И.А. Колонтаев Данная статья посвящена непростому жизненному пути епископа Кирилла (Наумов Василий Николаевич; 25.12.1823–10.02.1866), который является выпускником Санкт-Петербургской Духовной Академии. Основная деятельность его связана с Русской духовной миссией в Иерусалиме, куда он был назначен начальником в сане епископа, а позднее после политических интриг и конфликтов отправлен на покой в Спасо-Преображенский монастырь Казани. Его жизненный путь закончился трагически, а его личность осталась в безызвестности. Василий Николаевич Наумов родился 25 декабря 1823 года в городе Калуге. Дата его рождения по новому стилю относится к 1824 году. Мальчик родился в потомственной семье священнослужителей. Отец Василия, Николай Милайлович Наумов 1 был диаконом Михаило-Архангельской церкви города Калуги, а его дяди протоиерей Иоанн Михайлович Наумов и протоиерей Степан Михайлович Наумов окончили Санкт-Петербургскую Духовную Академию (далее СПбДА) и несли свое служение в Петербурге. Протоиерей Иоанн проявлял заботу к своим племянникам: Василию, Николаю и Елизавете. Николай был младшим братом Василия, учился также в СПбДА, окончив свое обучение двумя годами позже. Детские годы Василий провел в доме бедного отца, у которого была большая семья. С детства мальчик был окружен религиозным духом семьи, что впоследствии оказало влияние на его выбор служить Церкви. Начальное образование Василий получил в калужских духовных учили- щах. Он окончил обучение в приходском и уездном духовном училище, годы обучения (1832–1838 г.). Поступление в эти учебные заведения было характерно для детей священства. Во время своего обучения он учился прилежно и отличался скромностью и кротким характером 2 . Интерес Василия к наукам и хорошее поведение было замечено уже в первый год обучения в семинарии. После окончания Калужской Духовной семинарии в составе богословского класса Василий Николаевич был назначен к поступлению в СПбДА 3 . В 1843 году Василий Николаевич Наумов поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию. Он является студентом XVII курса, который по своему составу был довольно большой. В Петербургской Академии В. Н. Наумов учился с большим успехом, среди его товарищей были такие выдающиеся, талантливые в учености люди, как Евграф Иванович Ловягин и Моисей Александрович Голубев , которые после окончания обучения в СПбДА впоследствии стали вместе с Наумовым профессорами родной им Академии. Первые три магистра курса: Евграф Ловягин , Моисей Александрович Голубев и иеромонах Кирилл (Наумов) . Все они были оставлены при Академии бакалаврами, а также 4-й – П. Е. Колоссовский 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

I. Характер значение духовно-просветительной деятельности отца Наумовича и паше отношение к нему. – Задача предлагаемого очерка 4 августа исполнится ровно два года с того печального дня, как в городе Новороссийске почти внезапно и для всех неожиданно скончался незабвенный славяно-русский духовный деятель, отец протоиерей Иоанн Григорьевич Наумович. Галицко-Русский по своему происхождению и сначала униатский, а потом православный священник по своей вере и деятельности, почивший отец протоиерей не только горячо сочувствовал духовному – истинно русскому православному просвещению своего народа, он жил для этого просвещения, пожертвовал для него всеми не только удобствами, а и потребностями своей жизни, он отдал этому делу все свои силы и годы и... умер на страже этого дела. Правда, его сорокалетняя духовно-просветительная деятельность в большей своей части была совершена им еще в качестве униатского священника и за пределами нашего отечества, и даже тогда, когда он переселился уже к нам в Киев (в 1886 году), он не переставал трудиться и действовать во благо именно родной своей Галиции; но это нисколько не умаляет значения деятельности отца Наумовича на пользу Русского народа. Галиция, в которой и для которой жил и трудился почивший, не чужая нам не только по крови, а и по духу; не даром в титуле митрополита Киевского доселе стоит слово: и Галицкий. Свет, которым стремился просвещать и действительно просвещал покойный отец протоиерей своих обездоленных и обманутых братьев, есть тот же истинно православно-русский свет, которым жива, сильна и могуча Россия; ибо и будучи униатским священником, он искал дедовской кирилло-мефодиевской веры. Поэтому так и не люб он был всем, кому ненавистно православно-русское имя... И как не люб! Сначала интриги и коварство, а потом и прямое насилие, окончившееся тюрьмой и изгнанничеством, вот обстановка, среди которой трудился почивший. Последние годы своей страдной жизни отец Наумович провел среди нас – в Киеве, Петербурге и Москве; и в эти немногие годы, ставши православным священником, он не мало потрудился на пользу духовного просвещения и нашего простого народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

