20 сент. Синод приговорил Л. к лишению священного сана и монашеского чина с преданием гражданскому суду и через сенатора А. И. Ушакова представил «экстракт» из дела на утверждение императрице. Получив уведомление из Сената о том, что приговор конфирмован, 2 окт. Синод предписал угрешскому игум. Аввакуму (Львову; лишен сана в 1736) снять с Л. клобук, мантию и панагию, что и было совершено в тот же день. Дальнейшее следствие и суд по делу Юрлова велись в Сенате. 2 дек. императрица приказала содержать «расстригу Лаврентия» в Кий-Островском Крестном Онежском мужском монасиыре на Белом м., в одиночном заключении, без права переписки. 16 дек. Л. прибыл в мон-рь. Принадлежавшие ему золотые монеты и слиток были «взнесены» императрице, остальное имущество расхитили. Через неделю после смерти имп. Анны Иоанновны, 23 окт. 1740 г., был издан манифест о широкой амнистии (ПСЗ. 1830. Т. 11. 8263. С. 277-280), и 3 февр. 1741 г. Синод постановил ходатайствовать о «прощении вин» Юрлова и Смолы. По резолюции правительницы Анны Леопольдовны от 5 окт. 1741 г. бывш. архиереев Л. и Игнатия освободили из заключения и как монахов определили в мон-ри с предписанием «давать им пищу против простых монахов впятеро». С февр. 1742 г. Л. проживал в Чудовом мон-ре в Москве. Имп. Елизавета Петровна по случаю коронации повелела возвратить Л. архиерейский сан, что и было исполнено 22 апр. 1742 г. Но от предложения занять кафедру Л. отказался и был уволен с пенсией на покой в московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь с поручением служения панихид по царям и вел. князьям в Архангельском соборе Московского Кремля. 3 февр. 1743 г. Л. произнес имя здравствующей императрицы в заупокойной молитве по ее сестре, цесаревне Анне. В Синоде вновь завели дело против Л., но имп. Елизавета милостиво простила старца. По свидетельству современников, «вся Москва очень чтила его и уважала». Погребен, как и завещал, в нижнем храме собора Знаменского мон-ря. Надгробная медная настенная доска (текст воспроизведен: Болховитинов.

http://pravenc.ru/text/2463251.html

Лит.: Лаврентий [Далматов], архим. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии мон-ре. М., 1805; ИРИ. 1812. Т. 4. C. 816-864; Молчанов К. Описание Архангельской губ. СПб., 1813. С. 263-271; Глаголев А. О древних зданиях и святынях Крестного мон-ря на о-ве Кий//ЖМВД. 1841. Ч. 41. 7. Смесь. С. 1-7; Никольский И. Онежский Крестный мон-рь//Архангельские ГВ. 1845. 46/47; Пошман А. П., фон. Описание Архангельской губ. 1802 г. Архангельск, 1866. Т. 1; Онежский Крестный мон-рь//Справочная книжка Архангельской губ. на 1870 г. Архангельск, 1870. Прил. С. 33-34; Макарий [Миролюбов], еп. Записка об Онежском Крестном мон-ре//ЧОИДР. 1880. Кн. 3. С. 10-18; Суслов В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии. СПб., 1888. С. 32, 42, 70, 74; [Легатов И. И., прот.] Ист. описание Крестного второкл. мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1890; Максимов С. В. Год на Севере. М., 18904; Крестный мон-рь, основанный Патриархом Никоном: (В Онежском у. Архангельской губ.). СПб., 1894; Ист. описание Крестного второклассного мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1903; Бугославский Г. К. Пергаменное Евангелие-Апракос Онежского Крестного мон-ря. Архангельск, 1907; Россиев П. А. Светлое Поморье//ИВ. 1907. 10. С. 230-254; Описание памятников рус. архитектуры по губерниям: Архангельская губ.//ИИАК. 1911. Вып. 41. С. 104-105; Ильин М. А. Крестный мон-рь на Кий-острове//Архит. наследство. М., 1962. Вып. 14. С. 90-104; Алфёрова Г. В. К вопросу о строительной деятельности Патриарха Никона//Там же. 1969. Вып. 18. С. 30-44; она же. Ансамбль Крестного мон-ря на Кий-острове//Там же. 1976. Вып. 24. С. 83-93; Белоброва О. А. Челобитная иконников Крестного Онежского мон-ря патриарху Никону//Культурное наследие Др. Руси: Истоки становления, традиции: Сб. ст. М., 1976. С. 400-405; Боровой В. Я. Кий-остров: Буклет. Архангельск, 1976; Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного мон-ря//Научно-исслед. работа в худож. музее: Сб. ст. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14-32; она же. Новые данные о строительной истории Крестного (Онежского) мон-ря в XVII-XIX вв.: (По письменным источникам)//Памятники архитектуры Русского Севера: Сб. ст. Архангельск, 1998. С. 266-297; она же. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 34-35, 37, 40-45, 82-87, 107, 129; она же. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 72-77; Стрельникова Е. Р. Крест на острове патриарха Никона//Никоновские чтения музея «Новый Иерусалим». М., 2002; Бахматов Л. Д. Остров Кий: Сказка посередь моря студеного. Онега, 2004; Кийский Крест Патриарха Никона/Сост.: М. В. Осипенко. М., 2004; Абрамовский В. Н., Кольцова Т. М. Крестный Онежский мон-рь: Святыня на Кий-острове в Белом море//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2009. 2. [Ч. 2: Спец. вып.]. С. 97-115; Крестный Онежский мон-рь: Ист. источники/Сост.: В. Н. Абрамовский. Архангельск, 2011.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

В наст. время вложенные в крест святыни обрамлены 16 серебряными 8-конечными звездами и закрыты 104 серебряными пластинами. На них выгравированы поясные изображения святых, чьи мощи размещены под ними в прямоугольных ковчегах. Образы были исполнены рус. мастерами на основе иконописных подлинников и иконных образцов. Под нижней перекладиной помещена прямоугольная серебряная позолоченная пластина (25,5×18,3 см) с вкладной надписью: «…сотворен сий Великии Крест, Божиею милостию Никоном архиепископом Царствующаго Великаго града Москвы: и всея Великия и Малыя и Белыя Росии Патриархом от честнаго древа кипариса, и оукрасил сребром и златом, в похвалоу и покланяние христолюбцем. Христе Боже помилуй и спаси доушю мою силою Честнаго и Животварящаго Твоего Креста, и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. Лета от воплощения Слова Божия а от создания мира августа в день». По периметру и на торцах крест покрыт серебряной басмой с геометрическим орнаментом. Художественная программа К. к. не имеет аналогов в визант., зап. и рус. искусстве. Кийский крест в Воздвиженском соборе Кий-Островского мон-ря Кийский крест в Воздвиженском соборе Кий-Островского мон-ря По распоряжению царя Алексея Михайловича крест с большими почестями был отправлен из Москвы на Кий-остров в 1657 г. в сопровождении духовенства и роты драгунов «со 108 большими и малыми чугунными пушками, с ядрами, бердышами, барабанами и запасом пороха» ( Глаголев А. О древних зданиях и святынях Крестного мон-ря на о-ве Кий//ЖМВД. 1841. 7. Смесь. С. 4). К марту 1657 г. он был доставлен в Крестный мон-рь на Кий-острове. С тех пор в лит. и письменных источниках его обычно называли «Кийский крест» или «Никоновский крест». В описи 1-й монастырской деревянной ц. Воздвижения Креста Господня, составленной 30 марта 1657 г., значится: «Церковь Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня, а в ней крест с мощами святых отцов и святых мучеников» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 4. Л. 2). Крест считался главной святыней мон-ря.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

13 июня 1656 г. царь Алексей Михайлович подписал грамоту с повелением «на том острову церковь поставить и монастырь соградить, именуемый Ставрос», что в переводе с греческого означает «крест» (Там же. С. 245). На строительство сразу было выделено 6 тыс. р. Стремясь подчеркнуть значение новой обители, патриарх Никон заказал в Палестине кипарисовый крест-реликварий (см. Кийский крест ), который торжественно отправил из Москвы. «Под звон колоколов всей Москвы» патриарх провожал святыню в далекий путь. К марту 1657 г. крест был установлен в деревянном соборе в честь Воздвижения Креста Господня на Кий-острове. Первые монахи пришли на остров из Сырьинского мон-ря. В кон. XVII в. в К.-О. м. числилось 80 насельников, ок. 200 чел. работников и трудников (Ист. описание. 1903. С. 9). После секуляризации К.-О. м. был объявлен второклассным, вскоре пришел в упадок. В 1884 г. в К.-О. м. проживали 4 чел., в 1917 г.- 9 монашествующих. 9 июля 1854 г., во время Крымской войны, на остров высадились англ. войска, разорившие нек-рые постройки. Кийский крест и др. реликвии монахи предусмотрительно эвакуировали на материк. Строения монастыря, уцелевшие после интервентов, пострадали в 1855 г. от пожара, уничтожившего почти все деревянные здания. Восстановление комплекса К.