Стан. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицкая церковь в Верхнем Чужбое Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Верхнечужбойский приход. Новгородская губерния, Белозерский уезд, Борисовская волость, Верхнее-Чужбойский погост, смежен с ус.Малюково, ус.Попова Гора и д.Стан – Вологодская область, Бабевский район, Новостарниское с/п, Новая Старина. Богородицерождественская Верхнечужбойская церковь - каменная, построена в 1799 году. Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы - главный; Тихвинской иконы Божией Матери; Святителя Димитрия Ростовского. Николаевская Верхнечужбойская церковь - каменная, построена в 1770 году. Престолы: Святителя Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный; Преподобного Кирилла Новоезерского; Мучеников Флора и Лавра. Приход основан исстари под названием Верхний Чужбой, замечательных перемен и разорений никаких и не от кого не терпел. Приход расположен в открытой возвышенной местности при речке Чужбойке, протекающей на 10 верст; река мелкая и не рыбная, берега плоские. Принадлежащей приходу земли у священно- церковнослужителей 110 д., из того числа усадебной 2 д. Близ прихода протекает рука Суда сплавная, в протяжении 110 верст и впадает в реку Шексну. Приход расположен при проселочной дороге, расстоянием от большой дороги в 10, от г. Белозерска в 150 верстах; сообщение удобное. Суммы отпускается на содержание причта 159 р., доходу от продажи свеч 35 р., сборов кошельковых и кружечных 100 р. В приходе сел 3, деревень 15, дворов 94. Ближайшие от церкви селения: священно-церковнослужителей село Мамоково (Малюково) и д. Стан при проселочной дороге; сельцо Старино (Старина) в 1 версте при речке Чужбойке. Каменник в 3 верстах при реке Суде. Деревни: Констинково (Костениково), Назарово, 1-я при речке Чужбойке, Никаново, Валотино (Васютино) в 2-х , Ивановская, Федюнино в 3-х в. при речке Чужбойке. Верхняя Шома и Горбово в 2-х при речке Шомице, Хошково, Коростелево (Коростенево), Нижняя Шома в 3-х при речке Суде, Шариково (Шарапово), Горка в 4-х при колодцах, Вытя (Выта) в 7-ми при колодце. В селениях дороги проселочные. Постройка деревянная, избы курные, крестьяне русские. Новгородский сборник под редакцией Н. Богословского. Выпуск I. Издание Новгородского статистического комитета. Новгород. 1865.   Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06925

Интересующее нас Житие Кирилла Новоезерского впервые фиксируется в составе библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря в Описи книгохранительной казны 1664 г., и при этом сразу в трёх списках 862 . Мы можем сравнить этот результат с количеством других монографических сборников, которые числились в этот момент в библиотеке: также по три экземпляра Жития и Службы имелось для Кирилла Белозерского 863 и Александра Ошевенского 864 , а лидировали «соловецкие чудотворцы» – согласно этой Описи, в монастырской библиотеке хранилось шесть списков их Жития и Службы 865 . Вернёмся к Житию Кирилла Новоезерского. Один из упомянутых в Описи 1664 г. списков входил в состав сборника житий 866 , но не совсем понятно, являются ли монографическими сборниками или отдельными списками оставшиеся два «Жития» 867 . Уточнить наше представление об этом мы можем только на материале второй половины XVIII в. Содержащиеся в Описи 1766 г. 868 сведения о рукописных книгах позволяют соотнести их с конкретными рукописями: порядковые номера Описи указаны на обороте верхней доски переплёта рукописей Кирилле-Белозерского монастыря, находящихся в двух собраниях РНБ – Кирилло-Белозерском и Софийском. Согласно этой Описи, в монастырской библиотеке было семь книг, содержащих Житие Кирилла Новоезерского. Отождествляя их с сохранившимися рукописями, можно видеть, что одна из них является сборником агиографических текстов, посвящённых различным святым, а остальные шесть – простейшими монографическими агиосборниками, содержащими Житие и Службу преподобному Кириллу Новоезерскому 869 . Отметим, что в это время в библиотеке числилось шесть сборников, посвящённых соловецким чудотворцам, три сборника, содержащих Службу и Житие Александра Ошевенского, Служба и Житие основателя Кирилло-Белозерского монастыря зафиксированы в одном сборнике, Житие Сергия Радонежского – также в одном. Только святитель Николай опережает преподобного Кирилла Новоезерского по числу посвящённых ему монографических сборников: Николаю Мирликийскому посвящены 5 сборников «полудестевых» и 18 «в осьмину».