Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КЛАДА Иоанн Клада [греч. Ιωννης Κλαδς] (2-я пол. XIV - нач. XV в.), лампадарий Великой ц. в К-поле, визант. мелург, учитель пения. Впервые упоминается в каталоге архиеп. Кирилла Мармаринского (сер. XVIII в.) (БАН. РАИК. 63. Л. 19 об., рубеж XVIII и XIX вв.). В более позднем каталоге архидиак. Никифора Кантуниариса Хиосского И. К. назван учеником прп. Иоанна Кукузеля , «более искусным и более великолепным, чем его учитель» (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140, нач. XIX в.). В Кратиматарии сер. XV в. (Sinait. gr. 1252) письма Иоанна Плусиадина (см. Иосиф , еп. Мефонский) содержится свидетельство о том что И. К. был учеником доместика Георгия Контопетриса (Кондопетриса): после атрибуции одного из песнопений последнему сказано, что «он учитель блаженнейшего кир Иоанна лампадария» (Fol. 41v). Георгий Контопетрис упоминается в источниках как доместик «святейшей митрополии Фессалоники и начальник монастырей», возможно учившийся у Иоанна Кукузеля. В отличие от своего предполагаемого учителя И. К., по всей вероятности, жил и творил в К-поле. Почти каждое упоминание имени И. К. в рукописях сопровождается определением «лампадарий» (что свидетельствует о том, что он не только владел певческим искусством, но и активно им занимался); нередко уточняется, что он был лампадарием «благочестивого (εαγος) и царского клира», т. е. придворным певчим; неоднократно он называется в источниках лампадарием без личного имени и прозвища. Вероятно, И. К. был популярен среди коллег и пользовался уважением: в упомянутом выше Кратиматарии сер. XV в. он охарактеризован как «друг учителей» (φλος τν διδασκλων - Sinait. gr. 1252. Fol. 242v). Произведения И. К., известные не только в К-поле, но и за его пределами, относятся к т. н. городскому (т. е. к-польскому) стилю - πολιτικ φος; это подтверждается пространным указанием в Пападики 1-й пол. XV в. (Ath. Konstamon. 86. Fol. 50v, 246; отражает преимущественно певч. традицию Фессалоники), что песнопения И. К. были распеты для Великой ц. и впосл. исполнялись в др. храмах К-поля.

