Н.И.Летницкий Новый член – корреспондент Императорской академии наук, ординаторный профессор Киевской Духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский Источник Данные для настоящей статьи заимствованы по большей части из «Исторической записки о состоянии Казанской Духовной Академии после её преобразования. 1870–1892». Проф. С.А, Терновского. Стр. 385–388. Казань. 1892 г. и из «Православной Богословской Энциклопедии», изд. Под ред. Проф. А.Е. Лопухина . Т. IV. Столб. 1105–1108. Петроград. 1903 г. Алексей Афанасьевич Дмитриевский родился в г. Астрахани в половине 50-х годов XIX столетия. Первоночальное образование получил в местном духовном училище, а среднее в Астраханской духовной семинарии в которой окончил курс в 1878 г. вторым студентом. В том же 1878 году поступил в казанскую духовную академию, где состоял на церковно-практическом отделении, на 4 курсе изучал гомилетику, и окончил курс в 1882 г. со степенью кандидата богословия и с правом при искании степени магистра не держать нового уставного испытания. В том же 1882 г. 13 ноября, по прочтении пробных лекций и защите диссертации pro venia legendi, он допущен был к чтению лекций в той же академии в звании приват-доцента при кафедре литургики. В том же году 2 сентября он представил в Совет академии своё магистерское сочинение, а в 1883 г., после публичной защиты 11 декабря сочинения, удостоен был степени магистра, в которой и утвержден был 14-го числа того же декабря. Кроме преподавания литургики в звании приват-доцента, А. А. Дмитриевский проходил с 25 апреля 1883 г. еще должность помощника библиотекаря Казанской Духовной Академии. В 1884 г. он перешел на службу в Киевскую Духовную Академию на должность доцента по кафедре церковной археологии и литургики. Согласно ходатайству Совета Киевской Духовной Академии, он командирован был, с разрешения Св. Синода, на восток с научной целью с 1 сентября 1887 г. по 1 сентября 1888 года. В 1896 г. Советом Киевской Духовной Академии удостоен степени доктора церковной истории и с того же года состоит ординарным профессором той же академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

(некролог) 12 июля с. г. в 10 часов 30 минут вечера, волею Божию, тихо скончался заслуженный ординарный профессор Киевской духовной Академии, доктор богословия, действительный статский советник Василий Федорович Певницкий . В лице почившего сошел в могилу один из самых замечательных, даровитых, трудолюбивых и пользовавшихся широкою и громкою славою деятелей Киевской духовной Академии, со времени преобразования её в 1819 году. Имя почившего профессора так тесно и неразрывно слилось с именем Киевской духовной Академии, что личность первого неизменно являлась в сознании образованного русского человека при одном только названии последней. Почивший всю свою многолетнюю жизнь всецело и неизменно посвятил одной только Киевской духовной Академии, но через нее, через свою деятельность, в качестве профессора её, он оказывал сильное влияние на духовную жизнь всего православного христианского мира. Под опытным руководством его воспиталось несколько поколений молодых богословски-образованных людей, через которых он сильно и заметно действовал на все русское образованное общество, на всю духовную Русь. Редкою и счастливою известностью пользовалось имя почившего в древнем Киеве. Уроженец далёкого северо-востока России, почивший в ранние годы своей жизни, сделался истинным киевлянином. Он любил Киев, он слился с ним и не хотел менять его ни на какой другой город в России. И киевляне прекрасно знали знаменитого профессора Академии, уважали его и с глубоким вниманием прислушивались к его красноречивому слову, которым он любил отзываться на движения и запросы церковно-общественной жизни. Но особенно близок и дорог был В. Ф. Певницкий Киевской духовной Академии. Он всегда и неизменно относился к своей Академии, как горячо любящий сын относится к своей родной матери. Он благоговел перед великим прошлым родной Академии и преклонялся перед высокими задачами её учено-богословской деятельности. В свою очередь, и Киевская духовная Академия, в лице профессорской её корпорации и бывших её учеников, всегда и неизменно относилась с глубоким уважением к личности, деятельности и заслугам знаменитого профессора-учителя. Редкий из ответных листков, присылаемых ныне в Совет Академии бывшими её учениками, в виду приближающегося трехсотлетнего юбилея Академии, обходится без упоминания о В. Ф. Певницком , как выдающемся, славном, дорогом, незабвенном профессоре. Наличная профессорская корпорация, всегда с радостью видевшая в своей среде маститого профессора, особенною любовью и заботливостью окружила его в последние дни его жизни и во время погребения. Каждому из профессоров Академии, бывших учеников В. Ф. Певницкого, хотелось как либо показать свое внимание к нему, сказать ему слово привета, благодарности... И до последнего дня Киевская духовная Академия, в лице старших и младших её членов, скорбит и грустит, лишившись в почившем профессоре своего дорогого, доброго, любвеобильного, благородного учителя и старшего товарища.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/za...

