14/27 февраля – день памяти равноапостольного Кирилла († 869), просветителя славян. От времени жизни святого Кирилла нас отделяет больше 1100 лет. Сквозь слой веков, как сквозь толстое мутное стекло, трудно, кажется, что-то разглядеть. О многих знаменитых людях той эпохи мы подчас не знаем ничего, кроме имени. Создатель славянской азбуки в этом отношении оказался в положении исключительном. Можно сказать, что нам повезло. Уже вскоре после кончины Кирилла и Мефодия были созданы их жизнеописания. Причем созданы их ближайшими учениками и «по горячим следам», когда обстоятельства жизни славянских первоучителей не успели забыться. В написании жития святого Кирилла , вероятно, принимал непосредственное участие Мефодий, передавший подробные сведения о детских годах своего брата. Когда листаешь «Пространные жития» Кирилла и Мефодия, этот замечательный исторический источник, одно из первых произведений славянской литературы, перед глазами разворачивается увлекательная история, в которой соседствуют описания спокойных лет учебы и полных приключений миссионерских путешествий в отдаленные страны Востока, свидетельство о напряженной научной работе и картины жизни столичного царского двора, рассказ о монашеском уединении и полное драматизма повествование о просветительских трудах Кирилла и Мефодия у славян. Отдельное внимание привлекает рассказ о детстве святого Кирилла, в котором замечательны два эпизода – повествование об унесенном ветром ястребе и о чудесном сне, увиденном однажды Кириллом. Представьте себе подростка по имени Константин (так звали святого Кирилла до монашеского пострига), который воспитывается пусть в не очень богатой, но и в совсем не бедной семье. Его отец занимает немаловажную государственную должность в Фессалониках – втором по величине городе Византийской империи . Любимое развлечение этого мальчика, как, впрочем, и других молодых людей его круга, – ястребиная охота. Отец подарил ему обученного ястреба – довольно дорогой, как известно, подарок. Однажды Константин отправился с друзьями на охоту. И вот, когда его птица взмыла в небо, чтобы обнаружить добычу, поднялся внезапный порыв ветра, подхватил ястреба и унес. Сказать, что Константин расстроился, – значит не сказать ничего. Горю его не было предела. Два дня от огорчения он не ел хлеба. «Реакция ребенка, потерявшего игрушку», – скажете вы. Но выводы из этого случая Константин сделал совсем не детские. «Подумав в душе о суетности жизни этой, – рассказывает его жизнеописатель, – покаялся, говоря: “Такова ли есть эта жизнь, где на место радости приходит печаль? С этого дня вступлю на другой путь, что этого лучше, и в волнении жизни этой своих дней не растрачу”». Таким путем для Константина стало учение.