http://pravenc.ru/text/471305.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВНУХ ФИЛАНТРОПИНСКИЙ Евнух Филантропский. Стихира «Ныне пророческое проречение». Матиматарий. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v) Евнух Филантропский. Стихира «Ныне пророческое проречение». Матиматарий. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v) [греч. Ενοχος Θιλανθρωπηνς], протопсалт, визант. мелург. Его имя встречается в рукописных Матиматариях XIV-XVI вв., а также в каталоге Кирилла Мармаринского, митр. Тиносского, «составленном согласно Иоанну Протопсалту» (т. е. по данным, относящимся к 1734/36-1770), к-рый приводит в своем Теоретиконе (как в рукописи, так и в издании) Хрисанф из Мадита (см.: Χατζηϒιακουμς Μ. Κ. Ατϒραφο (1816) το «Μεϒλου Θεωρετικο» το Χρυσνθου//Ερανιστς. 1974. Τ. 11. Σ. 321-322; Χρσανθος, ρχιεπ. ιρραχου κ Μαδτων. Θεωρετικν Μϒα τς Μουσικς. Τερϒστη, 1832. Σ. XXXIII-XLIII; крит. изд. Г. Н. Константину: Αθνα, 2007. Σ. 100-123. (Βατοπαιδιν Μουσικ Ββλος - Μουσικολοϒικ Μελετματα; 1)). Вероятнее всего, речь идет о каталоге «тех, кто в разные времена процветал в церковной музыке» из рукописи архидиак. Никифора Кантуниариса Хиосского (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140 sq., нач. XIX в.), где упоминается и Е. Ф. Наст. имя его неизвестно, засвидетельствована лишь его принадлежность к группе евнухов, в визант. период активно занимавшихся музыкой (см.: Moran N. Byzantine Casrtati//Plainsong and Medieval Music. 2002. N 11/2. P. 99-112; Σπυρκου Ε. Η Βυζαντιν κκλησιαστικ μουσικ στ 20 διεθνς συνδριο βυζαντινν σπουδν Παρσι, 2001//Παρνασσς. 2002. Τ. 44. Σ. 506-507). Прозвище этого протопсалта: Филантропинский, присутствующее во всех известных в наст. время источниках, возможно, указывает на его принадлежность к одному из визант. родов (см., напр.: Αθηναϒρας, μητρ. Παραμυθας κα Θιλιατν. Συμβολα ες τν στοραν το βυζαντινο οκου τν Θιλαντρωπινν//ΙΕΕΕ. Να σειρ. Αθναι, 1929. Τ. 1. Τευχος 4. Σ. 61-74 (см. также рец. В. Лорена в изд.: EO. 1930. Vol. 29. P. 495-497); Ιστορα το Ελληνικο Εθνους. Αθναι, 1980. Τ. 9. Σ. 218, 242, 285, 290) или к братии одноименного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/187241.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН РЕДЕСТСКИЙ [греч. Ιωννης Ραιδεστινς], протопсалт, греч. мелург (XVIII в.). В каталоге мелургов сер. XVIII в., к-рый известен по спискам выполненным в нач. XIX в. архидиак. Никифором Кантуниарисом Хиосским (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140 sqq.; Ath. Vatop. 1427. Fol. 659 sqq., 1810 г.), И. Р. упоминается как племянник митр. Ираклийского Герасима (1726-1760) и ученик протопсалта Иоанна Трапезундского . Первоначально эти сведения были помещены в аналогичном каталоге учителей церковного пения архиеп. Кирилла Мармаринского, а также в каталоге, «составленном при Иоанне Протопсалте», т. е. между 1734 (1736) и 1770 гг. (см.: БАН. РАИК. 63. Л. 19-20 об., кон. XVIII - нач. XIX в.; Athen. Soc. Hist. et Ethn. 305, 1749 г., автограф Кирилла Мармаринского). На тот же каталог сослался Хрисанф из Мадита в автографе (1816) и в последующем издании (1832) «Теоретикона», назвав И. Р. племянником и учеником Герасима Ираклийского и указав также другого ученика митрополита - иером. Иоакима Родосского. Митр. Ираклийский Герасим, дядя И. Р., известен как исторический и церковный деятель. Редест был частью Ираклийской епархии, где находилась кафедра митрополита (город был присоединен к митрополии Ираклии указом патриарха К-польского Гавриила III , изданном в окт. 1702). Этот иерарх, окормлявший Редест, обладал муз. знаниями, поскольку упоминается в качестве мелурга. Свидетельство того, что И. Р. был не только протопсалтом Редестской митрополии, но и мелургом, приводится только у митр. Софрония (Евстратиадиса) , к-рый на основании рукописи Ath. Vatop. 1399 пишет о «пасапноариях (т. е. о стихах «Всякое дыхание».- Ред.) Иоанна протопсалта Редестского, ученика Иоанна протопсалта». Т. о., И. Р. при содействии церковных и муз. деятелей сумел добиться успеха в певч. искусстве, что позволило ему не только обеспечить себя средствами к существованию и занять высокое социальное положение, но и войти в историю певч. искусства. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Θρκες μουσικο//ΕΕΒΣ. 1936. Τ. 12. Σ. 68; Χαλδαικης Α. Γ. Ψαλτικς «οκογνειες». Α Ο Ραιδεστηνο//Byzantine Musical Culture: 1st Intern. Conf. of the American Society of Byzantine Music and Hymnology. Attica, Greece, 10-15 Sept. 2007. Paeanea, 2009. P. 170-172. А. Халдеакис Рубрики: Ключевые слова: ЕПИСКОПОПУЛЫ Антоний (отец) и Венедикт (сын) (XVI - нач. XVII в.), греч. кодикографы, протопсалты, мелурги, исследователи церковной музыки

