Предисловие Приняв в описании Славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки за основание к разделению содержание рукописей, ко второму отделу Описания относим мы рукописи, содержащие в себе писания Святых Отцов и учителей Церкви. Между творениями Отцов в Описании даём первое место их толкованиям на Свящ. Писание. За тем будут следовать догматические и духовно-нравственные писания святых Отцов. К сему, по тождеству или близости содержания, особою частью, приложено будет описание рукописей, содержащих в себе разные Богословские сочинения, оставленные известными и неизвестными учителями и писателями Церковными. Описание рукописей, содержащих в себе толкования святых Отцов на Свящ. Писание, в полном виде или в извлечении, следует порядку книг Библейских. В представляемом Описании находятся, кроме Шестоднева, толкования на книгу Бытия, на Иова, на Псалмы, на Пророков и на все книги Нового Завета. Первая мысль о переводе Отеческих толкований на Славянский язык, или о составлении своего изъяснения, появилась весьма рано. Едва только переведено было Свящ. Писание святыми Кириллом и Мефодием, как Иоанн, пресвитер и экзарх Болгарский, возымел желание воспользоваться для своего народа «готовыми учительскими сказаниями» на Свящ. книги, и составил из них свой Шестоднев. Вскоре за тем появилось в переводе толкование на Псалмы, приписываемое святому Афанасию Александрийскому , и толкование на шестнадцать Пророков. В XII столетии становится известным у Славян толкование Феофилакта Болгарского на Евангелия. В начале XIII столетия у нас уже был перевод толкования на послания Апостола Павла. В том же столетии, вероятно, переведено и толкование Андрея Кесарийского на Апокалипсис. В начале XV ст. совершён на горе Афонской перевод бесед святого Иоанна Златоустог о на книгу Бытия иноком Иаковом, и толкования Олимпиодора, Полихрония и других на книгу Иова – иноком Гавриилом. Последнее толкование было уже второе на сию книгу на Славянском языке, как видно из предисловия переводчика и из существующих списков другого перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Кому именно она адресована, в самом тексте прямо не сказано, что прежде вызывало разноречивые суждения исследователей 6 . Уточнить это позволил составленный сторонниками Халкидонского Собора в конце V в. «Кириллов сборник» (Florilegium Cyrillianum). В нем эта книга названа «посланием к царицам Аркадии и Марине» 7 , то есть к младшим сестрам императора Феодосия II, в отличие от третьей книги, обозначенной как «послание к благочестивейшим царицам Пульхерии и Евдокии» 8 , то есть к его старшей сестре и его супруге. Это хорошо согласуется с теми данными, которые можно извлечь из самого текста. В книге к царевнам святитель называет своих адресатов «невестами Хритовыми» и говорит, что они украшены «славой девства» (гл. 1, 2:20). В книге к царицам он очевидным образом различает адресатов обоих посланий, также обозначая предыдущую книгу, как написанную для «святых дев» 9 , а отмеченную самим автором ее сравнительную ясность и простоту 10 естественно объяснить тем, что она была предназначена для «младших» цариц. В некотором противоречии с этим стоят слова императорской грамоты к свт. Кириллу, откуда можно заключить, что было лишь два послания святителя к царским особам, из которых одно написано для Феодосия II и его супруги, а другое – для св. Пульхерии 11 . На основании этого свидетельства, а также ввиду отсутствия в книге к царевнам какого-либо заключения, иерей Т. Лященко (будущий еп. Тихон) сделал вывод, что оба послания к царственным женам являются одним сочинением, разделенным на две части, или две книги (λγοι), адресатами которого были св. Пульхерия и ее сестры 12 . Иером. Пантелеимон (Успенский) , в свою очередь, предположил, что свт. Кирилл изначально действительно задумывал написать к царицам одну книгу, но из-за разросшегося объема оборвал ее изложение и написал для Евдокии и св. Пульхерии особое сочинение, куда вошла оставшаяся часть предполагаемого плана. А поскольку первая книга «оказалась необработанной и довольно элементарной по содержанию», он посвятил ее младшим сестрам императора. Таким образом, он определил адресатов посланий к царственным женам именно так, как сообщает «Кириллов сборник», поставивший точку в этом вопросе еще прежде его публикации. Слова императорской грамоты иером. Пантелеимон удачно объясняет тем, что послы свт. Кирилла в Константинополе вручили одно послание императору, посчитавшему, что оно предназначено и его супруге, а два других – св. Пульхерии 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Письмо Замечания     Предполагаемое письмо не столько важно по вопросу, в разрешения которого оно