Киево-Печерском монастыре



  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

Митрополит Петр Могила. Его борьба с ...Искать в Источникеazbyka.ru
... монастыря было явлением чрезвычайным и притом положительным. В рассматриваемое время на Украине и в Белоруссии был уже осознан всеми серьезно мыслящими людьми глубокий вред, происходивший от замещения высших иерархических мест лицами со светскими привычками, не пристойными святительскому чину. Особенно характерным в этом отношении было дело епископа Владимирского и Брестского Иосифа – в мире князя Корнатовича-Курцевича, впоследствии архиепископа Суздальского 2. Украинцы и белоруссы не раз просили польское правительство, чтобы им не назначали также иерархов из чужеземцев. Настоятельство в Киево-Печерском монастыре было для Петра Могилы привлекательно как средство борьбы с могущественными противниками, притеснявшими Православную Церковь и грозившими ей полной ликвидацией в пределах Речи Посполитой. Он был не единственным кандидатом на место настоятеля Киево-Печерской Лавры после кончины Захарии Копыстенского: этим местом пытались овладеть и униаты. Петр Могила понял, какую важность имеет православие для украинского и белорусского населения польско-литовского государства и решил отдать все свои силы, всю свою жизнь защите православия, стал выразителем лучших надежд и ... далее ...
История Русской Церкви, Часть 4 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... а латинская церковь была только одна да деревянный монастырь с костелом бернардинов. В Киеве, по описанию его королевскими люстраторами, в 1545 г. в замке киевском находились три православных церкви и одна латинская, а вне замка, в городе и его окрестностях, упоминаются церковь Святого Спаса, церковь и монастырь Воздвижения Честного Креста, церковь и монастырь святого Николая Межигорский, монастырь святого Михаила Выдубицкий, монастырь святых Бориса и Глеба, два бывших монастыря Пречистой – Гнилецкий и Зарубский и перечисляются семнадцать сел Печерского монастыря. Настоятельство в богатом Киево-Печерском монастыре было предметом постоянного искательства для многих, и хотя король, как мы видели, еще в 1522 г. предоставил своею грамотою самой монастырской братии избирать себе архимандрита при участии бояр и земян киевских и обещался утверждать только того, кого они изберут, но на самом деле никогда этого не держался и действовал по своему произволу. В 1535 г. по просьбе слуцкого князя Юрия и по ходатайству королевы Боны Сигизмунд уступил на время свое господарское право подавания Киево-Печерского монастыря этому князю под тем условием, чтобы он, когда скончается бывший тогда ... далее ...
История России с древнейших времен, Том 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Романа Всеславича, постриглась здесь под именем Евфросинии, сначала выпросила у епископа позволение жить при соборной Софийской церкви в голубце, где проводила время в списывании книг, продавала их и выручаемые деньги раздавала нищим, потом основала свой монастырь при церкви св. Спаса, где постригла родную и двоюродную сестру (дочь Бориса Всеславича) и двух племянниц; наконец захотела видеть Иерусалим, где и скончалась в русском Богородичном монастыре. Но не одни княжны и вдовые княгини постригались в полном здоровье; встречаем и князя, произвольно оставившего волость и постригшегося в Киево-Печерском монастыре: то был известный уже нам по летописи Святоша, или Святослав – Николай Давыдович черниговский. Три года пробыл он в поварне монастырской, работая на братию, рубя дрова и нося их на своих плечах с берега в монастырь; потом три года служил привратником, наконец перешел на службу при трапезе. По окончании искуса перешел жить в свою келию, при которой развел сад, и никогда во всю жизнь не видали его праздным, но всегда имел он в руках какое-нибудь дело, питался он постоянно одною монастырскою пищею. Для содержания своего монастыри уже в то время имели недвижимые ... далее ...
