Закрыть itemscope itemtype="" > В защиту православных святынь Сергей Демидов о том, как в Киево-Печерской лавре провели 14 октября – день, когда радикалы намеревались напасть на обитель 17.10.2018 878 14 октября на воскресное праздничное Богослужение в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской и Почаевской Лаврах собрались тысячи верующих. Как известно, они это сделали по призыву Священноначалия Украинской Православной Церкви (УПЦ) в связи с новыми угрозами захвата радикалами и раскольниками главных Святынь нашей Церкви после антиканонических решений Синода Константинопольского Патриархата (КП-ля) по Украине. После Божественной Литургии вокруг Киево-Печерской Лавры состоялся Крестный ход, который, как и 7 октября и 13 октября вечером, организовал Союз Православных братств Украины. Несколько сот верующих, среди которых было немало приезжих из других регионов Украины, обошли Святыню с молитвенными остановками возле верхнего и нижнего входов в Лавру. Завершился Крестный ход возле Успенского собора Лавры после трехкратного его обхода верующими. В 17 часов в Лавре состоялись молитвенные стояния, во время которых были прочитаны акафисты в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Возле Успенского собора его читал Наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Павел, а перед входом в Лавру со стороны экономических ворот - Управделами УПЦ митрополит Антоний. Перед началом чтения владыка Антоний рассказал верующим о церковной ситуации, которая сложилась на Украине после беспрецедентных антиканонических действий КП-ля. На последнем своем Синоде он легализовал украинских раскольников, а также отменил решение своих предшественников по передаче Киевской Митрополии Русской Православной Церкви в 1686 году. По молитвам верующих УПЦ, а также в результате решительных действий украинских силовиков, которых немало собралось возле Киево-Печерской Лавры, радикальные националисты, проводившие свое шествие в честь УПА по центральным улицам Киева, так и не появились возле Православной Святыни.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/17/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В неправовых условиях можно ожидать быстрых дальнейших решений» В Русской Православной Церкви отметили, что новость о регистрации т.н. ПЦУ по адресу Киево-Печерской лавры следует рассматривать в контексте давления киевского режима на каноническую Церковь 03.12.2022 819 Время на чтение 3 минуты Фото: wikipedia.org В Московском Патриархате уточнили появившуюся в пятницу вечером информацию о том, будто Киево-Печерская лавра переходит в управление неканонической т.н. «Православной церкви Украины », сообщает Интерфакс-Религия. Ранее, как сообщает РИА Новости, «архиепископ» т.н. ПЦУ Евстратий (Зоря) заявил в запрещенной в России социальной сети Facebook, что Свято-Успенская Киево-Печерская лавра вошла в состав раскольнической т.н. Православной церкви Украины. «Зарегистрировали Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру как монастырь в составе ПЦУ. Был зарегистрирован устав Свято-Успенской Киево-Печерской лавры (мужского монастыря) Украинской православной церкви (Православной церкви Украины). Сведения об этом юридическом лице в составе поместной церкви внесены 2 декабря в Единый государственный реестр», — написал Зоря. Он отметил, что митрополит Киевский и всея Украины по должности является священно-архимандритом, то есть каноническим и духовным руководителем Киевской лавры, также решением «синода» возглавлять монастырь как юридическое лицо назначили «митрополита» Епифания. «Зарегистрирован устав " параллельного " монастыря ПЦУ " Киево-Печерская лавра " . Раскольники его давно подали на регистрацию. Теперь, по словам Ивана (Евстратия) Зори – спикера ПЦУ, они будут претендовать на один из храмов верхней Лавры, которая находится официально в ведении Киево-Печерского историко-культурного заповедника, и помещение для " монашеской деятельности», - разъяснил «Интерфаксу» ситуацию советник Патриарха Кирилла протоиерей Николай Балашов. По его словам, пока этим действием регистрация настоящей лавры не отменена. «Но в неправовых условиях, которые сейчас очевидны на Украине, и в случае признания " политической целесообразности " можно ожидать быстрых дальнейших решений, которые обсуждались на последнем заседании СНБО Украины и утверждены указом Владимира Зеленского», - добавил собеседник агентства.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/03/v_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ (XIV-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 18 июня, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), канонарх. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. Временем жизни Л. определяется предположительно XIV-XV вв. О нем, как и о большинстве святых, почивающих в Дальних пещерах, сохранились только краткие поздние сведения. Л. был канонархом в Успенском соборе мон-ря. Иночество принял в отроческом возрасте, но уподоблялся св. отцам в подвигах молитвы и послушания. По преданию, Л. скончался, будучи еще отроком. Мощи Л. почивают в маленькой раке в Дальних (Феодосиевых) пещерах (общая гробница с прп. Геронтием , канонархом; Геронтий впервые упом. в «Тератургиме» (1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах, однако Л. там не назван или назван ошибочно др. именем: «Преподобные двое, Сисой и Геронтий» - цит. по: Описание Киево-Печерской лавры. С. 287). Л. не упоминается в составленном в 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором которого считается Мелетий Сириг. Архидиак. Павел Алеппский , секретарь Антиохийского патриарха Макария III , посетивший Киево-Печерскую лавру в 1654 г. по пути в Москву, оставил сведения о святых Дальних пещер: «Тут есть тела двух отроков: их головы желты и до сих пор источают миро» ( Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 163). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер, имелся тропарь и кондак 2 преподобным канонархам без упоминания их имен (опубл.