писано, сколько по обстоятельствам, которых касается ответ. Оно заимствовано из рукописи Московской Синодальной Библиотеки в 4 д. под 927, XVI в., содержащей в себя разные статьи, относящиеся до Иосифова Волоколамскаго монастыря, и писанной рукою Вотьмицкого Архимандрита Вассиана, как сие означено в самом начале рукописи. Сей Архимандрит, по монашеству, был учеником старца Волоколамского Фотия, который сам в свою очередь пользовался духовными наставлениями сподвижника Иосифова Кассиана Босого. Настоятель Вотьмицкий переписал в свою книгу краткий патерик Волоколамский: житие Пр. Иосифа, описанное Саввою Крутицким, и надгробное ему слово Досифея Топоркова; также – житие старца Кассиана Босого и грамоты к нему и об нем писанные Великим Князем, и некоторые послания Пр. Иосифа Волоколамского; потом, поместил он и свое сказание о старце Фотии (1554), своем наставнике, и службу, написанную Фотием в честь Пр. Иосифа, а на конец присоединил упомянутое письмо, неизвестно кем писанное (л.179 и сл.). Невероятно, чтобы оно принадлежало самому Вассиану 1 : свое письмо не внес бы он в такую книгу, в которой собрал только то, что особенно для него было дорого и священно. Кто бы ни был сочинитель сего письма, – разрешая вопрос о причинах вражды между иноками Кириллова Белозерскаго и Иосифова Волоколамского монастырей, он касается более или менее близких к нему по времени лиц и событий, и сообщает некоторые новые о них сведения. Из письма его узнаем, что Пр. Нил Сорский, прежде духовных наставлений, заимствованных им от святогорских иноков, был учеником известного по своим достоинствам старца Паисия Ярославова, Игумена Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Любопытно узнать, что вопрос об измениях монастырских был предложен на собор не самим Великим Князем, но строгим отшельником – Пр. Нилом, что предложение освободить монастыри от управления отчинами было сделано и защищаемо старцем, который, продолжительными духовными подвигами умертвив в себе вся земныя пристрастия, опытно познал истинное достоинство жизни иноческой в отрешении от всего земного, чтобы тем безпрепятственно стремиться к единому небесному. – Любопытно видеть, как смотрели на тот же предмет и другие богоугодные иноки, и чем оправдывали тогдашний порядок дел, имея ввиду также не своекорыстныя цели, но благо Церкви. – Письмо это, хотя не многими словами, проливает некоторый свет и на судьбу Пр. Максима Грека . Автор, говоря не столько о видимых или на вид выставляемых причинах тех или других распоряжений, сколько о внутренних, не для всех открытых побуждениях главных действователей, замечает, что причиною гонения на святогорцев было их мнение о неприличии – монастырям владеть селами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Дроздов: Через созерцание природы к познанию Бога 03.12.2013 578 Время на чтение 9 минут Он один из самых популярных телеведущих страны. Его любят взрослые и дети, ждут в любом уголке нашей необъятной Родины! Он желанный гость на самых разных мероприятиях: от научных конференций и форумов до праздничных концертов и благотворительных фестивалей. В начале июня известный телеведущий Николай Дроздов посетил Ульяновск! В рамках Поволжской экологической недели и состоялась наша встреча. Николай Николаевич именно такой, каким мы привыкли видеть его по телевизору, - жизнерадостный, добрый, открытый, со знакомой с детства интонацией в голосе. - В 2012 году, в день памяти святителя Филарета Московского, Патриарх Кирилл вручил Вам орден Святителя Макария Московского II степени. Святейший отметил, что в своих делах и поступках Вы стремитесь руководствоваться Православной верой, ее высокими духовно-нравственными идеалами, и выразил особую признательность за благотворительность и помощь детям. Такие слова из уст самого Патриарха дорогого стоят... - Эта награда очень важна для меня, она сподвигнет на дальнейшие труды во славу Божию. И, конечно, принять орден и услышать такие слова от Патриарха - это большая честь. У нас было несколько встреч с Патриархом Кириллом, мы встречались, когда он еще был митрополитом Смоленским и Калининградским. Мы общались и с Патриархом Алексием II. Это люди высочайшей духовности, общение с которыми одухотворяет... Я снял фильм-репортаж «Как праздновать Пасху», где есть мое интервью с митрополитом Кириллом, ныне Патриархом Московским и всея Руси. И еще есть замечательная книга «Путем Христовым». В ней приводятся воспоминания о Святейшем Патриархе Алексии II 77-ми известных в России и мире людей - деятелей науки, культуры, общественных деятелей, руководителей государств. Там есть наши фото со Святейшим, мои воспоминания о нем. Советую всем посмотреть наш фильм и прочесть эту книгу. - Николай Николаевич, в Вас гармонично соединились ученый и преподаватель, путешественник и телеведущий. В то же время Вы верующий человек. Насколько, на Ваш взгляд, совместимы вера и наука?