В кон. 20 гг. XX в. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Подвизавшийся в Б. м. прп. Лаврентий (Проскура) Черниговский поселился в доме близ Ильинской ц., в к-рой служил до 1930 г., нес подвиг старчества. Прп. Лаврентий ископал на Болдиной горе рядом с Антониевыми пещерами неск. пещер (впосл. названных Лаврентиевыми), устроил в них храм во имя вмч. Георгия Победоносца, к-рый освятил архиеп. Черниговский Пахомий (Кедров) . Вокруг старца сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова нем. войсками, Б. м. был открыт как жен., первое богослужение состоялось 21 нояб. в пещерной ц. прп. Феодосия. Окормлявший сестер прп. Лаврентий назначил игумению, благочинную, казначею, организовал монастырское хозяйство. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в Б. м. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сент. 1962 г. жен. мон-рь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М. М. Говденко был отреставрирован Троицкий собор, в 1981-1982 гг.- монастырская колокольня. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. В наст. время в кафедральном Троицком соборе покоятся мощи прп. Лаврентия и свт. Феодосия Черниговских. В настоятельском и др. корпусах размещается епархиальное ДУ. Ильинская ц. и Антониевы пещеры открыты для экскурсий. Местонахождение чудотворной Ильинской иконы неизвестно. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского р-на, в к-ром в янв. 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского жен. мон-рь . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 193; Т. 2. Стб. 185; Долгорукий И. М. Дневник моего путешествия в Киев в 1817 г.//ЧОИДР. 1870. Кн. 2. Отд. 2. С. 35; Барсов Е. В. Описание актов архива Маркевича, относящихся к истории южнорусских мон-рей//Там же. 1884. Кн. 2. Отд. 1. С. 13-14, 26-28. Лит.: Марков М. Е. О достопамятностях Чернигова//Там же. 1847. Кн. 1. Смесь. С. 12-14; Историческое описание Борисовской Тихвинской пуст.//Там же. 1872. Кн. 2. Отд. 2. С. 35; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 171; Bipoцьkuй В. Д. Храми Чephiroba. К., 1998. С. 150-176; Руденок В. Я. Чephiribcьka Болдиногорська Богородична лавра//Moruляhcьki читания 2000 року. К., 2001. С. 252-257.

http://pravenc.ru/text/149679.html

Главный храм Киево-Печерской Лавры — Великая Печерская церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. Этот «небеси подобный» храм, один из древнейших в Киевской Руси, занимает особое место в жизни Православной Церкви и в отечественной культуре. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи. По свидетельству прп. Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению прп. Антония св. игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия. Вот как повествует Печерский Патерик о создании Великой церкви. Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам — возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее... Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить... Моим именем хочу назвать ее, — и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила: — Она наместной да будет». Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время — «небеси подобною». В этом явлении и благословении Пресвятой Богородицы отражена глубокая связь Православной Руси с Византией как преемницей и источником благодати Апостольской Церкви. Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией, небесной покровительницы Киево-Печерской Лавры. Место для строительства храма было указано божественными знамениями по молитвам прп. Антония. Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера — пояс Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=05643

Самое запоминающееся событие то, что при подъеме на башню ратуши почти все взрослые отстали и оказались перед закрытым подъемом в башню. Львов сверху не был увиден. Но в результате сложилось впечатление, что это красивый город с домами в 3 окна. Вместо ожидаемого дальнейшего 3-х часового сидения на Львовском вокзале было решено отправиться в вокзальный ресторан. Оказалось, что там могут 33 ребенка накормить мороженным и кофе. Это было приятно. Поезд из Львова уходил почти в полночь, начинался новый этап нашей поездки. 5 ноября Киев. Дальше все время будет ощущение чистоты. Наша красавица Москва, замусоренная бомжеством и бескультурьем, сильно проиграла. Чистый перрон, красивый вокзал, опрятные люди, отсутствие черноты. С такими первыми ощущениями мы добрались до гостиницы в Лавре. А там еще лучше. К нашей радости погода была сухая и немного солнечная. С высокого лаврского склона открывался вид на часть города. Наш экскурсовод Владислав Анатольевич оказался очень знающим и умеющим доносить свои знания до окружающих человеком. Первый день в Киеве был посвящен историко-культурному значению Киева для христианской Руси. Мы увидели и услышали о великой Софии – Премудрости Божей с ее 6-ти м мозаичной иконой Оранта – Нерушимая стена, гору Киевицу с остатками быв. Десятинной церкви и Андреевским храмом на месте воздвижения ап. Андреем Креста. Посмотрели Васнецовскую икону Божей Матери Благодатное небо во Владимирском храме. Совсем вечером побывали на Аскольдовой могиле. А потом нам встретилась детская площадка, и ей мы тоже уделили наше драгоценное время. Первый день в Киеве прошел как один час. 6 ноября Этот день посвящен посещению лаврских пещер. С утра мы пошли в Крестовоздвиженский храм на акафист Успению Богородицы. Удивительный распев. Я бы даже сказала бравый, радостный. Именно так Успение ощущается как радость. Затем мы спустились в Антониевы пещеры. Когда вокруг столько святынь, невозможно передать свои ощущения. Потом мы пошли в пещеры прп. Феодосия. Наш экскурсовод рассказала нам о чудесах, которые и по сей день совершаются по молитвам к Св. Феодосию. Какая радость, что и мы смогли помолиться в кельи преподобного.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/tr...