http://pravenc.ru/text/2463469.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Киево-Печерской лавре 28 июля 2009 г. 16:08 После Божественной литургии в Киево-Печерской лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом. Ваше Блаженство, возлюбленные досточтимые Владыки, пастыри, братья и сестры! С великой радостью совершил я Божественную литургию в нашем первом на Руси монастыре — Киево-Печерской лавре, рядом со святыми многоцелебными мощами Киево-Печерских преподобных угодников. Радуется мое сердце и тому, что эта Литургия была совершена в день памяти святого благоверного великого князя Владимира, Крестителя Руси. Когда в 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, размышляя о сем событии, постановил, чтобы память святого равноапостольного и великого князя Владимира была литургически присоединена к чину и порядку богослужений, совершаемых в связи с великими праздниками, то тем самым через архиереев Божиих вся полнота Русской Православной Церкви выразила свою любовь к Крестителю Руси и признание его великих равноапостольных трудов. Я благодарен Богу за то, что Он сподобил меня вместе с Вами, Ваше Блаженство, в День Вашего Ангела, вместе с досточтимыми братьями архиереями торжественно отметить этот праздник в стенах Киево-Печерской Лавры. Когда Божественным Промыслом Господь избрал через решение Поместного Собора мое недостоинство на Патриаршее служение, то в конце Литургии, во время которой произошла моя интронизация на престол Патриарха, я принял из рук Вашего Блаженства знак духовной власти — посох. Но это был не простой посох. Это был посох святого митрополита Киевского и всея Руси Петра, и передо мной открылся глубинный смысл преемственности моего служения от Киевских Первосвятителей. Тогда же я ощутил горячее желание прибыть сюда, в Киево-Печерскую Лавру, к месту Крещения Руси. Отсюда, с киевских холмов, воссияла благодать Божия над всей Русью. Отсюда, от Киево-Печерской Лавры началось великое шествие монашеского идеала и монашеского образа жизни по всей Руси великой. Здесь, в этих стенах, был источник просвещения, мудрости, и пример нравственной чистоты христианской жизни. Здесь подвизался митрополит Иларион, первый из русских, ставший Митрополитом Киевским; здесь он написал свое «Слово о законе и благодати»; здесь преподобные Антоний и Феодосий составили правила иноческого жития; здесь Нестор Летописец положил начало русскому летописанию и формированию национального самосознания нашего народа — он писал о том, откуда пошла русская земля.

