Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРЕССИЙ Георгий [греч. Γεργιος Κορσσιος] (после 1566 или 1570 - после 1659/60), греч. врач и богослов-полемист. К. происходил из аристократической к-польской семьи, перебравшейся на о-в Хиос. Изучал медицину и философию в Падуе, в 1609-1615 гг. работал преподавателем в Пизе, а также какое-то время был практикующим врачом в Ливорно. В это время он безуспешно пробовал с помощью своего, по оценке Г. Подскальски, «дилетантского» памфлета о крепком теле (1612) участвовать в споре о новых идеях Г. Галилея. После возвращения на Хиос (ок. 1620) К. окончательно отошел от медицины и обратился к преподаванию богословия. На запрос о предоставлении ему места учителя в греч. общине Венеции он получил в 1627 г. отрицательный ответ (на это место был взят Митрофан Критопулос ). Из многочисленных, по большей части неизданных, произведений К. этого времени первым вышел из печати «Диалог об исхождении Св. Духа», к-рый К., вероятно, вел с лат. монахом (членом одного из нищенствующих орденов) ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 1. P. 240-243, N 168, существуют лат. переводы). 2-е издание патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара со своим делением на главы осуществил спустя долгое время после смерти К. Неск. сохранившихся в рукописях произведений содержат сведения о хронологии жизни К. С 1631 г. К. продолжительное время находился в К-поле, имея целью участие в противостоянии с протестантами, в чем ему помогало знание языков (латинского, итальянского). К. принял вызов на диспут о Filioque и о пресуществлении (см. Преложение Св. Даров , Транссубстанциация ) с посольским проповедником А. Лежером. Жесткая правосл. позиция К. вызывала недовольство протестантствующего патриарха Кирилла I Лукариса , в то время как патриархи Нектарий К-польский и Досифей Иерусалимский держались высокого мнения о К. В результате диспутов с Лежером К. составил пространные трактаты (не опубликованные до сих пор) о предопределении , а также посвященные учению о Евхаристии . После сент. 1638 г. К. по просьбе Кирилла II Контариса сделал набросок окружного послания, направленного против «Исповедания» Кирилла Лукариса.

http://pravenc.ru/text/2057264.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИН († 285), мч. (пам. 18 окт.; пам. визант. 8 авг. и 18 окт.; пам. древнерус. 8 авг. и 19 окт.). Греч. Мученичество BHG, N 1171 повествует о том, как в гонения имп. Диоклетиана старец М. из Аназарва был схвачен за исповедание христ. веры и привезен в Тарс к игемону Киликии Лисию. В тексте приводится диалог М. и Лисия. Из слов святого мы узнаем о его жизни только то, что он с юности победил греховные страсти. Затем дается описание пыток: святого секли свежими розгами, потом заковали в тяжелые цепи и бросили в темницу, а на следующий день подвесили за ноги на дереве, рубили мечами и опаляли огнем. Видя непреклонность мученика, Лисий велел обезглавить М. за городом и оставить его тело на растерзание псам и диким зверям, чтобы христиане не могли забрать его. Однако ночью по молитвам благочестивых мужей Ксанфия и Саприкия началась гроза с такими яркими молниями, громом и вихрями, что стража разбежалась, а они унесли невредимое тело М. и похоронили в местности Радамн, в 6 милях от Аназарва (ActaSS. Aug. T. 2. P. 347-348). Пространная версия этого Мученичества сохранилась в древнерусском переводе, который содержится под 19 окт. как в домакариевских Четьих-Минеях (РГБ. Вол. 591. Л. 143 об.- 146, посл. четв. XV в.), так и в ВМЧ (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1542-1545). Оно отличается от Мученичества BHG, N 1171 не только большей подробностью, но и разногласиями в ряде деталей (напр., диалог М. и Лисия). Согласно древнерус. Мученичеству, старец М. пострадал в правление Диоклетиана и Аристобула. В 285 г. Тит Клавдий Марк Аврелий Аристобул был консулом и префектом претория, поэтому болландист И. Пиний отнес казнь М. к этой дате (ActaSS. Oct. T. 8. P. 274). В древнерус. Мученичестве говорится, что М. был казнен «прежде четырех дний октоврия» (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1542), эта дата не совпадает ни с одной из синаксарных дней памяти М. Уточняется, что святого схватили и привели к Лисию «слуги» Евсевий и Евдоксий. Из др. лиц, подчиненных Лисию, по именам названы «контарисий» (видимо, комментарисий - чиновник, ведущий протоколы допросов) Евфалий и «сечец» Архелай. При этом в древнерус. Мученичестве не указаны Аназарв как место происхождения М. и Тарс как место его страдания.

