологических воззрений Феодора Мопсуестийского на основании его неверных герменевтических установок. В своей монографии, посвященной триадологии свт. Кирилла Александрийского , М.-О. Бульнуа посвятила главу исследованию экзегетического метода святителя 1 . Согласно выводам ученого, экзегеза свт. Кирилла имеет характер одновременно догматический и полемический, а ее контекстом является опровержение положений его противников. Согласно свт. Кириллу, чтобы правильно истолковать стих или эпизод Священного Писания , необходимо предварительно изучить его контекст. Сначала следует определить σκοπς («цель, повод, смысл, намерение») текста. При этом нужно иметь в виду, что в Писание вложен двойной смысл: буквальный (στορα) и духовный (θεωρα). Одни тексты имеют в качестве скопоса буквальный смысл, другие – духовный. Не только конкретные отрывки имеют свой скопос, но также и все Священное Писание, целенаправленность которого – Боговоплощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Александрийская Православная Церковь Описание: Александрийская Церковь основана апостолом и евангелистом Марком. С 451 г. Александрийская Церковь является Патриархатом, третьим по значению после Римской кафедры и Константинополя. Однако уже в конце V — нач. VI вв. Александрийская Церковь была сильно ослаблена монофизитской ересью. С VII в. она окончательно пришла в упадок в связи с арабским нашествием, чему впоследствии способствовало и создание Османской империи. До последнего времени Церковь находилась в сильной церковной зависимости от Константинополя. Александрийская Церковь дала христианскому миру великих учителей и борцов за Православие — святителей Афанасия Великого (†373) и Кирилла Александрийского (†444). Из этой Церкви вышли знаменитые богословы — пресвитер Климент Александрийский († ок. 216) и его преемник Ориген (†251), ставшие основателями научного богословия и положившие начало воцерковлению языческой эллинской культуры и философии. Александрийский Патриархат является родиной монашества. На его священной земле подвизались основоположник восточного иночества преподобный Антоний Великий (†356), первый устроитель общежительного монашества преподобный Пахомий Великий (†348), знаменитые египетские аввы Паисий Великий (†400), Пимен Великий (†450) и др. Каноническая территория Александрийской Церкви — страны Северной, Центральной и Южной Африки. В настоящее время в Александрийском Патриархате насчитывается 27 митрополий и 4 епископии. С 24 октября 2004 г. Церковь возглавляет Феодор II, 116-й Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки. Титул Предстоятеля: Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной. Патриаршая резиденция находится в Александрии.  Епархии: Епископии: Монастыри: 8 ноября 2019 г. за Божественной литургией в Каире Патриарх Александрийский Феодор помянул на великом входе в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу так называемой Православной церкви Украины и официально объявил о признании им этой неканонической структуры.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196673...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Александрийский Феодор в гостях у Кронштадтского Батюшки Прошла неделя после визита, но впечатления и переживания о нем не забудутся никогда 15.12.2017 966 Время на чтение 9 минут Второе лицо Православия. Когда к Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского подъехал кортеж из трех черных машин, сопровождаемый сотрудниками госавтоинспекции с мигалкой, первым вышел начальник Протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии никогда не унывающий Иван Николаевич Судоса со словами: «Отец Геннадий, встречай высоких гостей. Не каждый день к тебе приезжает патриарх Александрийский и всея Африки...» Здесь Иван Николаевич был совершенно прав. И эта очевидность только подчеркнула исторический характер происходившего события. Я понимал, что такие визиты действительно не только не происходят каждый день, но бывают всего один раз в жизни и становятся фактами духовной истории Церкви. О желании патриарха Александрийского Феодора II 7 декабря 2017 года посетить Мемориальную Квартиру мне сообщили из епархии накануне: «В Мемориальной Квартире будет патриарх...» Я переспросил: «Патриарх Кирилл?» - «Бери выше... Патриарх Александрийский!» Действительно, Александрийский патриарх стоит вторым в диптихе православных патриархов после патриарха Константинопольского, а после него уже следуют Антиохийский, Иерусалимский и Московский. То есть получается, что Квартиру св.Иоанна Кронштадтского посетит второе статусное лицо вселенского Православия. Такого гостя не было даже при жизни Иоанна Кронштадтского. Кто «Судья Вселенной»? Я просмотрел в интернете информацию о высоком госте. Признаюсь, прежде особенно не интересовался Православием в Африке и узнал много интересного. Во-первых, меня поразил полный титул Александрийского патриарха: «Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной Феодор II». Естественно, возникло недоумение о последнем звании - «Судия Вселенной», ведь Судьей Вселенной является все-таки - Господь Бог? Но этот титул, как выяснилось, имеет историческое объяснение. «Вселенная» - это отнюдь не «космос», а всего лишь Римская империя. Сам титул был усвоен в седьмом веке после того, как Александрийский патриарх смог рассудить конфликт императора Византии с Константинопольским патриархом (в котором оба были неправы, и оба признали правоту Александрийского патриарха). Этот титул давал Александрийскому престолу право быть третейским судьей в церковных вопросах. Титул остался номинальным, и практике право судьи использовалось буквально пару раз за всю историю (в том числе на Большом Московском Соборе, когда судили патриарха Никона).