http://pravoslavie.ru/59783.html

ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ V КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 20-27 мая 2004 г. мая 2004 Межвузовская Ассоциация духовно-нравственного просвещения " Покров " Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария Санкт-Петербургский государственный Университет культуры и искусств Российский государственный педагогический Университет им. А. И. Герцена Санкт-Петербургская Академия последипломного педагогического образования Епархиальный Отдел религиозного образования и духовного просвещения Межвузовская Ассоциация духовно-нравственного просвещения " Покров " Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария Санкт-Петербургский государственный Университет культуры и искусств Российский государственный педагогический Университет им. А. И. Герцена Санкт-Петербургская Академия последипломного педагогического образования Епархиальный Отдел религиозного образования и духовного просвещения ДНИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ V КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 20-27 мая 2004 г. Со-Председатель оргкомитета Кирилло-Мефодиевских чтений - архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, президент Межвузовской ассоциации " Покров " Со-Председатель оргкомитета Кирилло-Мефодиевских чтений - ректор Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств П.А. Подболотов. Заместитель Со-Председателей оргкомитета протоиерей Александр Зелененко, председатель Епархиального Отдела религиозного образования и духовного просвещения. Заместитель Со-Председателей оргкомитета В.А. Щученко, доктор философских наук, профессор, декан факультета Истории русской культуры Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры и искусств. Состав оргкомитета: В.В. Головин, доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств. А. А. Корольков, академик РАО, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, Председатель Научно-методического совета Межвузовской ассоциации " Покров " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=187...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УЖГОРОДСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ АКАДЕМИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Академия начала свою деятельность в январе 2002 года с благословения митрополита Киевского и всея Украины Владимира в форме частного высшего учебного заведения образования под названием Украинская Богословская Академия имени святых Кирилла и Мефодия. 29 декабря 2003 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал 33) академия признана высшим духовным учебным заведением Украинской Православной Церкви под названием Ужгородская Украинская Богословская Академия имени святых Кирилла и Мефодия со статусом духовной академии. В марте-апреле 2006 года, с целью получения выпускниками кроме высшего духовного образования и высшего светского образования Украинская Богословская Академия имени святых Кирилла и Мефодия (частное высшее учебное заведение системы МОН Украины) реорганизована в Карпатский университет имени Августина Волошина (III-IV уровней государственной аккредитации), который успешно был лицензирован и аккредитован Министерством образования и науки Украины (согласно законодательству Украины о высшем образовании духовные учебные заведения религиозных организаций не подлежат лицензированию и аккредитации). В дальнейшем на базе Академии и университета по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира был создан первый в Украине духовно-учебно-научный комплекс " Ужгородская Украинская Богословская Академия имени святых Кирилла и Мефодия (высшее духовное учебное заведение УПЦ) - Карпатский университет имени Августина Волошина (частное высшее учебное заведение системы МОН Украины) " (ДННК " УУБА - КаУ " ). 6 апреля 2006 года ДННК " УУБА - КаУ " официально признан Министерством образования и науки Украины как целостный духовно-учебно-научный комплекс Украинской Православной Церкви. Выпускники Академии кроме высшего духовного образования приобретали и высшее светское образование по направлению подготовки " философия " , а студенты университета, обучающиеся по другим светским специальностям (философия, правоведение, психология, финансы, филология, компьютерные науки), на протяжении всех лет обучения дополнительно изучали основы православного богословия (в частности предметы: Катехизис, Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, Основное богословие, Догматическое богословие, Введение в литургического богословия, Нравственное богословие, История Православной Церкви в Украине, и т.д.).

http://drevo-info.ru/articles/18824.html

VII Кирилло-Мефодиевские чтения мая 2007 Международная конференция «Этническое своеобразие культурных традиций православно-христианского мира». Международная конференция " Этническое своеобразие культурных традиций православно-христианского мира " . ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО 24-25 мая 2006 года Санкт-Петербургский Государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ) при содействии научных, административных, религиозных организаций проводит вышеназванный форум. Конференция состоится в главном корпусе СПбГУКИ, по адресу: Дворцовая набережная, дом 2. К участию в международной конференции приглашаются ученые, религиозные и политические деятели, представители общественности, иностранные гости. Православие определило духовное единство, общность ценностных систем и культурных традиций стран Центральной и Восточной Европы, особенно в эпоху формирования основ национальных культур и становления государственности. В наше время сложных процессов интеграции и дифференциации народов, распространения стандартов массовой культуры и потребительских стереотипов обращение к духовному наследию и опыту православия является особенно актуальным. Этническое своеобразие социально-исторического опыта, культурных традиций, менталитета христианских стран зиждется на едином духовном основании, что создает благоприятные предпосылки для взаимопонимания, диалога. Теоретическое осмысление этого своеобразия и единства в сфере религиозных, философских, политических традиций, книжности и искусства является залогом укрепления дружбы и сотрудничества, является одним из факторов политической стабильности в Европе. Предполагается работа по трём направлениям: 1. Православие и культурное развитие стран славянского мира. 2. Православная Традиция и ментальное своеобразие славянских народов. 3. Духовное наследие славянства в условиях глобализации. Со-Председатель оргкомитета Кирилло-Мефодиевских чтений - ректор Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств П.А. Подболотов. Со-Председатель оргкомитета Кирилло-Мефодиевских чтений - архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, президент Межвузовской ассоциации " Покров "

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=181...