http://pravenc.ru/text/2562040.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИРИЛЛ (КОНТАРИС) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Кирилл II Контарис (+ 1640), б. патриарх Константинопольский (4-11 октября 1633; 15 марта 1635 - 26 июня 1636; 20 (?) июня 1638 - июнь 1639) Родился в Македонии , получил образование в иезуитской коллегии в Галате (Пере). Около 1618 года был поставлен митрополитом Веррии (отсюда традиционное именование " Кирилл из Веррии " , так он подписывал патриаршие грамоты). В 1631 года Кирилл Контарис посетил Москву и привез грамоты патриарха Кирилла I Лукариса   . В начале 1630-х годов Кирилл примкнул к противникам патриарха Кирилла I Лукариса, выступавшим против него из-за публикации под его именем прокальвинистского  " Исповедания веры " . 4 октября  1633 года в результате решения нескольких митрополитов Кирилл Контарис был избран патриархом Константинопольским, однако не смог выплатить необходимый взнос Высокой Порте и 11 октября был сослан на остров Тенедос . Там он составил прошение к вернувшемуся на Константинопольский престол Лукарису и получил позволение вновь занять Веррийскую кафедру. Однако Контарис остался в оппозиции к патриарху. В марте 1635 года при поддержке дипломатов из католических государств (прежде всего австрийского посланника Й. Р. Шмида фон Шварценхорна) добился низложения Лукариса и 15 марта 1635 года занял его место. Однако тесные связи Кирилла с католиками вызывали недовольство в Константинопольской Церкви и 26 июня 1636 года он был смещен и сослан на Родос , а Лукарис возвращен в столицу. Положение Лукариса, вновь занявшего патриарший престол после краткого патриаршества Неофита III, было неустойчивым.  В феврале-марте 1637 года при финансовой поддержке Шмида фон Шварценхорна Кириллу Контарису удалось вернуться из ссылки. 25 марта 1637 года датировано послание Контариса и еще 12 архиереев к Шмиду фон Шварценхорну, в котором они просили помощи в борьбе с Лукарисом и избавлении Церкви от кальвинизма, " врага обеих Церквей, Западной и Восточной " . В апреле 1637 года Кирилл Контарис отправил папе Римскому Урбану VIII послание с описанием бед, обрушившихся на Константинопольскую Церковь из-за Лукариса . Урбан VIII поручил подготовить ответ Кириллу Конгрегации пропаганды веры. В послании, датированном 2 октября 1637 года были перечислены условия, при выполнении которых Кирилл мог рассчитывать на финансовую поддержку, в их числе было и принятие католического исповедания веры .

