Собрание разнородных историй, так или иначе связанных с Киево-Печерской лаврой. В основном это, конечно, жития насельников лавры. В основание Киево-Печерского патерика вошли два послания, написанные в XIII в. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 г.) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика», а иногда и без всякой связи с ним. Здесь можно встретить ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и проч. Федотов о Печерском патерике в библиотеке , в аудиоархиве Группа Вконтакте Facebook группа Киево-Печерский патерик Летописец Нестор, Блаженный Симон Патерик Печерский или Отечник Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины Владимире напечатана книга сия " Патерик Печерский " Оглавление ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония, первоначальника русских иноков, начавших подвизаться в пещерах Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Антонию Печерскому, первоначальнику иноческого жития в Руси Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков русских, которые стали подвизаться в монастырях по уставу Сказание о перенесении честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Феодосия Печерского

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Мониторинг СМИ Что в имени тебе Святые лавры принадлежат законной Украинской церкви, ее имя - тоже - протоиерей Николай Балашов 01.11.2018 15:16 Напряженную религиозную ситуацию на Украине и заявления главы так называемого Киевского патриархата Филарета Денисенко о лишении законной православной церкви на Украине ее собственного имени " РГ " комментирует заместитель главы отдела внешних церковных связей, протоиерей Николай Балашов. Чаще всего как " чреватую кровопролитием " на Украине называют ситуацию вокруг ее святых Лавр - Киево-Печерской, Почаевской, Святогорской. На каких основаниях ими пользуется каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата? Каковы прогнозы? Протоиерей Николай Балашов: В соответствии с решениями кабинета министров Украины 2011 и 2003 годов комплекс зданий Почаевской Лавры и нижняя часть Киево-Печерской Лавры (это 75 объектов) переданы в пользование канонической Украинской православной церкви сроком на 49 лет. Передача этих объектов канонической Церкви закреплена документами различных ведомств, но главными все-таки являются два постановления кабинета министров Украины. Статус объектов недвижимости в обеих Лаврах различается. Но это, в основном, зависит от того, является ли то или иное здание памятником истории и архитектуры. Что касается прогнозов, то мы, с одной стороны, слышим заверения президента Украины, что при том переформатировании религиозного пространства Украины, которое осуществляет там Петр Порошенко (политическими, а не церковными методами), никакого насилия применяться не будет. Но вместе с тем мы слышим выступления других должностных лиц, которые отказывают Украинской православной церкви в праве называться церковью вообще и указывают, что ей не место на Украине. Это, конечно, не может не вызывать глубокую тревогу. Вместе с тем лидер украинских раскольников, так называемый патриарх Филарет Денисенко неоднократно заявлял о том, что после получения томоса от Константинопольского патриархата, который он так ожидает, обе Лавры - Киево-Печерская и Почаевская - должны будут перейти в состав новосозданной церкви. Надеясь ее возглавить, он недавним решением синода так называемого Киевского патриархата включил в свой полный титул упоминание о том, что он якобы является свещенноархимандритом Киево-Печерской и Почаевской лавр. Хотя в действительности всем хорошо известно, что ни один из крупных монастырей Украины не отошел в ведение раскольников. И когда в 90-х годах усилиями политиков и ряда элит, покинувших церковь, был произведен раскол православия на Украине, ни Киево-Печерская, ни Почаевская Лавра не последовали за раскольниками.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Литаврин Г.Г. Киево-Печерский патерик о работорговцах-иудеях в Херсоне и о мученичестве Евстратия Постника Приводится по изданию: Литаврин Г.Г. Византия и славяне: (Сборник статей). СПб.: Алетейя, 2001. С. 478-495.   Резюме данной статьи было опубликовано в качестве тезисов для XII чтений памяти В. Д. Королюка: Славяне и их соседи. Еврейское население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы: средние века — начало нового времени. Сб. тезисов. М., 1993, с. 58-61. «Слово» 16-е Киево-Печерского патерика посвящено мученичеству черноризца монастыря Евстратия Постника, принявшего смерть в Херсоне (Корсуни), согласно церковной традиции, на Пасху 28 марта 1097 г. Даже беглого прочтения «Слова» достаточно, чтобы убедиться в том, что оно, как и любой другой агиографический памятник, наряду с легендарными мотивами, содержит свидетельства, представляющиеся вполне реалистичными. Более того: если проверка на достоверность этих свидетельств даст положительные результаты, повествование о Евстратии позволит существенно расширить представления о характере международных отношений в Северном Причерноморье, сложившихся в конце XI в. между византийскими владениями в Крыму, Древней Русью, половцами и самим Константинополем. «Слово» 16-е относительно коротко. Целесообразно поэтому пересказать его полностью (по Кассиановской редакции), сократив лишь самое несущественное и процитировав только те места, которые важны для целей данной статьи. Некий киевлянин пришел в Киево-Печерский монастырь, раздав предварительно свое имущество убогим. Пострижен он был под монашеским именем Евстратий. С самого начала его отличали самоотверженный труд на благо обители, готовность оказывать всем помощь и необычная способность переносить тяготы постов, которым он подвергал себя добровольно. (Отсюда и прозвище Евстратия — Постник).

