Предисловие Существует много печатных описаний св. Киево–Печерской Лавры и других святынь, находящихся в Киеве. Между этими описаниями и путеводителями есть такие, которые нередко сообщают неправильные, или неточные, а иногда и прямо ложные и извращенные сведения о св. Обители Киево–Печерской и других Киевских святынях. Самыми лучшими и достоверными описаниями и путеводителями по святым местам Киево–Печерской Лавры и г. Киева являются те из них, которые напечатаны в Типографии Киево–Печерской Лавры и продаются в книжных лавках ее. В св. Киево–Печерской Лавре за последние годы произведены многие новые постройки и переделки. Некоторые Лаврские храмы вновь устроены, другие же, в силу необходимости, по причине обветшания, обновлены и заново украшены. В г. Киеве также в последние годы устроены новые монастыри и храмы, а также переделаны, или обновлены древние. В виду всего этого Духовный Собор Киево–Печерской Лавры, с благословения своего Священно-Архимандрита, Высокопреосвященнейшего Флавиана, Митрополита Киевского и Галицкого, принял меры к составлению точного „Путеводителя по святыням Киево–Печерской Лавры“, соответствующего ее современному состоянию. Главное внимание, при составлении «Путеводителя», обращалось на то, чтобы сообщить в нем, хотя и краткие, но точные и полные сведения о всем том, что может привлекать к себе внимание благоговейного богомольца. Кроме исторических сведений о Киево–Печерской Лавре и ее святынях, в Путеводитель внесены и некоторые практические указания, необходимые для приезжего паломника. С тою же целью в «Путеводителе» печатаются план г. Киева и изображения как самой Лавры, так и других обителей и храмов г. Киева. Так как всякому, приезжающему, или приходящему в Киев па поклонение его святыням, бывает желательно осмотреть, кроме Лавры, и другие замечательные в священноисторическом отношении места г. Киева, то в конце «Путеводителя» помещено краткое историческое описание Киева и всех вообще его святынь. Описание св. Киево-Печерской Лавры Киев справедливо называется Иерусалимом Свято–Русской земли. Он так именуется потому, что при св. Владимире Киев послужил купелию для крещения русского народа в православную веру и с того времени сделался самым дорогим и священным для русских православных христиан городом. Это имя приличествует ему также и потому, что в нем, по милости Божией, сосредоточено множество драгоценнейших святынь православного русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Чиновники гонят монахов из Верхней лавры, не отдают иконы» Священнослужителям канонической Церкви закрыли доступ к двум храмам Киево-Печерской лавры 03.01.2023 840 Время на чтение 3 минуты Фото: ria.ru Священнослужителям канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) закрыли доступ к двум храмам Киево-Печерской лавры, сообщает РИА Новости со ссылкой на украинское интернет-издание «Страна.иа». «С сегодняшнего дня для Украинской Православной Церкви закрыт доступ к двум храмам Верхней лавры - Успенскому собору (главный храм Киево-Печерской лавры) и Трапезной церкви», - говорится в сообщении в телеграм-канале «Страны.иа». Издание приводит комментарий настоятеля Киево-Печерской лавры митрополита Павла, согласно которому священнослужителей УПЦ не пускают на территорию Верхней лавры, оставив доступ к святыням Нижней лавры. Тем не менее, митрополит уверен, что договор аренды Успенского и Трапезного соборов еще не разорван, так как УПЦ не была официально об этом уведомлена. На входе на территорию Лавры установлена табличка, извещающая посетителей о том, что заповедник закрыт до 2 января, следует из фотографий, опубликованных изданием. Украинские чиновники гонят монахов из Верхней лавры, не отдают иконы и требуют передать церковные ценности «по описи», заявил наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь). «Нас гонят с Верхней лавры, нам не отдают наши иконы. Составили комиссию. Директор музея (заповедника " Киево-Печерская Лавра " – РНЛ) сказал, что " мы должны забрать все по описи " . А кто описывал, когда мы приносили?» - рассказал митрополит Павел в видеообращении, которое опубликовано в YouTube. По его словам, храм был отстроен средствами верующих людей, а братия собирала деньги для восстановления Успенского собора. «Мы собирали деньги, не государство… Сегодня нас заставляют передать – и мы передадим – царские врата Успенского собора, это очень дорогая вещь, говоря по-вашему, позолоченный иконостас, престолы… Живопись на стенах мы не намерены срывать… Мы отдаем государству по описи. Но чтоб запомнили, что когда придет время – навсегда так не будет – мы спросим (по описи – РНЛ)», - предупредил иерарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/03/ch...

