В.В. Лопатин 1. Замечания общего характера История открытия и хронология публикаций группы поучений преп. Феодосия Печерского достаточно подробно описаны И. П. Ереминым в его издании текстов великого киево-печерского подвижника. 1 В то же время за пределами этого обзора осталось мнение ряда исследователей о том, что в соответствующих рукописных сборниках могут присутствовать и другие поучения преп. Феодосия. 2 Необходимость проверить эту информацию и побудила нас пройти по стопам предшественников – сперва еще раз изучить охватывающие период церковных чтений от Недели мытаря и фарисея до Лазаревой субботы рукописные сборники 224(50), 225(48), 226(47), 227(49) собрания Киево-Печерской лавры, хранящиеся сегодня в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, а затем и триодный Румянцевский сборник 406, 3 в котором и были обнаружены в свое время А. X. Востоковым поучения преп. Феодосия. В ходе этого изучения выяснилось, что группа гомилий второго киево-печерского игумена, находящаяся в этих сборниках в качестве чтений со вторника по пятницу третьей седмицы Великого поста, состоит не из семи, как считалось ранее, а из восьми поучений. Специфика этой группы (стилистическое единство поучений и одновременная их тематическая разноплановость производят впечатление своеобразного цикла) как бы определяет ее капсулированность среди других чтений. Это позволило В. А. Чаговцу предположить, что поучения могли быть извлечены из гипотетического «Великопостного Златоуста», составленного преп. Феодосием для чтения на монастырских богослужениях во время его пребывания в пещерном затворе. 4 Схожую мысль высказал и Н. К. Никольский , отметивший, что составители в данном случае, «очевидно, только выбирали из одной более обширной группы поучений те, которые казались пригодными для целей церковного чтения в 3 неделю поста». 5 Что же касается возможности наличия в этих сборниках других учительных слов преп. Феодосия, скрытых под чужими именами или анонимных, то пока здесь можно лишь отметить следующее. Два текста Румянцевского сборника 406, привлекшие внимание А. X. Востокова своей схожестью с изложенным в «Повести временных лет» предпостным поучением преп. Феодосия, в действительности ему не принадлежат. Первый из них, читавшийся во вторник первой седмицы поста (л. 40–42 об.; нач.: «В законе повеле Бог сыном иисраилевым, да кождо от себе Богу десятину давали...»), достаточно быстро был идентифицирован как поучение аввы Дорофея . 6 Текст второй «В неделю 2 поста слово душеполезно» (л. 91–93; нач.: «Придите, друзи и братье, возлюбленное стадо Христово, да мало и еще нечто изреку») сегодня атрибутируется св. Клименту Охридскому. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Глава II. Монастыри Высокое значение монастырей, какое приобрели они в Русской Церкви со времени основания Киево-Печерской обители, продолжалось и теперь; особенно настоятели монастырей после иерархов являются главными действующими лицами в событиях церковных, а иногда и гражданских. Но судьба самих монастырей с изменением обстоятельств Церкви и отечества немало изменилась: жизнь иноческая, которая прежде утвердилась и процвела преимущественно в Киеве и вообще в пределах южнорусских, нашла теперь для себя новое поприще в области Суздальской и других местах средней полосы России, а вместе с тем развивалась более и более в областях Новгородской и некоторых северных, ей сопредельных. I Во главе киевских и вообще южнорусских обителей стояла, как и прежде, знаменитая обитель Киево-Печерская. Это видно из того, что настоятели ее в ряду других настоятелей занимали всегда первое место, а вместе из того, что они только одни во всей южной России начали называться архимандритами, не оставляя, впрочем, и прежнего своего имени – игумен: последним именем выражалось их начальственное отношение к своему монастырю, а наименованием архимандрита – их отношение к прочим настоятелям и первенство над ними. С какого времени и по какому праву киево-печерские игумены усвоили себе имя архимандрита, неизвестно, но в первый раз, по летописи, это имя встречается за ними в 1174 г. 1711 Согласиться, будто имя архимандрии дал Киево-Печерской обители Андрей Боголюбский еще в 1159 г., возведши ее вместе на степень лавры и ставропигии великокняжеской и патриаршей, т. е. независимой от Киевского митрополита, мы не можем, несмотря на уцелевшую копию с мнимой грамоты Боголюбского 1712 . Грамота эта написана таким языком, каким писали в Киеве только к концу XVI и в XVII в. под влиянием языка и владычества польского: здесь неоднократно встречаются выражения: на вечные часы, подлуг узаконения патриаршаго... на потом в роды и роды, мает или не мает быта инако, зрушити сию данину и под.; определяется даже Киево-Печерскому монастырю брать с одного села семьдесят грошей польских.