Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в., г. Галич (ныне Костромской обл.) - 4.02. 1532, Новоезерский Воскресенский мон-рь), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых), основатель Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря на Красном о-ве (ныне Огненный) Нового оз. (близ Белозерска Вологодской обл.). Житие К. Житие К. было написано, вероятнее всего, игуменом Новоезерского мон-ря Пименом между нояб. 1581 г. (дата последнего записанного чуда) и июлем 1582 г. (в грамоте от 5 авг. 1582 в качестве настоятеля обители назван строитель Герасим). Созданная Пименом редакция (др. произведения этого автора неизвестны) получила название Первоначальной и сохранилась в одном списке - РНБ. F.I.894. Литературными источниками Жития послужили 6 русских житий: преподобных Александра Свирского, Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Макария Калязинского и Саввы Вишерского, а также блж. Исидора Твердислова. Житие прп. Александра Свирского стало композиционной моделью для Жития К. Первоначальная редакция Жития К. содержит много фактической информации. В данной редакции зафиксированы основные сведения о святом, описание его 10 прижизненных чудес, преставления и 19 посмертных чудес; текст не имеет вступления и похвалы святому. Данная разновидность Жития К. не получила широкого распространения в отличие от последующей, Основной, редакции, известной более чем в 100 списках. Основная редакция была создана в 1623-1625 гг. Житие К. подверглось стилистической правке, были добавлены 20-е чудо и предисловие (на основе предисловия к Житию прп. Евфимия Великого). Основная редакция стала источником всех последующих переработок Жития К., вошла в крупные минейные своды (Тулуповский, Милютинский, Сийский, братьев Денисовых ), к ней дописывались чудеса святого. До кон. XVIII в. этот текст по крайней мере 3 раза редактировался, приспосабливался к новым языковым и стилистическим нормам, отражал изменения в почитании святого. Выделяют 4 варианта Основной редакции, созданные в Новоезерском мон-ре: ранний (1623-1625), поздний (2-я пол. 40-х гг. XVII в.), текст со Словом на обретение мощей и чудом о царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1652-1659), текст Лицевого сборника (РГБ. Муз. 4660, нач. XVIII в.). Слово на обретение мощей в посвященном К. агиографическом цикле выполняет роль Похвального слова; это предназначение памятника было усилено при его редактировании (в нач. XVIII в. была создана 2-я редакция Слова).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Череповец. Собор Троицы Живоначальной. Троице-Сергиевский собор, Троицкий собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичный храм, выстроенный в 1758-1781 гг. Располагался к юго-западу от Воскресенского собора. Первоначально двухэтажная одноглавая постройка с Сергиевским престолом внизу и Троицким вверху. В 1792 г. пристроена трехъярусная колокольня в стиле классицизма, в 1807 г. северный придел Кирилла Новоезерского, в 1885 г. Троицкий придел перенесен на первый этаж. В 1933 г. разобрана колокольня, в 1934 г. храм закрыт, использовался в хозяйственных целях. Решение о сносе принято в 1947 г., сломан в начале 1950-х гг. По материалам сайта " Храмы России " В 1758 году игумен Феофилакт испросил у епископа Вологодского и Белозерского Серапиона благословенную грамоту на сооружение теплой каменной церкви с трапезою и разрешение на сбор подаяний на эту постройку иеродиакону монастыря Софронию. В 1761 году игумен Феофилакт и строитель монастыря крестьянин Иван Семенов заключили договор с крестьянином Ярославского уезда Иваном Федоровым на постройку каменной церкви по образцу храма ярославского Афанасьевского монастыря “за сто рублей на монастырских харчах”. Престол теплого храма во имя преподобного Сергия Радонежского освятили в том же году. В 1763 году вновь заключили договор с тем же крестьянином на надстройку второго этажа над Сергиевской церковью за шестьдесят рублей. Второй холодный престол, по монастырской традиции посвященный Троице, освятили лишь в мае 1781 года, уже после упразднения монастыря. С упразднением монастыря строительство еще более оживилось. В 1792 году по резолюции митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила в ответ на просьбу прихожан при Троице-Сергиевской церкви, встык с ней, выстроили каменную трехъярусную колокольню, увенчанную конусовидным куполом и главкой со шпилем. В куполе поместили часы с боем. На площадке звона размещалось семь колоколов, из них самый большой весил семьдесят семь пудов. На нем была чеканная надпись, которая читалась частично: “…при благополучной державе… Екатерины Алексеевны…”. Позже, в 1867 году, “иждивением” прихожан был куплен колокол весом 251 пуд 30 фунтов. Язык его весил 81,5 пуда. На поверхности были чеканные изображения Воскресения Христова, Святой Живоначальной Троицы, преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