http://pravenc.ru/text/471471.html

Составленное К. М. музыкально-теоретическое руководство в 5 частях «Введение в музыку по вопросоответнику...» - один из наиболее значительных текстов такого рода, содержащий помимо прочего сведения о стиле и ритмах арабо-персид. музыки. Х. Каракацанис издал это руководство по рукописи 1749 г. Athen. Soc. Hist. Ethn. 305 ( Καρακατσνης. 2004), в т. ч. впервые полностью 2-ю часть «Уточненная теория о гласах и фторах в музыке» (Ibid. Σ. 30-138). Первая часть, включающая во многом типичную протеорию певч. искусства, была впервые опубликована К. Псахосом ( Ψχος. 1905; в данной публикации частично рассматривается и 2-я ч. руководства); критическое издание осуществлено Е. В. Герцманом ( Герцман. 1994. С. 725-738 (греч. текст), 739-748 (рус. пер.)). Третья часть - «Каталог тех, кто в различные времена преуспевал в этом [виде] музыки, по алфавиту» - одно из наиболее ранних, достоверных и полных исторических свидетельств о муз. деятелях визант. традиции; известна гл. обр. по списку Athen. Soc. Hist. Ethn. 305. Вопрос об атрибуции этой рукописи остается открытым. Одни исследователи, основываясь на примечании в конце руководства (Ibid. Fol. 103v) и на последующем дополнении, в к-ром упоминается имя К. М. («...1749 г. марта 17. Нижайший [епископ] Тина Кирилл Мармаринский»), считают эту рукопись автографом ( Δυοβουνιτης. 1926. Σ. 276-278; Popescu-Judetz, Ababi-Sirli. 2000. P. 16-17; Καρακατσνης. 2004. Σ. 9-10). Однако подобное указание встречается почти в таком же виде во всех списках (см.: Χατζηγιακουμς. 1980. Σ. 44, 94 (ποσημ. 219); Idem. 1999. Σ. 71-72, 148-149 (ποσημ. 219)) как в заглавии руководства («...сочинено мной, Кириллом, архиереем Тина Мармаринского»), так и в записи позднейшего владельца рукописи («Кирилла Мармаринского список (χειργραφον) 1749 г. 13 марта [выполнен] В. Х. Л. (Β. Χ. Λ.)» - Athen. Soc. Hist. Ethn. 305. Fol. 9v). Мнение др. исследователей ( Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Τ. 1. Σ. 148; Герцман. 1994. С. 717-719) основывается на несоответствии либо времени написания рукописи (1749) упоминанию К. М. как «архиерея Тиноса» (а не «бывшего [архиерея] Тиноса»), либо времени его деятельности более поздней датировки его муз. сочинений, которые были добавлены (др. почерком) к содержанию наст. рукописного каталога.

http://pravenc.ru/text/Кирилла ...

Поскольку время составления 1-й редакции Жития неизвестно, достоверность изложенных в ней сведений может быть поставлена под сомнение. В житийном повествовании отсутствуют сведения о времени жизни И. К. и его певческой деятельности в К-поле, агиограф не называет имен игумена Великой Лавры и императора - покровителя святого. Для выяснения достоверности агиографического предания Уильямс использовал разрозненные упоминания об И. К. в певч. рукописях, содержащие дополнительные сведения. В колофоне Ирмология 1302 г. автором этого сборника песнопений назван «Иоанн Пападопул по прозвищу Кукузель» (РНБ. Греч. 121. Л. 148 об.). В 2 колофонах Ирмология 1309 г. (Sinait. gr. 1256. Fol. 183-183v), выполненного дочерью «святогорца и каллиграфа Феодора» Ириной, содержится фраза «руки Иоанна Пападопула Кукузеля». По мнению исследователей, сохранившаяся рукопись является списком автографа И. К. Патроним Пападопул может свидетельствовать о том, что отец И. К. был священником. Указание на его должность - «маистор» - впервые появляется в сборнике 1332 г. (Sinait. gr. 1257) и повторяется в близкой по времени Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2358). На основании этих сведений исследователи полагают, что к 30-м гг. XIV в. И. К. был известным музыкантом и учителем пения. На миниатюре из Пападики Ath. Cutl. 457 (2-я пол. XIV в.) И. К. и Ксен Коронис представлены как ученики Иоанна Глики ; в некоторых рукописях Глика назван «протопсалтом Святой Софии» (напр., Sinait. gr. 1252, сер. XV в.), что, вероятно, подтверждает факт обучения И. К. в К-поле. Ряд исследователей полагают, что И. К. умер до 1341 г., поскольку в ремарке писца Стихираря, датируемого этим годом (Athen. Bibl. Nat. 884), отмечено, что книга скопирована с автографа «древнего Кукузеля» (το πλαι Κουκουζλου). В 1437 г. имя И. К. упоминается в пространном колофоне Григория Буниса Алиата ; из этого текста следует, что И. К. жил позже Михаила Ананеота и Иоанна Глики: «Песнопения написаны... Михаилом Анеотом, а украшены... Иоанном Гликой. Позже они написаны и маистором Иоанном Кукузелем, сокращены и уточнены...» (Sinait. gr. 1262. Fol. 1). Более точную последовательность византийских мелургов приводит Мануил Хрисаф (сер. XV в.) в трактате «О теории искусства пения...», где И. К. занимает место после Ананеота, Глики и Никифора Ифика (Ath. Iver. 1120, 1458 г.; изд.: Manuel Chrysaphes. 1985. P. 44). В колофоне рукописи, выполненной Хрисафом, И. К. назван «блистательнейшим маистором благочестивого и царского клира» (Ath. Iver. 975. Fol. 212v, сер. XV в.). На основании указаний певческих рукописей учениками И. К. считаются Димитрий Докиан (см. «Введение в музыку» Кирилла Мармаринского , XVIII в.- БАН. РАИК. 63. Л. 63 об.; изд.: Герцман Е. В. Петербургский теоретикон. Од., 1994. С. 788) и Георгий Контопетрис ( Στθης. Αναγραμματισμο. Σ. 127).