После 1918 г. Г. м. был обращен в артель «Трудолюбие», насельники жили по монастырскому уставу. В 1926 г. артель была упразднена, в корпусах разместился культхоз, затем агробаза, а также были устроены частные квартиры. До 1929 г. в храмах совершались богослужения, в 30-х гг. была взорвана ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», был разобран Покровский храм, последние насельники были изгнаны. На разрушенном монастырском кладбище сохранилось лишь неск. могил, в т. ч. прп. Алексия. В 1941 г. через Голосеевский лес и мон-рь проходила 2-я линия обороны Киева. В окт. 1941 г., спасая людей от голодной смерти, в мон-ре погибла мон. Елена. С кон. 70-х гг. в полуразрушенном доме на территории Г. м. подвизалась блж. мон. Алипия (Авдеева; † 1988). Одновременно с обретением в 1993 г. мощей прп. Алексия (Шепелева) началось возрождение обители. 7 марта 1996 г. Г. м. был возобновлен. Восстановлены Покровский собор, митрополичий дом с ц. во имя прп. Иоанна Многострадального (1993), ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1999-2005), построены братский корпус (1994), церковная лавка (2001), хозяйственные службы, посажен сад. Среди святынь Г. м.- мощи прп. Алексия (Шепелева), иконы с частицами мощей вмч. Иоанна Нового и сщмч. Николая Искровского, прп. Кукши (Величко) , иконы Божией Матери «Плачущая» (Румынская), «Спорительница хлебов» и образ Спасителя с предстоящими. С 2000 г. Г. м. имеет скит в честь Рождества Пресв. Богородицы в р-не Церковщина, где находятся древние пещеры, в к-рых, по преданию, подвизался прп. Феодосий Печерский . В скиту восстановлена ц. во имя свт. Николая Чудотворца, построены кельи и братская трапеза. К февр. 2006 г. в мон-ре проживало более 30 чел. Наместник - архим. Исаакий (Андроник). Ист.: АЮЗР. Т. 1. Ч. 7. 78. С. 528. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 736-737; Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, а также планов Лавры и обеих пещер. К., 1826. С. 67; Сб. мат-лов для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. Отд. 2; Сементовский Н. Киев, его святыни, древности и достопамятности. СПб.; К., 18816. C. 241; Географическое описание г. Киева//Описи Киïвського haмichuцmba 70-80 pokib XVIII ст. К., 1989. С. 25; Ист. и топогр. описание Киевской губ. 1787 г. генваря 20 дня//Там же. С. 188; Киевские подвижники благочестия. К., 1994. Т. 3; Дятлов В. Мон-ри УПЦ. К., 1997. С. 25-26; Алатарцева И. В. Тихая пристань - Голосеево. К., 1999; Свт. Филарет (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий и его время/Сост.: архим. Сергий (Василевский). М., 2000p; Свт. Петр Могила. К., 2001; Прп. Алексий Голосеевский. К., 2004; Стяжавшая любовь. К., 2004.

