С.К. Севастьянова Глава 6. О келейных библиотеках патриарха Никона (К вопросу о его круге чтения и источниках) Наибольшее количество писем, адресованных Никоном царю, составлено в Воскресенском монастыре и в ссылке в Ферапонтовом монастыре. Значительный интерес представляют письма к царю и грекам – друзьям и недругам. Именно поэтому небезынтересно определить круг книг, который патриарх Никон мог привлечь для переписки со своими современниками. Это прежде всего книги из келейной библиотеки Никона в Воскресенском монастыре и книги, которые патриарх, находясь в ссылке, собрал для личного пользования, заказывая их из библиотеки Кириллова монастыря, а также книги, которые Никон получал в качестве даров от царя Алексея Михайловича. Для реконструкции келейных библиотек патриарха Никона мне послужили документы «дела» Никона, ранее не привлекавшие внимание исследователей, характеризовавших состав библиотеки патриарха. Состав келейной библиотеки патриарха Никона в Воскресенском монастыре. Содержание этой библиотеки патриарха Никона подробно проанализировано С.П. Лупповым 1148 . Восстановив книжное собрание шестого всероссийского патриарха по описи 1658 г. его домовой казны 1149 , исследователь считал, что в личной собственности Никона находилось 156 книг, основную часть которых составляли книги богослужебные и богословские. Книги светского содержания занимали лишь 20% книжного собрания патриарха. Сравнив библиотеки патриархов Никона и Филарета, С.П. Луппов пришел к выводу, что библиотека Никона носила гораздо более светский характер и резко отличалась наличием большого числа иностранных книг 1150 . Однако к исследованию не привлекались документы «дела» патриарха Никона , содержащие опись книг, оставшихся в покоях патриарха Никона в Воскресенском монастыре после отправки его в ссылку, и челобитные Никона из Ферапонтова монастыря, в которых сам патриарх называет книги, которыми он пользовался в Воскресенском монастыре. В мае 1674 г. из Патриаршего приказа в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь поступило распоряжение о пересмотре монастырской библиотеки и казны и отправке в Москву «книги письменные и харатейные, и латинские, и греческие». После составления подробной описи монастырского имущества в патриаршую ризную казну вместе с драгоценными вещами Никона, хранившимися в подмосковной обители, поступили около 500 печатных и рукописных книг – значительная часть книжных вкладов патриарха Никона в библиотеку Воскресенского монастыря 1151 . Вывезенные в 1674 г. книги пополнили Патриаршую (позже Синодальную) библиотеку 1152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кому именно она адресована, в самом тексте прямо не сказано, что прежде вызывало разноречивые суждения исследователей 6 . Уточнить это позволил составленный сторонниками Халкидонского Собора в конце V в. «Кириллов сборник» (Florilegium Cyrillianum). В нем эта книга названа «посланием к царицам Аркадии и Марине» 7 , то есть к младшим сестрам императора Феодосия II, в отличие от третьей книги, обозначенной как «послание к благочестивейшим царицам Пульхерии и Евдокии» 8 , то есть к его старшей сестре и его супруге. Это хорошо согласуется с теми данными, которые можно извлечь из самого текста. В книге к царевнам святитель называет своих адресатов «невестами Хритовыми» и говорит, что они украшены «славой девства» (гл. 1, 2:20). В книге к царицам он очевидным образом различает адресатов обоих посланий, также обозначая предыдущую книгу, как написанную для «святых дев» 9 , а отмеченную самим автором ее сравнительную ясность и простоту 10 естественно объяснить тем, что она была предназначена для «младших» цариц. В некотором противоречии с этим стоят слова императорской грамоты к свт. Кириллу, откуда можно заключить, что было лишь два послания святителя к царским особам, из которых одно написано для Феодосия II и его супруги, а другое – для св. Пульхерии 11 . На основании этого свидетельства, а также ввиду отсутствия в книге к царевнам какого-либо заключения, иерей Т. Лященко (будущий еп. Тихон) сделал вывод, что оба послания к царственным женам являются одним сочинением, разделенным на две части, или две книги (λγοι), адресатами которого были св. Пульхерия и ее сестры 12 . Иером. Пантелеимон (Успенский) , в свою очередь, предположил, что свт. Кирилл изначально действительно задумывал написать к царицам одну книгу, но из-за разросшегося объема оборвал ее изложение и написал для Евдокии и св. Пульхерии особое сочинение, куда вошла оставшаяся часть предполагаемого плана. А поскольку первая книга «оказалась необработанной и довольно элементарной по содержанию», он посвятил ее младшим сестрам императора. Таким образом, он определил адресатов посланий к царственным женам именно так, как сообщает «Кириллов сборник», поставивший точку в этом вопросе еще прежде его публикации. Слова императорской грамоты иером. Пантелеимон удачно объясняет тем, что послы свт. Кирилла в Константинополе вручили одно послание императору, посчитавшему, что оно предназначено и его супруге, а два других – св. Пульхерии 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