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А в 1799 году одна Усманская помещица, Майорская дочь Надежда Егоровна из фамилии Фёдоровых, просила Государя ИМПЕРАТОРА ПАВЛА I о восстановлении Усманского женского монастыря в близ Усмани лежащем её селе Новоуглянске на её иждивении с тем, что она не только построит этот монастырь и церковь , но и для ежегодного содержания оного из продажи своего имения, полагает в Банк Опекунского Совета 40.000 рублей навсегда, дабы получаемыми с оных 2.000 рублями составить ежегодное на все времена содержание этому монастырю, а сверх того обязалась дать, кроме места под монастырь, навсегда 150 десятин строевого и домового леса и такое же число сенокосной и пашенной земли, да одну водяную хлебопомольную мельницу. На это прошение его Императорское Величество изволил снизойти Августа 21, 1799 года, позволением восставить на упомянутом основании Усманский девичий монастырь в селе её Новоуглянске, расстоянием от города Усмани вёрстах в 5 и даже перенести туда оставшееся от упразднённого прежнего в Усмани монастыря строение. На таком основании монастырь этот с тех пор уже восстановлен и устроен. Усольская Христофорова пустынь См. Христофорова Усольская. Успенская Андогская пустынь Упразднённая мужская, находится в Новгородской Епархии в Белоезерском уезде на истоке реки Андоги из озера Андо или Андозера, расстоянием от Кириллова Новоезерского монастыря к западу в 22, от Белоезерска к западу же в 50, от Новгорода в 475 вёрстах; в ней церковь во имя Успения Божьей Матери деревянная с приделом Преп. Кирилла Новоезерского, земли 108 десятин, 1.438 саженей. До Штатов 1764 года приписана была к Новоезерскому монастырю, по Штатам же определён священник с причтом. Под словом АНДОГСКАЯ УСПЕНСКАЯ в 3 части Истории Иерархии ошибочно напечатано: Череповского уезда в Андогских сёлах. Успенская Богородская Оханская пустынь См. Богородская Успенская Оханская. Успенская Вепрева пустынь См. Вепрева Успенская. Успенская Верхязвенская Богородицкая пустынь См. Верхязвенская Богородицкая Успенская. Успенская Воронежская пустынь См.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

И. был талантливым церковным писателем, живо интересовался рус. историей. В 1875 г. архимандрит впервые опубликовал Житие прп. Кирилла Белозерского, в 1880 г.- «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря». По благословению И. преподаватель Кирилловского ДУ Н. П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря - «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397-1893 гг.» (КБМЗ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 40); ранее высказывавшееся в литературе предположение об авторстве И. ошибочно: сохранился рапорт И. от 15 февр. 1894 г. в Новгородскую духовную консисторию о составлении «Летописи...» Успенским (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 4. Ед. хр. 41). Поводом для составления «Летописи...» послужили указы консистории о возобновлении летописания в церквах и мон-рях (1893). При составлении «Летописи...» была использована не только историческая лит-ра, но и документы монастырского архива. И. отредактировал сочинение Успенского, в тексте сохранилась его правка. По благословению И. на горе Мауре в окрестностях Кириллова была построена часовня в память о приходе прп. Кирилла в белозерские пределы. Также И. составил службу на обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского и акафист святому. По просьбе кирилловского архимандрита А. Ф. Ковалевский написал акафисты прп. Кириллу Белозерскому и Смоленской иконе Божией Матери. В архивах сохранились переписка И. с Ковалевским и обращение И. в Новгородскую консисторию за разрешением на чтение в мон-ре сочиненного Ковалевским акафиста (Там же. Оп. 3. Ед. хр. 2114, 2266; КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 22. Л. 15). Большой популярностью пользовались проповеди И., до революции они выдержали неск. изданий. В 1892 г. при учреждении Кирилловского вик-ства Новгородской епархии И. отказался от предложенного ему епископского сана и остался настоятелем мон-ря. В том же году И. был избран почетным членом МДА «во уважение его 50-летнего ревностного служения церкви и духовному просвещению, совершаемому в духе древнего православия и строгого подвижничества». За 30 лет настоятельства в Кирилловом-Белозерском мон-ре И. приобрел глубокое уважение и любовь местного населения, к-рое почитало его как подвижника благочестия. Еще в 90-х гг. XX в. старожилы г. Кириллова рассказывали семейные предания о доброте и щедрости давно почившего архимандрита. Он погребен в обители у алтаря Успенского собора (сохр. надгробный памятник). При погребении И. присутствовало ок. 6 тыс. чел., притом что общая численность населения г. Кириллова составляла 4 тыс. Как прощальное напутствие всем богомольцам раздавалось отпечатанное «Слово на Рождество Христово», сочиненное кирилловским архимандритом. В 1987 г. И. был канонизирован (см.: Письмо из канцелярии управляющего Тульской епархией за 158 от 10 февр. 2009 г.//Арх. ЦНЦ), его имя включено в Собор Тульских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) на основании рапорта архиеп. Тульского и Белёвского Максима (Крохи) .