http://pravenc.ru/text/Иоанна ...

Cutl. 456. Fol. 192v; такое же надписание присутствует и в других относительно ранних источниках: РНБ. Греч. 126. Л. 474; Lesb. Leim. 258. Fol. 353v - 357). Добавление к имени М. прозвища Евгеник могло привести к смешению М. с Марком Эфесским, что отразилось в работе Г. Пападопулоса : «Среди древних и новейших учителей херувимские писали кроме Дамаскина… Марк Эфесский Евгеник» ( Παπαδπουλος Γ. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 220. Υποσημ. 801). Е. В. Герцман предположил, что существовало 2 мелурга - некий Марк Евгеник и М. (по этой причине во 2-м томе описания греч. муз. рукописей из хранилищ С.-Петербурга он разделяет группы песнопений между этими авторами - Герцман. 1999. Т. 2. С. 501-502). В частности, он обосновывает свою гипотезу следующими фактами. В рукописи XV в. Ath. Dionys. 570 присутствуют песнопения с несколько различающимися указаниями на авторство, напр.: «Коринфского господина Марка» (Fol. 188v), «из монастыря Ксанфопулов господина Марка, митрополита Коринфского» (Fol. 194), «Марка, митрополита Коринфского» (Fol. 197). Кроме того, в алфавитном каталоге мелургов Кирилла Мармаринского (XVIII в.; напр.: БАН. РАИК. 63. Л. 20, кон. XVIII в.) указаны 2 мелурга - Марк Евгеник и Марк Коринфский. Герцман сгруппировал песнопения, приписываемые «разным» Маркам, и предположил, что «рубрики в рукописях вполне четко дифференцируют наследие двух Марков» ( Герцман. 1999. Вып. 5. С. 108). Этот ученый полагает, что в поздних источниках произошло смешение имен 2 мелургов (Там же. С. 113). Однако этому мнению противоречат следующие факты: нек-рые песнопения в одних списках атрибутируются М., а в других - Марку Евгенику; Марк Евгеник называется насельником мон-ря Ксанфопулов (напр.: Lesb. Leim 459. Fol. 48v - 49); оба имени могут соединяться в одной рубрике, напр.: «Почтеннейшего господина Марка Евгеника из монастыря святейших Ксанфопулов, а позже архиерея Коринфа» (Ath. Cutl. 406. Fol. 321; см. также: Ath. Doch. 337. Fol.