105. 1676 г., июня 9. Расписка в приёме от архимандрита Чудова монастыря Павла в монастырскую казну Кириллова монастыря разного имущества монаха Никона 184 году, Июня в 9 день, по указу великого господина, святейшего Иоакима, патриарха московского и всея Росии, Чудова монастыря у архимандрита Павла Кирилова монастыря казначей старец Павел Кикин принял в монастырскую казну, по описке, после монаха Никона: Божия милосердия образов: Образ Спасов, оклад канфарен, венец не золочён. Да образ Корнилия Комельского, оклад канфарен. Образ Павла Обнорского, оклад канфарен. Образ Димитрия да Игнатия Прилуцких, оклад канфарен. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Образ Распятия Господня. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Образ Рождества Пречистой Богородицы, на краске. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Деисус, на листах. Образ Спасов на престоле, на затворах писаны святые; ветх. Книга Григория Анзианзина, печатная, в десть, печать мелкая московская. Книга триодь постная да триодь цветная, печатная, в десть. Два октоиха на восемь гласов, печатные, в десть. Книга требник, печатный, в десть. Книга пролог во весь год, расплетён надвое, печатный, в десть. Книга псалтырь со воследованием, печатная, в десть. Книга апостол печатный, в десть. Два служебника, печатные, в полдесть. Книга псалтырь, печатная, в полдесть. Коврик маленький. Два аналоя кожаных. Книга каноник печатный, в четверть. Две книги Жезл Правления, печатные, в десть. Книга письменная, в десть; в ней слова избранные разных святых; вторая половина Никона. Книга минея, месяц Февраль, печатная, в десть. Книга торжественник и соборник, печатный, в десть. Книга апостол толковый, письменный, в полдесть. Книга кормчая, письменная, в десть. Книга Григория Чудотворца , письменная, в полдесть. Книга многосложные послания, письменная, в полдесть. Книга апостол толковый, письменный, в полдесть. Книга Деяние толковое, письменное, в полдесть. Книга Исака Сирина, письменная, в четверть. Книга гранограф, письменная, в полдесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII вв. Рец. на кн.: Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII веков. СПб.: Нестор-История, 2015. 720 с. (Труды Санкт-Петербургского института истории РАН. Вып. 1(17)) Выпуск 1(17) Санкт-Петербургского института истории РАН возобновляет издание Трудов Ленинградского отделения Института истории (Труды ЛОИИ). Увидевший свет выпуск посвящен истории Русской Православной Церкви XVI–XVIII вв. В него включены работы сотрудников Санкт-Петербургского института истории РАН, основанные преимущественно на документах фондов Научно-исторического архива института. Сборник в целом выглядит скорее как коллективная монография: читатель получает представление о потенциале, какой дают современной исторической науке монастырские архивы Московского царства. Открывает сборник статься З. В. Дмитриевой. Основанная на материале архива Кирилло-Белозерского монастыря, статья содержит важные данные о проблеме, ключевой для истории Московского царства начала XVII в.: проблеме голода 1600–1602 гг. автор поставила задачу показать, как обеспечивали себя хлебом крупные монашеские общины. Известия о голоде исследовательница соотносит с хлебным бюджетом Кириллова монастыря. В статье вводятся в научный оборот «хлебные» книги Кирилло-Белозерского монастыря начала XVII в., которые позволяют воссоздать организацию в монастыре «хлебного хозяйства». В статье содержится скрытая полемика с Р. Г. Скрынниковым. З. В. Дмитриева показывает, что данные из Кириллова Белозерского монастыря дают возможность говорить о том, что были локальные исключения из ужасной картины голода, рисуемой нарративными источниками. Организация зернового хозяйства Кирилло-Белозерского монастыря позволяла даже в самые голодные годы собирать с вотчинных крестьян необходимое для поддержания жизни монастырских насельников количество хлеба.