Отдел V. Время служения в Московской Духовной Академии (1814–1819 г.) Глава IX. Состав лиц Московской духовной Академии и открытие её. – Деятельность Архимандрита Филарета в Академии «Прибыв на должность Инспектора Московской духовной Академии в самом начале Сентября месяца (1814 г.), я и устроил и открывал сию новую Академию» 196 . «Отцом Инспектором новооткрытой нашей Московской Академии Архимандритом Филаретом я очень доволен» 197 . В состав наставников новооткрытой Московской Духовной Академии, как уже замечено, были назначены лучшие воспитанники первого курса Санкт-Петербургской Академии – в числе восьми человек 198 , со званием Бакалавров. Кроме же сего Св. Синодом было поручено преосвященному Августину, Архиепископу Московскому сделать представление, кого бы он мог сам признать достойными к назначению в Академию, из лиц, служивших при существовавшей дотоле древней Славяно-Греко-Латинской Академии. Преосв. Августин рекомендовал Ректора сей Академии – Архимандрита Симеона, (впоследствии бывшего Архиепископа Ярославского) в Ректоры же ново-открываемой Академии, а двух соборных Иеромонахов: Никанора (впоследствии Митрополита Санкт-Петербургского) и Гермогена, как имеющих отличные способности и сведения, рекомендовал в Бакалавры, – первого из них по кафедре исторических наук, а второго – богословских. Рекомендация его была принята во внимание. Таким образом, наличный комплект начальствующих и учащих в Московской Академии состоял из четырёх лиц монашествующих и восьми светских. На первых порах этих лиц было достаточно, так как сначала был открыт один только младший курс; судя же по количественному отношению лиц монашествующих – 4 и светских – 8, состав этот был совершенно пропорциональный. Эта пропорциональность была, само собой, благопотребна сколько вообще для новообразованного рассадника собственно духовного просвещения, столько в частности для рассадника, помещённого в стенах и под сенью иноческой обители. Кроме поименованных лиц Преосв. Архиепископ Августин рекомендовал было и в инспекторы для новой Академии и профессора философских наук, Префекта Славяно-Греко-Латинской Академии Архимандрита Парфения, «отличающегося, – как писал он в донесении Комиссии духовных училищ, – сверх многих других сведений, познаниями философскими, и по собственному благонравию и деятельности своей, весьма способного к должности Инспектора» 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Вклад профессора Киевской Духовной Академии А.А. Олесницкого в изучение монументальных памятников Палестины Источник Скачать epub pdf Статья соискателя ученой степени кандидата богословия, студента III курса Московской Духовной Академии Лужнова Романа посвящена вкладу профессора Киевской Духовной Академии А.А. Олесницкого в изучение монументальных памятников Святой Земли. Научный руководитель: преп. свящ. Александр Тимофеев. Статья публикуется в авторской редакции. В конце XIX – начале XX века русская богословская наука находилась на весьма высоком уровне, успешно конкурируя с западной, а в некоторых областях и превосходя ее. Однако атеистические гонения, имевшие место после Октябрьской революции 1917 года, обернулись для русской церковной науки подлинной трагедией. В России, ставшей к началу прошлого века главным богословским центром православия, большевиками была сделана попытка последовательного и методичного уничтожения всякой религиозной мысли. Само определение «богословия» как области научного знания считалось недопустимым. В результате богословская наука в России на несколько десятилетий практически прекратила свое существование. Вполне естественно, что в этих условиях произошло значительное качественное отставание отечественной богословской науки от западной, и, к сожалению, сложившийся разрыв начинает преодолеваться только теперь, спустя почти столетие. В связи с этим сегодня, наряду с глубоким и систематическим изучением достижений современной западной теологии и богословских трудов представителей русской эмиграции, одной из важнейших задач является восстановление преемственности по отношению к насильственно прерванным традициям русской богословской науки и осмысление ее богатейшего наследия. Дореволюционные православные ученые заложили тот прочный фундамент, на котором может сегодня произойти подлинное возрождение отечественного богословия. Необходимо лишь творчески воспользоваться плодами их трудов, воплотить в жизнь их заветы и продолжить начинания. Одним из замечательных представителей дореволюционной русской богословской науки является Аким Алексеевич Олесницкий (1842–1907) – выдающийся православный библеист и археолог, исследователь Священного