http://sobory.ru/article/?object=39903

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА (Тотемский) († 1704, Коломна), архиеп. Коломенский и Каширский (1681-1704). Происходил из купеческого рода г. Тотьмы ( Волков. С. 10). Иных сведений о происхождении, мирском имени и ранних этапах биографии Н. нет. 21 июня 1661 г. Н. был назначен архимандритом Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , весной 1663 г. вместе с архиеп. Вологодским и Белозерским свт. Маркеллом был вызван в Москву на церковный Собор. 19 авг. 1664 г. по неизвестным причинам уволен с этого поста. 27 апр. 1666 г. стал архимандритом Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова монастыря , а 26 дек. 1667 г. вновь назначен архимандритом Кирилло-Белозерского мон-ря. О месте пребывания Н. в кон. 1664 - нач. 1666 г. сведений нет. Возможно, поводом для временного перевода Н. из Кирилло-Белозерской обители стал внутримонастырский конфликт. Об этом косвенно свидетельствует царская грамота от 22 апр. 1668 г., к-рая предписывает все дела, касающиеся духовного чина - «меж попов, и старцев, и клирошан, и церковных причетников», а также назначения старцев «в службы», «выбирать архимариту Никите со всеми вами (соборными старцами.- И. У.), вопче, безо всякого прекословия и ненависти» (ААЭ. Т. 4. 163. С. 216-217). В игуменство Н. в Кирилло-Белозерском мон-ре велось строительство 2-го кольца каменных укреплений - «Нового города» с башнями до 6-7 этажей в высоту (завершено в 1682). Архимандрит заботился и о вотчинных владениях монастыря. 25 марта 1675 г. Н. получил царскую жалованную тарханную грамоту «на езы» в р. Шексне и рыбные ловли в Белом и др. озерах Белозерского у. (см.: Кириллов: Краевед. альманах. 2001. Вып. 4. С. 321-331). При игуменстве Н. Кирилло-Белозерский монастырь продолжал оставаться местом ссылки. В 1666-1681 гг. здесь под надзором Н. пребывал бывш. патриарх Никон (Минов) , к-рый до 1676 г. находился в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . Н. был духовным отцом Никона.

