13 июня 1656 г. царь Алексей Михайлович подписал грамоту с повелением «на том острову церковь поставить и монастырь соградить, именуемый Ставрос», что в переводе с греческого означает «крест» (Там же. С. 245). На строительство сразу было выделено 6 тыс. р. Стремясь подчеркнуть значение новой обители, патриарх Никон заказал в Палестине кипарисовый крест-реликварий (см. Кийский крест ), который торжественно отправил из Москвы. «Под звон колоколов всей Москвы» патриарх провожал святыню в далекий путь. К марту 1657 г. крест был установлен в деревянном соборе в честь Воздвижения Креста Господня на Кий-острове. Первые монахи пришли на остров из Сырьинского мон-ря. В кон. XVII в. в К.-О. м. числилось 80 насельников, ок. 200 чел. работников и трудников (Ист. описание. 1903. С. 9). После секуляризации К.-О. м. был объявлен второклассным, вскоре пришел в упадок. В 1884 г. в К.-О. м. проживали 4 чел., в 1917 г.- 9 монашествующих. 9 июля 1854 г., во время Крымской войны, на остров высадились англ. войска, разорившие нек-рые постройки. Кийский крест и др. реликвии монахи предусмотрительно эвакуировали на материк. Строения монастыря, уцелевшие после интервентов, пострадали в 1855 г. от пожара, уничтожившего почти все деревянные здания. Восстановление комплекса К.-О. м., производившееся под наблюдением особой комиссии, затянулось на годы. Деньги на работы были выделены только в 1870 г. (Там же. С. 18). Писатель С. В. Максимов, посетивший Кий-остров в 1856 г., сообщал, что мон-рь беден и существует «весьма незначительными и редкими вкладами Соловецких богомольцев» ( Максимов. 1890. С. 70). Среди немногих паломников, останавливавшихся в монастырской гостинице на Кий-острове в нач. ХХ в., был худож. А. Е. Архипов. В 10-х гг. XX в. островные пейзажи привлекли сев. художника и писателя С. Г. Писахова, картины к-рого хранятся в собрании АМИИ (Инв. 208-ж, 186-ж, 756-ж). В 1921 г. К.-О. м. был упразднен. В годы иностранной интервенции и гражданской войны на Кий-острове дислоцировалась англ. военная база, были сделаны укрепления, установлены дальнобойные орудия. В монастырских помещениях размещался склад боеприпасов и продовольствия. После закрытия К.-О. м. на его территории находилась детская колония (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 1018), а в 1924 г.- дом отдыха «Кийский» - 1-е курортное заведение на Севере (принадлежит Федерации профсоюзов Архангельской обл., к-рая является арендатором памятников). В 30-х гг. XX в. добычей камня на Кий-острове занимались заключенные «Сороклага» - строители Беломорско-Балтийского канала. В Крестовоздвиженском соборе, к-рый использовался как клуб, в 1960 г. была построена кинобудка, в алтарной части устроена сцена. Каменный келейный корпус «на погребах» стал хранилищем овощей, в одностолпной трапезной палате устраивали танцы.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