http://pravenc.ru/text/2562204.html

340. Fol. 183v, 184v, ок. 1818 г.). Из песни Богородицы (см. ст. «Величит душа Моя Господа» ; в греч. традиции называется Τιμιωτρα) чаще других распевались стихи «Низложи сильныя» и «Восприят Израиля», согласно традиции Ватопедского мон-ря, на 2-й плагальный глас (Xen. 171. Fol. 137v, нач. XVII в.), Мануила Хрисафа на 1-й глас (Xen. 128. Fol. 98v, 1671 г.), Георгия Лалудза на 2-й плагальный глас (Ibid. Fol. 46), Георгия Редестского на 4-й плагальный глас (Ibid. Fol. 99), Космы Македонца на глас βαρς (Pantel. 919. Fol. 78v, 1687 г.) и др. Создавались также осмогласные циклы, напр. в распеве Петра Берекета (Xeropot. 302. Fol. 30v, 2-я пол. XVIII в.) или Кирилла Мармаринского (Xeropot. 330. Fol. 161v, 1781-1782 гг.). Иногда в одной рукописи друг за другом помещены пространный и краткий циклы Τιμιωτρα: анонимные (Konstamon. 91, кон. XVIII - нач. XIX в.), Петра Пелопоннесского (Doch. 340. Fol. 186, 188, ок. 1818 г.). Известны осмогласники «Сущую Богородицу» Константина из Анхиала (Doch. 332. Fol. 104, 1760 г.), Дамиана Ватопедского (Doch. 338. Fol. 109, 1767 г.) и др. Фиксировались и мегалинарии - праздничные припевы с началами тропарей 9-й песни канонов господских праздников по гласам - Иоанна Кукузеля, Ксена Корониса, Иоанна Клады, Константина Магулы, Герасима Халкеопула (Konstamon. 86. Fol. 134-140). После катавасии 9-й песни пелось «Достойно есть» «святогорское» на 2-й плагальный глас или к.-л. из известных мелургов; окончание этого песнопения могло звучать в виде калофонической обработки (Dionys. 570. Fol. 141, кон. XV в.). Нотированные начальные стихи хвалитных псалмов (πασαπνορια τν ανν) могли записываться вместе с кекрагариями и воскресными песнопениями Октоиха (Pantel. 936. Fol. 347, кон. XV - нач. XVI в.). Существовали разные распевы пасапноариев: анонимный «монастырский» (μονασταριακν - Konstamon. 86. Fol. 35-199), Мануила Газиса, Баласиса, Петра Берекета, Арсения Кидонийского, мон. Феодула, митр. Германа, игум. Афанасия Ивирита (Doch. 376. Fol. 158, XVIII в.), калофонический из Анастасиматария Хрисафа Нового (Xeropot.

http://pravenc.ru/text/155522.html

С., 1970. Т. 1 — 3. Камбурова-Радкова Румяна. Рилският манастир през възраждането. С., Държавно издателство. Наука и изкуство. С., 1972. Кацарски Н., архим. Приносът на Рилския манастир за поддържанете на българо-съветската дружба//Църковен Вестник. 1970. Бр. 20. Кирил, митроп. Пловдивски. Гости на Руската Църква. Пловдив, 1949. Кирил, митроп. Натанаил, митрополит Охридски и Пловдивски (1820 — 1906). С, 1952. Кирил, митроп. Паисий, митрополит Пловдивски в в църковно-народната борба (f1872). Пловдив, 1948. Кирил, митроп. Панарет, митрополит Пловдивски (1805 —1883). С., 1950. Кирил, Патриарх. Българомохамедански селища в Южни Родопи. С., 1960. Кирил, Патриарх. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война 1877 -78 гг. С., 1969. Т. I; С., 1970. Т. II. Кирил, Патриарх. Граф Н. П. Игнатьев и Българският църковен въпрос. — С., 1958. Кирил, Патриарх. Екзарх Анфим (1816 —1888). С., 1956. Кирил, Патриарх. Католическата пропаганда сред българите през втората половина на XIX век. С., 1962. Кирил, Патриарх. Принос към Болгарския църковен въпрос. С., 196.1. Кирил, Патриарх. Принос към униатство в Македонии след Освободителната война. С., 1968. Кирил, Патриарх. Съпротивата срещу Берлинския договор. Кресненского въстание. С., 1955. Киселков В. Житието на св. Теодосий Търновски като исторически паметник. С., 1926. Киселков В. Жития на св. Кирила и Методия. С., 1945. Киселков В. Митрополит Григорий Цамблак. С., 1943. Киселков В. Патриарх Евтимий. С., 1938. Киселков В. Проуки и очерта по старобългарска литература. С., 1956. Климент (Рилец), архим. Връзките на Рилския манастир с Русия през XIX век//Духовна култура. С, 1957. Кн. 5 -6, 8; 1958. Кн. 5 -6. Климент (Рилец), архим. Рилски братя — възпитаници на руските духовни учебни заведения//Духовна култура. С., 1959. 7—8. Куев К. Миграция на старобългарската книга//Славяни. С., 1970. 10. Лозов Д. Екзарх Стефан. Живот, апостолство, творчество. С., 1947. Максим, Патриарх Български. На Господнята нива. С., 1975. Маринов Д.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

