Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (Свистельницкий Евстафий; † после 1.06.1678), правосл. еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий. Из мелкого шляхетского правосл. рода герба Сас, род Свистельницких известен в Галицкой Руси с 1-й трети XV в. Среди галицких шляхтичей, подписавших ходатайства к Киевскому митр. Макарию 1539-1540 гг. об учреждении во Львове правосл. кафедры, фигурирует Никандр Свистельницкий (АЗР. Т. 2. С. 350. 193; С. 391. 198). Род., вероятно, в родовом имении - с. Свистельники Галицкого повета Русского воеводства. Отцом архиерея предположительно был Илья, к-рого считают основателем правосл. прихода в Свистельниках (1630). Согласно не подтвержденному др. источниками заявлению оппонентов И., до монашеского пострига тот был дважды женат, причем в последний раз на вдове. Возможно, его сыном был фундатор ц. Воскресения Христова в Свистельниках (1699) Александр, портрет к-рого хранится в Национальном музее во Львове ( Жеплинська О. Натрунний портрет Олександра Свистельницького у збipцi Haцiohaльhoro музею у Льbobi//Лimonuc Нац. музею у Льbobi. Льbib, 2001. 2(7). С. 103-107). В кон. 1667 г. Антоний (Винницкий) , признанный Киевским митрополитом в пределах Речи Посполитой, выдвинул Е. Свистельницкого кандидатом на замещение Львовской кафедры в противовес кандидатуре Шумлянского (см. Иосиф (Шумлянский) ), избранного местной шляхтой в янв. того же года и 27 февр. получившего королевский привилей на епископство. После смерти в сент. 1666 г. Львовского еп. Афанасия (Желиборского) митр. Антоний управлял Львовской епископией и избранием Свистельницкого пытался сохранить над ней контроль. Свистельницкого поддержали Львовское братство , шляхта Галицкой земли, бывш. гетман Правобережной Украины Павел Тетеря (1663-1665), незадолго до этого записавшийся во Львовское братство, и часть духовенства. На стороне Шумлянского был Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , избранный на митрополичью кафедру почти одновременно с Антонием (Винницким) и, так же как и Антоний, получивший королевский привилей на митрополию.

http://pravenc.ru/text/293652.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православным львовянам не разрешают строить храм (комментарий в русле истории) Церковь св. Николая, XIII в. - древнейший православный храм Львова. Ныне занят раскольниками. Из истории православного прихода во Львове Долгие века Галицкая Русь, крещеная X-XI вв., подобно другим частям Руси, оставалась православной. Неправославных, в том числе католиков, встречалось в ней мало. Если польские историки (проф. Абрага и др.) допускают, что во времена существования Галицкого княжества были уже какие-то католические костелы в Галиче, Перемышле и Львове для западных торговцев, ремесленников, воинов и пленных, которые поселились там или временно находились, то это обстоятельство никак не могла нарушить общеправославного лица населения в те столетия. Лишь только после завоевания Галичины Польшой, со второй половины XIV века, началось насильное насаждение католицизма и преследование Православия, против чего долгие века боролось героическое галицко-русское духовенство, крестьянство и особенно мещанство, организованное в церковные братства, под руководством самого известного из них - Успенского Ставропигиального братства во Львове. Братство организовало школу и типографию, в которой трудился прибывший из москвы великий первопечатник диакон Иоанн Федоров, издавший здесь в 1574 г. первую на Украине книгу - Апостол. Памятник первопечатнику диакону Иоанну Федорову во Львове После того, как православным на Брестском соборе 1596 г. была навязана уния, натиск Рима и Польши на православные церковные братства значительно усилился, и они были вынуждены по очереди одно за другим покоряться унии, чтобы таким способом сохранить хоть какую-нибудь вероисповедальную обособленность (восточный обряд, церковнославянский богослужебный язык, старостильный календарь, женатое духовенство, церковное устроение и др.). Тем не менее Львовская епархия более столетия сопротивлялась введению унии. Лишь в 1700 г. благодаря измене епископа Иосифа Шумлянского епархия была совращена в униатство. Львовское Успенское Ставропигиальное братство формально стало униатским только в 1708 г.