http://pravenc.ru/text/200185.html

На протяжении многих лет отец Иаков добивался вывода с территории монастыря Духовного училища и уездной тюрьмы, находившихся здесь с XVIII в. На строительство нового здания для училища он пожертвовал кирпичи и большую сумму денег. Архимандрит Иаков вел дневник, в котором записывал все нарушения устава, допущенные братией, а по ночам посещал кельи иноков, как это делали древние игумены. Неодобрительно относился к хождениям братии по кельям. «Не вернется монах в келью таким, каким он вышел из нее»,– говорил он инокам. Сам никогда не употреблявший вина, он строго запретил приносить его в обитель. При нем прекратились праздничные угощения с вином в кельях настоятеля, в трапезной – «водочные порции братии», за монастырские стены был выведен винный склад, сдававшийся в аренду (ранее размещался в башнях обители). Много сил отнимала у отца Иакова должность благочинного окрестных монастырей. Сохранились документы, которые говорят о его активном участии в делах Нило-Сорской пустыни, Горицкого женского монастыря, обители Кирилла Новоезерского и других. Изучив состояние обителей, он решил, что для духовного возрождения русских монастырей необходимо организовать их внутреннюю жизнь в соответствии с уставами преподобного Кирилла Белозерского и преподобного Нила Сорского . В отзыве о готовившейся реформе общежительных монастырей, поданном им в Новгородскую духовную консисторию, отец Иаков предлагал брать с настоятелей письменное обязательство, что они будут соблюдать устав преподобного Кирилла и «Предание» преподобного Нила. Во всех обителях архимандрит Иаков стремился утвердить строгость монашеской жизни и ввести общежительный устав. В 1892 г. при учреждении Кирилловского викариатства Новгородской епархии архимандрит Иаков отказался от предложенного ему епископского сана и остался настоятелем монастыря. В том же году он был избран почетным членом Московской Духовной академии «во уважение его 50-летнего ревностного служения церкви и духовному просвещению, совершаемому в духе древнего православия и строгого подвижничества».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Он был родом из Важеского погоста, недалеко от г. Олонца. Крестьянским мальчиком он в ранней молодости своей пришел к преп. Александру Свирскому и у него провел немало лет в трудах иноческих. По времени, отдаваясь подвигам молитвы, поста и труда, он возложил еще для умерщвления плоти железные вериги, которые и носил прямо на теле. По времени его стало влечь на поклонение Киевским Чудотворцам. Преподобный Александр не сразу отпустил его в дальнее странствование. Для опыта и укрепления его св. Александр сначала посоветовал ему сходить на богомолье к преп. Кириллу Новоезерскому. Помолившись, он отпустил Никифора, дав ему письмо преп. Кириллу, и сказал, чтобы он, придя к монастырю, не искал лодки для перевоза и подождал бы. «Господь устроит то, о чем мы просили, и ты будешь перевезен», – прибавил он Никифору. Триста верст прошел незаметно для себя Никифор и пришел к обители преп. Кирилла, которая стоит на озере, с противоположной стороны. Преподобный Никифор, утомившись, уснул. Преп. Кирилл, духом провидя посланца от Свирского настоятеля, поскорее окончил правило и, отпустив братию на покой, быстро сев в лодку, поехал за гостем. Разбудив Никифора, преподобный приветствовал его с миром и привез в свою обитель. Когда, пробудившись, преп. Никифор узнал в иноке преп. Кирилла, то земно ему поклонился. Поклонился ему и святой старец. «И ты меня благослови, сказал преп. Кирилл, потому что ты послан честным отцем и служителем Пресвятой Троицы, игуменом и духовным моим братом Александром, чтобы осмотреть святую обитель нашу, и меня грешного посетить». Свет небесный осиял старцев, когда они, встретившись, земно кланялись друг другу. Братия Кириллова монастыря, заметив необычную в преподобном некоторую поспешность при совершении правила, и видя его уезжавшим, конечно, была этим очень занята и любопытствовала, что будет далее, ожидая старца из–за озера, почему и видела этот свет. Когда старцы приехали, то сначала пошли в храм и помолились, а потом стали беседовать. Преп. Никифор передал посланьице Александрово, на которое преп. Кирилл ответил своим письмом. Восемь дней прогостил у преп. Кирилла преп. Никифор, проводя время в молитве и беседе. И эти беседы были весьма полезны его душе. Прощаясь с Никифором, Кирилл говорил ему: (про Александра) «Хотя мы имеем