http://pravenc.ru/text/165289.html

27 августа 1999 г. в день памяти перенесения мощей преподобного Феодосия Печерского была совершена первая Литургия в пещерном храме. С этого времени братия Голосеевской обители начали совершать богослужения в пещерном храме прп. Феодосия Печерского и совместно с Музеем охранять пещеры от проникновения вандалов в пещеры. В 2001 г. — в 900-летие основания Гнилецкого монастыря и 100-летие учреждения «Скита Пречистыя» — МВД Украины передало Голосеевской пустыни один из корпусов санатория «Хутор Вольный», а именно — здание недостроенного в начале ХХ в. Свято-Николаевского храма. В кельях при храме поселились иноки, и Церковщина стала скитом Голосеевской пустыни. В 2003—2005 гг., трудами братии во главе со скитоначальником игуменом Тихоном (Софийчуком), прихожан и благотворителей, Свято-Николаевский храм обрел церковное архитектурное завершение. 30 декабря 2005 года Свято-Никольский храм и пещерный храм в честь прп. Феодосия Печерского были освящены Блаженнийшим Владимиром митрополитом Киевским и Высокопреосвященнейшим владыкой Павлом. Так, век спустя, сбылось дивное пророчество об этом храме. Еще в 1914 г. о. Мануил говорил, указывая на место строительства Свято-Николаевского храма: «Никогда я не представлял себе, чтобы на этом месте был храм, но мне пророчески сказал об этом дедушка уставщика нашего левого клироса, брата Феодосия, он же отец нашего пасечника Петра, старец Палагута. Человек он был очень благочестивый и ежегодно присылал нам по 60–100 пудов хлеба, хотя своего и не имел, а сбирал по крупице с мира. Пред освящением пещерного храма в честь преподобного Феодосия я посылал ему приглашение приехать к нам и вместе с нами разделить нашу великую радость. Отчасти по болезни, отчасти и по другим обстоятельствам, он приехать не мог к назначенному дню. Когда же приехал, то со слезами говорил он мне: «В ночь после освящения у вас храма преподобного Феодосия (в 1905 г. — ред.) я видел во сне такое видение: вижу я, на пещерный храм собираются со всех сторон светоносные юноши, и у каждого из них копье в руках, а на копьях по яркой звезде, и звезды эти одна от другой, как говорил св. апостол Павел, «разнствуют в славе своей». Я смотрел на них, недоумевал, что бы это значило. Смотрю: у источника стоит преподобный Феодосий Печерский и с ним старец Иона+ Я подошел к ним да и говорю: «Отцы святии, что это за светоносные юноши?» А преподобный Феодосий отвечает: «Сегодня в скиту в „Церковщине“ освящен храм Преподобного Феодосия, а где стоит полк юношей, там будет построен собор».

http://sobory.ru/article/?object=14106

Первое письменное упоминание о монастыре содержится в " Житии " прп. Феодосия Печёрского (1074) - одного из основателей и первых настоятелей Киево-Печёрской Лавры. В " Житие " сказано, как прп. Варлаам, первый игумен Лавры, а позже настоятель киевской обители св. вмч. Димитрия Солунского, возвращаясь из путешествия в Константинополь тяжело заболел, и едва добравшись до града Владимира пришёл в обитель на Святой горе, которая уже существовала вблизи города, и здесь мирно скончался. Перед кончиной прп. Варлаам " завещал тем спутникам, что были с ним, чтобы довезли тело до его киевского монастыря... отца нашего Феодосия " , то есть Киево-Печёрской Лавры, что и было выполнено. Описываемое событие произошло во второй половине XI века. Есть предположение, что в эпоху Киевской Руси Зимненская обитель была загородной резиденцией Владимиро-Волынских епископов, в частности святителей Стефана (бывший настоятель Лавры и основатель Кловского монастыря в Киеве в 1094 году) и Амфилохия (лаврского постриженника в 1122 году). Существует также мнение, что игуменом Зимненской обители некоторое время был свт. Нифонт - выходец из Лавры и будущий архиепископ Новгородский (в 1156 году). В 1223 году Ипатьевская летопись сообщает, что на Волыни в XIII веке " были Владимирские епископы: Иоасаф, блаженный и преподобный святитель Святой горы, а затем был Василий со Святой горы " . Эти факты говорят о том, что в те времена в обители находилась архиерейская резиденция. С середины XV века письменные источники упоминают село Зимнее, владельцем которого в то время был православный волынский вельможа Фёдор Чарторыйский, заботливый благотворитель обители. Он воздвиг в монастыре величественный храм Успения Пресвятой Богородицы и крепостные стены с башнями (1458-1495). Однако сын его Александр подверг обитель имущественным притеснениям, но в конце жизни хотя и не вернул отобранного у монахов, всё же помирился с ними и отлил в 1566 году для звонницы колокол, который сохранился до наших дней. После смерти Чарторыйского Зимнее принадлежало разным арендаторам, которые также притесняли православных монахов. В 1682 году монастырь захватили униаты. Те из братии, кто не принял греко-католической веры, ушли в Киев, забрав с собой документы обители, другим, по приказу луцкого епископа Льва Зеленского, остригли бороды.