http://sedmitza.ru/text/394595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Жабокрицкий Дмитрий; † не позднее 1715), еп. Луцкий. Род. в шляхетской семье, известной своим покровительством Почаевскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю. Отец Д. был православным, мать - католичкой. Жабокрицкий учился в Краковской академии, служил земским писарем в Луцке и подстаростой в Кременце, способствовал обновлению и обустройству кременецкого Богоявленского братства. В 1695 г., после смерти Луцкого еп. Афанасия (Шумлянского) , Жабокрицкий был избран Луцким епископом при активной поддержке луцкого братства и волынской правосл. шляхты. Его кандидатура устраивала и российские и польск. власти. 13 авг. 1695 г. Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) была направлена царская грамота с приказом после монашеского пострига хиротонисать Жабокрицкого во епископа Луцкого, 6 сент. того же года Д. в связи с назначением на кафедру получил поздравительную грамоту от польск. кор. Яна III Собеского . Однако хиротония Д. натолкнулась на канонические препятствия. В миру он был женат на вдове (что является препятствием к принятию священного сана), ходили слухи о его 2-м браке. Противником Д. выступил Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) , к-рый также получил от короля ставленую грамоту на Луцкую кафедру. По требованию еп. Иосифа дело Д. рассматривалось в Киеве. Митр. Варлаам (Ясинский), несмотря на благожелательное отношение к Д., отказался возглавить его хиротонию и созвал Собор киевского духовенства, состоявшийся 20 сент. 1695 г. Собор признал несоответствие кандидатуры Д. правосл. канонам, но ввиду бедственного положения Православия на Правобережной Украине и угрозы захвата Луцкой епархии униатами (см. Брестская уния ) постановил ходатайствовать перед патриархом Московским и всея Руси Адрианом о разрешении Д. принять сан. Митр. Варлаам и гетман И. С. Мазепа направили в Москву прошения о хиротонии Д., однако 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан, посовещавшись с Сарским митр. Тихоном (Воиновым) , Суздальским митр. Иларионом и Коломенским архиеп. Никитой (Тотемским) , в просьбе отказал. Под давлением просителей с Украины в дек. того же года патриарх направил еще одно письмо митр. Варлааму и Мазепе с объяснением причин отказа, но 27 дек. обратился к К-польскому патриарху Каллинику II (и, возможно, к Иерусалимскому патриарху Досифею II ) с просьбой соборно решить этот вопрос. Ответ был написан в мае 1696 г. патриархом Досифеем, к-рый категорически отверг возможность хиротонии. Основываясь на этом послании, патриарх Адриан в 3-й раз написал митр. Варлааму об отказе, но просьбы со стороны польск. и укр. светских властей на этом не прекратились. В частности, в 1698 и в 1701 гг. кор. Август II Сильный просил царя Петра I ходатайствовать перед патриархом Адрианом о поставлении Д.