А.А. Половцов Разумовский, Григорий Кириллович Разумовский, граф Григорий Кириллович, шестой сын гетмана Разумовского, родился 10-го ноября 1759 года и с раннего детства поражал окружающих странным своим нравом. Крайне нервный, сосредоточенный, упрямый и всех чуждавшийся, он был притом болезненным и слабым ребенком. С юных лет он выказывал охоту к учению и воспитывался вместе со своими братьями, тем же порядком. По окончании учения он вместе с братом Львом путешествовал также за границею. По возвращении в отечество отец вытребовал его в Малороссию, где уже совсем овладела стариком гетманом графиня С. О. Апраксина, с которою у молодого графа Григория скоро вышли неприятности; отец, и ранее любивший этого сына менее других, теперь совсем от него отвернулся; молодой человек почти все время пребывал у сестры своей Н. К. Загряжской и, по ее отзывам в 1778 году, жил скромно, проявляя наклонность к занятиям. Он был некрасив лицом, неуклюж и мал ростом. Когда в следующем, 1779 году барон Строганов был отправлен в Стокгольм с поздравлением к королю Густаву III с рождением сына, молодой Григорий Разумовский упросил отца отпустить его с бароном и предпринял долгое путешествие по Лапландии, направляясь в Стокгольм. Затем он снова поехал за границу, был в Лейдене, слушал философию и естественную историю у известного Алламана и под его руководством изучал минералогию и геологию. Он до того увлекся этими предметами, что забыл и петербургское общество, и свою семью. Отец его был им недоволен, вероятно по причине долгов, им сделанных, и приказал ему ехать к старому гувернеру Мариниану в Швейцарию и находиться под его руководством. Это продолжалось, впрочем, недолго: сумрачный мизантропизм молодого графа приводил Мариниана в отчаяние, и он уже в 1783 г. уехал из Швейцарии в Саксонию, не находя возможным жить с обидчивым питомцем, который поссорился и со знаменитым де Соссюром. Граф Андрей Разумовский уговаривал Мариниана не покидать брата и вместе с тем старался примирить последнего с отцом и писал старику восторженно об ученых занятиях его сына. Старый гетман склонился на это, назначил сыну по 5000 руб. и писал: «пусть он из себя делает ученого человека, а я в этом ему препятствий делать не буду. Оставляю для него дороги: военную, штатскую и придворную, яко ему не свойственные; пусть он течет путем и дорогою, которую сам избрал. Авось сие ему послужит, а может и доведет его со временем к приятной и спокойной жизни, чего ему от сердца желаю». После этого Григорий Кириллович основался в Лозанне, купил себе дом и учредил Общество любителей физических наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРЕССИЙ Георгий [греч. Γεργιος Κορσσιος] (после 1566 или 1570 - после 1659/60), греч. врач и богослов-полемист. К. происходил из аристократической к-польской семьи, перебравшейся на о-в Хиос. Изучал медицину и философию в Падуе, в 1609-1615 гг. работал преподавателем в Пизе, а также какое-то время был практикующим врачом в Ливорно. В это время он безуспешно пробовал с помощью своего, по оценке Г. Подскальски, «дилетантского» памфлета о крепком теле (1612) участвовать в споре о новых идеях Г. Галилея. После возвращения на Хиос (ок. 1620) К. окончательно отошел от медицины и обратился к преподаванию богословия. На запрос о предоставлении ему места учителя в греч. общине Венеции он получил в 1627 г. отрицательный ответ (на это место был взят Митрофан Критопулос ). Из многочисленных, по большей части неизданных, произведений К. этого времени первым вышел из печати «Диалог об исхождении Св. Духа», к-рый К., вероятно, вел с лат. монахом (членом одного из нищенствующих орденов) ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 1. P. 240-243, N 168, существуют лат. переводы). 2-е издание патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара со своим делением на главы осуществил спустя долгое время после смерти К. Неск. сохранившихся в рукописях произведений содержат сведения о хронологии жизни К. С 1631 г. К. продолжительное время находился в К-поле, имея целью участие в противостоянии с протестантами, в чем ему помогало знание языков (латинского, итальянского). К. принял вызов на диспут о Filioque и о пресуществлении (см. Преложение Св. Даров , Транссубстанциация ) с посольским проповедником А. Лежером. Жесткая правосл. позиция К. вызывала недовольство протестантствующего патриарха Кирилла I Лукариса , в то время как патриархи Нектарий К-польский и Досифей Иерусалимский держались высокого мнения о К. В результате диспутов с Лежером К. составил пространные трактаты (не опубликованные до сих пор) о предопределении , а также посвященные учению о Евхаристии . После сент. 1638 г. К. по просьбе Кирилла II Контариса сделал набросок окружного послания, направленного против «Исповедания» Кирилла Лукариса.

