В Музее К. м. выставлены фрески XII и XIII вв. из верхнего слоя росписей ц. прп. Антония Великого в Келье (близ Ларнаки), снятые во время реставрации. Пять древнейших икон экспозиции относятся к XIII в.: 2 образа Божией Матери «Одигитрия», Христа Вседержителя, св. Иоанна Предтечи и свт. Василия Великого. XIII-XIV вв. датируют икону Божией Матери «Одигитрия», к-рая, как и предыдущие, происходит из ц. св. Параскевы в Мутуласе. В XV в. был выполнен образ «Иисус Христос Спаситель мира», ок. 1500 г.- один из списков чудотворной Киккской иконы Божией Матери, также переданный музею из ц. св. Параскевы в Мутуласе, в 1520 г.- «Распятие». Значительное число экспонатов датируется XVI в.: царские врата со сценой «Благовещение Пресв. Богородицы» и с фигурами апостолов Петра и Павла, фрагмент иконостаса с изображением «Воскресения Христова» (зап. типа), иконы «Сошествие во ад», «Спас во гробе», «Христос Вседержитель», «Ап. Иоанн Богослов», Божия Матерь «Madre della Consolazione». В кон. XVI в. были написаны 2 иконы св. Иоанна Предтечи и образ Киккской Божией Матери (возможно, его следует датировать уже XVII в.). Мастеру сер. XVII в. Павлу Иерографу принадлежат образы Иисуса Христа на престоле (1650), Пресв. Богородицы на престоле (1650), арх. Михаила (1652), апостолов и иконы двунадесятых праздников. Мн. произведения иконописи XVII-XVIII вв. имеют подпись автора: «Иисус Христос Спаситель мира» (Соломос Иерофит, 1641), «Вмч. Мина» (иером. Христодул, 1707), «Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий» (иером. Христодул, 1708, под записью 1899 г.), Киккская икона Божией Матери (иеродиак. Харалампий Киккот, 1757), «Рождество Христово» и «Успение Пресв. Богородицы» (иеродиак. Леонтий, 1769), «Спас Нерукотворный» (Михаил Фессалоникиец, 1776), «Арх. Михаил» (Михаил Киприот, 1782), «Святители Тихон, Парфений и Мелетий» (Михаил Киприот, 1788) и др. Из икон критского живописца Корнароса представлены «Призвание апостолов Андрея и Петра» (1792), «О Тебе радуется», «Арх. Михаил» (1793), Киккская икона Божией Матери (1789), ранее находившаяся на подворье Айос-Прокопиос, и др. Его ученик иером. Григорий Киккот - автор икон «Христос Вседержитель» (1807) и Богоматерь с Младенцем (1812).

http://pravenc.ru/text/1684602.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Христианнейший из президентов Архиепископ Макариос - киприот, патриот и большой друг Советского Союза 07.11.2011 828 Время на чтение 13 минут Судьба героя этой публикации, Предстоятеля Православной Церкви, ставшего главой демократического государства, наводит на размышления о дискуссии, актуальной для Московского Патриархата в наши дни, а именно: может ли духовенство заниматься политической деятельностью. В этом году Архиерейский Собор РПЦ принял документ «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», который налагает запрет на политическую деятельность священнослужителей (аналогичный запрет содержится и в «Основах социальной концепции РПЦ»), однако в особых случаях допускается исключение из этого правила. В те дни, когда в Русской Церкви обсуждался этот документ, многие вспоминали имя первого президента Кипра Архиепископа Макариоса III Мускоса. Нет сомнений, что обстоятельства, при которых Макариос возглавил правительство Кипра, стали самым что ни на есть особым случаем - речь шла о независимости родины. Интересно, что архиепископ получил в свое время горячую поддержку не только Русской Православной Церкви, но и коммунистических властей СССР . Служение Церкви и народу Истоки этих особых обстоятельств следует искать в истории острова. После Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, опасаясь усиления России в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, Англия тайно договорилась с Турцией о временной передаче ей в управление Кипра. Весть о переходе Кипра под управление христианской державы была принята островитянами с великой радостью. Но действительность не оправдала надежд киприотов. В ноябре 1914 года английское правительство аннексировало Кипр, а в марте 1925 года объявило остров своей колонией, управляемой английским губернатором. Власти острова всячески препятствовали хиротонии новых греческих архиереев. Так, в течение 14 лет (1933-1947) Пафосский митрополит Леонтий был единственным православным архиереем на острове. 28 июня 1950 года в возрасте 81 года скончался Архиепископ Макариос II. Предстоятелем Кипрской Церкви был избран и интронизован 20 октября 1950 года митрополит Китийский Макариос Мускос, ставший Архиепископом Макариосом III.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

