Патриарший монастырь Святой Троицы (версия для печати)/Православие.Ru Патриарший монастырь Святой Троицы Православие.Ru , 15 сентября 2008 г. Шишманов монастырь. Фото Ф.Калайдов / Монастырь Святой Троицы расположен на Тырновской возвышенности, в предгорьях Балканского хребта, на узкой продолговатой террасе под величественным скалистым венцом живописного Дервентского перевала, на правой стороне р. Янтра. Он находится в 6 км к северу от Велико Тырново, в 1,5 км к югу от с. Самоводене и в 240 км к востоку от Софии. По мнению одних исследователей, святая обитель была основана епископом Георгием и его сыном Калином в XI веке (в 1070 году) в период византийского владычества. Об этом свидетельствует надпись, найденная при строительстве новой церкви во время повторной отстройки монастыря в 1847 году. Надпись сохранилась до наших дней. Она гласит: «Церковь Святой Троицы построена в 6578 (1070) году в 27-й день января епископом Георгием Приложником и сыном его Калином». Предполагается, что старая церковь была частью большого оборонительного сооружения на пути, проходящем через Дервентский перевал и достигающем холма Трапезица в Тырново. По другой версии, обитель была основана в XIV веке после Первого Тырновского Церковного Собора 1350 года. По третьей версии, которая считается наиболее авторитетной, монастырь основан несколько позднее, а именно в 1368 году, когда святой Феодосий Тырновский оставил Килифаревскую обитель и удалился в пещеру, находящуюся на расстоянии около километра от старого Свято-Троицкого монастыря и в 150–200 метрах от сегодняшней обители. В скором времени вокруг святого подвижника собралось много отшельников, создавших большую монашескую общину. Через некоторое время сюда прибыл и будущий патриарх Евфимий, который, обладая исключительными способностями, знаниями и умениями, взял на себя бремя управления духовным сообществом, а после смерти святого Феодосия был избран и его игуменом. Вероятнее всего, монастырь был построен по инициативе патриарха Евфимия и при активной помощи царя Ивана Шишмана, что и обусловило его название – Патриарший, или Шишманов, монастырь. Феодосиева пещера сохранилась до наших дней. Вход в нее находится на высоте пяти метров над землей. Войти в пещеру в наши дни можно, вероятно, так же, как и во времена святого Феодосия, – по веревочной лестнице. Как утверждают спелеологи из студенческого клуба Великотырновского университета, в ней до сих пор можно увидеть следы высеченного в скале иконостаса с крестом над ним. Неподалеку от этой пещеры есть еще одна, большего размера, в которой могут поместиться до 50–60 человек. Такого рода пещеры служили убежищем для монахов, защищая их от разбойников, нападавших на монастырь, и входы в них закрывались тяжелыми каменными воротами.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Монастыри Болгарии с самого начала их основания были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры, хранилищами национальных традиций в эпоху османского ига. Монастыри — это сама история Болгарии, подлинная летопись величайших испытаний, выпавших на ее долю. Монастыри Болгарии с самого начала их основания были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры, хранилищами национальных традиций в эпоху османского ига. Монастыри — это сама история Болгарии, подлинная летопись величайших испытаний, выпавших на ее долю. Первые христианские монастыри в Болгарии были созданы в IX веке нашей эры. Началом просветительской миссии монастырей можно считать 886 год, когда князь Борис поселил в новопостроенном монастыре Св. Пантелеймона (недалеко от города Преслава) учеников великих Кирилла и Мефодия. Так возникла первая староболгарская литературная школа, вошедшая в историю под названием Плиско-Преславской. Не меньшую роль сыграл и основанный Климентом Охридским другой монастырь Св. Пантелеймона (в окрестностях города Охрида, ныне это территория Республики Македония), который по праву считается староболгарской «академией». Именно в монастырях сформировались Тырновская и Килифаревская школы живописи  одни из самых крупных средневековых художественных школ восточного православия. К концу XVIII века в монастырях появились три новые художественные школы Тревненская, Самоковская и Банская, развитие которых непосредственно связано с болгарским Возрождением. Почти во всех крупных болгарских монастырях кропотливо трудились писатели, историки, переводчики, каллиграфы, педагоги. В задачу монастырских школ и училищ входила не только подготовка священнослужителей, но и глубокое светское образование. Величайшей святыней болгарского народа является Рильский монастырь, основанный в X веке отшельником Иоанном Рильским. Монастырь расположен в 119 км к югу от Софии. Его архитектурный ансамбль хранит черты многовековой истории, однако современный облик монастырь приобрел лишь в начале XIX века, когда на собранные по всей Болгарии средства началось строительство новых монастырских зданий. По-своему уникально решение внутреннего фасада, представляющего собой ажурную систему галерей, которая придает всему зданию особую теплоту и уют.

http://pravmir.ru/monastyri-bolgarii/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЛИФАРЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Килифарский) [болг. Килифаревски, Килифарски]; Великотырновской митрополии Болгарской Православной Церкви. Расположен в 5 км от г. Килифарево, на правом берегу р. Белица. Игум. Иустина (Попова), в обители проживают 3 насельницы (2013). Согласно Пространному Житию прп. Феодосия Тырновского, составленному патриархом К-польским Каллистом I ок. 1348-1350 гг., одну из обителей преподобный основал возле Тырнова ( Златарски. 1904. С. 1-36; Киселков. 1926. С. 1-32; Иванова, Спасова. 1986; Марчевски. 1995). Именно в этом мон-ре были заложены основы тырновской книжной школы, в к-рой получили образование ок. 400 учеников, в т. ч. буд. патриарх Тырновский Евфимий . Кафоликон в честь Рождества Пресв. Богородицы Килифаревского мон-ря. 1844 г. Кафоликон в честь Рождества Пресв. Богородицы Килифаревского мон-ря. 1844 г. В Житии не уточняется местонахождение мон-ря. Большинство исследователей считают, что изначально монахи заняли визант. крепость (от к-рой сохр. развалины) на холме Градиште, а позже мон-рь был построен внизу, на берегу реки на совр. месте. Археологические раскопки на Градиште (1974-1988) показали, что крепость была возведена в V в. для охраны прохода Хаинбоаз и действовала до сер. XIII в. Крепостной комплекс располагался на 3 естественных террасах и был окружен каменными стенами высотой 2,2 м и шириной 0,9 м (см.: Николова. 1978; Она же. 1980; Николова, Робов. 1994). В крепости было 3 церкви (ок. V-VI вв.): однонефный храм с притвором в вост. части, сооруженный, подобно церквам Несебыра, с чередованием каменной и кирпичной кладки ( Николова. 1978. С. 31-32; Она же. 1980. С. 439; Николова, Робов. 1994. С. 575), перестроенный из ранневизант. базилики храм в зап. части и базилика на северо-востоке ( Николова, Робов. 1994. С. 575-576). Открытая археологами лат. надпись сообщала, что рядом с крепостью в V-VI вв. существовал мон-рь ( Бешевлиев В. Латински надпис от ранновизант. крепост при Килифаревския манастир//Археология. София, 1978. Кн. 1. С. 35-37; Николова, Робов. 1994. С. 572), а обнаруженные за юж. воротами фундаменты 3 строений, к-рые были возведены по оси «восток-запад», напоминали кельи ( Николова, Робов. 1994. С. 577; Робов. 2004. С. 525-527). Однако археологических данных и обнаруженных артефактов, в т. ч. инструментов для обработки пергамена и фрагмента керамики с глазурованными буквами Т и Д (возможно, часть имени Феодосий, см.: Робов. 1999), недостаточно для бесспорного установления связи крепости с прп. Феодосием.