-О. м., производившееся под наблюдением особой комиссии, затянулось на годы. Деньги на работы были выделены только в 1870 г. (Там же. С. 18). Писатель С. В. Максимов, посетивший Кий-остров в 1856 г., сообщал, что мон-рь беден и существует «весьма незначительными и редкими вкладами Соловецких богомольцев» ( Максимов. 1890. С. 70). Среди немногих паломников, останавливавшихся в монастырской гостинице на Кий-острове в нач. ХХ в., был худож. А. Е. Архипов. В 10-х гг. XX в. островные пейзажи привлекли сев. художника и писателя С. Г. Писахова, картины к-рого хранятся в собрании АМИИ (Инв. 208-ж, 186-ж, 756-ж). В 1921 г. К.-О. м. был упразднен. В годы иностранной интервенции и гражданской войны на Кий-острове дислоцировалась англ. военная база, были сделаны укрепления, установлены дальнобойные орудия. В монастырских помещениях размещался склад боеприпасов и продовольствия. После закрытия К.-О. м. на его территории находилась детская колония (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 1018), а в 1924 г.- дом отдыха «Кийский» - 1-е курортное заведение на Севере (принадлежит Федерации профсоюзов Архангельской обл., к-рая является арендатором памятников). В 30-х гг. XX в. добычей камня на Кий-острове занимались заключенные «Сороклага» - строители Беломорско-Балтийского канала. В Крестовоздвиженском соборе, к-рый использовался как клуб, в 1960 г. была построена кинобудка, в алтарной части устроена сцена. Каменный келейный корпус «на погребах» стал хранилищем овощей, в одностолпной трапезной палате устраивали танцы.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

В субботу на вечерни, и в неделю на утрени, и на литургии, поем службу всю неизменно, якоже прилучившагося святаго имущаго бдение, в неделю, глава 3. Глава 4. Аще случится храм святаго, или святыя, кроме недели И поем службу во храме, вечер и утро, и на литургии, якоже великаго святаго, емуже бывает бдение: зри главы септемвриа в 26-й день. Отдание же храма поем на вечерни, якоже указася в 1-й главе. [Зри] О томже: Аще случится во един день, на ряду во уставе другий великий святый с храмом, и поем службу его, когда настоятель восхощет, или церкве начальник, во ин день, аще и великий святый. Глава 5. Аще случится храм святаго священномученика Корнилиа в неделю Поем службу храма, якоже преподобнаго Симеона Столпника храма в неделю, по тойже главе: предпразднства же канон поем на повечерии. Глава 6. Аще случится храм Обновления в неделю, или кроме недели И поем службу всю на ряду Обновления с предпразднством Честнаго Креста. Корнилиа же службу поем на повечерии. Глава 7. Аще ли храм святаго Корнилиа случится, кроме недели в кий день И поем всю службу, вечер, и утро, Обновления и храма, якоже Симеона и Индикта, вечер и утро, и на литургии. Глава 8. Аще ли храм случится Покрова, или Сретения Пресвятыя Богородицы, или ин кий храм Ея, в неделю И поем всю службу, вечер, и утро, и на литургии, во всем подобно, якоже Рождества Богородицы в неделю, септемвриа во 8-й день. Глава 9. Аще ли храм Покрова Богородицы, или иный кий, случится кроме недели в кий день Поем службу храма в тех днех, якоже на праздник указася на ряду, септемвриа во 8-й день. Такожде поем и иным храмом Богородицы, кроме недели. Апостола же Анании и Романа служба поется во ин день. Глава 10. Аще ли храм Анании, или Романа случится в неделю Поем храма их службу, с Покровом Богородицы, яко указася храму Симеона Столпника, в неделю. А другаго святаго не храмоваго, поем службу, егда хощет настоятель, или на повечерии. Глава 11. Аще ли техже преждеписанных, святаго коего храм будет кроме недели, в кий день И поем службу Покрова, и храма, вечер и утро, и на литургии, во всем подобно, якоже Индикта, и храма святаго Симеона. Точию на благословении хлебов, тропарь: Богородице Дево: дважды: и храма, единожды. По кафисмах, седальны храма, по дважды: Слава, и ныне, Богородице. На хвалитех стихиры Богородице, три: и храма три. Глава 12. Аще ли случится храм святаго великомученика Димитриа Солунскаго в неделю

