Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1397. Ссылки:     Адрес: Россия, 161100, Вологодская область, город Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь. Координаты: 59.858315, 38.371112 Проезд: На общественном транспорте до Кирилло-Белозерского монастыря разумнее всего добираться из Вологды (с автовокзала, который находится рядом с железнодорожным вокзалом, ходят автобусы до Кириллова). Автобусы отправляются несколько раз в день, время в пути — 2,5—3 часа. Можно также доехать на автобусе и ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На общественном транспорте до Кирилло-Белозерского монастыря разумнее всего добираться из Вологды (с автовокзала, который находится рядом с железнодорожным вокзалом, ходят автобусы до Кириллова). Автобусы отправляются несколько раз в день, время в пути — 2,5—3 часа. Можно также доехать на автобусе из Череповца. На автомобиле из Вологды надо выезжать по трассе Р-5 (на Медвежьегорск) и ехать 130 километров — до поворота на Кириллов (около пятнадцати километров от трассы). Город очень небольшой, поэтому Кирилло-Белозерский монастырь вы найдете без труда. Планируя поездку, необходимо учитывать, что условий для размещения паломников в Кирилло-Белозерском монастыре нет, а гостиниц в городе не так много. Летом, когда открыта навигация, следует быть особенно предусмотрительным и бронировать гостиницу заранее. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Краткая летопись монастыря: 1397 - основание монастыря монахом Кириллом, пришедшим из Москвы. 1447 - посещение монастыря Василием Темным. 1528 - приход на богомолье Василия III со своей женой Еленой Глинской. 1557 - большой пожар уничтожает большинство построек. 1584 - в монахи монастыря, незадолго до своей смерти, постригается Иван Грозный. 1600 - закончена постройка первой каменной крепостной ограды. 1601 - монастырю принадлежат 3 волости, 1 слобода, 51 село, 880 деревень. 1612-1618 - оборона от польских войск. 1654-1680 - строительство второго каменного кольца укреплений - " Нового Города " .

http://sobory.ru/article/?object=00500

Горицы. Воскресенский Горицкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1544. Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы, Воскресенский Горицкий монастырь Координаты: 59.864112, 38.257694 Проезд: 1. Из Санкт-Петербурга поездом ехать до города Череповца. Оттуда автобусом до города Кириллова (автовокзал с ж/д вокзалом на одной площади), на автобусе 2 часа (100 км). Если ехать машиной, то есть два пути: 1) на Череповец - Кириллов через Новую Ладогу, или 2) на Вытегру - Кириллов через Лодейное ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1. Из Санкт-Петербурга поездом ехать до города Череповца. Оттуда автобусом до города Кириллова (автовокзал с ж/д вокзалом на одной площади), на автобусе 2 часа (100 км). Если ехать машиной, то есть два пути: 1) на Череповец - Кириллов через Новую Ладогу, или 2) на Вытегру - Кириллов через Лодейное поле (последний вариант более короткий, но дорога не на всем протяжении хороша). 2. Из Москвы с Ярославского вокзала поездом до Вологды, а оттуда в город Кириллов идут автобусы, на автобусе 2,5 часа (125 км). Если ехать машиной, то есть два пути: 1) на Ярославль-Грязовец-Вологду-Кириллов, или 2) на Ярославль-Пошехонье-Череповец-Кириллов. 3. Из Кириллова в село Горицы ходят три автобуса 7:20, 11:55 (будни), 17:15. В воскресенье 7:20 и 17:00 4. Кроме этого с автостанции ходят такси. Расстояние до Гориц – 7 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Воскресенский Горицкий монастырь находится в селении Горицы, всего в нескольких километрах от города Кириллова, на левом берегу Шексны. Основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала место в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря, на высоком берегу реки, где в то время уже существовала деревянная Воскресенская церковь. В том же году старая деревянная церковь была заменена каменной.