http://pravenc.ru/text/2057264.html

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Философия единоверия: прошлое-настоящее-будущее церковних зв " Московського церковних зв " Московського Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг Срп Rom Про Контакти Документи Авторська Новини Голова Соц Авторська Новини Голова Соц Про Документи Прийняти На використовуються cookie-фaйлu, допомагають показувати Вам Продовжуючи користуватися сайтом, Ви згоду на використання ваших Метаданих cookie Головна Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодей… Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Философ… Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Философия единоверия: прошлое-настоящее-будущее Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних сношений Московского Патриархата, Председателя Комиссии по взаимодействию и сотрудничеству Русской Православной Церкви и Старообрядчества на юбилейной конференции, посвящённой 200-летию канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви Москва, ОВЦС, 27 ноября 2000 года Философия единоверия: прошлое-настоящее-будущее Различия в обрядовой практике Русской Православной Церкви существовали задолго до реформ Патриарха Никона, что, безусловно, учитывая территориальную протяжённость юрисдикции Русской Право­славной Церкви и этническое разнообразие верующего населения, соответствовало древней церковной практике, допускающей при единстве в догматах веры различие в местных обрядовых формах. Предпринятая в XVII веке жёсткая и во многом неоправданная ломка русской церковной обрядности, породила так называемый старообряд­ческий раскол в Русской Церкви, в который уклонилась определённая часть её паствы. Но стремление к обрядовому единообразию не помешало Патриарху Никону впервые самому применить принцип единоверия и разрешить одному из главных противников церковных реформ протопопу Иоанну Неронову, покорившемуся церковной власти и воссоединившемуся с Церковью в 1657 году, совершать богослужения по старопечатным книгам (Шлеев С.

http://mospat.ru/ua/old-believers/voice/...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере марта 2015 Вопросы атеиста, ответы ученого Есть утверждения, которые можно услышать практически в каждой антирелигиозной дискуссии, они кочуют по атеистическим книжкам и укореняются в массовом сознании. Как отвечает наука на базовые тезисы атеизма, рассказывает кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ протоиерей Кирилл Копейкин . протоиерей Кирилл Копейкин Протоиерей Кирилл Копейкин родился в 1959 году. Окончил физический факультет (1982) и аспирантуру (1985) СПбГУ, СПбПДА (1997). Кандидат богословия, кандидат физико-математических наук. Доцент, преподаватель СПбПДА. Директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ. Член редколлегии журналов «Вестник СПбГУ» и «Метафизика». Можно ли имитировать сознание? — Отец Кирилл, сегодня наука может проследить, как зарождаются наши мысли на физиологическом уровне. Получается, что религиозные представления тоже имеют естественное происхождение? — Большое заблуждение, будто наука может это проследить. Процессы, протекающие в нашем головном мозге, объективны: действительно можно «прописать» до молекулярного уровня, как они происходят. А вот сознание обладает качеством субъективной реальности. И тут, как говорят сами исследователи, наличествует «провал в объяснении»: наука может описать, как цветочный запах с помощью нервных импульсов по обонятельным нервам поступает в обонятельные луковицы, потом в подкорковые центры и в корковый центр обоняния мозга. Может показать, какие электрохимические процессы, например, изменение разности потенциалов между нейронами, при этом происходят. А вот почему человек говорит: «Я чувствую запах цветка», объяснить не представляется возможным. Невозможно вот это «Я» вывести из суммы физиологических процессов. Джон Серль, известный американский мыслитель, занимающийся философией сознания, считает, что все исследования сознания на протяжении последних 50 лет идут в ложном направлении. Потому что они исследуют сознание, изучая мозг (а мозг и сознание — разные вещи). Серль пишет, что такая постановка вопроса имеет идеологическую подоплеку. Ведь если допустить, что существует субъективная реальность, не являющаяся функцией мозга, придется спросить: где она физически локализуется? Если она не связана жестко с мозгом, может ли она существовать и вовсе вне его? А если может, значит, всё религиозное «мракобесие» имеет право на существование!