http://sedmitza.ru/lib/text/443940/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава II. КиевопеЧерский монастырь и другие обители К оглавлению С возведением пресвитера Илариона на престол митрополии Киевской Собором русских иерархов преподобный летописец соединяет по времени основание Киево-Печерского монастыря. И если первое событие было весьма важно по своему внутреннему смыслу, то последнее еще более важно по своему обширному влиянию на судьбу нашей Церкви, особенно в рассматриваемый нами период. В эти первые сто лет своего существования Киево-Печерская обитель постоянно занимала самое главное место в ряду всех прочих чередовавшихся событий русской церковной истории и находилась в самом цветущем состоянии: почти все великие подвижники, которых жития составляют Киево-Печерский Патерик, жили и действовали именно в то достопамятное время. В истории Киево-Печерского монастыря до избрания Климента Смолятича на престол митрополии русской можно различать три частнейшие отдела: первый, когда монастырь основан,— время до игуменства преподобного Феодосия (1057) ; второй, когда монастырь сделан общежительным и получил внутреннее благоустройство,— время игуменства преподобного Феодосия (1057–1074); третий, когда монастырь благоукрасился и достиг внешнего процветания,— время после игуменства преподобного Феодосия (1074–1145) . I Начало Киево-Печерскому монастырю положил преподобный Антоний. Он родился в городе Любече (местечке нынешней Черниговской губернии) и в крещении получил имя Антипы . С юных лет исполненный страха Божия, Антипа почувствовал в себе желание уединенной жизни и, по внушению свыше, решился идти на Афон, который славился уже тогда на всем Востоке святостию своих отшельников и служил как бы средоточием и рассадником православного монашества. Обходя монастыри Святой горы и видя равноангельский образ жизни подвижников, Антипа еще более воспламенялся желанием поревновать этому чудному житию и в одной из тамошних обителей молил игумена возложить на него иноческий образ. Игумен, как бы провидя будущие добродетели и назначение просителя, согласился, постриг его и дал ему имя Антония — отца иночествующих. По примеру большей части тогдашних черноризцев афонских Антоний избрал для себя образ жизни отшельнической, и неподалеку от одного монастыря афонского, Есфигмена, в котором будто бы он и принял пострижение, доселе показывают пещеру вместе с церковию, где начал свои подвиги первоначальник иноков русских . Успехи его в духовной жизни, постоянно возраставшие, радовали всех. Тогда игумен, постригший его, сказал ему: «Антоний! Иди опять в Россию, и да будет тебе благословение от Святой горы, ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти».

