Архангельские Епархиальные Ведомости 1885–1899 гг. Архангельские Епархиальные Ведомости 1885–1899 гг. – Первый номер архангельского епархиального органа вышел 1 января 1885 г., под названием: «Архангельския Епархиальные Известия», при преосвящ. арх. Серапионе. «Известия» издавались при духовной консистории, под редакторством секретаря консистории, Василия Соколова , выходили дважды в месяц, стоили 2 р. 25 к. в год и состояли из одного официального отдела, в котором помещались некоторые сведения и из текущей епархиальной хроники. Каждый номер печатался с особою нумерацией. С 1888 г. «Известия» были переименованы в «Ведомости», прибавлен неофициальный отдел, цена поднята до 3 р., редакция от консистории перенесена к семинарии и редактором назначен ректор семинарии, протоиерей Александр Орлов. Издание, очевидно, переживало переходную эпоху, первый номер вышел только в апреле, двойной, следующие номера также были двойные, а последние два номера – даже четверные, так его в этом году в действительности вышло только 7 выпусков. Зато с этого года появилось при «Ведомостях» приложение – «Архангельский листок», обыкновенно в 4 страницы, содержащий религиозно-нравственное чтение для народа. Первый «Листок» вышел в мае, был посвящен торжеству воспоминания 900-летия крещения Руси и содержал «похвальное слово» великому князю Владимиру митрополита Киевского (XI в.) Илариона; второй «Листок», о св. Спиридоне Тримифунтском, и третий, о св. Василие Великом , вышли в декабре. Кроме того, в том же году был напечатан в приложении список приходов и монастырей епархии. Для издания теперь принята была общая нумерация страниц, приложения печатались с отдельной нумерацией. В 1889 г. вышло 5 номеров «Листка», в 1890 г. – 15, все были посвящены разъяснению таинств, преимущественно с миссионерскими целями для старообрядцев. «Листок» оказался не долговечным, последними были 4 номера в 1893 г., в том числе один сочинения епископа Никанора. С 11 номера за 1891 г. редактором становится преподаватель семинарии Иван Добровольский, при котором «Ведомости» скоро стали одним из лучших епархиальных органов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Кишиневские Епархиальные Ведомости Кишиневские Епархиальные Ведомости стали выходить 1 июля 1867 г., два раза в месяц, по цене 6 р., обычными тетрадями в цветной обложке. Первый вышел под редакцией ректора семинарии архимандрита Варлаама (Чернявского, впоследствии епископа минского) и профессора семинарии М. Скворцова. С 1 февраля 1906 г. выходят еженедельно. Первый год издания был подписной, а не гражданский, и закончился июнем 1868 г., а с 1 июля 1868 г. нумерация пошла на новый год, с 1; но с концом года этот неудобный порядок был изменен и в 1869 г. 1 января вышел 1. Первое время журнал печатался в двух параллельных текстах на русском и молдаванском языках. Статьи без перевода появлялись, как редкое исключение, и при том только в приложении. В 1869 г. статьи без перевода стали появляться и в самом журнале, все в более и более значительном количестве: переводились только статьи преимущественно назидательные и общедоступные, да продолжение прежних. С этим стал несколько меняться и характер печатаемого материала: появились, видимо, кандидатские диссертации новых преподавателей из студентов Академии, или же, быть может, магистерские прежних; характер журнала делался все более книжным, научным. Стали появляться также историко-статистические материалы, миссионерские статьи. С 1872 г. переводы прекратились. С 2 редактором остался один Скворцов. Михаил Иванович Скворцов, сын известного профессора – протоиерея И. М. Скворцова; по окончании киевской Академии в 1849 г. он служил в Одессе инспектором Дух. Училищ и – с 1853 г. – в Елисаветграде ректором Дух. Училища; в 1866 г. перешел в кишиневскую Семинарию преподавателем философских предметов, а после преобразования Семинарии в 1870 г. занял должность помощника инспектора. Скончался 1 декабря 1871 г. В «Киш. Е. В.» им напечатано (1867 – 1871 гг.) объяснение воскресных апостолов в порядке годичного круга («Киш. Е. В.» 1871 г. 23). С 13 за 1870 г. стал подписываться вторым редактором П. Цаховский, с 22 за 1871 г. сделавшийся единоличным. С 2 за 1872 г. к нему присоединился М. Ганицкий, оставшийся с 3 за 1875 г. также единоличным.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Сокращения БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918 (ежемесячно); и. с. 1-.1993-. Богословские труды. Сборники. М., 1958-, Византийский временник 1–25. СПб/.