Синод Кипрской Православной Церкви (версия для печати) / Православие.Ru Синод Кипрской Православной Церкви Православие.Ru , 19 ноября 2007 г. Кипр обрел независимость в 1960 году, и первым президентом Кипрской республики, по желанию народа, которое было выражено голосованием на выборах, стал архиепископ Макарий III. Его активная деятельность, любовь к народу и широкий ум дали толчок к творческому развитию разных сторон жизни страны, так что за короткий исторический промежуток Кипр, небольшое по территории государство, смог занять достойное место среди прочих стран мира. Во время предстоятельского служения архиепископа Макария III, после того как за незаконные выступления против архиепископа были отправлены в отставку митрополиты Пафский, Китийский и Киринейский, образованы две новых митрополии: Лимассольская, выделившаяся из состава Китийской митрополии, и Морфосская – из состава Киринейской. К сожалению, церковный кризис 1972–1973 годов, государственный переворот 15 июля 1974 года, подготовленный и осуществленный при поддержке из-за рубежа, в результате которого архиепископ Макарий III был вынужден временно покинуть Кипр, а также последовавшая вскоре варварская турецкая агрессия приостановили поступательное развитие острова. 37 % его территории было захвачено оккупантами, а треть населения вынуждена была покинуть отеческие места. Архиепископ Макарий III вернулся на Кипр в декабре 1974 года. Его возвращение вдохнуло в народ веру в свою правоту и воодушевило вновь вступить в борьбу за восстановление порушенного и освобождение своей порабощенной земли. Раздел острова, освобождению и процветанию которого архиепископ Макарий III отдал столько сил, боль и тревожные ожидания народа, воспоминание о порабощенной земле, осквернение православных и национальных святынь, равнодушие к кипрской драме других государств (а подчас и поддержка ими оккупантов) – все это весьма болезненно повлияло на архиепископа Макария. У него случилось несколько сердечных приступов, и 3 августа 1977 года владыка Макарий III отошел ко Господу. Преемником архиепископа Макария III был избран митрополит Пафский Хризостом – личность в истории Кипрской Церкви выдающаяся.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

О словах Кипрского Архиепископа 21 ноября 2020 г. 09:20 Протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, в своей статье комментирует два недавних интервью Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Хризостома газетам «Кафимерини» (1 ноября) и «Вима тис кириакис» (8 ноября), в которых Его Блаженство объясняет свою позицию по украинскому вопросу. В отношении слов Блаженнейшего о том, что Украина «была территорией Вселенского Патриархата, которая была передана Русской Церкви под временную опеку (επιτροπικς) так же, как это было с " новыми территориями " в Греции» протоиерей Андрей замечает: «Действительно, по существу этого вопроса было написано множество исследований и научных статей не только русскими, но и греческими авторами (например, протоиереем Феодором Зисисом), ясно доказывающих не вызывавший на протяжении столетий тени сомнения факт принадлежности Украины во главе с Киевом, матерью городов русских, к канонической территории Русской Православной Церкви. Всесторонне опровергнуты инсинуации вокруг патриарших и синодальных актов Константинопольской Церкви 1686 года, согласно которым окончательно и безвозвратно восстанавливался канонический порядок и единство Киевской Митрополии с Московским Патриаршим престолом… Достаточно открыть официальный Календарь Константинопольского Патриархата за все последние годы, в том числе и за 2018 год (когда Фанар вторгся на Украину), и убедиться: епархии " новых территорий " приведены в разделе " Вселенский Патриархат " , более того их статус специально оговорен в Календаре, приведены документы об их особом статусе; но епархии на Украине приведены только в разделе " Московский Патриархат " , об их принадлежности Константинополю не сказано ни слова. Еще в 2008 году Патриарх Варфоломей , находясь в Киеве, в своей официальной речи прямо говорил о том, что Украина была передана в юрисдикцию Московского «Отдельного упоминания достойно утверждение архиепископа Хризостома о том, что якобы временный, " опекунский " характер возвращения Киевской Митрополии в состав Русской Церкви от Константинопольского Патриархата в XVII столетии подтверждает наличие некоей договоренности, что сначала в Киеве будет поминаться Константинопольский Патриарх, а потом Московский.

http://patriarchia.ru/db/text/5723016.ht...