http://pravenc.ru/text/2565394.html

Предалтарный иконостас возобновлен в 1863 году. В первом ярусе иконостаса местных икон четыре, - на правой стороне царских врат: 1) икона Вседержителя, 2) за южной дверью икона Владимирской Божией Матери, вставленная в середину большой иконы, на которой вверху написан образ Сретения Господня. По левую сторону царских врат: 1) храмовая, чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, 2) Икона Божией Матери Живоносного Источника. В Благовещенском храме иконостас одноярусный, местных икон девять. По правую сторону царских врат: 1) икона Спасителя с молящимися вологодскими чудотворцами, 2) икона Рождества Пресвятой Богородицы, 3) икона Успения Божией Матери, 4) икона Николая Мирликийского и 5) в завороте у окна икона преподобного Кирилла Новоезерского и Феодосия Тотемского, чудотворцев. По левую сторону царских врат: 6) иона Благовещения Пресвятой Богородицы. На северных пономарских дверях изображение архидиакона Стефана, 7) икона Рождества Христова, 8) икона Богоявления Господня и 9) в завороте у окна икона святой мученицы Параскевы. В Предтеченском приделе иконостас одноярусный, устроенный в 1846 году. В ризнице замечательных по древности предметов нет. Степановский И.К. Сямский Богородице-Рождественский монастырь/И. К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. С. 73-74. С сайта Церковная история Вологодского края Сямский Богородице-Рождественский монастырь, общежительный, в 65 верстах от города Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 году. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою; эта святая икона явилась в 1524 году и названа по месту явления в Вологодской губернии, в селе Отводном, Сямской волости, жители которой устроили обитель, где храмовою иконой и была поставлена явленная икона; святая икона изображает Рождество Богородицы; празднество ей совершается 8-го сентября. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Сямский Богородице-Рождественский монастырь Монастырь возник в 1524 году, когда парализованному крестьянину Ивану Родионову явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. После этого чуда прихожанами Покровской Сямской церкви построен монастырь в Сяме. Монастырская церковь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1525 году.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Прп. Корнилий Комельский. Икона. XIX в. (ВГИАХМЗ) Основными источниками биографических сведений о К. являются его Житие, известное более чем в 40 списках кон. XVI-XIX в. (перечень см.: Сергеев. 2000), акты Корнилиева Комельского мон-ря, а также жития учеников К., прежде всего преподобных Геннадия Костромского и Кирилла Новоезерского. Житие К., несмотря на ряд заимствований, богато фактами, находящими подтверждение в документальных источниках. Оно сохранилось в неск. редакциях: Первоначальная возникла в 60-70-х гг. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 28/1267; РГБ. Попов. 94); Основная была создана, вероятно, ок. 1589 г. иноком Нафанаилом, к-рого В. О. Ключевский считал единственным автором Жития (наиболее ранние списки: РНБ. Погод. 787, 1606 г.; РГБ. Рогож. 176, до 1608 г. и др.). Основная редакция вошла в Четьи-Минеи Германа Тулупова (заглавие: «Месяца маия въ 19 житие и подвизи преподобнаго отца нашего Корнилия, новаго чюдотворца рускаго, града Вологды в пределех, иже на Комельском лесу пречестный монастырь поставльшаго, Пречистыа Владычица нашеа Богородица, честнаго и славнаго ея Введения, и в нем общежитие составльшаго и братию совокупль. Благослови отче»; нач.: «Разум убо православным християном духовных муж жития ползы ради испытовати...»). Она состоит из предисловия, собственно Жития, 9 посмертных чудес (2 из них датированы: 1-е - 1542 г.; 9-е - 1556-1557 гг.), 2 прижизненных чудес, помещенных после посмертных, рассказа об ученике святого Геннадии и Похвального слова (при создании памятника было использовано Похвальное слово Кириллу Белозерскому; по наблюдениям Т. Б. Карбасовой, объем заимствований значительный - ок. 1/3 текста). Основная редакция часто переписывалась вместе с монастырским Уставом К. и посвященной святому Службой (в некоторых списках к ним присоединены тропарь и кондак на обретение мощей К. и молитва святому). В рукописях, содержащих этот комплекс, отсутствуют, как правило, статьи иного содержания, поэтому их можно условно называть «корнилиевскими сборниками».

http://pravenc.ru/text/2458683.html

Президент отметил, что Церковь играет важнейшую роль в поддержании межнационального и межрелигиозного согласия в стране. 24 мая. ПРАВМИР. Президент РФ Владимир Путин направил Патриарху Московского и всея Руси Кириллу поздравление с тезоименитством, сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на пресс-службу Кремля. «Неустанные первосвятительские труды снискали Вам высокий авторитет в России и за рубежом. Под Вашим началом Русская православная церковь оказывает большое влияние на нравственное состояние и развитие нашего общества. Совместно с государством выполняет востребованную просветительскую и социальную миссию», — говорится в поздравительной телеграмме. Президент отметил, что Церковь играет важнейшую роль в поддержании межнационального и межрелигиозного согласия в стране. «Церковь многое делает для приобщения молодежи к историко-духовному наследию, к традициям веротерпимости и патриотизма. И здесь примером служит Ваша личная открытость к диалогу с людьми разных поколений и духовных традиций, приверженность общечеловеческим ценностям мира, справедливости и добра. Убежден, что под Вашим предстоятельством Русская православная церковь будет и впредь нести столь высокое, общественно значимое служение», — сказано в послании главы государства. Ожидается, что поздравить патриарха Кирилла с праздником приедут руководители государства. Их ждут в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре. 43 года назад, в апреле 1969 года, тогдашний председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Никодим (Ротов) в домовой церкви в Серебряном Бору совершил монашеский постриг студента Ленинградских духовных школ Владимира Гундяева с наречением имени Кирилл. Будущий патриарх, рожденный в день обретения мощей преподобного Кирилла Новоезерского, принял постриг в день памяти святителя Кирилла, епископа Катанского, ученика апостола Петра, а имя в иночестве получил в честь святого равноапостольного Константина-Кирилла. Святой просветитель славян, таким образом, стал для патриарха Кирилла примером в развитии искусства проповеди, соединяющей живость и доступность с глубиной и убедительностью.