А., 1894–1928; и. с. 1 (26)-. Μ., 1947-, Вера и разум. Харьков, 1884–1917 (дважды в месяц); и. с. 2000– (ежемесячно). Вестник русского христианского движения. Париж, 1925 – 1939,1945-; Мюнхен, 1949; Париж, 1950– (с 1953 г. с общей нумерацией); 112/113-, Париж, Ν. Y., Μ., 1974-; 164-, М., 1992– (с неопред, периодичностью, до 1974 г. под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), ВЦП Вестник церковной истории. М., 2006-. Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг., 1917 – 1918. 1–46 (1.1.1917–26.2.1917); 1–169 (7.4.191731.12.1917); 1 (3.1.1918). Душеполезное Чтение. М., 1860–1917 (ежемесячно). Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834– 1917 (ежемесячно). Журнал Московской Патриархии. М., 1948-, Ежемесячно. Московские епархиальные ведомости. Μ., 1869-; и. с. 1990-. Московские церковные ведомости. М., 1880–1918 (ежемесячно). Православное обозрение. М., 1860–1891. Ежемесячно. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов 1–48. М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Православный собеседник. Каз., 1855–1917 (4 раза в год, 1868–1917 ежемесячно). Полное собрание законов Российской Империи/Под ред. Μ. М. Сперанского. СПб., 1 1826–1830, 2 1830–1884, 3 1881–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи в 10 тт. СПб., 1869–1916. Православная энциклопедия. М., 2000-, Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1869–1918 (с неопред, периодичностью). Труды Императорской Киевской духовной академии. К., 1860–1917. Ежеквартально, в 1861–1917 ежемесячно. В1997 г. изд. возобновлено с неопред, периодичностью и с исключением из назв. слова «Императорской». Творения святых отцов в русском переводе 1–69 (1–77). М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Христианское чтение. СПб., 1821–1917; н. с. 1991– (с неопред, периодичностью).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Глава десятая Вступление на престол Императора Павла Петровича, Его отношение к распоряжениям и учреждениям Екатерины II. Губернская реформа и передел губерний по указу от 12 дек. 1796 г. Территориальное переустройство русских епархий, соответственно новому делению губерний. Решение Св. Синода 16 сент. 1797 г. о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. Задержка практического выполнения этого решения, вследствие неприсылки из Сената росписи городов по губерниям по новому делению. Территориальное переустройство малороссийских епархий соответственно новому переделу губерний. Прикрытие Новгород-Северской епархии (1 сент. 1797 г.), в связи с прикрытием губернии. Введение Киевской епархии в границы губернии. Преобразование Переяславского и Бориспольского коадъюторства Киевской митрополии в полусамостоятельную епархию с своими консисторией и собором в области Малороссийской губернии, разделенной между Переяславским коадъюторством и Черниговской епархией. Переименование Екатеринославской и Таврической епархии в Новороссийскую и Днепровскую, Могилевской и Полоцкой в Белорусскую и Могилевскую; введение их в границы соответствующих губерний, а Брацлавской и Подольской епархии – в границы Подольской губернии. Расширение прав старорусского и дмитровского викариев учреждением у них своих консисторий и соборов и определением им особых территорий (18 дек. 1797 г. и 5 – 13 окт. 1798 г.). Территориальное несоответствие между многими епархиями и губерниями и затруднения, происходящие от этого несоответствия при малочисленности епархий после решения Св. Синода 16 сент. 1797 г. Общий доклад св. Синода от 27 сент. 1799 г., утвержденный 16 окт. того же года, о согласовании епархиальных границ с губернскими, об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям и об открытии пяти новых епархий в границах губерний и викариатств. Ведомость о составе всех русских епархий, составленная в св. Синоде. Отделение С.-Петербургской епархии от Новгородской; прикрытие викариатства: Феодосийского и Моздокского. Перенесение Коломенской кафедры в Тулу и образование Тульской и Белевской епархии, вместо Коломенской в пределах Тульской губернии. Открытие вновь самостоятельных епархий: XXXII – Калужской и Боровской в границах Калужской губ. с кафедрой в Калуге, XXXIII – Пермской и Екатеринбургской – в границах Пермской губернии с кафедрой в Перми; XXXIV – Оренбургской и Уфимской, в пределах Оренбургской губернии с кафедрой в уезд. гор. Уфе; XXXV – Саратовской и Пензенской в границах Саратовской губернии с кафедрой в уезд. гор. Пензе; XXXVI – Слободско-Украинской и Харьковской в границах Слободско-Украинской губернии с кафедрой в Харькове. Их территориальное устройство и изменение территорий соседних епархий при образовании новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАКИМ (ЛЕВИТСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Иоаким (Левитский) Иоаким (Левитский) ( 1853 - 1921 ), архиепископ б. Нижегородский и Арзамасский В миру Левитский (Левицкий) Иван Акимович, родился 30 марта 1853 года в с. Петрушки Каневского уезда (по другим данным, с. Драбовка Черкасского уезда) Киевской губернии в семье причетника. Первоначальное образование получил сначала в Киево-Софийском духовном училище , а затем в Киевской духовной семинарии . Как лучший студент был направлен учиться на казенный счет в Киевскую духовную академию. В 1879 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия . 9 августа 1879 года определен преподавателем Рижской духовной семинарии на кафедру гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. 24 июня 1880 года рукоположен в сан священника к Рижскому кафедральному собору с оставлением в должности преподавателя. С 1883 по 1886 год также состоял законоучителем Рижского пехотно-юнкерского училища и высшего девичьего частного училища Тайловой и временно исполнял обязанности инспектора и секретаря правления семинарии. Был членом Историко-статистической комиссии по описанию церквей Рижской епархии. В 1886 году овдовел и остался с тремя детьми - двумя мальчиками и девочкой, которая вскоре умерла. 28 июня 1893 года пострижен в монашество с именем Иоаким, 29 июня возведен в сан архимандрита и определен ректором Рижской духовной семинарии , редактором " Рижских епархиальных ведомостей " . Выступил как автор нескольких статей по историко-статистическому описанию Рижской епархии и церковной истории Прибалтики. 14 января 1896 года хиротонисан во епископа Балтского , викария Каменец-Подольской епархии . Хиротонию в Исаакиевском кафедральном соборе Санкт-Петербурга возглавил Санкт-Петербургский митр. Палладий (Раев) . Епископ Иоаким руководил епархиальным училищным советом и проповедническим комитетом.

http://drevo-info.ru/articles/19284.html

Раскол и сектантство. По Всеподданнейшему отчету г. Обер-Прокурора Св. Синода за 1898 г. 263 //Миссионерское обозрение 1901 г. 5. С. 599–607 Деятельность противораскольнической и противосектантской миссии в 1898 г. Деятельность миссии в 1898 году отличалась большим напряжением сил и подъемом энергии её деятелей. Особенно утешительным является усиление забот епархиальных начальств об учреждении миссий там, где их доселе не существовало, об открытии новых миссионерских вакансий, а равно и об изыскании средств и мер к лучшему обеспечению миссионерствующих пастырей Церкви и самих миссионеров. Новые епархиальные миссии в истекшем 1898 году учреждены в С.-Петербургской епархии и Грузинском Экзархате, в Кишиневской, Олонецкой, Тамбовской и Забайкальской епархиях. Новые вакансии открыты: в С.-Петербургской (две), в Киевской (третьего епархиального противосектантского миссионера), Черниговской (противосектантского), Тамбовской (второго противосектантского), Херсонской (противораскольничьего), Олонецкой (епархиального противораскольничьего), Вятской (противораскольничьего при Сарапульском викариатстве), Рязанской. Независимо от сего, во многих епархиях открыто по нескольку вакансий окружных миссионеров, например, в Рязанской, Тамбовской, Херсонской. В приходском духовенстве и в учащемся духовном юношестве заметно пробуждается дух любви к миссионерству и разумение высоты и важности этого служения в Церкви, – интерес и потребность к изучению сектоведения. Никогда ранее миссия не имела в рядах своих столько новых деятелей из состава академических воспитанников, как в истекшем году. В 1898 году, по заявлению представителей духовенства, открыты «особые миссионерские отделы» при Епархиальных Ведомостях (Екатеринославских, Томских и Херсонских) и вообще оживилась миссионерская литература о местном расколо-сектантстве. Главным же печатным органом внутренней миссии, отвечающим миссионерским запросам приходского духовенства, был, по прежнему, издающийся в С.-Петербурге журнал «Миссионерское Обозрение», посвященный всестороннему исследованию и обличению русского рационалистического и мистического сектантства, а также расколо-старообрядчества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубоко­уважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся присно­памятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать не­сколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей» и дадут еще несколько новых данных для характеристики личности знаменитого архи­пастыря Астраханской церкви, родиной которого был православный восток. Слово архиепископа Никифора Феотоки „на отшествие из епархии», извлеченное из рукописного, современного