http://sedmitza.ru/lib/text/6417230/

И. род. в день памяти свт. Иоанна Златоуста, получил домашнее образование. 14 янв. 1789 г. еп. Архангельским и Олонецким Вениамином (Краснопевковым) посвящен в стихарь и определен дьячком на Шежемский приход, но остался жить в родительском доме. 30 апр. 1793 г. отправился на богомолье в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь . 3 июня 1793 г. по благословению Архангельского еп. Вениамина поступил в число братии Каргопольского Преображенского монастыря, к-рый возглавлял иером. Варлаам (Плешаков), оказавший влияние на молодого послушника. И. изучал Свящ. Писание, «Добротолюбие», творения св. отцов: преподобных Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, свт. Тихона Задонского, а также историю и с 1794 г. иконописание. Написал икону Сретения Господня для иконостаса теплой монастырской церкви. В 1797 г. ездил лечиться в С.-Петербург. В нач. 1799 г. посетил Новгород, 24 февр.- тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. По благословению Старорусского еп. Арсения (Москвина) поступил в Варлаамиев Хутынский мон-рь , вскоре посетил Валаамский мон-рь (общался с опытным духовником иером. Дамаскином (Васильевым)), о-в Коневец, С.-Петербург, где в то время пребывал с чудотворной Коневской иконой Божией Матери строитель иером. Варфоломей. В столице Кириллов лично подал прошение Новгородскому и С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) о переводе его в Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь, куда и был определен 19 сент. 1799 г. Здесь 20 мая 1800 г. Кириллов был облечен в рясофор, 9 сент. 1801 г. новым коневским строителем иером. Дамаскином (Васильевым) пострижен в монашество, 5 окт. 1801 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры рукоположен во диакона, 7 окт. в Крестовой ц. еп. Старорусским Антонием (Знаменским) - во иерея. Приняв 30 янв. 1802 г. на хранение монастырские книги, исполнял должность письмоводителя, с 16 июня 1803 г. был казначеем, с 6 нояб.- также ризничим. Проявил себя рачительным хозяйственником. 26 марта 1807 г. И. был определен строителем Коневской обители, в казне к-рой оставалось всего 70 р. Его сравнивали с игум. Валаамским прп. Назарием (Кондратьевым) и называли «вторым основателем» мон-ря. «Не имея верных доходов», когда «не только строиться, но и кормиться трудно, ибо землепашества очень мало, сенокосы самые худые, сбор благотворительного подаяния есть единственная подпора» ( Пимен (Гаврилов). 1899. С. 57-58), И. сумел собрать средства и возвести каменные здания. Обновил верхнюю церковь собора (1808-1809), возвел больничную и кладбищенскую ц. свт. Николая Чудотворца (1813-1815), 2 часовни, 3-ярусную колокольню со св. вратами (1808-1810), построил 2-этажную трапезную с кельями настоятеля и казначея и службами, больницу, библиотечную башню, келейные корпуса (1812-1817), др. здания, в т. ч. в Казанском скиту.

