Киево-Печерском монастыре



  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025  026   027   028   029   030   031   032   033   034   035   036

Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... в ней программа унии и как отнеслись к книге русские 9. Новое положение, принятое русскими по отношению к протестантам 10. Просительная грамота митрополита Ионы к королю о нуждах Церкви и ответы короля 11. Какие были последствия этих просьб митрополита и ответов короля 12. Заботливость митрополита Ионы о виленских церквах и о своих имениях 13. Илья Куча как помощник митрополита Ионы и по смерти его как митрополит; непродолжительность его служения 14. Епархиальные архиереи того времени 15. Раздача монастырей светским лицам 16. Благотворения монастырям и смуты из-за настоятельства в Киево-Печерском монастыре 17. Дополнительный устав Супрасльскому монастырю 18. Три новые монастыря, госпитали и школы при церквах 19. Просьбы брацлавцев о русском языке и галичан о уравнении их с поляками III. Митрополит Онисифор Петрович Девоча 1. Кто он был и когда поставлен на митрополию; открытая борьба иезуитов и православных 2. Новые иезуитские коллегии, семинарии, братства 3. Православные школы и училища: острожское и львовское 4. Православные братства, особенно свято-троицкое в Вильне 5. Проповеди, диспуты, сочинения иезуитов для совращения православных 6. Как относились православные ... далее ...
Глава III. Духовное просвещение, учение и ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... апостольская, житья святых отец, восприемлет душа велику пользу» {284}. Этим предполагается, что у нас существовали тогда на родном языке как книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета, так и жития святых. И действительно, многочисленные тексты, приводимые почти из всех книг библейских самим Нестором и другими тогдашними нашими писателями: митрополитом Иларионом, преподобным Феодосием, черноризцем Иаковом и игуменом Даниилом — достаточно ручаются за справедливость первого предположения. Припомним также рассказ черноризца Поликарпа о преподобном Никите затворнике, подвизавшемся в Киево-Печерском монастыре прежде 1096 г. и подвергшемся тяжкому искушению: «Не можаше никтоже стязатися с ним книгами Ветхаго Завета; весь бо изуст умеаше: Бытие, Исход, Левгиты, Числа, Судии, Царства и вся Пророчества по чину, и вся книги жидовьскиа сведаше добре; Евангелия же и Апостола, яже в благодати преданныя нам святыя книги на утверждение наше и исправление, сих николиже въсхоте видети, ни слышати, ни почитати» {285}. Равным образом о житиях святых ясно упоминает преподобный Феодосий в одном из своих поучений, когда, обличая братию, говорит: «Жития бо святых почитающе и от тех ... далее ...
Комментарии к девятому тому — Библиотека — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... комиссия из двух каноников Холмского католического епископа, двух православных священников и двух светских лиц — шляхтичей. Один из священников должен был принести присягу, что пострадавший поставлен в сан священника — тогда разбирательство будет производиться по «духовному праву»; если такая присяга принесена не будет, суд будет руководствоваться нормами польского права (Акты Виленской археографической комиссии. Т. 19. № 126) . {[119]} Как уже указывалось в комм. 68, митр. Иосиф не был членом знатного рода Солтанов. {[120]} Ряд поправок в рассказ митр. Макария о смене архимандритов в Киево-Печерском монастыре в 1535–1551 гг. на основании найденных им новых документов внес С. Т. Голубев (Киевский митрополит Петр Могила. Т. 1. С. 248–251. Прил. № 1–3; его же. Материалы для истории Западнорусской Церкви. Киев, 1891. Вып. 1. С. 1–12) . Как отметил этот исследователь, попытки ввести в Киево-Печерском монастыре общежительный устав в XVI в. не увенчались успехом. «Общежитие» было введено в обители лишь в начале XVII в. при архим. Елисее Плетенецком (Голубев. Киевский митрополит Петр Могила. Т. 1. С. 267 и сл.) . {[121]} Сведения Полоцкой ревизии 1552 г. позволяют расширить ... далее ...