В послевоенные годы на острове развивалась в основном горнодобывающая промышленность. Колониальные власти не принимали необходимых мер для стабилизации экономики, к-рая продолжала стагнировать. Во время плебисцита 15-22 янв. 1950 г. 95,7% греч. населения К. проголосовало за объединение с Грецией. Делегация во главе с Киринийским митр. Киприаном посетила Грецию, Великобританию и США, чтобы сообщить политическим деятелям этих стран волю кипрского народа. Однако ослабленная 5-летней гражданской войной Греция, зависевшая от Великобритании и США, не могла оказать протекцию грекам-киприотам. Как премьер-министр Н. Пластирас, так и вице-премьер Г. Папандреу сочли осложнение отношений с Великобританией в данный момент невозможным. Однако делегацию поддержали пресса, консервативная оппозиция и Элладская Православная Церковь. Безрезультатными оказались посещения делегацией греков-киприотов Лондона и Нью-Йорка. Решительный отказ Великобритании осуществить волю кипрского народа связан с тем, что объединение К. и Греции могло серьезно ограничить влияние Лондона в регионе Вост. Средиземноморья. Уже тогда было понятно, что Турция, как член НАТО (с 18 февр. 1952), граничащий с Советским Союзом, значительно важнее для Североатлантического альянса, чем Греция. В связи с этим Великобритания не могла ставить под удар интересы Турции, к-рая поддерживала тур. меньшинство на К. 28 июня 1950 г. умер Макарий II, и 16 окт. архиепископом Кипрским был избран с именем Макарий III Китийский митр. Макарий (Мускос), к-рый, как руководитель Бюро Этнархии, сыграл большую роль в организации плебисцита. В 1951-1952 гг. Макарий III реорганизовал Совет Этнархии, создал молодежные орг-ции, созвал Всекипрское национальное собрание, преобразовал профсоюзное движение. Одной из его стратегических задач было вынесение кипрской проблемы на обсуждение ООН. Греки-киприоты рассчитывали на поддержку Греции, однако неустойчивые греч. правительства центристского блока не желали портить отношения с Великобританией, к-рая могла бы воспрепятствовать вхождению Греции в НАТО. Тем не менее популярность идеи энозиса среди народных масс Греции заставляла греческих политиков предпринимать нек-рые действия в знак солидарности. До 1953 г. США также не желали выносить кипрский вопрос на обсуждение ООН, т. к. это привело бы к публичному столкновению между странами - союзниками НАТО.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