Жития русских святых, День 46 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... преподобный Всякое событие, если бы не было закреплено писанием, забылось бы и утратилось для знания. Так, если бы Моисей, наученный Богом, не оставил нам в своих книгах известия о самом начале и первом строении мира, а также о родоначальнике нашем Адаме, то все сие продолжительность времени покрыла бы, как тьмою, и привела бы в забвение. Но Бог, сохраняющий в людях память о Своих чудесах, в какое захочет время, воздвигает описателей, дабы последующие поколения, прочитавши начертанное ими, могли сим воспользоваться. Подобным образом Господь явил и в нашей Русской земле, в святом Киево-Печерском монастыре, приснопамятного писателя, преподобного отца нашего Нестора, который просветил очи наши, изложив полезное для нас. Преподобный Нестор был первым летописцем в нашем отечестве. Он описал первоначальную историю, где в простой и занимательной форме рассказано не только о начале Русского государства, о первых русских князьях, о том, как возникали первые города, как были войны и проч., но и о устроении мира внутреннего, духовного – то есть об основании и благоустройстве на Руси иноческого жития, насажденного, как в раю, в святом Печерском монастыре. Родиной преподобного ... далее ...
Красота девства - читать, скачать - преподобный ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в теле, порабощенном греху» ( Прем. 1: 4 ) . Таким образом, лишившись божественного разума, человек делается в чувствах своих подобным скоту, впадает во многие беззакония и вражеские сети, как слабоумный и бестолковый, и становится к благоугождению Богу совершенно неспособным. И верно сказано в Писании, что «ни блудники, ни малакии царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6: 9–10 ) . Еще апостол Павел советует не сообщаться с блудником, как и с идолослужителем: с таким даже и не есть вместе ( см. 1Кор. 5: 9, 11 ) . Этому есть важная причина, понять ее можно из следующего примера. В Киево-Печерском монастыре, около 1140 года, жил иеромонах Онисифор, у него был духовный сын и друг его, один инок, по виду постник, но живущий в нечистоте. И это было скрыто от его духовного отца. Но вот, будучи здоровым, внезапно он умер – и никто не мог приблизиться к телу его по причине смрада, исходящего из него. Стоя вдали, едва совершили над ним обычное пение и, заткнув нос, отнесли и положили в пещере. Много раз был слышен крик, как если бы кого мучили. Преподобный Антоний явился Онисифору и грозно говорил: «Зачем ты положил здесь такого гнусного беззаконника? Он осквернил святое ... далее ...
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших ...Искать в Источникеazbyka.ru
... изменника в свои руки, и он досадовал, когда при переправе через Днепр у Переволочной не удалось русскому войску захватить Мазепу. Желание казнить своего врага было так велико у Петра, что, вопреки своей обычной бережливости, государь предлагал турецкому великому муфтию 300000 талеров, если он силой своего духовного значения убедит султана выдать изменника. Попытка Петра не удалась, и едва ли могла удаться, так как и в своем изгнании Мазепа был еще богат. Во все время своего гетманства, щедро строивши и украшавши церкви, он успел собрать большие сокровища: из них многое хранилось в Киево-Печерском монастыре и в Белой Церкви и досталось царю; Петр побуждал всех малоруссов отыскивать еще и сообщать правительству о всяком достоянии гетмана, обещая доносителю половину указанного им имущества, принадлежавшего изменнику. И все-таки Мазепа успел захватить с собой огромные, по тому времени, денежные суммы. Он имел возможность уже в своем изгнании дать Карлу XII взаймы 240000 талеров, а после смерти Мазепы, как говорят, найдено было с ним 160000 червонцев, кроме серебряной утвари и разных украшений. Мазепа скончался 18 марта 1710 года, от старческого истощения, в селе Варнице, ... далее ...