http://drevo-info.ru/articles/13679605.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР КЛАРОНЦАН [Греч. Νικηφρος Κλαροντζνης] († ок. апр. 1645, Молдавское или Валашское княжество), патриарх Александрийский (с 1639). Род. на о-ве Крит, до Патриаршества носил имя Николай. В сане иеромонаха прибыл в Молдавское княжество во время 2-го пребывания на господарском троне Мирона Барновского (апр.- 2 июля 1633), возможно, по рекомендации патриарха Иерусалимского Феофана IV , который совершил неск. поездок в Молдавское княжество для сбора пожертвований. Иером. Николай стал духовником молдав. господаря Василе Лупу (1634-1653), а также занимался подготовкой священнослужителей. В 1639 г. иером. Николай находился в К-поле в качестве дидаскала и богослова Великой ц. После смерти в Тырговиште Александрийского патриарха Митрофана Критопулоса (апр./май 1639) он был 16 мая избран его преемником (по настоянию Василе Лупу) и получил имя Никифор. Церемонию интронизации 26 мая возглавил К-польский патриарх Кирилл II Контарис . Сведения об этом событии сохранились в донесениях посла Свящ. Римской империи Й. Р. Шмида кардиналу А. Барберини (от 30 мая 1639). Шмид считал Н. К. высокообразованным человеком, непримиримым к протестантизму, и верил, что патриарх Кирилл II найдет средства, чтобы склонить нового Александрийского первосвятителя к сближению с Римским престолом ( Hurmuzaki. 1882. Vol. 4. Pt. 1. P. 642-643). Перед отъездом в Египет Н. К. посетил Яссы, чтобы отблагодарить господаря Василе Лупу за оказанную поддержку, и Тырговиште, где намеревался забрать имущество покойного Митрофана Критопулоса, о чем сообщал в окружном послании к егип. пастве летом 1639 г. ( Παπαδπουλος-Κεραμες . 1889. Σ. 502; Idem. 1891. Τ. 1. Σ. 349). Первая подпись Н. К. в документах Александрийской Патриархии датируется 5 окт. 1639 г. Чтобы отдать долги, накопившиеся у Александрийской Церкви в течение длительного времени, Н. К. воспользовался щедростью молдав. господаря, опиравшегося в своей политике на поддержку Восточных Церквей и предоставлявшего правосл.

http://pravenc.ru/text/2565540.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 500-летию со дня кончины великого князя Ивана III (комментарий в русле истории) Иван III. Миниатюра XVII в. Г.В.Вернадский ВИЗАНТИЙСКИЙ БРАК ИВАНА III (Из книги «РОССИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА») 1. Человек и правитель Старшему сыну и наследнику Василия II Ивану III ко времени кончины его отца было двадцать два года. С тем чтобы обеспечить ему престолонаследование, Василий II провозгласил его великим князем и соправителем еще в 1449 г. В своем завещании Василий " благословил " Ивана своей отчиной (родовым владением) - великим княжеством. Не потребовалось никакого подтверждения власти Ивана со стороны хана Золотой Орды. На протяжении своего правления Иван III сознавал свои права и величие своего царства. Когда в 1489 г. посланец немецкого императора предложил Ивану королевскую корону, последний ответил: " Мы подлинные властители в нашей земле, от наших предков, и мы помазаны Богом - наши предки и мы... И мы никогда не искали подтверждения тому у кого-либо, и теперь не желаем такового.[+10] Мать Ивана была русской княгиней серпуховской ветви дома Даниила (род Даниловичей) и дальней родственницей его отца. Это, однако, не означает, что Иван III был по крови чисто русским. Его предок, Святой Владимир Киевский, был скандинавского происхождения. В период между правлением Владимира и Александра Невского через смешанные браки русских князей и иностранных княжон было добавлено много неславянской крови. Среди дальних предков Ивана III были одна шведская княжна, одна византийская, одна половецкая и одна осетинская.[+11] Более того, дед Ивана (Василий I) женился на литовской княжне, дочери великого князя Витовта, и таким образом отец Ивана был по крови наполовину литовцем. Мы обладаем кратким описанием физического облика Ивана. по воспоминаниям итальянского путешественника Амброджио Контарини, который видел его в Москве зимой 1476-1477 гг.: " Великому князю должно быть тридцать пять лет (ему было тридцать шесть); он высок, тонок и симпатичен. " [+12]. Существует изображение Ивана III, преклоняющим колена перед папой на настенных картинах Санто Спирито в Риме, что является чистым вымыслом художника.[+13] Портрет Ивана в профиль (гравюра) в " Универсальной космографии " Тевета (1555 г.)[+14] также не может рассматриваться как аутентичный, поскольку он воспроизводит иной тип лица и бороды, нежели мы обнаруживаем на похожем на Ивана III (в три четверти) изображении, выполненном в технике цветной вышивки (1498 г.).[+15] (Следует отметить, однако, что техника вышивки не служит подобающим средством для аккуратного натуралистического портрета).