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

В марте резко обострился вопрос о положении канонической Украинской Православной Церкви во все более удаляющемся от нормальности украинском государстве. И до того давление на Церковь не прекращалось, а только усиливалось. Учащались захваты храмов, так что в некоторых областях уже не осталось незахваченных, оскверняли и поджигали храмы, нападали на священников. Ну, а в марте дирекция заповедника " Киево-Печерская лавра " сообщила о расторжении бессрочной аренды со Свято-Успенской Киево-Печерской лаврой и потребовала, чтобы монахи канонической Украинской Православной Церкви покинули здания Лавры до 29 марта. Мол, вы неаккуратно храните государственное имущество, поэтому мы ваш монастырь отдаем ПЦУ, они будут хранить его лучше. Фактов нарушений со стороны монашеской общины, однако, по сей день так не было предъявлено, предлагается верить обвинителям на слово. Ну-ну. " Изгнание канонической Церкви из Киево-Печерской лавры будет навсегда вписано в историю антицерковных гонений, этот безжалостный акт преследования будут помнить верующие во всем мире " , – написал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда в своем канале в Telegram. На этом, впрочем, разошедшиеся укровласти не остановились, и было сообщено, что они намерены выселить монахов и из Свято-Успенской Почаевской лавры. Глава украинского Минкульта Ткаченко в эфире телемарафона новини» так прямо и заявил, что в Почаевской лавре «начался процесс возвращения» имущества государству» " . Президент Украины Владимир Зеленский назвал ситуацию вокруг канонической Украинской Православной Церкви и Киево-Печерской лавры " защитой общества от религиозных манипуляций " . Так и заявил в видеообращении: " Сегодня сделан еще один шаг к укреплению духовной независимости нашего государства " . А Украина, по Зеленскому, вообще " территория самой большой религиозной свободы " в этой части Европы. Ну, клоун был, клоун и остался, что тут скажешь. В Киево-Печерской лавре, тем временем, заявили, что раз оснований для самоуправства властей никаких не представлено, то и выполнять нелепые требования не будут, а подадут на заповедник в суд. Что и было сделано. Рассмотрено обращение судом будет в апреле, а самозваную комиссию «по приемке имущества» собравшиеся в Лавре верующие просто не пустили в обитель.

http://radonezh.ru/2023/03/30/lavra-i-ma...

ЦВ 1-2 (374-375) январь 2008 /  Памятные даты 2008 года 900 лет со дня прославления преподобного Феодосия Печерского 900 лет назад был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви преподобный Феодосий Печерский, преемник основателя Киево-Печерской лавры прп. Антония. Когда число сподвижников прп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл там пещеру и стал подвизаться в затворе, а братия избрала игуменом Феодосия. И он начал устройство общежития по уставу цареградского Студийского монастыря: все имущество у братии было общим; время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Основанная прп. Антонием и устроенная прп. Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела огромное значение для развития Русской Церкви. Из ее стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей — пострижеников Киево-Печерской обители наиболее известны святые Леонтий и Исаия — епископы Ростовские, епископ Новгородский Нифонт, просветитель вятичей прп. Кукша, писатели прп. Нестор Летописец и Симон. Преподобный Феодосий отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых прп. Феодосий был причислен в 1108 году. Киево-Печерская лавра, колыбель русского монашества, после многих лет запустения при советской власти возродилась в 1988 году.   625 лет со дня явления Тихвинской иконы Божией Матери Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера.