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Захват лавры: Украина стала антихристианской «наследницей» УССР Киев захватывает лавру по лекалам хрущевских гонений 10.04.2023 560 Время на чтение 6 минут Источник: РЕН-ТВ Фото: © REUTERS/Valentyn Ogirenko Наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Павел довольно жестко отреагировал на попытку режима Зеленского выселить оттуда православных монахов. Он заявил, что монахи не собираются выполнять беззаконный приказ и будут отстаивать свои святыни . Очевидно, уже всем архиереям канонической УПЦ стало ясно, что путь поиска компромиссов с властями является полностью безнадежным и режим не остановится, пока не искоренит все, имеющее отношение к христианству. Судя по всему, и сам глава УПЦ митрополит Онуфрий идти на сомнительные сделки с властями более не собирается. По данным известного ресурса УПЦ " Союз православных журналистов " , владыка Онуфрий не согласился выполнить приказ Офиса президента Зеленского, согласно которому православные должны были влиться в раскол ПЦУ, и поэтому Зеленский приступил к окончательному решению православного вопроса. Также данный сайт отметил, что выселение монахов из Киево-Печерской лавры – это лишь первый шаг на пути к полному запрету УПЦ. И действительно, в последующих шагах по искоренению православия на Украине сомневаться не приходится – чета Зеленских постоянно готовит для этого информационную и законодательную основу, постоянно публично ругая " московских попов " и превознося раскольников ПЦУ, в угоду безбожному государству пропагандирующих ксенофобию ко всему русскому, проповедующих легализацию наркотиков и ЛГБТ. О том, что такой акт готовится, давно предупреждали многие публицисты, и я в том числе. 10 марта руководство архитектурного заповедника потребовало от монастыря передать до 29.03.23 нижнюю часть Киево-Печерской лавры вместе с ближними, дальними пещерами и всем имуществом. Интересно, что эта дата совпадает с датой предыдущего закрытия лавры, произошедшего в 1961 году в рамках хрущевских гонений.

http://ruskline.ru/opp/2023/04/10/zahvat...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Смогли тогда, сможем и сейчас! Комментарий Союза православных граждан в связи с 370-летием Переяславской Рады 18.01.2024 218 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников 18 января весь русский народ светло празднует 370-летие Переяславской Рады, когда православные русские люди юго-запада России восстали против латино-польских оккупантов и присягнули навечно присягнули Русскому Царю. Этой присяги никто не отменял, поэтому Россия обязана повторить Переяславскую Раду, тем более, что режим Зеленского решил воздвигнуть в Киево-Печерской Лавре самый настоящий центр сатанизм. Временно исполняющий обязанности министра культуры Украины Ростислав Карандеев заявил о принятом решении снести постройки, возведенные в Киево-Печерской лавре её наместником митрополитом Павлом (Лебедем), и построить на их месте мемориал защитникам Мариуполя. Митрополит Павел возрождал корпуса Киево-Печерской лавры, достраивая кельи для новых монахов, приходящих в мать монастырей русских. Так было с основания лавры в XI веке. Сначала монахи жили в пещерах и даже вырыли там целый подземный город (Ближние и Дальние пещеры), где хранятся их нетленные останки — мощи. Когда уровень аскезы снизился и желающих находиться в таких жилищах не осталось, монахи стали строить корпуса при храмах. Часть из них теперь снесут, а на их месте возведут не что иное, как храм сатаны. Мы не можем назвать иным словом упомянутый мемориал защитников Мариуполя, то есть памятник боевикам из батальона «Азов» [запрещен в РФ и признан террористической организацией]. Во-первых, «азовцы» массово выкалывают на себе козьи головы и фигуры Бафомета (это образ сатаны в сатанинских культах) и прочие антихристианские символы, делают жертвоприношения. Во-вторых, на счету у экстремистов этого подразделения несметное количество убийств и пыток в отношении мирного населения Донбасса. О каком мемориале защитникам может вообще идти речь?! Режим Зеленского напрямую себя отождествляет этим с сатанизмом.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/18/sm...