Из представленных нами в минувшем году на страницах «Киевской Старины» материалов для истории появленья и распространения штунды на юг России 1 всякий непредубежденный читатель мог до очевидности удостовериться в том, что так называемая у нас штунда есть ничто иное, как немецкий баптизм, занесенный в наши немецкие колонии нарочитыми миссионерами из Гамбурга и что первыми его адептами из среды малорусского православного населенья были лица, случайно, в качестве рабочих, попавшие к колонистам,– люди оторванные от дома и семьи, от общенья в молитве церкви и таинствах, от поучения своих пастырей, чувствовавшие быть может именно поэтому потребность в духовной пище и подвергшейся действию искусных и фанатичных проповедников нового учения. С появлением первых последователей этого учения в среде православных малороссиян, с увеличением числа нарочитых проповедников оного в среде немецких колонистов и учреждением правильно организованных баптистских общин в разных пунктах Новороссии и между прочим в Одессе, дальнейшее распространение баптизма в малорусском поселении того края не представляет ничего удивительного, или непонятного. Зараза душевная с такой же легкостью и быстротой, как и физическая, передается людям, находящимся в постоянном и тесном общении с зараженным; всякое новое религиозное учение действует с неотразимой силой в образе живого убеждённого человека той-же среды, того-же близкого, особо родственного круга. Но то удивительно, что зараза, о которой у нас речь, сделала быстрый скачек с крайнего юга в глубь киевской губернии,– сделала при отсутствии вышеуказанных обстоятельств, проникла в сплошную православную среду, ничем к ней не предрасположенную. Пользуясь и на этот раз официальными данными, мы передадим кратко о том, когда и как проникла к нам штунда, каков был первоначальный ее ход, при каких обстоятельствах она распространялась, как локализовалась и какова теперь численность ее последователей, какие общие меры принимались к ее пресечению и что способствовало ее распространению у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Огиенко Иван Иванович; 2.01.1882, мест. Брусилов Радомысльского у. Киевской губ.- 29.03.1972, Виннипег, Канада), укр. церковный и политический деятель, митр., предстоятель автокефалистской Украинской греко-православной Церкви в Канаде ; историк Церкви. Происходил из старинного казацкого рода. Отец - кантонист, участник Крымской войны, погиб в 1885 г. Из-за крайней бедности И. пошел в школу только в 11 лет. По окончании начальной 4-летней школы в Брусилове в 1896 г. поступил в киевскую военно-фельдшерскую школу, где имел право на бесплатное обучение как отличник и сын военного, с обязательством по ее окончании отработать 6 лет по медицинскому ведомству. Его одноклассником был Ефим Придворов (Демьян Бедный), впосл. советский поэт. В 1903 г. И. сдал экстерном экзамены за курс Острожской классической гимназии. Поступил на медицинский фак-т Киевского ун-та св. Владимира, чтобы получить досрочное освобождение от военной службы в госпитале. В 1904 г. у И. появилась возможность перейти вольнослушателем на историко-филологический фак-т. В том же году он был отчислен за то, что не смог оплатить учебу, но благодаря профессорам Т. Д. Флоринскому и Ю. А. Кулаковскому участвовал в конкурсе на получение Кирилло-Мефодиевской стипендии. И. стал победителем в этом конкурсе, у него появились средства к существованию, и он был освобожден от платы за обучение. Посещал заседания филологического просеминара профессора ун-та В. Н. Перетца (1904-1907), а также семинара русской филологии (1907-1914). После выхода разрешения в 1905 г. на издание укр. периодических изданий И. начал активно в них публиковаться. Его поэтические произведения, публицистические статьи в защиту укр. языка появились в таких изданиях, как «Громадська Думка», «Рада», «Нова Рада», альманахах «Розвага», «Терновий bihok» и др. После открытия 12 мая 1907 г. в Киеве Украинского научного товарищества (УНТ) И. становится корректором и неофиц. редактором «Записок УНТ», состоял членом «Украïнського клуба». В 1909 г. окончил историко-филологический фак-т Киевского ун-та св. Владимира, в том же году защитил магистерскую работу на тему ««Ключ разумения» Иоанникия Галятовского». Учился на Высших педагогических курсах. Несмотря на ходатайства университетских профессоров, Министерство народного просвещения не утвердило его кандидатуру на должность профессорского стипендиата. В 1909-1911 гг. преподавал в Киевской коммерческой школе. Действительный член Украинского научного об-ва в Киеве (1909), один из редакторов изданий об-ва в 1907-1910 гг. С 1908 г. член киевской орг-ции «Npocbimu», с 1912 г. член Исторического общества Нестора-летописца. В том же году был избран членом Общества любителей древней письменности . В 1915-1918 гг. приват-доцент кафедры рус. языка и литературы Киевского университета. Преподавал украинский язык на Высших педагогических курсах.