П. был избран на Кипрскую кафедру в 1827 г., после изгнания архиеп. Дамаскина . Патриаршество П. пришлось на переходный период в истории острова. Кипрской Церкви было необходимо по-новому выстраивать отношения с османской администрацией, опасавшейся распространения национально-освободительного движения за пределы Греции, но вместе с тем готовой пойти на адм. реформы, которые могли бы усилить автономию христ. общины. В мае 1830 г. собрание архиереев Кипрской Церкви и знати острова сформировало посольство из 4 прокритов, к-рое должно было отправиться в К-поль на переговоры о реформе местного самоуправления и об облегчении налогового бремени. В числе участников миссии были и противники П. (Хаджи Христодулос Апегитос). Позже к посольству присоединился еще один участник (Лоизос Крамвис) с личным посланием П. к К-польскому патриарху. В нояб. 1830 г. посольство вернулось на Кипр. Участники миссии добились разрешения провести реформу и создать «парламентскую систему» (σστημα κοινοβουλευτικν) для управления делами христ. общины, в которой важную роль наряду с архиереями Кипрской Церкви должны были играть знатные миряне. Общее собрание под председательством П. сформировало коллегиальные органы управления общиной (центральные и епархиальные), а также определило порядок проведения ежегодного совещания архиереев и прокритов в архиепископской резиденции ( Ζανντος. 1910. Σ. 1161-1169). В полномочия совещания входило формирование постоянно действующего центрального собрания старост (δημογεροντα) из 4 чел. при серале, призванного защищать интересы христиан перед османской администрацией, и «комиссии общины» (πιτροπ το κοινο) из 24 чел. Эта комиссия была контролирующим органом как для центрального, так и для епархиальных собраний старост, к-рые назначались общим ежегодным совещанием с учетом мнения жителей епархии. Особое внимание уделялось вопросам просвещения: была воссоздана упраздненная в 1821 г. центральная греч. школа в Никосии, открыты ее филиалы в Ларнаке и Лимасоле, определен порядок сбора средств на жалованье учителям. На средства общины в предместьях Никосии был открыт лепрозорий. Сформированная в результате решений 1830 г. адм. система оказалась неустойчива и после 1834 г. прекратила существование.

http://pravenc.ru/text/2578795.html

§ 165. Св. Епифаний Кипрский; жизнь его. «По иноческому житию, пишет Созомен , весьма знаменит был Епифаний и у палестинцев, и у египтян, и у киприотов, у которых и избран был править епископией в главном городе всего острова» 886 . Местом рождения Епифаниева был Палестинский Елевферопольский округ, – родители его иудеи 887 . По смерти отца, ученый иудей взял его к себе для воспитания; а по его смерти Епифаний, познакомясь с пустынником Лукианом, оставил богатое наследство, доставшееся после воспитателя, крестился и вступил в жизнь подвижническую; чтобы видеть образцы благочестия пустынного, отправился в Египет; здесь он слушал наставления в вере: но едва не был обманут гностиками; освободясь от сетей их Епифаний объявил местным епископам о тайнах секты 888 и на 20 году возвратился в свое отечество 889 . Слава Илариона, дивного палестинского пустынника, начала привлекать к нему учеников еще с 323 г. 890 ; к Великому Илариону пришел и Епифаний и после того в продолжении нескольких лет Епифаний столько усвоил образ подвижнических действий Илариона, что на всю жизнь остался подражателем его; когда слава Илариона стала привлекать слишком многих к нему: Иларион в 364 году удалился сперва в Египет, а потом в Кипр. Блаженный Епифаний отошел тогда в безлюдную и безводную пустыню (Панадрион), в округ Елевферопольский; здесь толпа хищных арабов едва не лишила жизни строгого отшельника: но внезапное исцеление начальника ее обратила детей пустыни в кротких подвижников веры. Епифаний был с проповедью о вере огнепоклонникам Зороастра, хотя без значительного успеха 891 . Строгий ревнитель Православия отделялся от общения с Елевферопольским епископом Евтихием, переходившим по слабости на сторону ариан 892 и с любовью принимал гонимых исповедников св. истины 893 . Тяготясь славою тайно удалился он из своей пустыни сперва в пустыни Египта, потом в Кипр, где слушал наставления известного тогда аввы Григория 894 . Около 367 г., на 60 году своей жизни, принужден был, согласно с предсказанием св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Эти вопросы не могут быть одобрены маргинальным большинством» Глава ОВЦС МП митрополит Иларион и митрополит Тамасосский Исаия осудили признание Кипром т.н. ПЦУ 25.11.2020 996 Время на чтение 4 минуты Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал опубликованное 25 ноября коммюнике по итогам заседания Синода Кипрской Православной Церкви, на котором обсуждалось решение архиепископа Кипрского Хризостома о поминовении главы т.н. ПЦУ Думенко, сообщает Патриархия.ru . «Продолжается раскол мирового Православия, виновником которого является Константинопольский Патриарх Варфоломей, - заявил митрополит Иларион. - Совершенное им на Украине антиканоническое деяние приводит теперь к утрате внутреннего единства в Поместных Православных Церквах. Под давлением Константинопольского Патриарха Архиепископ Кипрский Хризостом согласился поминать лидера украинской раскольнической группировки. Часть епископата Кипрской Православной Церкви, как видно из опубликованного сегодня коммюнике, согласилась поддержать Предстоятеля в этом деянии, а другая часть категорически его не приемлет, руководствуясь священными канонами и своей архиерейской совестью». «Эти архипастыри поставлены в трудное положение, - отметил архипастырь. - Нет сомнений, они хотят сохранить единство собственной Поместной Церкви, сберечь мир в среде собратьев. Но верность Священному Преданию и приверженность каноническим правилам не позволяют им участвовать в поминовении раскольника и признании " церкви " , самозваные руководители которой не имеют законной хиротонии». По его словам, «преодоление глубокого кризиса, охватившего православный мир, представляется возможным лишь путём возврата к каноническому церковному строю и православной соборности, не предусматривающей первенства власти кого-либо из Предстоятелей над Вселенской Церковью, Главой которой был и остается Господь наш Иисус Христос». Тем временем иерарх Кипрской Православной Церкви митрополит Тамасосский Исаия представил Священному Синоду свои богословские взгляды относительно ситуации, сложившейся после единоличного решения архиепископа Хризостома по т.н. ПЦУ, и указал на «начало свержения синодального режима нашей Церкви с непредвиденными последствиями». Комментарии кипрского архиерея опубликовал греческий ресурс Romfea, сообщает «Союз православных журналистов».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/25/et...