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Триста пятый крестовый поход Запад вновь готов ограбить православных 29.06.2023 1791 Время на чтение 8 минут Фото: regnum.ru «Наши западные партнёры» опять прокололись. И как всегда чуть раньше приличного. Впрочем, на эту тему и им, и нам не привыкать. Правда, для профанов и обывателей (которыми мы все являемся, скрывать нечего) этот прокол может быть и не слишком заметным. Но для тех обывателей, кто хоть немного следит за происходящим, для тех профанов, кто хоть слегка знает отечественную и мировую историю, душная вонь от подлых целей и мелких интересов этих самых партнёров не может остаться незамеченной. Радетели демократии и борцы с тоталитарной Россией вдруг озаботились… Чем бы вы думали? Ну никогда не догадаетесь! Толерантные содомиты и гоморряне озаботились СУДЬБОЙ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫНЬ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ! Ну вот, честное человеческое слово, зуб даю и век свободы не видать!.. Да, конечно, мы давно живём в глобальном сумасшедшем доме, где чёрное называется белым, здоровое – больным, а мягкое – твердым. Но даже в сумасшедшем доме большинство его обитателей всё же входят в дверь, а не в окно, едят безвкусную больничную кашу, а не вату из матрасов и писают в туалетный унитаз, а не в тарелку с супом. Все же даже в сумасшедшем доме сохраняются какие-то последние видимости и кажимости нормальности. Но чтобы педерастов и лесбиянок больше всего в жизни волновала сохранность православных икон и мощей православных святых?! С какого такого перепою или переколу?.. Но именно так обосновывают своё очередное гуманистическое предложение большие дяди с Запада, от которого, конечно же, маленький наркотический киевский клоун никак не может отказаться. Наша Служба внешней разведки сообщает, что «между киевскими властями и представителями ЮНЕСКО достигнута договорённость о вывозе с территории Киево-Печерской лавры христианских ценностей, в том числе святых мощей, и последующей передаче их музеям Италии, Франции, Германии и Ватикана под предлогом спасения от российских ракетных ударов». Наша разведка выяснила также, что в монастыре уже описали церковное имущество, да и деньги для перевозки ценностей уже выделены.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/29/tr...

Л.А. Ольшевская. «Прелесть простоты и вымысла...» Жанр «патерика», сборника произведений о святых какой-либо одной местности, имел широкие географические рамки хождения и многовековую историю до того, как стал развиваться в русской литературе, поэтому так трудно выделить «свое» и «чужое», оригинальное и заимствованное в памятниках русской патерикографии. Переведенные с греческого на славянский язык в вв. Скитский, Синайский, Египетский и Римский патерики рано вошли в круг чтения древнерусского человека, приобщая его через простые по стилю и занимательные по форме рассказы о жизни монахов к высоким истинам христианства. По мнению В.Р. Федера, славянские переводные патерики принадлежали к золотому фонду Священного предания, которое по авторитетности не уступало Священному писанию 452 . Видимо, именно этим объясняется популярность патериков в древнехристианском мире и то, что многие из них стали своеобразными «народными книгами» средневековья. Позднее переводные патерики послужили литературной основой для составителей первых русских патериковых сводов 453 . Киево-Печерский патерик самый известный и в идейно-художественном отношении значительный памятник русской патерикографии, который только в рукописной традиции бытования имел около 10 редакций и свыше 200 списков. Феномен Киево-Печерского патерика, когда он стал первым и вершинным явлением в истории жанра в русской литературе, во многом объясняется «соборностью» средневекового сознания, преимущественно коллективным характером творчества, что ослабляется к столетиям, когда возникают поздние патериковые своды, а также, в немалой степени, внутренними потенциями самого жанра, который позволял резко раздвинуть границы русского сонма святых за счет геройного ряда патерика. Открытость формы приводила к «подпитке» патерика за счет кон тактов с другими жанрами и жанровыми системами (летописание, учительная проза, жития святых, монастырский эпос и др.). Авторы Киево-Печерского патерика были открыты и к восприятию художественного опыта других национальных культур, выступив в роли прилежных и талантливых учеников 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Победа или смерть Русской Церкви и России О церковно-политической ситуации в бУССР 27.02.2024 388 Время на чтение 5 минут На Буковине зверски избит знаменитый митрополит Банченский