http://patriarchia.ru/db/text/703832.htm...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.0 из  5) Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра . Древняя обитель Святой Руси. Этот монастырь был поставлен по повелению Пресвятой Богородицы, молитвенным подвигом великих подвижников — Антония и Феодосия Киево-Печерских и иных печерских преподобных отцов, о житии и славных подвигах которых нет нужды писать особо, так как об этом можно подробно прочесть в их житиях. Как монастырь, Лавра известна с 1051 года, но молитвенный подвиг преподобных отцов на Киевских горах начался намного раньше. Житие преподобного Антония повествует, что он впервые пришёл на Русскую землю с Афона при благоверном князе Владимире, а значит до 1015 года. Преподобные отцы копали пещеры для молитвенного уединения, но, как сказал Господь: “не возжигают светильника, чтобы поставить его под спудом, но на свещнице, чтобы светил всем, кто в доме”. Преподобные Антоний и Феодосий не искали славы, но Господь Сам прославил их. Так же как и других Киево-Печерских святых. В пещерах Киево-Печерской Лавры почивают мощи 122 святых (73 в ближних пещерах и 49 в дальних). Нигде в мире больше не найти столько святых мощей, собранных вкупе. Я расскажу о своём паломничестве в эту древнюю обитель. Итак, май 2016 года. Как добраться до Киева , думаю писать не стоит. Я предпочёл железнодорожный транспорт. От главного вокзала (Киев-Пассажирский) проще всего добираться до Лавры таким образом: с вокзала сразу на метро, ехать до ст. Арсенальная. Затем на автобусе 24 или троллейбусе 38, или маршрутном такси 470 и 520 до остановки “улица Цитадельная” (перед ней будет остановка “ Киево-Печерская Лавра ”, но выходить на ней не нужно, если только Вы не собираетесь прямо с сумками и чемоданами начать посещение соборов; поэтому нужно доехать до следующей остановки, оттуда ближе до гостиниц).Стоимость проезда в метро 4 гривны, а автобусе, троллейбусе и маршрутном такси 3 гривны. Где остановиться В Лавре на сегодня (май 2016 г.) есть 3 гостиницы. Бронировать места следует заранее по телефону. Здесь информация о гостиницах и телефоны для бронирования: http://lavra.ua/where_to_stay/ . Как я уже сказал, до гостиниц ближе идти от остановки ул. Цитадельная. Отсюда видны врата, ведущие в Нижнюю Лавру . Нужно зайти в них и спуститься вниз по брусчатому спуску до Церкви во имя иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радосте. Пройдя её, повернуть направо.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/kievo-pe...

Троице-Сергиева лавра Православная Русская Церковь вместе со св. Верою заимствовала от Церкви Апостольской древние священные обычаи, в том числе посещение св. мест; этот благочестивый обычай, ведущий свое начало из глубокой Христианской древности, освященный примером Святителей и Царей, поставляется наряду с подвигами Христианского благочестия. 1 Св. Григорий Нисский от посещения мест, освященных воспоминанием Святых, ожидает «спасительных действий на душу и тело». Вера в помощь небесную возбуждает желание идти к св. месту; любовь, возбужденная верою, привлекает к нему. Собственно святыми называются места, освященные на земле пребыванием Господа Святости, потом уже и те, где хранятся останки великих угодников Божиих и чудотворные иконы. Первый, известный нам в XII веке паломник, или странник во св. землю Даниил, игумен Русской земли, свидетельствует нам, что ещё прежде его многие Русские путешественники ходили на поклонение в Иерусалим; современная ему Полоцкая Княжна св. Евфросиния также оставила нам описание своего странствования в Палестину, совершенного в духе Христианского благочестия. За ними следовали многие Русские люди. Отечеству нашему Бог даровал многие сокровищницы благодати в нетленных, чудодейственных останках Святых в Русской земле. Из благочестивого усердия, по обещанию и с ожиданием помощи в нуждах и утешения в скорбях, особенно направляются стопы богомольцев к трем обителям Святынь: на юге Киево-Печерской, в сердце России к Троицко-Сергиевой лавре, а на севере к Соловецкому монастырю. Начало Христианского обычая в России ходить на богомолье к св. угодникам Божиим, сближается с началом Киево-Печерской лавры. Еще при жизни св. основателей Киево-Печерского монастыря Антония и Феодосия, к ним в пещеры притекали многие благочестивые люди и даже Князья Русские для принятия от них благословения и духовных наставлений. Князь Изяслав часто приходил к Преподобному Феодосию «наслаждаться медоточных его словес». Обличенный Феодосием Печерским в похищении братнего престола, Святослав посылал спросить его, позволит ли он ему прийти в монастырь. Преподобный принял его и беседовал с ним. 2 После блаженной кончины преподобных отцев Антония и Феодосия, не только простые люди, но и сами Великие Князья приходили к святым их останкам на поклонение и по обещанию. Пред гробницами святых основателей Киево-Печерской обители приносил благодарность Великий Князь Святополк Изяславич за победу, одержанную им над врагами, по молитвам его к Божьей Матери и преподобным Антонию и Феодосию. Так было и в последующие времена. Так и теперь тысячи богомольцев из разных концов России стекаются в Киево-Печерскую лавру, помолиться Святым печерским и, по мере веры своей, получают исполнение своих прошений и молитв. Многие с усердием и верою предпринимаюсь трудный путь в Соловецкий монастырь на поклоненье св. мощам Зосимы и Савватия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