http://pravenc.ru/text/178376.html

Кирилл Шумлянский Кирилл Шумлянский , епископ переяславский (последний православный луцкий епископ (1726 г.), был сын прежнего луцкого епископа Афанасия Шумлянского. Он служил раньше при дяде своем – львовском епископе Иосифе Шумлянском (см. «Энц.» VII, 467–471), и был, по всей вероятности, униатом. Кирилла Шумлянского, как кандидата на луцкую епархию, указал волынянам сам король польский. Духовенство и дворянство луцкой епархии избрали его своим владыкой, но предварительно потребовали от него обещания быть православным. Несмотря на то, что король польский выдал ему утверждение на епископство, как униату, Кирилл Шумлянский пожелал принять посвящение во епископа от киевского митрополита, что было вполне согласно и с договором вечного мира между Россией и Польшей. Списавшись предварительно с киевским митрополитом Иоасафом Кроковским (см. «Энц.» VII, 177–180), Кирилл Шумлянский в 1711 г. получил посвящение епископское в Киеве. Это посвящение Кирилла Шумлянского в Киеве от рук православного митрополита было величайшим огорчением для униатов, которые еще со времени перехода Дионисия Жабокрицкого в унию (в 1702 г.) считали луцкую епархию своей. Униаты, во главе с митрополитом своим Гергием Винницким, сильно всполошились и стали принимать меры к этому, чтобы удалить Кирилла Шумлянского с луцкой кафедры и снова завладеть луцкой епархией. Они обратились за советом к папе. Папа писал Августу II. Король, под сильным воздействием папы, издал 17 октября 1711 года свою грамоту, которою строго требовал от всего духовенства и дворянства русского луцкой епархии, чтобы Кирилла Шумлянского никто из них не признавал за епископа и не оказывал ему никакого послушания и уважения. С изданием и обнародованием этой королевской грамоты, положение Кирилла Шумлянского, подвергавшегося разным преследованиям со стороны униатов, сделалось невозможным. Он оставил Луцк и удалился в Киев, чтобы искать себе защиты и покровительства у русского государя. Последний, к сожалению, в то время был сильно занят тяжелой войной с Турцией и Швецией, а потому и не мог тогда же обратить серьезное внимание на дело и на жалобы Кирилла Шумлянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Винницкий; † 26.11. 1679), митр. Киевский и Галицкий. После победы армии Б. Хмельницкого под Зборовом 27 сент. 1650 г. А. получил от польск. кор. Яна II Казимира назначение на правосл. епископскую кафедру в Перемышле, вакантную с 1645 г. При поддержке правосл. шляхты и крылоса (клира) кафедрального собора он отобрал владения кафедры у униатского еп. Афанасия (Крупецкого) . После поражения казаков под Берестечком 31 июля 1651 г. король передал Перемышльскую кафедру униатскому еп. Прокопу (Хмелёвскому), но А. при поддержке паствы не пустил того во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Прокопу (Хмелёвскому), а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) оказались безрезультатными. 9 нояб. 1663 г. при выборах на Киевскую митрополичью кафедру голосами Львовского, Луцкого и Перемышльского епископов А., к-рого поддерживал также гетман Павел Тетеря, был избран митр. Киевским, но большая часть избирателей предпочла Мстиславского еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) . Оба кандидата получили привилей на Киевскую кафедру от короля (А. получил его 24 нояб. 1663). А. признавали законным митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. Его попытки добиться подтверждения своего выбора от Вост. Патриархов оказались безуспешными. После смерти еп. Львовского Афанасия (Желиборского) в 1666 г. А. стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (совр. Мальборк). 12 авг. 1667 г. кор. Ян II Казимир аннулировал привилей, данный митр. Иосифу, и признал А. единственным законным митрополитом Киевским. Однако большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил еп. Львовским Иосифа (Шумлянского) , отстранив от управления Львовской епархией А. До 1671 г. А. отстаивал свое право на управление Львовской кафедрой, опираясь на поддержку Львовского братства . В 1670 г. в Перемышль был назначен новый униатский еп. Ян (Малаховский), но А. не пустил и его во владения кафедры.