Писания Ветхого Завета, доктор богословия, профессор кафедры еврейского языка и библейской археологии Киевской Духовной Академии. К большому сожалению, сегодня это имя почти забыто и лишь в немногочисленных научных публикациях и интернет-статьях можно встретить ссылки на труды этого выдающегося исследователя Священного Писания. Того, кто, по словам известного дореволюционного богослова профессора Д. Глаголева, «создал целое направление в русской библейской науке» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Из переписки, связанной с научной деятельностью, нумизматическими и археологическими вкладами архимандрита Антонина в церковные и светские музейные собрания 319. Письмо ректора Киевской Духовной Академии архимандрита Филарета (Филаретова) 575 к архимандриту Антонину Киев 15 января 1870 г. Ваше Высокопреподобие! С особенным удовольствием исполняя поручение Совета Академии, имею честь препроводить при сем Вашему Высокопреподобию диплом на звание почетного члена Киевской Академии 576 . Пользуясь случаем как от себя, так и от всего академического сословия засвидетельствовать Вашему Высокопреподобию глубокое уважение и искреннюю признательность 577 , имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугой Филарет. Архив РДМ, п. 70, д. 1431, 1 л. 320. Из письма ректора Киевской Духовной Академии архимандрита Филарета (Филаретова) к архимандриту Антонину Киев 8 октября 1873 г. ...Получили очередные дары с «мерзостями моавитскими» 578 . На 5 мерзостях оказались замечательные надписи. Не умея сами прочитать их, мы обращались к профессору Д.А.> Хвольсону 579 и к преосв Порфирию . И дивные вещи. Хвольсон с отделением восточных языков прочитал три надписи и не прочитал двух. Пресвящ. Порфирий прочитал две и не прочитал трех. И оказалось, что первый не прочитал тех, которые прочитал второй, а второй не прочитал тех, которые прочитал первый. Стало быть, все надписи прочитаны. Над папирусом, когда-то присланным Вами, сидит теперь профессор химии здешнего университета Гарницкий 580 и, при помощи химических способов, разделяет листки. Один фрагмент очень хорошо поддается химическому анализу, но другой – увы – чрезвычайно крепится, а между тем он-то и есть большая драгоценность. Пошиб письма показывает глубокую древность его. Что такое на этих папирусах написано, пока еще не добрались: ибо химик не дает еще в руки другим своего воскрешаемого изделия. Музей наш понемножку набирается всяким хламом. Да будет ведомо Вашему Боголюбию: портрет Вашей святыни поставили в музее в той мысли, что фактическое основание нашего музея принадлежит не кому более, как Вам. Во время археологического съезда, бывшего в августе , любители ветхости заглядывали и к нам; тогда на вопрос: откуда это? зорящимся глазам приходилось отвечать почти из всех случаях: «от о. Антонина». Чтобы не затрудняться в объяснении, кто сей о. Антонин, мы и решились выставить благодетельный лик Ваш воочию всех и каждого 581 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

протоиерей Иоанн Скворцов (1795–17.08.1863) протоиерей Иоанн Скворцов Русский философ, один из основателей Киевской религиозно-философской школы. Его научная и преподавательская деятельность объединяла философские, богословские, естественные, математические и языковедческие знания. Отец профессора Константина Скворцова . Биография Сын священника села Стыткова (Стескова), Ардатовского уезда, Нижегородской губернии. Первоначальное образование получил в Нижегородском духовном училище и Нижегородской семинарии, а в 1814 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Своими успехами и богословско-философскими сочинениями он обратил на себя внимание тогдашнего ректора академии, архимандрита Филарета, впоследствии знаменитого митрополита Московского. Курсовое рассуждение молодого студента: «О составе человека» было первым печатным трудом начинающего, но многообещающего автора. Окончив курс в академии первым по списку, 18 июня 1817 года он был удостоен конференцией академии степени магистра богословия и назначен профессором философии, математики и физики в Киевскую семинарию, в число учеников которой должны были войти воспитанники высших классов преобразованной согласно проекту Комиссии духовных училищ 1808 года Киевской духовной академии. Новая академия была открыта в сентябре 1819 года, и Скворцов 22 сентября того же года был назначен в неё бакалавром философии. Состоявшееся 28 сентября 1819 г. открытие Киевской академии сопровождалось торжественным актом, на котором Иван Скворцов произнёс на латинском языке речь: «О метафизическом начале философии»; с 26 сентября 1819 года по 10 июля 1820 года Скворцов