Лонгин (Жар), усыновивший в созданный им монастырский приют более 400 детей. СБУ завела против митрополита Лонгина уголовное дело, а теперь неизвестные не просто ворвались ночью в его келию и избили владыку, но и распространили в СМИ дезинформацию о том, будто он сам упал, потеряв сознание от таблеток. Митрополит Лонгин опроверг эту дезинформацию и не побоялся в проповеди обличить режим Зеленского и встать на защиту старого календаря и русских святых, запрещенных ПЦУ. Эта проповедь является и ответом наместнику Киево-Печерской лавры митрополиту Павлу, который для ослабления режима своего домашнего ареста продемонстрировал решимость отречься от православия: после посещения ЛГБТ-активистом (ЛГБТ запрещено в России) Драбинко из ПЦУ и запрещенным в служении священником УПЦ Андреем Пинчуком, требующим объединения с раскольническими ПЦУ и Константинопольским патриархатом, добился снятия запрета с Пинчука. В ответ СБУ разрешила митрополиту Павлу ездить в больницу. Дальнейшие послабления будут зависеть от следующих шагов УПЦ по полному и окончательному отречению от православия. С этой же целью 22 января апелляционный суд Винницкой области постановил проверить обвинения против митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана, за которые он получил пять лет. Пока митрополит Ионафан не сделал никаких шагов по отречению от православия в обмен на послабление срока, как и Черкасский митрополит Феодосий, с которого сняли домашний арест, не закрыв при этом само уголовное дело, как бы жирно намекнув этим на необходимость ответных шагов навстречу СБУ. Отречение от православия – это цена послаблений от укрорейха, который не собирается отменять свой план уничтожения православия в колыбели Крещения Руси. С целью ускорения этого процесса в Киеве побывал глава англиканской конфессии Кентерберийский архиепископ Уэлби, «венчающий» гомосексуальные пары. Сразу после его предыдущего посещения Киева началось изгнание УПЦ из Киево-Печерской лавры. И на этот раз первым делом Уэлби встретился с Думенко, на встрече он заявил о том что гонения на УПЦ – это фейки. И тут же Зеленский приказал форсировать принятие закона о запрете УПЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/27/po...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Спасти веру на Украине может только Русская армия Зверское избиение митрополита УПЦ Лонгина опровергает ложь партии похабного мира о том, что ООН и Трамп спасут Православие 06.02.2024 489 На Буковине зверски избит знаменитый митрополит Банченский Лонгин (Жар), усыновивший в созданный им монастырский приют более 400 детей. СБУ завела против митрополита Лонгина уголовное дело, а теперь неизвестные не просто ворвались ночью в его келию и избили владыку, но и распространили в СМИ дезинформацию о том, будто он сам упал, потеряв сознание от таблеток. Митрополит Лонгин опроверг эту дезинформацию и не побоялся в проповеди обличить режим Зеленского и встать на защиту старого календаря и русских святых, запрещенных ПЦУ. Эта проповедь является и ответом наместнику Киево-Печерской лавры митрополиту Павлу, который для ослабления режима своего домашнего ареста продемонстрировал решимость отречься от православия: после посещения ЛГБТ-активистом (ЛГБТ запрещено в России. - РНЛ) Драбинко из ПЦУ и запрещенным в служении священником УПЦ Андреем Пинчуком, требующим объединения с раскольническими ПЦУ и Константинопольским патриархатом, добился снятия запрета с Пинчука. В ответ СБУ разрешила митрополиту Павлу ездить в больницу. Дальнейшие послабления будут зависеть от следующих шагов УПЦ по полному и окончательному отречению от Православия. С этой же целью 22 января апелляционный суд Винницкой области постановил проверить обвинения против митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана, за которые он получил пять лет. Пока митрополит Ионафан не сделал никаких шагов по отречению от Православия в обмен на послабление срока, как и Черкасский митрополит Феодосий, с которого сняли домашний арест, не закрыв при этом само уголовное дело, как бы жирно намекнув этим на необходимость ответных шагов навстречу СБУ. Отречение от Православия - это цена послаблений от укрорейха, который не собирается отменять свой план уничтожения Православия в колыбели Крещения Руси. С целью ускорения этого процесса в Киев прибыл глава англиканской конфессии Кентерберийский архиепископ Уэлби, венчающий гомосексуальные пары. Сразу после его предыдущего посещения Киева началось изгнание УПЦ из Киево-Печерской лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/06/sp...

