Киево-Печерском монастыре



  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031

ЖИТИЯ СВЯТЫХ по изложению святителя Димитрия, ...Искать в Источникеchurch.ua
... Много и другого удивительного творил Исаакий. Он получил, наконец, над бесами такую власть, что не страшился их и не боялся их угроз и наваждений; а бесы часто причиняли ему досаждение и говорили: - Ты наш, Исаакий, потому что поклонялся нашему князю. Он же отвечал им: - Раскопаем мы пещеру твою, и погребем тебя под развалинами. Другие же из них говорили ему: - Выйди, Исаакий: тебя хотят засыпать в пещере. На сие блаженный отвечал им: - Если бы вы были людьми, то ходили бы днем; но вы сыны тьмы, посему и ходите во тьме. При этом он осенял себя крестным знамением, как и при всех наваждениях, и бесы тотчас же исчезали. Иногда, желая устрашить его, они являлись в образе медведей или львов и других лютых зверей, то приползали к нему в виде змей, жаб, мышей и других гадов, но ничего не успев сделать, сказали наконец: - Исаакий, ты победил нас! Он же отвечал: - И вы некогда победили меня, явившись в образе Иисуса Христа и ангелов, не будучи достойны такого образа; теперь являетесь вы в подлинном своем виде, в образе зверей и скотов, змеев и гадов, так как таковы вы и сами. 1 Торопец - уездный город Псковской губернии. 2 Преподобный Антоний Печерский, ... далее ...
ПриходСоборной церкви в честьЖивоначальной ...Искать в Источникеprihod.ru
... 27 - Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский (†1108) Во времена, когда в Киеве правил князь Изяслав Ярославович (1058–1078) , жил юноша по имени Никита, который в раннем возрасте одним из первых принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре. О прошлом его, о том, кто он, из какой семьи, сведений не сохранилось. Известно, лишь, что родом он был из Киева. И вот на заре своей подвижнической жизни Никита впал в великое искушение, о чем рассказывает святой Поликарп в Киево-Печерском патерике... Затворничество Подобно другим инокам печерским, Никита пожелал особенного подвига и решил затвориться в уединенной келье. Игумен Никон возразил против его решения. Обычно затвору должен предшествовать период послушничества, длящийся не меньше 3-х лет. По его мнению, молодой инок не был готов проводить дни и ночи в одиночестве и молитве. «Твое желание выше твоих сил» - сказал ему игумен. Однако Никита не послушался; он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Юноша заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя. Оставшись в одиночестве, ... далее ...
Владимиро-Суздальская иконопись - Академия "Фомы"Искать в Источникеfoma.ru
... «Мы тебя искали, где же ты был? » – Иисус-подросток ответил: «Не надо было Меня искать. Ясно, где я был – в Доме Отца Своего, то есть в храме». Слово «Эммануил» переводится как «С нами Бог». А по обеим сторонам от Иисуса находятся два ангела, которые смотрят на него. Образ Спас Эммануил производит, конечно, очень сильное впечатление. Еще очень знаменитая икона, о которой стоит обязательно рассказать – Ярославская Оранта. Это гигантская по размеру доска, на которой написана икона, выполненная, видимо, русским мастером-иконописцем, имя которого известно. Потому что мы знаем в свое время в Киево-Печерском монастыре, в недошедшем до нас Успенском соборе была школа, в которой византийские мастера учили русских иконописцев, и знаменитыми ее иконописцами были Алимпием и Григорий. Ряд исследователей связывает Ярославскую Оранту именно с рукой этого Алимпия. Дело в том, что тут как бы совмещены два типа, присущие византийским иконам: Оранта, то есть Богоматерь, молящаяся с поднятыми руками, и в то же время Богоматерь Знамение, потому что в круглом медальоне на груди Богоматери находится изображение Иисуса Христа. Многие искусствоведы, в том числе знаменитый искусствовед ... далее ...