http://sedmitza.ru/text/403617.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ [греч. Ιωαννκιος] († 15.09.1657), патриарх Александрийский (с 9 июня 1645). Род. на Кипре. Церковное служение начал в К-польском Патриархате. В сане митрополита Веррийского участвовал в работе К-польских Соборов 1638 и 1644 гг. На И. как на своего преемника указал перед смертью Александрийский патриарх Митрофан († 1639), однако против его кандидатуры выступил К-польский патриарх Кирилл II Контарис, и патриархом стал Никифор Кларонциан. В это время вновь обострился конфликт между Александрийской Церковью и Екатерины великомученицы монастырем на Синае , связанный со статусом Синайского подворья в каирском р-не Джувания (Джувайния). В этот конфликт были вовлечены др. Церкви правосл. Востока и власти Османской империи. На подворье, где проживала значительная часть синайской братии во главе с епископом, была построена церковь, велось богослужение. Привлекая в свой храм прихожан, синаиты лишали доходов Александрийского патриарха, имевшего в Каире собственную церковь. Патриархи с нач. XVII в. добивались прекращения богослужений в Джувании. Первая фаза конфликта тянулась до нач. 20-х гг. XVII в., когда Синайский еп. Иоасаф примирился с патриархом и отказался от совершения литургий на подворье. После отъезда в нач. 40-х гг. XVII в. патриарха Никифора в Грузию за милостыней синаиты возобновили службы в Джувании, получив на это соответствующие санкции от К-польского патриарха Парфения I (1643) и молдав. кн. Василия Лупу , влиятельного политика империи, оказывавшего щедрое покровительство правосл. Церквам Леванта. По позднейшим утверждениям синаитов, И. в бытность митрополитом Веррийским поддерживал их требования. Вернувшись из Грузии, патриарх Никифор добился отмены разрешений, данных синайским монахам (соответствующая грамота К-польского патриарха Парфения II датируется янв. 1645). Вскоре Никифор умер, и на его место был поставлен И. По прибытии в Египет И. столкнулся с неповиновением синаитов. Несмотря на грамоты в поддержку И., данные Василием Лупу (авг. 1645) и Антиохийским патриархом Евфимием III (июль 1646), и отлучение Синайского еп. Иоасафа К-польским патриархом Иоанникием II и его Синодом (кон. 1646), к к-рым присоединился Иерусалимский патриарх Паисий, синаиты игнорировали требования о подчинении Александрийскому патриарху на его канонической территории. Синайский мон-рь представлял собой самостоятельную республику с сотнями монахов и десятками подворий по всему христ. Востоку; его финансовые и властные возможности были намного больше, чем у Александрийского первосвятителя.

http://pravenc.ru/text/577954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ИОАННОВИЧ Молодой (15.02.1458, Москва - 7/8.03. 1490, там же), старший сын и соправитель Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича , рожден в 1-м браке вел. князя с Марией Борисовной - дочерью Тверского вел. кн. Бориса Александровича. Не позднее 1471 г. отец объявил И. И. соправителем, наиболее ранний документ, фиксирующий титул вел. князя у И. И.,- договор Иоанна III с Вел. Новгородом, заключенный в авг. 1471 г. В 1472 г. И. И. участвовал в закладке нового здания Успенского собора Московского Кремля и в перенесении мощей митр. св. Петра , в 1479 г. присутствовал на освящении Успенского собора. Во время похода на Москву в 1472 г. хана Большой Орды Ахмата, остановленного в кон. июля на Оке, И. И. был отправлен отцом в Ростов. 