http://sobory.ru/article/?object=26566

Пещеры Церковщины, прежде полузаваленные, трудами братии Скита были полностью расчищены и частично укреплены. Подземный храм при этом расширили, обложили кирпичом, оштукатурили, воздвигли в нем каменные иконостас и надпрестольный киворий (последний — взамен грунтового) и освятили в 1905 г. во имя прп. Феодосия Печерского. Несмотря на утрату первоначального вида, преображенная церковь была по-своему уникальна в плане архитектуры. С 1907 г. началось строительство над входом в пещеры Свято-Николаевского храма с приделами прпп. Антония Печерского (+1073) и Серафима Саровского на втором этаже. До 1917 г. был возведен, однако, лишь корабль церковного здания. Во время гражданской смуты 1917—1920 гг. Церковщина стала прибежищем для многих гонимых христиан. Так, в 1919 г. здесь укрывались от большевиков князья Владимир и Николай Жеваховы — родственники свт. Иоасафа Белгородского (+1754), из которых первый был прежде помощником киевского генерал-губернатора (в 1924 г. принял монашество с именем Иоасафа, а в 1937 г., пребывая в архиерейском сане, стал священномучеником), второй — заместителем («товарищем») обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви (в 1919 г. эмигрировал, +1938). С 1922 г. в Церковщине рядом с монастырем разместилась колония малолетних преступников, которая постепенно вытеснила иноков из урочища. Во время нацистской оккупации Киева (1941–1943) богослужения в Церковщине возобновились, но на рубеже 40-50-х гг. XX в. были опять прекращены по настоянию органов советской власти. Впоследствии в урочище располагались больница, дом отдыха, а с начала 70-х гг. — санаторий МВД Украины «Хутор Вольный». В 1980 г. археологами были исследованы фундаменты древнерусского каменного храма рубежа XII—XIII вв. — на месте уничтоженной церкви Рождества Пресвятой Богородицы 1900—1902 гг. В 1990 г. сотрудники отдела «Киев подземный» Музея истории г. Киева начали в пещерах археологические раскопки. Содействие этой экспедиции оказали, на разных этапах, санаторий «Хутор Вольный», Святая Успенская Киево-Печерская Лавра, Свято-Троицкий Ионинский монастырь, Киево-Голосеевская пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=14106

В 1877 г. архитектор В.Николаев предложил проект реконструкции храма, а еще через 10 лет архитектор оборудовал в храме калориферное отопление. В 1905 г. на верхнем этаже одной из пристроек устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1912 г. был сооружен двухэтажный домик для причта, он тоже согранился доныне. Двухъярусная колокольня с восьмигранным куполом хорошо сохранила свои изначальные классические формы несмотря на реставрацию последних времен. В 1914-1915 г.г. были расписаны боковые приделы храма, иконы в нем писал художник Лев Кохно. Стены храма частично оформлены художником Г. Светлицким, который прожил большую часть своей жизни недалеко от Крестовоздвиженской церкви, в ней он крестился и венчался. Киевский художник был награжден дворянским титулом от императора Николая II, а позже стал первым народным художником в истории УССР. В честь художника названа одна из улиц столицы. В целом церковное здание своими архитектурными формами и пропорциями гармонично вписывается в окружающую среду и представляет собой выдающийся пример киевского зодчества. На фоне традиционной храмовой культуры своего времени она была и есть оригинальным строением. Мало кто знает, но в 1891 г. в нижнем Михайловском храме Крестовоздвиженской церкви крестили будущего знаменитого писателя Михаила Булгакова. Мальчик родился рядом с храмом в доме по ул. Воздвиженской, 10-в, где его отец, доцент Киевской духовной академии протоиерей Афанасий Булгаков арендовал квартиру у настоятеля Крестовоздвиженской церкви Матфея Бутовского, который и крестил маленького Мишу. Крестными родителями ребенка выступили ординарный профессор Киевской духовной академии Николай Петров (коллега отца) и бабушка по отцовской линии Олимпиада Булгакова. Приход Крестовоздвиженской церкви брал активное участие в сборе средств для строительства часовни в честь святого Николая Чудотворца и дома для российских прихожан в г. Бари (Италия), где покоятся мощи Святителя. После революции 1917 года храм какое-то время еще оставался действующим. В 1935 г. на несколько лет он был закрыт и отдан под мастерские и склады. Росписи храма были уничтожены, и сохранился только образ прп. Антония Печерского. Настоятеля священника Феодосия Павловского отправили в ссылку, но в годы Второй Мировой войны он опять стал служить в храме, богослужения в котором с тех пор не прекращаются по сей день. Священник скончался в 1947 г. в возрасте 86 лет, из них 62 года составляли пастырское служение.