Современные чудеса Киево-Печерских святых В великий праздник Успенской Киево-Печерской Лавры – памяти преподобных отцов Печерских Ближних пещер, наместник Лавры митрополит Павел рассказал о чудесной помощи святых угодников Божиих. 12 ноября, 2014 В великий праздник Успенской Киево-Печерской Лавры – памяти преподобных отцов Печерских Ближних пещер, наместник Лавры митрополит Павел рассказал о чудесной помощи святых угодников Божиих. На протяжении всей истории святой Лавры собиралось множество свидетельств, подтверждающих дерзновение печерских святых пред престолом Божиим. Часто эти чудеса по смирению, или каким-либо другим причинам скрывались. Поэтому буквально по крупицам люди собирали свидетельства очевидцев, соприкоснувшихся с милостью Бога, дивного «во святых Своих» (Пс. 67:36). В великий праздник Успенской Киево-Печерской Лавры – памяти преподобных отцов Печерских Ближних пещер, наместник Лавры митрополит Павел рассказал о чудесной помощи святых угодников Божиих. По словам Его Высокопреосвященства, «До сего дня святые угодники Божии, почивающие нетленными мощами в лаврских пещерах привлекают к себе и безмолвно дают уроки наставления. Своим житием они подают пример терпения и стояния за веру. Испытания они принимали с радостью… Молитвы святых о нас сильны перед Богом.  Они не  отделяются от нас расстоянием земли и Неба, но мы сами от них удаляемся безверием и леностью ко спасению. Если придёте в пещеры, станете с молитвой у любой раки со святыми мощами преподобных отцов печерских —  свидетельствую о совершении многих чудес, которые творит Господь по их молитвам. Когда мы надеемся только на себя и гордимся, Господь не слышит нас. Но Он помогает нам всегда, когда это необходимо, если осознаем, что без Бога не можем ничего…». На святых угодниках Божиих исполнились слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21). По этой причине, по словам прп. Иоанна Дамаскина, святые «сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога». Почитая святые мощи, мы поклоняемся Духу Святому, Который почивает в телах святых как в храме (см.: 1 Кор. 6, 19).

http://pravmir.ru/sovremennyie-chudesa-k...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН ВЕЛИКИЙ Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († 1088, Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум. киевского Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Киево-Печерская лавра) (1077/78 - 1088). Сведения о Н. В. содержатся в Житии прп. Феодосия Печерского (далее - ЖФ), написанном прп. Нестором в нач. XII в. (по др. мнению, в кон. XI в.); в «Повести временных лет» (далее - ПВЛ): в статьях 6582 (1074) г.- «Сказании о первых черноризцах печерских» и 6596 (1088) г.; в Киево-Печерском патерике (далее - КПП): в «Слове о пришествии писцов церковных», «Слове об Иоанне и Сергии», «Слове о Никите Затворнике», «Слове о Спиридоне Проскурнике и об Алимпии Иконописце» (20-30-е гг. XIII в.). Согласно ЖФ, Н. В. был одним из первых последователей прп. Антония Печерского. В пещеру близ Берестова (княжеское село на юж. окраине Киева) он пришел не позднее сер. 50-х гг. XI в. ( Артамонов. 2003. С. 224). Именно Н. В., как пресвитеру и опытному черноризцу («прозвутеру и чьрноризьцю искусьну»), прп. Антоний поручал совершать пострижение желавшх приобщиться к подвигу монашества. Н. В. постриг в иночество прп. Феодосия Печерского, прп. Варлаама , преемника прп. Антония на игуменстве и 1-го настоятеля княжеского киевского во имя великомученика Димитрия Солунского мужского монастыря , свт. Ефрема буд. титулярного митрополита Переяславского. Это событие стало причиной конфликта печерян с киевским кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем (1054-1078, с перерывами), к-рый был недоволен тем, что пострижение состоялось без его разрешения (Ефрем был слугой Изяслава, а Варлаам - сыном его боярина Иоанна).