нам, сборника Церковно-археологического музея при Киевск. Духовн. Академии 163 1 и напечатанное нами в „Труд. Киев. Дух. Академии» 1891 г. 6, было открыто в назван­ном сборнике нами, и мы на него указали в свое время и г. Соловьеву, но „честь первого издания в свет этого замечательного „слова» при­надлежит “ не нам, хотя ошибочно и мы лично были непрочь так ду­мать („А. Е. В.» 8, стр. 240), называя „слово на отшествие из епархии» „неизданным еще в свете». Честь эту оспаривает у нас малоизвестная в библиографии и едва-ли даже поступавшая в обычную продажу брошюра, напечатанная, „с одобрения Московской духовной цензуры“ в 1825 г. в Московской Синодальной типографии под заглавием: „ Слова Никифора Феотокия, архиепископа Астраханскооо, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 года; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе, при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г.“ 2 . Брошюра эта в 16 долю листа состоит из 14 страниц и была напечатана на средства одного из почитателей проповедническаго таланта архиепископа Никифора Феотоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Воронов Александр Дмитриевич, ординарный профессор Киевской дух. академии по кафедре общей церковной истории, доктор богословия (ум. 1883 г., 29 окт.) А. Д. В. – сын сельского священника Тверской губернии, Новоторжского уезда, родился 5 февраля 1839 г., в селе Грузнах. Первоначальное образование получил в Новоторжском духовном училище, откуда в 1853 г. поступил в Тверскую духовную семинарии, где пробыл 5 лет и по окончании первого года богословского курса отправлен в Московскую академии, где обучался с 1858 по 1862 г. По окончании академического курса В. утверждён в степени магистра богословия 28 сентяб. 1862 г., а 30 дня следующего месяца октября назначен в Киевскую духовную академ. бакалавром общей новой церковной истории. Затем, 3 февраля 1866 г. возведён в звание экстраординарного профессора академии, а в 1878 г., 6 марта, по защищении им докторской диссертации, под заглавием «Главнейшие источники для истории свв. Кирилла и Мефодия», в звание ординарного профессора. Временами он проходил другие должности в академии, как то, помощника инспектора с 25 февр. 1863 г. до 1 авг. 1865 г., а с этого года – помощника секретаря академического правления и затем секретаря с 1 сент. 1867 г. по 15 авг. 1869 г., когда с введением нового устава в академии должности эти – последние перестали быть придаточными для профессоров и преподавателей. С образованием по новому уставу совета академии В. постоянно избираем был в члены его от церковно-исторического отделения, исправлял некоторое время и должность инспектора академии. Охотно принимал и выполнял он и другие, временно возлагавшиеся на него советом, поручения, как, напр., по участию в строительном комитете при академии (с 1875 г., 5апр., по 1879 г., апр. 28), по председательству в комиссии, назначенной советом в июне текущего года для ревизии и приведения в порядок академической библиотеки и её каталогов. В последние два года с лишним он, по избранию совета, был редактором «Киевских Епархиальных Ведомостей», и по свойственной ему добросовестности и порывчивости во всякой возлагаемой на него работе, работал над означенным изданием слишком много.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

И.И.Меняйлов Епископ Борис (Плотников) и его богословско-историческое наследие Скачать epub pdf В 2011 году исполняется 110 лет со дня кончины преосвященного Бориса епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Епископ Борис является учёным-монахом в области богословия, церковной истории, языкознания и метафизики XIX века. Вся его непродолжительная жизнь была служением. И это было служение не только верного и ревностного пастыря Церкви Христовой, но и ученого-монаха. За сравнительно короткий период епископ Борис написал большое количество значимых трудов, как по лингвистике, так и в области богословия и церковной истории, которые актуальны и в наше время. Его статьи публиковались в разных духовных и светских журналах и периодических изданиях, таких как «Томские Епархиальные Ведомости», «Филологические записки», «Руководство для сельских пастырей», «Вера и Разум», «Прибавление к творениям св. отцов», «Православное Обозрение», «Чтение Общества Любителей Духовного Просвещения», «Православный собеседник», «Труды Киевской Духовной Академии» и др. Сегодня наследие этого выдающегося ученого не выходит за рамки научной среды, поэтому перед данной статьей стоит цель познакомить современного читателя с личностью и трудами этого «забытого» светоча науки. Епископ Борис, в миру Владимир Владимирович Плотников, сын столоначальника Красноярского духовного правления, родился 16 июля 1855 года в г. Красноярске. Довольно рано лишившись отца, он был обречён пережить такие трудности, которые могли обусловить его жизни совсем иное русло, нежели судьба ученого-монаха. Но, к счастью, его взял на воспитание и материальное обеспечение родственник, золотопромышленник П.