http://sobory.ru/article/?object=04074

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII вв. Рец. на кн.: Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII веков. СПб.: Нестор-История, 2015. 720 с. (Труды Санкт-Петербургского института истории РАН. Вып. 1(17)) Выпуск 1(17) Санкт-Петербургского института истории РАН возобновляет издание Трудов Ленинградского отделения Института истории (Труды ЛОИИ). Увидевший свет выпуск посвящен истории Русской Православной Церкви XVI–XVIII вв. В него включены работы сотрудников Санкт-Петербургского института истории РАН, основанные преимущественно на документах фондов Научно-исторического архива института. Сборник в целом выглядит скорее как коллективная монография: читатель получает представление о потенциале, какой дают современной исторической науке монастырские архивы Московского царства. Открывает сборник статься З. В. Дмитриевой. Основанная на материале архива Кирилло-Белозерского монастыря, статья содержит важные данные о проблеме, ключевой для истории Московского царства начала XVII в.: проблеме голода 1600–1602 гг. автор поставила задачу показать, как обеспечивали себя хлебом крупные монашеские общины. Известия о голоде исследовательница соотносит с хлебным бюджетом Кириллова монастыря. В статье вводятся в научный оборот «хлебные» книги Кирилло-Белозерского монастыря начала XVII в., которые позволяют воссоздать организацию в монастыре «хлебного хозяйства». В статье содержится скрытая полемика с Р. Г. Скрынниковым. З. В. Дмитриева показывает, что данные из Кириллова Белозерского монастыря дают возможность говорить о том, что были локальные исключения из ужасной картины голода, рисуемой нарративными источниками. Организация зернового хозяйства Кирилло-Белозерского монастыря позволяла даже в самые голодные годы собирать с вотчинных крестьян необходимое для поддержания жизни монастырских насельников количество хлеба.

http://sedmitza.ru/lib/text/6417230/

И.А. Кочетков, О.В. Лелекова, С.С. Подъяпольский Введение Небольшой городок Кириллов, раскинувшийся на берегу Сиверского озера недалеко от Волго-Балтийского водного пути и в 130 километрах от Вологды, стал в наши дни одним из наиболее известных центров туризма. Пробудившийся широкий интерес к художественной культуре прошлого привлек внимание к двум древним монастырям БелозерьяКириллову и Ферапонтову, в которых сосредоточены замечательные сокровища русской архитектуры, живописи и прикладного искусства. Кирилло-Белозерский монастырь находится в самом городе. Его грозная крепость, поражающая своими размерами, гордо вздымается над тихими водами озера. В противоположность этому, небольшой Ферапонтов монастырь, удаленный от Кириллова на 20 километров, расположен среди живописной сельской природы. Не имеющий крепостных стен, наполовину скрытый обступившими его деревьями, он при приближении как бы незаметно вырастает из окружающего пейзажа. Казалось бы, такие разные между собой, они в действительности глубоко связаны не только историческими судьбами, но и общей культурно-художественной средой, которая наложила отпечаток на сохранившиеся в них памятники искусства. В далекие времена роль монастырей в жизни государства была очень велика. Их деятельность не ограничивалась одной лишь религиозной сферой. Многие из монастырей являлись центрами огромных феодальных хозяйств. В XVI и особенно в XVII веке крупные монастыри превратились в сильные, надежно защищенные крепости. Вместе с тем, в них сосредоточивалась культурная и художественная жизнь своего времени. Летописание, собирание и переписка книг издавна связаны с монастырями. В их архитектурных ансамблях, в великолепных стенных росписях, в иконах и богатой церковной утвари нашли отражение мировоззрение и художественные идеалы эпохи. Кириллов и Ферапонтов монастыри в XV-XVII веках были тесно связаны с религиозной, политической и культурной жизнью всего государства. Их памятники воплотили в себе и блестящий подъем московского искусства конца XV-XVI века, и самобытные черты творчества местных мастеров. Без них история русского искусства осталась бы для нас далеко не полной. Кирилло-Белозерский монастырь с его могучими стенами и богато украшенными храмами, Ферапонтов монастырь со всемирно известными фресками Дионисия принадлежат к числу наиболее значительных творений русской художественной культуры. Кирилло-Белозерский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Кирилла Белозерского. Карта и ближайшие объекты Первая церковь Кирилла Белозерского была построена в 1585-1587 годах. Церковь была бесстолпной и одноглавой, к 1773 году церковное здание очень сильно обветшало, подпиралось контрфорсами и имело много трещин – все это послужило основанием для возведения новой каменной церкви. В 1782 году прежняя церковь была полностью разобрана, и началась закладка новых фундаментов. Полная перестройка церкви осуществилась в 1825 году. Храмовые формы соответствуют эпохе позднего барокко. Стоит отметить, что новая церковь Кирилла Белозерского была не просто тщательно, а профессионально спроектирована; ее возведение осуществлялось согласно присланному чертежу, над которым трудился архитектор. Во всем внешнем виде храма отчетливо прослеживаются ордерные формы, а его пропорции можно признать удачными. Храм достаточно красив, хотя и немного зауряден для своего времени. На сегодняшний день церковь не имеет небольшого притвора, хотя на снимках 1972 года его еще можно увидеть. К сожалению, внутреннее убранство церкви не сохранилось: резной иконостас Кирилловского храма был разобран и передан в церковь Иоанна Предтечи, в которой находится и сейчас. Резной покров Кирилловой раки также утрачен, а его крышка нашла свое место в Оружейной палате в качестве ценного вклада. Узорчатая роспись стен была осуществлена под конец 19 века. Источник информации Среди древнерусских архитектурных ансамблей Кирилло-Белозерский монастырь занимает особое место не только благодаря своим масштабам, но и благодаря своей сохранности. Из одиннадцати каменных храмов, воздвигнутых здесь в XV-XVII веках, до нас дошло десять. Утрачен лишь один - церковь преподобного Кирилла, поставленная над его гробом. В 1780-е годы она была сломана и заменена существующим ныне зданием, не лишенным своего художественного интереса, но относящимся уже к иной эпохе и никак не связанным с местной традицией, характерной для кирилловского церковного строительства допетровской поры.