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), трудолюбивый. Предание относит кончину И. к 1115 г., однако сведения о святом не отразились в Киево-Печерском патерике , составленном в 1-й трети XIII в. И. впервые упоминается в «Тератургиме» киево-печерского мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где святой назван «старцем трудолюбивым» и указано, что его мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же составлена служба Собору. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. И. упоминается в 9-й песни канона преподобным отцам Киево-Печерским, в Ближних пещерах почивающим, где святой уподобляется «горлице пустыннолюбивой» (Минея (МП). 2003. Сент. С. 829). Возможно, в позднем почитании И. отразилось древнее почитание в Киево-Печерском мон-ре печерского постриженика свт. Исаии, еп. Ростовского († после 1089), погребенного в Ростове. Мощи И., почивающие в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, как показали проведенные в 80-х гг. XX в. исследования, принадлежали человеку, скончавшемуся в XI-XII вв. в возрасте ок. 60 лет (Дива печер лаврських. С. 91, 92). Лит.: Описание о российских святых. С. 27; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 46; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 274.

http://pravenc.ru/text/674808.html

Собрание разнородных историй, так или иначе связанных с Киево-Печерской лаврой. В основном это, конечно, жития насельников лавры. В основание Киево-Печерского патерика вошли два послания, написанные в XIII в. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 г.) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика», а иногда и без всякой связи с ним. Здесь можно встретить ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и проч. Федотов о Печерском патерике в библиотеке , в аудиоархиве Группа Вконтакте Facebook группа Киево-Печерский патерик Летописец Нестор, Блаженный Симон Патерик Печерский или Отечник Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины Владимире напечатана книга сия " Патерик Печерский " Оглавление ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония, первоначальника русских иноков, начавших подвизаться в пещерах Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Антонию Печерскому, первоначальнику иноческого жития в Руси Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков русских, которые стали подвизаться в монастырях по уставу Сказание о перенесении честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Феодосия Печерского

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В неправовых условиях можно ожидать быстрых дальнейших решений» В Русской Православной Церкви отметили, что новость о регистрации т.н. ПЦУ по адресу Киево-Печерской лавры следует рассматривать в контексте давления киевского режима на каноническую Церковь 03.12.2022 819 Время на чтение 3 минуты Фото: wikipedia.org В Московском Патриархате уточнили появившуюся в пятницу вечером информацию о том, будто Киево-Печерская лавра переходит в управление неканонической т.н. «Православной церкви Украины », сообщает Интерфакс-Религия. Ранее, как сообщает РИА Новости, «архиепископ» т.н. ПЦУ Евстратий (Зоря) заявил в запрещенной в России социальной сети Facebook, что Свято-Успенская Киево-Печерская лавра вошла в состав раскольнической т.н. Православной церкви Украины. «Зарегистрировали Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру как монастырь в составе ПЦУ. Был зарегистрирован устав Свято-Успенской Киево-Печерской лавры (мужского монастыря) Украинской православной церкви (Православной церкви Украины). Сведения об этом юридическом лице в составе поместной церкви внесены 2 декабря в Единый государственный реестр», — написал Зоря. Он отметил, что митрополит Киевский и всея Украины по должности является священно-архимандритом, то есть каноническим и духовным руководителем Киевской лавры, также решением «синода» возглавлять монастырь как юридическое лицо назначили «митрополита» Епифания. «Зарегистрирован устав " параллельного " монастыря ПЦУ " Киево-Печерская лавра " . Раскольники его давно подали на регистрацию. Теперь, по словам Ивана (Евстратия) Зори – спикера ПЦУ, они будут претендовать на один из храмов верхней Лавры, которая находится официально в ведении Киево-Печерского историко-культурного заповедника, и помещение для " монашеской деятельности», - разъяснил «Интерфаксу» ситуацию советник Патриарха Кирилла протоиерей Николай Балашов. По его словам, пока этим действием регистрация настоящей лавры не отменена. «Но в неправовых условиях, которые сейчас очевидны на Украине, и в случае признания " политической целесообразности " можно ожидать быстрых дальнейших решений, которые обсуждались на последнем заседании СНБО Украины и утверждены указом Владимира Зеленского», - добавил собеседник агентства.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/03/v_...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Печерский патерик «Киево-Печерский Патерик» — собрание разнородных историй так или иначе связанных с Киево-Печерской Лаврой. В основном это конечно жития насельников Лавры. В основание Киево-Печерского Патерика вошли два послания, написанные в XIII веке. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 году) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика», а иногда и без всякой связи с ним. Здесь можно встретить ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и проч. Нестор Летописец, Симон Блаженный Патерик Печерский или Отечник Летописец Нестор, Блаженный Симон Патерик Печерский Отечник Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины Владимире напечатана книга сия " Патерик Печерский " Оглавление ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония, первоначальника русских иноков, начавших подвизаться в пещерах Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Антонию Печерскому, первоначальнику иноческого жития в Руси Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков русских, которые стали подвизаться в монастырях по уставу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Тризна; † 1656), архим. Киево-Печерского мон-ря, составитель одной из редакций Киево-Печерского патерика . Биография Принадлежал к западнорус. правосл. шляхетскому роду, относившемуся к гербу Gozdawa. С детских лет жил в Киево-Печерском мон-ре, где получил образование. С 1640 г. (или с окт. 1646) являлся игуменом виленского Братского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ). В янв. 1647 г., после кончины Киевского митр. свт. Петра (Могилы ; † 1 янв. 1647), И. стал его преемником в должности настоятеля Киево-Печерского мон-ря. По мнению П. Пекарского, такова была предсмертная воля митр. Петра, по другой т. зр., И. был вызван из Вильно духовным собором Киево-Печерского мон-ря и «панами-обывателями» Киевского воеводства. В избрании киево-печерского архимандрита, состоявшемся 25 янв. 1647 г., сразу после похорон митр. Петра, приняли участие киево-печерская братия во главе с наместником Варлаамом (Детковским), Игнатий (Оксенович-Старушич) , игум. киевского Выдубицкого Всеволожа во имя архангела Михаила монастыря , Софроний (Жеребило-Лабунский), игум. Кирилловского мон-ря, и представители правосл. дворянства Киевского воеводства. Спешка в избрании киево-печерского архимандрита объяснялась, по мнению прот. Ф. И. Титова , желанием устранить борьбу между конкурентами ( Титов Ф., прот. Типография Киево-Печерской лавры. К., 2000. С. 315). Став киево-печерским архимандритом, И. сохранил за собой настоятельство в виленском Братском мон-ре: 27 февр. 1647 г. И. подписался под актом об избрании на митрополичью кафедру Сильвестра (Косова) как «архимандрит печерский киевский, старший монастыря братского виленского». 23 апр. того же года И., выполняя условия завещания митр. Петра (Могилы), передал Киевскому братству принадлежавшие ранее Киево-Печерскому монастырю села Вишенки и Гнедин. 28 сент. И. отказался от претензий на принадлежавшую Выдубицкому монастырю мельницу близ Киева, т. о. закончив имущественный конфликт между обителями.