http://pravenc.ru/text/389185.html

Кириллов. Церковь Вознесения Господня. Церковь Вознесения (Иоанна Воина) /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Вместо закрытого кладбища новое было устроено в 1879 году на северо-восточной окраине города вблизи приходской церкви Вознесения, О том, кем и когда была поставлена здесь первая церковь, документы умалчивают. Известно лишь, что стоявшая на этом месте деревянная церковь сгорела, видимо, в начале 1790-х годов, и церковный староста и подрядчик заключили контракт на строительство нового, уже каменного храма: " 1796-го года сентября 1 дня Вологотскаго уезда економического ведомства села Коровничева Выпрягова тож, крестьянин Давид Дмитриев сын Плехов договорился в Новгородской губернии города Кириллова церкви Иоанна Воина со священником Петром Иосифовым с причетником церковным старостой Яковом Семеновым и приходскими людми. По подписанному его высокопреосвященством Гавриилом митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским плану и фасаду, вместо загоревшей Иоановской церкви на том месте, где она была. Из церков-наго кирпича возвести вновь на сделанном мною фундаменте надлежащего каменную церковь Вознесения господня с приделом внутри оной с алтарем великомученика Иоанна Воина. В длину, вышину, ширину, стены толщину против вышеписаного плану и фасаду в плане производит во всем том планом положены " . Приведенный документ интересен во многих отношениях. Во-первых, он указывает место и называет имя подрядчика, кстати, человека неграмотного. Вместо него контракт подписали священник церкви Николая Чудотворца " что на Палухе " Федор Васильевич Васильев и " каменного дела мастер " из артели Плехова Андреян Семенов. Впоследствии именно этот каменщик и сын Плехова Николай расписывались за подрядчика при получении денег. Во-вторых, помимо общих указаний о следовании утвержденному плану и фасаду, подробно расписаны длина, высота, ширина здания и отдельных его частей. Средства на строительство данной церкви собирались с помощью " сборной книги " в Кирилловском и Белозерском уездах, но этих денег, видимо, не хватало, и в декабре 1798 года городское общество составило " приговор " , который обязывал со следующего года ежегодно давать на церковь из " полавочных " денег, т.

http://sobory.ru/article/?object=08352

Москва. Троицкое подворье Покровского монастыря в Троице-Лыкове. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2013. Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, ул. Одинцовская, 24 Координаты: 55.790499, 37.40429 Проезд:ст. метро " Щукинская " , авт. 640 до ост. " ул. Твардовского " , далее пешком 7 мин.; авт. 137 до ост. Одинцовская ул. ст. метро " Строгино " , авт. 652 до ост. " ул. Твардовского " , далее пешком 7 мин. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Троицкое с деревнею Черевковою, на реке Москве, в XVI ст. Московского уезда, в Сетунском стане, пожалованная вотчина при царе Василии Шуйском князю Борису Михайловичу Лыкову, «за его службу из прежнего его же поместья». Князь Лыков построил в деревне Черевкове деревянную церковь во имя Св. Троицы и назвал деревню селом Ново-Троицким, а крестьянские дворы из деревни Черевковой перенес в «старое село Троицкое и назвал деревнею Новая Черевкова». В писцовых книгах 1627 г. значится: «в селе Новом Троицком церковь Живоначальной Троицы, да предел Николы чудотворца, да придел Флора и Лавра, древяна, клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение вотчинниково – князя Бориса Михайловича Лыкова, а у церкви на церковной земле во дворе поп Микифор Кириллов, да с ним церковный дьячок, брат его, Панкратко Кириллов, в селе двор вотчинников, а в нем живут деловые люди, и 5 дворов людских, в них 5 человек; в деревне Новой Черевковой, на пруде, что было село Старое Троицкое, 17 дворов крестьянских и 5 дворов бобыльских». В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г. написано: «церковь Живоначальной Троицы в вотчине боярина князя Бориса Михайловича Лыкова, в селе Троицком; дани 8 денег, по наказу гривна». Под 1642 г. при Троицкой церкви упоминаются приделы Николая чудотворца, Флора и Лавра; дани по окладу 12 алтын 5 денег, десятильничих и заезда гривна». В 1646 г. в селе Ново-Троицком с принадлежащими к нему деревнями Черевкова, Рублево и Луково – владении князя Б. М. Лыкова, находилось 2 двора боярских, 16 дворов задворных, людей в них 27 человек, 47 дворов крестьянских и двор бобыльский, в них 118 человек. При Троицкой церкви был священник Степан Лукьянов, которому выдавалось жалование в год по 6 руб. и хлеба 14 четвертей.