http://pravenc.ru/text/1684620.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь» найдены статьи: БРЕСТСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Брестской и Кобринской епархии ГРОДНЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный Белорусскому Экзархату РПЦ), в г. Гродно (Белоруссия) ДЕСЯТИННЫЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в Новгороде ИЛУКСТСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Латвийская Православная Церковь), в г. Илуксте (Латвия) КАРАГАНДИНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Карагандинской и Шахтинской епархии Казахстанского митрополичьего округа КИЛИФАРЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Великотырновской митрополии Болгарской Православной Церкви КОЗЕЛЬЩИНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кременчугской и Лубенской епархии УПЦ), находится в пос. Козельщина Козельщинского р-на Полтавской обл. (Украина) МИХАЛИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился на Торговой стороне Вел. Новгорода МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве ОПТИН БОЛХОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Орловской Болховской епархии Орловской митрополии), расположен в г. Болхове Орловской обл. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Рождества ...

Килифаревский женский монастырь Рождества Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Килифаревский монастырь (болг. Килифаревски манастир Рождество Богородично) — действующий православный женский монастырь в Болгарии, построенный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Расположен в долине реки Белица в 4 км от города Килифарево, в 12 км от Велико Тырново. Содержание История [ править править код ] Монастырь был основам между 1348 и 1350 годами болгарским просветителем и книжником Феодосием Тырновским. Он, при поддержке царя Ивана Александра, в 1360 году создал в монастыре один из важнейших центров средневекового болгарского образования и литературы — Килифаревскую школу литературы. В монастыре переписывались и переводились богослужебные книги, писались хроники, составлялись сборники житий святых. Насельники монастыря знали труды Фукидида, Платона, Гомера, Аристотеля. Самым известным учеником Килифаревской школы стал болгарский патриарх Евфимий Тырновский. Одновременно свой монашеский путь в этой обители начинал современник Евфимия, будущий митрополит Киевский Киприан. Монастырский комплекс был построен как крепость, его окружали укрепленными стенами, во внутреннем дворе располагалась наблюдательная башня в несколько этажей. После турецкого завоевания Болгарии он был разрушен до основания. Килифаревский монастырь был восстановлен в 1718 году на новом месте (на соседнем холме). В 1842 году кафоликон монастыря — церковь Рождества Богородицы была перестроена в однонефную, квадратную в плане, увенчанную куполом. От старой постройки был сохранён алтарь и два притвора. Внутреннее убранство храма было завершено в 1843 году: церковь украшена позолоченным резным иконостасом, иконы выполнены трявнинскими живописцами. В ходе этой реконструкции в монастыре в 1849 году были возведены два жилых здания в стиле Возрождения. Престольные праздники [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Контакты [ править править код ] Адрес: ул. „Емилиян Станев“ 7Е, 6404 Димитровград, Болгария Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Килифаревский_...