1 Еп. Вениамин (Милов) . Дневник инока. Письма из ссылки. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 139. 2 Там же. С. 163, 173. 3 Еп. Вениамин ( Милов ). Дневник инока. Письма из ссылки. С. 230. 4 Архим. Кирилл (Наумов) . Пастырское богословие. СПб., 1853. С. 5. 5 См.: Свт. Григорий Двоеслов . Правило пастырское, или О пастырском служении. 2-е изд. Киев, 1873. С. 23—24, 31, 58, 64—65, 245—247. 6 См.: Свт. Григорий Богослов . Творения. 3-е изд. М., 1889. Ч. 1. С. 20. 7 Цит. по: Иером. Иннокентий ( Пустынский ). Пастырское богословие в России за XIX век. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. С. 41. 8 Архим. Кирилл ( Наумов ). Пастырское богословие. С. 5. 9 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1891, 8—9. С. 186—229. 10 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . Основные начала православного пастырства// Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . О православном пастырстве. М., 1906. С. 17—18. 11 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Из чте-ний по Пастырскому богословию//Православный собеседник. Казань, 1896, 4. С. 430—431, 438. 12 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 32, 33, 36—37. 13 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 38—39, 39, 39—41, 42—45. 14 Достоверно известно, что эта книга «писана по указанию высокоученого подвижника святителя Феофана Ред .> и под непосредственным руководством его» ( Прот. Иоанн Кобяков [О книге игумена Тихона]//Богословский библиографический листок: Прил. к журналу «Руководство для сельских пастырей». Киев, 1895. Вып. 6—7. С. 169); по выходе книги святитель писал автору: «Очень рад, что труд Ваш одобрен и будет в ходу. Он есть очень сильное напоминание иереям Божиим… Е. Феофан » (Там же. С. 169—170).— Примеч. ред . 15 См.: Прп. Макарий Египетский . Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. 4-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 406.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

Прежде всего, преосв. Кирилл счел своим долгом ближайшим образом познакомиться с наместниками патриарха и с другими представителями греческого духовенства в Иерусалиме, с которыми ему чаще всего предстояло соприкасаться в своей деятельности. На другой день после своего прибытия в Иерусалим, преосв. Кирилл поспешил посетить высших представителей православного духовенства, под руководством которых наша миссия впервые имела возможность посетить храм Воскресения Христова и поклониться животворящему Гробу Господню. Вот как описывает это представление высшей греческой иерархии и первое поклонение главнейшим святыням иерусалимским преосв. Кирилл в своем письме к петербургскому митрополиту Григорию от 26 февраля 1858 года: «1 февраля, в полдень, были мы у преосвященных епитропов здешних, принявших меня в полном собрании Синода: я доставил грамоту блаженнейшего патриарха и преосвященному Мелетию 209 письмо от имени Вашего Высокопреосвященства. С любовию и радушием приняв меня, преосвященнейшие епитропы тотчас же распорядились открытием врат храма и сами сопутствовали мне, в качестве руководителей, при посещении свв. мест. Счел бы своим долгом дать вашему высокопреосвященству отчет в первой молитве за православную церковь и боголюбезное отечество, принесенную мною у св. гроба и на Голгофе, – если бы это было возможно. Но подобные минуты можно пережить, помнить, радостно плакать, когда вспомнишь их, надеяться, что встретишь, может быть, еще такие же, или и сладостнейшие, в день общего воскресения: описывать же нет возможности. Вот все, что можно припомнить и передать из окружавшего и из ощущений, произведенных окружавшим: старец-святитель и все, мы с возженными свечами, русское пение, то пасхальное, то крестопоклонное, слезы и рыдания среди торжественных звуков православных песнопений, в душе ощущение великого пятка и Пасхи вместе, мысль о далеком отечестве земном и близости отечества небесного, молитвы покаяния и благодарения, прошений и славословия, чувство довольства жизнию земною, никогда в такой степени неиспытанного, жажда благ отечества небесного, никогда доселе так не томившая души: что из таких сочетаний и слияний может сделаться, то и есть безраздельное достояние минут первого посещения Христова Гроба и Голгофы» 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Наумов Василий Николаевич; 25.12.1823, Калуга - 10.02.1866, Казань), еп. Мелитопольский. Род. в семье диакона, окончил Калужскую ДС (1843) и СПбДА (1847). 