San Diego Union, Sept. 2, 1979. Loehr, Franklin, Diary After Death, Pillar Books, New York, 1976. Matson, Archie, Afterlife: Reports from the Threshold of Death, Harper & Row, New York, 1977. Monroe, Robert A., Journeys Out of the Body, Anchor Books (Doubleday), Garden City, New York, 1977. Moody, Raymond A., Jr., Life after Life, Mockingbird Books, Atlanta, 1975. – Reflections on Life After Life, A Bantam-Mockingbird Book, 1977. Muldoon, Sylvan and Carrington, Hereward, The Phenomena of Astral Projection, Samuel Weiser, New York, 1972. Osis, Karl, and Haroldsson, Erlendur, At the Hour of Death, Avon Books, New York, 1977. Powell, A. E., The Astral Body, Theosophical Publishing House, Wheaton, Ill., 1972 . Psychics, by the Editors of Psychic Magazine, Harper & Row, New York, 1972. Sherman, Harold, You Live After Death, Fawcett Books, New York, 1972. Smith, Susy, Life is Forever, G. P. Putnam’s Sons, New York, 1974. – Out-of-Body Experiences, Dell Publishing Co., New York, 1969. Spraggett, Allen, The Case for Immortality, New American Library, New York, 1974. Swedenborg, Emanuel, Heaven and Hell, tr. by George F. Dole, Swedenborg Foundation, Inc., New York, 1976. Trobridge, George, Swedenborg: Life and Teaching, Swedenborg Foundation, New York, 1978. Van Dusen, Wilson, The Presence of Other Worlds, Harper & Row, New York, 1973 . Walker, Benjamin, Beyond the Body: The Human Double and the Astral Plane, Routledge & Kegan Paul, London, 1974. Weiss, Jess E., The Vestibule, Pocket Books, New York, 1977. Wheeler, David R., Journey to the Other Side, Ace Books, New York, 1977. ATTEMPTS AT CHRISTIAN APPROACHES AND EVALUATIONS – MOSTLY EVANGELICAL PROTESTANT Baker, H. A. Visions Beyond the Veil, Whitaker House, Monroeville, Pa., 1973. Brooke, Tal, The Other Side of Death, Tyndale House, Wheaton, Ill., 1979. Eby, Richard E., Caught Up into Paradise, private printing, c. 1978. Ernest, Victor H., I Talked with Spirits, Tyndale House, Wheaton, Ill., 1975. Faust, Floyd, Life Death Life, The Upper Room, Nashville, Tenn., 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/t...

18 Lockyer, Herbert. The Gospel of the Life Beyond. Worthing: H. E. Walter, 1967. 19 Maltz, Carl Mrs. The Texas Herald. Austin, Septra 1977 20 Matson, Arohie. Afterlife: Reports from the Threshold of Death. New York: Harper and Row, 1975. 21 Monroe, Robert A. Journeys Out the Body. New York: Doubleday, 1973 22 Moody, Raymond. Life After Life. London: Corgi Books, 1977. 23 Moody, Raymond. Rcflectiorcs on Life After Life. San Francisco: Cameron and Co., Inc., 1977. 24 Myers, John. Voice from the Edgo of Eternity. Old Tappan, N.J.: Revell, 1976. 25 Myers F. W. H. Human Personality and Its Survival of Bodily Death. New Hyde Park, N.J. University Books, 1961. 26 Nietzke, Ann. «The Miracle of Kubler-Ross». Human Behavior. September 1977. 27 Noyes, Russel and Roy Kletti. «Depersanalisation in the Face of Life Threaning Danger: A Description». Psychiatry. Feb. 1976. 28 O’ Roark, M. A. «I’ve Never Again Been Afraid of Deatch». Mac Call’s August 1977 29 Osis, Karlis and Erlendur Haraldsson. „Deathbed Observations by Physicians and Nurses: A Cross — Cultural Survey». The Journal of the American Society for Psychical Research. July 1977. 30 Osis, Karlis and Erlendur Haraldsson. At the Hour of Death. New York: Avon Books, 1977. 31 Panati, Charles. „Is There Life After Death?» Family Circle. Nov., 1976. 32 Pollock.J. С «Moody». New York: MacMillan Co., 1963. 33 Rawlings, M. S. «Acute Myocardial Infarction». Current Therapy, Philadelphia: W. B. Saunders Co., 1976. 34 Raynes, S. H. «Post Humous Experience». St. Louis Medical and Surgical Juornal. Nov. 1889. 35 Read, Hadley. «Conversations with a Dying Son». Farm Journal. Mid — February 1976. 36 Ritchie, Georgy G. Return From Tomorrow, Waco, Texas: Chosen Books, 1978. 37 Rogo, D. Scott. Man Does Survive Death: The Welcoming Silence. Secaucus N.J.: The Citadel Press, 1977. 38 Ryrie, Charles С. «То be Absent From the Body». Kindred Spirit. Summer 1977. 39 Sabom, M.B. and S. Kreutziger. «Near Death Experiences». The Journal of the Florida Medical Association. Sept. 1977.

http://azbyka.ru/zdorovie/za-porogom-sme...