В результате активной эксплуатации монастырских построек в советское время архитектурный ансамбль К.-О. м. был доведен до аварийного состояния. Лишь в 1965 г. Архангельский облисполком выделил средства для проведения первоочередных консервационных работ. С 1968 г. реставрацией на Кий-острове занимались студенты Московского химико-технологического ин-та им. Д. И. Менделеева под рук. Г. В. Алфёровой. В 1976 г. был организован Онежско-Кийский филиал СГИАПМЗ, проектные и реставрационные работы вели специалисты объединения «Росреставрация» (Москва). Но затем филиал был расформирован, работы прекращены. В 2013 г. консервация архитектурных памятников на Кий-острове проводится по инициативе дома отдыха. В списке памятников федерального значения на острове числится 8 объектов: Крестовоздвиженский собор, ц. Всех святых, храм Рождества Пресв. Богородицы с трапезной палатой, ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, колокольня, настоятельский и братский корпуса. С 1991 г. на территории К.-О. м. возрождается духовная жизнь, освящен Крестовоздвиженский собор. Настоятель Троицкого собора г. Онеги каждый летний сезон совершает на острове службы для паломников. Настоятели О первых настоятелях, к-рые, как правило, назначались из др. обителей (Новоиерусалимского Воскресенского, Иосифова Волоколамского мон-рей), известно немного. Во главе К.-О. м. стояли архимандриты. При первом архим. Иоанне и его последователе архим. Феофане сооружены главные каменные и деревянные храмы мон-ря. В 1797-1800 (1798-1803?) гг. К.-О. м. возглавлял архим. Никон, ректор Архангельской ДС. В число настоятелей на протяжении XIX в. входили бывш. ректоры Архангельской семинарии: в 1806-1817 гг.- Кирилл (Киприянов), в 1820-1821 гг.- Павел (Павлов-Морев), в 1827-1830 гг.- Неофит (Соснин; впосл. архиепископ Пермский и Верхотурский). В 1821-1826 гг. во главе К.-О. м. стоял архим. Антоний (Домкинский), бывш. инспектор Новгородской ДС и ректор Архангельской ДС. В 1839-1847 гг. К.-О. м. возглавлял миссионер, просветитель ненцев (самоедов) архим. Вениамин (Смирнов) , к-рый на собранные пожертвования приобрел для мон-ря подворье в Архангельске. В дек. 1842 г. по предложению архангельского гражданского губ. П. В. Степанова архим. Вениамин стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета. 8 июня 1855 г., при архим. Ниле, в К.-О. м. произошел пожар. Восстановление разрушенных монастырских зданий состоялось позже, при архим. Кирилле (1868-1870) и архим. Нектарии (1870-1881). 28 июня 1885 г., при настоятеле (1884-1886) архим. Иувеналии, К.-О. м. посетил вел. кн. Владимир Александрович. В 1886-1891 гг. обитель возглавлял бывш. наместник Соловецкого мон-ря архим. Варлаам (Горбачёв). Во 2-й пол. XVII в. была выстроена небольшая каменная усыпальница настоятелей. В списке упоминается лишь 3 настоятеля, почивших на острове в XIX в.: архимандриты Никон, Кирилл и Амвросий (Черноруцкий) (Ист. описание. 1903. С. 13-19). Материальное положение

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Территория Слободской Украины, присоединенная в 1656 г., в церковном отношении также была подчинена патриарху (города Чугуев, Карпов, Хотмыжск, Обоянь, Вольный, Алешня, Каменный, Недригайлов - РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 39). В 50-х гг. XVII в. 4 уезда Новгородской епархии - Валдайский, Боровичский, Крестецкий и Старорусский - были приписаны к вотчинам патриарших Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря (12 мон-рей и 45 приходских церквей в Тверской (см. Тверская и Кашинская епархия ), Новгородской (см. Новгородская и Старорусская епархия ), Полоцкой (см. Полоцкая и Глубокская епархия ) епархиях) и Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря (земли в Каргопольском и Турчасовском уездах) (ПСЗ. С. 286, 367-368, 437-449). Решением Собора 1666-1667 гг. эти земли были возвращены епархиальным архиереям. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. новые города, возникшие на юж. окраинах страны, включены в состав П. о., пополнив пограничную Темниковскую десятину (г. Красная Слобода (ныне Краснослободск), Троицкий острог, Наровчатское городище, а также города Керенск (ныне с. Вадинск), Инсар, Саранск, Корсунь, Пенза, Белополье). К 90-м гг. XVII в. количество новых городов так возросло, что в составе П. о. возникли новые десятины: Пензенская (44 церкви), Верхне- и Нижнеломовская (77 церквей), Саранская, Мокшанская и Починковская (134 церкви), Керенская (28 церквей), Белопольская (17 церквей). В 60-х гг. XVII в. территория П. о. начала изменяться вслед. затяжной епархиальной реформы. Решением Собора 1666-1667 гг. в старых границах была восстановлена Коломенская епархия, создана Белгородская митрополия (см. в статьях: Белгородская и Старооскольская епархия , Курская и Рыльская епархия ), сформированная из земель П. о. (20 городов: Белгород, Курск, Ст. Оскол, Обоянь, Болхов, Карпов, Хотмыжск, Вольный, Алешня, Короча, Яблонов, Нов. Оскол, Верхососенск, Усерд, Ольшанск, Коротояк, Недригайлов, Валуйки, Чугуев, Каменный (МДИР. Т. 2. С. 428)). В 1668 г. произошел обмен землями между П. о. и Суздальской епархией . Близкие к Москве города Таруса, Калуга и Оболенск составили Калужскую десятину П. о. В 1668-1671 гг. Суздальской епархии из П. о. переданы десятина г. Юрьева-Польского, 32 церкви Медушской десятины, 10 церквей в вотчинах Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и 20 церквей в Суздальском у. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 74. Л. 329 об.- 346). В 1672 г. учреждена Нижегородская епархия (см. Нижегородская и Арзамасская епархия ), которой отошли патриаршие города Н. Новгород, Алатырь, Курмыш, Ядрин. За патриархом были сохранены нижегородский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь и Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудотворца монастырь .