"Откуда есть пошла Русская земля" - Академия ...Искать в Источникеfoma.ru
... это понятие, вот такое восприятие жизни. Значит, я еще раз остановлюсь на этом, земля – это прежде всего красота окружающего пространства, это люди, которые живут в этом пространстве и это вера, которая все и вся освещает. Потому что я процитировал конечно далеко не полностью «Слово о погибели земли Русской». Это понятие нужно было как-то утвердить в культуре и в жизни. Это конечно было сделано не сразу, на это ушли столетия. Но вот важный шаг на этом пути, на пути такого утверждения. Этот шаг был сделан в 1112 году, монах, который подвязался в одном из древнейших русских монастырей в Киеве в Печерском монастыре, он за два года до своей кончины – это монах Нестор – закончил сочинение, которое тоже относится к пантеону важнейших русских культурных текстов. Это сочинение историческое, он написал историю. Он конечно не первый пытался осветить историю той жизни, которая на Руси в это время существовала, но мы запомнили именно его. А назвал он свой труд и конечно название определяет его смысл «Се повести временных лет, откуда пошла есть Русская земля, кто первое в Киеве нача княжити и откуда Русская земля стала есть». Такую историю мы конечно не привыкли осмыслять, не ... далее ...
24 августа 2010 г. В день памяти преподобного ...Искать в Источникеchurch.by
... Острожский. Острожская Библия — полный церковнославянский вариант Писания, изданный по почину князя, — сразу была принята в богослужебный обиход (в отличие, к примеру, от неполного издания Ф. Скорины) . Прощаясь с активистами Братства, епископ Вениамин пожелал им дерзновения в трудах и подчеркнул важность преемства между старшим и младшим поколениями братчиков. Преподобный Феодор Острожский происходил из рода князей Турово-Пинских. В миру прославился как храбрый воин, искусный дипломат, щедрый храмостроитель. Участник Грюнвальдской битвы, во время которой ему была доверена охрана короля. В 1441 году принял монашество в Киево-Печерском монастыре. Источники отмечают послушание князя-инока, его безмолвное житие и добродетели, в которых он возрастал вплоть до своей кончины в 1483 году. Нетленные мощи прп. Феодора находятся в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Частица честных останков святого пребывает и в посвященном ему домовом храме Братского дома «Кинония». Имя прп. Феодора Острожского было включено в состав Собора Белорусских святых решением Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году. архив Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 26 27 28 29 30 ... далее ...
Преподобного Феодосия Печёрского вспоминает ...Искать в Источникеsobor.by
... не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери - женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но преподобный твёрдо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печёрском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил её остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле. Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал своё тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других, становился и не сходил с места до ... далее ...
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ...Искать в Источникеsobor.by
... Основные понятия: крещение, миропомазание, миро, крестные родители. Крещение Руси (1 ч.) Жизнь святого равноапостольного великого князя Владимира. Выбор веры. Крещение князя и его дружины в г. Корсуни. Крещение киевлян в водах Днепра. Строительство Десятинной церкви. Князь «Красное Солнышко». Иконы святого князя Владимир. Основные понятия: равноапостольный. Иночество на восточнославянских землях (1 ч.) Преподобные Антоний и Феодосий – основатели иночества на Руси. Житие и чудеса преподобных. Киево-Печерская Лавра. Житие преподобного Нестора. Летопись «Повесть временных лет» – первая последовательная история Руси. Основные понятия: преподобный, иночество, инок, монастырь, лавра, летописец, «Повесть временных лет». Святой богатырь Илия из Мурома (1 ч.) Народные былины и правда о святом Илии. Чудесное исцеление и служба у князя. Иноческое служение в Киево-Печерском монастыре и проповедь язычникам. Рака в пещерах Киево-Печерского монастыря. Основные понятия: былина, рака. Кроткий старец Серафим (1 ч.) Житие преподобного Серафима Саровского. Приветствие и сухарики батюшки Серафима. Икона Божией Матери «Умиление». Основание Серафимом Саровским ... далее ...