Сортировать по Исключить новости Автокефалия на Украине: как быть, если межцерковного права не существует 10 тезисов о ситуации вокруг провозглашения украинской автокефалии 17 сентября, 2018 10 тезисов о ситуации вокруг провозглашения украинской автокефалии В ситуации отсутствия межцерковного права бессмысленно апеллировать к договорам 300-летней давности, а апелляция к канонам в ситуации отсутствия правовой системы является ни чем иным, как обоснованием произвола — что помогло бы разрешить проблему единства и суверенности автокефальных церквей, размышляет секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви Андрей Шишков. До сих пор я воздерживался от того, чтобы комментировать ситуацию вокруг украинской автокефалии, потому что события развивались так стремительно, что порождали только эмоции и нежелание разбираться по существу. Однако пришло время разобраться. Поскольку я написал уже немало статей на эту тему, а моя диссертация «Вопрос о верховной власти в Церкви в современном православном богословии» почти закончена, у меня сложилось некоторое понимание того, что происходит и какие шаги необходимо предпринять для выхода из кризиса. Я бы хотел обозначить здесь несколько тезисов. 1. Вопрос провозглашения автокефалии не регулируется каноническим правом Православной Церкви. В канонах лишь однажды напрямую поднимается вопрос об автокефалии в связи с Кипрской Церковью. Однако, этот случай не задаёт критериев для определения того, что такое автокефалия и какова процедура ее провозглашения. В Православной Церкви также нет устоявшегося обычая провозглашения автокефалии, который мог бы стать источником для правового решения вопроса. В каждом конкретном случае автокефалия провозглашалась по-своему. В большинстве из них это деяние сопровождалось разрывом общения между новой автокефальной церковью и кириархальной церковью (как правило, на многие десятилетия). Вряд ли можно считать такой «обычай» подходящим для создания правовой основы. 2. В современной Православной Церкви отсутствует институт права на уровне отношений между автокефальными церквами (аналог международного права). Будем по аналогии называть его межцерковным правом, хотя это и несколько режет слух. Существует лишь обычай, признающий существование автокефальных церквей, принадлежность которых к Православной Церкви определяется через категорию евхаристического общения.

http://pravmir.ru/avtokefaliya-na-ukrain...