http://pravenc.ru/text/2579756.html

Успенский собор. 1683–1692 гг. Фотография. 1886 г. Успенский собор. 1683–1692 гг. Фотография. 1886 г. В 1655 г. указом патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) П. П. м. был приписан к Кий-Островскому Крестному Онежскому мужскому монастырю . Расцвет обители наступил при строителе (1675-1689) игум. Михаиле (Харзееве), бывшем служителе домовой церкви митр. Новгородского и Великолуцкого Корнилия . Игум. Михаил подал челобитную патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову), в к-рой просил об «отводе» П. П. м. от Крестного мон-ря, т. к. Пертоминская пуст. «нерадением до конца опустела, и церкви Божии стоят без пения много времени и священника в ней нет местного», а «чудотворцы Вассиан и Иона в той пустыне лежат в конечном презрении» ( Приклонский. 1927. С. XVI, 21). Грамотой патриарха Иоакима от 11 марта 1675 г. мон-рю вновь была предоставлена самостоятельность. Во время многочисленных поездок в Москву игум. Михаилу удалось установить тесные контакты с царским двором, в результате чего П. П. м. получил ряд льгот: 15 июля 1678 г. для братии «повелено выдать от царских щедрот 50 четвертей ржи»; 9 июня 1680 г. и 14 апр. 1681 г. грамотами царя Феодора Иоанновича мон-рю пожалованы слюдяные промыслы в Кольском у.; 5 марта 1683 г. цари Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич повелели «по все годы не отписываясь, без всякой волокиты, из доходов Архангельского города» выдавать настоятелям и братии «денежного жалованья по три рубли, хлеба по три чети, муки ржаной по полу-осмине, круп освяных, гороху, толокна по полу-осмине, по осмине солоду ячного» и проч. ( Добровольский. 1894. 17. С. 470-471; Приклонский. 1927. С. 22-24, 30-33). За П. П. м. закреплялись земли на Красной Горе, по рекам Луде, Кинжуге, Чухче, Нёноксе, Сосновке, Сюзьме, по ручьям Красному, Каменному, Ратоминскому, Волоцкому, Гладкому, Ягодному, Крадыкину, Аристову. Обители принадлежали зверобойные промыслы и рыболовные тони. Красная Гора с соляной варницей являлась главным хозяйственным центром монастыря, причем обители предоставлялось право на беспошлинную торговлю солью. 1 дек. 1684 г. полковник С. Д. Ружинский «за отпущение грехов» передал П. П. м. в Архангельске новопостроенный хозяйственный двор с летними и зимними избами, лавками, чуланами и погребами. По описи 1687 г., за оградой мон-ря был устроен кирпичный завод, а на морском берегу - большой 2-скатный амбар и «целый парусный флот» - 18 судов, в т. ч. 2 новые «лодки-корелки», 2 дощаника и 2 больших карбаса ( Приклонский. 1927. С. XIX-XX, XXIII, 43-44).