http://pravenc.ru/text/Антония ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 25-й том «Православной Энциклопедии» продолжает публикации материалов на букву «И». Его открывает статья «Иоанна деяния», посвященная раннехристианскому апокрифу, который описывает служение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Завершает том крупный материал, повествующий об Иосифе (Шумлянском, 1643-1708), епископе Львовском и Каменец-Подольском, который в 1700 г. открыто перешел в унию вместе со своей епархией и положил начало Униатской церкви в Галиции. 25-й алфавитный том энциклопедии - преимущественно биографический. Среди древних святых, о которых рассказывают материалы тома: преп. Иоанникий Великий (846) из византийского монастыря Антидион на Олимпе Вифинском; преп. Иоанникий Девичский, сербский святой (1430 г.). В числе русских православных святых, носивший имя Иоанникий, о которых рассказывает том энциклопедии, следует отметить преп. Иоанникия Радонежского (XIV в.), ученика преп. Сергия Радонежского; святителя Иоанникия (Руднева, 1826 — 1900 гг.) митрополита Киевского и Галицкого, преп. Иоанникия (Гомолко, 1912 г.), настоятеля знаменитой Глинской пустыни. Отдельный материал посвящен священномученику Иоанникию (Липовацу), митрополиту Черногорско-Приморскому, убитому в 1945 г. партизанами-коммунистами. 25-й том знакомит читателей с Ионафаном, сыном 1-го царя Израильского Саула, Иоасом, 9-м царем Иудейский (835-796 г. до Р.Х.), Иоафамом, 11-м царем Иудейским (ок. 740-731 г. до Р.Х.), а также двумя правителями по имени Иохаз – 11-м Израильским царем (814-800 г. до Р.Х.) и 17-м царем Иудейским (ок. 609-608 г. до Р.Х.). 25-й том представляет масштабный комплекс статей, посвященных православным святым, иерархам, церковным деятелям, которые носили имя Иоасаф. В этом ряду особое внимание обращают на себя материалы о свт. Иоасафе (Скрипицыне, 1555 г.), Митрополите Московском и всея Руси, который возглавлял Русскую Церковь в период малолетства великого князя Иоанна IV — будущего царя Иоанна Грозного, и свт. Иоасафе (Горленко, 1705-1754 гг.), епископе Белгородском и Обоянском.

http://pravenc.ru/shop/657836/

Полтава. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Настоящим украшением жилого массива Половки в Полтаве является древнее здание Вознесенской церкви, отреставрированное совсем недавно. Немало пришлось пережить этому храму, ведь его история – и давняя, и дивная. Письменные же источники об этой святыне, как правило, дореволюционные и немногословные. Вознесенская церковь была построена в 1762 году на средства Полтавского полковника Ивана Черняка, тогдашнего владельца села Пушкаревка (именно на месте этого поселения на окраине Полтавы в наше время расположен городской микрорайон Половки). Но строили этот храм не на пустом месте и не сразу. Сначала надлежит вспомнить другое местное топографическое название – полтавское урочище Мазуровка, в котором, по благословению Преосвященного Лазаря (Барановича), архиепископа Черниговского и Новгородского, и с разрешения полтавских городских старшин и простого народа, монахини (выходцы с Подольской Украины) приобрели землю и основали на ней девичий монастырь. От названия монастырской Покровской трапезной церкви обитель получила название Покровский Полтавский девичий монастырь. Действовал он в Полтаве до 1721 года. В названном году Полтавский полковник Иван Черняк, по благословению Преосвященного Кирилла (Шумлянского), епископа Переяславского, и с разрешения малороссийского гетмана Ивана Скоропадского, перенес Покровский Полтавский монастырь на приобретенную им землю – в уже упомянутую Пушкаревку, находящуюся в то время в трех верстах от Полтавы. Кстати, это село было основано знаменитым казацким Полтавским полковником Мартыном Пушкарем; сначала оно состояло во второй полковой сотне, а позже относилось к Полтавскому уезду. Полковник Черняк на свои средства отстроил обитель, которая до того времени имела, по-видимому, только деревянные здания, – и вплоть до 1762 года (когда в монастыре на новом месте построили первую каменную церковь – Вознесенскую) обитель называлась Покровским Пушкаревским девичьим монастырем. Итак, соборная каменная (кирпичная) Вознесенская церковь была сооружена только через 41 год после перенесения обители на новое место. После возведения этой церкви монастырь еще раз поменял свое название – и стал именоваться, по названию главного храма, Вознесенским. Кстати, в том же 1762 году рядом с нововозведенной церковью построили также двухъярусную деревянную колокольню. В исторических источниках сохранилось описание этих церковных зданий состоянием на 1910 год: кстати, о Пушкаревском Вознесенском монастыре, с которым связаны рождение и судьба Вознесенской духовной жемчужины.