http://sobory.ru/article/?object=50286

И.В. Полянский 1.8. В д. Ларивонове (на Согоже) На другой день я, о. Иаков и Василий Николаевич поехали на Согож. Местный священник, о. Арсений Монастырев, ожидал нас. Побыв у него немного, мы поехали в деревню Ларивоново, где в волостное правление сбирался народ, оповещенный, что приехал миссионер для беседы. Первый раз у меня беседа происходила в общественном здании и в присутствии сельских властей (старшины и урядника). Мои опасения, что присутствие этих лиц будет стеснительно для староверов, к моей радости, оказалось совершенно напрасными. На столе за перегородкой, отделяющей присутствие от остальной половины очень обширной избы, разложил я свои книги, вынутые из мешка. Мы, три священника, сели за стол. Беседа началась ровно в час пополудни. После краткой молитвы я начал говорить о том, что старообрядцы не знают нашей веры, и вследствие этого незнания чуждаются нас. – Они опасаются, – говорил я, – что наша церковь приняла ереси; а какие ереси? – того и сами хорошо не знают, и на наши вопросы об этих мнимых ересях ответа разумного дать не могут. Указывают, наприм. в том ересь, что у нас употребляются на проскомидии пять просфор вместо семи. Но ревниво отстаивая две просфоры, они дошли до того, что не имеют уже ни одной и, что всего ужаснее, не имеют даже причащения святых Христовых тайн, без которого душа умирает, как тело без хлеба... Есть у них такие несчастные, которые уверяют, что можно обходиться без причащения. И люди, носящие имя Христово, но не читающие во святом Евангелии учения Христова и не знающие его, верят таким учителям. Найдутся, верно, такие, которые и здесь будут спорить, что и без причащения тела и крови Христовой можно получить спасение. Правда, прямо они этого не скажут, – они знают, что им мы напомним Евангельское слово, изреченное самим Господом: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. Они станут говорить, что теперь нет возможности причащаться, потому что будто бы такое теперь время несчастное, что прекратилась Христова тайная вечеря – негде будто бы причаститься. Мы скажем им на это: «Христос Спаситель, установив таинство причащения, повелел совершать оное в Его воспоминание до второго Его пришествия, и сам обещал пребывать всегда с верующими в Него: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века; и аще: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. Как же вы говорите, что теперь невозможно причащаться»? В ответ на это, они заговорят такое, что еще больше обвиняет их... Станут ссылаться и на книги старопечатные. Но все книги учат не тому, чему учат староверы. Книги проповедуют вечность церкви со всеми ее таинствами, и с священством, и с причащением. Мы возьмем хоть одну книгу, Кириллову, и почитаем из нее немножко об этом, о чем говорили теперь так, наи? сть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благочестивые слушатели! Мы собрались сюда побеседовать о спасении наших душ. Вести подобные беседы нам необходимо нужно, так как спасение души должно быть для каждого человека несравненно дороже всех земных благ, по слову Самого Господа: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф.16:26 ). Первым необходимым условием спасения каждого человека служит принадлежность его к святой Христовой церкви, ибо «кроме церкви Божией, – по свидетельству старинной книги Большого катихизиса, – нигде нет спасения» (лист 121; у Озерского часть 1, с.6). Истинная церковь Божия, по учению 9-го члена Символа веры , есть едина, следовательно, и вера истинная может быть только едина же. В этом нас удостоверяет святой апостол Павел. Единъ Господь, – говорит он, – едина вра ( Еф.4:5 ). «А вси вры, – говорится в Кирилловой книге, – иже врами зовутся, не суть вры, но прелести, наченши отъ и до прочихъ всхъ» (лист 505; у Озерского часть 1, с.14). Но в жизни разных народов, как и в здешней местности, мы видим, даже и в среде единоплеменников, природных русских людей, не едину веру, как следовало бы быть, а разноверие. Это разноверие произошло около 250 лет тому назад, именно с того времени, когда патриархом Никоном было предпринято исправление богослужебных книг и некоторых чинов и обрядов, разнящихся от некоторых наших древних книг и обычаев и восточных, греческих. Нашлись противники этому доброму начинанию, которые начали распространять в народе молву, что Никон не правит, а портит книги и изменил православную веру, от чего-де «церкви стали теперь уже не церкви, архиереи – не архиереи, таинства – не таинства» и прочее («Деяния собора 1667 года», лист 1 об.). Царь Алексей Михайлович, видя нестроение и смуту церковную, в 1667 году созвал на собор греческих и русских архипастырей. Отцы собора, рассмотрев новоисправленные книги и некоторые церковные чины, нашли их правильными и приказали по этим книгам править службу Божию, а противников и раздорников своему распоряжению предали наказанию, отлучив их от церкви, доколе не раскаются в своём заблуждении (там же, лист 7), следуя в этом случае повелению Самого Господа: аще црковь преслшаетъ, бди теб коже зычникъ и мытарь ( Мф.18:17 ) и наставлению апостола: измите злаго отъ васъ самхъ ( 1Кор.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Житие Мартиниана Белозерского Подготовка текста и комментарии Е. Э. Шевченко, перевод Г. М. Прохорова и Е. Э. Шевченко Жития Ферапонта и Мартиниана Белозерских – памятники древнерусской литературы середины XVI в., написанные, по всей видимости, иноком Ферапонтова монастыря. Эти произведения связаны композиционно, поскольку имеют общую похвалу святым. Кроме того, Житие Мартиниана продолжает Житие Ферапонта тематически. В стилистическом отношении оба жития опираются на сочинения известного писателя XV в., приехавшего на Русь с Афона Пахомия Серба, часто и прямо заимствуя соответствующие пассажи из его творений, особенно из Жития Кирилла Белозерского. О преподобном Ферапонте известно немногое, главным образом то, что сообщается в его Житии. Сохранилось несколько адресованных ему грамот, до нас также дошли сведения Вкладной книги XVIII в. Лужецкого Богородице-Рождественского Можайского монастыря, несколько строк посвятившей роду Поскочиных-Клементьевых, из которого происходил Ферапонт. О Мартиниане сохранилось больше сведений. Грамоты, дополняющие наши представления о его жизни, хранятся в различных собраниях древних манускриптов в Москве и Санкт-Петербурге. Мы располагаем также книгами, целиком или частично переписанными Мартинианом. По содержанию этих сборников можно судить об интересах писца, который следовал традициям своего учителя, Кирилла Белозерского, включая в свои книги статьи естественно-научной тематики. Так же как и Кирилл, Мартиниан известен как организатор библиотеки основанного им Вожеозерского Чарондского Спасского монастыря (в 100 км от Кириллова). По его повелению создавались книги и в Ферапонтове монастыре, настоятельство в котором он принял вскоре после Ферапонта. Отметим, что монастырь, судя по грамотам XV–XVI вв., долгое время именовался Мартимьяновым. Переход Мартиниана на игуменство в Троице-Сергиев монастырь из Ферапонтова способствовал развитию духовных связей этих обителей. Мартиниан общался с такими книжниками XV–XVII вв., как Пахомий Серб (именно с его слов знаменитый агиограф составил Житие Кирилла Белозерского, как он пишет в предисловии), архиепископ Ростовский Иоасаф Оболенский, известный редактор древнерусских произведений и составитель оригинальных сборников кирилло-белозерский монах Ефросин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010