http://sobory.ru/article/?object=05138

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря Вторая деревянная Успенская церковь, «украшенная иконами и инеми красотами», просуществовала, недолго. Как сообщает предание, она сгорела во время сильного пожара, разразившегося где-то между 1462 - 1497 годами. В 1462 году ее еще видел Пахомий Серб, автор жития Кирилла. Успенский собор, построенный в 1497 году - первый каменный храм Кирилло-Белозерского монастыря, третий на Русском Севере (после соборов Спасо-Каменного - 1481 г. и Ферапонтова - 1490 г. монастырей). Ему предшествовали два деревянных Успенских храма. Собор расписан в 1641 иконописцем Любимом Агеевым, который, вернувшись в 1643 году из Кириллова, расписывал Успенский собор Московского кремля. Отсутствие местных строительных кадров — зодчих, каменщиков и прочих мастеров — заставило богатый монастырь обратиться за помощью в сооружении нового, монументального собора в центр своей епархии - Ростов Великий. Согласно летописным данным, прибывшие в Кириллов в 1497 году ростовские мастера - 20 каменщиков и «стенщиков» во главе с Прохором Ростовским - в течение одного летнего сезона (5 месяцев) возвели каменный соборный храм. Новый Успенский собор летописи именовали «церковью великой». И действительно, для своего времени он был очень значительным, превышая по размерам многие постройки тех лет в Москве и других городах. Даже сегодня, несмотря на все последующие переделки, здание не утратило своего величественного и торжественного облика. Его компактный кубический объем с тремя широкими и несколько уплощенными полукруглыми апсидами увенчан мощной, крепко посаженной главой. Подобный тип храма принадлежит к наиболее распространенным в Северо-Восточной Руси во второй половине XV века, в эпоху формирования под главенством Москвы общерусского зодчества. Однако трактован он очень индивидуально, отличаясь массивностью и простотой. Лишенный подклета и сначала свободный от тесно окружающих его сейчас пристроек, собор как бы вырастает прямо из земли, производя внушительное впечатление монументальностью и собранностью своих форм.