7 июня 1847 г. пострижен в монашество с именем Кирилл, 22 июня рукоположен во диакона, 21 июля - во иерея. 31 окт. того же года назначен бакалавром богословия при СПбДА, с 12 дек. помощник инспектора академии. 22 марта 1849 г. удостоен степени магистра богословия, 26 сент. 1851 г. получил звание экстраординарного профессора. 7 окт. 1851 г. возведен в сан архимандрита. 16 янв. 1855 г. К. был назначен инспектором СПбДА; в том же году получил степень доктора богословия за дис. «Пастырское богословие», 12 апр. 1855 г. утвержден в звании профессора. Читал лекции по нравственному и пастырскому богословию и по церковному красноречию, был членом академического правления, ревизовал духовные семинарии. Составил учебник по пастырскому богословию для духовных семинарий (1853). Несмотря на серьезные замечания по учебнику К., высказанные митр. Филаретом (Дроздовым) и архиеп. Антонием (Амфитеатровым) , он сохраняет свое значение как «первая научная пасторологическая система в России» ( Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 290; Иннокентий (Пустынский). 1899. С. 134, 136). В 1857 г. в связи с уходом из СПбДА ректора архим. Макария (Булгакова) на епископское служение ожидалось, что его место займет К., но ректором был назначен архим. свт. Феофан Затворник . В нач. 1857 г. встал вопрос о выборе настоятеля посольской церкви в К-поле, К. являлся одним из кандидатов на эту должность. Митр. Московский Филарет, отвечая на запрос обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого , писал, что К. обладает и знаниями, и способностями, и даром общения в «разностихийных сферах» для служения в К-польской миссии. Однако К. от назначения отказался. В том же году решался вопрос о возобновлении деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ). После того как рекомендованный на пост начальника миссии еп. Поликарп (Радкевич) отказался ехать из-за болезни, была окончательно одобрена кандидатура К. (АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 694. Л. 96-96 об.). 1 сент. 1857 г. имп. Александр II утвердил всеподданнейший доклад А. М. Горчакова о назначении К. начальником РДМ в Иерусалиме. 13 окт. 1857 г. он был рукоположен во епископа Мелитопольского.

http://pravenc.ru/text/1840331.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛИТОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Александро-Невский собор в Мелитополе. 1899 г., разрушен в 1930–1931 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Александро-Невский собор в Мелитополе. 1899 г., разрушен в 1930–1931 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Херсонской епархии (1857-1859), Таврической и Симферопольской епархии (1859-1866; 1922-1923), Екатеринославской (Днепропетровской) епархии (1923-1929). М. в. было учреждено Высочайшим указом 26 сент. 1857 г. 13 окт. того же года во епископа Мелитопольского, викария Херсонской епархии, был хиротонисан архим. Кирилл (Наумов) , назначенный на должность начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме . Архиерей постоянно находился за пределами России, в Мелитополе никогда не служил. Выбор титула, возможно, был связан с греч. христ. традицией Приазовья, а также самого г. Мелитополя, в названии которого повторялось наименование греч. митрополичьей кафедры по не существовавшему к тому времени визант. г. Мелитополю Геллеспонтскому. Синодальным определением от 19-21 июня 1863 г. и Высочайшим указом от 28 июня 1863 г. еп. Кирилл был уволен от управления Русской духовной миссией и переведен в Казанскую епархию настоятелем казанского в честь Преображения Господня монастыря с сохранением за ним титула «епископ Мелитопольский», который архиерей носил до своей кончины в 1866 г. Московский митр. св. Филарет (Дроздов) в авг. 1863 г. писал еп. Кириллу: «В перемещении Вашем нет ничего оскорбительного. В качестве епископа уездного города Мелитополя Вы равняетесь викариям и назначены на место, к-рое занимал викарий, и притом, как Вы сами замечаете, в ожидании открытия епархиальной кафедры» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений и отзывов по делам православной Церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 419). В официальных документах тех лет Кирилл упоминается как «епископ Мелитопольский без епархии». 29 авг. 1922 г. в Симферополе во епископа Мелитопольского, викария Таврической епархии, был хиротонисан сщмч.

