Киево-Печерском монастыре



  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

Православие в России, Часть 5 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... труда автора, а все предшествующие этому страницы – только прелиминарные заметки. Действительно, при чтении дальнейших страниц читателю ни разу не приходится вспомнить, что выше было писано автором и о языческой философии, и об ересях, и о многом другом: автор не напоминает об этом ни одним существенным результатом, который бы он извлек из своих обширных прелиминарных изысканий для объяснения главного предмета исследования. Последуем за автором в его изысканиях о главных моментах в культурном значении монастырей. Автор начинает выписыванием (стр. 42–45) нескольких общеизвестных расска3ов о киевском Печерском монастыре времен преп. Феодосия и нескольких статистических сведений о других монастырях до XIV века, преимущественно по истории преосв. Макария. Здесь останавливает наше внимание заметка (стр. 44) , что «на высшие иерархические места обыкновенно избирали из монастырей и потому русская Церковь, подобно греческой, сохраняла отшельнический характер». Между тем не находим у автора рассмотрение необходимого в ученом историческом исследовании вопроса о причинах, содействовавших развитию исследуемого явле-ния. Правда, мимоходом он проговаривается об этих причинах; он говорит ... далее ...
Минея. Апрель (гражданским шрифтом), В 8-й день ...Искать в Источникеazbyka.ru
... ЛИТУРГИ́И Блаже́нны пра́здника и от кано́на свята́го песнь 3-я на 4. Проки́мен, глас 4: Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум. Стих: Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси, живу́щии по вселе́нней. Апо́стол ко Евре́ем, зача́ло 318. Аллилу́ия, глас 2: Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости. Стих: Зако́н Бо́га его́ в се́рдце его́, и не за́пнутся стопы́ его́. Ева́нгелие от Иоа́нна, зача́ло 36. Прича́стен: В па́мять ве́чную: Святитель Нифонт, архиепископ Новгородский Святитель Нифонт, архиепископ Новгородский, уроженец Киева, принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре при игумене Тимофее. Своей подвижнической жизнью в посте и молитве святой Нифонт снискал себе великую славу богомудрого и преданного служителя Божия. В 1131 году, когда епископ Новгородский Стефан после двадцатилетних архипастырских трудов оставил свою кафедру и удалился на безмолвие в монастырь, по изволению Божию и единодушному решению новгородцев на эту кафедру был возведен преподобный Нифонт, епископская хиротония которого состоялась в Киеве. Одной из первых забот святителя Нифонта стала забота о прекращении междоусобных браней и водворении мира между русскими ... далее ...
История Русской Церкви. Том 1. Часть 1. Период ...Искать в Источникеazbyka.ru
... деле митрополита Климента, которого был противником 1299. В 1149 году митрополитом Климентом и великим князем Изяславом Мстиславичем был посажен в заключение в Печерском монастыре, в котором находился, не знаем сколько, менее года, до отнятия Киева у Изяслава Юрием Долгоруким (в том же 1149г.) . В 1151г. «поби святую Софию свинцом всю прямь, известию маза всю около». В 1154г· ходил к Юрию просить его сына Мстислава в Новгородские князья. Умер после 26-летнего правления 21 Апреля 1156 года в Киеве, в который отправился для встречи нового митрополита, шедшего из Константинополя. Погребён в Киеве в Печерском монастыре, где и доныне находятся его мощи в Антониевых или ближних пещерах. В записи летописца о смерти Нифонта читается: «тояже (указанной) весне преставися архиепископ (sic) Нифонт Апреля в 21, шьл бяше Киеву противу (встречать) митрополита, инии же мнози глаголаху, яко полупив св. Софию (т. е. ограбив её казну) пошёл Царю-граду, и много глаголаху на нь, и себе на грех, сем бы разумети комуждо нас: который епископ тако украси святую Софию? Притворы испьса, кивот створи и всю извну украси, а Пльскове святого Спаса церковь създа камяну (Мирожский монастырь) , другую в Ладозе ... далее ...