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/15/pa...

Киев. Кирилловский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских. Кирилловская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских , Троицы Живоначальной Год постройки:приблизительно 1150 - 1170. Ссылки:   Адрес: Украина, Киев, ул. Кирилловская, 103 Координаты: 50.483451, 30.471894 Проезд:от м. «Дорогожичи», «Петровка» — трол. 27к, 27 и авт. 103 до ост. «Кирилловская церковь»; от м. «Лукьяновская " — трол. 6, 18 до ост. «Стадион " Спартак " »; от м. «Контрактовая площадь» — трам. 11, 12, 19 до ост. «Стадион " Спартак " ». Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кирилловская церковь построена в XII в., перестроена в 1760 г. Музей. Иногда проводятся службы. В интерьере - иконостас и фрагменты росписи работы М.Врубеля. Церковь в честь святых Кирилла и Афанасия Александрийских строилась после восхождения на Киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича – в крещении Кирилла. Храм возвели в северо-западной окрестности города, в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог (отсюда и название местности). В то время Дорогожичи были стратегическим военным плацдармом на подступах к столице и неоднократно становились местом кровавых сражений. Кирилловская церковь строилась как семейная усыпальница рода князей Ольговичей. Первой здесь была похоронена вдова Всеволода Мария – дочь святого князя Мстислава Великого и внучка Владимира Мономаха. Именно она воплотила в жизнь замысел рано умершего мужа о возведении Кирилловского храма и монастыря. Из Ипатьевской летописи известно, что в 1171 г. обитель уже существовала. Сама княгиня приняла в монастыре схиму. Здесь же был пострижен перед смертью и затем похоронен ее сын, князь Святослав Всеволодович – один из главных героев «Слова о полку Игореве». В 1240 г., когда Киев захватили монголо-татары, монастырь уцелел, но был разграблен. Серьезные повреждения получили притвор и купол Кирилловского храма, была сорвана свинцовая крыша. На долгие годы церковь осталась без кровли. Уникальные фрески и сами стены храма подверглись разрушительному воздействию осадков и ветров. Более чем триста лет Кирилловский монастырь не упоминался в летописях. Первое упоминание о нём в послемонгольское время датируется 1530 годом.