«Повесть временных лет» как источник для истории ...Искать в Источникеazbyka.ru
... означает, во-первых, что просвещение славян получило свое начало не в годы Владимира, а еще во времена апостольские, когда предки полян проживали в Иллирике, а не в Приднепровье. Во-вторых, согласно со средневековой исторической логикой указание на Павла, как на всеславянского «учителя», обозначает, что поляне одинаково с придунайскими славянами) мораво-паннонцами, см. выше (следовали некогда учению, или «заповеди», т. е. правилам жизни, апостола Павла, которые, как известно из славяно-русских литературных памятников, были свободны от крайностей аскезы, свивших себе гнездо к концу 11 в. в Киево-Печерском монастыре.) Едва ли представляется надобность подробно пояснять здесь, насколько подобное сообщение о полянах осталось несогласованным в летописи с ее дальнейшим рассказом о просвещении их потомков киевлян, которые, без объяснения причин, из тихого, кроткого, мудрого и смысленного племени (Лавр.) 3, 9, 1, 12, 9–10 (, неожиданно для читателя превращаются) под 6415 907-м годом (в «поганых» «невеголосов», 137 а затем) под 6488 980-м и 6491 983-м годами (и в кровожадных язычников, совершающих перед идолами человеческие жертвоприношения, 138 никогда не слышавших ни апостольской ... далее ...
Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Филиграни: 1) Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка PD – Дианова («Голова шута») , № 331 (1682 г.) ; 2 (Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка IGANNE в картуше – Дианова) «Голова шута» (, № 182) 1678– 1682 гг. (; 3) Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка MLI в рамке – Дианова («Голова шута») , № 180 (1677–1681 гг.) ; 4 (Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка GLI – в справочниках не отыскивается. Текст на л. 2–222 об. писан одним почерком. Житие Арсения находится на л. 32–80 об. 436 Пространное житие Арсения состоит из Предисловия и пяти статей, повествующих о юности святого, пострижении в Киево-Печерском монастыре, поставлении Арсения в епископы Тверские, об основании Желтикова монастыря и о смерти Арсения. После этого описывались два чуда, совершившиеся у гроба Арсения в 1566 и 1594 г. В рассказе о первом чуде автор называет свое имя: «Мне же смиренному иноку Феодосию». Судя по обмолвке автора, назвавшего Пермского епископа Стефана «архиепископом», произведение составлялось после 1589 г., когда была учреждена Московская патриархия, а Пермская епископия получила статус архиепископии. Второе чудо названо «новейшим», и это обстоятельство позволяет более уверенно датировать ... далее ...
Малоизвестные русские проповедники XVIII столетия ...Искать в Источникеazbyka.ru
... славяно-греко-латинской академии библиотекариусом, а послушание ему отправлять – быть при переводе книг св. отец, с жалованием учительским по 150 р. в год. Ректор академии, Порфирий Крайский, предлагал поместить его при самой академии; но Св. Синод строжайше предписал поместить его в донском монастыре, хотя бы для этого понадобилось вывести из него несколько монахов в приписные монастыри. Савицкий жаловался, что его крайне стесняет жизнь монастырская, каковую он не обязан нести не будучи монахом; но Св. Синод не уважил его просьбы. Тогда он объявил, что за болезнею не может исправлять должности библиотекаря и хочет принять монашество, по обещанию, в киево-печерском монастыре. Отпущенный в Киев, он сказал там, по желанию преосв. Тимофея, несколько предик, за тем уехал в деревню к своей матери, откуда прислал преосв. Тимофею доношение, что монашество принять не желает, да и диаконский сан снять-с себя желает, понеже никогда не чувствовал призванья к духовному званию и посвящен в диаконы преосв. Амвросием Юшкевичем почти насильно, еще в отрочестве, что правила церковные воспрещают, дозволяющие, для пользы церкви, в таких случаях снимать сан. Чем окончилось дело – ... далее ...
Жития русских святых, День 255 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце XIII века ему была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Память преподобного Авраамия празднуется 21 августа 3 сентября. Преподобный Прохор Печерский родился в Смоленске и принял пострижение в Киево-Печерском монастыре от игумена Иоанна (1089–1103) . Был он великий подвижник по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду, за что получил прозвище Лебедник. При этом никто и никогда не видел его печальным. По молитвам преподобного Прохора совершались многочисленные чудеса. Скончался преподобный Прохор в 1107 году и был погребен в Ближних пещерах. Память его празднуется 10 23 февраля, а также 28 сентября 11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Преподобный Симон, архимандрит Смоленский, ученик преподобного Сергия Радонежского, был настоятелем монастыря в Смоленске, ... далее ...

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерском монастыре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"