С., 1972. Кацарски Н., архим. Приносът на Рилския манастир за поддържанете на българо–съветската дружба//Църковен Вестник. 1970. Бр. 20. Кирил, митроп. Пловдивски. Гости на Руската Църква. Пловдив, 1949. Кирил, митроп. Натанаил, митрополит Охридски и Пловдивски (1820 — 1906). С, 1952. Кирил, митроп. Паисий, митрополит Пловдивски в в църковно–народната борба (f1872). Пловдив, 1948. Кирил, митроп. Панарет, митрополит Пловдивски (1805—1883). С., 1950. Кирил, Патриарх. Българомохамедански селища в Южни Родопи. С., 1960. Кирил, Патриарх. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война 1877–78 гг. С., 1969. Т. I; С., 1970. Т. II. Кирил, Патриарх. Граф Н. П. Игнатьев и Българският църковен въпрос. — С., 1958. Кирил, Патриарх. Екзарх Анфим (1816—1888). С., 1956. Кирил, Патриарх. Католическата пропаганда сред българите през втората половина на XIX век. С., 1962. Кирил, Патриарх. Принос към Болгарския църковен въпрос. С., 196.1. Кирил, Патриарх. Принос към униатство в Македонии след Освободителната война. С., 1968. Кирил, Патриарх. Съпротивата срещу Берлинския договор. Кресненского въстание. С., 1955. Киселков В. Житието на св. Теодосий Търновски като исторически паметник. С., 1926. Киселков В. Жития на св. Кирила и Методия. С., 1945. Киселков В. Митрополит Григорий Цамблак. С., 1943. Киселков В. Патриарх Евтимий. С., 1938. Киселков В. Проуки и очерта по старобългарска литература. С., 1956. Климент (Рилец), архим. Връзките на Рилския манастир с Русия през XIX век//Духовна култура. С, 1957. Кн. 5–6, 8; 1958. Кн. 5–6. Климент (Рилец), архим. Рилски братя — възпитаници на руските духовни учебни заведения//Духовна култура. С., 1959. 7—8. Куев К. Миграция на старобългарската книга//Славяни. С., 1970. 10. Лозов Д. Екзарх Стефан. Живот, апостолство, творчество. С., 1947. Максим, Патриарх Български. На Господнята нива. С., 1975. Маринов Д. История на българската литература. Пловдив, 1887. Мечев К. Григорий Цамблак. С., 1969. Мизов Н. Православието в България. (Теоретике–историческо осветление).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

С, 1952. Кирил, митроп. Паисий, митрополит Пловдивски в в църковно-народната борба (†1872). Пловдив, 1948. Кирил, митроп. Панарет, митрополит Пловдивски (1805 –1883). С., 1950. Кирил, Патриарх. Българомохамедански селища в Южни Родопи. С., 1960. Кирил, Патриарх. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война 1877 –78 гг. С., 1969. Т. I; С., 1970. Т. II. Кирил, Патриарх. Граф Н. П. Игнатьев и Българският църковен въпрос. – С., 1958. Кирил, Патриарх. Екзарх Анфим (1816 –1888). С., 1956. Кирил, Патриарх. Католическата пропаганда сред българите през втората половина на XIX век. С., 1962. Кирил, Патриарх. Принос към Болгарския църковен въпрос. С., 196.1. Кирил, Патриарх. Принос към униатство в Македонии след Освободителната война. С., 1968. Кирил, Патриарх. Съпротивата срещу Берлинския договор. Кресненского въстание. С., 1955. Киселков В. Житието на св. Теодосий Търновски като исторически паметник. С., 1926. Киселков В. Жития на св. Кирила и Методия. С., 1945. Киселков В. Митрополит Григорий Цамблак. С., 1943. Киселков В. Патриарх Евтимий. С., 1938. Киселков В. Проуки и очерта по старобългарска литература. С., 1956. Климент (Рилец), архим. Връзките на Рилския манастир с Русия през XIX век//Духовна култура. С, 1957. Кн. 5 –6, 8; 1958. Кн. 5 –6. Климент (Рилец), архим. Рилски братя – възпитаници на руските духовни учебни заведения//Духовна култура. С., 1959. Куев К. Миграция на старобългарската книга//Славяни. С., 1970. Лозов Д. Екзарх Стефан. Живот, апостолство, творчество. С., 1947. Максим, Патриарх Български. На Господнята нива. С., 1975. Маринов Д. История на българската литература. Пловдив, 1887. Мечев К. Григорий Цамблак. С., 1969. Мизов Н. Православието в България. (Теоретике-историческо осветление). С.: Изд-во на Бълг. акад. на науките, 1974. (Българска акад. на науките. Ин-т по философия). Миларов С. Н. История на българский народ 679 – 1877 г. Пловдив, 1885. Милев Александър. Гръцките жития на Климент Охридски. Увод, текст, превод и обяснителни бележки.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010