в Тбилиси состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, Католикоса-Патриарха Каллистрата и Католикоса всех армян Геворга VI, где было подписано «Обращение предстоятелей Русской, Грузинской и Армянской Церквей к христианам всего мира» с призывом умножить свои усилия в защиту мира (ЖМП. 1950. 8. С. 5-8), подтвержденное также на юбилейных торжествах, проходивших в Троице-Сергиевой лавре 18-28 июня 1951 г., иерархами РПЦ, ГПЦ, Болгарской и Антиохийской Церквей (Праздник церк. общения//ЖМП. 1951. 8. С. 8-22). В 1950 г. ГПЦ поддержала решения Стокгольмской сессии Постоянного комитета Совета сторонников мира (Груз. Правосл. Церковь присоединяется к коммюнике//ЖМП. 1950. 5. С. 28); делегации ГПЦ присутствовали на всех 5 Всехристианских мирных конгрессах в Праге, на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве (25-31 окт. 1973), на Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (1977) ( Ефрем II, Католикос-Патриарх всей Грузии. Речь//ЖМП. 1960. 10. С. 24-26; На Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве//Там же. 1973. 12. С. 4-5). Богородица. Роспись апсиды ц. свт. Николая в Батуми. Посл. четв. ХХ в. Худож. И. Ванидзе Богородица. Роспись апсиды ц. свт. Николая в Батуми. Посл. четв. ХХ в. Худож. И. Ванидзе В 1962 г. ГПЦ стала членом Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), однако визиты груз. делегаций в зарубежные страны неоднократно срывались властями. Так, в 1968 г. Католикосу-Патриарху Ефрему II не разрешили визит в Бухарест на празднование 20-летия интронизации Патриарха Румынии Иустиниана (Марины); в том же году груз. делегация не смогла выехать на Крит для участия в межправосл. совещании. С 1977 г. сношения ГПЦ с зарубежными Церквами активизировались. В нояб. 1977 г. Тбилиси с офиц. визитом посетил председатель Департамента церковного устройства и веры ВСЦ Лукас Фишер, встретившийся с Католикосом-Патриархом Давидом и Председателем Внешнего отдела ГПЦ митр. Сухумско-Абхазским Илией. В 1977-1988 гг.

http://pravenc.ru/text/638558.html

После завоевания острова турками в 1571 году женские монастыри прекратили свое существование, поскольку невозможно было оградить монахинь от насилия. Тем не менее, женское монашество продолжалось: монахини жили в своих родовых домах, прислуживали в храмах, тайно соблюдая иноческие обеты. Первая женская община на острове в новое время появилась в 1894 году, когда на Кипр из женского монастыря святого Константина на острове Хиос вернулась монахиня Феофано. Свой дом она превратила в место собрания молодых женщин, которые хотели жить монашеской жизнью. До конца 40-х годов ХХ века уроженкам Кипра приходилось буквально бороться за свое право на монашество, так как в то время священноначалие в целом относилось к этому отрицательно. Большую поддержку оказал возрождающемуся женскому монашеству Макарий III (Мускос) (1913-1977), архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. По его благословению в 1962 году трудами игумении Харифеи и нескольких сестер стал восстанавливаться монастырь святого Ираклия в Политико. За ним последовало создание новых женских обителей, большинство из которых возникали на месте заброшенных мужских. Сейчас на острове действуют 19 женских монастырей, в большинстве которых общежительный строй способствует их хорошей организации и процветанию. «Будущее женского монашества на Кипре многообещающее», — завершил доктор Кокинофтас свое выступление. Второй день работы монашеской конференции завершился докладом игумена Петра (Еремеева) , наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, «Тайные монашеские общины периода гонений на Русскую Православную Церковь и их связь с жизнью современных монашеских общин на примере Высоко-Петровского монастыря». В начале своего выступления игумен Петр напомнил собравшимся слова современного православного богослова Гавриила (Бунге), услышавшего рассказ о тайных монашеских общинах Высоко-Петровского монастыря в 20-50-х годах XX века, когда он посещал обитель: «Вы обладаете бесценным сокровищем, вы не представляете, насколько важно, что существует эта связь».

http://patriarchia.ru/db/text/5297566.ht...