был библиотекарем академии. Посвящён 4 марта 1820 года в сан священника и определён к Владимирской Киево-Печерской церкви; уже 15 июля 1821 года он был возведён в сан протоиерея. В первые годы академической службы он один преподавал логику, метафизику, космологию и нравственную философию, а некоторое время ещё психологию и историю философии. Сверх постоянных курсов, он иногда читал специальные курсы, посвящённые критическому разбору учений известнейших философов. Из них им заимствованы статьи: «О философии Платона» (Журнал Министерства Нар. Просвещения, часть X, 1836 г.), «О Плотине» (Там же, 1835 г., часть VIII, стр. 1—17), «Критическое обозрение учения древних об истинном благе человека» (Там же, ч. LVII, 1848 г., стр. 252—284) и «О Теодицее Лейбница» (в рукописи). Лекции его записывались студентами, но нередко профессор выдавал своим слушателям составленные им записки, отличавшиеся краткостью и ясностью изложения, как и печатные его труды. Требовательный к себе в исполнении своих обязанностей, он требовал от студентов аккуратного посещения лекций и производил часто репетиции; особенное внимание он обращал на сочинения студентов. Студенты академии ценили его ученость и уважали за добросовестное исполнение им своих обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Полетика , Григорий Андреевич, писатель и общественный деятель XVIII века, брат Андрея Андреевича (см.), родился в 1723–1725 годах в Малороссии и с 1737 года воспитывался на счет отца в Киевской духовной академии, где обучался латинскому, немецкому, греческому и еврейскому языкам, из которых первому – у знаменитого Симона Тодорского. Пробыв студентом Академии восемь лет, П. в 1745 году, по желанию своему, «отстал от оной Академии для изыскания себе случая к продолжению высших наук» и 9-го июля 1746 года просил об определении его в должность переводчика латинского и немецкого языков при Академии Наук в Петербурге. В аттестате, выданном ему из Киевской академии, между прочим, отмечены особые его успехи в немецком языке, в котором он настолько «преуспел», что и «сам совершенно с похвалой своей и пользой слышащих его оный преподавать может». Прибыв в Петербург и подав прошение в Академию Наук, П., по резолюции Канцелярии Академии, вскоре (в июле того же 1746 года) был отослан для освидетельствования познаний в языках: немецком и латинском – к профессору Штелину, в русском и латинском – к профессору Тредьяковскому и в греческому – к адъюнкту Крузиусу. Тредьяковский в донесении своем от 26-го июля к графу К. Г. Разумовскому рекомендовал ему П. в переводчики, ибо тот, «переводя с латинского языка, показал себя, что тот язык изрядно разумеет и переводить с него может». Остальные лица, испытывавшие П. в языках, рапортовали Академии, что П. «в науке своей довольное искусство имеет и впредь от него лучшего плода уповать можно»; вследствие этого 8-го августа 1746 года он и был определен в должность переводчика латинского и немецкого языков при Академии. Получая небольшое жалованье (10 рублей в месяц), П. имел возможность продолжать свое образование и 18-го августа того же года определился в Академическую гимназию, в которой обучался французскому языку – у Леруа, математике – у Рихмана. 3-го февраля 1748 года, по своему желанию, П. был уволен из Академии Наук и определен в должность переводчика при Синоде, где и оставался по 1761 г., получив за это время чины: коллежского асессора (1757) и надворного советника (24-го августа 1761 г., при отставке).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В Древнем Патерике рассказывается, как некто спросил авву Антония: «Что мне нужно соблюдать, чтобы угодить Богу?» Старец ответил: «Соблюдай, что заповедаю тебе. Куда бы ты ни ходил, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании, и в каком бы месте ни находился, не скоро отходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди и спасешься». С первого раза может показаться, что эти духовные наставления невозможно исполнить в мирской жизни с её многозаботливостью и суетой. Тем не менее, во все времена были люди, которые старались хотя бы в малой мере следовать этим правилам, уклоняясь от участия в гонке за призраками земного счастья. Несмотря на искушения и соблазны, они сохраняли постоянство и спокойствие духа, и всё, к чему бы ни приступали, они старались делать во славу Божью, то есть основательно, надежно, тщательно, как говорится, на веки вечные. Такой личностью был заслуженный профессор Киевской Духовной Академии Василий Федорович Певницкий , посвятивший преподаванию в нашей духовной школе более 50 лет жизни. «В этот длинный период я был, – пишет он о себе в своих «Воспоминаниях», – непосредственным свидетелем текучей, изменяющейся жизни Академии... Много пришлось мне пережить, испытать и перечувствовать, немало и потрудиться. Но о себе, о своей личной жизни я не могу говорить отдельно от Академии. Моя личная жизнь и деятельность, как малая единица, сливается с жизнью Академии и ею поглощается». 