Глава I. Иерархия и паства — Библиотека — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... по ненависти к великому князю Изяславу, которого считал совместником своим, похитителем великокняжеской власти, и с которым вел почти непрестанные войны. В 1148 г. Нифонт по желанию новгородцев ходил в Суздаль для заключения мира с суздальским князем, и Юрий принял Новгородского владыку с любовию, пригласил его освятить церковь святой Богородицы, отпустил с ним всех пленников, проводил его от себя с честию, хотя и не дал мира новгородцам. В следующем году Нифонт вызван был великим князем Изяславом и митрополитом Климентом за то, что не хотел поминать последнего в молитвах, и заключен в Киево-Печерском монастыре, но ненадолго, потому что в том же году Юрий овладел Киевом и отпустил Нифонта на его паству, а Климент принужден был удалиться во Владимир Волынский вместе с великим князем. Недолго продолжалось и это: Изяслав снова вошел в Киев и привел с собою Климента, который и продолжал оставаться на митрополитской кафедре не только до смерти Изяслава (13 ноября 1154 г.) , но и при преемнике его Ростиславе, пока не сделался великим князем киевским Юрий Долгорукий (20 марта 1155 г.) {18}. Тогда немедленно дано было знать в Константинополь, что в Киеве готовы принять нового ... далее ...
Глава IV. Состояние богослужения — Библиотека — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... певцов началось в Русской земле, по выражению Степенной книги, ангелоподобное пение, именно: изрядное осмогласие, наипаче же и трисоставное сладкогласование и самое красное демественное пение, получившее свое имя от так называвшихся доместиков) учителей, уставщиков пения в церкви, по-нынешнему — регентов ({417}. В чем бы ни состояли означенные виды церковного пения, введенные у нас греческими певцами, пришедшими при великом князе Ярославе, но нельзя отвергать, что переселение к нам этих певцов сопровождалось добрыми последствиями для Русской Церкви. Еще прежде 1074 г. мы видим в Киево-Печерском монастыре доместика Стефана, а около 1134 г. в Новгородском Юрьевском монастыре доместика Кирика, которые, следовательно, управляли хорами певчих или были уставщиками пения в своих обителях {418}. Естественно предположить, что такие же доместики и хоры существовали при митрополите и епископах или при соборных церквах каждой епархии {419}. В Киеве к концу XI и в начале XII в. известен был двор доместиков за Десятинною церковию, где, должно быть, доместики жили и обучали русских церковному пению {420}. Около 1130 г. пришли из Греции к великому князю Мстиславу) † 1132 (еще три ... далее ...
Отдел второй (том 2) — Библиотека — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... в Грецию {21}, вероятно, по возвращении уже из путешествия, во время которого Церковь Русская подверглась было притязаниям папы Григория VII, написал «Стязанье с латиною», которое рассмотрим в своем месте; год кончины этого святителя в летописях не показан {22}. Иоанн II поставлен митрополитом около 1077 г. {23}, упоминается в 1086 г. при заложении великим князем Всеволодом церкви святого Андрея в Андреевском монастыре, в 1086 г. торжественно погребал в Киеве князя Ярополка, в 1088 г. освящал церковь святого Михаила в Выдубицком монастыре, а в следующем — церковь святой Богородицы в Киево-Печерском монастыре и в том же году скончался. Этого первосвятителя современный летописец называет добрым и блаженным, свидетельствуя, что он был «муж, искусный в книгах и учении, милостив к убогим и вдовицам, ласков ко всякому, богатому и бедному, смирен, кроток и молчалив, обладал даром слова, утешал печальных святыми беседами и вообще был таков, какого и прежде не было на Руси, и после не будет» {24}. Памятниками просвещения его доныне остаются некоторые уцелевшие его сочинения. Иоанн III, грек и скопец. Его привезла с собою из Греции в 1089 г. дочь великого князя Всеволода Анна, ... далее ...
II. Как велось дело унии со времени назначения ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... секвестру» чрез королевского дворянина Печерский монастырь со всем, что ему принадлежит, и имел бы тот монастырь в своем держанье {541}. В тот же день король написал и к самому Никифору Туру, что так как он расточает церковное имущество, за что и подвергся уже клятве от старшего пастыря, и так как отказывается принять посвящение в сан архимандрита — а по сеймовому постановлению 1568 г. светские люди, получившие какую-либо духовную должность, но в течение трех месяцев не принявшие посвящения, должны быть лишаемы этой должности, — то и он лишается архимандритства и настоятельства в Киево-Печерском монастыре и непременно должен сдать тот монастырь со всеми имениями под секвестр митрополиту. Надобно заметить, что еще прежде король испросил у папы Климента VIII особую буллу (от 4 марта 1595 г.) , которою Киевская лавра со всеми ее имениями назначалась Киевским митрополитам под тем непременным условием, если они будут содержать унию с Римом {542}. Следовательно, если король отдавал теперь лавру митрополиту Рагозе, то имел уже от него согласие на принятие унии. Впрочем, Никифор Тур приказанию короля не покорился. Письмо Терлецкого и Потея от 20 мая не могло не ... далее ...