В Болгарии сняли фильм о святителе Киприане, премьера состоится 14 мая София, 10 мая 2007 г. 14 мая 2007 года, в 18 часов (болгарского времени), в Большом зале Русского культурно-информационного центра в Софии состоится премьера документального фильма “Святитель” (продолжительность 54 мин.). Он посвящен святителю Киприану Болгарину – митрополиту Московскому и всея Руси. Снятый Болгарским национальным телевидением фильм расскажет о великом духовном пастыре XIV века и покажет важнейшие места, связанные с его жизнью. Зрители побывают в родном городе святителя – старой болгарской столице Велико-Тырново, в Килифаревском монастыре, где он принял монашество, и в монастыре Святой Троицы – последней обители, в которой подвизался на болгарской земле святитель Киприан. Со Святой горы Афона, связанной с определенным периодом духовного подвига святителя, киноповествование перенесет зрителя в Салоники и Константинополь. Съемка большей части фильма была осуществлена в Москве – городе, ставшем символом великого служения митрополита Киприана. Документальная лента покажет: Трехсвятительскую горку в Троице-Голенищево, где находилась загородная резиденция святителя, в которой он развивал свою огромную просветительскую деятельность и где скончался 16/29 сентября 1406 года; Сретенский монастрырь, основанный им после сретения иконы Святой Богоматери Владимирской в 1397 году; Спасо-Андроников монастырь, чей каменный храм митрополит Киприан построил на свои средства; раку с мощами митрополита Киприана в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые перед широкой публикой будут показаны оригинальные рукописи святителя Киприана, хранящиеся в Московской государственной библиотеке. Вместе с русскими и болгарскими учеными и духовниками в фильме принял участие наместник Сретенской обители архимандрит Тихон, с которым автор фильма Горан Благоев и оператор Христо Обрешков разговаривали 30 сентября 2006 года во время чествований святителя Киприана в Сретенском монастыре. Наряду с ролью святителя Киприана как основателя Сретенской обители, Его Высокопреподобие подчеркнул и вклад святителя Киприана в возвышение Москвы в качестве объединяющего центра русских земель. Документальный фильм “Святитель” спродуцирован Болгарским национальным телевидением с благословения Его Святейшества Болгарского Патриарха Максима и Священного Синода Болгарской Православной Церкви. Премьера фильма организована при содействии Русского культурно-информационного центра в Софии, Болгарского представительства Международного Фонда единства православных народов и Русского просветительского общества “Луч” в Софии, чьим председателем является Янина Алексеева. Показ фильма по Каналу 1 Болгарского национального телевидения запланирован с 22,45 ч 21 мая 2007 г., в канун праздника 24 мая - Дня славянской письменности и болгарской культуры. 10 мая 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22004.html

В Болгарии снят фильм о святителе Киприане 10 мая 2007 г. 15:44 14 мая, в 18 часов (болгарского времени), в Большом зале Русского культурно-информационного центра в Софии состоится премьера документального фильма «Святитель» (продолжительность 54 мин.). Он посвящен святителю Киприану Болгарину — митрополиту Московскому и всея Руси. Снятый Болгарским национальным телевидением фильм рассказывает о великом духовном пастыре XIV века и показывает важнейшие места, связанные с его жизнью. Зрители побывают в родном городе святителя — старой болгарской столице Велико-Тырново, в Килифаревском монастыре, где он принял монашество, и в монастыре Святой Троицы — последней обители, в которой подвизался на болгарской земле святитель Киприан. Со Святой горы Афон, связанной с определенным периодом духовного подвига святителя, киноповествование перенесет зрителя в Салоники и Константинополь. Съемка большей части фильма была осуществлена в Москве — городе, ставшем символом великого служения митрополита Киприана. Документальная лента покажет: Трехсвятительскую горку в Троице-Голенищево, где находилась загородная резиденция святителя, в которой он развивал свою огромную просветительскую деятельность и где скончался 16/29 сентября 1406 года; Сретенский монастрырь, основанный им после сретения иконы Святой Богоматери Владимирской в 1397 году; Спасо-Андроников монастырь, чей каменный храм митрополит Киприан построил на свои средства; раку с мощами митрополита Киприана в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые перед широкой публикой будут показаны оригинальные рукописи святителя Киприана, хранящиеся в Московской государственной библиотеке. Вместе с русскими и болгарскими учеными и духовниками в фильме принял участие наместник Сретенской обители архимандрит Тихон (Шевкунов), с которым автор фильма Горан Благоев и оператор Христо Обрешков разговаривали 30 сентября 2006 года во время чествований святителя Киприана в Сретенском монастыре. Наряду с ролью святителя Киприана как основателя Сретенской обители, отец Тихон подчеркнул и вклад святителя Киприана в возвышение Москвы в качестве объединяющего центра русских земель. Документальный фильм «Святитель» снят Болгарским национальным телевидением по благословению Патриарха Болгарского Максима и Священного Синода Болгарской Православной Церкви . Премьера фильма организована при содействии Русского культурно-информационного центра в Софии, Болгарского представительства Международного Фонда единства православных народов и Русского просветительского общества «Луч» в Софии, чьим председателем является Янина Алексеева. Показ фильма по Каналу 1 Болгарского национального телевидения запланирован с 22,45 ч 21 мая 2007 г., в канун праздника 24 мая — Дня славянской письменности и болгарской культуры. Православие.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/238009.htm...