http://pravenc.ru/text/2580056.html

В 1-й год пребывания в Архангельской епархии Н. были открыты псаломщическая школа (окт. 1893), в к-рой 30 юношей в возрасте 15-20 лет обучались церковному пению, церковному чтению, грамоте, арифметике; Петровская б-ка с читальней (31 окт. 1893), при ней - школа в честь прав. Иоанна Кронштадтского; Кузнечевская кладбищенская богадельня, устав которой утвержден 15 дек. 1893 г.; школа для детей самоедов на Новой Земле; Дом трудолюбия при Всеградской Михаило-Архангельской ц. (15 мая 1894). За 3 года управления епархией Н. полностью объехал ее территорию (некоторые места можно было посетить только зимой): был на зимовьях самоедов и зырян, в рыбацких становищах, в селениях старообрядцев, путешествовал на пароходах и баркасах, на телегах, на собачьих и оленьих упряжках, верхом и пешком, по морю, по порожистым рекам, по тундре, не раз с угрозой для жизни. В 1893 г. за полгода Н. совершил 3 большие поездки по епархии. В 1-ю поездку (20-28 июня) он посетил Соловки, Кий-Островский Крестный Онежский мужской монастырь и поморские города Онега, Кемь и Сумский посад Кемского у.; во 2-ю поездку (8-19 июля) - рыбацкие становища вост. стороны Мурманского берега Баренцева м.: старинный пос. Териберка (церкви прор. Илии и в честь Грузинской иконы Божией Матери), был в Трифоновом Печенгском во имя Святой Троицы монастыре , в г. Кола, на становище Рында (Преображенская ц.). 10-21 авг. состоялась 3-я поездка Н. по епархии - в Холмогоры, Шенкурск и окрестные приходы. В 1894 г. Н. предпринял 4 большие поездки по епархии. С 11 февр. он осматривал Пинежский и Мезенский уезды, был в Красногорском Богородицком монастыре. В июне 1894 г. путешествовал в Пертоминский в честь Преображения Господня мужской монастырь Архангельского у. и посетил окрестные приходы, в частности Яренгский приход, в церкви к-рого почивали мощи праведных Иоанна и Лонгина . С 6 по 17 июля Н. объехал Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь , Кемь, Кереть, Ковду, Княжую губу, Кандалакшу, Умбу, Кашкаранский Тихвинский приход и Кузомень. В Керети он заложил школу, в Княжей губе - церковь. 19-20 авг. побывал в приходах 5-го благочиния Шенкурского у., по берегам Сев. Двины, на границе с Вологодской губ., которые архиереи не посещали с 1859 г.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

На рейде у Кий-острова была стоянка и осуществлялась погрузка судов с лесоматериалами. Англ. купец У. Гом в юго-вост. части острова выстроил лесную биржу. Остров стал местом временного хранения лесоматериалов. За период навигации корабли совершали до 70 рейсов к острову. Лес доставляли на корабли, стоящие на рейде, на плоскодонных лодках ( Пошман. 1866. С. 144; Максимов. 1890. С. 68-70). В нач. XIX в. на содержание К.-О. м. из казны ежегодно выделялось 1684 р. 66 к. Монастырю были оставлены более 193 дес. земли с лесными угодьями на материке, из к-рых 150 дес. занимали леса. Земли сдавались в аренду, от чего К.-О. м. получал небольшой доход. Подворья Во 2-й пол. XVII в. К.-О. м. вел строительство подворья в Архангельске, в Устьянской вол. (Усть-Онеге), имел «дворы» в Москве, Каргополе и Турчасове, фактории на Терском берегу Белого м.- на реках Поной и Лахта и в зал. Мурман. Фактории были предназначены для продажи или обмена монастырских товаров на товары, привозимые иностранными судами. Дольше всех просуществовало подворье в Онеге, сгоревшее в 1886 г. На его месте был построен флигель, а в 1888 г.- часовня Успения Пресв. Богородицы. «Назначение сей часовни собственно для приходящих богомольцев, следующих в Соловецкий монастырь». Сохранился ее чертеж (ГААО. Ф. 29. Оп. 3. Т. 3. Д. 3489. Л. 18; Оп. 4. Т. 3. Д. 708, 892; [Легатов]. 1890. С. 19). Монастырская тюрьма Подобно Соловецкому и другим мон-рям, К.-О. м. был местом ссылки и заточения. В 1721 г. в К.-О. м. был сослан запрещенный в служении иеродиак. Иоасаф «за оскопление себя» и побег из с.-петербургского Александро-Невского мон-ря (ОДДС. Т. 1. С. 428), в 1722 г.- насельник Козеручьевского Спасского мон-ря Архангельской губ. иером. Виталий. В 1730 г. в К.-О. м. на 12 лет сослали лишенного сана Воронежского еп. Льва (Юрлова) , в 1770 г.- насельника Мгарского в честь Преображения Господня мон-ря иером. Вениамина († 1771). В XIX в. в К.-О. м. ссылали раскольников. В 1825-1843 гг. здесь пребывал раскольник Исаия Алексеев, сосланный по повелению императора.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Новый, 33-й, том продолжает публикацию статей на букву «К» 26 декабря, ПРАВМИР. ЦНЦ «Православкая энциклопедия» выпустила очередной, 33-й, том «Православной Энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «К», сообщает портал Седмица.Ру . Открывают 33-й том статьи, посвящённые православному наследию Киева. Первый материал нового тома — обширная статья «Киево-Печерская Лавра», посвящённая одному из самых древних и почитаемых монастырей Руси, его истории, архитектуре, святыням и т.д. Особого внимания заслуживает объёмная статья «Киевская духовная академия», в которой, помимо общей исторической справки об этом знаменитом образовательном учреждении Русской Церкви, читатель может ознакомиться с обширной информацией о характере образовательного процесса в этой духовной школе в исторической ретроспективе. Продолжая тему учебных заведений, стоит также упомянуть статью «Киевский университет святого Владимира». Одной из центральных статей по своему объёму и информативности, а также исторической важности исследуемого вопроса, следует признать статью «Киевская епархия». Необходимо также упомянуть статьи 33-го тома, посвящённые другим епархиям Русской Православной Церкви, в частности: «Кинешемская и Палехская епархия», «Кинельская и Безенчукская епархия». Лицам, интересующимся вопросами церковного пения и средневековой музыки, стоит обратить внимание на публикации «Киево-Печерский напев» и «Киевская нотация», «Киевский распев». 33-й том «Православной Энцик атьи, посвящённые монастырям Киева, их истории архитектурным и изобразительным памятникам и святыням, в частности: «Киевский Златоверхий во имя архангела Михаила мужской монастырь», «Киевский Звериниецкий во имя архангела Михаила мужской монастырь», «Киевский Покровский женский монастырь», «Киевский во имя святых Флора и Лавра женский монастырь» и т.д. Продолжая тему монастырей, обращаем внимание читателей на такие статьи, как «Кий-Островский крестный Онежский монастырь» и «Киккский монастырь», которая посвящена древнему ставропигиальному монастырю Кипрской Православной Церкви. Статья «Кинцвиси» содержит материал об истории, архитектурном и изобразительном наследии древнего мужского монастыря Грузинской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/vyshel-v-svet-ocheredn...