III. Митрополит Исаия Копинский — Библиотека — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... дал от себя (15 июня) в главной церкви Львовского братства письменный акт, в котором говорил, что, вознамерившись «фундовать школы», он собрал к себе на то дело Божие братию из нескольких лиц и, желая обеспечить их содержание из своей собственности по фундушевой записи, дает теперь двум из них, при нем находящимся, иеромонаху Исаии Трофимовичу и монаху Сильвестру Коссову, а равно и другим, которые впоследствии к ним присоединятся, обещание пред Господом Богом, что все имеющее значиться в фундушевой им записи будет без отлагательства, отнюдь не далее как через год, выполнено для них в Киеве, в Печерском монастыре или где ему, Могиле, и им рассудится. Тут ясно не сказано, о какой школе заботился Могила, и можно думать, что он имел в виду братскую школу, которой недавно взялся быть фундатором {[228]}. Это происходило еще до избрания Исаии Копинского на митрополию. Но после того как Исаия был избран, Могила как бы отшатнулся от братской школы, состоявшей вместе с братским монастырем в подчинении митрополиту, и приступил к основанию особой школы в лавре. Он вместе со всею печерскою братиею постановил поместить школу и «новопостриженную братию для преподавания наук» при ... далее ...
В Москве состоялась Международная конференция на ...Искать в Источникеe-vestnik.ru
... слова русского психиатра Сергея Сергеевича Корсакова ( 1854-1900 ) : «Религия сама по себе не имеет влияния на душевные заболевания, но религиозный фанатизм и суеверия служат нередко причинами душевных болезней». Об этом напомнил участникам конференции в своем историческом обзоре д. м. н., заместитель директора по развитию и инновационной деятельности, главный научный сотрудник Отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ НЦПЗ Василий Каледа. Он также рассказал, что первые «лечебницы» для психически больных в России появились к концу XI века в Киево-Печерском монастыре. Больными занимался киево-печерский монах по имени Агапит-Врач. «В “Изборнике Святослава” (1073) вся патология человека дробится на два больших раздела – “недуги плотьныя” (соматические) , и недуги душевныя”. ​Причину последних видели во “врежении мозга” – этого “перьваго и началного” органа (уда) , “без которого ничьтоже есть в человеце”, а больной становится как бы “мертвецем непогребенным”. В “Изборнике Святослава”, описывается клинический метод исследования больного - необходимость расспроса и наблюдения за больным – врач должен был вызывать больного на разговор ... далее ...
Где пользы больше? | I Православный Форум УкраиныИскать в Источникеpravoslavie.org.ua
... в многолюдных службах никогда не участвовали, да и вообще в храм только через Царские Врата иногда выглядываем, " что нам род людской " ! Скорее всего вопрос стоял не о том, в каком ряду стоять. и кто рядом стоит. вопрос о том, зачем пришел. отец Алексей, наверное, служит не в алтаре. а в самой гуще. и не по наслышке знает, что такое стоять на службе, как в бочке набитой селедкой. Несколько раз в году я служу литургию, где на маленьком пятачке 600-800 священников (а в атаре десяток епископов, им там тоже тесно) . Там из-за батюшек перекреститься невозможно. Вчера был на службе в Киево-Печерском монастыре в пещерах: прижали к стене и не давали дышать полтора часа. И в первом, и во втором случае - был на небе. В первом случае: никогда нет времени так медленно и внимательно читать все молитвы литургии как тогда, когда ты только стоишь и " ничего не делаешь " - ни исповедуешь, ни произносишь возгласы... ни-ни. Второй раз, не смогу Вам объяснить, но ум - свободен. Ну, про картошку - молчу. Если Петр шел по воде, только когда видел одного Христа, а что там картошка? Петр же не закричал - Боже - Ты виноват, зачем здесь буря и волны. Хочу тишину. А на худой случай - ... далее ...

  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025  026   027   028   029   030   031   032   033   034   035   036

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерском монастыре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"