http://pravenc.ru/text/389195.html

I Высоко передо мною Старый Киев над Днепром; Днепр сверкает под горою Переливным серебром. Слава, Киев многовечный, Русской славы колыбель! Слава, Днепр наш быстротечный, Руси чистая купель! Сладко песни раздалися, В небе тих вечерний звон... – Вы откуда собралися, Богомольцы, на поклон? – Я оттуда, где струится Тихий Дон, краса степей. – Я оттуда, где клубится Беспредельный Енисей! – Край мой – тёплый брег Евксина. – Край мой – брег тех дальних стран, Где одна сплошная льдина Оковала океан. – Дик и страшен верх Алтая. Вечен блеск его снегов: Там страна моя родная! – Мне отчизна – старый Псков. – Я от Ладоги холодной. – Я от синих волн Невы. – Я от Камы многоводной. – Я от матушки Москвы. (Хомяков). Кто не знает Киева и его святынь? Если сами мы не были в этом городе, то были наши родные, наши друзья, наши знакомые, и от них – припомним хорошенько – наверно каждый из нас слыхал о Киеве. Поистине, можно сказать, что это город, слухом о котором полна земля. Недаром Киев считается давно уже матерью городов русских. Кто же из детей не знает матери? «Язык до Киева доведёт», – говорит русская пословица: расскажут, только спроси. Что же привлекает всех к Киеву? Почему редко встретишь человека, который или сам бы не был в этом городе, или не слышал бы о нём много-много от других? Конечно, не одно красивое местоположение тут имеет значение. Правда, нигде берега реки не являются в таком роскошном виде, как возле Киева, и немало потому есть путешественников, которые идут по Днепру до Киева с единственною целью полюбоваться дивными картинами природы. Правда и то, что Киев – самый старый город на юге России, древняя великокняжеская столица; ни в одном городе не сохранилось столько дорогих для русского сердца остатков старины, как в том же Киеве, и потому многие-многие любознательные путешественники отправляются в Киев с целью видеть и изучать памятники старины. Но всё это – и красота местоположения, и обилие древних памятников – не главнейшие причины того, что к Киеву идут и едут, как говорится, со всех концов света: нести расход и тратить время на путешествие с тем, чтобы полюбоваться лишь природой, могут только люди свободные и обладающие средствами, а памятники киевской старины могут привлекать только людей образованных. Нет, не это главное, что влечёт к Киеву: святыни Киева – вот что возвеличило этот город больше всего, вот что манит к нему всех, вот почему редкий человек не побывал в нём хоть один раз в своей жизни. Прекрасно выражена эта мысль в стихотворении русского поэта Хомякова, приведённом нами в начале этой главы;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I раздел Много протекло лет по смерти Великого князя Киевского Владимира Святославича; только не многие из современников его еще оставались на земле, как памятники прошедшего, как хроники, рассказывающие о былом давно минувшем. Но время не истребило в киевлянах любви к Великому; воспоминание о красном солнышке Владимире Святославиче оставалось святыней заветною: им молодели, согбенные под бременем лет, старики; им восхищались пылкие юноши. На уступе Андреевской горы сидел старик, дядя Терентьич; тусклые глаза его обращены были вниз на разные изображения, которые он чертил своею дубовою палкою на песке; морщины, изрытые на высоком челе и изсохших щеках, во многих местах были пересечены глубокими рубцами; седые его волосы, несколько подстриженные спереди, по бокам и сзади касались плеч; по временам крупная слеза выкатывалась из потухавших очей, и старик каждый раз утирал ее рукавом белой рубахи, высовывавшимся из-под черного обьяринного кафтана, подпоясанного пестрым шелковым кушаком. Возле него полукружием сидели несколько молодых и довольно пожилых людей в праздничном наряде. – Бог судил мне, детушки, – начал старик, положить вот этими грешными руками почитай всех родных и приятелей в непробудную постель – мать сыру землю. Скоро и мне туда же дорога. Слушайте, детки, речи старика: уму-разуму вас учит, на зло не наставляет; состареетесь и сами, будете сами учить детей и внучат; рассказывайте всё им в жизни на пользу, души назиданье; учите знать да бояться Бога, любить да уважать князя; коли нужно, живот положить за отчизну святую, за матушку Русь; а я расскажу вам, как Бог посещал нас бедами, да он же и помиловал – Отец наш небесный. «Светло взошло солнышко на другой день погребения Великого; но тяжкая скорбь лежала на сердцах. Площадь пред