12 июля архиеп. Леонтий призывал киприотов бойкотировать Совещательное собрание, организуемое колониальными властями, которые вместо энозиса предлагали незначительные реформы. Архиеп. Леонтий категорически отверг приглашение РПЦ участвовать в Совещании глав и представителей правосл. Церквей в Москве, сославшись на то, что созывать подобные собрания имеет право только К-польский патриарх. Архиеп. Леонтий скончался спустя 37 дней после своего избрания. В 1947 г. на Кипре насчитывалось 659 церквей и парекклисионов и ок. 700 священников ( Janin R. Chypre//DHGE. 1953. T. 12. Col. 809). В период местоблюстительства митр. Леонтия была возрождена 2-я киновиальная обитель: в 1939 г. он направил ставровунийских иноков в визант. Троодитиссы Пресвятой Богородицы мон-рь , в к-ром был введен общежительный устав. Архиепископство Макария II (1947-1950) Местоблюстителем и главным претендентом на архиепископский престол стал митр. Макарий Киринийский. Архиеп. Леонтий не успел заместить вакантные Китийскую и Пафосскую митрополичьи кафедры, и т. о. митр. Макарий оставался единственным иерархом на Кипре. Но левые силы, не желая избрания митр. Макария, высказывались в пользу выдвижения кандидатуры Иоакима Деркского. Тот не возражал против участия в выборах, но К-польский патриарх, который, как и греч. правительство, поддерживал митр. Макария, велел Иоакиму срочно покинуть Кипр. К-польская Патриархия направила на Кипр для восполнения необходимого числа кандидатов еще 2 архиереев - митрополитов Адамантия Пергамского и Максима Сардского. 24 дек. 1947 г. Макарий Киринийский был избран архиепископом и в тот же день интронизирован как Макарий II. После этого были замещены вдовствующие кафедры: митрополитом Пафосским стал бывш. игумен Киккского мон-ря Клеопа, Киринийским - Киприан (Кириакидис), Китийским - архим. Макарий (в миру Михаил Мускос, впосл. Макарий III ). Постриженики Киккского мон-ря Киприан и Макарий находились в момент своего избрания на обучении в ун-тах (США), но немедленно вернулись на Кипр.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Московская школа искусствознания была в значительной степени достижением ума, таланта и энергии Н. Эта школа во многом определила особенности совр. этапа в изучении искусства, она представлена именами В. Н. Лазарева , М. В. Алпатова , Г. В. Жидкова, Н. И. Брунова , А. Н. Греча, М. А. Ильина, В. М. Василенко, Е. А. Некрасовой (однофамилицы Н.), М. М. Постниковой-Лосевой, В. И. Антоновой и др. учеников Н. Попытки историографического осмысления научного наследия ученого почти не предпринимались до кон. 80-х гг. XX в., за исключением 2 работ Т. Д. Зубовой (1977) о его месте среди современных ему историков рус. народного искусства. Попытка анализа стилистической концепции ученого была предпринята в кн. Г. К. Вагнера «Канон и стиль в древнерусском искусстве» (1987). Начиная с 90-х гг. XX в. ряд исследователей восстановили основные факты научной биографии Н. на основе архивных материалов и воспоминаний современников, опубликовали неск. рукописей Н., а также нек-рые важные документы; в те же годы были изданы воспоминания, в к-рых содержатся гл. обр. краткие сведения об ученом. Интерес к трудам Н. определяется не только тем, что многие описанные и проанализированные им памятники были позднее утрачены, но и тем, что ряд его идей находит подтверждение в работах совр. авторов. Такова в первую очередь мысль о тесной связи искусства Руси с западноевроп. художественной практикой. В архивах сохранились монографии и статьи Н. (всего 15 неизд. рукописей), в т. ч.: «Очерки архитектурной проблематики в историческом аспекте» (1942), «Очерки по истории древнерусской гравюры на дереве» (1948), «Очерки по истории московского зодчества» в 4 т. (1948), «Шапка Мономаха» (1948), «О свенской иконе Божией Матери» (40-е гг. XX в.), «История моего описания архитектурных памятников Александровской слободы Ивана Грозного» (1949), «O некоторых декоративных мотивах храма Василия Блаженного» (1950), «Из области московской художественной промышленности» (1950), «Архитектурный фрагмент XVI в.» (1950), «Из области московской художественной промышленности XIV в.» (1950), «Мемориальное значение церкви в Дьякове» (1950), «Статуя Николы Можайского» (1950), «Русское зодчество раннего барокко (до Растрелли)» (б. г.), «Жанр в искусстве домонгольской Руси» (б. г.). Под редакцией Н. вышел ряд важных трудов: Барокко в России. М., 1926; Мат-лы по истории рус. искусства. М., 1928. [Вып. 1]: Искусство XVI в.; [Вып. 2]: Искусство XVIII в.; Тр. Кабинета истории материальной культуры I МГУ. М., 1930. Вып. 5.