http://sobory.ru/article/?object=05139

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитриева З. В. Памяти келарей Кирилло-Белозерского монастыря «о поминках и запасах»: 1560–1630-е гг. Рукописное наследие Кирилло-Белозерского монастыря включает несколько тысяч документов и книг XV–XIX вв. Без преувеличения можно сказать, что оно является одним из крупнейших монастырских собраний. По степени сохранности кирилловский архив, пожалуй, можно сравнить только с архивом Соловецкого монастыря. В составе монастырских архивов значительное место занимает хозяйственная документация, появление которой непосредственно связано с управлением монастырским хозяйством и в конечном счете – с необходимостью обеспечения монастырского строительства и подвижнической жизни монашествующих. Число насельников в Кирилло-Белозерском монастыре во 2-й половине XVI – 1-й четверти XVII в. составляло несколько сотен человек. По смете доходов и расходов, составленной государевыми писцами в результате ревизии монастыря в июле 1601 численность монастырской братии исчислялась 184 человеками, включая игумена, соборных старцев, священников, диаконов, крылошан и рядовых «и с теми, что на Москве и в Офонасьеве слуг, и служебников и всяких мастеровых людей 391 человек. И обоего 575 Тогда же в монастыре проживали «в больницах нищих 90 человек да в богадельне 12 В начале 1620-х гг. в монастыре число насельников превышало 650 Чтобы прокормить сотни людей, требовались значительные запасы продуктов питания. Трапеза в монастыре регламентировалась Уставом и дополнялась записями в кормовых Казначеи фиксировали поступление «потребного» в приходо-расходных книгах, келари контролировали их расход. Н. К. Никольский так определял обязанности келаря: он «должен был подчиняться распоряжениям игумена и собора и без них не предпринимал никаких важных расходов. Все низшие чины хозяйственного управления в монастыре… были подчинены ему. Круг деятельности его сосредотачивался на монастырском хозяйстве. В частности, он заведовал: трапезою, погребами, кладовыми… всеми естественными продуктами, которые получал монастырь с вотчин, например, хлебом, сырами, яйцами… он же заведовал покупкой нужной для монастыря провизии, расходованием ее… Для памяти келарь имел для этого келарский обиходник. Кроме расходования провизии “по службам и на поминки”, келарь заведовал расходами по пропитанию братии и других лиц, живших в монастыре… Выдавая провизию, келарь должен был сообразоваться с требованиями монастырского и церковного уставов и кормовыми памятями, вследствие чего выписки из них находились в келарских В настоящее время выявлено 15 келарских обиходников 1560—1650-х По характеру сведений они дополняют сохранившуюся и опубликованную кирилловскую учетно-денежную