http://pravenc.ru/text/2562916.html

Глава 9. Первые наблюдения преосв. Кирилла на православном Востоке и предположения его относительно дальнейшей деятельности второй русской миссии в Иерусалиме C первыми наблюдениями начальника второй русской иерусалимской миссии над положением дел на православном Востоке и с первыми его соображениями относительно дальнейшей деятельности миссии мы знакомимся, кроме многочисленных писем преосв. Кирилла к его родным, преимущественно по двум отчетам его, представленным им в министерство иностранных дел 11 марта 1858 года и 10 февраля 1859 года 256 . Само собою понятно, что наблюдения эти, как сделанные лицом, которое было поставлено в сравнительно благоприятные условия для того, и как проверенные путем обмена мыслей с несколькими лицами – членами миссии, которые также могли близко знать истинное положение дел на православном Востоке, должны представлять для нас по тому самому особенно важное значение. С другой стороны, наблюдения эти представляют немаловажный интерес и в том отношении, что они, касаясь различных сторон современного наблюдателю состояния православной церкви на Востоке, дают сравнительно полную, живо и рельефно изображенную картину. В пользу истинности положения дел, изображаемого в данном случае, говорит отчасти и то обстоятельство, что отчеты начальника русской миссии в Иерусалиме, которые мы имеем в виду, предварительно просматривались и проверялись в нашем константинопольском посольстве и только тогда уже представлялись в министерство иностранных дел с объяснениями и замечаниями русского посла в Константинополе А. П. Бутенева. Что же касается собственно личных соображений и заключений, какие делал, на основании своих наблюдений, преосв. Кирилл, то они имеют, разумеется, меньший сравнительно исторический интерес, хотя также важны для нас, потому что восполняют наши сведения о деятельности второй русской миссии в Иерусалиме, и объясняют внутреннюю сторону истории ее. Первые наблюдения преосв. Кирилла на православном Востоке касались преимущественно двух предметов: значение России на Востоке вообще и в Иерусалиме особенно и внутреннего состояния православной церкви на Востоке, причем эти последние наблюдения касались преимущественно иерусалимского и антиохийского патриархатов, но иногда распространялись и на другие патриархаты, напр., константинопольский, и только в редких случаях имеют в виду всю вообще православную церковь Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. Т. Осинин. Гравюра. 80-е гг. XIX в. Иван Терентьевич (3.04.1833, Копенгаген - 23.02.1887, С.-Петербург), магистр богословия, тайный советник, государственный и общественный деятель. Род. в семье Терентия Ивановича Осинина, псаломщика рус. посольской ц. во имя ап. Павла в Копенгагене, и его супруги датчанки Маргариты Фадеевны (встречается др. русифицированный вариант ее имени - Мария Васильевна). Первоначальное образование О. получил дома, затем учился в общественной школе в Копенгагене. Чтобы дать сыну правосл. образование, его родители переехали в Россию. Отец О. был рукоположен во иерея, служил в Ставрополе, но вскоре скончался. В 1847-1853 гг. О. учился в СПбДС, товарищи отмечали его способности и прекрасный характер ( Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 331-332). О. имел серьезную общеобразовательную подготовку, знал датский, французский, немецкий, английский языки, но рус. язык ему давался с трудом. По окончании семинарии был 3-м в разрядном списке, принят на казенный счет в СПбДА (1853-1857). Курсовое сочинение на 4-м курсе «О непорочном зачатии Божией Матери» писал у профессора нравственного и пастырского богословия архим. Кирилла (Наумова; впосл. епископ Мелитопольский), оценившего его высшим баллом и оставившего положительный отзыв. По окончании СПбДА со степенью 1-го магистра с разрешения митр. Новгородского и С.-Петербургского Григория (Постникова) О. оставлен в академии в звании бакалавра преемником М. О. Кояловича на кафедре обличительного (сравнительного) богословия, к-рую занимал с 1 сент. 1857 г. (утвержден 6 нояб. 1857). В 1857-1869 гг. О. был также учителем нем. языка и библиотекарем академической б-ки до лета 1863 г. В нач. 1858 г. он защитил дис. «Римский новый догмат о зачатии Пресвятой Девы Марии без первородного греха пред судом Свящ. Писания и св. предания св. отцов», 3 марта 1858 г. утвержден в степени магистра богословия. По замечанию А. П. Лопухина , ученика О. и его преемника на кафедре сравнительного богословия, трудно было найти более подходящего кандидата, знакомого с жизнью инославных народов и с характером инославных вероисповеданий не только в теории, но и на практике ( Лопухин. 1887. С. 196). Митр. Григорий (Постников), интересовавшийся вопросами сравнительного богословия и межцерковных отношений, проводил с О. «домашние богословские беседы» (Там же. С. 197).