http://sobory.ru/article/?object=16351

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вышел в свет новый, 25-й, алфавитный том «Православной Энциклопедии» Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» выпустил в свет новый, 25-й, алфавитный том «Православной Энциклопедии». 25-й том продолжает публикации материалов на букву «И». Его открывает статья «Иоанна деяния», посвященная раннехристианскому апокрифу, который описывает служение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Завершает новый том крупный материал, повествующий об Иосифе (Шумлянском, 1643-1708), епископе Львовском и Каменец-Подольском, который в 1700 г. открыто перешел в унию вместе со своей епархией и положил начало Униатской церкви в Галиции. Как и предыдущий, 24-й, том, 25-й алфавитный том энциклопедии получился преимущественно биографическим. Среди его материалов – статьи, посвященные многочисленным святым, иерархам, другим церковным и религиозным деятелям, которые носили имена Иоанникий, Иоасаф, Иов, Иона и Иосиф. Среди древних святых, о которых рассказывают материалы нового тома: преп. Иоанникий Великий ( 846) из византийского монастыря Антидион на Олимпе Вифинском; преп. Иоанникий Девичский, сербский святой, скончавшийся в 1430 г.; преп. Иоанникий Новый из Мусчела, румынский подвижник монашеской жизни 1-й пол. XVII в. В числе русских православных святых, носивший имя Иоанникий, о которых рассказывает новый том энциклопедии, следует отметить преп. Иоанникия Радонежского (XIV в.), ученика преп. Сергия Радонежского; святителя Иоанникия (Руднева, 1826 — 1900 гг.) митрополита Киевского и Галицкого, память которого с 1987 г. отмечается в день Собора Тульских святых (святитель был уроженцем Тульской губернии.), преп. Иоанникия (Гомолко, 1912 г.), настоятеля знаменитой Глинской пустыни. В томе имеются статьи, рассказывающие о новомучениках ХХ в. — преподобномученике Иоанникии (Дмитриеве) Оптинском, расстрелянном в 1937 г. и канонизированном в 2000 г . Юбилейным Собором Русской Православной Церкви, и о преподобномученице Иоанникии (Кожевниковой, 1937 г.).