http://pravenc.ru/text/2564844.html

Вскоре после ареста 24 марта 1950 г. архиеп. Даниила началось снятие с приходов наиболее активных священников. 18 июля 1950 г. указом архиеп. Питирима прот. Александр Романушко был уволен с должности благочинного Мозырского округа под предлогом неуплаты взносов в фонд ЕУ. Однако новый обл. уполномоченный нейтрально отнесся к конфликту между архиереем и благочинным. 26 июля того же года архиеп. Питирим отменил постановление об увольнении прот. Романушко и назначил его на должности благочинного Полесского округа и «представителя архиепископа Пинского и Полесского перед уполномоченным по Полесской обл.». 30 нояб. 1950 г. протоиерей был арестован. Основной причиной ареста стало противодействие священнослужителя закрытию храмов в Полесской обл. В кон. 40-х гг. XX в. были сняты с регистрации приходы в деревнях Алексеевка Брагинского р-на (1948), Борисковичи Мозырского р-на (1949), в с. Юровичи Калинковичского р-на (1950). В последнем случае причинами закрытия храма стали плохое состояние здания и несанкционированный крестный ход, проведенный в день Рождества Пресв. Богородицы в 1949 г. с местночтимой чудотворной иконой Божией Матери. Число действующих храмов в Полесской обл. уменьшилось с 24 до 20. В дер. Глушкевичи Лельчицкого р-на вместо приходского храма верующим в 1950 г. передали кладбищенскую часовню. В дер. Микуличи, где в 1950 г. предполагалось закрыть и снести приходскую церковь, верующие по совету прот. Романушко установили дежурство возле храма и не допустили туда представителей властей, в Москву и в Минск были посланы жалобы на действия местного уполномоченного Совета по делам РПЦ. Еп. Пинский и Полесский Паисий (Образцов) , назначенный 31 окт. 1950 г., также встал на защиту прихода. Приход не был упразднен, в 1951 г. община в селе снова получила регистрацию, опечатанный храм открыли. В нач. 50-х гг. XX в. в Полесской обл. состоял на регистрации 21 приход (11 типовых церквей и 10 молитвенных домов). Мозырь перестал быть кафедральным городом после фактического упразднения 15 нояб. 1952 г. Пинской и Полесской епархии, когда Пинский еп. Паисий (Образцов) был переведен в Ульяновск. Статус Мозыря как кафедрального города был восстановлен после возрождения 20 июля 1990 г. Гомельской и Мозырской епархии. В наст. время Мозырь является 2-м кафедральным городом (кафедральный собор - во имя арх. Михаила) Туровской и Мозырской епархии , возрожденной 17 июля 1992 г. (отделена от Гомельской епархии).

http://pravenc.ru/text/2563944.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010