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

По благословению отца Иакова преподаватель Кирилловского Духовного училища Н.П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря – «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397–1893 гг.» (полный текст см. в разделе «Летопись»). Поводом для составления Летописи послужили указы консистории о возобновлении летописания в церквах и монастырях (1893). При составлении Летописи была использована не только историческая литература, но и документы монастырского архива. Архимандрит Иаков отредактировал сочинение Успенского, в тексте сохранилась его правка. Также архимандрит Иаков составил службу на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского и акафист святому. По просьбе кирилловского архимандрита А.Ф. Ковалевский написал акафисты преподобному Кириллу Белозерскому и Смоленской иконе Божией Матери. В архивах сохранились переписка отца Иакова с Ковалевским и обращение отца Иакова в Новгородскую консисторию за разрешением на чтение в монастыре сочиненного Ковалевским акафиста. Большой популярностью пользовались проповеди архимандрита Иакова, до революции они выдержали несколько изданий. Отец Иаков принял в управление обитель преподобного Кирилла, когда многие её древние храмы и постройки пришли в ветхость, а нравы монахов находились в упадке. В преддверии 500-летнего юбилея древней обители под его руководством начались ремонтные и реставрационные работы, перестраивались иконостасы, обновлялись интерьеры церквей, реставрировались предметы ризницы, были систематизированы старый монастырский архив и библиотека, отремонтированы кровли, окна и крыльца, поновлены росписи и покрашены наружные стены. На горе Мауре близ Гориц его усердием была построена часовня в память о приходе преподобного Кирилла в Белозерские пределы. Но главное, к чему стремился архимандрит Иаков, – это восстановить в обители дух истинного монашества. В первые дни 1-й и Страстной седмиц Великого поста ворота монастыря закрывались для мирян, настоятель вкушал лишь 1 просфору в день.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Арх.: РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1755. О службе в Риме настоятеля церкви при Русском посольстве. 1853 г.; Там же. Ед. хр.1830. Формулярный список настоятеля Кирилло-Новоезерского мон-ря Иакова 1858; Об определении настоятелем Кирилло-Белозерского мон-ря Иакова//Там же. Ед. хр. 1928; 1 февр.- 17 июля 1866; Формулярная ведомость настоятеля Кирилло-Белозерского мон-ря архим. Иакова//Там же. Ед. хр. 2083, 1879 г.; Ед. хр. 2072, 1878 г.; Ед. хр. 1982, 1870 г.; Ед. хр. 2059, 1877 г.; Ед. хр. 2094, 1880 г.; Переписка благочинного Иакова с Новгородской духовной консисторией и настоятелями мон-рей//Ед. хр. 2069, 1878 г. Соч.: Путешествие в Бар-град на поклонение мощам свт. Христова и чудотворца Николая (в 1855 г.). СПб., 1859; Краткие заметки о Римской Церкви. СПб., 1859; Пастырь по отношению к себе и пастве. СПб., 1880; Смирением ищи благодать: Наставления. Письма игум. Арсении (Корчагиной). М., 2002. Публ.: Житие прп. отца нашего Кирилла, Белозерского чудотворца. СПб., 1875, 18962; Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского мон-ря//Древности: Тр. МАО. 1880. Т. 8. С. 135-154; Иванова Г. О., Смирнова А. В. Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского мон-ря, 1397-1893 гг.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 273-347. Лит.: Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 520-521; Измайлов А. Памяти отца архим. Иакова, бывш. настоятеля Кирилло-Белозерского мон-ря//Новгородские ЕВ. 1896. 6. С. 383-390; Тюменев И. Ф. 500-летие Кирилло-Белозерского мон-ря//ИВ. 1897. Авг. С. 465-466; Б-овъ И. Иаков (Поспелов)//ПБЭ. 1905. Т. 6. Стб. 154-156; Смирнова А. В. Об авторе «Летописи событий Кирилло-Белозерского монастыря»//К свету. М., 1997. 15: Край Кирилла Белозерского. С. 20-21. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/text/200185.html