http://e-vestnik.ru/news/pamyatnye_daty_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Стокгольмский синдром» УПЦ Что произошло у стен Киево-Печерской лавры 02.04.2023 1547 Время на чтение 4 минуты Фото: тлг «СПЖ – новости Православия» В психологии, напомним, «стокгольмский синдром» описывает защитно-бессознательную связь, возникающую между жертвой и губителем. Под воздействием сильного переживания жертва начинает сочувствовать своим насильникам, оправдывать их действия и даже отождествлять себя с ними, перенимая их идеи. Нечто подобное произошло в бурный день 31 марта у стен Киево-Печерской лавры. В какой-то момент в руках у семинаристов, преграждавших вход нацикам, появилось только что сшитое, очевидно в недрах монастыря, многометровое жёлто-голубое полотнище. Семинаристы развернули прапор и затянули гимн – известную «Щеневмерлу»… Несомненно, в Лавре завёлся (а может и прежде был) свой креативный политтехнолог, который решил наглый креатив нацистов перебивать православным троллингом, клин – клином. В телеграм-канале «СПЖ – новости Православия» автор с юмором комментирует фото: «В ответ на выкрики " Геть московского попа " сторонники УПЦ развернули флаг. Радикалы в шоке». Понятно, бывают случаи, когда не столь важно, что происходит, сколь важна трактовка, комментарий. Между тем, нацики в ответ подпевать семинаристам не стали, но принялись вопить, вскидывая кулаки: «Слава Богу. Слава ВСУ». Обыграли на креативе! Оно и не мудрено. Играть в игры с носителями адского сознания дело глупое, безнадёжное. Уже мало кто сомневается, что у врагов Церкви именно такое сознание. И сами не скрывают. Некий активист возник у стен Лавры в куртке с весёленькой надписью «Do you have a moment to talk about lord and savior satan» - «Есть ли у тебя минутка, чтобы поговорить о господе и спасителе нашем сатане». Ключевые слова, понятно, с заглавных литер. Для полноты картины на куртке сатаноида пара пентаграмм и волк в овечьей шкуре. Конечно, не в отдельных картинках дело, а в самой атмосфере, настоянной на лжи и ненависти. Но игры с ними продолжаются, православные креативщики доказывают, буквально распинаются перед ними: «Знаете ли вы, что впервые публично исполнил гимн Украины в 1989 году – бандурист Василий Жданкин, хорист Почаевской лавры». Вот так счастье! Люди церковные вовсе не за то ценили Жданкина, а за зрелый репертуар артиста – за «Единую Русь», за «О светло светлая Земля Русская»...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/02/st...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Печников М. В. Новгородская епископия в конце XI – 1-й трети XII в. К 80-м гг. XI в. Новгородская епископия преодолела ряд кризисов, вызванных как внутрицерковными, так и общими политическими причинами . Новый этап ее истории можно связать с появлением на Софийской кафедре пострижеников Киево-Печерского монастыря, а также, учитывая княжеский патронат над епископскими кафедрами того времени, с установлением на несколько десятилетий более стабильного присутствия князей в Новгороде, начиная с Мстислава Владимировича, сына Владимира Всеволодовича Мономаха. На конец XI – 1-ю треть XII в., как известно, приходится и начало становления республиканского строя средневекового Новгорода , при этом роль Церкви в этом процессе остается изученной недостаточно. Согласно данным, приведенным в Киево-Печерском патерике Владимиро-Суздальским епископом Симоном (в послании иноку Поликарпу, которое датируется 1225–1226 гг.), начало поставления киево-печерских пострижеников в епископы относится к 70-м гг. XI в. Первым из печерян на Новгородской кафедре был Герман, хиротонисанный в Киеве в 1078 г. при митрополите Иоанне II (1076/77–1089/90 гг.), хорошо образованном греческом богослове, канонисте и церковном полемисте . Учитывая дату поставления Германа, он мог входить в круг учеников прп. Феодосия Печерского (+ 1074 г.). Так или иначе, пятый Новгородский епископ должен был быть причастен традиции киево-печерского подвижничества, связанной своими истоками с Афоном и общежительными монастырями Константинополя. Согласно летописным данным, в Киеве накануне поставления Германа был одноименный ему «игумен святаго Спаса», который участвовал в 1072 г. в перенесении мощей святых князей Бориса и Глеба в Вышгороде . Герман возглавлял Спасо-Берестовский монастырь под Киевом, называвшийся также Германеч и находившийся рядом с загородной княжеской резиденцией Берестово.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Закрыть itemscope itemtype="" > Защитите Киево-Печерскую Лавру, Ваше Святейшество Обращение православного грека к патриарху Варфоломею 12.01.2023 1018 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора Это письмо на имя патриарха Варфоломея написано дипломатом, писателем, дипломированным экономистом, по происхождению греком из Малой Азии (Кесарии) Диогенисим Д. Валаванидисом. Автор – обладатель ордена Святого Царя Константина Сербской Православной Церкви по инициативе Блаженного Патриарха Сербского Иринея за многолетнюю работу по сохранению сербских церквей и монастырей в Косово и Метохии – проживает сейчас в Белграде. Г-н Диогенис уже давно решительно осуждает неканонические действия Вселенского патриарха Варфоломея, в первую очередь, неканоническое предоставление автокефалии раскольнической православной церкви Украины , что поставило под угрозу единство всей Православной Церкви. Письмо было отправлено из Белграда 22.11.2022. Однако автор так и не получил ответа на своё послание из канцелярии Вселенского патриархата, поэтому предложил «Русской народной линии» опубликовать это письмо. Ваше Святейшество, «Центр защиты христианской идентичности» из Белграда с возмущением получил известие о варварском вторжении сотрудников Службы Безопасности Украины (СБУ) и полиции в Киево-Печерскую лавру (г. Киев, Украина), без какого-либо разрешения компетентной автокефальной Матери-Церкви – Московского Патриархата с наивным и прозрачным уведомлением о «проверке против подозрительной подрывной деятельности российских спецслужб». Мы задаёмся вопросом, является ли причиной этому действу неканоническое «предоставление» автокефалии так называемой православной церкви Украины в 2019 году, а также и оправданием данного варварского и абсолютно нецерковного и неканоничесого поступка? Уже тогда «Центр защиты христианской идентичности» предупреждал, что решение было принято тенденциозно и под влиянием иностранных центров силы, чтобы вызвать эффект домино во многих точках православного мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/12/za...