http://sobory.ru/article/?object=01667

Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский Будучи преемником святого Афанасия Великого , а также и архиепископа Александрийского Феофила (врага Златоуста), святой Кирилл обладал в Египте огромной властью и авторитетом и всю жизнь умело пользовался этой властью во имя успеха своих убеждений. Дата его рождения нам неизвестна, но мы знаем, что он всю свою жизнь посвятил духовной карьере и был рукоположен во епископа александрийского в 412 году. Он был племянником Феофила и епископом стал не случайно – в египетской Церкви в IV-V веках образовалась настоящая династия архиереев, в которой должность передавалась почти регулярно от дяди к племяннику: святому Афанасию наследовал его племянник Петр, Петру – его племянник Феофил, святой Кирилл был племянником Феофила, а сам он в свою очередь был дядей следующего епископа – Диоскора. Все это обеспечивало монолитность и единодушие александрийской Церкви, основную массу которой составляли говорящие по-египетски коптские крестьяне, хотя в самой Александрии в культурных кругах говорили и писали по-гречески. Между Александрией, старым центром христианского Востока, и новой столицей- " выскочкой», Константинополем, существовало давнее чувство ревности и соревнования. Петр Александрийский не признавал епископство Григория Богослова в Константинополе (381 год) и поставил ему соперника – Максима Циника. Святитель Иоанн Златоуст , вероятно, намекая на династические порядки египетской Церкви, называл Феофила «фараоном». С неменьшим основанием то же самое прозвище подходило и святому Кириллу. Когда в 417 году тело Златоуста было привезено в Константинополь, Кирилл негодующе писал: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?» Свою бурную карьеру Кирилл начал диаконом при Феофиле и в этом качестве присутствовал на соборе «под дубом», осудившем, как мы помним, Златоуста. Позднее, уже будучи епископом, он непосредственно участвовал в знаменитой ссоре с представителем императора, префектом Египта Орестом. В общей смуте участвовали также и монахи, толпами пришедшие из пустыни на зов Кирилла. Во время уличных демонстраций один из монахов, Аммоний, был задавлен насмерть, и Кирилл немедленно объявил его мучеником. Историк Сократ по этому поводу замечает, что люди благоразумные отнеслись к энтузиазму Кирилла с неодобрением, правильно полагая, что Аммоний погиб не за веру, а исключительно по своей собственной глупости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Девятый день. Поучение 1-ое Святой Кирилл Александрийский. (Безмерное милосердие Божие должно побуждать нас не к беспечности, но к покаянию). И. Святой Кирилл, память коего ныне, родился в Александрии во второй половине IV века от богатых и знатных родителей. Под руководством своего дяди, архиепископа Феофила, он изучал священное писание, а светские науки проходил в знаменитой в древности александрийской школе. Живя в богатом и многолюдном городе, Кирилл не мог привыкнуть к городскому шуму, не любил развлечений и искал уединения. Он избрал местом своей пустынной жизни скит св. Макария, где провел пять лет в иноческих подвигах. Архиепископ Феофил вызвал его из пустыни в Александрию и сначала причислил к клиру, потом рукоположил в диакона. По смерти Феофила возник вопрос, кого избрать на епископскую кафедру. И народ и духовенство указывали на Кирилла, которого твердая вера, познания в священном писании и благочестивая жизнь резко выделяли из числа других желавших занять александрийский престол, и Кирилл был избран. Первым делом святителя была борьба с ересью «новациан». Новациане были последователями римского священника Новация. Они утверждали, что те, кто впал в тяжкий грех после крещения, особенно же отрекшиеся от веры во время гонений, если бы даже потом и раскаялись, должны быть на всегда отлучены от церкви. Новациане думали составить церковь из одних только совершенных и, будучи ослеплены гордостью, считали такими только себя. В знак своей мнимой святости они носили белыя одежды. «Не так думали истинные христиане, следуя учению и примеру Христа, они утверждали, что нет греха, который превышал бы милосердие Божие, и что впавшие в тяжкие грехи могут быть приняты в церковь , если искренно раскаятся». Святой Кирилл сначала действовал против новациан убеждением, затем принужден был изгнать их из Александрии. Еще более, чем новациане, возмущали спокойствие церкви египетские иудеи и язычники. Их было очень много в Александрии и они постоянно наносили христианам оскорбления. Кирилл изгнал и их, закрыв синагоги и языческие храмы. Удаляя из среды своей паствы врагов православия, святитель в то же время заботился и об утверждении александрийских христиан в истинах веры, действуя словом и писаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Определенные свидетельства трех евангелистов – святого Матфея, святого Марка и святого Луки – поставляют вне всякого сомнения то, что Иисус Христос накануне Своей крестной смерти совершил с своими учениками Пасху, предписанную в Законе Моисеевом, узаконенным образом и в положенное время, то есть в 14 день месяца Нисана, в четверток. Но, несмотря на то, многие писатели высказывали свои сомнения как относительно того, в какой именно день совершил Иисус Христос Свою последнюю на земле Пасху, так и относительно того, законную ли, иудейскую ли Пасху тогда Он совершил. Повод к сомнениям находили в тех местах Евангелия от Иоанна, в которых говорится, что в эту Пасху иудеи ели агнца пасхального в пятницу, в день смерти Иисуса Христа. Возникавшие вследствие таких недоумений мнения о последней Пасхе Иисуса Христа весьма разнообразны. Так, во-первых, одни утверждали, что Иисус Христос на последней Своей вечери с учениками совершил Пасху законную, иудейскую, и именно: Ориген , Епифаний Кипрский , Протерий, патриарх Александрийский, Иоанн Златоуст , Тит, епископ города Боцры (IV века), Кирилл Александрийский , Софроний, патриарх Иерусалимский, Иоанн Дамаскин , Михаил Керулларий, патриарх Константинопольский, Феофилакт Болгарский , Евфимий Зигабен , и т. д.; напротив, другие полагали, что Иисус Христос на последней вечери не совершал Пасхи законной, то есть не вкушал пасхального агнца, а именно: Аполлинарий, епископ Иерапольский (II века), Климент Александрийский , Ипполит Римский , Виктор Антиохийский, составитель «хроники пасхальной» (VII века), Никита Стифат , Петр, патриарх Антиохийский, киевские митрополиты Леонтий и Иоанн (XI века); во-вторых: одни думали, что Иисус Христос совершил пасху 14 числа месяца Нисана, как, например Евсевий Кесарийский , Протерий и пр., другие доказывали, что 13 числа, например, Климент Александрийский , Ипполит Римский , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский , Евфимий Зигабен и др., а другие замечали только, что Христос совершил Пасху ранее всех одним днем, не говоря, какого числа, например, Епифаний Кипрский . Такое разнообразие мнений уже указывает на затруднения в соглашении различных сказаний евангелистов об одном и том же событии. Каким же образом согласить выражения евангелиста Иоанна о последней Пасхе Иисуса Христа со свидетельствами трех прочих евангелистов, нимало не изменяя смысла ни тех ни других?

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

священник Максим Никулин Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источник Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444 гг.) был одним из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также являлся одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большую часть которого представляют собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях свт. Кирилл полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Святитель был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском Соборе в Эфесе (431 г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святого отца, чтобы аргументировать свое учение. Содержание Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источники и литература Источники Литература Сокращения     Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагментах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют епископ Александр Иерапольский (432 г.), «Синодик Рустика», Феодорит Кирский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий бар Саливи. Однако большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также в Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф. Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010