1 Продолжительные и самоотверженные труды профессора принесли добрые изобильные плоды. «Под опытным руководством его воспиталось несколько поколений молодых богословски образованных людей, через которых он сильно и заметно действовал на все русское образованное общество, на всю духовную Русь». 2 Доктор богословия Московской Духовной Академии, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, член-корреспондент Императорской Академии наук, профессор Николай Никанорович Глубоковский пишет, что после эпохи схоластического схематизма профессор В. Ф. Певницкий внес в гомилетическую науку новую струю. Ему она обязана многочисленными и солидными вкладами теоретического и практического характера. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

игумен Маркел (Павлук) Является ли гомилетика самостоятельной научной дисциплиной, или же она не имеет собственного предмета исследования и должна считаться разделом риторики? Проповедь – это особый вид ораторского искусства, или ее следует трактовать шире – как некую специфическую разновидность церковного общения? Какими законами церковного красноречия проповеднику необходимо руководствоваться, чтобы его слово было живым и действенным? Как следует готовиться к проповеди ? В своих многочисленных статьях, регулярно публиковавшихся в «Трудах Киевской духовной академии», профессор Василий Федорович Певницкий старался дать исчерпывающие ответы на эти и другие вопросы, используя исторический метод исследования. 1. Какой должна быть гомилетика Когда в 1862 г. профессору В. Ф. Певницкому предложили возглавить кафедру гомилетики, то его смущала «сухость и малозначительность научного материала гомилетики». Поэтому он поставил перед собой задачу – сделать курс церковного красноречия в академии более живым 2 . Свои идеи на этот счет профессор Певницкий довольно подробно изложил в одной из первых своих научных публикаций по вопросам гомилетики, которая называлась «В каком виде может и должна быть поставлена кафедра гомилетики?» В начале статьи профессор обращает внимание на то, что если в западных протестантских школах гомилетика является едва ли не ведущей дисциплиной, то у нас она «сдавлена и стеснена другими предметами и преподается как бы урывками между уроками по другим богословским наукам» 3 . Лишь в Киевской академии, скорее всего как исключение из правил, благодаря таким влиятельным и даровитым личностям, какими были его предшественники по кафедре – Яков Космич Амфитеатров и протоиерей Назарий Антонович Фаворов, гомилетика заняла свое место среди других богословских дисциплин. Но В. Ф. Певницкий опасался, что с изменением обстоятельств гомилетика, как формально не узаконенная на общецерковном уровне дисциплина, может выпасть из круга читаемых предметов, как это к тому времени уже произошло в Казанской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович), митр.Киевский и Галицкий Родился 17 марта 1863 года в семье старого новгородского дворянина-помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877–1878 гг. (в НЭС m.III, стб.67, БЭС m.I, стб.197 и БЭЛ m.I, стб.904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии» на 1917 г., стр.41). Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью, по глубокому влечению сердца к науке боговедения, поступает в С.-Петербургскую Духовную Академию. В ранней молодости Алексей Храповицкий находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же. В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 г. был рукоположен во иеромонаха. Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества. В 1885 г. по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1686 год. В 1886 г. назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию. В 1887 г. был избран исполняющим должность доцента Петербургской Духовной Академии по кафедре Св.Писания Ветхого Завета. В «Церк.Вестнике» за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре «Введение в круг богословских наук» той же Академии до 1890 г. В 1888 г. получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности.» В том же году утвержден в звании доцента Академии. В 1809 назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии. В 1890 получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую Духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010