А.В. Слесарев Глава V. Распространение греческого старостильного раскола вне пределов Элладской Православной Церкви Возникновение и развитие греческого старостильного раскола уже изначально не являлось только лишь внутренней проблемой Элладской Православной Церкви. Протест сторонников юлианского исчисления в самом своем зарождении питался субъективно истолкованным пафосом ревности о хранении неизменности православных устоев и неповрежденности церковной традиции. Иерархическое оформление старокалендарной схизмы в 1935 г. повлекло за собой не просто создание альтернативной церковной структуры, но и провозглашение ущербности благодатной жизни в канонических Поместных Церквях, а то и вовсе ее абсолютное отсутствие. Такая экклезиологическая позиция имела своим естественным следствием активное стремление раскольников к учреждению параллельных церковных структур на канонических территориях других Автокефальных Церквей. В итоге своего почти восьмидесятилетнего исторического существования греческая старокалендарная схизма, с большей или меньшей степенью актуальности, затронула интересы Константинопольского, Александрийского, Московского, Грузинского, Сербского, Румынского и Болгарского Патриархатов. Помимо Элладской Церкви, с проблематикой старостильного раскола соприкоснулись Кипрская, Польская, Чехословацкая и Американская Православные Церкви. Таким образом, раскол греческих старокалендаристов давно утратил свой локальный характер и в той или иной мере затрагивает интересы двенадцати Поместных Православных Церквей. V.1. Старостильный раскол и Константинопольский Патриархат V.1.1. Старостильный раскол и Святая гора Афон Календарная реформа в Константинопольской и Элладской Церквях, проведенная в 1924 г., вызвала негодование не только со стороны группы мирян материковой Греции, но, в гораздо большей степени, породила смуту в среде монашествующих Святой Афонской Горы. Одновременно с образованием «Общества Православных», насельниками монашеской республики был учрежден «Священный Союз Монахов Зилотов» («Ιερς Συνδεσμσ των Ζηλωτων Μοναχων»), опубликовавший в 1926 г. программный документ под характерным названием «Якорь Православия» («Н γκυρα της Ορθοδοξας»). В 1927 г. афонская старостильническая организация была запрещена, а девятнадцать наиболее активных и непокорных ее членов постигла участь изгнания со Святой Горы 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Акимов Монтанизм Место возникновения монтанизма Древние христианские авторы называли монтанизм фригийской ересью, имея в виду ее географическое происхождение. Фригией называлась область в Малой Азии, отличавшаяся склонностью к религиозной мистике, религиозным грезам. Там процветал культ богини Кибелы, культ оргаистический, связанный с иррациональным, интенсивным переживанием мифологизированных природных и жизненных процессов. Кибела считалась матерью богов. Согласно мифу, она полюбила простого человека по имени Аттис. Но он предпочел богине простую смертную женщину. Оскорбленная Кибела ввергла своего возлюбленного в безумие, вследствие чего он оскопил себя и умер. Языческие мистерии, связанные с этим мифом, включали оплакивание Аттиса Кибелой и провозглашение его воскресения, а также трапезы с хлебом и вином. В эллинистическое и римское время центр этого культа был в Галатии. В Риме культ Кибелы существовал со времен Пунических войн. В период французской революции фригийский колпак стал символом неограниченной свободы. Монтан, родоначальник данной ереси, происходил из Мизии, из деревни Ардава, находившейся на границе с Фригией. Считают, что до своего крещения он являлся жрецом богини Кибелы и был оскоплен (это сообщают Дидим и Иероним). Если гностицизм привлекал интеллектуалов и происходил из культурных центров (Александрии, Антиохии, Рима), то монтанизм выделялся главным образом своей внешней, практической стороной и был связан с отдаленными малоазийскими провинциями. Характерно, что у Иустина Философа фригийский народ ставится рядом с презренной чернью и варварским племенем (Разговор с Трифоном иудеем, 119 " 73 . Время возникновения монтанизма и его характер Монтанизм был движением, хронологически смежным с гностицизмом. Оформился он в конце 50-х годов II века. Согласно Епифанию Кипрскому (Ереси, XLVIII: 1), его начало относится к 156–157 году. Евсевий Кесарийский связывает его возникновение с 172 года (Церковная история, 74 . Как и гностицизм, монтанизм возник на грани перехода от Церкви апостольской к Церкви исторической. Появлению монтанизма отчасти способствовали некоторые исторические обстоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Канонический преступник, достойный суда» Патриарх Варфоломей пожаловался на «свирепую» реакцию Русской Церкви на признании им т.н. ПЦУ 27.10.2021 4177 Время на чтение 5 минут Фото: ridus.ru В воскресенье, 24 октября, Константинопольский патриарх Варфоломей в интервью кипрскому изданию «Политис» заявил, что его предшественники сделали русских христианами и приобщили к цивилизации, сообщает « Союз православных журналистов ». Глава Фанара сказал, что в качестве вселенского патриарха он уже тридцать лет несет ответственность за «права» Константинопольского патриарха «перед своими предшественниками, перед историей, перед народом Божьим, который ожидает от Константинополя только истины, находящейся вдали от сиюминутных интересов». По словам патриарха Варфоломея, именно тот факт, что он «отстаивал Истину» в своем решении признать т.н.ПЦУ и спровоцировал «свирепую» реакцию Русской Церкви. Как следствие, несогласные с легализацией т.н. ПЦУ (речь идет о представителях РПЦ, – Ред.) развернули «личную клеветническую войну против моего скромного лица и особенно клеветническую кампанию против исторической ответственности Константинопольского патриархата, который принес им христианство, и сделал их цивилизованными людьми». Именно это (несогласие с признанием ПЦУ, – Ред.) «вызывает чувство страха и неуверенности в людях, когда другие Церкви не хотят согласовывать свои действия с действиями вселенского патриархата», – заявил глава Фанара. Заявление главы Фанара прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: Роль Константинопольского Патриархата в христианизации Руси достаточно сильно преувеличена. Вплоть до 1037 года мы не знаем имён наших архиепископов, а они были. Не знаю, кто их ставил. Мог их ставить Константинополь, а мог и болгарский архиепископ, но это, так сказать, детали спора.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/27/ka...