III. Воспитанники Академии на службе в Киево-Печерской Лавре, в связи с биографией Софрония Тернавиота. (Общие предварительные замечания. Значение Киево-Печерской лавры и Киевской Академии в церковной истории Киева. Взаимные исторические отношения между Киево-Печерской лаврой и Киевской братской школой – коллегией – академией. Служение академических питомцев Киево-Печерской Лавре в XVII в. Сведения о некоторых академических питомцах, бывших на службе в Киево-Печерской лавре в первой половине XVIII в. Софроний Тернавиот. Сведения о происхождении и образовании его в Академии. Пострижение в монашество. Первоначальная служба в лавре. Назначение С. Т. поверенным по лаврским делам. Начало борьбы между Киевским митрополитом Тимофеем Щербацким и лаврой. Подача поверенным митрополита челобитной в коллегию иностранных дел о разрешении Киевскому митрополиту иметь типографию. Контр-челобитная лавры, представленная Софронием Тернавиотом. Представление С. Т. императрице. Участие императрицы Елизаветы Петровны в борьбе Киевского митрополита и лавры. Отказ м. Тимофею Щербацкому, переданный через царского духовника. Новое ходатайство м. Тимофея Щербацкого перед св. синодом о разрешении ему завести типографию. Сочувствие св. синода м. Тимофею Щербацкому. Выдача м. Т. Щ. синодальной грамоты на устройство типографии. Протест Московского архиепископа. Новое представление С. Т. императрице и жалоба на митрополита Т. Щ. Гнев государыни на св. синод и на митрополита Т. Щ. Приказ об отобрании синодальной грамоты, выданной митрополиту Т. Щ. Торжество С. Т. Хлопоты С. Т. о новой Высочайшей грамоте для лавры. – Возвращение С. Т в лавру. Новая командировка С. Т. в столицу по лаврским делам. Назначение в Кострому. Сведения о последующей судьбе Софрония Тернавиота). Глава I. Исторические отношения между Киевской Академией и Киево-Печерской Лаврой с краткими биографическими сведениями о воспитанниках Академии XVII-XVIII вв. принявших монашество в Лавре В церковной истории нашего Киева имели чрезвычайно важное значение Печерский монастырь и духовная Академия. Лавра и Академия могут быть названы самыми лучшими и ценными жемчужинами в славном блестящем венце, украшающем многовековую церковную историю Иерусалима русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Петр, митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Константинопольский (Могила) Родился Петр 21 декабря 1596 года в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила. Фамилия эта соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова mohila, означающего холм, возвышенность. Родной дядя его по отцу, Иеремия, был господарем Молдавии, а отец, Симеон, господарем Валахии и потом Молдавии. Оба эти господаря отличались приверженностью к Православию, старались покровительствовать Львовскому православному братству и присылали ему значительные денежные пособия на постройку братской церкви. Образование получил во Львовском братском училище. Выслушал полный курс словесных наук и богословия в Парижском университете. Свободно владел латинским и греческим языками. После захвата господарства Молдавии Кантемиром Мурзою в 1612 году семья Петра (Могилы) вынуждена была искать убежища в Польше, где они имели сильные родственные связи. Здесь Петр сначала поступил на военную службу и участвовал в известной битве под Хотином в 1621 году. Но через несколько лет, вероятно под влиянием митрополита Киевского Иова (Борецкого, † 1631), он решился оставить мир и около 1624 года поступил в Киево-Печерскую лавру. В 1625 году был пострижен в монашество. В апреле 1627 года скончался архимандрит Киево-Печерской лавры Захария (Копыстенский), и в том же году братия избрала настоятелем архимандрита Петра (Могилу) . 28 апреля 1633 года хиротонисан во Львове епископом Львовским Иеремией (Тиссаровским, † 1641) во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого. Скончался митрополит Петр в ночь на 1 января 1647 года. Согласно завещанию, погребен в склепе Великой Церкви Киево-Печерской лавры, в средней части храма. Петр (Могила) происходил из знатного молдавского рода, славившегося ревностью к православной вере. Его могло ожидать блестящее будущее, но он оставил все и пришел в Киево-Печерскую лавру, чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. Надо сказать, что, несмотря на гонения, в лавре в то время собралось много высокообразованных иноков, поставивших своей целью оказать поддержку Православию. Среди них были святогорские иноки: Киприан, получивший образование в Венеции и Падуе; Иосиф, протосингелл Александрийского патриарха; Виленский протоиерей