http://sobory.ru/article/?object=14115

Адрес: 01025, г. Киев, Владимирская 2. Телефон: 361-78-56 Проезд: Благовещенский мужской монастырь (Киев) [ править править код ] Первая служба состоялась 5 февраля 2000 г. Храм расположен в приспособленном помещении. В 2004 году рядом с храмом построена колокольня, выкопан колодец и освящен в честь прмц. Параскевы. Планируется строительство «типового» храма. Приходской храм был преобразован в мужской монастырь 10 ноября 2005 г. Престольные праздники: Благовещенский монастырь Адрес: 02088, мкр-н Бортничи Дарницкого р-на, пер. Промышленный, 8 Проезд: Мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище «Церковщина» [ править править код ] Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище «Церковщина» Мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы - уединенная обитель в урочище Церковщина (Хутор Вольный) на выезде из Киева по Новообуховской трассе. Возникновение в XI в. связывают с именем одного из основателей Киево-Печерской лавры прп. Феодосия Печерского, который во время Великого поста тайно уединялся здесь, в Гнилецких пещерах. Со временем в пещерах был основан Пречистенский Гнилецкий монастырь с подземной церковью, разоренный в XIII-XV вв. В топонимике сохранились названия: урочище Церковщина и село Ходосовка - искаженное Феодосиевка. Вновь открыл пещеры Св. Иннокентий только в XIX в., а в 1902 г. при пещерах основан монастырь Рождества Богородицы, получивший название " Скита Пречистой " . В советские времена здесь разместили колонию для малолетних, лагерь для военнопленных, затем больницу, санаторий МВД (действует до сих пор). Один из храмов был разрушен, в помещении другого устроили актовый зал. Богослужения в Церковщине возобновлены в 1999 г. под опекой Голосеевской пустыни, восстанавливается Николаевская церковь. Монахи проводят экскурсии в пещеры. Адрес: 03026, г. Киев, Днепропетровское шоссе, Хутор «Вольный», монастырь. Телефон: 221-81-23 Проезд: Мужской монастырь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Борисполь) [ править править код ] Монастырь учрежден решением Свящ. Синода УПЦ от 18 апр. 2008 г. Обитель размещается в небольшом приспособленном доме.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастыри_Киев...

Адрес: 01025, г. Киев, Владимирская 2. Телефон: 361-78-56 Проезд: Подробнее... Благовещенский мужской монастырь (Киев) [ править править код ] Первая служба состоялась 5 февраля 2000 г. Храм расположен в приспособленном помещении. В 2004 году рядом с храмом построена колокольня, выкопан колодец и освящен в честь прмц. Параскевы. Планируется строительство «типового» храма. Приходской храм был преобразован в мужской монастырь 10 ноября 2005 г. Престольные праздники: Благовещенский монастырь Адрес: 02088, мкр-н Бортничи Дарницкого р-на, пер. Промышленный, 8 Проезд: Подробнее... Мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище «Церковщина» [ править править код ] Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище «Церковщина» Мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы - уединенная обитель в урочище Церковщина (Хутор Вольный) на выезде из Киева по Новообуховской трассе. Возникновение в XI в. связывают с именем одного из основателей Киево-Печерской лавры прп. Феодосия Печерского, который во время Великого поста тайно уединялся здесь, в Гнилецких пещерах. Со временем в пещерах был основан Пречистенский Гнилецкий монастырь с подземной церковью, разоренный в XIII-XV вв. В топонимике сохранились названия: урочище Церковщина и село Ходосовка - искаженное Феодосиевка. Вновь открыл пещеры Св. Иннокентий только в XIX в., а в 1902 г. при пещерах основан монастырь Рождества Богородицы, получивший название " Скита Пречистой " . В советские времена здесь разместили колонию для малолетних, лагерь для военнопленных, затем больницу, санаторий МВД (действует до сих пор). Один из храмов был разрушен, в помещении другого устроили актовый зал. Богослужения в Церковщине возобновлены в 1999 г. под опекой Голосеевской пустыни, восстанавливается Николаевская церковь. Монахи проводят экскурсии в пещеры. Адрес: 03026, г. Киев, Днепропетровское шоссе, Хутор «Вольный», монастырь. Телефон: 221-81-23 Проезд: Подробнее... Киевский Свято-Кирилловский мужской монастырь [ править править код ] Кирилловский монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Киев_(монастыр...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010