И у нас появился обычай исповеди пред гробницами святых и пред иконами. Среди чудес Леонтия Ростовского есть такое. Чудотворец наказал разслаблением соборнаго клирика. Клирик исповедает грехи свои, «ко гробу святаго зря». Смущенный народ разошелся – дело было после заутрени, – но епископ велел подвести клирика к раке святителя и петь литургию. Клирик снова исповедывал по ряду все грехи свои от рождения и молился. Во время чтения Евангелия «прииде ему глас, глаголя: человече, оставляют ти ся греси твои 15 . – В чудесах преп. Кирилла Белого Новоезерского рассказано. В день его кончины (4 февраля 1532 г.) ученик преподобного Кириак, морской рыболов, был тяжко болен разслаблением и не имел сил проститься с умиравшим наставником. Почивший явился Кириаку и послал его ловить рыбу на утешение братии. Проснувшись, Кириак почувствовал, что может двигать руками и ногами «и повеле себе вести ко гробу блаженного Кирилла, и плачася горце со слезами, и исповеда грехи своя аки живу, и прощение получи, и бысть здрав от болезни тоя» 16 , – «Согреших, так кается древнерусский священник, в клятву и в преступление впадох: многажды убо падох пред образом Божиим, кляхся еже ми не согрешати и отцу духовному не покаяхся» 17 . Очевидно, исповедь духовнику заменялась молитвой пред иконой и клятвенным обещанием исправиться 18 . Обычай исповеди без духовника пред святынями, возникший на востоке и оттуда перешедший на Русь, объясняет, мне кажется, христиански-церковную сторону в обряде исповеди земле. Покаяние пред святынями подсказывало стриголыникам легкий способ обходиться без духовника в своей исповеди. Но ставя на место иконы или гробницы святого землю, наши сектанты следовали, конечно, уже не церковным или христианским, а народным, чисто языческим представлениям. Стригольники, очевидно, почитали землю святыней, держались мифологических воззрений. II. Kyльm земли Наши языческие предки-славяне почитали землю как бога. Прямых указаний на это в древней письменности, сколько мне известно, не встречается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Область его заключала в себе при нем города: Углич, Кашин, Бежецкий верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород и он еще построил на высоком берегу Волги, напротив слободы Борисоглебской, новый город Романов. Под кров доброго князя приходили и из других княжеств. Им устроены были богадельни и странноприимные дома и первые содержались на его счет, а последние от монастырей. До 15 храмов построено им в разных местах княжества его. Каждый день слушал он службу Божью и часто беседовал с опытными иноками, любил читать душеспасительные книги. В 1278 году оплакал он смерть матери, за тем спустя года два умерла и бездетная супруга его. Осиротевший в мире блаженный Роман посвящал последние годы жизни своей преимущественно подвигам благочестия, молитве, посту и благотворительности. Он скончался 3 Февраля 1285 года и погребен был в соборном храме г. Углича. 244 В 1486 году при основании нового соборного храма обретены нетленные мощи благоверного князя Романа. По распоряжению патр. Иова они были вновь свидетельствованы (в 1505 году) казанским митрополитом Гермогеном. – В 1609 году ляхи предали огню соборный храм и св. мощи князя: но останки их продолжают источать исцеления: они хранятся ныне в приделе, посвященном имени благоверного кн. Романа. 245 4 ч. Преставление преп. КИРИЛЛА новоезерского Земной родиной блаж. Кирилла, родившегося для неба в 4 день февраля, был гор. Галич. Родители его были люди богатые и благочестивые, дворяне Белые. 247 Кирилл еще отроком почувствовал непреодолимое желание иноческой жизни и тайно оставил родительский дом, чтобы найти на р. Обноре преп. Корнилия, о котором много слышал он от родителей. От Галича до келлии Корнилия было 80 верст. Отрок прошел 13 верст и не знал, куда идти далее. Но на дороге увидел он старца, украшенного сединами. На вопрос старца: куда идет он? Кирилл отвечал: «к Корнилию; у него, как слышно, учатся спасению, а мне хотелось бы спастись». «Благословен Бог, вразумивший тебя, отвечал старец; если хочешь, иди за мною к Корнилию». На другой день в виду было местопребывание Корнилия: указывая на него, старец сказал: «иди, чадо, к блаженному Корнилию; я попрошу его за тебя и благословил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010