http://pravmir.ru/vladimir-putin-pozdrav...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Кирилл Новоезерский, прп. Описания иконы Кирилл Новоезерский, прп. - житие Преподобный Кирилл, Новоезерский чудотворец (память 4 февраля и 7 ноября по старому стилю) Родился преподобный Кирилл от благочестивых родителей в городе Галиче. Уже будучи отроком, он стремился к иноческой жизни. Оставив тайно родительский дом, он отправился в обитель преподобного Корнилия (в Вологодском Комельском лесу), о которой ему часто рассказывали родители. На пути к этой обители Кириллу встретился некий старец, который, осведомившись о цели его путешествия, благословил его намерение идти к св. Корнилию и затем стал невидим. Преподобный Корнилий весьма благосклонно принял Кирилла и постриг его в иноки. Молодой инок ревностно стал проходить иноческое житие. Между тем родители Кирилла уже потеряли было всякую надежду найти его и даже стали считать его умершим, но вот они от одного комельского инока узнали об местопребывании своего сына. Тогда отец Кирилла отправился в обитель св. Корнилия, но здесь в строгом постнике он не узнал своего сына, а когда затем признал в нем [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVI.] Прп. Кирилл Новоезерский. Шитьё. Русь. 2-я половина XVI - начало XVII вв. 65.5 х 62. В 1913 году поступила в древнехранилище из Кирилло-Новоезерского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Файл 7410.jpg:   Размер: 1067x1200, 1.28 MPix, 223 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (215) , (7) . Описание: [Москва. 1652.] Прп. Кирилл Новоезерский. Светлицы Марии Ильиничны Романовой. Шитьё. Москва. 1652 год. Покров на раку - вклад Ильи Даниловича Милославского в Кирилло-Новоезерский монастырь. Череповецкое музейное объединение. Вологодская обл. Файл 7411.jpg:   Размер: 606x1200, 0.73 MPix, 181 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (172) , (5) . Описание: [Русь. 1670.] " Свт. Николай Великорецкий " с шестью избранными святыми на полях (фрагмент). Икона. Русь. 1670 год. Из ц. Спасо - Преображенской с. Борисоглебское на р. Ирме (Шекснинский район). Череповецкое музейное объединение. Вологодская обл.

http://pravicon.com/icon-2162

Руководитель Синодального отдела по делам молодежи принял участие в праздновании Дня православной молодежи в Таллине 19 февраля 2019 г. 13:57 16-17 февраля 2019 года в Таллине по благословению митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения состоялось празднование Дня православной молодежи и 5-летия молодежного клуба «Сретение». 16 февраля, в канун Недели о мытаре и фарисее, дня памяти преподобного Кирилла Новоезерского, митрополит Евгений совершил всенощное бдение, а 17 февраля — Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Таллине. Его Высокопреосвященству сослужили и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи протоиерей Кирилл Сладков , председатель отдела по делам молодежи Виленско-Литовской епархии иерей Константин Лазукин, духовенство храма иконы Божией Матери «Скоропослушница», кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского г. Таллина и храма Рождества Пресвятой Богородицы (Казанской церкви) г. Таллина. Послушания псаломщиков и пономарей исполняли члены молодежного клуба «Сретение». За богослужением пел хор певчих молодежного клуба «Сретение» под управлением регента Екатерины Ломакиной. По окончании Литургии митрополит Евгений поздравил протоиерея Кирилла Сладкова с днем тезоименитства и пожелал Его Высокопреподобию помощи Божией в деле миссии среди молодежи. Торжества продолжились в Доме братства Черноголовых. С приветственным словом к присутствовавшим обратился председатель отдела по делам молодежи Таллинской епархии , руководитель православного молодежного клуба «Сретение», настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы иерей Виктор Мельник. Священник поздравил собравшимся с праздником Сретения Господня и юбилеем клуба, а также поблагодарил за труды организаторов праздника. Далее состоялся показ фильма, посвященного истории клуба «Сретение». Протоиерей Кирилл Сладков огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поздравил собравшихся с праздником Сретения Господня и обратился к ним со словом проповеди.

http://patriarchia.ru/db/text/5374623.ht...