Вышел в свет 33-й том «Православной энциклопедии» 25 декабря 2013 г. 20:09 В последние дни уходящего 2013 года вышел в свет очередной, 33-й, том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «К». Открывают 33-й том статьи о православном наследии Киева. Первый материал нового тома — обширная статья « Киево-Печерская лавра », посвященная одному из самых древних и почитаемых монастырей Руси, его истории, архитектуре, святыням и т.д. Особого внимания заслуживает объемная статья « Киевская духовная академия », в которой, помимо общей исторической справки, представлена обширная информация о характере образовательного процесса в этой духовной школе в исторической ретроспективе. Тему учебных заведений продолжает статья «Киевский университет святого Владимира». По своему объему, информативности, а также исторической важности исследуемого вопроса выделяется статью « Киевская епархия ». Другим епархиям Русской Православной Церкви посвящены, в частности, статьи « Кинешемская и Палехская епархия », « Кинельская и Безенчукская епархия ». Вопросы церковного пения и средневековой музыки затрагиваются в публикациях «Киево-Печерский напев», «Киевская нотация» и «Киевский распев». Том содержит статьи, посвященные монастырям Киева, их истории, архитектурным и изобразительным памятникам и святыням, в частности: «Киевский Златоверхий во имя архангела Михаила мужской монастырь», «Киевский Зверинецкий во имя архангела Михаила мужской монастырь», «Киевский Покровский женский монастырь», «Киевский во имя святых Флора и Лавра женский монастырь». О других обителях рассказывают такие статьи, как «Кий-Островский крестный Онежский монастырь» и «Киккский монастырь» (о древнем ставропигиальному монастыре Кипрской Православной Церкви ). Статья «Кинцвиси» содержит материал об истории, архитектурном и изобразительном наследии древнего мужского монастыря Грузинской Православной Церкви . По традиции, «Православная энциклопедия» публикует масштабные статьи страноведческого характера, в этом томе — о Кипре.

http://patriarchia.ru/db/text/3479077.ht...