Великокняжеским дворцом наполнялась народом; но тих был говор его. С поникшими головами безмолвно бродили киевляне в ожидании появления нового князя. – Был я еще парнем невзврачным, как отнял у нас Владыка небесный Владимира – солнышко наше; но помню, как теперь, – тут сидел дедушка Минич; вкруг него парни сидели, и такую вели с ними речь:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Скачать epub pdf Страница из истории богослужебных текстов Если вы имели случай когда нибудь в старое дореволюционное время посетить старообрядческий храм или часовню, а потом вам пришлось побывать в русинском храме в каком нибудь глухом углу Прикарпатья, – не послышалось ли вам в прикарпатских церковных напевах нечто уже знакомое? не напомнили ли вам некоторые своеобразные выражения в песнопениях то, что вы слышали уже когда то давно в старообрядческом чтении или пении? «Богородице Дево, радуйся, обрадованная Марие, Господь с Тобою»... Откуда эта общность? Откуда сходство между русскими староверами и западно-русскими униатами? Не слышится ли в этом униатском голос седой старины? Да, это, действительно, голос старины, но не об унии говорит он и не в пользу унии. Это сохранение старины переносит нас в период доуниатский (Брестская церковная уния заключена в конце XVI столетия). Неожиданное сходство далеких друг от друга, но единых национально, русских севера и юго-запада говорит лишь о том, что в Западном крае были причины крепко беречь свои церковные уставы, свой обряд, свои обычаи. Пронести неповрежденной свою веру, выраженную в богослужении, через длинный период насильно введенной унии, сколько бы он ни продол жался, – Таково было инстинктивное стремление угнетенного народа; оно внушило народу, во что бы то ни стало, крепко держаться при «старом» обряде. И народ – если говорить о главной массе – в течение 300-летнего периода унии сохранил себя. Общность старых богослужебных форм Руси юго-запада и Руси севера переносит нас в ту отдаленную эпоху, когда Русь представляла собой одно целое в духовном смысле, хотя в политическом отношении она была разделена границей между Литвой-Польшей и Московской Русью. Единый русский народ жил в разных государствах. Первоначальная Киевская митрополия скоро разделилась на две; каждая из двух претендовала на имя «Киевской»; оне были не только разобщены, но и соперничали друг с другом: и все таки духовное церковное бытие было общее, сходное, по существу единое.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

А.А. Половцов Юзефович, Михаил Владимирович Юзефович , Михаил Владимирович, д. т. с., помощник попечителя Киевского учебного округа, председатель киевской археологической комиссии, член Императорского русского географического общества и Копенгагенского общества северных антиквариев. Родился Ю. 17–го июня 1802 г. в своем родовом имении Полтавской губернии и происходил из старинного дворянского рода. Сначала родители думали воспитывать его дома, но потом отдали в благородный пансион при Московском университете. Окончив курс в этом пансионе в 1819 г. с правом на чин XIV класса, Ю., однако, не поступил на гражданскую службу, а спустя два года подал прошение о зачислении его в Чугуевский уланский полк юнкером. В 1822 г. он был произведен в корнеты. С началом турецкой войны 1827–1828 гг., будучи уже в чине поручика, он принял в ней самое деятельное участие, находясь при графе Паскевиче–Эриванском и участвуя почти во всех сражениях и стычках. За отличия, выказанные им при взятии Карса, лагеря и крепости Байбурти и в других делах, он был награжден орденом св. Владимира 4–ой степени, произведен в штаб–ротмистры и получил орден св. Анны 2–й степени с мечами. Во время этой же кампании, посланный для обозрения засад близ крепости Ахалцыха, Ю. был тяжело ранен пулей в правую ногу выше колена и до конца войны не мог уже принимать в ней участия. Однако оправившись немного от раны, он не вышел в отставку и продолжал служить в Чугуевском полку до 1839 г., когда решил совсем оставить военную службу и вышел в отставку с чином майора. Между тем совсем оставаться без дела он не мог и уже в следующем году поступил на службу в министерство Народного Просвещения и был назначен инспектором казенных училищ в гор. Киеве. Уже раньше, интересуясь постоянно археологией, он много работал по этому вопросу; теперь же археологическим изысканиям стал посвящать все свое свободное от служебных обязанностей время и вскоре приобрел репутацию очень сведущего археолога. В 1843 г. Ю. был произведен в надворные советники и назначен исполняющим должность помощника попечителя Киевского учебного округа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Ю.