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Алфавитно-именной список А Стр. АВВАКУМ (Боровков) Еп.Старо-Уфимский, вик. Уфимской епархии 19 АВГУСТИН (Беляев) Архп.Калужский и Боровский 20 АВГУСТИН (Петерсон) Митр.Рижский и всея Латвии 21 АВГУСТИН Еп .Луганский. ···.· 22 АВЕРКИЙ (Кедров) Архп.Волынский и Житомирский... 23 АВРААМИЙ (Дернов) Архп «Глазов с кий 25 АВРААМИЙ (Летницкий) Еп.Саратовский и Царицынский. 26 АВРААМИЙ (Чурилин) Еп .Пензенский 28 АГАПИТ (Борзаковский) Архп.Новоторжский 29 АГАПИТ (Вишневский) Архп.Екатеринославский и Ма- риупольский 30 АГАФАНГЕЛ Митр.Ярославский и Ростовский 32 (Преображенский) АГАФАНГЕЛ Еп.Темниковский, вик.Саранс­ кой епархии 41 АГАФОДОР Митр.Казанский и Ставрополь- (Преображенский) ский 42 АДАМ Архп«Филадельфийский и Карпа- (Филипповский) тороссий в США. 48 АДРИАН Еп.Ушицкий, вик.Каменец-По- (Анцыно-Чекунский) дольской епархии 50 АКАКИЙ (Заклинский) Еп.Енисейский и Красноярский 51 АЛЕКСАНДР (Белозер) Еп.Барнаульский 54 АЛЕКСАНДР (Богданов) Еп.Тамбовский и Шацкий 55 АЛЕКСАНДР (Виноградов) Еп.Житомирекий и Овручский... 57 АЛЕКСАНДР (Витол) Еп.Мадонский 58 АЛЕКСАНДР Еп.Полоцкий и Витебский 64 (Закке-Заккис) АЛЕКСАНДР (Иноземцев) Архп.б.Пинекий и Полесский.. 66 АЛЕКСАНДР (Карпин) Еп.Гельсингфорский 68 АЛЕКСАНДР (Малинин) Еп.Нолинский, вик.Вятской епархии 70 АЛЕКСАНДР (Надеждин) Еп.Вологодский 71 АЛЕКСАНДР Митр.Брюссельский и Бельгий- (Немоловский) ский . 73 АЛЕКСАНДР Еп.Гурийско-Мингрельский.... 76 (Окропиридзе) АЛЕКСАНДР (Паулус) Митр. Таллине кий и всея Эстонии 79 АЛЕКСАНДР (Петровский) Архп. Харь ков с кий 80 АЛЕКСАНДР Еп.Богородский, вик.Новгород- (Похвалинский) ской епархии 82 АЛЕКСАНДР (Раевский) Еп.Могилевский 83 АЛЕКСАНДР (Светланов) Еп.Калужский и Боровский.... 84 АЛЕКСАНДР (Соколов) Еп.Старорусский, вик.Новго­ родской епархии 90 АЛЕКСАНДР Архп.Молотовский и Соликамс- (Толстопятов) кий 91 АЛЕКСАНДР (Торопов) Еп.Рыбинский 93 АЛЕКСАНДР (Трапицын) Архп. Пугаче в с кий 95 АЛЕКСАНДР Еп.Бердичевский, вик.Киевс- (Чекановский) кой епархии 97 АЛЕКСАНДР (Щукин) Архп.Семипалатинский. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В книге содержатся статьи о прп. Тихоне Калужском, основателе Успенской пустыни, прп. Тихоне Карачевском, основавшем Воскресенский мужской монастырь, прп. Тихоне Лухском, прп. Тихоне (Москвитянине), пустыннике Соловецкого острова, архиепископе Ростовском, Ярославском и Белозерском Тихоне (Малышке), священномученике Тихоне Архангельском, расстрелянном по распоряжению Особой тройки при УНКВД по Воронежской области в 1937 году, священномученике Тихоне (Никанорове), согласно преданию повешенному красноармейцами в 1920 году на Царских вратах, преподобномученике Тихоне (Бузове), расстрелянном в 1937 году на Бутовском полигоне, преподобномученике Тихоне (Кречкове), расстрелянном в 1930 году под Воронежом. Том содержит статью о митрополите Псковском и Порховском Тихоне , известном своей просветительской и культурной деятельностью, авторе книги «Несвятые святые». В книге опубликованы статьи о монастырях, в частности о Теплодарском Воскресенском женском монастыре Одесской епархии , Тервеническом Покровском женском монастыре Санкт- Петербургской епархии , Теребенской в честь святителя Николая Чудотворца мужской пустыни, Терноватском в честь апостола Иоанна Богослова женском монастыре Запорожской епархии , Терновском в честь Вознесения Господня женском монастыре Днепропетровской епархии , Тетеринской в честь Успения Богородицы женской пустыни Костромской епархии , Тираспольском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Пахомия Великого женском монастыре, женском монастыре Тисмана Румынской Православной Церкви , Тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, Тихвинском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Тихвинской иконы Божией Матери женском монастыре Нефтекамской епархии , Тихвинской иконы Божией Матери Керенском мужском монастыре Сердобской епархии , Тихоновом Карачевском в честь Воскресения Христова мужском монастыре Брянской епархии , Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре Кинешемской епархии , Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни, Тобольском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужском монастыре, Толгском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/6008002.ht...