http://pravenc.ru/text/578555.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополиту Павлу (Лебедю) предъявили обвинения Наместника Киево-Печерской лавры киевский режим обвиняет в «сотрудничестве с Россией и межрелигиозном разжигании» 01.04.2023 1112 Фото: ria.ru Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь) заявил, что ему предъявили обвинения со стороны украинских властей, следует из видео, переданного РИА Новости очевидцами из лавры. «Сегодня в 07:30 мне вручили подозрение. Сейчас в моём доме будут обыски», — сообщил он. Как рассказали РИА Новости очевидцы, сотрудники СБУ уже начали обыскивать 42-й корпус лавры, где живет наместник обители. По информации украинского издания Страна.иа, после того, как владыке Павлу вручили подозрение, его корпус в монастыре оцепили полицейские и не подпускают туда верующих. Митрополит добавил, что ему «в двух словах» пояснили, что его обвиняют в «сотрудничестве с Россией и межрелигиозном разжигании». «Ещё и говорят, что я проклинал президента ( Украины Владимира Зеленского. — РНЛ)», — отметил владыка Павел, подчеркнув, что речь идёт о цитировании им строк из Евангелия. Позднее в УПЦ сообщили, что митрополита Павла обвинили в разжигании межрелигиозной розни. «Речь идет о высказываниях в отношении к " ПЦУ " и Константинопольского патриархата, сделанных им в видеообращении " Просим справедливости для нашей Церкви " . В настоящее время в доме наместника Киево-Печерской Лавры проводят обыски. На 12 часов владыку вызвали на допрос», — говорится в сообщении в Telegram-kahaлe УПЦ. Позже, как сообщает ТАСС, стало известно, что митрополита Павла отправили под домашний арест. Ранее УПЦ заявила о присутствии сатанистов среди собравшихся у лавры сторонников изгнания из неё монахов, опубликовав фото смеющегося мужчины в черной толстовке с пентаграммами и надписью на английском «Есть ли у вас минутка, чтобы поговорить о нашем господе и спасителе сатане?» ( " Do you have a moment to talk about our lord & savior satan? " ) Новый виток конфликта вокруг Киево-Печерской лавры начался с уведомления о разрыве бессрочного договора аренды, которое Министерство культуры Украины направило УПЦ. Монахам предписали покинуть обитель 29 марта. При этом глава ведомства Александр Ткаченко предложил им остаться, но при условии перехода в раскольническую «Православную церковь Украины» (ПЦУ). Накануне министр заявил, что суд разрешил расторгнуть соглашение об аренде зданий лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/01/mi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010