Киево-Печерский монастырь и основание русского ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... связано введение Студийского общежительного монашеского устава. Обыденное управление стало основополагающим условием для дальнейшего существования Печерской обители; в начале игуменства Феодосия (1062 г.) в монастыре подвизалось 20 монахов, а за короткое время число насельников возросло до ста. По мнению исследователя В. Н. Топорова «выбор Студийского устава был не случайным, а сознательным и глубоко обдуманным шагом» [20]. Общежитие, предписываемое Студийским уставом, было единственным условием сохранения монашеской общинной жизни. Сведения о введении Студийского устава в Киево-Печерском монастыре находим в «Житии Феодосия Печерского» и Печерском Патерике. Первая часть устава – традиция совершения богослужения, были получены от византийского монаха Михаила, пришедшего на Русь с митрополитом Георгием в 1062 году. По благословению прп. Феодосия полную редакцию Устава Студийского монастыря на Русь принес Печерский монах Ефрем около 1065 года. Именно этот устав лег в основу иноческого общежития Киево-Печерского монастыря. Сегодня существуют разные мнения по поводу того, насколько точно прп. Феодосий следовал Студийскому уставу? Для игумена Печерской обители ... далее ...
“Русь” и “Русская земля” в мировоззрении ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... русь воспринимался как народ, а не государство. Например, описывая борьбу Ярослава Мудрого со Святополком, автор «Сказания о Борисе и Глебе» замечает: «В лето 6526 приде Болеславъ съ Святополкомъ на Ярослава с Ляхы. Ярославъ же, съвкупивъ Русь, Варягы, Словени, поиде противу…» [19]. В данном контексте совершенно очевидно, что слово русь использовано для обозначения этноса, и поэтому должно писаться со строчной буквы, как и варяги и словени. «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУСКАЯ ЗЕМЛЯ, … И ОТКУДУ РУСКАЯ ЗЕМЛЯ СТАЛА ЕСТЬ» Уже само название древнейшей русской летописи, составленной в начале XII века в Киево-Печерском монастыре монахом Нестором, дважды использует понятие Русская земля: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». Здесь нет, как может показаться на первый взгляд, тавтологии. Летописец обещал рассказать, откуда пошла Русская земля, т. е. ее история (или происхождение) до первого киевского князя. Собственно эта часть уже рассмотрена нами: Русская земля происходит от библейского народа русь – из колена Иафетова. Остается рассмотреть становление Русской земли и определить самое понятие. Оно так ... далее ...
Успенский собор Московского Кремля / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Успенский собор Московского Кремля Дом Пресвятой Богородицы Успенский собор Московского Кремля. Фото: С. Власов Патриархия. Ru Традиция возведения Успенских храмов на Руси началась еще в древнем Киеве: тогда наряду с храмом Святой Софии был построен и первый в новообращенной стране Успенский собор, в Киево-Печерском монастыре. По преданию, Сама Пресвятая Богородица прислала из Константинополя зодчих, дала им золото на строительство и пообещала прийти и жить в новоустроенном храме. Стольному Киеву стали подражать другие русские города. Успенские соборы появились во Владимире, Ростове, Смоленске и других княжеских центрах. В Москве до правления Ивана Калиты главным храмом был Дмитровский собор, посвященный святому воину Димитрию Солунскому, покровителю защитников Отечества и небесному патрону владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Возможно, этот храм был репликой Дмитровского собора в стольном Владимире, хотя эту версию разделяют не все ученые. В начале XIV века русские митрополиты предпочитали проживать уже не в Киеве, а во Владимире. Однако владимирский князь невзлюбил тогдашнего митрополита – святителя Петра. С князем же московским Иваном Калитой у ... далее ...

  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерском монастыре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"