Самые замечательные храмы сооружены были тогда у нас, как и прежде, князьями. Так, великий князь Всеволод построил каменную церковь святого архистратига Михаила (1070) в Выдубицком монастыре, существующую доныне, такую же церковь святого апостола Андрея (1086) в киевском Андреевском монастыре. Великий князь Святополк воздвиг (1108) каменную церковь во имя своего ангела архистратига Михаила в Киево-Михайловском монастыре, которая существует доныне. Удельный и потом великий князь Владимир Мономах соорудил каменные церкви: а) святой Богородицы в Ростове (прежде 1078), совершенно подобную по высоте, долготе и широте Великой киево-печерской церкви, в память чудесного исцеления своего при заложении сей последней ; б) святой Богородицы в Переяславле (1098) на княжем дворе; в) святой Богородицы, соборную, в Смоленске (1111); г) святых мучеников Бориса и Глеба на реке Альте (1117); д) святого Спаса во Владимире на Клязьме (ок. 1116 г.), последняя, впрочем, была, кажется, деревянная . Удельный князь черниговский Олег Святославич соорудил каменную церковь в Вышгороде во имя святых мучеников Бориса и Глеба, в которую в 1115 г. и перенесены их мощи . Брат Олегов Давид Святославич († 1123) соорудил церковь святых мучеников Бориса и Глеба в Чернигове, которая в семействе этого князя называлась отнею . Удельный и потом великий князь Мстислав Владимирович построил две каменные церкви в Новгороде: Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище (1103) и святого Николая на княжем дворе (1113), которые существуют доныне, и две каменные в Киеве: святого Феодора (1128) и святой Богородицы, называемой Пирогощей, в 1131 г. Брат Мстислава, Юрий Владимирович Долгорукий, будучи еще удельным князем в Суздале (с 1113 г.) , создал в этом городе церковь Богоматери совершенно по образцу Великой киево-печерской церкви . Сын Мстислава удельный князь Всеволод—Гавриил построил две каменные церкви в Новгороде: святого Иоанна Предтечи на Петрятине дворе, на Опоках, во имя ангела сына своего (в 1127 г.), и Успения Пресвятой Богородицы на Торговище (в 1135 г.), и одну каменную церковь во Пскове во имя Святой Троицы — соборную (прежде 1138 г.); первые две церкви существуют доселе .

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010