В. Дойков 19 февраля 1925 года из пригорода Праги Вшенор Марина Цветаева писала О.Е. Черковой-Колбасиной: «17-го ночью, от разрыва сердца, умер Кондаков Недавно был его юбилей. При жизни его ценили, как обыкновенно – только после смерти. Черствый, в тысячелетиях живущий старик был растроган. Умер 80-ти лет. Русские могилы в Праге растут. Это славная могила». После 1917-го русские могилы стали расти не только в Праге, но и в Константинополе, Берлине, Париже, Вашингтоне, Белграде, Шанхае, Харбине, везде, куда занесла судьба русских эмигрантов, спасавшихся от большевиков. Н.П. Кондаков – крупнейший мировой авторитет в области византийского и древнерусского искусства, автор работ о шедеврах Киевской Руси, Кавказа, Константинополя, Сирии, Палестины, Македонии и т.д., академик Петербургской Академии наук сразу по двум отделениям – историко-филологическому и русского языка и словесности. Из всех многочисленных обществ и научных организаций русской эмиграции Кондаковский семинар (институт), созданный после смерти учителя его учениками, вероятно, следует назвать самым выдающимся научным достижением русского зарубежного исторического сообщества. Он существовал в Праге с 1925 года более 20 лет, издавал научный журнал, труды института, множество прекрасно иллюстрированных томов по искусству, археологии. Ныне издания Пражского «Института Кондакова» украшают собрания крупнейших западных библиотек, а деятельность Института рассматривается как история современной западной культуры. В дореволюционной России не было преград для ученых, они занимались чем хотели, ездили куда хотели, чувствовали себя уверенно, по крайней мере, не ниже западных ученых. Та же византинистика в России находилась на мировом уровне. В Советской же России последний оставшийся в живых крупный византинист В.Н. Белешевич был сначала как «евразиец» отправлен в концлагерь на Соловки, а в 1937 году расстрелян как «немецкий шпион». В итоге современный исследователь И.П. Медведев отмечает: «Пустые публикации советских византинистов, неавторитетность российского византиноведения в школе, его низкий научный уровень».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

(31 декабря 1819г. – 3 декабря 1896г.) 3 декабря 1896 г. в 8.15 утра скончался Киевский кафедральный протоирей П.Г. Лебединцев. Покойный протоирей находился в близких отношениях к нашей Академии. Один из лучших питомцев XI курса (1839–1843гг.), он, можно сказать, никогда не порывал связи со своею духовною матерью. В последние же годы своей жизни он стал в ближайшие отношения к Киевской Духовной Академии и вошел в состав малой академической семи, будучи избран в почетные Члены Академии, каковая честь составляет удел ее весьма немногих воспитанников. В своей ученой деятельности, которая составляет лучшую сторону его долголетней и многоплодной жизни, протоиерей П. Г. Лебединцев также стоял близко к Академии. Как хороший знаток местной старины и русской церковной истории вообще, он всегда принимал весьма живое и деятельное участие в трудах Церковно-Археологического Общества, состоящего при Киевской духовной Академии, в течение многих лег исполняя обязанности товарища председателя этого Общества. Редкое заседание этого Общества проходило без покойного протоиерея, и ни одного сколько-нибудь интересного реферата, читаемого в Обществе, он не оставлял без своих всегда дельных и основательных замечаний. Некоторые из своих учебно-литературных трудов покойный отдавал для напечатания в академическом журнале. Наконец, и при кончине своей покойный протоирей Π. Г. Лебединцев не забыл воспитавшей его Академии, завещав ей лучшие и наиболее ценные книги и рукописи из его обширной библиотеки. Таким образом, в лице протоиерея П.Г. Лебединцева Киевская духовная Академия вместе с русскою церковно-историческою наукою вообще понесли тяжелую утрату. В виду важных заслуг покойного перед наукой вообще и перед Киевскою духовною Академией в частности, академический орган считает своим нравственным долгом познакомить своих читателей хотя в самых кратких чертах с жизнью и деятельностью протоиерея Π. Г. Лебединцева, которая и независимо от того представляет глубоко поучительный интерес во многих отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ki...