http://pravenc.ru/text/2581607.html

Российско-эфиопские связи насчитывают не одно столетие. Они поддерживались не только в политической, но и в церковно-литературной сфере. Эти связи развивали такие видные церковные историки и востоковеды как профессор СПбДА В.В. Болотов , академик Б.А. Тураев и др. В настоящей статье речь идет о деятельности архимандрита Порфирия (Успенского) , выпускника СПбДА (1829 г.), первого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и одного из первых представителей Русской Православной Церкви, установивших церковные связи с христианской Эфиопией. Ключевые слова: Порфирий (Успенский) , епископ; Древние Восточные Церкви; дохалкидонские Церкви; Армянская Церковь , Коптская Церковь ; Эфиопская Церковь; митрополит Филарет (Дроздов) ; Санкт-Петербургская духовная академия; Всемирный Совет Церквей, Синайский монастырь, Гондар, Фрументий, Джидда, Александро-Невская Лавра, монастырь Саввы Освященного, апокрисиарий, Арий, Македоний, Несторий, Евтихий, св. Афанасий Александрийский , св. Кирилл Александрийский , епископ Кирилл (Наумов) ; Аксум, Абиссиния. В 2015 г. Русская Православная Церковь отметила 130-летие со времени кончины епископа Порфирия (Успенского) (1804–1885), основателя Русской Духовной миссии в Иерусалиме (1847 г.), автора многочисленных трудов по истории христианского Востока. Пребывая в течение ряда лет на Ближнем Востоке, архимандрит (с 1865 г. – епископ) Порфирий имел возможность близко познакомиться с литургической жизнью, особенностями вероучения ряда Древних Восточных Церквей (дохалкидонских) – Армянской, Коптской и Эфиопской 1 . Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрит Порфирий в течение четырех лет (1825–1829) воспитывался здесь в атмосфере традиций веротерпимости. Одним из виднейших церковных деятелей, подвизавшихся в столичной духовной академии со времени ее основания (1809), был Филарет (Дроздов) (1783–1867). В 1811 г. он был возведен в сан архимандрита, а в 1812 г. – назначен ректором СПбДА (впоследствии, с 1821 г. – митрополит Московский). Основываясь на словах апостола и евангелиста Иоанна Богослова «Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос?» ( 1Ин2:22 ), архимандрит Филарет утверждал, что «держась вышеприведенных слов Писания, никакую Церковь , верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной» 2 . Этим принципом и руководствовался архимандрит Порфирий (Успенский) в своих отношениях с представителями Древних Восточных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В храме вместе с многочисленными паломниками и прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Макарьевского Свято-Троицкого Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница Покровской Свято-Введенской Островной пустыни игумения Феврония (Маратканова), настоятельница монастыря в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы г. Калининграда игумения Елисавета (Кольцова), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Николаевского Георгиевского Абабковского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница Арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря в дер. Быдреевке игумения Иулиания (Петрова), настоятельница Спасского монастыря Симбирской епархии игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Свято-Троицкого Островоезерского монастыря г. Ворсмы монахиня Серафима (Беляева), настоятельница архиерейского подворья Арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко), настоятельница Нижегородского архиерейского подворья храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко). На богослужении присутствовали исполняющий обязанности министра образования Нижегородской области Сергей Наумов, глава администрации Дивеевского района Дмитрий Дрейбанд, мэр г. Арзамаса Михаил Мухин, председатель Городской думы г. Арзамаса Игорь Плотичкин, президент благотворительного фонда святых равноапостольных Константина и Елены Анастасия Оситис, директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Валентин Костюков, заместитель директора РФЯЦ-НИИЭФ Юрий Якимов, народный артист РФ Андрис Лиепа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5132036...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010