Вышел в свет 33-й том «Православной энциклопедии» Москва, 25 декабря 2013 г. В последние дни уходящего 2013 года вышел в свет очередной, 33-й, том «Православной энциклопедии», сообщает Патриархия.ru . Новый том продолжает публикацию статей на букву «К». Открывают 33-й том статьи о православном наследии Киева. Первый материал нового тома — обширная статья «Киево-Печерская лавра», посвященная одному из самых древних и почитаемых монастырей Руси, его истории, архитектуре, святыням и т.д. Особого внимания заслуживает объемная статья «Киевская духовная академия», в которой, помимо общей исторической справки, представлена обширная информация о характере образовательного процесса в этой духовной школе в исторической ретроспективе. Тему учебных заведений продолжает статья «Киевский университет святого Владимира». По своему объему, информативности, а также исторической важности исследуемого вопроса выделяется статью «Киевская епархия». Другим епархиям Русской Православной Церкви посвящены, в частности, статьи «Кинешемская и Палехская епархия», «Кинельская и Безенчукская епархия». Вопросы церковного пения и средневековой музыки затрагиваются в публикациях «Киево-Печерский напев», «Киевская нотация» и «Киевский распев». Том содержит статьи, посвященные монастырям Киева, их истории, архитектурным и изобразительным памятникам и святыням, в частности: «Киевский Златоверхий во имя архангела Михаила мужской монастырь», «Киевский Зверинецкий во имя архангела Михаила мужской монастырь», «Киевский Покровский женский монастырь», «Киевский во имя святых Флора и Лавра женский монастырь». О других обителях рассказывают такие статьи, как «Кий-Островский крестный Онежский монастырь» и «Киккский монастырь» (о древнем ставропигиальному монастыре Кипрской Православной Церкви). Статья «Кинцвиси» содержит материал об истории, архитектурном и изобразительном наследии древнего мужского монастыря Грузинской Православной Церкви. По традиции, «Православная энциклопедия» публикует масштабные статьи страноведческого характера, в этом томе — о Кипре.

http://pravoslavie.ru/67034.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЙ-ОСТРОВСКИЙ КРЕСТНЫЙ ОНЕЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Кий-острове, расположенном в Онежской губе Белого м., в 15 км от г. Онеги. Остров вытянут с севера на юг, его длина составляет 1,5 км, ширина не превышает 800 м, площадь ок. 0,5 кв. км. Состоит из выступающих из моря скал коренных (материнских) пород Балтийского щита. Высота скал увеличивается к центральной части, отдельные достигают 25 м над уровнем моря. Большая часть острова покрыта лесом, преобладают сосновые боры, разреженные можжевельником, рябиной. На языке саамов, в древности заселявших Поморье, слово «кий» означает «след зверя или дикого оленя», на коми-зырянском языке - «камень» ( Шилов Н. И. Крестный мон-рь//Арх. СГИАПМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 444). Кий-Островский Крестный Онежский муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Кий-Островский Крестный Онежский муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. К.-О. м. основан патриархом Московским и всея Руси Никоном наряду с Валдайским Святоозерским в честь Иверской иконы Божией Матери и Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мон-рями. Инициатива строительства принадлежала патриарху, иноческий путь к-рого начался на Севере: ок. 1636 г. он принял постриг от прп. Елеазара Анзерского в Троицком скиту Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря , а затем служил иеромонахом и игуменом Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря . Известно, что патриарх Никон посещал Кий-остров: в 1639 г., после оставления Соловецкой обители; в 1652 г., когда направлялся в Соловецкий монастырь для перенесения мощей митр. Московского свт. Филиппа (Колычева) , и в 1660-1661 гг., в период строительства К.-О. м. Место для устроения К.-О. м. было выбрано патриархом Никоном по обету. В 1639 г. его судно, следовавшее по Белому м. из Анзерского скита к устью р. Онеги, попало в шторм и было выброшено на берег острова. В память о спасении на Кий-острове игум. Никон водрузил деревянный крест. В 1652 г., вторично посетив остров, Новгородский митр. Никон нашел этот крест невредимым и услышал предание о том, что поморы в молитвах перед крестом «от морского потопления спасаются» (Царская грамота. 1842. С. 244-245).

http://pravenc.ru/text/1684594.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010