А.А. Половцов Беннигсен, Леонтий Леонтьевич Беннигсен , барон (впоследствии граф) Леонтий Леонтьевич (Левин Август Теофил), генерал от кавалерии, род. 10 февраля 1745 г. в Брауншвейге (а по другим известиям – в Бантельне, близ Ганновера), ум. 2 октября 1826 г. в Ганновере. Происходя из старшей линии (Бантельн) старинного ганноверского дома, он в 1755 г. поступил в ганноверскую службу пажом, в 1759 г. был произведен в прапорщики пешей гвардии, в 1760 г. – в поручики, в 1763 г. – в капитаны и в этом чине участвовал в последней кампании Семилетней войны; в 1768 г. он получил чин майора. Смерть отца сделала его обладателем богатого родового поместья Бантельн; тогда он вышел в отставку и женился, но вскоре опять поступил на службу и в 1773 г. был произведен в подполковники. Чувствуя призвание к военной деятельности и не находя удовлетворения своим стремлениям в Ганновере, он 31 декабря 1773 г. перешел на русскую службу, не принимая, однако, русского подданства, и определился премьер-майором в вятский мушкетерский полк, сверх комплекта. В следующем году он был переведен в комплект, в нарвский полк и принял деятельное участие в турецкой войне, сражаясь сначала в Малой Валахии, в корпусе гр. Каменского, потом за Дунаем, под личной командою Румянцева, и, наконец, под начальством гр. Салтыкова сражался под Рущуком и в передней цепи на Балканах. 12 декабря 1778 г. Беннигсен был произведен в подполковники и определен в киевский легкоконный полк, с которым вскоре был командирован в корпус, посланный на помощь Фридриху II. В 1783 г., когда русские войска занимали Крым, Беннигсен был командирован с двумя эскадронами киевского полка из Киева в Подолию для содержания кордона по Днестру, от Каменец-Подольска до Могилева. В 1787 г. он получил чин полковника и назначен командиром Изюмского легкоконного полка, а в следующем году, когда началась вторая турецкая война, он двинулся со своим полком в Бессарабию и, в составе екатеринославской армии кн. Потемкина, принял участие в осаде и штурме Очакова, в сражении под Каушанами, во взятии Бендер и в других делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Галаган, Григорий Павлович Галаган , Григорий Павлович, общественный деятель, учредитель Коллегии Павла Галагана в Киеве; родился 15 августа 1819 г. в селе Сокиренцах, родовом имении Галаганов Полтавской губерний (по «Малороссийскому Родословнику» – в Киеве), умер 25 сентября 1888 г. в Сокиренцах, где и погребен. Как и все почти малорусское дворянство, Галаганы – недавнего происхождения, только в начале XVIII века выдвинулись из рядов казацкой старины, к концу этого века разбогатели и «нобилитовались». Родоначальник их, Игнатий Иванович Г-н, был полковником Чигиринским и Прилуцким († в 1748 г.). Путем массового «привернення в nIддahcmbo» казаков и крестьян и выгодных браков Г-ны собрали крупные средства, которые перешли к последнему представителю рода Г. П., после же его смерти – к его близким родственникам, гр. Ламздорф, присоединившим к своей фамилии название угасшего рода. Сам Г. П. называл свое детство и отрочество «неприглядными». Они проходили в условиях, достаточно ярко обрисованных Нарежным, Гоголем и Квиткой в их рассказах о быте украинских «старосветских помещиков». Поворотным моментом в его жизни было сближение с известным славянофилом Ф. В. Чижовым. Строгий к себе и другим, широко образованный, обладавший «неутолимой жаждой практической деятельности», молодой адъюнкт математики Петербургского университета оказал громадное влияние на своего питомца, подготовил его к университету (Г. П. окончил юридический факультет Петербургского университета в 1840 г. действительным студентом). Чижову Г. П. считал себя обязанным всем – своими умственными и нравственными интересами, убеждениями, дорогим для него сближением с лучшими из славянофилов – И. С. Аксаковым, Ю. Ф. Самариным . Славянофильские связи не мешали Г. П. оставаться до конца своей жизни искренним украинофилом, что сблизило его с М. А. Максимовичем и киевской украинской «Громадой» (В. Б. Антонович, П. И. Житецкий, В. Л. Беренштам и др.). Нападки славянофилов на украинофильство, как «сепаратизм», всегда казались ему недоразумением.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010