Где живет молитва? Часть I. | Радонеж.РуИскать в Источникеradonezh.ru
... это выражение ее души, выражение ее молитвы опять же. Но настолько совершенные, что все, что она делала как раз и укладывается в некий канон, поскольку канон, как правильно было сказано, это не просто жесткая форма, а это молитва Востока, Запада, Италии, Синая, Каппадокии, Византии. Вы зайдите в Софию Константинопольскую, посмотрите мозаики, это же сама жизнь. Вот тебе и канон. Е. Н. - А мы все- таки хранители церковной традиции. И стараемся быть Церковью, в хорошем смысле консервативной. И каноничность для нас крайне важна, потому что это часть нашей традиции. Я был недавно в Киево-Печерском монастыре, меня ребята -семинаристы повели посмотреть (с гордостью даже) недавно расписанный Академический храм в «стиле канон», как они сказали. Я посмотрел и, честно говоря, испытал не очень большую радость. Некоторые современные попытки церковного украинского искусства мне вообще активно не нравятся – все эти розово-пяточные ангелы и общий сентиментальный дух. Но здесь все-таки была попытка обращения к канонической традиции, предполагающей строгость и молитву, но я ее не почувствовал. Как же все- таки определить, где живет молитва? О. Л. К. - Это сложно сказать, но ... далее ...
Православная вечерня - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... для или родильницы, или которые иные для нужи. Ино про него послать в улицу обыскать в его приходе людми добрыми. И обыщут про него, что он на выходе не был для нужи, и на тех священникех заповеди не имети, а которой солжет священник, прихожане по нем в обыску не молвят: и на том священнике заповедь имети по старине по гривне да хоженое” ( т. е. судебные издержки. -И. У. ) ». Обряд соборнего совершения вечернего входа составлял общерусское, а не какое-либо местное явление. Его наблюдал в XVII веке спутник патриарха антиохийского Макария, диакон Павел из Алеппо, в московских храмах, в Киево-Печерском монастыре, в Густино-Троицком и в Московском Новодевичьем монастыре. В Москве, где все множество ее храмов административно делилось на „сорока” и у каждого „сорока” был свой собор, духовенство каждого „сорока” собиралось на вход в свой собор, во входах же Успенского собора, главного храма столицы, участвовали „власти”, т. е. духовные лица, занимавшие в Москве высокое положение — епископы, архимандриты, игумены, протоиереи и „поповские старосты” — должностные лица, близкие современным благочинным, а также причт этого собора. Особенность русского вечернего входа составляло ... далее ...
Руководство по гомилетике - Православная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... высокой чести. До нас дошли простые и безыскусственные (подобно поучениям митр. Петра) наставления св. Алексия о любви и страхе Божием, о правосудии, о необходимости покоряться властям, об усердии в молитве, о причащении Св. Христовых Таин. Матфей, епископ Сарайский (живший в то же время) , учил паству всем христианским добродетелям, учил почитать монастыри, верно служить князьям, гуманно относиться к челяди. Св. Киприан, митрополит Московский (1381—1383 и 1390—1406 гг.) , по происхождению серб или, вернее, болгарин из г. Тернова. Приехал в Россию в 1377 г. И был сначала игуменом в Киево-Печерском монастыре, а с 1381 года Московским митрополитом. Он был человек «велми книжный и учительный» и оставил после себя много сочинений, в которых, между прочим, писал о близкой кончине мира и против того, чтобы монастыри владели имениями. От него осталось и много поучений. Григорий Цамвлак (Семивлах) — племянник св. Киприана, с 1416 г. был сделан Московским митрополитом. Известен как выдающийся проповедник, но уже не в духе прежней простоты и безыскусственности. «Стремление к витиеватости — сравнения, противоположения, метафоры, вообще тропы и фигуры встречаются у него на каждом ... далее ...