Лаврентий Зизаний Тустановский и другие. Одни из них занимались переводами святоотеческих книг, другие писали труды в защиту Православия. В лаврской типографии печатались книги для церквей и училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Война с Православием в «укрорейхе» по состоянию на 29 марта План «гниды» Зеленского по захвату Киево-Печерской Лавры ясен 29.03.2023 823 Фото: коллаж РНЛ Режим укрорейха действует, как часы. К 29.03 они приказали братии Лавры ее покинуть, и с 29 марта монахи, если захотят покинуть свой монастырь, уже не смогут взять с собой даже личные вещи. Одновременно «Национальный заповедник Киево-Печерская Лавра» направил наместнику Лавры митрополиту Павлу письмо о начале 30 марта передачи заповеднику всех помещений Лавры в три этапа. УПЦ подала иск против заповедника, мотивируя его тем, что без судебного решения комиссия по передаче имущества не имеет права требовать его передачи. Но судьи под давлением Офиса Зеленского один за другим берут самоотвод, отказываясь рассматривать иск. Митрополит Павел заявил, что остаться в Лавре еще на полтора месяца монахам разрешили только на условиях оставления Лавры митрополитами Онуфрием, Павлом и Киевскими духовными школами, что означало бы полную капитуляцию УПЦ. Оставшихся без Наместника монахов стало бы проще склонять к уходу из Православия путём перехода в ПЦУ. Сразу после отказа митрополита Павла от капитуляции и появилось письмо о передаче помещений Лавры заповеднику, начиная с 30 марта. Митрополит Павел заявил также, что 30 марта планируется захват храма прп. Агапита Киево-Печерского, что возле дальнего входа в Лавру и просил мирян в этот день вновь прийти в Лавру на защиту святынь. Также митрополит Павел заявил еще и о том, что ПЦУ намерена на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы служить в Крестовоздвиженском храме, где вход в Ближние пещеры, что лишит защитников Лавры возможности собираться на площади перед ней, но потом он сделал новое заявление о том, что все будет происходить намного быстрее, что министр культуры Ткаченко сказал ему, что монахи уже не имеют права жить в Лавре, а имущество могут вывести после выселения. Митрополит назвал это «чистой воды рейдерством» и что никакое имущество им не отдадут, главное для режима – убрать монахов из Лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/29/vo...

Исаия, митрополит Киевский и Галицкий (Копинский-Борисович) Воспитанник Острожской школы, оплота Православия в Западнорусском крае. Пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. 14 октября 1615 года перешел в новооснованный Братский Богоявленский училищный монастырь и организовал там общежитие. Состоял старшим иеромонахом монастыря и был первым ректором православного училища. С 1616 года – настоятель Киевского Межигорского Спасо-Преображенского монастыря. В то же время принял на себя заботу об устроении вновь основанного Густинского Троицкого монастыря. В 1619 году, оставаясь настоятелем Межигорского монастыря, основал недалеко от города Прилук Дубенский Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 6 октября 1620 года хиротонисан во епископа Перемышльского. Хиротония совершалась Иерусалимским патриархом Феофаном в Киево-Братском монастыре при пении патриаршего монаха тайно, ночью, из опасения насилия со стороны поляков. По причине недоброжелательства поляков на епархию не прибыл. С 1628 года – архиепископ Смоленский и Черниговский. Непризнанный польским правительством, проживал в заднепровских монастырях. 18 ноября 1631 года избран митрополитом Киевским. Ввиду различных затруднений поселился в Киево-Михайловском монастыре. В 1632 году представителями православных на сейме, избравшем королем Владислава IV, был отстранен от митрополии и переведен в Киево-Печерскую лавру, а на митрополию был избран Петр (Могила , † 1646). Скончался 30 октября 1640 года (по другим источникам, в 1634 году). Погребен в Киево-Печерской лавре. Современники называли митрополита Исаию «богомысленным мужем», М. В. Толстой – «подвижником с молодых лет до гроба». 14 лет провел он в Антониевой пещере и был ее настоятелем. Впоследствии в Ладинском скиту, где была игуменией его сестра Александра, он вместе со своим послушником Геннадием выкопал своими руками пещеру и подолгу жил там. Во епископа он был посвящен почти одновременно с Иовом (Борецким, † 1631), получившим сан митрополита. Вместе с ним и другими епископами святитель перенес все ужасы тяжелого гонения, воздвигнутого на них иезуитами и униатами. Основанное им духовное училище, подобно другим православным училищам, было разгромлено, церковь разграблена, братство рассеяно, ученики и учителя умирали в истязаниях. Сам епископ Исаия, как и митрополит Иов, был объявлен изменником и скрывался вдали от своей епархии. И хотя в дальнейшем обвинение в измене было с них снято, однако польское правительство не признавало прав митрополита Исаии, его не допускали в епархиальный город, и он лишь издали управлял своей паствой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010