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сохраняя славные традиции» Педагогам и школьникам Сахалина рассказали о наследии Ивана Ильина 31.05.2023 638 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено организаторами В Доме культуры поселка Ноглики Сахалинской области состоялись две лекции, посвященные обсуждению творческого наследия выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина, 140 лет со дня рождения которого отмечает российская общественность в 2023 году. Гостями одного из самых северных районов Сахалина стали известный общественный деятель, публицист, координатор православного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин, председатель Сахалинского отделения «Союза православных женщин» Майя Кириллова и руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, председатель совета Сахалинской региональной общественной организации «Братство Александра Невского» протоиерей Виктор Горбач, сообщает пресс-служба СРОО «Братство Александра Невского». Андрей Борисович Кормухин рассказал об основных вехах жизненного пути философа и отметил актуальность многих идей Ивана Ильина. Выступающий подчеркнул, что Ильин предугадал многие государственные проблемы современной России, которые можно решать, опираясь на труды мыслителя. «Книга Ивана Александровича Ильина «Наши задачи» – своеобразный манифест национального правосознания и, одновременно, завещание будущим поколениям русских людей: программа духовного возрождения и укрепления российского государства. Каждый, кто считает себя патриотом России должен прочитать эту книгу», - призвал собравшихся Андрей Кормухин. Майя Владимировна Кириллова пригласила школьников принять участие в ежегодном православном молодежном палаточном слете «Берег притяжения», который с 3 по 10 августа пройдет в памятном месте острова – селе Дуэ Александровск-Сахалинского района. Именно с этого места в XIX веке началось освоение Сахалина русскими людьми. А в 1861 году в Дуэ побывал известный православный миссионер и просветитель равноапостольный Иннокентий (Вениаминов), первый православный епископ Аляски, Камчатки, Сахалина, Курил и Приамурья. В этом году слет будет посвящен 30-летию Южно-Сахалинской и Курильской епархии и 140-летию Ивана Ильина.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/31/na...

К сожалению правоверных ревностных сынов Православной Грекороссийской Церкви, ныне находится в любезном Отечестве нашем, правоверной России, премножество людей, под названием старообрядцев, кои по крайнему неведению и простоте, чрез обольщение злонамеренных развратников, отлучились от союза Матери нашей, Святой, Соборной и Апостольской Кафолической Церкви; и по причине сего отступления среди их возникло множество разных сект, 1 под разными названиями, несогласных между собою во мнениях, а между тем, каждая секта по невежеству своему думает, и других уверяет, будто в ней только одной имеется Св. Церковь и спасение, а у других нет. Я многогрешный, живши между ими не малое время, испытал вздоры их, о каковых прилично сказать словами царственного пророка: видех неразумевающыя, и истаях ( Пс.118:158 ). Почему, побуждаясь сердечным сокрушением о душевной погибели сих бедных, я рассудил, по обязанности христианской любви 2 , сочинить сию книгу, под названием: Доказательства непоколебимости и важности Святой, Соборной и Апостольской Кафолической Церкви Восточной, в пользу тех людей, которые отлучились от Святой Церкви, желая им возвращения к оной. В книге сей я старался показать, что есть Церковь , и в чем состоит существо ее, по 9-му члену Символа Веры , читаемому во все дни: «Верую во «едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », в составе которой и наша Православная Великороссийская Церковь содержится; и что без соединения с сею Святою Церковию спасение получить ни под каким видом не возможно. По сему предмету, для прославления Святой Церкви и уверения сумнящихся о святости и непорочности ее, понудился я, не взирая на все мои слабости, при содействии Божией помощи, собрать достоверные доказательства из уважаемых старообрядцами старопечатных книг, как то: от Священного Писания : Евангелия, Апостола, Апокалипсиса; от Великого Катихизиса; от книги, именуемой: О Правой Вере; от книги, именуемой: Кириллова, от Маргарита Св. Иоанна Златоустог о, от священномученика Игнатия Богоносца и от других православных церковных писателей, уверяющих о святости и важности Церкви 3 Иисус Христовой и о важности епископского сана и власти епископов, поскольку без епископа Церковь и христианство быть не может, равно как и о душепагубном состоянии находящихся вне сего священного ковчега. Все сие люботщательный читатель 4 может видеть в сей малой книжице в следующих главах и параграфах, и увериться в истине Православной Церкви нашей, яко сия есть истинная Церковь Иисус Христова, непреодоленная вратами адовыми ( Мф.16:18 ), и будет пребывать до скончания века непреодолима всеми еретиками и гонителями, даже и самим сатаною со всеми злобными духами. Оглавление на книгу сию, в которой главе о чем писано