http://aquaviva.ru/journal/?jid=73055

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Доклад митрополита Илариона «Свобода и ответственность в понимании Святейшего Патриарха Кирилла» (Международный эллинский университет, 16 февраля 2021 г.) Доклад Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона  на тему «Свобода и ответственность в понимании Святейшего Патриарха Кирилла» (онлайн-семинар, Международный эллинский университет, 16 февраля 2021 г.) Пресвященные архипастыри, досточтимые отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас – организаторов и участников межправославного онлайн-семинара, который проходит на базе Международного эллинского университета. Прежде чем приступить к своему докладу, я бы хотел выразить благодарность руководству университета за приглашение выступить на семинаре. Тезисы моего выступления затрагивают важнейшие темы человеческого бытия, такие как ценностные ориентиры, свобода личности, права человека, нравственный выбор и неразрывно связанная с ним ответственность за последствия такого выбора. В связи с тем, что современное общество по-разному осмысливает и интерпретирует данные фундаментальные категории, в своем докладе я хотел бы представить взгляд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на природу прав и свобод, их связи с ответственностью, нравственным выбором и достоинством человека. В разные годы своего церковного служения Его Святейшество регулярно обращался к этим темам в своих проповедях, выступлениях, лекциях и письменных трудах. Будучи Предстоятелем Русской Православной Церкви, большинство паствы которой исторически проживает на территории европейского континента и принадлежит к европейскому цивилизационному пространству, Святейший Патриарх уделяет особое внимание проблематике прав человека и системе ценностей в современном европейском обществе, социальной, правовой и философской мысли.  

http://mospat.ru/ru/news/61175/

отв. ред. Д. С. Лихачев Житие Константина-Кирилла Философа Житие Константина (Кирилла) Философа (Пространное) – памятник болгарской агиографии, широко распространенный в древнерусской книжности. Ж. содержит ценные сведения о жизни и деятельности Константина Философа, создателя славянской письменности, выдающегося миссионера, полемиста и писателя. Принято считать, что это Ж. было создано в Великоморавии между 869 и 882 гг. Мнение о том, что Ж. было написано в Болгарии в период Второго Болгарского царства (В. Григорович, В. Киселков) и что местом его написания была Паннония, ныне отвергнуто. Древнейшими из 48 полных сохранившихся списков Ж. являются списки болгарского писателя XV в. Владислава Грамматика, сделанные им в 1469 и 1479 гг. Ныне обнаружен утраченный список нач. XV в. (ГИМ, собр. Барсова, 619). Их тексты не содержат существенных смысловых разночтений. В основу изданий обычно кладут списки Владислава Грамматика как старейшие, а также и список ГБЛ (собр. МДА, 19) как в некоторых отношениях более исправный. В рукописной традиции бытует много извлечений из текста Ж., существует и несколько переделок. Ж. анонимно, и поэтому атрибуция – один из самых запутанных вопросов его изучения. Большинство славистов считают, что автором Ж. был Климент Охридский, один из самых известных учеников миссионера, выдающийся писатель и педагог, основоположник так называемой Охридской литературной школы. В доказательство обычно приводят стилистические параллели между Ж. и произведениями Климента, которому к тому же принадлежит и Похвала Константину (Кириллу). По другому мнению, Ж. было написано учениками Константина во главе с Мефодием; некоторые полагают, что автором был сам Мефодий. Высокий уровень литературного мастерства, заинтересованность в создании культа брата в связи с дальнейшим укоренением славянской письменности и богослужения, знакомство с детскими и отроческими годами персонажа, с его миссиями среди арабов и хазар – все это приводится в пользу авторства Мефодия. Между тем единственное указание авторства в Ж., которое читается в конце гл. X, сообщает, что Мефодий перевел «книги» своего брата, разделив их на 8 слов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010