Сортировать по Исключить новости Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2014 года 25 декабря, 2014. Новостная служба 23 декабря 2014 года в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. 23 декабря 2014 года в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 57 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о кризисной ситуации, которая сложилась в украинском обществе. ПОСТАНОВИЛИ: Обратиться к Президенту Украины П.А. Порошенко в связи с кризисной ситуацией в украинском обществе. ЖУРНАЛ 58 СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о ситуации, связанной с жилищно-коммунальными услугами для религиозных организаций. ПОСТАНОВИЛИ: Обратиться к Президенту Украины П.А. Порошенко и Премьер-министру Украины А.П. Яценюку по поводу предоставления льгот на природный газ для религиозных организаций. ЖУРНАЛ 59 СЛУШАЛИ: Отчет Управляющего делами Украинской Православной Церкви Преосвященного митрополита Бориспольского и Броварского Антония о деятельности Управления делами в 2014 году. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить работу Управления делами Украинской Православной Церкви в 2014 году. Поблагодарить Управляющего делами УПЦ Преосвященного митрополита Бориспольского и Броварского Антония за понесенные труды. ЖУРНАЛ 60 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви Преосвященного митрополита Луганского и Алчевского Митрофана о деятельности возглавляемого им Отдела в 2014 году. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить работу Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви в 2014 году. Поблагодарить председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ Преосвященного митрополита Луганского и Алчевского Митрофана за понесенные труды. ЖУРНАЛ 61 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Комиссии по делам монастырей при Священном Синоде Украинской Православной Церкви Преосвященного митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла о деятельности возглавляемой им Комиссии в 2014 году.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

А.С. Орлов Около половины XIV-ro века в Византии и в Болгарии с особой силой и определённостью выразилось учение исихастов или безмолвников, известное иначе под названием теории созерцательной или умного делания, а также и умного трезвения и умной молитвы. Учение это коренится в древнейших проявлениях восточного аскетизма, по временами оно затихало, скрываясь в уединении пустыней, в пещерах отшельников. В первой четверти XIV в. св. Григорий Синаит встретился на острове Крите с отшельником Арсением, который и преподал ему первые начала безмолвного жития и умной молитвы. Затем св. Григорий отправился на Афон, обошёл здесь все монастыри, скиты, даже келии отдельных отшельников, желая найти себе наставника и руководителя в умном делании; но он только убедился, что на всей Святой Горе умная молитва или умное делание было забыто, ибо все, кого он только ни спрашивал об этом, говорили ему, что не знают хотя бы по одному нназванию 1 . Наконец в ските Магуле он нашёл трёх подвижников, которые упражнялись не только в умной молитве, но понемногу и в созерцании. Поселившись недалеко от этого скита, Григорий Синаит построил себе молчальницу и уединился в ней «един единому Богу собеседуя». Вспомнил он, что ему наказывал о безмолвии, о молитве и трезвении ума Критский отшельник, и предался им. Вот, как говорит об этом Житие св. Григория Синаита , составленное Константинопольским патриархом Каллистом (1350–1354 и 1355–1363 гг.): «сице (т.е. наказание Критского отшельника) прилежнейше в уме обращая, и вся чювьства в себе внутрь сбрав, и мысль добре сбрав духови, и съвокупив же и связав, и – отнюдь рещи – кресту Христову пригвоздив, «Господи Иисусе Христе Сыне Божий», глаголаше часте, моляся, «помилуй мя грешнаго». Господь услышал слёзную «Иисусову молитву» и св. Григорий Синаит «храмину ону исполнену виде света зарею благодетною» 2 . Появление учения Афонских исихастов на Руси П. А. Сырку относит ко времени, предшествующему деятельности св. Григория Синаита , который прослыл на Афоне, как насадитель там безмолвия или созерцательной жизни. Ещё в первой половине XIII века, говорит П. А. Сырку, на Афоне были известны так-называемая аскетическая молитва Иисусова и умное внимание, как об этом свидетельствует Киево-Печерский архимандрит Досифей. Впрочем, можно думать, что русский афонит говорит о более лёгком виде созерцательной жизни; ему, наверное, не были известны те внешние приёмы, которыми сопровождается умное делание, и вместе с тем ему ничего не было известно и о божественном или сердечном свете, считающемся равным по своим свойствам фаворскому свету 3 . Но жизнь Киево-Печерского архимандрита Досифея, принёсшего на Русь от Святой Горы некоторые правило и чин 4 , другие учёные относят к позднейшей поре: Н. К. Никольский – ко второй половине XIV в., А. И. Соболевский – по-видимому, к тому же времени, Ε. Ε. Голубинский – к XIV–XV в. 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iisuso...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010