и «Господи Боже наш, верных в обетовании» – те же что в мужском пострижении, а певцы пели затем стихиры: «Да возрадуется душа моя о Господе»... «Сорадуйтеся ми о Христе сестры» и др. «Посем диакон исходит держа евангелие вне святых дверей и целует преж новопостриженная святое евангелие и игумения и сестры. Егда же целуют, поют стихиру гл. а: Разумеим сестры таинства силу» трижды и богородичен: «Радуйся Богородице, дево, радуйся похвало»... Этим собственно и оканчивается чиноноследование пострижения. Далее по ряду совершается вся служба, т. е. литургия. «По отпущении же литургии исходят черницы купно с новопостриженною на трапезу» с пением тех же стихир, которые пелись при совершении этого обряда и в мужском пострижении. По окончании трапезы пелись стихиры: «Аще внешнего совлечеся одеяния» и «Премудрый Павел невестоводитель бывает на небесех тайно принося ми обручение Христово». Потом игуменья брала за руку новопостриженную и при пении хором черниц стихиры: «Господи, Господи, призри с небесе и виждь» и богородична: «Свеще неугасимая»... снова вела ее в церковь . Здесь пели еще несколько песнопений, специально приноровленных к женскому пострижению; последнее: «Чист есть брак и несквернен, о дево, неугасиму свещу соблюдай всегда»... Затем черницы расходились по кельям, а новопостриженная оставалась в церкви 7 дней. На 8-й день над нею читалась молитва на снятие кукуля – так же что в мужском пострижении. – Таков чин женского пострижения. От мужского он отличается только вступительным действием омовения ног и особыми песнопениями, по содержанию своему отличными от употребляющихся при мужском пострижении. Что касается молитв и существенных обрядов, каковы произнесение обетов, пострижение и облачение, то они – те же самые, что и в мужском пострижении и в том же порядке совершаются. Когда и где составлен был этот чин и чему он обязан своим происхождением? Мы видели уже, что он в наших рукописных требниках начал появляться с XV в., но значить ли это, что происхождение его относится к этому именно времени и что ранее его не было? Правда, митрополит Киприан объясняет, что «постригание чернцам и черницам едино есть», но как понимать это объяснение? Считать ли его только простым утверждением существовавшего факта, или же утверждением, соединенным с отрицанием? Нам кажется, что вернее последнее, а именно, что Киприан, давая приведенное выше объяснение имеет в виду то обстоятельство, что в его время рядом с чином пострижения общим для мужчин и женщин употреблялся еще особый чин женского пострижения; только чин этот был менее распространен и, как излишний, церковью не был одобряем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

В статье подробно рассказывается о детских годах православного чудотворца, периоде обучения, преподавательской деятельности, поставлении во епископа, деятельности на Воронежской кафедре и во время пребывания на покое, кончине и погребении, а также о мощах и почитании святого, его сочинениях и рукописях, таких как «О истинном христианстве», «Сокровище духовном», о его проповедях и увещеваниях, архипастырских посланиях, богословии, индивидуальном языке и стиле, иконографии. Необходимо упомянуть также статьи о прп. Тихоне Калужском, основателе Успенской пустыни, прп. Тихоне Карачевском, основавшем Воскресенский мужской монастыре, прп. Тихоне Лухском, прп. Тихоне (Москвитянине), пустыннике Соловецкого острова, архиепископе Ростовском, Ярославском и Белозерском Тихоне (Малышке), священномученике Тихоне Архангельском, расстрелянном по распоряжению Особой тройки при УНКВД по Воронежской области в 1937 г., священномученике Тихоне (Никанорове), согласно преданию повешенному красноармейцами в 1920 г. на царских вратах, преподобномученике Тихоне (Бузове), расстрелянном в 1937 г. на Бутовском полигоне, преподобномученике