Феодосий Печерский - родоначальник русского ...Искать в Источникеpravmir.ru
... доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле. Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на ... далее ...
Житие и хожение Даниила, игумена Русской землиИскать в Источникеpravmir.ru
... публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " () . Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib. pravmir. ru) . Предисловие О Данииле известно немного, и все известное - предположительно. Исследователи предполагают, что Даниил пострижен в Киево-Печерском монастыре, позднее стал игуменом одного из монастырей Черниговской земли и возглавил русских паломников, совершивших " хожение " в Святую Землю в 1104-1107 гг. Я. М. Карамзин в своей " Истории государства Российского " высказал предположение, что " сей путешественник мог быть Юрьевским Епископом Даниилом, поставленном в 1113 году " (умер в 1122 г.) . " Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена " не только самое древнейшее описание паломничества в Святую Землю, но и одно из первых замечательнейших созданий древней русской литературы. Его язык емок и красочен, повествование вдохновенно, наблюдения - тонны и разнообразны, духовный кругозор - широк. " Житье и хожение Даниила " было на Руси распространено и чтимо, о чем говорят более 150 известных сегодня его списков. Я, недостойный игумен Даниил, ... далее ...
Слова - Православная электронная библиотека ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Они положили хлеб в другую чашу весов, и она тотчас начала перетягивать первую. Тогда световидные мужи сказали мытарю: «Иди, убогий Петр, приложи к этому хлебу, чтоб темнообразные мурины не похитили тебя и не ввергли в вечную муку». Петр выздоровел, сделался необыкновенно милостивым к нищей братии, истощил на них все весьма значительное имение свое, рабам дал свободу, и, переселившись в Иерусалим, продал себя в рабы одному из благочестивых жителей Святаго Града, чтоб смирением еще ближе усвоиться Богу, Которому он уже усвоился милостынею. Петр сподобился великих духовный дарований. В Киево-Печерском монастыре был инок Арефа; он имел значительное богатство, и хранил сокровище в келлии, будучи крайне скуп не только к нищим, но и к самому себе. Воры ночью обокрали его. Арефа впал в тоску, едва не наложил на себя рук; стал разыскивать об украденном имении и подвергать неприятностям многих невинных. Братия упрашивали его прекратить такие разыскания и возложить печаль свою на Господа ( Пс. LIV: 23 ) ; но он не хотел и слышать увещаний, отвечал на них жестко и грубо. Чрез несколько дней Арефа впал в тяжкую болезнь и приблизился к смерти. Братия собрались к нему; он лежал, как ... далее ...
Студийский монастырь и древняя РусьИскать в Источникеpravmir.ru
... о достойном почитании икон, о почитании Богоматери и святых. Основными произведениями преподобного Феодора являются Огласительные поучения — Большой катехизис, состоящий из трёх книг, и Малый катехизис, составленный из 134 поучений. Огласительные поучения предназначались для чтения перед монашеской братией. Рукописи, содержащие сочинения преподобного Феодора Студита, находятся во многих монастырских библиотеках и национальных книгохранилищах. Студийская обитель издавна щед­ро делилась с русскими иноками своим духовно-литера­турным наследием. Можно предположить, что уже в XI веке в Киево-Печерском монастыре были переведены важнейшие сочинения преподобного Феодора Студита. До нас дошли списки XII в. Жития преподобного Феодора, а в списках начиная с XV в. содержатся его катехизические беседы (Малый катехизис) 103. В отечественных книгохранилищах имеется также ряд греческих рукописей ХVI–ХVII вв., содержащих 2-ю часть Большого катехизиса преподобного Феодора Студита 104. Студийский устав предписывал игумену обители систематически наставлять братию: “нужно знать, что в среду, пятницу и воскресенье, при предстоянии братии со всяким благоговением, после окончания утрени ... далее ...

  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерском монастыре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"