Кафары Кафары . Происходя от греческ. прилагательного « καθαρο’ς , что значит «чистый», слово «кафары» ( καθαροι’ ) служит, прежде всего, довольно общим обозначением различных еретиков (гностико-манихеи, монтанисты, новациане, павликиаие, богомилы, альбигойцы и др.), обозначением ( – необходимо добавить – ), каким любили величать свои общества сами еретики. Смотря на дело с этой точки зрения, можно даже сказать, что элемент «кафаризма», т. е. горделивого сознания еретиками своей особенной «чистоты» и исключительного нравственного совершенства, составлял необходимое условие возникновения каждой ереси, так как он, именно, и вызывал у последователей ее стремление выделиться из общей рядовой массы заблуждающихся ( – разумеется с точки зрения еретиков – ) в особое избранное общество «чистых, святых и совершенных» людей. Помимо такого общего, нарицательного значения, термин «кафары» имеет в церковно-исторической литературе и более частный, собственный смысл, служа обозначением, во-первых, одних раскольников древней церкви, и во-вторых – одних еретиков средневековой истории. Сведения о первых, т. е. о «кафарах» древней церкви мы почерпаем у писателей-ересеологов. Так, в каталоге ересей Епифания кипрского 39-й, а по общему порядку 59-й значится ересь «о кафарах нечистых». О них он, по обычаю, дает лишь самые краткие исторические указания, говоря следующее: «Появились так называемые Кафары от некоего Новата, как многие рассказывают о сем. Этот Новат был в Риме во время гонения, предшествовавшего гонению Максиминову. Может быть, как думаю, то было гонение Декиево или Аврелианово. По поводу павших во время гонения, превознесшись гордостью, он, вместе с последователями своими, не захотел иметь общения с каявшимися после гонения и обратился к сей ереси, а именно учил, что это – не спасение, но что покаяние едино, а после купели ни для кого падшего не может быть помилования». Сопоставляя указанное свидетельство Епифания с данными других древне-церковных писателей Востока и Запада (Евсевий, Церковная история 6; Феодорит, Haeret. fabularum compendium 3, 5; Созомен , Церк. история 2, 32. 3, 20–21. 4, 24. 8, 1; Киприан, еп. карф., Письма – 41, 49, 55, 59 и др. и сочинение «О падших»; Корнилий, папа рим.: его письма см. у Евсевия Ц. И. 6, 43). мы получаем об этих кафарах более определенное представление: это были, в сущности, не еретики, а раскольники римской церкви, отделившиеся в половине III го века от церковного общения с епископом Корнилием, по внушению одного пресвитера, по имени Новация. Поэтому древние кафары известны также еще и под названием «новациан». А так как из Рима этот раскол впоследствии распространился по северу Африки, проник в Малую Азию и там, в провинции Фригии и местечке Пепузе, соединился со сродными ему по воззрениям остатками проживавших там монтанистов, то получили также имя катафригиян и пепузиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010