1 февраля 2011 г. Протоиерей Андрей Пылев (+10.12.2010) 10 декабря на 55-м году жизни отошел ко Господу настоятель храма св. блгв. кн. Александра Невского г. Вологды, благочинный Белозерского округа, секретарь епархиальной комиссии по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Андрей Пылёв. Отец Андрей родился в 1956 году в городе Львове УССР. После службы в 1983 году окончил педагогический институт по специальности «преподаватель истории» и поступил на работу в филиал областного краеведческого музея «Спасо-Прилуцкий монастырь». В 1990 году Андрей Пылёв принимает святое крещение в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. В феврале 1993 года он рукоположение во диакона, а в марте 1993 года архиепископом Вологодским и Великоустюжским Михаилом — во иерея. Отец Андрей был определен настоятелем в Покровский храм города Кириллова. С 1994 года начались заботы батюшки по возрождению приходской жизни в храме святого Александра Невского в Вологде. В 1998 году 20 ноября, в день памяти преподобного Кирилла Новоезерского, в храме была совершена первая Божественная литургия. За 12 лет настоятельского служения в храме отцу Андрею удалось создать полноценный и крепкий приход. Его любили все прихожане. Свою последнюю Литургию батюшка совершил на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2010 года. Одновременно с попечением о восстановлении храма батюшка нес послушание секретаря епархиальной комиссии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами (с 1994 года). Неоднократно вместе с отрядами милиции и ОМОНом он ездил в Чечню, всегда ответственно и с любовью исполнял свой пастырский долг, разделяя все тяготы, лишения и опасности воинской службы с нашими воинами. За проявленное при этом мужество и самоотверженность отец Андрей награжден нагрудными знаками «За содействие МВД» и «Кадровая служба МВД России», имеет награды за заслуги перед казачеством. С 1997 года отец Андрей был назначен благочинным Белозерского округа и активно трудился над возрождением приходов в селе Липин Бор и поселке Новокемский, исполняя в них по совместительству обязанности настоятеля. Уделял много внимания приходам в городе Вытегре и селе Андомский Погост, часто совершал поездки по приходам благочиния и заботился о возрождении и поддержании полноценной литургической жизни.

http://e-vestnik.ru/obituaries/02_vechna...

В монастыре было три храма. Главный собор в честь Воскресения Христова был основан прп. Кириллом, а в 1648 году по обету, данному боярином Борисом Морозовым, на месте деревянного храма было начато строительство каменного. Мощи прп. Кирилла Новоезерского в земле препочивали сто двенадцать лет и обретены были как раз, при строительстве нового собора, 7-го ноября 1649 года. В соборе было два придела: Никольский и Кирилловский. В начале 1780-х над Никольским приделом возвели колокольню, но впоследствии ее разобрали. В 1799 году собор подвергся реконструкции и перестройке (появилось пятиглавие, убрали украшение с фасада). В 1685 году и второй древний деревянный храм был заменен каменным. На средства царевны Софьи Алексеевны возвели теплую церковь Смоленской Богоматери с трапезной палатой и приделом Алексея человека Божия. Ежегодно, в день памяти этого святого при монастыре открывалась ежегодная ярмарка. Алексеевская ярмарка, приносившая немалый доход обители, просуществовавшая почти 250 лет, с 1649 по 1892 год, когда, несмотря на протесты монастыря, была переведена в Белозерск. Известным указом Екатерины II о секуляризации церковных земель Новоезерский монастырь был отнесён по штату к III классу. Начался большой экономический спад хозяйственной жизни монастыря и продолжался он до 1793 года, когда настоятелем монастыря был назначен архимандрит Феофан (Соколов). За время его руководства, продолжавшегося 36 лет, была достроена ограда с шестью небольшими башенками и Святыми воротами, возведена колокольня. Красный остров при игумене Феофане был соединен с соседним Сладким островом деревянными мостками на сваях, вбитых в дно озера. Сделано это было на случай пожара, чтобы спасти святыни и ценности. На близлежащих островах и вдоль берега озера располагались гостиницы и другие монастырские службы. На территории монастыря находилась также надвратная церковь апостолов Петра и Павла. А рядом с монастырём, на Кобылиной горе, Тихвинская церковь, где хранилась икона Богородицы, принесённая прп. Кириллом Новоезерским, и к которой совершался крестный ход в праздник Тихвинской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=15768

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010