15]. Такое общение византийцев и славян стало основой сотрудничества в области культуры, искусства и т. п. Исследователи отмечают роль преподобного Григория и его учеников в этом процессе с. 127]. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества существовали в землях славянских народов, и прежде всего в южнославянских странах. Как правило, это были обители монахов-исихастов славянского и византийского происхождения. “Специально для XIV века должны быть особо отмечены монастыри Болгарии, — говорит академик Д. Лихачев. — Особенно следует отметить в этом отношении Парорийский монастырь, откуда учение исихастов усиленно распространялось и на Болгарию, и на Сербию” с. 15].Во второй половине XIV века, после кончины преподобного Григория Синаита, монахи-исихасты вынуждены были покинуть Парорийскую пустынь ввиду надвигавшегося турецкого завоевания. Оставляя стены обители, они уносили с собой дух и учение ее основателя — великого Синаита. Отшельники основывали или возобновляли монастыри в других пустынных местах и там проповедовали священное безмолвие и учили ему.Часть учеников остались в Килифаревском монастыре со святым Феодосией Тырновским, другая — переселились по Дунаю в Червене, в горы Мадара. Там было построено множество келлий и несколько церквей. В это время, как отмечают исследователи, “ " Болгарские Фиваиды " , расположенные по течению рек Русенка и Черный Лом, по склону Шуменского и Провадийского плато, в скалах Мадара и близ Варны, переживают особенный расцвет” с. 381].Значение южнославянских исихастских монастырей в это время существенно возросло. Некоторые из этих обителей в своей просветительной деятельности с. 80] превратились в крупные очаги духовности и положили начало возрождению православия и подъему духовной жизни как в отдельных странах, так и в целых регионах. “Сербская и болгарская образованность, — замечает Μ. Η. Тихомиров, — сильно развилась в XIV—XV веках, несмотря, вернее, вопреки тяжелому политическому положению этих стран, сопротивляющихся турецкой агрессии” с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Именно монахи из Парории или их непосредственные ученики – такие как св. Феодосий Тырновский, св. Ромил Видинский, Патриарх Евфимий и митрополит Киприан Киевский – стоят в основе широкого возрождения созерцательного монашества, захватившего впоследствии все славянское христианство”. По Каллисту Уэру заслуга интегрирования аскетической и мистической традиции исихастов в систему христианского учения принадлежит обоим Григориям – Паламе и Синаиту, при чем первый из них был апологетом и богословом, а второй учителем и практическим наставником. Более того, оба считали, что исихасткий метод, то есть практика постоянной молитвы как важнейшего средства к богопознанию и инструмента истинного богословия доступен не только монахам, но и, в соответствии с велением апостола Павла: “Непрестанно молитесь” (1 Фесс. 5:17), относится ко всем христианам без исключения. Другой видный исследователь паламизма, о. Иоанн Майендорф, утверждает то же самое: “С точки зрения Паламы непосредственное богопознание во Христе доступно для всех крещеных и следовательно служит реальной основой и критерием подлинного богословия. Метод состоит в достижении “внимания” – первого условия подлинной молитвы – при котором ум концентрируется “в сердце”… и молящийся повторяет короткую молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”. Несколько лет тому назад я посетил основанный св. Феодосием Тырновским Килифаревский монастырь близ Тырнова. Во дворе я застал двух пожилых инокинь, сидящих на низеньких трехногих скамеечках. Это смутно напомнило мне что-то, но тогда я не смог понять, что именно. Св. Патриарху Евфимию был нужен чистый, богоносный народ. Он знал, что именно и только такой народ сможет быть достаточно твердым и выжить даже при немыслимых обстоятельствах. Обратим здесь мимоходом внимание на один важный факт: все без исключения иностранные путешественники, побывавшие в болгарских землях начиная с XVI века, отмечают и восхищаются в своих дорожных заметках именно добрыми нравами, благочестием и порядочностью населения.