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня монастырей. Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре» Паисия (Ярославова) , К. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря. 11 апр. 1448 г. Ростовский, Ярославский и Белозерский еп. св. Ефрем возвел К. в сан игумена Кириллова Белозерского мон-ря (АСЭИ. Т. 2. С. 58-59. 97). В «Сказании…» Паисия (Ярославова) и в Житии прп. Кирилла Белозерского, написанном Пахомием Логофетом , говорится, что К. «самовидец бяше блаженнаго». Это позволяет предположить, что К. пришел в Кириллов мон-рь при жизни прп. Кирилла Белозерского (т. е. до 9 июня 1427), а также датировать рождение К. временем не позже нач. XV в. (Утверждение И. С. Некрасова о том, что К. был выходцем из Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастыря, не находит подтверждения.) Грамота еп. Ефрема адресована «в ограду святые Богородици в Кирилов манастырь… старцю Касьяну», т. е. ко времени возведения в сан игумена К. был старцем Кирилловой обители. К. сменил на посту настоятеля игум. Трифона , в 1448 г. ставшего настоятелем Спасского мон-ря в Московском Кремле (см. Новоспасский московский в честь Преображения Господня мон-рь ) и духовником вел. кн. Василия II Васильевича (в 1462 Трифон был хиротонисан на Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа). Согласно спискам игуменов Кирилловой обители, К. был настоятелем 22 года (см., напр.: РНБ. Соф. 1418. Л. 10; 1166. Л. 154; 1499. Л. 17). Первое игуменство К. продолжалось 17 лет, до 1465 г., когда вслед. усилий Ростовского архиеп. Трифона, предшественника К. на посту настоятеля в Белозерском мон-ре, во главе обители встал брат Трифона Филофей. Вел. кн. Иоанн III Васильевич и ктитор Кириллова монастыря белозерский кн. Михаил Андреевич признали Филофея (дали ему жалованные грамоты). Однако через год белозерский князь сместил Филофея и вернул в обитель К. Согласно трактовке событий в Судном списке митр. Геронтия по вопросу подсудности Кириллова Белозерского мон-ря 1478/79 г., архиеп. Трифон поставил Филофея игуменом без ведома князя, а князь велел его «поимати, и оковати, да и монастырь у него отняти». К. был возвращен на игуменство «по челобитью и по прошению всеа братьи», очевидно, преподобный пользовался авторитетом в мон-ре и имел там немалую поддержку (АСЭИ. Т. 2. С. 279-282. 315). В 1467 г., вскоре после изгнания Филофея, архиеп. Трифон оставил Ростовскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Михаило-Архангельский храм (Вертлино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Село Вертлинское на реке Сестре (таково старинное название современной д. Вертлино), впервые встречается в летописях 1570г., когда Вертлинское уже было селом и принадлежало Кирилло-Белозерскому Успенскому монастырю. Известно, что Вертлинское с деревнями и пустошами Кирилловскому монастырю пожертвовал царь Иоанн Васильевич, когда еще храма в нем не было. Церковь была построена на средства монастыря и ее престол по монастырской традиции освятили в честь преподобного Кирилла, Белозерского чудотворца. Деревянный храм преподобного Кирилла существовал до начала XVII столетия, когда подобно многим подмосковным церквям он был сожжен, а само село превратилось в пустошь. Во второй половине XVII столетия (1676 г.) в царствование Алексея Михайловича пустошь Вертлинская была вновь заселена монастырскими крестьянами. В 1680 г. по благословению настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Никиты на старом церковном месте в селе Вертлинском Дмитровского уезда Лутосенского стана была построена новая деревянная церковь. Тогда храм в Вертлинском получил новое посвящение в честь Святого Архистратига Михаила, а старый престол во имя преподобного Кирилла был перенесен в отдельный придел. К концу XVII в. деревянная церковь сильно обветшала, и в 1775 году была построена вновь однопрестольная деревянная церковь в честь святого Архангела Михаила. В начале мая 1825 года на имя архиепископа Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) поступило прошение от прихожан села Вертлинского о желании построить на собственные средства каменную церковь в честь святого Архангела Михаила. К прошению прилагался приговор общего схода прихожан, а так же выполненный архитектором план и фасад предполагаемого храма. Возможно, автором проекта является известный московский архитектор А.Ф. Элькинский, которому заказывали проекты храмов для казенных селений. Высокопреосвященный Владыка Филарет одобрил проект Архангельского храма и 30 сентября 1825 года подписал храмозданную грамоту. Помня о принадлежности села Вертлинского Кирилло-Белозерскому монастырю, храмоздатели решили устроить в трапезе нового храма теплый придел во имя преподобного Кирилла Белозерского и тем самым подтвердить старую духовную традицию особого почитания своего святого покровителя.

http://azbyka.ru/palomnik/Михаило-Арханг...

В Вологодской митрополии возрожден исторический Ферапонтов мужской монастырь 19 октября 2018 г. 20:44 15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся в Минске, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей. В связи с прошением  митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия , было принято решение об открытии Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области и назначении на должность игумена этого монастыря иеромонаха Иоасафа (Вишнякова) ( журнал 96 ). В ходе состоявшего 16-17 июня сего года визита  в Вологодскую митрополию исторический Ферапонтов монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Отвечая на вопрос журналиста о возможности возрождения в этих краях полноценной церковной жизни, Святейший Владыка подчеркнул: «К этому надо стремиться, и это несомненно произойдет; другого пути просто не может быть». «Я в это верю и буду молиться и работать для этого», — добавил Предстоятель Русской Православной Церкви. Тогда же Святейший Владыка указал на важность совместных усилий Церкви и культурных учреждений для разрешения текущих проблем — «в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах». 19 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Игнатий. В связи с вступлением иеромонаха Иоасафа (Вишнякова) в управление Ферпаонтовым монастырем глава митрополии в соборе Рождества Богородицы совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха. За богослужением молились благочинный монастырей Вологодской епархии иеромонах Никандр (Пилишин), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), монашествующие епархиальных монастырей в священном сане. На богослужении присутствовали заместитель губернатора Вологодской области О.А. Васильев, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, настоятельница Воскресенского Горицкого женского монастыря игумения Тавифа (Федорова), паломники, приехавшие в этот знаменательный день в знаменитую обитель.

http://patriarchia.ru/db/text/5286728.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010