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

     Ночью отец Борис спал плохо. Часто просыпался: в вагоне было душно, а от окна сильно дуло, в соседнем купе долго не ложились – смеялись, разговаривали, выпивали. Крепко уснул уже под утро и, разбуженный громким голосом проводницы, сначала не мог понять, где он вообще находится. Слезая с полки, почувствовал, как сильно болит шея: продуло. Глянул на часы: шесть утра. Веселая, бойкая проводница пошла дальше, громким голосом поднимая спящий народ: туалеты в старом вагоне были такими же старыми и закрывались задолго до каждой остановки. Соседи по купе уже встали. Рыженькая беременная Елена копалась в дамской сумочке, Геннадий уткнулся в ноутбук, Иван Николаевич читал книгу и выглядел, несмотря на свои 80 лет, свежим и бодрым. Улыбнулся отцу Борису: – Ехать еще порядочно – часа полтора… Вас ждем – позавтракаем вместе? И они, как и вечером, быстро накрыли стол и доели вчерашние припасы, в том числе вкуснейший капустный пирог тещи отца Бориса, Анастасии Кирилловны. Попили чаю, и даже Геннадий не отказался от совместного чаепития. Дорога сближает людей, и им уже казалось, что они давно знают друг друга. В окно светило весеннее солнышко, солнечные зайчики отражались от стекла, в соседнем купе царила полная тишина – утомились, бедные, ночью. Сдали постельное белье, переоделись, а времени всё еще оставалось много. Завязался разговор, и Елена спросила: – Батюшка, вот у меня бабушка – верующая. Я и сама в Бога верю – только в церковь редко хожу: знаете, времени не хватает. А родители у меня – совсем неверующие. Бывшие комсомольцы-добровольцы, коммунисты. Папа в райкоме когда-то даже атеистической пропагандой заведовал. Но они очень хорошие, добрые, порядочные люди. Им так трудно перестроиться… Ведь в детстве и молодости они слышали совсем другое… Геннадий, оторвавшись от ноутбука, хмыкнул: – Не обижайтесь, есть такая поговорка: «Горбатого могила исправит». Отец Борис улыбнулся: – А еще есть: «Господь Бог – старый Чудотворец». Мы даже не представляем, как и когда Он может привести к вере. Могу рассказать вам об одном своем знакомом.

http://pravoslavie.ru/78198.html

Введение Краткое сведение о св. пророке Захарии; время его служения, содержание книги и особенности изложения. Св. пророк Захария 1 серповидец – так названный от видения серпа – был сын Варахии и внук 2 Адды. Последний был главою своего поколения и священником, по возвращении из Вавилонского плена при первосвященнике Иоакиме. См. Неем. 12:1–12, 16 . О Варахии, отце св. пр. Захарии, ничего неизвестно. Вероятно, он умер скоро в Вавилонском плену, потому Адда считается некоторыми (напр. Кириллом Александр.) воспитателем св. Захарии. Равно ничего не известно, когда и где родился и умер 3 св. пр. Захария, также неизвестно и об обстоятельствах жизни сего пророка. Церковь наша празднует память св. пр. Захарии серповидца 8 февраля. Она ублажает его как славу пророков и благолепие мужей благоглаголивых“ (Канона 5-я песнь), как мужа, духовным разумом украшенного, даров сущих паче естества сподоблшагося, видевшаго ангельския видения и чины, и вещания, и славы (песнь 6.), ублажает, как мужа вышними зарями просвещенного, а потому видевшаго будущая, яко сущая“, (п. 7.). Св. пр. Захария жил в одно время с св. прор. Аггеем, и начал пророчествовать только двумя месяцами позднее последнего, именно, во второй год царствования Персидского царя Дария Гистаспа (ок. 520 г. до Р. Хр.). Несмотря на благосклонность, какую оказывал сей царь Иудеям, что доказывается милостивым указом его о построении Иерусалимского храма, обстоятельства Иудеев, недавно возвратившихся из плена, были нерадостны, время было неблагоприятное, для восстановления прежней жизни. Первой задачей, переселившихся в свое отечество Иудеев, было – построить в Иерусалиме храм Господу Богу. Но в сем деле Иудеи встретили непредвиденные препятствия от врагов в соседственных народах. Когда Кир, персидский царь, был жив, тогда эти народы не смели препятствовать Иудеям, и они свободно производили постройку храма. По смерти сего царя, обстоятельства для Иудеев переменились; указ Кира о построении Иерусалимского храма был