М. Преин. У последнего была богатая домашняя библиотека, в которой молодой Плотников и проводил все свое свободное время. Благодаря этому ещё до студенческой скамьи будущий ученый хорошо изучил древние и новые языки 1 . Первоначальное образование Владимир получил в Красноярском детском приюте и в Красноярском духовном училище. В 1876 году Плотников окончил Томскую духовную семинарию, после чего его, как первого студента, направили в Казанскую Духовную Академию на казенный счет 2 . Инспектор Академии прот. Н. Виноградов так вспоминает прибывшего для поступления юношу: «Высокий, худой, с продолговатым бледным лицом и впалою грудью, но выразительно-умными глазами, новичок-томич производил на окружающих приятное впечатление, только, казалось, не обладал крепким здоровьем» 3 . Действительно, у Владимира было слабое здоровье. Когда он проходил медицинский осмотр перед вступительными экзаменами, у него обнаружили катаром легких. Узнав о неутешительном диагнозе, будущий пастырь желает покончить с дальнейшим духовным образованием и намеревается поступить в университет. Но склонность к богословскому образованию и отсутствие средств на обучение заставили его отказаться от этой мысли, и он поступает в академию на церковно-практическое отделение.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАЙЦЕВ Николай Лазаревич (1838, Калуга - 5.01.1872, там же), экстраординарный проф. КДА. Род. в семье протоиерея, магистра богословия, ректора Калужского ДУ, служившего в калужской Архангельской ц. Получил домашнее образование и поступил сразу в последний класс ДУ, окончив его 1-м учеником, затем был зачислен в ДС. В 1855 г., после 1-го года обучения в ДС, был направлен в СПбДА, к-рую окончил в 1859 г. также 1-м учеником со степенью магистра богословия. 13 окт. 1859 г. по окончании обучения З. был назначен в Калужскую ДС на должность преподавателя словесности и лат. языка, а также из-за отсутствия преподавателя читал в семинарии лекции по естественной истории. Составил учебную программу курса словесности. Стремился к живому общению со студентами вне аудиторных занятий. В семинарии З. организовывал воскресные собрания учеников для чтения сочинений рус. писателей. При участии друзей-преподавателей З. составил сборник ст. «Дружеская беседа» для учащихся семинарии по различным аспектам научного богословия, включил свои переводы статей европ. ученых. З., пользуясь знакомством с представителями высшего общества г. Калуги, устроил благотворительный музыкально-лит. вечер в Дворянском собрании в пользу малообеспеченных учеников семинарии. Нек-рых студентов он регулярно приглашал домой к обеду или на ужин. 28 июня 1861 г. определением Святейшего Синода З. был уволен из Калужской ДС по его прошению для лечения за границей с предоставлением права по возвращении снова просить место по Духовно-училищному ведомству. Путешествие З. по Зап. Европе финансировала вел. кнг. Елена Павловна, которая поручила ему изучить устройство местных жен. общин сестер милосердия. С этой целью он побывал в Лондоне, в городах Германии, Франции, Италии. В 1863 г. З. вернулся в Россию. Представленный им отчет имел большое значение для организации подобных учреждений в России. В этой поездке он также познакомился с устройством зап. учебных заведений и с особенностями церковной жизни в Зап. Европе. Впечатления З. нашли отражение в статьях и педагогических заметках. Состояние здоровья З. ухудшилось, он практически не мог ходить (ему был поставлен диагноз туберкулез костей). Но благодаря длительному домашнему уходу, З. начал передвигаться на костылях и возобновил свое общение с воспитанниками семинарии. Снова стал проводить беседы и чтения, подготовил новый выпуск «Дружеской беседы», в к-ром также было помещено письмо З. к ученикам из-за границы 1862 г. Соблюдая назначенный постельный режим, З. продолжал делать переводы и публиковал статьи о протестант. богословии и церковной жизни в «Духовной беседе» , «Калужских епархиальных ведомостях», «Православном обозрении» , «Духе христианина» , «Душеполезном чтении» , «Руководстве для сельских пастырей» , «Трудах Киевской Духовной Академии» .

http://pravenc.ru/text/1618918.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010