12 нояб. 1472 г. И. И. присутствовал на свадьбе Иоанна III с Софией (Зоей) Палеолог . От имени младшего вел. князя были отправлены дары Римскому папе и братьям вел. кнг. Софии. В заключенном 12 янв. 1474 г. договоре Вел. Новгорода и Пскова с Дерптом И. И. назван, как и отец, «царем всея Руси»; это 1-й случай использования царского титула в отношении рус. князей в офиц. документе. А. Контарини, побывавший в Москве в 1476 г., писал, что И. И. состоит в «немилости» у отца, т. к. «нехорошо ведет себя с деспиной», т. е. с Софией Палеолог. Однако эта «немилость» (факт не подтверждается отечественными источниками) не повлияла на статус И. И. Во время поездок Иоанна III в Новгород в 1476 и в 1479 гг., а также во время похода русских войск в кон. 1477 - нач. 1478 г., положившего конец новгородской самостоятельности, Москвой управлял И. И. В кон. 1479 г., когда Иоанн III вновь находился в Новгороде, на службу в рус. столицу приехали братья крымского хана Менгли-Гирея Нурдовлат (Нур-Даулят) и Хайдар. В янв. 1480 г. И. И. послал отцу в Новгород известие о мятеже братьев Иоанна III князей Андрея Угличского и Бориса Волоцкого. Когда на Москву летом 1480 г. двинулся хан Большой Орды Ахмат, Иоанн III направил И. И. к «Берегу», т. е. к Оке. Ахмат обошел окский рубеж и вышел по территории Великого княжества Литовского к р. Угре. И. И. вместе со служилым кн. Даниилом Холмским и дядей Андреем Васильевичем Меньшим возглавил рус. войска, противостоявшие Ахмату на Угре в течение осени. Согласно др. летописному своду, Иоанн III, находившийся под влиянием нек-рых лиц из его окружения, сомневался в возможности противостоять Орде. Он приказал сыну вернуться в Москву, но И. И. отказался. Когда кн. Даниил Холмский, получивший от Иоанна III поручение привезти сына силой, начал просить И. И. ехать в Москву, князь ответил: «Леть ми зде умерети, нежели к отцу ехати».

http://pravenc.ru/text/471249.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1638 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Константинопольский Собор 1638 года , предавший анафеме патриарха Кирилла Лукариса и всех, кто признает православным приписываемое ему " Исповедание " На карте: Яндекс.Карта , Google-kapma (нет точных координат) Собор состоялся через три месяца после смерти Кирилла Лукариса и через пять лет после публикации греч. версии его " Исповедания " . Заглавие греч. издания " Исповедания "  отличалось от латинского и претендовало на изложение веры всей Восточной Церкви, а не только богословских идей конкретного автора, т. е. представляло кальвинизм как веру греческой Церкви. " Исповедание " привело к волнениям среди православных. Так, публикация " Исповедания " произвела большое смущение в Западнорусской митрополии, входившей в то время в состав Константинопольского Патриархата. " Исповеданием " сразу же начали пользоваться многочисленные протестантские и католические миссионеры: первые - ссылаясь в своей проповеди на авторитет Константинопольского патриарха, вторые - обвиняя греков в отступлении от церковной традиции. Иезуиты , напр., при обращении малороссов в католичество, ссылаясь на " Исповедание " , утверждали, что греческие Церкви вместе со своими патриархами впали в кальвинизм. Хотя Феофан III , патриарх Иерусалимский, в 1630 году в послании Киевскому митрополиту поручился за правоверие Кирилла Лукариса, однако это заявление не сыграло практически никакой роли для устранения беспокойства. Собор состоялся 24 сентября 1638 года под председательством Константинопольского патриарха Кирилла II Контариса , латинофрона и главного врага Кирилла Лукариса в борьбе за патриарший престол. Присутствовали патриархи Александрийский Митрофан Критопулос и Иерусалимский Феофан , 20 митрополитов и 21 клирик. В соборном томосе основные положения " Исповедания " осуждались как еретические, а его авторство приписывалось непосредственно Кириллу Лукарису. Последний был предан анафеме наряду с теми, которые считали, что " Исповедание " содержит правильное учение и не признавали решение этого Собора .