заброшен и забыт; воцарились другие цари, которые не были благосклонны к Иудеям. Этим временем и воспользовались враги Иудеев, а более всех – Самаряне. Самаряне были полуязычники, полуиудеи, покланявшиеся и истинному Богу, и языческим идолам; однако же, они пожелали и просили принять участие в построении Иерусалимского храма. Самарянам, как нечистым, было отказано, услуги их были отвергнуты. ( 1Ездр. 4 ). Тогда они, озлобившись, и, желая отмстить Иудеям, всячески старались помешать строению храма, то распуская клеветы об Иудеях перед персидскими сатрапами, начальствовавшими над Иудеей, то подкупая царских сановников, чтобы прекратить построение храма. Так поступали они со смерти Кира до царствования Дария ( 1Ездр. 4, 5 ). С воцарением Дария, настало другое, более благоприятное время, для построения храма. Дарий, отыскавши и прочитав указ Кира о постройке храма, сам, указом, повелел продолжать постройку храма, вместе, повелел содействовать сему делу местными средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Дмитрий, святитель, митрополит Ростовский и Ярославский (Туптало Даниил Саввич) († 1709, память 23 мая/5июня, 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября, 6/19 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в декабре 1651 года в местечке Макарово близ города Киева в семье благочестивых христианских родителей. Отец его всю свою жизнь служил в казацких войсках и большую часть времени проводил в походах, поэтому воспитанием Даниила в основном занималась его мать, которая отличалась исключительным благочестием. Отрок Даниил вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. Во время обучения он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой «Диарий» (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события. 23 мая 1675 года Димитрий был рукоположен во иеромонаха Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем) и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности иеромонах Димитрий трудился до 1677 года. В Чернигове он начал писать свою первую книгу «Руно Орошенное», в которой описал чудеса, происходившие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. Эта книга имела большой успех и несколько раз переиздавалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть Идея Третьего Рима в национальной мысли и государственной практике Выступление на вторых Годеновских чтениях 01.04.2023 1940 Время на чтение 7 минут Фото: Из личного архива автора Чудесное явление Креста Господня на Сохотском болоте 29 мая 1423 года, очевидно, связано с передачей преемственности служения от умиравшей Ромейской империи, Второго Рима к начинавшему набирать силу Риму Третьему – Московскому государству. Поэтому уместно обратиться к одной особенности бытования доктрины Третьего Рима в общественной мысли и государственной практике в России. Когда я учился в аспирантуре Санкт-Петербургского университета в начале 90-х годов и прошлого века и изучал труды корифеев русской политической и историософской мысли, я с недоумением обнаружил, что в них практически нет упоминания о доктрине «Москва Третий Рим». Ни у славянофилов И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, ни у М.Н. Каткова, ни у Н.Я. Данилевского, ни у К.Н. Леонтьева, ни у К.П. Победоносцева, ни у Л.А. Тихомирова, ни у И.А. Ильина. Эта удивительная особенность меня, помнится, озадачила тогда. Я размышлял над этим и позже. Тем паче пришлось наблюдать резкий контраст с современной мне эпохой, когда понятие «Третий Рим» прочно вошло в дискурс науки, историософии и актуальной публицистики. Достаточно вспомнить фундаментальную книгу Н.В. Синицыной, общество «Катехон» философа А.Г. Дугина, историософские труды А.С. Панарина. Не говоря уже многочисленных научных статьях и докладах и об актуальной публицистике. В чем же причина? Почему корифеи русской мысли не заметили доктрину «Москва – Третий Рим»? Ведь о концепции начали писать только со второй половины XIX века и не самые крупные величины в русской исторографии и историософии: В.С. Иконников (1869), В.Н. Малинин (1901), И.А. Кириллов (1914) и некоторые другие. На одну из причин указал известный историк, профессор Московской духовной академии И.Д. Беляев (близкий к славянофилам): «В старину иные русские Москву и Россию называли третьим Римом; но это название не привилось. В настоящее время никто из учёных не употребляет этого названия, а народу оно даже совсем не известно. Да и действительно, что общего у православной России с Римом?». То есть доктрина была неприемлема из национальной гордости, да ещё с таким антикатолическим пафосом.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/01/id...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010