http://sedmitza.ru/text/1944683.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Шумлянский Константин; † 30.11.1726, г. Переяслав, ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина), еп. Переяславский и коадъютор Киевской епархии, последний правосл. архиерей Луцкой епархии до ее отпадения в унию; сын еп. Афанасия (Шумлянского) и племянник еп. Иосифа (Шумлянского) . Впервые упоминается в донесении о поездке в Каменец (ныне Каменец-Подольский) еп. Иосифа (Шумлянского) от 16 июля 1703 г. как игумен, генеральный официал Львовской униат. епархии в Каменце (наместник Львовской епархии при каменецком кафедральном соборе) и одновременно настоятель Угорницкого Преображенского мужского монастыря, формально к тому времени не перешедшего в унию. Вероятно, именно сохранением обители в Православии были обусловлены выданные за подписью кн. А. Д. Меншикова «Охранный и протекционный лист для игумена Кирилла Шумлянского и братии Угорницкого монастыря» (1706) и охранный лист для Угорницкого монастыря от царя Петра I (1707). Каким образом К. мог одновременно быть униат. официалом в Каменце и правосл. игуменом в Угорниках, пока не удалось выяснить; очевидно, речь шла об определенной «двойной игре» со стороны К. Кирилл (Шумлянский), еп. Переяславский и Бориспольский. Фотография с портрета. Нач. ХХ в. (РГИА) Кирилл (Шумлянский), еп. Переяславский и Бориспольский. Фотография с портрета. Нач. ХХ в. (РГИА) В 1704 г. была внесена жалоба генерального официала униатского каменецкого собора игум. К. на дворян Альберта Кухарского и Михаила Домбровского на то, что они оскорбили еп. Иосифа (Шумлянского) в Каменце во время исполнения им обязанностей по должности. В тот же период, 12 июня 1704 г., К. в одном из документов впервые именован коадъютором Львовской епархии. Вероятно, к 1708 г. Угорницкий мон-рь под рук. К. окончательно стал униатским, тем более что к тому времени К. являлся коадъютором еп. Львовского и Каменецкого Иосифа (Шумлянского), скончавшегося 16 июля 1708 г. Не исключается также, что в 1703-1707 гг. К. по примеру своего дяди открыто не принимал унию и являлся тайным униатом, демонстрируя свою приверженность Православию в расчете на помощь и поддержку со стороны России.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Шумлянский Иван; ок. 1643 - 16.07.1708, Львов), еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий ( Западнорусская митрополия ), в 1700 г. открыто принявший Брестскую унию 1596 г. Биография Происходил из древнего правосл. среднепоместного боярского рода герба Корчак, предположительно валашского происхождения (впервые Шумлянские упом. в Галицкой Руси в XV в.). Род. в семье Евстафия (Евстахия) Станислава, королевского ротмистра, и Анны из дома Гошовских герба Сас. Правосл. шляхтич Евстафий Шумлянский был известен как фундатор Успенского муж. мон-ря в урочище Чёрный Дилок близ с. Гошев (совр. Ивано-Франковская обл., Украина); он пожертвовал этому мон-рю рукописный Пролог. В 1661 г. упоминается еще один представитель рода - игум. Евгений (Шумлянский), настоятель Сварычевского Рождество-Богородицкого монастыря (Kupuлuчhi pykonuchi книги у фондах ЛНБ: Кат. Льbib, 2007. Т. 1: XI-XVI ст. С. 242-243, 197). У И. было 5 братьев: Афанасий , еп. Луцкий и Острожский, Константин, войский жидачевский, Самуил, чашник подольский, Михаил и Иван - и 2 сестры: Анна и Кристина. Два племянника И. стали архиереями: Кирилл - православным епископом Луцко-Острожским (позднее епископ Переяславский), Гедеон - униатским архиепископом Смоленским. Сын еп. Афанасия (Шумлянского) Даниил был монахом львовского мон-ря доминиканцев. В синодике львовского Юра (Георгия) вмч. собора в редакции 50-70-х гг. XVIII в. упоминается более 40 представителей рода Шумлянских. Иосиф (Шумлянский), еп. Львовский. Портрет. Нач. XVIII в. (НМ(Л)) Иосиф (Шумлянский), еп. Львовский. Портрет. Нач. XVIII в. (НМ(Л)) От отца И. Шумлянский унаследовал родовое имение Боков в окрестностях с. Вел. Шумляны Подгаецкого повета. По-видимому, буд. архиерей не получил систематического образования. Впервые он упоминается в источниках в 17-летнем возрасте как участник военных походов в составе панцерной королевской хоругви. В битве под Чудновом в 1660 г. был ранен, в 1663-1664 гг. принимал участие в боевых действиях польск. армии на Левобережной Украине. По воспоминаниям современников, И. Шумлянский отличался незаурядными военными способностями, к-рые особенно ярко проявились во время битв под Журавно (1676), под Веной (1683), в ходе осады Львова турками и татарами (1695), в битве под Калишем (1706); во всех этих сражениях он принимал участие, уже будучи епископом. В юности И. Шумлянский женился на католичке Елене (Гелене) Яблонской, развелся в июне 1667 г., накануне своего пострижения в монашество.

http://pravenc.ru/text/578563.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010