http://drevo-info.ru/articles/13679604.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ III Спанос (XVII в., на территории совр. нома Ксанти, Греция), патриарх К-польский (июнь 1652, март 1654). Впервые К. упоминается в источниках в 1635 г. в контексте спора о кафедре митрополита Коринфского. Патриарх К-польский Кирилл II Контарис в синодальном послании в июле 1635 г. сообщал, что митр. Иезекииль самовольно занял кафедру законного митрополита К. и в подтверждение своих притязаний ссылался на некие патриаршие грамоты, однако эти грамоты недействительны, а кафедра по праву принадлежит К. Вопреки этому решению Иезекииль продолжал исполнять обязанности митрополита до авг. 1638 г., а К. жил в К-поле, где заручился поддержкой влиятельных представителей османской администрации. Благодаря этой поддержке в янв. 1637 г. ему удалось сместить Гавриила, избранного митрополитом Филиппопольским после кончины прежнего митр. Христофора, и занять эту кафедру. Однако в марте 1639 г. патриарх Парфений I (1639-1644) вновь возвел на Филиппопольскую кафедру Гавриила. В патриаршем распоряжении от 1 июля 1639 г. пребывание К. на Филиппопольской кафедре описывалось как насильственное и незаконное. Следующее упоминание К. в источниках относится к марту 1650 г., когда он был избран митрополитом Тырновским и постарался завладеть также Халкидонской кафедрой. Первая попытка К. занять Патриаршую кафедру относится к июню 1652 г., когда от престола отрекся Иоанникий II . Несмотря на попытки подкупа, о которых рассказывает в стихотворной хронике Кирилл Лавриотис ( Κριλλος Λαυριτης. 1877. Σ. 39-40), поставление К. не было признано к-польскими архиереями, и его Патриаршество длилось лишь неск. дней (по различным сведениям, от 8 до 20). Затем в течение неск. дней престол занимал свт. Афанасий III Пателларий , однако вскоре его сменил Паисий I . Одновременное присутствие в столице 3 бывш. патриархов (Иоанникия II, К. и Афанасия III) делало положение Паисия неустойчивым. В сент. 1652 г. был издан соборный томос, запрещавший архиереям и клирикам под страхом отлучения письменно или устно общаться с кем-либо из них, при этом попытка К.

http://pravenc.ru/text/Кирилла III ...

Контарис († 24.06. 1640, Сус, Тунис), патриарх К-польский (4-11 окт. 1633; 15 марта 1635 - 26 июня 1636; 20 (?) июня 1638 - июнь 1639). Род. в Македонии, получил образование в иезуитской коллегии в Галате (Пере). Ок. 1618 г. был поставлен митрополитом Веррии (отсюда традиц. именование «Кирилл из Веррии», так он подписывал патриаршие грамоты). В 1631 г. К. посетил Москву и привез грамоты патриарха Кирилла I Лукариса ( Флоря. 1990. С. 25, 40). В нач. 30-х гг. XVII в. К. примкнул к противникам патриарха Кирилла I Лукариса, выступавшим против него из-за публикации под его именем прокальвинист. «Исповедания веры». В окт. 1633 г. в результате решения неск. митрополитов К. был избран патриархом К-польским, однако не смог выплатить необходимый взнос Высокой Порте и был сослан на о-в Тенедос. Там он составил прошение к вернувшемуся на К-польский престол Лукарису и получил позволение вновь занять Веррийскую кафедру. Однако К. остался в оппозиции к патриарху и в марте 1635 г. при поддержке дипломатов из католич. гос-в (прежде всего австр. посланника Й. Р. Шмида фон Шварценхорна) добился низложения Лукариса и занял его место. Однако тесные связи К. с католиками вызывали недовольство в К-польской Церкви и в июне 1636 г. он был смещен и сослан на Родос, а Лукарис возвращен в столицу. Положение Лукариса, вновь занявшего Патриарший престол после краткого Патриаршества Неофита III, было неустойчивым. В февр.-марте 1637 г. при финансовой поддержке Шмида фон Шварценхорна К. удалось вернуться из ссылки. 25 марта 1637 г. датировано послание К. и еще 12 архиереев к Шмиду фон Шварценхорну, в котором они просили помощи в борьбе с Лукарисом и избавлении Церкви от кальвинизма, «врага обеих Церквей, Западной и Восточной» ( Hofmann. 1929. S. 103-107). В апр. 1637 г. К. отправил папе Римскому Урбану VIII послание с описанием бед, обрушившихся на К-польскую церковь из-за Лукариса ( Idem. 1930. S. 20-23; 1933. S. 17-20). Урбан VIII поручил подготовить ответ К. Конгрегации пропаганды веры. В послании, датированном 2 окт. 1637 г., были перечислены условия, при выполнении к-рых К. мог рассчитывать на финансовую поддержку, в их числе было и принятие католич. исповедания веры ( Idem. 1933. S. 25). В июне 1638 г. Лукарис был обвинен в гос. измене, арестован и казнен, а К. в 3-й раз стал патриархом.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010