http://pravoslavie.ru/38348.html

Лит.: Попгеоргиев Й. Село Килифарево и манастирът му Св. Богородица//Периодическо списание на Бълг. книжовно дружество в София. 1907. Год. 18. Кн. 67. С. 427-447; Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски като истор. паметник. София, 1926; Цонев З. Килифарският манастир и ферманът му от 1838 г.// Он же. Старини из българска земя. Пловдив, 1937. Т. 1. С. 96-98; Загорски И. Манастирите във Велико-Търновската епархия: Ист.-стопански бележки. София, 1947; Инокентий, архим. Историческото минало на Килифарският манастир//ДК. 1964. Кн. 10/11. С. 13-22; Давидов А. Килифаревският октоих: (Съдържание и палеографски особености на ръкописа)//Трудове на Висшия педагогически ин-т «Братя Кирил и Методий». Вел. Търново, 1968. Т. 4. С. 501-537; Михайлов Г. Килифарево. София, 1970; Николова Я. Разкопки на Килифаревския манастир (1974-1975)//Археология. София, 1978. Кн. 1. С. 21-34; она же. Археологически проучвания на Килифаревския манастир//Търновска книжовна школа. София, 1980. Т. 2. С. 435-442; Дамянова М. Към въпроса за местоположението на Теодосиевия манастир//Там же. 1985. Т. 4. С. 334-340; Павел (Стефанов), иером. Надписи върху свитъци и кодекси в стенописите на Килифаревския манастир от XVII в.//Там же. С. 366-378; Тулешков Н. Архитектурата на българските манастири. София, 1988; Андреев Й. Ранни турски нашествия в околностите на Търново//Турските завоевания и съдбата на балканските народи, отразени в исторически и литературни паметници от XIV-XVIII в. Вел. Търново, 1992. С. 24-31; Бояджиев С. Килифаревският манастир// Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев С. Манастирите в България. София, 1992. С. 66-69; Николова Я., Робов М. Теодосиевият манастир при Килифарево в светлината на археологическите проучвания//Търновска книжовна школа. 1994. Т. 5. С. 571-580; Робов М. Материали, свързани с просветния и книжовен живот в Килифаревската школа на Теодосий Търновски//Там же. С. 593-597; он же. Килифаревският манастир в живота и дейността на Евтимий Търновски//Патриарх Евтимий Търновски и неговото време. Вел. Търново, 1998. С. 317-324; он же. Крепостта при средновековния Килифаревски манастир в отбраната на столичния Търнов//Научни трудове/Национален военен ун-т В. Левски. Вел. Търново, 1998. Т. 60. С. 305-312; он же. Подглазурен монограм на Теодосий Търновски от Килифаревския манастир//Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1999. Т. 6. С. 517-522; он же. Анахоретски килии и устройството на средновековния Килифаревски манастир//Сб. в чест на проф. Г. Данчев. Вел. Търново, 2004. С. 522-529; Божилов И., Тулешков Н., Прашков Л. Български манастири. София, 1997. С. 104-109; Чавръков Г. Български манастири: История, култура, изкуство. София, 2000. С. 62-65, 221-222; Генова Е. Кивот (ковчег) за мощи от Германския манастир край София//Проблеми на изкуството. София, 2001. Год. 34. Кн. 3. С. 11-17; Пенкова Б. Параклис «Рождество Богородично»: Килифаревски манастир//Корпус на стенописите от XVII в. в България. София, 2012. С. 234-237.

http://pravenc.ru/text/1684620.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010