Тихоне (Кречкове), расстрелянном в 1930 г. под Воронежом. Том содержит статью о митрополите Псковском и Порховском Тихоне, известном своей просветительской и культурной деятельностью, авторе книги «Несвятые святые». Следует отметить статьи о монастырях, в частности о Теплодарском Воскресенском женском монастыре Одесской епархии РПЦ, Тервеническом Покровском женском монастыре Санкт-Петербургской епархии, Теребенской во имя Святителя Николая Чудотворца мужской пустыни, Терноватском во имя апостола Иоанна Богослова женском монастыре Запорожской епархии РПЦ, Терновском в честь Вознесения Господня женском монастыре Днепропетровской и Павлоградской епархии УПЦ, Тетеринской в честь Успения Богородицы женской пустыни Костромской епархии, Тираспольском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Пахомия Великого женском монастыре, женском монастыре Тисмана Румынской Православной Церкви, Тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, Тихвинском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Тихвинской иконы Божией Матери женском монастыре Нефтекамской епархии Башкортостанской митрополии, Тихвинской иконы Божией Матери Керенском мужском монастыре Сердобской епархии Пензенской митрополии, Тихоновом Карачевском в честь Воскресения Христова мужском монастыре Брянской епархии, Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре Кинешмской и Палехской епархии Ивановской митрополии, Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни, Тобольском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужском монастыре, Толгском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре.

http://azbyka.ru/news/vyshel-68-j-alfavi...

Ограда Кий-Островского мон-ря. Фотография. 2013 г. Ограда Кий-Островского мон-ря. Фотография. 2013 г. 8 сент. 1661 г. патриарх Никон освятил деревянную ц. во имя Всех святых (впосл. многократно перестраивалась). Последний ремонт в 1900 г. контролировался Императорской Археологической комиссией, к-рая заботилась о сохранении древнего вида памятника. Церковь выстроена на монастырском кладбище «для погребения мертвых». Это небольшой одноглавый прямоугольный в плане храм. Глава была покрыта лемехом, а кровля - тесом. В 1900 г. кладбище было окружено деревянной оградой из соснового леса: поставлены столбы и деревянные решетки. Сохранились фотографии церкви и кладбища, выполненные в 1884 г. А. В. Вьюшиным и в 1886 г. А. Д. Постниковой (в монашестве Филарета) (см.: Постникова А. Мон-ри Архангельской епархии: Фотографии 1884, 1885 и 1886 гг. Архангельск, 2006. Б/п). На них можно видеть особый тип захоронения - «в срубе», бытовавший в Поморье, в Онежском, Корельском и Кольском уездах; слой земли на Кий-острове невелик. Срубы представляли собой прямоугольные или квадратные ящики из бревен или досок, установленные над землей; они покрывались 2-скатной крышей, на коньке к-рой ставился крест. Кресты иногда ставились за «срубцем», в головах могил ( Медведев П. П. Некрокультовые сооружения Карельского Поморья и смежных прибеломорских районов: (Ареальные исследования народного зодчества на территории Респ. Карелия). Петрозаводск, 2001). Настоятельский корпус мон-ря. 1871 г. Фотография. 2013 г. Настоятельский корпус мон-ря. 1871 г. Фотография. 2013 г. На острове находились деревянные часовни: одна была построена «на рогу острова» в 1869 г., «в память пристанища на Кий-острове Патриарха Никона» во время перенесения мощей митр. Филиппа из Соловецкой обители в Москву; другая («Никоновский крест с ковчегом») устроена над крестом, водруженным патриархом в честь своего спасения (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 9. Д. 153. Л. 79 об., 80). Обе не сохранились. Первая ограда была построена в 1658 г. плотниками монастырских вотчин (Там же.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010